План-конспект занятия
« Помоги Зайке сберечь здоровье »
Программное содержание:
Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья;
На основе ситуационных моментов формировать умения детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности;
Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на то, как они подросли за лето, стали быстрыми, ловкими, и предлагает поговорить о здоровье, выясняет, как дети понимают слово «здоровье», приводит по словицы:
Здоровье - лучшее богатство.
Здоровому все здорово.
Здоровье - всему голова.
Раз даётся сту к в дверь, появляю тся два мальчика , одетые в костюмы Знайки и Зайки. Зайка одет небрежно: пальто расстегнуто, шнурки развязаны, шарф размотан.
Они здоровают ся с детьми. Зайка зовет детей гулять. Знайка предлагает остаться на занятии и послушать. Он обращает внимание детей на внешний вид Зайки и говорит , что, одеваясь таким образ ом, Зайка вредит своему здоровью. Знайка предлагает детям объяснить Зайке, что он, торопясь, сделал неправильно и почему, предлагает помочь Зайке.
Воспитатель хвалит детей за помощь Зайке, уточняет ответы детей: развязаны шнурки - можно наступить на них и упасть; рас стегнуто пальто - можно простудиться; не завязан шарф - он может зацепиться за что- нибудь, и ребенок упадёт .
Как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться;
- как спускаться по лестнице;
Как одеваться, собираясь на прогулку.
Зайка предлагает неправильные варианты, воспитатель побуждает детей объяснить ему правила, затем предлагает детям показать все это, собираясь на прогулку.
Сказочные герои читают стихотворение-совет и провожают детей на прогулку.
Надеваете пальто, Неприятностей не ждите.
Нужно сразу сделать что? Лучше в зеркало смотрите!
Пуговицы застегнуть, И тогда не упадёте,
А потом уже
и в путь
.
Ничего не разорвёте.
Вы надели
башмаки -
Завяжите все шнурки!
Чтоб в дороге не упаст ь
Чтобы
в
лужу
не попасть.
Можно использовать персонажи
кукольного театра
.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Доктор Айболит »
Программное содержание:
Через игру познакомить детей с профессией врача и инструментами, необходимыми ему для работы, уточнить представления детей о личной гигиене;
Формировать навыки здорового образа жизни;
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Развивать речь, воображение.
Оборудование:
игрушечное медицинское оборудование (термометр, микстура, бинт, шпатель), ширма, набор «Кукольный доктор», костюм врача, картинки с изображением продуктов,
шапочки с изображением животных.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем. Я придумала игру-шутку. Называется она «И я тоже». Если я буду говорить, что делаю что-то хорошее, вы добавляйте: «И я тоже»: если плохое - молчите, ничего не говорите, ладно? Запомнили. Начинаем. Только будьте внимательны!
Игра «И я тоже»
Я умею аккуратно ее есть.
Я не слушаю старших.
Я с ребятами дружу.
Хорошо себя веду!
Я на улице гуляю!
Я ребят всех обижаю!
В случае если кт о-нибудь ошибся и сказал: «И я тоже», воспитатель говорит: "Кто это там сказал «И я тоже»? Дайте-ка
я посмотрю на детей, которые обижают своих товарищей!.. Что?..
Не обижаете, просто ошиблись? Это хорошо, надо быть дружными!».
Воспитатель: Ой, ребята, совсем забыла, заигралась с вами... Ведь к нам пришел гость. Подождите здесь, а я посмотрю, пришёл ли он к нам.
Воспитатель уходит за ширму и переодевается : Нет, лучше сами отгадайте, кто к вам пришел... Добрый - добрый, в белом халате, в очках... Догадал ис ь? Всех излечит, исцелит, добрый доктор... (Айболит). Прав ильно, а вот и он! (Появляется доктор Айболит.)
Айболит : Након ец-то, я к вам добралс я. Трудно было идти: и ветер, и с нег на пути. Где наши зверята больные? А вот они.
Воспитатель (Доктор Айболит) одевает детям шапочки с изобра-жением животных: зайки, мишки, бегемота, волка и т.д.
Айболит обращается к ребёнку в шапочке с изображением зайки: З айчонок, что у тебя болит ? (Наклоняется к зай чику, слушает его трубкой) Вот оно что! Простудился зайка! Ну-ка зайка расс кажи, как ты мог так прос-тудиться.
Ребёнок рассказывает: Зайку бросила хозяйка.
Под дождем остался з айка!
Со скамейки слезть не мог.
Весь до нит оч к и про мок! (А.Барто)
Айболит
:
Ай-я-яй! Нехорошо бросать
свои
игрушки. Ложись-ка, заинька, в постель, поставим тебе градусник. А ребята тебе принесут и покажут картинки с изображением полезных продуктов, в них много витаминов, которые тебе помогут выздороветь и больше не заболеть.
Игра «Полезное – неполезное»
Айболит: Вот, ребята – молодцы: вы помогли выздороветь зайке.
Айболит: А у тебя, мишенька, что болит?
Ребёнок читает: Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший. (А.Барто)
Айболит: Лапка? Мы ее сейчас перевяжем. А вот игрушки свои нельзя так обижать (открывает чемоданчик, а он пустой) Какой я забывчивый! Я забыл свои инструменты. Вижу у вас имеются предметы, необходимые мне для работы (под-ходит к столу, где размещены предметы, которые необходимы для работы врачу, повару, продавцу) . Выберите мне из всех предметов те, которые нужны мне для работы.
Игра «Кому что нужно»
Айболит: Молодцы! Теперь можно лечить мишеньку. Возьмем бинт и забинтуем ему лапку. Все, мишенька! Есть еще больные.
Айболит: Ой, бегемотики! Они схватились за животики, у бедных бегемотиков животики болят. И почему же у них животики могли заболеть? (ответы детей)
Айболит: Они плохо руки мыли. Ребята, давайте расскажем им, как надо руки мыть.
Надо, надо нам помыться! шагаем
Где тут чистая водица? разводят руками
Кран откроем – ш-ш-ш, вращение кистями рук
Руки моем – ш-ш-ш, имитируем мытьё рук
Щёчки, шейку мы потрём и водичкой обольём.
имитируем мытьё щёк, шейки
Буль – буль – буль – журчит водица, надуваем щёки
Все ребята любят мыться.
Руки с мылом мы помыли, имитируем мытьё рук
Нос и щёки не забыли. показываем на щёки и нос
Не ленились вымыть уши показываем уши
И вытерли всё посуше.
Айболит: Какие вы молодцы, научили бегемотиков мыть руки. Ребята, вы очень добрые и заботливые. А мне пора идти других деток и зверюшек лечить. До свидания, ребята ! (собирается уходить, но вдруг что-то вспоминает)
Айболит: Какой же я забывчивый ! Ведь я вам хотел сделать подарок, отдать вам свой чемоданчик. Вы рассмотрите всё и будете сами лечить. Надеюсь, он вам очень поможет. Вот теперь до свидания! (Отдает чемоданчик и уходит за ширму, снимает костюм и выходит)
Воспитатель : Ну, ребята, расскажите, что за гость к вам приходил? (ответы детей) И что доктор Айболит вас лечил? (ответы детей, обращает внимание на подарок). Вы доктору Айболиту спасибо сказали? Молодцы, какие вы хорошие!
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Чтобы быть здоровым »
Программное содержание:
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Оборудование:
Иллюстрации с изображениями: мальчик, чистящий зубы, и грязный мальчик, книга со
стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр»
Ход занятия
:
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения
В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», последователь-но демонстрируя иллюстрации:
Этот мальчик любит мыло и зубной порошок.
Этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.
Про такого говорят: «Он плохой. Неряха!».
Вопросы:
Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
А другой мальчик кому-нибудь понравился?
Почему не понравился?
Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
Что, кроме мыла и губки , необходимо для мытья?
Давайте же мыться, купаться,
Плескаться, нырять, кувыркаться
В лохани, в корыте,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане.
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Педагог предлагает выучить чистоговорку:
Мама Милу
С мылом мыла.
В глаз попало
Миле мыло.
Мама Миле говорил а:
Не сердись, дочу рка М ила .
Не сержусь, - сказала Мила,
Я выплакиваю мыло.
Затем воспитатель читает стихотворение К. Чуковского «Мойдо-дыр» полностью, выясняет, почему от мальчика убежали все вещи, и напоминает о правилах гигиены.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
» 4-ый год жизни
« Экскурсия в прачечную
детского сада»
Программное содержание:
Познакомить с работой мастера по стирке белья,
Уточнить знания о том, что в прачечной стирают, гладят полотенца и постельное белье;
-
воспитыв
ать уважение
к
труду людей, работающих в прачечной
.
Ход
экскурсии:
До начала экскурсии воспитатель предлагает послушать отрывок из знакомого стихотворения и назвать его.
Одеяло убежало.
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Воспитатель уточняет, почему от мальчика убежали все вещи, говорит, что хотя среди ребят в группе нет грязнуль, но полотенца иногда бывают грязными; задаёт вопросы, кто стирает полотенца и постельное белье, предлагает познакомиться с мастером по стирке белья, повторяет ее имя и отчество, закрепляет слова: «прачечная», «белье», «постельные принадлеж-ности».
В прачечной после осмотра помещения и знакомства с мастером по стирке белья предложить послушать её рассказ, сопровождаемый показом действий: белье замачивается, загружается в стиральную машину, засыпает-ся стиральный порошок. По ходу рассказа взрослые задают вопросы, пред-лагая сравнить стиральные машины в детском саду и дома, демонстрируют грязные полотенца, объясняя, что дети недостаточно чисто мыли руки и теперь полотенца придется кипятить или дополнительно отстирывать руками. Затем показывают, как сушат и гладят белье, предлагают сложить несколько выглаженных вещей.
Подводя итог, воспитатель обращает внимание, как много белья нужно выстирать и отгладить, как трудно отстирывать грязные вещи , объясняет, что дети могут помочь работникам прачечной, если будут тщательно мыть руки.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
» 4-ый год жизни
« Тел о человека»
Программное содержание:
Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека,
Рассказать о роли органов чувств.
Оборудование:
кукла, картинки с изображением разных кукол, фотографии (картинки) детей разного возраста.
Ход занятия:
В гости к детям пришла кукла Маша, принесла картинки с изображением своих подруг, предлагает рассмотреть их. Воспитатель обращает внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз), предлагает найти различия. Затем побуждает дет
ей определить, чем похожи все куклы, подводя к выводу: у всех однии те же части тела, предлагает показать их на себе.
Далее воспитатель выясняет с детьми:
что делают руками;
почему руки называют первыми помощниками;
для чего нужны уши;
от чего нужно беречь глаза.
Затем воспитатель предлагает рассмотреть фотографии детей разного возраста, обращает внимание на изменение их роста, побуждая прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильным и здоровым, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя и рисование (комплексное)
4-ый год жизни
« Витамины и
полезные продукты»
Программное содержание:
- рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека,
Закрепит умение детей передавать в рисунке полезные продукты, используя различные методы изображения (пальчиком, кисточкой, карандашом);
Воспитывать интерес и желание рисовать полезные продукты.
Оборудование:
Картинка или фотография с изображением крепких , здоровых людей, картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед), загадки, гуашь, листы бумаги.
Ход
занятия:
Показать картинку или фотографию с изображением крепких, здоровых людей, подвести детей к пониманию того, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание, побеседовать о любимых блюдах детей.
Рассказать о витаминах, оказывающих влияние на работу организма, назвать некоторые витамины, рассказать, работе каких органов они помогают и в каких продуктах содержатся:
витамин В способствует хорошей работе сердца, содержится в молоке, мясе, хлебе;
витамин
С
укрепляет весь организм, помогает не
болеть,
Вспомнить, как выглядят знакомые овощи, назвать их по картинкам, подобрать картинки-отгадки к загадкам.
Показать картинки с изображением полезных продуктов (мясо, рыба, овощи, фрукты, молоко и молочные продукты, орехи, мед). Объяснить: для того чтобы быть здоровым, крепким и сильным, нужно ку шать только полезные продукты. Рассказать, что некоторые про ду кты не очень полезны, особенно если употреблять их в большом количестве (шоколад, конфеты). Предложить нарисовать любимые продукты.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Безопасность на дорогах»
Программное содержание:
- познакомить детей с элементарными правилами
поведения на улице, правилами дорожного движения,
Рассказать о светофоре.
Оборудование:
Картинка «Машины на улицах города», манишки с изображением участников дорожного движения, картинка с изображением милиционера
Ход занятия:
Воспитатель напоминает детям, что они научились играть с машинка-ми, а на настоящих дорогах машин много, предлагает рассмотреть картинку «Машины на улицах города». Объясняет, что для того, чтобы управлять ими, нужно много знат ь и уметь, задает вопросы, подводя детей к тому, что водители дол жны знать правила дорожного движения.
Воспитатель предлагает подумать, почему машины не сталкиваются друг с другом, кто помогает им двигаться без аварий, загадывает загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь
Зеленый, желтый,
красный.
Педагог уточняет значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей и предлагает поупражняться
в
движении в
соответ
ствии с сигналами светофора. Дети надевают манишки с изображением участ-ников дорожного движения
и и
митируют движение машин и пешеходов на улице. Воспитатель напоминает правила: не спешить, следить за движением других и сигналами светофора , переходить улицу в указан-ном месте.
Затем воспитатель показывает картинку с изображением милиционе-ра, предлагает рассмотреть ее, объясняет его роль в управлении движением на улице.
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Здоровье в порядке,
спасибо зарядке!»
Программное содержание:
Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;
Закрепить название некоторых видов спорта.
Оборудование:
Кукла в спортивной одежде, картинки с изображением разных видов спорта, спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.), мыльные пузыри.
Ход занятия:
На занятие приходит кукла в спортивной одежде - тренер Гантель-кин, показывает детям картинки с изображением разных видов спорта, уточняет, знают ли дети их название, задает вопросы:
каким видом хотели бы заниматься;
какими видами спорта можно заниматься зимой, летом.
Гантелькин объясняет, почему полезен каждый вид спорта и спорт вообще, и предлагает детям позаниматься физкультурой:
Состязание, ребятки.
Мы начнем сейчас с зарядки!
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать!
Если кто-то от зарядки
Убегает без огляд к и –
Он не станет нипочём
Настоящим силач
ом!
Каждый день у
нас,
ребятки,
Начинается с зарядки!
Руки в стороны и вниз ,
Все присели, подняли сь,
И девчонки, и мальчишки
Побежали все вприпрыжку!
Провели разминку ловко.
Приступаем к тренировке.
Выполняются упражнения с мячом:
Гантелькин предлагает еще позаниматься:
Чтобы сильным быть и ловким,
Продолжаем тренировку.
Выполняются знакомые упражнения с предметами. После упражнений Гантелькин предлагает поиграть:
Чур-чура, чур-чура,
Начинается игра.
Проводится подвижная игра по желанию детей.
Прощаясь, Гантелькин еще раз напоминает, что нужно заниматься физкультурой и спортом, чтобы быть сильными и здоровыми:
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт - здоровье, спорт – помощник,
Спорт - игра, физкульт-ура!
Гантелькин дарит детям спортивный инвентарь (мячи, скакалки и т.п.).
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
« Айболит в гостях
у детей»
Программное содержание:
Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми,
Закрепить знания о витаминах,
Уточнить представления об овощах,
Учить сажать лук
.
Материал для занятия:
Машина, кукла Доктор Айболит , овощи, фрукты, плоды шипов-ника, термос с настоем шиповника,
репчатый лу
к
и инвентарь для посадки и полива.
Ход занятия
:
В группу приезжает автомашина, в которой лежат мешочки с ши повником, овощами и фруктами и доктор Айболит.
Проводятся игры:
«Чудесный мешочек» - дети на ощупь определяют овощи (огу-рец, помидор, картофель, свекла, морковь), называют их и дают небольшое описание.
«Угадай на вкус» - после рассматривания и уточнения названия фруктов детям предлагается с закрытыми глазами определить их на вкус (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).
Затем Айболит показывает плоды шиповника, предлагает их по-трогать, понюхать, объясняет, что это та кое. Плоды шиповника очень полезны, их надо собирать, сушить, а зимой заваривать вкусный витаминный чай. Объясняет, что после занятия угостит детей таким чаем.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в автомашине лежит мешочек с луком, объясняет, что в зелёном луке много витаминов, и предлагает вырастить лук самим и есть его за обедом.
После показа проводится посадка лука в ящики. Доктор Айболит напоминает, что после работы нужно помыть руки, чтобы не занес-ти микробы, быть здоровыми и не болеть, и угощает детей витамин-ным чаем.
План-конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и познанию себя
4-ый год жизни
«Экскурсия в парк (лес)»
Программное содержание:
Учить детей отмечать характерные признаки лета, учить находить и узнавать лекарственные растения,
Формировать бережное отношение к природе.
Ход экскурсии:
Воспитатель предлагает детям осмотреться в парке и загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем
(Лес)
Воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие по чудесному зелёному до
му, полюбоваться,
рассмотреть и запомнить все, что покажется
интересным.
Дети с воспитателемрассматривают деревья, растущие в парке, сравнивают листья, ствол, кору, отмечают характерные черты, высоту, крону.
Зате м проводится игра «Найди дерево»: воспитатель называет знакомое детям дерево, они должны найти его, добежать и обхватить руками ствол.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, что растет в лесу интересное и полезное, уточняет название лекарственных растений, показы-вает иллюстрации и предлагает найти, но не рвать знакомые лекарствен-ные растения. Воспитатель подходит к каждому ребенку, нашедшему растение, напоминает его название и полезные свойства, предлагает сорвать по одному лекарственному растению каждого вида для гербария как чудесный подарок и воспоминание о лесе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Аккош» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
В мире материалов
(ознакомление с окружающим миром)
Воспитатель 1 категории Мавлитова Эльвира Фаритовна
Азнакаево, 2015
Программные задачи:
Учить детей узнавать материал, из которого сделан предмет.
Познакомить с процессом изготовления изделий из металла, стекла, дерева.
Учить детей проводить элементарные опыты, делать выводы.
Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах материалов.
Развивать умение различать качества и свойства разных материалов путём сравнения.
Развивать мышление, речь, интерес к познавательной деятельности.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, бережное отношение к вещам.
Методы и приёмы: рассказ, беседа, показ, сравнение, объяснение, обсуждение, элементарные опыты, дидактические игры, наглядный метод.
Оборудование: изделия из дерева - матрёшка, игрушечный стул, свистулька; изделия из металла - ложка, колокольчик, машина; изделия из стекла -ваза, стакан, лампочка; ноутбук, ширма.
Программное содержание:
1.Вступительная часть.
Ребята, какое ваше настроение?
Отличное!
Вы хотите узнать нового и интересного о стекле, металле, дереве?
Да.
Тогда отправимся в страну Мастеров и узнаем, чем же они там занимаются?
2.Путешествие в страну Мастеров.
(Открывается ширма, там появляется Король Мастеров).
Король мастеров:
Добро пожаловать в нашу страну. Я вас познакомлю с людьми, которые творят чудо.
Остановка Город Стёкол. (Рассказ Короля Мастеров).
Здесь мастера стекло делают из песка, но только не из обычного, которого много в песочнице на участке, а из очень чистого. Если песок сильно нагреть, до очень высокой температуры, он расплавится, станет жидким. Жидкому стеклу можно придать любую форму, а затем остудить и охлаждённое стекло сохранит её. Из жидкого стекла можно штамповать самые разные предметы (стаканы, вазы, чашки).
Из жидкого стекла можно выдувать разные формы. Люди, которые это делают, называются стеклодувами. Они опускают длинную трубку в жидкое стекло и начинают дуть, придавая стеклу нужную форму (например, вазы).Жидкое стекло можно резать специальными ножницами-вырезать разные украшения (например, цветок для вазы, ушки для стеклянных фигурок животных).(Показ слайдово изготовлении изделий из стекла).
Остановка Город Металлов.
Здесь живут мастера, которые творят чудеса из металла. Мастера расплавляют металл в больших жарких печах. Жидкий металл разливают в нужные формы; когда этот металл, который называется « чугун», застынет, из него получатся сковородки, вагонные колёса и др.Чугун-очень крепкий металл, но он плохо гнётся и от сильного удара может расколоться.(Показ слайдов о изготовлении изделий из металла).
Остановка Город Дерева.
В этом городе
из дерева строят железнодорожные вагоны, речные суда и лодки. Почти всю мебель, многие музыкальные инструменты, ящики радиоприемников и телевизоров делают из дерева. Древесина нужна для изготовления ученических ручек и карандашей, инструментов, игрушек и множества самых разнообразных вещей.
Древесина - выгодный и дешевый материал. По весу она легче многих других материалов, прочна, легко и хорошо обрабатывается, окрашивается и соединяется при помощи клея, гвоздей, болтов и шурупов. Деревянные сооружения хорошо удерживают тепло и защищают от звуков. (Показ слайдов о изготовлении изделий из дерева).
Воспитатель:
Спасибо вам за ваше путешествие и за интересный рассказ.Наши дети очень многого узнали о вашей стране и о мастеров своего дела.
Король Мастеров:
До свидания, пусть мой рассказ будет полезным знанием для вас. Мы рады видеть вас всегда в нашей стране. (Ширма закрывается).
3.Определение материала, из которого сделан предмет.
Перед детьмина столе лежат предметы: ваза, стакан, лампочка, ложка, машина, колокольчик, матрёшка, игрушечный стул, свистулька.
Воспитатель:
Дети, скажите, из чего сделаны эти предметы и какие они?
Дети:
Это стакан, сделан из стекла, он стеклянный.
Это стул, сделан из дерева, он деревянный и т.д.
4.Физминутка «Улыбнитесь».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
5.Сравнение материалов.
Воспитатель опускает в стакан шарик. Спрашивает, как дети догадались, что в стакане?
Дети:
Стекло прозрачное.
Воспитатель:
А теперь скажите, что на железной кружке?
Дети:
Не видно.
Воспитатель:
Значит, изделия из металла непрозрачные.
Воспитатель:
Если стакан бросим на пол, что будет?
Дети:
Разобьётся. Стекло хрупкое.
Воспитатель:
А если ложку или матрёшку бросить на пол?
Дети:
Они не разобьются. Они прочные.
Воспитатель:
Потрогайте руками стекло и дерево, что тёплое, а что холодное?
Дети:
Стекло холодное, дерево тёплое.
Берём ёмкость с водой. Дети кладут предметы на воду (ложка деревянная и железная). Смотрят, какой из них тонет и какой не тонет.
Дети:
Деревянная ложка не тонет, а железная ложка тонет.
Вывод: Стекло - хрупкое, водонепроницаемое, прозрачное. Металл- прочный, тяжёлый, гладкий. Дерево – прочное, лёгкое, не тонет.
6.Игры на определение нужного материала и предмета.
Игра «Узнай по звуку».
Все предметы находятся за ширмой, рядом с воспитателем. Воспитатель поочерёдно извлекает звуки из предметов. Дети должны назвать материал, из которого сделан предмет.
Игра «Что лишнее?».
Карточки с изображением четырёх предметов; три предмета изготовляются из одного и того же материала, а один-из другого(например, ваза, зеркало, флакон, карандаш).
Игра «Где твоё место?».
Каждый ребёнок загадывает, каким предметом рукотворного мира он будет в игре. Воспитатель называет одно из свойств и качеств любого материала и действие, которое должны выполнить дети. Например: «Если материал, из которого вы сделаны, утонет в воде, - похлопайте в ладоши», «Те, кто боится упасть на пол и разбиться, встаньте около меня» и т.д.
7. Заключительная часть.
Воспитатель:
Дети, о чём мы с вами говорили, что нового узнали?
Дети:
Узнали, как изготавливают изделия из металла, дерева, стекла. Сравнивали материалы, делали опыты, научились определить качества предметов.
Тема: Ознакомление детей с декоративно - прикладным творчеством - «Народная игрушка» (филимоновская, дымковская и каргопольская игрушка).
Цель: расширение и обобщение знаний детей о видах народной игрушки.
Задачи:
Материалы.
Игрушки: филимоновская, дымковская, каргопольская.
Форма занятий: фронтальная.
Вид: ознакомление с народно-прикладном творчеством.
Ход занятия:
Воспитатель приносит посылку, а там лежит волшебный кубик с рисунками и конверты. (Посылка от девочки Светы.)
Воспитатель: ребята, посмотрите, какая посылка к нам пришла.
(Достает посылку и в ней письмо.)
Воспитатель: Это посылка от девочки Светы и в нем письмо. Она пишет, что нашла у мамы в мастерской игрушки и хочет о них рассказать ребятам в садике, но сама не знает, какая, как называется. Ребята, поможем Свете узнать об этих игрушках?
Дети: да, поможем.
Воспитатель: ну что же бросайте кубик, какая картинка выпадет первой.
Кто на ней изображен?
1 филимоновская игрушка – птичка или лошадка. Ребята, что это за игрушка?
Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: ребята, у меня есть волшебный альбом, где все рассказано об этой игрушке. Я вам предлагаю посмотреть. Хотите?(видео ролик)
Дети: давайте.
Воспитатель: Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится возле места, где есть много глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле.
Свистульки, звери, птицы, люди - любимое изображение мастеров. Фигурки лепят из красной глины. После обжига их не забеливают, роспись наносят на естественный цвет глины. Орнамент очень прост: это поперечные и продольные полосы зеленого и малинового цветов. Сочетание цвета и формы настолько едины, что каждая игрушка - неповторимое произведение искусства.
Воспитатель: (держит игрушку в руках) это ребята филимоновская игрушка - птичка.
Эта птичка -свистулька умеет очень красиво петь (воспитатель свистит). Вам нравиться?
Дети: да, птичка очень красиво поет.
Воспитатель: а давайте мы попробуем посвистеть (дыхательная гимнастика ФФФФФФФ вдыхаем носом выдыхаем произнося звук ФФФФФ)
(Если выпала лошадка то (дыхательная гимнастика тоже, самое иго-го).)
Воспитатель: У нас с вами в руках маленькая птичка- свистулька. Она белая, с красивой росписью – какой? какой рисунок вы можете здесь увидеть?
Дети: зеленые и желтые линии
Воспитатель: из какого материала изготовлена свистулька?
Дети: Свистулька изготовлена из глины. Ребята, а вам понравилась эта игрушка? Ну что, Света думаю много нового узнала про эту игрушку и сможет рассказать своему братику.
Воспитатель: Теперь …… бросай кубик, какая же это игрушка у нас здесь оказалась?
2 дымковская игрушка (барыня или баран)
Воспитатель: ребята, а что это за игрушка такая.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: ну что давайте Свете теперь расскажем про эту игрушку. Эта игрушка из Кировской области.
Ребята, как вы думаете из чего она сделана?
Дети: Она сделана из глины.
Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился синий дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и давай свистеть – зиму прогонять, весну звать.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть «дымковскими».
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим альбом про эту игрушку. Эта игрушка называется дымковская. Давайте скажем вместе.
Ответ детей.
Воспитатель: Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные
Белоснежны, как берёзки
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Из чего сделаны эти игрушки? (из глины). Да, сначала их вылепили из глины, затем обжигали в печах, белили, а затем расписывали. Какие цвета использовали художники. Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. Мастера изготавливают свистульки, коней, уток, парные упряжки. Расписывают эти игрушки яркими цветами. (Просмотр видео ролика.)
А какие цвета присутствуют в этой игрушке?
Дети: синий, оранжевый, желтый, зеленый, черный, коричневый.
Воспитатель: Основной рисунок или орнамент этой игрушки - это клетки, кружки и пятна.
Воспитатель: О какой игрушке мы сейчас узнали?
Дети: это дымковская игрушка.
Воспитатель достает дымковскую игрушку, ребята расскажите о ней.
Еще1-2 описательных рассказа составленных детьми.
Ну что же я думаю, Света теперь сможет и о дымковской игрушке рассказать ребятам в садике.
Воспитатель: ну, кто будет теперь бросать кубик?
Вы не узнаете эту игрушку? Откуда она? (каргопольская).
Ответы детей.
Кто изображен на ней?
Ответы детей.
Воспитатель: давайте я вам о ней напомню. Посмотрим альбом про эти игрушки.
Это каргопольские игрушки. Их привезли из красивого города Каргополя, что стоит на берегу реки Онеги.
Какие цвета использовали мастера?
В каргопольской росписи используется разноцветье. В узорах - большие кресты, круги, овалы, кольца, полоски. Это все символы солнца.
Круг и крест внутри его говорит, что светит солнце на весь вольный свет и все времена года от него зависят.
Круг и рядом с ним дуга- это солнце и луна, день и ночь. Овалы по форме напоминают зерна, полоски- это лучи солнца, растения. (Просмотр фильма.)
Ребята у меня в альбоме есть очень интересные фото (центра берегини) вы знаете, что это за место?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно это наша -каргопольская. А какие цвета используем при росписи этой игрушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие мы молодцы ребята, рассказали Свете о народных игрушках: филимоновской, дымковской, каргопольской.
Воспитатель: Ой, посмотрите, там еще один конверт, а что же в нем? (в нем разрезные картинки с игрушками) давайте соберем их и посмотрим, какая там игрушка нарисована?
Ответы детей.
Воспитатель: Ну что, ребята я думаю, что Света теперь знает, как называются игрушки и сможет о их рассказать своим друзьям в садике.
А мы с вами давайте выберем себе понравившуюся картинку и завтра раскрасим ее дома.
©Дыбина О. В., 2010
©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
Программное содержание.
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал.
Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.
В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.
Программное содержание.
Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал.
Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа.
Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.(Матрешка)
Программное содержание.
Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание.
Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.
Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.
Программное содержание.
Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал.
Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.
В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.)
Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.)
Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.)
А лопата? (К рукотворному.)
А земля? (К природному.)
А лейка? (К рукотворному.)
Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.
Программное содержание.
Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал.
Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).
Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.)
Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник.)
Как вы догадались? (Он сажает цветы.)
На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.
Программное содержание.
Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Программное содержание.
Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал.
Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.
К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Программное содержание.
Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал.
Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.
Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 5–6 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни).
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, содержание работы представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагаются примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.
Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).
Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности – необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.
Ознакомление с окружающим миром необходимо осуществлять в соответствии с психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.
В старшей группе ознакомление с окружающим миром проводится и в форме игр-занятий, и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности детей в процессе познания окружающего мира.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, развлечений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей старшей группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится 2 занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти, заведующий – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.
Продолжение таблицы.
Программное содержание.
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, что они служат человеку и он должен бережно к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение.
Материал.
Картинки с изображением разных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека в быту. Раздаточный материал: большие карточки, на которых изображены два ряда клеток по три клетки в каждом (в клетках верхнего ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду – пустые клетки), и маленькие карточки с изображением предметов, облегчающих соответствующую трудовую операцию в быту.
Воспитатель начинает занятие с беседы: «Ребята! Посмотрите внимательно вокруг и расскажите, что вас окружает».
Дети говорят, что их окружает множество разных предметов, перечисляют их.
Воспитатель. К какому миру относятся все эти предметы: к природному или рукотворному? (К рукотворному, так как их сделал человек своими руками.)
А для чего человек придумал стол, кровать, шкаф, стиральную машину, телевизор, автомобиль и многие другие предметы?
Дети рассказывают, что любой предмет для чего-то нужен, каждый предмет выполняет свою функцию.
Воспитатель. Правильно. Каждый предмет имеет свое назначение и для чего-то необходим. Например, стол нужен для того, чтобы за ним писать, или для того, чтобы за ним есть. На стульях люди сидят, на электрической или газовой плите готовят еду. Есть предметы, с помощью которых человек трудится, предметы, с помощью которых он рисует, а еще есть предметы, облегчающие труд человека в быту. Вы знаете такие предметы? Узнать некоторые из них вам помогут мои загадки.
В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя объясняют, в чем состоит польза этих предметов.
То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)
Программное содержание.
Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Воспитатель зачитывает стихотворные строчки и предлагает детям определить тему занятия:
Педагог акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «Из скольких слов состоит „семья“?» Давайте проверим». Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Далее дети определяют характерное отличие каждой семьи – это схожесть членов семьи. Дети рассказывают, на кого из членов семьи они похожи.
Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.
Программное содержание.
Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.
Материал.
Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.
Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.
Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.
Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.
Примерные вопросы:
– Как правильно пользоваться предметом?
– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)
– Кто участвовал в создании предмета?
– Что использовали люди, когда этого предмета не было?
– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?
– Для людей каких профессий нужен этот предмет?
В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.
Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.
Программное содержание.
Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.
Материал.
Конверт, в котором лежат письмо и карта.
В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».
Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.
Задание 1.
Исполнить песню о дружбе.
Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».
Задание 2.
Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.
Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.
Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.
Задание 3. Игра «Кто такой друг?».
Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)
Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.
Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.Он не затевает драк
И не мучает собак.Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.
Программное содержание.
Расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.
Материал.
Образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).
Воспитатель заранее раскладывает образцы разных видов бумаги на столах. Дети рассматривают бумагу, а педагог побуждает их к выделению качественных ее характеристик, задавая вопросы о том, какая она, как это можно определить – гладкая или шершавая, толстая или тонкая. Ребята гладят листы, ощупывают, отвечают на вопросы.
Затем воспитатель предлагает детям смять лист бумаги (мнется), разорвать его на кусочки (рвется), потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный), положить лист бумаги в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. Дети вместе с воспитателем составляют алгоритм описания свойств бумаги.
Затем воспитатель зачитывает телеграмму от коллекционера, который собирает различные виды бумаги. Он путешествует по городам и селам и всем рассказывает о своей коллекции. Но в нашем городе у него случилась неприятность: подул сильный ветер, и его коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в группу. Воспитатель предлагает детям искать образцы бумаги (их педагог заранее прячет в помещении группы). Дети приносят найденные образцы.
Раздается стук в дверь, входит коллекционер (взрослый), знакомится с детьми, рассказывает о своем увлечении и сообщает, что все виды бумаги у него записаны. Предлагает детям организовать работу следующим образом: он называет вид бумаги, а дети показывают образец. По ходу занятия коллекционер объясняет назначение каждого вида бумаги. Далее каждый ребенок описывает свойства найденного вида бумаги на основе составленного алгоритма.
В заключение проводится дидактическая игра «Найди сходство и различия».
Воспитатель называет вид бумаги, а дети должны отыскать на столе предмет, изготовленный из бумаги данного вида (картонная коробка, газета, альбом, цветок из гофрированной бумаги и т. д.). Таким образом воспитатель подводит ребят к пониманию, что все найденные предметы изготовлены из бумаги, но бумаги разных видов.
Программное содержание.
Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду). Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться.
Материал.
Картинки с изображением работников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, повар, прачка и др.).
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Демонстрирует иллюстрацию с изображением фруктового сада и закрепляет ее на доске.
На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию с изображением цветочного сада и закрепляет ее на доске.
В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).
Воспитатель демонстрирует иллюстрацию с изображением детского сада и закрепляет ее на доске. Акцентирует внимание детей на повторяющемся слове «сад».
Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).
Беседуя с детьми, воспитатель выясняет: почему дети ходят в детский сад? Нравится ли им в саду? Почему? Что по их мнению «хорошо» или «плохо» в детскому саду.
Как под дождичком в саду. (Имитация роста.)
Деревца растут-растут.
Ветки расправляют, (Руки вверх. Встать на носочки.)
Солнце закрывают.
А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя. Приседания.)
Соберем в букет и мы.
Побежим домой с цветами (Бег.)
И букет подарим маме.
В заключение воспитатель предлагает ребятам создать альбом «Что такое детский сад?», в который войдут стихи, сказки о детском саде и рисунки об играх, занятиях, о людях, работающих в детском саду.
Все игрушки разбросать -
Ни за что не убирать.Быть приветливым, учтивым.
Говорить всегда: «Спасибо».Руки мыть перед едой.
С мылом, теплою водой.Куклам платья постирать
И конструктор разобрать.Воспитателя не слушать,
Кашу ни за что не кушать.В тихий час лечь в кровать,
Закрыть глаза и тихо спать.На занятиях болтать,
К взрослым в разговор встревать.Цветы утром поливать,
Во всем няне помогать.
Программное содержание.
Познакомить детей с разными видами тканей, обратить внимание на отдельные свойства тканей (впитываемость); побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.
Материал.
Кукла, кукольная одежда, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные образцы тканей, пипетки, лупа.
В гости к детям приходит кукла Таня. В руках она держит коробку, в которой лежит кукольная одежда.
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть кукольную одежду, обращая внимание на ткани, из которых сшиты предметы одежды. Дети определяют и называют ткани. Воспитатель спрашивает, чем ткани отличаются друг от друга: цветом, фактурой (на ощупь), весом (легче – шелк, тяжелее – драп). Затем дети рассматривают образцы тканей и рассказывают, что из них можно сшить.
Далее воспитатель предлагает детям выполнить следующие действия: из пипетки капнуть воду на хлопчатобумажную ткань, на кож у, на болонью. Дети определяют, какая ткань впитывает воду, и делят ткани на две группы:
1) впитывающие влагу (ситец, лен, батист, драп);
2) не впитывающие влагу (болонья, кожа, нейлон, капрон).
Воспитатель вводит понятие «гигроскопичность». Вместе с детьми проводит опыт: через лупу ребята рассматривают переплетение нитей хлопчатобумажной ткани, болоньи, нейлона, капрона, выясняют различия (в хлопчатобумажных тканях в переплетении нитей есть промежутки, способствующие вентиляции воздуха). Дети делают вывод, что гигроскопичность ткани зависит от состава нитей и от того, как они переплетены, и устанавливают зависимость между качеством ткани, из которой сшита одежда, и погодными условиями.
Воспитатель проводит игру «Волшебный ветерок»: прилетел волшебный ветерок, принес детям картинку с изображением пейзажа севера. Дети должны назвать одежду, необходимую людям, живущим на севере. Тот, кто быстрее и больше всех назовет видов одежды, тот получает картинку с изображением пейзажа севера. Аналогично проводится игра по картинке с изображением южного пейзажа.
Далее дети рисуют разную одежду, а рисунки дарят кукле Тане.
Программное содержание.
Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города; знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).
Материал.
Картинки с изображением подвижных игр.
В ходе беседы воспитатель выясняет, что дети больше всего любят делать, где им удобнее играть – дома или на улице.
Проводится дидактическая игра «Хорошо-плохо». Воспитатель произносит фразы об играх во дворе, а дети говорят, «хорошо» это или «плохо».
Конец бесплатного ознакомительного фрагмента