Курдская семья: жилище, одежда, пища, положение женщины, семейные обряды. Военные женщины курдов

30.06.2019

Турецко-курдский конфликт длится уже больше четверти века. Серьезные вооруженные столкновения между турецкой армией и бойцами Рабочей партии Курдистана, образованной 27 ноября 1978 года, начались в 1984-м и с различной силой продолжаются и до сегодняшнего дня.

Курдская рабочая партия ведет войну за создание собственного государства, а правительство Турции воюет за сохранение территориальной целостности своего государства. К началу XXI века курды являются самым многочисленным народом, который не имеет собственной государственности.
За все 30 лет войны вооруженные столкновения то затихают, то вспыхивают с новой силой. Начиная с 1993 года, в войне 5 раз объявлялись односторонние перемирия. Рабочая партия Курдистана охотно принимает женщин в ряды повстанцев. Так в 1990-е годы почти 30% всех ее бойцов составляли женщины. В традиционной культуре курдов женщина занимает бесправное положение и целиком зависит от мужчины. Но в армии все это не имеет значения. Все бойцы, и мужчины, и женщины, проходят одинаковый инструктаж, вместе тренируются и вместе едят.
Предлагаем взглянуть на фотографии проекта Колина Делфосса (Colin Delfosse) «Амазонки КРП» («Les Amazones du PKK»). Снимки были сделаны на военной базе курдских женщин в Ираке.



Дорога в лагерь. Курдское население составляет большинство в пределах Курдистана – этнографической области, находящейся на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. В горах иракского района Курдистана находятся тыловые базы женщин из Курдской рабочей партии.



Женщины-повстанцы. База повстанцев находится недалеко от столицы Иракского Курдистана –Эрбиля, одного из самых древних городов мира. Добираются до базы сначала на внедорожнике, а затем еще приходится долго идти пешком по горным тропинкам.



На этой базе женщины-бойцы, принадлежащие самым разным слоям общества и имеющие гражданство разных стран, проходят военную и идеологическую подготовку. Все бойцы живут в поистине спартанских условиях.



Женщины ходят на военную базу, как на работу. Каждая женщина-боец должна пройти полугодовую подготовку. При этом женские нагрузки ничем не отличаются от мужских. Вступать в близкие отношения с бойцами-мужчинами женщинам категорически запрещается. В соответствии с партийными принципами Рабочей партии Курдистана общество должно предоставлять женщинам такие же права, как и мужчинам. Одним из следствий такого равноправия является соблюдение армейской дисциплины без всяких поблажек и тяжелая солдатская работа наравне с мужчинами.



Женщины-бойцы должны научиться владеть огнестрельным оружием. Пройдя полный курс инструктажа, некоторые женщины остаются в армии и принимают участие в боевых действиях, некоторые уходят «в запас».



Одна из пуль подожгла сухую траву. Те, кто находятся на базе, стараются как можно скорее потушить огонь, пока базу не обнаружили.



В традиционном курдском обществе женщине отводится подчиненная роль. Но на военной базе курс физической подготовки одинаков для мужчин и для женщин.



Курсанты умываются у горного ручья.



Возвращение на базу.



Курсанты должны есть стоя, как солдаты во время настоящих боевых действий. При такой организации можно быстрее отразить внезапную атаку противника. Свой паек курсант несет на себе, и запас продовольствия строго нормирован. В меню курсантов входят хлеб, бобы, традиционный сыр фета и оливки.



Во второй половине дня начинаются теоретические занятия. Программа гуманитарных наук, которую должны освоить студентки, довольно обширна. В нее сходят основы идеологии РПК, философия и литература.



Утренняя зарядка в пять часов утра.



Курсантки прячутся от турецкого беспилотника.



Если беспилотник заметит бойцов, то на это место через несколько часов прилетят бомбардировщики.



Даже когда беспилотник уже улетел, курсанты продолжают движение с большой осторожностью, прячась в оврагах.



Курсантки позволили себе залезть на дерево, чтобы нарвать фруктов.



Прямо на дереве можно полакомиться шелковицей.



В конце дня начинается «культурная программа».



База спрятана в горах хребта Кадиль на севере Ирака. На этой базе готовят новых бойцов, а также ее используют как «базу отдыха» те, кто на несколько дней возвращаются с фронта.


Отдельной строкой в гражданской войне в Сирии теперь принимают участие курды, которые ещё с 1840-х пытаются выстроить независимое государство на стыке Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Но интересно в первую очередь не это, а вот что:

Порядки TEV-DEM «Движения за демократическое общество» (курд. Tevgera Civaka Demokratîk), положенные в основу курдского самоуправления, заставляют анархистов всего мира плакать от зависти. Строгое отделение религии от политики, свобода слова и вероисповедания, прямая демократия, народное ополчение вместо армии и полиции, равноправие мужчин и женщин (в том числе и плане службы в отрядах самообороны), национализация природных богатств - всё это там есть. При этом курды утверждают, что до последнего не хотели вмешиваться в войну на чьей-либо стороне, а только защищают свою землю.

Хотя курдов в Сирии не более 10%, они смогли создать одну из сильнейших повстанческих армий, которая контролирует почти весь северо-восток Сирии (а это не какая-нибудь пустыня, а в основном плодородные земли плюс нефтеносные районы - до 60% сирийских запасов), и успешно обороняется от набигающих на него поехавших исламистов из «Фронта ан-Нусра» и «Исламского государства Ирака и Леванта».

Боевое крыло PYD и DBK – Отряды народной самообороны (курд. Yekîneyên Parastina Gel, YPG )); при этом лидер YPG утверждает, что отряды официально не связаны с какой-либо политической партией или идеологией. Примечателен также тот факт, что командиры отрядов избираются прямым демократическим голосованием. По состоянию на июль 2012 года на стороне PYD было от 4 до 5 тысяч боевиков; согласно с лидером PYD от 1 декабря 2012 года, это число могло возрасти до 10 тысяч.

Начиная с конца мая 2013 года, YPG ведет борьбу в основном против исламистов и боевиков Свободной сирийской армии, пытающихся установить контроль над курдскими районами Сирии – таким образом, курды играют роль «третьей силы» в сирийском конфликте. Тем не менее, PYD обвинялись сирийской оппозицией в лоялизме к Б. Асаду(и даже в том, что правительство Асада намеренно отдало северо-восток Сирии под контроль PYD). Уточняю: курдское ополчение Ирака называется "Пешмерга" (курд. Pêşmerge) имеет много общего с YPG, но не является с ним одной структурой.

YPJ (курд. Yekîneyên Parastina Jin‎) – женская бригада YPG, была создана в 2012 году. Курдские СМИ признают, что "войска YPJ имеют жизненно-важное значение в обороне Кобани . Собственно фоторепортаж о них взят у 30.04.2015. Но смог добыть и фото более высого разрешения.

Большинство женщин-солдат - незамужние девушки до 30 лет

По мнению информагенства BBC до 30% - «Отрядов самообороны Курдистана» составляют женщины.

Удивительно, но многие из них свое решение пойти на войну объясняют возможностью самоопределения. Так, 21-летняя Руба Джазера рассказывает: «Я понимаю сирийскую революцию не только как революцию масс, но и как революцию женской части этих масс, поэтому и себя считаю неотъемлемой ее частью. Женщин подавляли более 50 тыс. лет, и сейчас у нас появилась возможность возыметь наше собственное право принимать решения, право на самоидентификацию». Многие девушки говорят, что пошли воевать из-за того, что у них нет возможности получить хорошее образование, а соответственно, нет никаких перспектив на благополучное, относительно независимое существование. «Мы не похожи на обычную армию. Мы – революционное движение. Нам смерть не страшна», – говорит 23-летняя Гулбаад – пишет

«Что вообще могут предъявить нам эти люди из "Даэш" (داعش Daesh арабский термин для ИГИЛ), которые приходят бороться с нами? У нас здесь корни. Мы имеем право находиться здесь; поэтому мы имеем и право защищать себя. Если мы потеряем свою землю, мы потеряем свою честь, а если потеряем честь, то потеряем и наше право высказываться о нашей истории и нашем языке», - рассказала одна из девушек в интервью.

Немаловажный факт в организации женских отрядов в том, что исламисты стараются избежать сражений с девушками. Причина этого – в вероучении. Дело в том, что пасть в бою для исламиста почетно, но если он умрет от руки женщины, то, согласно толкованию, попадет в ад.

Обезглавлена символ курдского сопротивления


Эта девушка, известная под псевдонимом Рехана, вдохновляла курдских бойцов своей отвагой, лично убив более 100 экстремистов. Она была символом движения сопротивления курдов, пишет издание The Daily Mail. 28.10.2014 боевики ИГИЛ фотографии, где один из них держал в руках отрезанную женскую голову. Экстремисты утверждают, что это голова Реханы.

Некоторые женщины приходят на войну вместе со своими мужьями. Это не запрещено, но вот заводить новые отношения на фронте не разрешается.

Перед зачислением в отряд все девушки проходят обязательный шестинедельный курс военной подготовки. «Все эти женщины проходят такую же серьезную боевую подготовку, как и мужчины, под руководством правительственной армии и ряда спецотрядов. Результаты у солдат-женщин ни в чем не уступают результатам мужчин, поэтому десятки наших жен и дочерей бьются плечо к плечу с нами на передовой, даже в составе мужских отрядов. В скорейшем времени планируется направить часть наших женщин-бойцов для выполнения спецзаданий в Киркуке», – рассказывает один из командиров.

В традиционной культуре курдов женщина занимает бесправное положение и целиком зависит от мужчины, но в армии все это не имеет значения. Так в 90-е годы почти треть ее бойцов составляли женщины.

Турецко-курдский конфликт длится уже тридцать лет. Серьезные вооруженные столкновения между турецкой армией и бойцами Рабочей партии Курдистана, образованной 27 ноября 1978 года, начались в 1984-м и с различной силой продолжаются и до сегодняшнего дня.Карта отображает территориальные амбиции Курдистана

Курдская рабочая партия ведет войну за создание собственного государства, а правительство Турции воюет за сохранение территориальной целостности своего государства. К началу XXI века курды являются самым многочисленным народом, который не имеет собственной государственности.

За все 30 лет войны вооруженные столкновения то затихают, то вспыхивают с новой силой. Начиная с 1993 года, в войне 5 раз объявлялись односторонние перемирия. Рабочая партия Курдистана охотно принимает женщин в ряды повстанцев.

Все бойцы, и мужчины, и женщины, проходят одинаковый инструктаж, вместе тренируются и вместе едят.

Дорога в лагерь. Курдское население составляет большинство в пределах Курдистана - этнографической области, находящейся на территории Турции, Ирана, Ирака и Сирии. В горах иракского района Курдистана находятся тыловые базы женщин из Курдской рабочей партии.

Женщины-повстанцы. База повстанцев находится недалеко от столицы Иракского Курдистана -Эрбиля, одного из самых древних городов мира. Добираются до базы сначала на внедорожнике, а затем еще приходится долго идти пешком по горным тропинкам.
На этой базе женщины-бойцы, принадлежащие самым разным слоям общества и имеющие гражданство разных стран, проходят военную и идеологическую подготовку. Все бойцы живут в поистине спартанских условиях.
Женщины ходят на военную базу, как на работу. Каждая женщина-боец должна пройти полугодовую подготовку. При этом женские нагрузки ничем не отличаются от мужских. Вступать в близкие отношения с бойцами-мужчинами женщинам категорически запрещается. В соответствии с партийными принципами Рабочей партии Курдистана общество должно предоставлять женщинам такие же права, как и мужчинам. Одним из следствий такого равноправия является соблюдение армейской дисциплины без всяких поблажек и тяжелая солдатская работа наравне с мужчинами.

На стрельбище.
Женщины-бойцы должны научиться владеть огнестрельным оружием. Пройдя полный курс инструктажа, некоторые женщины остаются в армии и принимают участие в боевых действиях, некоторые уходят «в запас».
Одна из пуль подожгла сухую траву. Те, кто находятся на базе, стараются как можно скорее потушить огонь, пока базу не обнаружили.

В традиционном курдском обществе женщине отводится подчиненная роль. Но на военной базе курс физической подготовки одинаков для мужчин и для женщин.Курсанты умываются у горного ручья.
Возвращение на базу.
Курсанты должны есть стоя, как солдаты во время настоящих боевых действий. При такой организации можно быстрее отразить внезапную атаку противника. Свой паек курсант несет на себе, и запас продовольствия строго нормирован. В меню курсантов входят хлеб, бобы, традиционный сыр фета и оливки.
Во второй половине дня начинаются теоретические занятия. Программа гуманитарных наук, которую должны освоить студентки, довольно обширна. В нее сходят основы идеологии РПК, философия и литература.
Утренняя зарядка в пять часов утра.

Курсантки прячутся от турецкого беспилотника. Если беспилотник заметит бойцов, то на это место через несколько часов прилетят бомбардировщики.
Даже когда беспилотник уже улетел, курсанты продолжают движение с большой осторожностью, прячась в оврагах.
Курсантки позволили себе залезть на дерево, чтобы нарвать фруктов. Прямо на дереве можно полакомиться шелковицей.
В конце дня начинается «культурная программа».
База спрятана в горах хребта Кадиль на севере Ирака. На этой базе готовят новых бойцов, а также ее используют как «базу отдыха» те, кто на несколько дней возвращаются с фронта.

Бойцы с фронта приходят на эту базе для кратковременного отдыха, а затем опять возвращаются на фронт.

Бойцы собираются на встречу в честь Дня Зилан. День памяти этой курдской героини отмечается РПК достаточно широко: в мероприятиях принимают участие курдские политики и даже депутаты парламента. Товарищ Зилан (Зейнаб Кинаджи) 30 июня 1996 года смогла самостоятельно организовать масштабный теракт.

Переодевшись беременной, Зейнаб Кинаджи удалось смешаться со зрителями, наблюдавшими за проведением турецкой военной церемонии. В результате теракта вместе со смертницей погибли 8 солдат турецкой армии, а 29 получили ранения. Товарищи по партии объявили Зилан символом борьбы за свободу курдского народа и курдских женщин.Женский партизанский отряд отмечает День Зилан.

Мероприятия, посвященные Дню Зилан.

Бойцы исполняют курдские народные танцы.

Хоровод.

Бойцы смотрят вечерний выпуск новостей.

Рабочая партия Курдистана совершила свою 1-ю вооруженную вылазку в Турции в 1984 году. За 30 лет ожесточенного противостояния в стране погибли десятки тысяч человек - мирные граждане, военнослужащие, сотрудники полиции. Силы безопасности проводили крупномасштабные операции против боевиков как на востоке республики, где действовали сепаратисты, так и в приграничных районах соседнего Ирака, где они, главным образом, укрывались.

У курдов не считается предосудительным похищение девушки, если оно совершается с согласия последней. Когда юноша похищает девушку против воли родителей, он везет ее в дом шейха. Родственники девушки пускаются в погоню и если настигают беглецов, могут их убить, но, если не догонят, тут уж шейх может выступать посредником. Он вручают родителям девушки полагающуюся сумму выкупа за невесту, и происходит примирение. Хочу отметить, что автор этих строк был свидетелем, а мой отец был посредником деле разрешения конфликта возникшего после похищения девушки. Историю эту можно изложить следующим образом: сын моей тети Сони, по имени Сябанд, да продлиться его род, полюбил девушку из славного курдского рода по имени Паришан. Отец и мать жениха в сопровождении других родственников отправились ее сватать. Дальше события развивались непредсказуемо. Разные очевидцы этих событий повествуют о них по разному, но результат был один - несмотря на явное согласие девушки выйти замуж, ее сестра вышла и объявила родственникам жениха, что девушка "не согласна", опозорив сватов своим отказом. (Следует отметить, что курдские девушки, несмотря ни на какие внешние факторы, не нарушают национальные традиции, которые не позволяют передавать ответ непосредственно). В результате родственники жениха зареклись когда-либо еще иметь дело с родственниками невесты. Сябанд же, видя, что дело зашло в тупик, решил, с ее согласия, "похитить" невесту - благо он был владельцем быстроходного железного коня. "Похититель" с невестой и милиция у них на хвосте проехали по обходной трассе весь Ереван и примчались в Абовян, где мы в то время проживали. К большой радости, все сложности, которые были вызваны этим событием (парню грозил срок (до 10 лет тюремного заключения за похищение человека) и вражду двух курдских родов) удалось урегулировать. Молодые уже более двадцати лет живут в мире и дружбе с обоими родами, у них родилось два сына и дочь. Что же касается курдской женщины, то она имеет права выбирать себе мужа и чаще всего ее выбор и выбор ее родителей совпадает, однако в случае противного она не может противиться, если отец или брат захотят выдать ее замуж насильно. У курдов считается страшным позором, если девушка скажет избраннику отца или брата "нет". Развод с женой у курдов также считается постыдным, позорным делом. Это случается редко. За время моей жизни я не могу припомнить ни одного такого случая. Вообще на курдских свадьбах много поют. Эти песни называются бриге. Исполняют их народные певцы-сказители (денг-бежи). Курдская свадьба длится от трех до семи дней, в зависимости от возможностей хозяина. Если родственники жениха и невесты разделены большим расстоянием, то празднуются две свадьбы - со стороны жениха и со стороны невесты, но если они проживают рядом то они объединяются в одну свадьбу. Свадьба стоит больших денег (чем больше родственников будет приглашено - тем больше их надо), и поэтому деньги на свадьбу сына копятся в течении долгого времени. И чтобы окупить эти расходы во время свадьбы каждый гость одаривает молодых деньгами или овцами. Обычно собранного достаточно, чтобы с лихвой покрыть свадебные расходы. Свадьбу устраивают весной. Один из углов шатра или дома отделяют занавеской, за которой жених и невеста проводят брачную ночь (гердек). На свадьбах и других празднествах угощение состоит из риса и мяса. (Для этого для свадьбы специально режется несколько баранов либо телят.) Советские курды празднества устраивают в военных палатках, садятся там они на деревянных скамейках и едят за деревянными столами. На одну из стенок палатки, за спинами новобрачных вешают самый красивый ковер. При этом следует отметить, что курды сохраняют патриархальный обычай: и мужчины и женщины празднуют свадьбу порознь в различных палатках. Мужчинам прислуживают юноши. В Курдистане до сих пор существует обычай кровной мести (иногда кровная вражда возникает из-за нехватки воды, пастбищ и т.д. между целыми деревнями возникала кровная вражда, приводившая к серьезным последствиям (сжигали урожай друг друга, угоняли скот и т.п.)) В прежние времена эмир и ага не вмешивались в дела кровной мести и она длилась до тех пор, пока кровник не находил удобного случая для мести за убитого. Теперь между враждующими все чаще выступают посредники, и вражда прекращается с помощью платы. В том случае, когда убийство происходит внутри общины, ответственность за это несет вся община. Бывает и так, что в качестве платы в жены врагу отдают женщину или девушку, и стороны примиряются. У курдов-езидов на этот счет свои обычаи. Вожди езидских племен во время кровной вражды в знак примирения могут обменяться так называемыми боратами, после чего между враждующими племенами происходит примирение. Но если один из вождей вернет барат, вражда возобновляется. Из других обычаев курдов отметим обычай бахта (защиты). Курду, поклявшемуся своим бахтом, безусловно верят (в переводе на русский "бахт" - счастье. Т.е. курд клянется своим счастьем). Прибегнувшего к чьему-либо бахту любыми средствами стараются спасти от смерти. Курдский похоронный обряд также имеет свои специфические черты. Покойного курда обмывают и завертывают в саван из хлопчатобумажной ткани, затем кладут на ложе лицом к юго-западу (лицом к Мекке). Рот, нос и уши покойного затыкают ватой. Если умершего не хоронят в день смерти, то на грудь его кладут камень и зеркальце, обращенное к лицу. При выносе тела из дома женщины начинают плакать, дико кричать, разрывая на себе одежды, посыпая головы землей и пеплом. Члены семьи умершего носят траур в течение шести месяцев или целый год. Когда срок траура кончается, ага, соседи или кто-нибудь из родственников умершего приносят для каждого из домочадцев что-нибудь из одежды или деньги (по своим средствам) и снимают с них черную одежду - траур прекращается. Еще интересный курдский обычай - это предоставление чужестранцу, независимо от его звания и положения, ночлега и стола за счет аги. Чем щедрее гостеприимство старосты, тем больше уважение к нему со стороны односельчан. Именно поддержанию престижа аги, возможно, и обязан своим существованием так называемый гостевой дом, хотя часто это никакой не дом. Зимой, когда путешествующих мало, их размещают в доме аги, а летом в качестве гостевого дома служит какая-нибудь тенистая беседка: пол ее покрывают коврами, на них укладывают подушки. Именно здесь путник получит еду и приют на ночь. Курдские женщины не закрывают лица. Многие девушки носят брюки, что бывает очень полезно при езде на лошадях. Курдские женщины носят украшения из серебряных и золотых монет. Согласно езидскому вероучению, езидом стать нельзя, надо родиться. Поэтому у езидов запрещено обращаться к иноверующим со словами: "О мой брат", "О мой сын". Право стричь или брить езида имеет только езид; езиду запрещается прикосновение к еде, оставленной неезидом. Женщинам не позволено носить шелковые платья, а также одежду голубого или синего цвета. В засушливые дни езидские женщины делают куклу, наряжают ее и с песней носят по деревням. Куклу именуют "матерью дождя" и молят ее послать дождь. Против засухи же женщины в мужской одежде нападают на соседние села и уносят оттуда все, что можно. "Ограбленные" поступают так же и приносят обратно "украденное". В отличие от своих мусульманских собратьев езиды пьют вино. По их поверью, вино - это кровь Христа, и они пьют его с большой осторожностью - чтобы не пролить. На восходе езид обязательно поворачивается лицом к солнцу и трижды кланяется ему. Новый год, в отличие от курдов-мусульман (которые празднуют его в марте), езиды отсчитывают от первой пятницы апреля. Этот день является традиционным весенним праздником, во время которого наряженные в пеструю одежду мужчины и женщины под аккомпанемент национальных инструментов долго танцуют в кругу и веселятся. Дома в этот день украшены красными бумажными цветами. В доказательство истинности своих слов езиды произносят слова "барат" и "килка" или клянутся именем одного из своих святых (Мелек Тауза, шейха Наср эд-Дина, шейха Садж эд-Дина, шейха Шамс эд-Дина). Езиды считают своими святыми также Марию Богородицу, Иисуса Христа, Мухаммеда и Али. Но выше всех они ставят шейха Ади. Среди курдов считается предосудительным разговор женщины и мужчины, не связанных близким кровным родством. Женщина (девушка) не может заговорить с мужчиной, если он не является ее сыном, братом, мужем или отцом. Гостеприимство очень развито у курдов. Гость почитается особым образом и стоит гостю что-то похвалить в доме курда как тот с радостью предложит гостю это в подарок. Поэтому у курдов существует пословица: "Коня, саблю, жену - никому, а все остальное гостю". Однако не каждый может стать гостем в доме курда. Гость человек исключительный. И исключителен он благодаря своим личным качествам либо уважению. Поэтому надо заслужить право стать гостем в доме курда. Для гостя режут самого жирного баранчика (козленка). Курды, в основном, придерживаются обычая моногамии. Исключение составляют беки, которые чаще всего женятся повторно для укрепления родственных связей. У курдов, как и у других народов Востока, сохраняется разделения общества на мужское и женское. На свадьбах, похоронах и других мероприятиях женское и мужское общества не пересекаются - они собираются в отдельных помещениях, едят за разными столами и т.д. Курды очень уважительно относятся к представителям других религий и религиозных конфессий. При сохранении обрядов своей конфессии они уважают, и зачастую даже участвуют в религиозных церемониях других конфессий, уважают их святых, места их поклонения (исключая случаи связанные с Сатанизмом и тому подобное). Случаи религиозного нетерпения очень редки среди курдов и чаще всего являются элементом других противоречий: экономических, политических, социологических... Курды не считают свою нацию исключительной. Когда они говорят на курдском - их сердце наполняется радостью, оно поет. Стоит вам заговорить на курдском - как курд обрадуется вам, как близкому родственнику. Однако это не значит, что курды призирают другие этносы. Они мирно сосуществуют с ними уже многие годы, вступают в брак, делят хлеб, горести и радости, вместе справляют праздники. Конфликты возникают тогда, когда курдам пытаются навязать что-то (язык, обычаи, порядки), когда их пытаются лишить права национальной самобытности, самоопределения. Курды уважают людей сильных, влиятельных, политически дальновидных, умных, которые достигли определенных высот благодаря своему таланту. При этом следует отметить, что понятие "сильный человек" отличается от понятия "человек обладающий силой". Можно обладать чем-либо (талантом, властью, деньгами) но не уметь этим пользоваться рационально либо не пользоваться преимуществами по какой-либо причине (нравственной, этической, психологической, социальной). Таких людей курды презирают. Курд уважает даже того, кто обладая силой пользуется ей ему в ущерб. Однако при этом к уважению прибавляется элемент неприязни (ненависти). Понятие "ущерб" значит, что кто-то лишая тебя чего-то либо лишает тебя этого помимо твоей воли, либо не дает ничего равнозначного взамен Например: вождь племени. Если он сильный, властный, дальновидный, хороший политик, защищает и укрепляет свое племя - то он пользуется всеобщим уважением. Он лишает соплеменников определенной личной свободы (с их согласия), однако дает им гораздо больше - защиту, власть над окружающими, скот, земли. Если же вождь обладает всеми этими качествами, но использует их только на пользу себе - т.е. он берет больше чем дает, то его начинают ненавидеть. А если вождь не обладает этими качествами - то он всеобще презираем - и соотечественниками и соседями.

ДУШАНБЕ, 2 мая — Sputnik, Рубен Гарсия. В минувший понедельник, 1 мая, вооруженные отряды курдов отбили у боевиков запрещенного на территории России "Исламского государства" сирийский город Табка (Эс-Саура), располагающийся рядом с Ефратской ГЭС.

© Sputnik /

Ее жители создали систему народных собраний и своеобразных коммун, боеспособное вооруженное ополчение, товарообмен на базе кооперативов в качестве местной экономической системы.

И дали широкие права женщинам. Этому способствовали вполне объективные причины.

В свое время Абдулла Оджалан, лидер "Рабочей партии Курдистана", тесно связанной с Сирией, еще до того, как был в 1999 году посажен в тюрьму, пришел к выводу, что для победы его движения, сильно поредевшего в боях с регулярными турецкими войсками, вовсе не зазорно привлекать в партию женщин.

К такому же выводу, вероятно, пришли командиры сирийского ополчения, где стало остро не хватать мужчин, в особенности командиров, после наступления войск Халифата вглубь страны.

Так появились "Отряды женской самообороны", ставшие одними из наиболее способных частей вооруженных сил курдов, известных как Пешмерга. Причем, занимают они не только рядовые, но и командные должности. Так, один из двух командиров сил безопасности "Асаиш"(Asayîş RojavaKurdistanê) — женщина Айтан Фархад.

Сами же YUJ целиком состоят из представительниц слабого пола, мужчинам там места нет.

Возмездие за террор

Что же представляют силы самообороны Курдистана?

Это пехотинцы, не располагающие тяжелым вооружением. Самое минимальное воинское соединение насчитывает от 3 до 6 человек, способных автономно выполнять самые разные , в основном — патрулирование местности и разведка.

Более крупное соединение, балук, состоит, примерно, из 30 человек. Далее — табур, аналог современного батальона.

На стороне курдов воют множество добровольцев из западных стран, в основном, представителей политических движений левого толка.

Формально, курдские вооруженные силы подчиняются Главному командованию и Военному совету, собирающемуся раз в полгода и разрабатывающему план военных действий.

Ополчение добровольное. Командиров там выбирают путем прямого голосования и регулярно проводят собрания, где возможно оспаривать действия командиров.
Девушки старше 17 лет, пожелавшие вступить в YUJ, могут пройти двухнедельный курс военной подготовки, однако биться на передовой имеют право только по достижении 20 лет.

© Sputnik /

Девушка из "Отрядов женской самообороны" Курдистана с гранатометом

Сражаются отряды самообороны отчаянно. Женщины — вдвойне. Наученные горьким опытом Ракки, где тысячи курдских и езидских девушек и женщин, если были не убиты, то проданы в сексуальное рабство, бойцы YUJ часто говорят о желании отомстить террористам, мучающим и продающим их сестер, будто скот.

Мстить им удается неплохо. По первому запросу браузер выдает множество фотографий, где девушки запечатлены на фоне тел убитых террористов.

Нетрудно предположить, что и для фундаменталистов из Халифата сама возможность быть застреленным не просто неверным, а еще женщиной — словно плевок в душу.

Сопротивление курдов тем упорнее, что отступать им просто некуда — в Ираке их вряд ли ждет теплый прием, а для властей Турции каждый курд — и вовсе потенциальный террорист.

Более того, сирийские ополченцы открыто обвиняют Анкару в поддержке ИГИЛ в борьбе с курдами.

"Сирийский Курдистан может быть образцом сопротивления терроризму, попранию прав женщин. А Эрдоган хочет установить на нашей территории диктатуру турецкого султаната", — с негодованием отметила депутат Парламента Турции от Демократической партии народов Айше Башаран на пресс-конференции в МИА "Россия Сегодня", посвященной борьбе с терроризмом.

Основания для таких громких заявлений и в самом деле есть. В конце апреля турецкая армия обстреляла позиции "Рабочей партии Курдистана". В результате атаки погибли 70 человек. Через 4 дня, 29 апреля после новых на севере Ирака погибли еще 14 членов РПК.

И глава Турции не исключает новых ракетных ударов.