Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всем земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою как бы свежую струю любви и света. В каждом доме, в каждой семье ежегодно идут приготовления к этому дню, дети ожидают его с радостным нетерпением, родители с любовью думают о предстоящем детям удовольствии, мысль о праздничной елке наполняет все сердца.
Цель работы : рассказать об истории возникновения праздника, его традициях, проиллюстрировать работами выдающихся русских живописцев.
Кругом рождественская мгла.
Во мгле гудят колокола,
И с ними в лад
Слова звучат: «Мир на земле и счастья всем»
Всякий раз, когда мы перешагиваем
порог Нового года, на душе становится
особенно тепло, потому что через несколько
дней наступит Праздник Рождества! Рождество Христово - удивительное
время, когда сердце наполняется ожиданием
чуда... И это чудо происходит!.. «Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. Рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку .
Тем временем в Иерусалим прибыли из
какой-то восточной страны волхвы, или
мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели,
как на небе появилась новая необычная звезда
и поняли, что ожидаемый Мессия родился.
Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его.
Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.
Многие поэты и писатели прямо или косвенно обращались к теме Рождества. В ностальгический мир патриархального русского праздника перенесут произведения А.А.Фета «Рождество», И. А. Бунина "Новый год»
В русской поэзии XX века к евангельской теме обращались Борис Пастернак и Иосиф Бродский.
Иосиф Бродский дал своеобразный обет, и почти каждый год, на протяжении своей поэтической жизни обязательно писал рождественское стихотворение.
Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание.
Рождество Христово. Вишняков И.Я.
Рождество Христово
РождествоВ праздновании
Рождества главной
является идея любви
и милости, связанная с
рождением в мир
Христа-Спасителя,
освятившего Собой
человечество и всю
природу, и
победившего
демоническую силу.
Марина Филимонова
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Цели : 1. Дать представление о библейском событии.
2. Познакомить детей с народными традициями и обычаями, связанными с этим праздником.
3. Воспитывать чуткое отношение к окружающим.
4. Обогащение словаря за счет подбора синонимов, антонимов; объяснения идиоматиеских выражений.
5. Изготовление рождественских подарков .
Оборудование : аппаратура для демонстрации презентации , макет рождественского вертепа , материалы и инструменты для изготовления поделки.
Предварительная работа : с детьми проводится ряд бесед по основам православной культуры, на которых детям дается элементарное представление о том, кого называют Богом, ангелами; дети заучивают стихи, используемые в рассказе воспитателя.
Ход : Дети рассаживаются перед экраном. Следует рассказ воспитателя, иллюстрируемый презентацией .
Текст к прензентации «Детям о Рождестве » .
Ребята, после Нового года в январе есть еще один праздник. Кто знает, какой? Да, это Рождество . Об этом празднике и будет сегодня рассказ.
Звучит песня Е. Королевой «Славная ночь Рождества » .
Рассказ воспитателя : Слово «рождество » обозначает «день рождения » . Когда у вас день рождения , радуетесь вы и все ваши близкие. Но однажды на Земле родился младенец , которому обрадовались очень и очень многие люди, потому что это был Бог. А было это так. Давным-давно в далекой восточной стране жили три мудреца-звездочета. Их называли «волхвы» . Из своих книг они знали, что когда-нибудь на земле родится Бог. А чтобы все люди могли узнать о том, когда же это случится, в небе появится новая звезда. И вот волхвы каждую ночь смотрели в небо, они знали каждую звездочку. Но однажды они увидели новую необыкновенную звезду. Она была больше и ярче всех других. И, о чудо, она не стояла на месте, а плыла по небу, как бы приглашая за собой. (Кадр 2) . И волхвы отправились в путь, чтобы увидеть Бога своими глазами. В те времена не было автомобилей и, тем более, самолетов. Волхвы снарядили верблюдов и отправились в дорогу. Путь их был труден и долог. Но звезда вела их, и,если волхвы уставали, она останавливалась, чтобы дать им отдых. (Кадры 3-5) .
А тем временем в стране Иудее грозный царь Ирод решил узнать, сколько людей живет в его стране, много ли людей подвластны ему. Чтобы не было путаницы, Ирод велел всем прийти в тот город, где они родились. В свой родной город Вифлеем отправилась и молодая женщина Мария. Ей было трудно идти, ведь у ней скоро должен был родиться малыш, но нельзя было не исполнить приказа царя. (Кадр 6) . В городе Вифлееме собралось множество народа, все гостинницы, все постоялые дворы были заняты. Мария и ее спутник Иосиф шли от дома к дому, но никто не давал им места для ночлега. (Кадры 7-8) .
Вопрос детям : Как вам кажется, ребята, можно было как-нибудь помочь Марии? Или уж ничего не поделаешь, раз места нет?
Предполагаемый ответ детей : Кто-нибудь мог бы ей уступить место.
Воспитатель : Конечно, ребята, сильные молодые мужчины могли бы уступить ей свое место. Да и любой добрый человек мог бы это сделать. Но вот беда, во всем городе не нашлось ни одного доброго человека. Все люди были злыми. Вот поэтому и пришел на землю сам Бог, чтобы вылечить людей от злобы, жадности, зависти.
Вопрос : А какие близкие по значению слова можно подобрать к слову «злой» ?
Ответы детей : Плохой, нехороший, сердитый, недобрый, негодный.
Воспитатель : Верно, ребята. А вот есть еще одно слово - «жестокосердый» . Это значит, что сердце у человека твердое, как камень. Вот камень ничего не чувствует, так и сердце бывает не чувствует боль или горе другого человека. Но о таких я даже говорить не хочу. Давайте лучше подберем слова, подходящие по смыслу к слову «добрый» .
Ответы детей : Хороший, нежный, ласковый.
(Часто дети к слову «добрый» подбирают синоним «красивый» . Здесь уместно напомнить детям сказку о «Мертвой царевне» Пушкина или сказку «Белоснежка и 7 гномов» . В этих сказках мачеха была очень красивая и очень злая. Можно, также, вспомнить сказку «Аленький цветочек» Аксакова или мультфильм «Красавица и чудовище» , где положительный персонаж оказывался в образе чудовища.)
Воспитатель : Еще, ребята, есть такие хорошие слова : «добросердечный» , «чуткий» . А как вы думаете, о добром или злом человеке скажут : «У него золотое сердце?» Почему?
Ответы ждетей .
Воспитатель : Действительно, золото – это драгоценность. Доброе сердце люди ценять также дорого, дороже красоты лица. Нет такого выражения - «золтое лицо» . Об умелых людях скажут : «золотые руки» , об умных - «золотая голова» . О хороших - «золтой человек» , «золотое сердце» , а вот «золотое лицо» ни о ком не говорят.
Но давайте вернемся в город Вифлеем. Бедная Мария, не найдя пристанища, вышла из города. Она нашла убежище в бедной пещере (на старинном языке пещера называлась «вертеп» , где пастухи укрывались от непогоды вместе со своими стадами. (Кадр 9) . В то время в пещере никого не было. Когда у Марии родился малыш, молодая мама запеленала его и положила на мягкую солому в кормушку для животных. Ведь там не было никакой кроватки. (Кадр 10) . Эта кормушка называлась «ясли» . Вам знакомо это слово? Да, самая младшая группа в детском садике называется «ясли» , в честь этой самой кормушки, где лежал новорожденный Бог . В это время ангелы сообщили пастухам радостную весть, что в их пещере родился Бог. (Кадр 11) . Сначала пастухи испугались, но потом обрадовались и побежали в свою пещеру. Пришли к пещере и волхвы. Все хотели увидеть младенца Бога , которого назвали Иисус Христос. (Кадр 12) .
Читается стихотворение :
Давайте забудем и горе и грусть,
Сегодня родился младенец Иисус .
Родился он ночью, в холодной пещере,
Его окружали лишь птицы да звери,
Да ангелы, да пастухи и волхвы.
А значит, все люди, а значит, и мы
Стояли тихонько и молча смотрели
На дивное чудо в святом Вифлееме.
Воспитатель : Мы можем и сейчас побывать в этой пещере. Надо только купить билет в страну Израиль в город Вифлеем. Над этой пещерой выстроен храм. Давайте войдем в него. (Кадр 13) . Видите звезду на полу?. Говрят, это то самое место, где стояли ясли младенца Христа . Волхвы принесли с собой подарки. Эти подарки сейчас хранятся в стране Греции на святой горе Афон. (Кадры 14, 15) . Теперь, в воспоминание об этих дарах, принято детям на Рождество тоже дарить подарки . Много других хороших обычаев связано с праздником Рождества . Например, обычай украшать елку. (Кадр 16) . Как этот обычай появилася? Есть об этом много разных научных предположений и даже сказок. Я хочу рвссказать вам одну из них. Когда родился Бог, не только люди и звери захотели поклониться ему, но даже и растения. Одна пальма сказала : «Я принесу Богу в дар свои прекрасные листья, они будут ему опахалом во время жары.» Другая ответила : «А я принесу ему свои сладкие финики» . Елочка сказала : «Я тоже хочу поклониться новорожденному Богу » . Гордые пальмы засмеялись : «Зачем ты пойдешь? Что ты можешь подарить? Ветки твои такие колючие, а шишки несъедобные!» Но елочка была доброй, она не рассердилась на своих хвастливых подруг и только подумала : «Что ж, действительно, я не такая красивая, как пальмы. Платье мое бедное и колючее. Но мне очень хочется увидеть Бога. Посмотрю на него хотя бы издалека». И Бог наградил елочку за ее скромность и доброту. С неба на косматые ветки елки спустились звездочки и украсили ее собой. Елочка стала самой красивой и нарядной, но не загордилась. Свой чудесный наряд она надевает только раз в году на праздник Рождества . А на макушке елки всегда сверкает восьмиконечная звезда, похожая на ту, что привела волхвов в Вифлеем. С это чудесной звездой связан еще один обычай. Накануне Рождества (этот день называется Сочельник, некоторые люди ничего не едят, пока на небе не засверкает первая звездочка, которая как бы скажет, что Бог уже родился. (Кадр 17) .
Читаются стихи Е. Королевой «Какой удивительный вечер» (в сокращении) .
Какой удивительный вечер,
Тихонько сосульки звенят.
А елки в дали словно свечи
Покрытые снегом стоят.
И чудится вдруг почему-то
Вон там, осветив небосвод,
Чудесная звездочка будто
По небу сейчас поплывет.
В тот миг вся земля засияет,
Не будет ни горя, ни слез,
Ведь каждый на свете узнает –
Родился Спаситель Христос.
Так люди ждут этого часа, что даже забывают о еде. Дети перед праздником мастерили игрушечный вертеп (Кадр 18, плюс к этому показываю вертеп, изготовленный мной) . После Рождества дети и молодежь наряжались, изготавливали большую Вифлеемскую звезду и с этой звездой ходили по домам, распевая рождественские колядки . Это такие песенки, в которых славили новорожденного Бога Христа . За это ребят называли христославы. Хозяева одаривали христославов конфетами, пряниками, орехами. (Кадр 19) . Неделя после Рождества называлась Святой неделей, или, по народному, «святки» . Считалось, что в эти дни сам Бог ходит по земле и всем помогает. И люди в это время старались делать добрые дела , радовать своих близких угощением и подарками. (здесь возможно продемонстрировать короткометражный игровой видеофильм «Рождественский ангел » или включить запись песни «Елка в Рождество » ). А хотите, ребята, и вы приготовить рождественские подарки ? (Дети пересаживаются за столы и изготавливают поделку) .