Неверный перенос навыка ухудшает выполнение деятельности. Перенос двигательных навыков и способностей, его виды и значение в учебно-тренировочном процессе в плавании

26.04.2019

Взаимодействие (перенос) навыков.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое вли­яние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навы­ков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последу­ющего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине мо­жет замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновре­менном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одно­го навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сра­зу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для при­обретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифичес­ких двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структу­ра изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сход­ства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и пре­емственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.

Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить рав­новесие.

Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,

когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать.

  • 8. Техника двигательных действий(структура, фазы)
  • 9. Основные характеристики техники движений (временные, пространственные, пространственно-временные, ритмические).
  • 10. Принципы отечественной системы фв.
  • 11. Принципы методики фв и их реализация в процессе занятий фу.
  • 12. Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы как средства фв.
  • 13. Общепедагогические методы, применяемые в фв.
  • 14. Методы упражнения в фв(строго регламентированного упр., игровой, соревновательный)
  • 15. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов фв. Виды нагрузок и интервалы отдыха.
  • 16. Методы строго регламентированного упражнения и их классификация.
  • 18. Метод круговой тренировки.
  • 19. Двигательные действия как предмет обучения в фв. Основы формирования дн.
  • 20.Характеристика ду и дн. Структура процесса обучения дд.
  • 21. Игровой и соревновательный метод в фв.
  • 23. Средства и методы воспитания силовых способностей.
  • 26. Понятие скоростно-силовых способностей, многообразие их проявления. Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движения.
  • Методика воспитания скорости одиночного движения и частоты движений.
  • 27. Методика воспитания быстроты двиг реакции (простой и сложной двигательной реакции).
  • 28. Определение выносливости, способы ее оценки, виды.
  • 29. Общая выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Специальная выносливость и методика ее воспитания.
  • 30. Характеристика и особенности средств и методов воспитания скоростно-силовых способностей.
  • 32. Критерии дкс, средства и методика воспитания.
  • 33. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.
  • 34. Гибкость и ее виды. Средства и методы воспитания гибкости.
  • 35. Понятие осанки, виды осанки, методика ее воспитания.
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).
  • 37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.
  • 38. Общая и моторная плотность урока.
  • 39. Нагрузка и ее регулирование в уроке фк.
  • 40. Характеристика программы по фв для среднеобразовательной школы.
  • 41. Планирование в фв, виды планирования.
  • 42. Технология разработки поурочного плана на четверть при планировании занятий по физическому воспитанию в школе.
  • 43. Подготовка преподавателя к уроку, организационное обеспечение урока.
  • 45. Особенности проведения занятий по фв с учащимися смг.
  • 46. Формы построения занятий в фв.
  • 47. Фк в режиме дня школьника.
  • 48.Контрольные упр.(тесты) для определения уровня развития физ.Качеств, применяемой в школьной практике.
  • 49. Контроль в фв. Виды контроля и их характеристика.
  • 50. Оценка и учет успеваемости учащихся по фк.
  • 50.Внеклассная и внешкольная работа по фв.
  • 51. Фв в семье.
  • 52-53. Фв детей раннего и дошкольного возраста.
  • 54.Фк в вооруженных силах.
  • 55. Фв в ссуЗе
  • 56. Фв в вуЗах.
  • 57. Особенности фв студентов основного и отделения спортивного совершенствования.
  • 58. Особенности фв студентов специального отделения.
  • 59. Ппфп.
  • 60. Фк в быту взрослого населения.
  • 61. Фк в пожилом и старшем возрасте.
  • 62. Физкультурные потребности и их характеристика.
  • 63. Психолого-педагогические особенности формирования физкультурно-спортивной мотивации.
  • 64.Сущность афк. Формы занятий с инвалидами. Особенности методики занятий, физк.-оздор.И спорт.Работа с инвалидами.
  • 65. Определение понятий: спорт, соревн. Д-ть, спорт. Д-ть, сисмема подг. Спортсмена, спорт. Движение, спорт. Достижения, спорт. Тренировка.
  • 66. Социальные функции спорта (эталонно – спортивная, эвристическая, социализирующая, эстетическая, прикладная, экономическая и т.Д.)
  • 67. Структура тренировочного процесса.
  • 68. Факторы влияющие на соревновательную деятельность.
  • 69. Общая характеристика подготовки спортсмена.
  • Основные компоненты в системе подготовки спортсмена.
  • 70. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
  • 74. Структура и виды микроциклов тренировки.
  • 75. Структура и виды мезоциклов тренировки.
  • 76. Структура и виды макроциклов тренировки.
  • 76. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.
  • 72. Тактическая подготовка спортсмена
  • 36. Понятие переноса в физическом воспитании (перенос двигательных навыков и перенос тренированности).

    Перенос навыков -влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков.

    Положительный перенос - взаимодействие навы­ков, при кот. ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего (наличие структурного сходства на главные факторы).

    Отрицательный перенос - взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс форми­рования последующего.

    Перенос навыка может иметь различный характер.

    Односторонний перенос . Возникает когда формирова­ние одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

    Взаимный перенос . Это перенос с одного двигательного дей­ствия на другие и обратно.

    Прямой перенос . Формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это вид переноса, при ко­тором ранее сформированный навык создает только благоприятные пред­посылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса ос­новано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в из­бранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит ког­да структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и ко­пья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых дви­жений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.

    Обобщенный перенос когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передви­жения общая задача - сохранить равновесие.

    Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные орга­ны тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или но­гой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать: при классификации физических упражнений; при разработке программ по физическому воспитанию; при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий; при подборе систем подводящих упражнений.

    37. Структура урока фв и определяющие ее факторы.

    Урок явл общепринятой формой систематических занятий, как ФВ так и спорт подготовки.

    Урок состоит из 3 частей: подготовительная, основная, заключительная.

    Вводная (подготовительная) часть урока выполняет служебную функ­цию, так как обеспечивает лишь создание предпосылок для основной учеб­но-воспитательной работы. Ее продолжительность составляет 7-10% от­водимого на урок времени.

    Типичными задачами вводной части являются:

    Организовать занимающихся.

    Активизировать их внимание.

    Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока.

    Создать соответствующую психологическую установку и положитель­ное эмоциональное состояние.

    Подготовить организм занимающихся к предстоящим нагрузкам. Для решения задач вводной части урока можно использовать разнооб­разные физические упражнения, однако они должны быть простыми либо хорошо усвоенными. Наиболее специфичными являются: построения и перестроения, общеподготовительные и специальные упражнения, раз­личные способы ходьбы, бега, ритмичные прыжки, танцевальные упраж­нения, хорошо знакомые игры. Очень эффективны и эмоциональ­ны упражнения с предметами.

    Основная часть урока выполняет главную функцию, так как именно в ней решаются все категории задач физического воспитания

    Формирование знаний в области двигательной деятельности.

    Обучение ДУ и ДН общеобразовательно­го, прикладного и спортивного характера.

    Развитие общих и специальных функций опорно-двигательного ап­парата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формирование и под­держание хорошей осанки; закаливание организма.

    Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстети­ческих качеств.

    Продолжительность основной части составляет 80-85% времени, от­водимого на урок.

    Для решения поставленных задач могут применяться любые физичес­кие упражнения, прежде всего предусмотренные соответствующими про­граммами.

    Заключительная часть урока имеет следующие функции:

    1. Организация завершения учебно-воспитательного процесса с целью приведения организма в оптимальное для предстоящих занятий состояние и сохранения общей рабочей установки.

    2. Концентрация внимания занимающихся на достигнутом и ориента­ция их в дальнейшей работе.

    Типичными задачами третьей части урока являются:

    Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функ­циональное состояние; фиксировать правильную осанку.

    Подвести итоги учебной деятельности.

    Ознакомить занимающихся с общим содержанием очередного заня­тия для самостоятельного выполнения некоторых упражнений и др.

    Ее продолжительность 3-5% времени, отведенного на урок.

    Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое вли­яние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навы­ков.

    Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

    Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

    Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при ко­тором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последу­ющего. Например, навык "подъёма завесом" на гимнастической перекладине мо­жет замедлить освоение "подъёма верхом"; то же самое возможно при одновре­менном обучении сальто назад и перевороту назад.

    Перенос навыка может иметь различный характер:

    Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирование одно­го навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

    Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного действия на другие и обратно.

    Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сра­зу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.

    Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при котором ранее сформированный навык создаёт только благоприятные предпосылки для при­обретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифичес­ких двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

    Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, когда структу­ра изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и копья). На принципе структурного сход­ства главных фаз осваиваемых движений планируется последовательность и пре­емственность заданий и вся система, так называемых, подводящих упражнений.

    Обобщённый перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь струк­турного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в дви­жениях велосипедиста и конькобежца и, тем не менее, перенос навыков в них осу­ществляется. Объединяет оба способа передвижения общая задача - сохранить рав­новесие.

    Перекрёстный перенос - это перенос навыков на симметричные органы тела,

    когда, например, движение, освоенное правой рукой или ногой без специальной подготовки может быть выполнено левой.

    Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер вза­имодействия навыков необходимо учитывать:

    При классификации физических упражнений;

    При разработке программ по физическому воспитанию;

    При планировании учебного процесса - в рамках одного и серии занятий;

    При подборе систем подводящих упражнений.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Общие основы теории и методики физической культуры введение в теорию и методику физической культуры. Основные понятия теории и методики физической культуры

    Общие основы теории и методики.. Физической культуры.. ВВедение в теорию и методику физической культуры..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
    Какнаучная дисциплина теория физической культуры представляет собой си­стему научных знаний о сущности физической культуры, общих закономерностях ее функционирования

    Методы исследования в теории и методике физической культуры
    Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие сомнения безоснователь­ны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а те

    Физическая культура как вид культуры
    2.1. Определение понятия "культура". Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зар

    Структура физической культуры
    Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятель­ности всегда имеют исторически сложившуюся форму организации или структуру, под которой понимается, во-первых, состав того и

    Функции физической культуры
    Специальные функции того или иного явления - это способ его бытия, способ­ность удовлетворять потребности общества или отдельной личности в данном виде деятельности. Не выяснив функции физической к

    Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
    В теории физического воспитания, спортивной тренировки и физической рек­реации анализ системы принципов и их унификация по праву занимает одно из ве­дущих мест, поскольку он тесно связан с оптимиза

    Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности
    Физическая культура, как отмечалось ранее, структурно подразделяется на две части: предметную и личностную. Предметная часть объединяет продукты матери­ального и духовного труда в сфере физической

    Физкультурное образование как педагогический процесс
    Образование - процесс усвоения знаний, умений, навыков путем их целенап­равленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности людей к другой. Процесс этот может носить характер прямой

    Высшее физкультурное образование
    Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф

    Общие принципы формирования физической культуры человека
    Принципы формирования физической культуры человека - это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогичес­кого процесса в сфере физической культуры. В своей

    Принцип гармонического развития личности
    Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни че­ловека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, - с потребностями общества, а с другой, - с интересами самой л

    Принцип связи с жизнедеятельностью
    Высвечивает прикладную функцию физической культуры в обществе, - подго­тавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходи­мости, - к участию в военно-боевых действиях.

    Принцип оздоровительной направленности
    Отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содей­ствовать укреплению здоровья. Требо

    Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
    Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство -это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совер

    Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
    Физические упражнения влияют не только на мышцы человека. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических уп­ражнений в организме занимающегося совершается це

    Естественные силы природы и гигиенические факторы
    Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формиро

    Понятие о технике физических упражнений
    Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке опреде­ленную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. В

    Пространственные характеристики
    Включают: положение тела, траекторию (путь) движения. Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определе

    Силовые характеристики
    В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения. Сила движения - это мера физического воздействия движущейся части тела (или вс

    Ритмическая характеристика
    Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движе­ний, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, от­носительно пассивных движений. Ритм явля

    Методы формирования физической культуры личности
    Рис. 5.7. Пример соотношений между категориями "методический подход", "методическое направление", "метод", "методический прием" при совершенствовании быст

    Методы, направленные на приобретение знаний
    Знания - один из ведущих компонентов содержания физического образования личности. Их определяют обычно как информацию, воспринятую, осознанную и закрепле

    Принципы сознательности и активности
    Эти принципы предусматривают определение путей творческого сотрудничества преподавателя и занимающегося при достижении целей в учебно-воспитательной деятельности. Его сущность заключается в

    Принцип наглядности
    Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формиро­вание у занимающихся точного чувственного образа

    Принципы доступности и индивидуализации
    Предусматривают определение стимулирующей меры трудности педагогичес­кого задания в процессе физического воспитания, учитывая особенности возрас­та, пола, состояния здоровья и уровня подготовленнос

    Принцип непрерывности
    Является одним из важнейших принципов построения занятий фи-зическими уп­ражнениями. Его реализация предусматривает недопустимость дискретности пе­дагогического процесса, приводящей к снижению дост

    Принцип прогрессирования воздействий
    Предусматривает целенаправленное повышение требований к двигательной ак­тивности (по параметрам объёма и интенсивности) в процессе адаптации индиви­да к физической нагрузке. Реализация данного прин

    Принцип цикличности
    Определяет структурную упорядоченность учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий и их серий. В практике принято различать микро-, м

    Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия
    Реализуется в процессе целенаправленного регулирования меры воспитатель­ного воздействия на различных этапах онтогенеза. Поскольку возрастная динами­ка развития физических способностей, совершенств

    Обучение двигательным действиям
    Обучение - составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Обучение осуществляется при взаимодействии педа­гога и ученика. Деятельность педагога называет

    Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения
    Каждое двигательное действие состоит из движений. Акт движения (двигатель­ный акт) производится с определенными взаимосвязями сил (внутренних и внешних) и приводит к изменению положения тела в прос

    U знания
    Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организован­ного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, прак­тической деятельности. Их сочетание обеспечивае

    Структура процесса обучения двигательным действиям
    Процесс обучения двигательным действиям во многом определяются тем, что в нем сочетаются закономерности формирования двигательных умений и навыков с законами теории управления и требованиями дидакт

    Управление процессом обучения
    Эффективное управление процессом обучения физическим упражнениям тре­бует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (проверки),

    Предупреждение и исправление ошибок
    На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физичес­ких упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от за­данного образца. Характер и степень отклонений могу

    Общая характеристика физических способностей
    8.1 Понятие о физических способностях, основные формы их проявления. В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных

    Движения - ведущий фактор развития физических способностей
    В формировании способностей большое значение имеют и врожденные и сре-довые факторы. Однако при равных условиях решающую роль в развитии физичес­ких способностей играет двигательная активность, нап

    Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности
    Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима её выполнения. Под режимом подразумевается точно установленный порядок черед

    Этапность развития физических способностей
    В динамике развития физических способностей при многократном, длительном выполнении одних и тех же нагрузок условно можно выде-лить три относительно самостоятельных этапа: Лекция 8 О

    Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей
    Неравномерность развития означает, что степень прироста показателей физи­ческих способностей на одних этапах может быть более значительной, чем на дру­гих. Это справедливо как для небольших периодо

    Перенос физических способностей
    Различные физические способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровн

    Принципы развития физических способностей
    Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиня-110 Лекция 8 Общая характеристика физических способностей ются разным закономерностям, несмотря на то

    Принцип регулярности педагогических воздействий
    Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку после­дние развиваются и совершенствуются прежде всего в

    Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий
    Данный принцип базируется на закономерностях этапности и неравномерности развития физических способностей. Согласно этому принципу, необходимо соче­тать в процессе совершенствования физических спос

    Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера
    Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целесообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине и преимуще­ственной направленности нагрузок как внутри отдельно

    Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий
    В основе формирования и совершенствования физических способностей лежат механизмы долговременной адаптации организма человека к условиям двигатель­ной деятельности. Полезность адаптивных изменений

    Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий
    Обязывает педагога осуществлять формирование способностей в соответствии с тенденциями возрастного развития занимающихся, т.е. применительно к есте­ственно сменяющимся периодам онтогенеза. Конечно,

    Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей
    Суть его состоит в том, что используемые педагогические воздействия (сред­ства, методы и формы) должны соответствовать степени развития этих способнос­тей у индивида. Но это соответствие не должно

    Принцип соразмерности в развитии способностей
    Предполагает соблюдение оптимального соотношения (пропорциональности) в уровне развития способностей у человека на каждом этапе возрастного развития. Лучшая соразмерность в развитии тех или иных сп

    Силовые способности и методика их развития
    9.1 Понятие о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления силовых способностей. Выполнение любого движения или сохранение какой-либо позы тела челове

    Средства развития силовых способностей
    При развитии силовых способностей пользуются упражнениями с повышенным сопротивлением - силовыми упражнениями. В зависимости от природы сопротив­ления они подразделяются на три группы:

    Методы развития силовых способностей
    Направленное развитие силовых способностей происходит лишьтогда, когда осу­ществляются максимальные мышечные напряжения. Поэтому основная проблема в методике силовой подготовки состоит в том, чтобы

    Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей
    Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин "быстрота". Учитывая множественность фо

    Методика развития быстроты двигательных реакций
    Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной. Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее извес­тный, но внезапно по

    Реакции выбора
    Чаще всего эти типы реакций встречаются в играх и единоборствах. Быстрота реакции на движущийся объект составляет 0.18-1.00 сек. Латентный период этой реакции больше, чем простой и мо

    Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений
    Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоро­стью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копь

    Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей
    Во многих двигательных действиях рассмотренные выше разновидности скоро­стных качеств проявляются в сочетании. Комплексное проявление скоростных спо­собностей определяется содержанием основной двиг

    Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей
    В качестве исходного пункта при определении понятия "координационные спо­собности" может служить термин "координация". Слово "координация" латинского происхождения. Он

    Методика развития координационных способностей
    При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе ком­понентов, характеризующих качество управления

    Времени
    Лекция II Координационные способности и методика их развития Большое значение при формировании "чувства времени" в последнее время при­дается использованию в физическом во

    Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости
    ВЫНОСЛИВОСТЬ - способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Так как длительность работы ограничивается в конечном итоге насту

    Специальная
    Общая выносливость - это способность человека к продолжительному и эф­фективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая по­ложительное в

    Методика развития выносливости
    Развитие скоростной выносливости.О скоростной выносливости принято го­ворить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плава­ние, гребля, ходьба н

    Компоненты нагрузки
    I | ч Вариант Цель « | | ^ ° метода применения | а 5 I i I ® Ss5^e=5x?5 s »ь 11 I: g 1111 i &po

    Задачи, средства и методы развития гибкости
    В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного разви­тия гибкости, поскольку чрезмерное ее повышение ведет к деформации суставов и связок и затем к их "разболтанности"

    Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
    14.1 Роль и место физической культуры в формировании личностных качеств. К числу личностных качеств относятся свойства на высоком социальном уровне, определяющие, в большой степени, выраже

    Патриотическое и нравственное воспитание
    Эти два вида воспитания целесообразно рассмотреть в едином контексте. Лю­бовь к своему Отечеству; готовность встать на его защиту, не жалея жизни; высокие патриотические чувства сопровождаем

    Правовое воспитание
    Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздей­ствий на сознание, чувства и волю воспитуемого, с целью передачи значимого ком­плекта сведений о правовых нормах, упрочения п

    Эстетическое воспитание в сфере физической культуры
    Эстетическое воспитание является неотделимым компонентом разносторонне­го гармонического развития современного человека, способного овладевать куль­турными ценностями, строить жизнь по законам крас

    Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству
    Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава со­ответствующих специалистов, уровня их професси

    Общая характеристика форм построения занятий
    Целостный процесс физического воспитания любых контингентов населения практически осуществляется путем последовательного проведения отдельных за­нятий физическими упражнениями. Являясь относительно

    Общая характеристика занятий неурочного типа
    В физическом воспитании широкое распространение получили неурочные фор­мы организации занятий: утренняя гимнастика; вводная гимнастика (перед уроками в школе, перед работой);

    Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету
    Сущность контроля и учета заключается в выявлении, осмысливании и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. Благодаря контролю и учету накапливаютс

    Документы контроля и учета
    Основными документами контроля, учета и отчетности являются: журнал учета учебной работы группы, медицинская карточка, журнал учета травм, журнал учета наличия и состояния оборудования, книга учета

    Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
    17.1 Социально-педагогическое значение физического воспитания. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста. На протяжении первых семи лет жизни ребенок проходит огромный путь физи­ч

    Особенности методики занятий физическими упражнениями
    1. Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоническое физи­ческое развитие детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровен

    Формы занятий физическими упражнениями
    В детских садах получили распространение следующие достаточно разнообраз­ные формы физкультурных занятий с детьми: 1. Занятия физическими упражнениями в форме урока. 2. Зан

    Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности
    К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей в нашей стране системой общего образования, этот возрастной период подразделяетс

    К совершенствованию
    рассчитана, по существу, на формирование отдельных двигательных умений и навыков. В практике же, особенно в сфере общего физического воспитания, заня­тия носят преимущественно (в наибольшей мере в

    Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте
    Заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или раз­нообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях

    Особенности развития координационных способностей
    Определяются в первую очередь их значительной ролью в современной двига­тельной практике школьников. Их планомерному развитию должно уделяться при­стальное внимание на протяжении всего школьного пе

    Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей
    В школьном возрасте, особенно о 8-9 до 13-14 лет, усиленно прогрессируют под влиянием естественных факторов развития все проявления скоростных способно­стей. К ним примыкают и скоростно-силовые спо

    Особенности развития собственно-силовых способностей
    У мальчиков выделяют два периода интенсивного прироста мышечной силы - с 9 до 12, и от 14 до 17 лет. У девочек же сила мышц интенсивно растете 8-9 до 13-14 лет. Большой прирост силы у юношей старше

    Особенности развития выносливости
    Развитие выносливости обязательно, начиная с младшего школьного возраста. Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утом­лению в разнообразных видах двигательной деятельно

    Годовой план прохождения программного материала
    Составляется для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует наметить количество часов, которое буде

    Четвертной план
    Представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана прохождения про­граммного материала с учетом реального хода учеб

    Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие)
    На следующем этапе работы требуется правильно распределить частные зада­чи и учебные задания для их решения по урокам четверти. Эффективность этой опе­рации будет зависеть от умения педагога точно

    Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры
    В каждом уроке обычно решаются 3-4 плановых учебно-воспитательных задачи и, помимо этого, постоянно действующие задачи гармонического развития, укреп­ления здоровья и нравственного воспитания школь

    Конспект урока
    Общие задачи ур ока Дата

    Система проверки успеваемости
    Проверка успеваемости осуществляется планомерно, в определенной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процес­са, но и его улучшение. На уроках физической ку

    Учет учебной работы
    Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются в классный жур­нал, который является основным документом учета учебной работы. Помимо успе­ваемости в нем отмечаются посещаемость каждого ур

    Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
    Физическая культура в средних специальных учебных заведениях по своей струк­туре и функционированию во многом сходна с системой физического воспитания в общеобразовательной школе. Вместе с тем, име

    Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий
    Особое значение при целенаправленном формировании профессионально не­обходимых свойств и качеств будущего специалиста имеют средства воздействия на организм учащихся. Основным из этих средств являю

    Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых
    В категорию взрослого населения включаются все люди от достижения совер­шеннолетия до их глубокой старости. Существуют различные подходы к взрослой периодизации людей. Все они носят более или менее

    Неспециальное физкультурное образование взрослых
    Предполагает формирование каждым человеком своего собственного представ­ления об уровне своего физического развития, о степени владения двигательными навыками, знание методики своего физического со

    Физическая рекреация
    Физическая рекреация (рекреация - отдых, развлечение) - использование лю­бых видов двигательной активности (физические упражнения, игры, физический труд и т.п.) в целях физического развития и укреп

    Двигательная реабилитация
    Двигательная реабилитация (реабилитация - восстановление) удовлетворяет по­требности людей в лечении различных травм, ушибов, психических срывов в ре­зультате стрессовых ситуаций и т.п. Многолетний

    Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах
    Система физической подготовки войск строится и приводится в действие в со­ответствие с определенной концепцией - комплексом взглядов на сущность про­цесса физического совершенствования военнослужащ

    Учебные занятия по физической подготовке
    Они занимают важное место в общей системе боевой подготовки военнослужа­щих. Они направлены на развитие и постоянное совершенствование физических способностей, формирование и совершенствование воен

    Утренняя физическая зарядка
    Является обязательным элементом распорядка дня. Она проводится в целях: систематической тренировки военнослужащих и направлена на быстрое при­ведение организма после сна в активное состо

    Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности
    Позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и бое­вую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, свя­зывает физическую подготовку с конкретными зада

    Спортивно-массовая работа
    Занимает важное место в системе физического совершенствования военнослу­жащих. Она характеризуется следующими особенностями: сочетание обязательности занятий спортом с добровольностью в

    Возникновение и состояние современного спорта
    Спорт возник на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе. В рабовладельческом обществе максимального разви

    Ами деятельности
    Рис. 23.1. Общая сфера спорта (по С. В. Брянкину) В широком понимании спорт включает в себя собственно соревнов

    Общество -как социальная система
    рис. 23. 2. Место спорта в обществе 300 Лекция 23 Спорт в системе физической культуры В настоящее

    Религиозные факторы
    Рис. 23.3. Факторы, влияющие на формирование спорта, как социальной подсистемы общества Зрелищная

    Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс
    Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокуп­ности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечи­вается повышение готовности спортсмена к спорт

    Заключение
    Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современ­ному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физичес

    Объемные требования по теории и методике физической культуры
    1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина. 2. Сравнительная характеристика понятий "физическая культура", "физическое воспитание", "с

    В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.

    Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов. 1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено.2) Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык. 3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений. Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

    3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительноевремя не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

    Закон переноса двигательного навыка . В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

    Положительный перенос - это такое взаимодействие навы­ков, когда ранее сформированный навык способствует, облег­чает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий. Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.

    Билет№12 Характеристика структуры процесса обучения (этап начального разучивания, этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования)

    При обуч. двиг. действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двиг. умения, навыки и связанные с ними знания.

    Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при кот., повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двиг. задачи.

    В процессе многократного повторения разучиваемого двиг. действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно авто-матизируются его координ-е механизмы, и двиг. умения переходят в навык.

    Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при кот. управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двиг. навыки, разучиться уже невозможно.

    Процесс обучения двиг. действию вкл. три этапа:

    Первый этап - ознакомление, первоначальное разучивание движения. Цель- обу-чить основам техники двиг. действия, добиться выполнения его хотя бы в прибли-женной форме. Для этого требуется решить след. задачи : создать общее предста-вление о двиг. действии; научить частям (эл-там) техники этого действия; сфор-мир-ть общий ритм двиг. акта; предупредить или сразу же устранить неправиль-ные движ. и грубые искажения техники действия.

    Первоначальное объяснение техники движения - только в самых главных мо-ментах. Общее представление создается путем демонстрации разуч-го движения.

    Выполняя двиг. задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упр..

    В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или уч.-трен. занятии. Между тем длит. перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.

    Второй этап - углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.

    Цель обуч. достигается путем детализированного освоения техники на основе разуч-го двиг-го действия, сформир. на первом этапе обучения.

    Основные задачи этого этапа: * углубленно понять закономерности движ. дейст-вия;* уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и дина-мическим хар-кам) в соответствии с индивид. особенностями обучаемого;* усо-верш. ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

    Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда заним-ся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при спец. фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

    Третий этап - формир-е двиг. навыка, достижение двиг-го мастерства.

    На основе двиг. умения формир. двиг. навык. Чтобы достичь цели - добиться со-верш. владения двиг. действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разуч-го упр., так и для его возможного варьирования.

    Этот этап может длиться долго в процессе тренировки высококвалифицирован-ных спортсменов, так как изменение уровня развития физ. качеств требует кор-рекции содерж.самого движ.не только по форме,но и по временным параметрам.

    Задачи третьего этапа: закрепить навык и соверш. технику движ., чтобы повы-сить достиж. (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к рез-ту без нарушения техники двиг.действия; избирательно соверш. те физ. качества (или функцион-е сис-мы), от кот. зависит высокий рез-тат в двиг. действии;

    Соверш. технику двиг. действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре-мальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоц.й напряженности; усложняются задания (подключаются доп. движ-я) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются; облегчить технику движения.

    Билет№13 Хар-ра силовых способностей, методика их развития, тестирование. Силовые упр - направленно стимул.увеличение степени напр. 1 упр.с внешнм сопротивлением(гантели, гири, вес партнера)

    2 упр.отягощающие весом своего тела(подтягивание приседание) 3 статические упр.в изометрическом режиме(упоры, удержание,противодействие)

    Методы воспит.силовых способностей.: 1 метод МАХ усилий – (направлен на развит.МАХ силы, вес отягощен 85-100%; кол-во повтор от 5-6 до 1-3 ; кол-во подходов 2-5; отдых 2-5 мин; скорость преодолевания движ.медленная) 2. метод непределных повторных усилий с нормированным кол-м повторений(направлен на развит МАХ силы и увеличение М.массы; вес отягощения 80-85% ; кол-во поатор-8-10; отдых 2-3 мин; скорость средняя) 3. метод непредельных(повторных) усилий с нормир.кол-м повторений(направлен на уменьшение жирового компонента массы тела; вес отягощения 50-70%; повтор 15-30; подходов 3-6; отдых 3-6 ; скорость средняя) 4. метод непредельных усилий с МАХ кол-м повторений (до отказа) (направлен на соверш.силовой выносливости, вес отягощения 20-60%; повтор до отказа4 подходов 2-4 ; отдых 5-10 мин; скорость высокая) 5. метод динамических усилий (направлен на кратковременное МАХ напр.без изменения длинны М. продолжит напр.5-10 сек; велечина усилий 40-50%от МАХ; кол-во раз 3-5; отдых 30-60 сек; комплекс из 5-10 упр) Определение уровня развития силов.способностей : 1. с пом.измерительных устройств(динамометр, динамограф,тензометр, силоизмерит.устройств) 2. с пом.спец. контрольных упр.тестов на силу методы измерения силов.способностей : 1. сила и динамическая силов.выносливость сгибателей рук (подтягивание в висе на перекладине) 2. сила и динамич.силов выносливость разгибателей рук (сгибан и разгиб рук в упоре лежа) 3. сила и динамич.силов выносливость сгибат и разгиб туловища(подним.тулов из положения лежа на спине) 4. сила и статич.силов вынослив.сгибателей рук(вес на согнутых руках)

    Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигатель­ных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определен­ным образом на становление и проявление нового умения или навы­ка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть од­носторонне направлен­ными и обоюдными,положительными и отрицательными,прямыми и косвенными .

    Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обу­чения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому дру­гой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной ру­кой, то другая рука тоже овладеет этим навы­ком без упражнения. Данное благоприятное яв­ление установлено для пе­реноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Каса­ется ли процесс пе­реноса навыка не только рук, но и ног, и дру­гих частей тела? Эти вопросы, по­жалуй, впер­вые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной мо­нографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на кото­рые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.

    Второй тип переноса навыков – когда обу­чение одному навыку влияет на обучение дру­гому навыку. Такое влияние может быть поло­жительным, отрицательным и нейтральным. Во всех от­раслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стара­ются максимально использовать «положитель­ный перенос». На­пример, навыки метания кам­ней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, грана­ты).

    Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становле­нию других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигатель­ных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

    Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкуриру­ют с ними, тем самым затрудняют процесс изу­чения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Напри­мер, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не ре­комендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур цикличе­ских навыков.


    Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

    Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навы­ков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совер­шенствование координационных и двигательных структур.

    Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной ко­ординационной и двигательной структурой.

    Косвенный (опосредованный) перенос навыков результат формирования навыка вначале не обнару­живается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи - например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.

    Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содер­жания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирова­ния. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смы­словой основы и главных звеньев техники двигательных дейст­вий. Исходя из этого, учеб­ный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени сущест­венной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально исполь­зовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.

    Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

    · при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подго­товки;

    · при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или се­рии занятий;

    · при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подго­товки.

    На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществ­ляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упроче­ния двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двига­тельных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный пере­нос навыка может быть, по мере его упроче­ния, исключен и в даль­нейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновре­менном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются от­рицательные вза­имовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не всту­пают в отрицательные взаимодействия.

    Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения дви­гатель­ным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положи­тельного переноса двигательных уме­ний и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и прев­ратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом за­кономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного по­рядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.