Жанна Платонова
Конспект комплексно образовательной деятельности в средней группе «Хочу все знать»
Конспект комплексно образовательной деятельности в средней группе
«Хочу все знать » .
Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация»
Цель. Продолжать формировать у детей целостную картину мира и расширение кругозора. Обогащение сенсорного опыта.
Программное содержание :
Задачи :
образовательные : Расширять и углублять знания детей о признаках предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам. Расширять приемы моделирования из геометрических фигур. Закреплять счетные умения и знания цифр в пределах 1-8. Составлять закономерность из геометрических фигур.
Воспитательные. Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, чувства взаимовыручки.
Методы и приемы :
Словесные : загадки, беседа, логические вопросы.
Практические : дидактические игры «Пересчитай звездочки» , «Домики для звездочек, проблемные ситуации. Наглядные : рассматривание картинок, плакаты – «Обобщающие понятия» , «Звездное небо» , карточки - звездочки разных цветов спектра, геометрические фигуры.
Материалы.
Демонстрационный материал : Панно с изображением планеты Земля и предметов окружающего мира. Панно с изображением звездного неба и космической ракеты из геометрических фигур.
Раздаточный материал : Карточки – таблицы с геометрическими фигурами и карточки с изображением предметов соответствующей формы, карточки со звездочками красного, желтого, оранжевого и розового цвета, набор геометрических фигур для плоскостного моделирования.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением предметов окружающего мира, дидактические игры на формирование представлений о величине, форме и цвете. Рассказ воспитателя о космосе, рассматривание иллюстраций.
1. Вводная часть
Воспитатель. Ребята у нас сегодня необычный гость. Его зовут Лунтик. Он прилетел к нам с другой планеты и ему хочется больше узнать о нашей планете . Мир, в котором мы живем очень интересный. Как называется наша планета?
Дети. Земля.
Воспитатель. А что нас окружает на нашей земле?
Дети. Красивая природа, различные предметы….
Игра «. Назови одним словом» (проводится игра с картинками «обобщающие понятия» . В процессе игры воспитатель уточняет форму предмета и материал из которого он сделан)
2. Основная часть.
Воспитатель. А теперь разложите свои карточки с предметами по цвету и форме.
Проводится игра «Разложи картинки» .
Дети. Каждый раскладывает свой набор карточек с предметами круглой, квадратной, треугольной формы.
Физ. минутка.
Мы становимся все выше.
Достаем руками крыши.
Раз, два – подтянись.
Три, четыре – руки вниз.
Воспитатель показывает панно с изображением космического пространства.
Воспитатель. Все предметы, которые нас окружают, могут находится совсем рядом, что-то дальше а что-то совсем далеко. А что находится далеко, далеко от нас.
Дети. Космическое пространство, (космос, луна, солнце другие планеты) .
Воспитатель. Из каких фигур состоит наша ракета.
Дети. Прямоугольник, круги, треугольники.
Воспитатель.
Отгадайте загадку
Светит, сверкает,
Всех согревает.
Ну-ка, кто из вас ответит :
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)
В чёрном небе до зари
Тускло светят Фонари.
Фонари - Фонарики
Меньше, чем комарики.
Рассыпался горох
на семьдесят дорог,
никто его не подберёт.
Солнце взойдёт -
Всё наоборот : (звезды)
Воспитатель. В темно – синем ночном небе звезды кажутся маленькими точками. Это происходит потому, что звезды очень далеко от нас. Каждая звезда – это небесное тело, подобное нашему Солнцу, а иногда и намного больше его. Звезды летят в бесконечном пространстве, называемом космосом.
Как же можно рассмотреть звезды и небесные тела. С помощью телескопов ученые рассматривают небесные тела. На какую фигуру он похож.
Дети. Он выглядит как длинный узкий цилиндр и похож на трубочку.
Воспитатель. А какие предметы имеют форму цилиндра?
Дети. Банка, стакан, колбаса, труба, палочка….
Воспитатель. Соедините свои пальчики так. Как будто вы держите трубочку и подставьте её к своим глазкам. Рассмотрите наше ночное небо.
Воспитатель. Вы заметили, что на нашем небе они и цвет имеют разный. Назовите, каким цветом наши звезды.
Дети. Красные, розовые, оранжевые, желтые, синие, голубые.
Воспитатель. Все ли звезды одинаковые по размеру.
Дети. Есть большие, средние и маленькие .
Воспитатель. Почему одни звезды большие, а другие маленькие.
Дети. Большие звезды далеко о нас, а маленькие близко.
Давайте посчитаем, сколько и каких по цвету звезд на нашем небе.
Проводится игра «Найди такую же звездочку по цвету»
Дети получают карточки – «звездочки» красного, оранжевого, желтого цвета на черном фоне и группируют их на столах по цветам.
Физ. минутка.
Раз, два три четыре
В космос мы лететь решили.
Чтобы в космос полететь,
Нужно многое уметь.
Вправо, влево наклонись и нисколько не ленись.
Руки вверх, вперед и вниз.
Космонавтом становись.
Воспитатель. Звезды бывают самых разных размеров. Некоторые из них можно сравнить с Солнцем. Но Солнце далеко не самая большая из космических звезд. Есть звезды – гиганты. Их спутниками бывают звезды – карлики. Почему у звезд разный цвет? Цвет звезд зависит от их температуры. Наиболее холодные красные звезды. Самые горячие – голубы. Старея, звезды краснеют и раздуваются. Проходит много лет, и потом звезда взрывается.
Игра «Выложи звездный путь» .
Дети получают карточки – звездочки красного, желтого, розового и оранжевого цвета. Затем раскладывают друг за другом, чередуя цвет и размер.
Воспитатель. Вы заметили, что когда рисуют звезды, они имеют неровные края. Какая геометрическая фигура в этом помогает.
Дети. Треугольник.
Воспитатель. Составим звезды из геометрических фигур.
Игра «Волшебная мозаика» . Дети самостоятельно составляют звездочки разного цвета из геометрических фигур (по количеству сторон вокруг квадрата, вокруг шести и восьмиугольника прикладывают треугольники соответствующего цвета и размера). Тем детям, кто затрудняется можно предложить схему, по которой составляется звездочка.
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие. Где мы сегодня побывали, что видели, что нового узнали. И вы и Лунтик теперь расскажете об этом своим друзьям.
Конспект занятия для средней группы
Образовательные области: « Социум», «Коммуникация».
Разделы : Ознакомление с окружающим миром.
Тема: Хочу знать о себе всё.
Цель: Расширять представление детей о себе и своих частях тела. Познакомить с функциями частей и органов своего тела: головой, ушами, ртом, языком, зубами, руками, ногами.
Развивать мелкую моторику рук через синтез движения, поэтического слова, музыку. Развивать внимание, память, пополнять словарный запас детей, учитьих отвечать на вопросы.
Воспитыватьдоброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения в здоровьесбережении.
Словарная работа:
Органы чувств.
Билингвальный компонент: қыз- девочка, үл бола – мальчик, дене мүшелері - части тела, бас- голова, кол- рука, аяқ- нога.
Ход занятия.
Звучит приветствие «Дружба начинается с улыбки».
Задача: способствовать эмоциональному сближению детей, созданию доброжелательной обстановки в коллективе
– Утром встали малыши.
В детский сад они пришли.
Рада видеть вас всегда
Гости здесь у нас с утра.
Поздороваемся, детвора
Сәлем барлықдостарыма!
Возьмёмся за руки, друзья
Друг другу улыбнемся. И пожелаем всем добра!
Мы погладим лобик,
Носик, щечки.
Ушки мы слегка потрем
Так здоровье бережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!
Дети садятся на стульчики.
Звучит музыка
Приходит в гости кукла Алия.
Сәлеметсіздерме балалар! Меня зовут Алия, я хочу знать о себе всё. Помогите разобраться.
Ребята поможем, слушай внимательно, Алия.
На Земле живёт очень много людей. Все они имеют тело и похожи друг на друга.
А у меня есть тело?
У каждого из нас есть тело. Рассмотрим тебя, Алия
У человека есть туловище, голова, руки и ноги.
И у нашей Алии тоже такие же части тела.Назовите их
Валера…………………………
Диана……………………………
Ребята, наши тела похожи друг на друга, потому что мы люди.
Воспитатель: Молодцы! Ребята показали правильно все части тела.
Игровое упражнение “. Рассмотри себя в зеркале”.
А теперь представьте себе, что вы смотрите на себя в зеркало. И каждый видит там себя. Рассмотрите себя внимательно.
(Воспитатель обобщает, что несмотря на то что дети разные, у них одинаковые части тела)
Алия- ребята а знаете, как на казахском языке қыз –девочка, үл бола- мальчик
Игровое упражнение Девочки похлопали громче веселее, мальчики потопали (тише –тише поднимаем руки выше –выше)
Игровое упражнение «Собери куклу»
Воспитатель: Мы уже знаем, из каких частей состоит человек. Но важно также знать, как они нам служат, как помогают жить?
Алия: А они нам помогают? Воспитатель: Конечно! И сейчас ты в этом убедишься.Игра «Что для чего нужно?» (Наклоните голову вперёд, назад, направо, налево. С помощью какой части тела двигается ваша голова?) Итак, рассматриваем голову. Что есть у нас на голове.
Загадывает загадки :
Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным,толстым, тонким, конопатым. (Нос)Алия: А для чего нужен нос? Дети Носом мы дышим, нюхаем.
Игра «Что чем пахнет?»
Воспитатель завязывает ребенку глаза и предлагает ему отгадать, что лежит в банке по запаху. (Чеснок, лимон)
Проводится дыхательная гимнастика «Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".
Загадывает загадки : Два Егорки живут возле горки, живут дружно,
А друг на друга не глядят? (Глаза)
Ребята, для чего нам нужны глаза? Верно, глаза нам нужны для того, чтобы видеть. (Берет игрушку) Посмотрите на меня. Что вы видите у меня в руках? Теперь закройте глаза. Вы можете посмотреть на меня и что- то увидеть закрытыми глазами? Откройте глаза, посмотрите на меня. Что вы видите у меня в руках?
Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках, мультфильмы и т.д. Глаза нужно беречь!
(Глазная гимнастика) Вдаль на палец посмотри. (Отводят палец далеко, смотрят на него.) Близко к носу поднеси. (Подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд.) Раз, два, три - глаза закрой. (Закрывают глаза.) Раз, два, три - глаза открой. (Открывают глаза) Воспитатель:
Алия -Как нужно беречь глаза?
Дети: нельзя долго смотреть телевизор, сидеть около компьютера, когда сидите за столом рисуете нужно сидеть правильно, спинки должны быть ровные.
У зверюшки- на макушке, а у нас – ниже глаз. (Уши).
Алия: А для чего нужны уши?
Воспитатель: Да ушами мы слышим. Послушайте вот такие звуки.
Уши тоже нужно беречь. (Массаж ушей)
Алия: Для чего нужен рот?
Воспитатель: Правильно рот нужен для того, чтобы есть, разговаривать, петь песни и т.д. (гимнастика для язычка)
Воспитатель - Голова нужна человеку
Глазки …Смотрят
Ушки…Слушают.
Носик…Дышит.
Ротик…Кушает.
Воспитатель-Глаза нос, уши - это органы чувств
Ребята какие вы знаете основные части тела?
Дети Голова, туловище, руки, ноги.
Алия: Ребята какая часть тела самая большая?
Дети –Туловище.
Теперь скажите, для чего нужны руки?
Дети: Руками мы держим ложку когда едим, зубную щётку когда зубы чистим, хлопаем в ладоши, лепим, рисуем и делаем многое другое полезное.Не зря говорится в пословице: «Где труд, там и счастье»
Воспитатель: А еще мы умеем рассказывать стихотворение пальцами.
Алия: Как это?
Воспитатель: Сейчас мы тебе покажем.
(Проводит пальчиковую гимнастику)
Игровое упражнение «Определи, что там в внутри». (Дети на ощупь и по цвету шаров определяют, что там в внутри.)
Алия: Зачем же нужны ноги?
Дети: Нам нужны ноги, чтобы ходить, бегать, прыгать, приседать и танцевать.
Воспитатель: Ну, что, Алиятеперь ты знаешь, из каких частей состоит человек?
Алия: Запомните ребята, что на казахском языке дене мүшелері - части тела, бас- голова, кол- рука, аяқ- нога.
Все части тела нам нужны…
Воспитатель:Ты лучше с нами попляши!
Физминутка (Музыка Екатерины Железновой)
Алия: Как здорово иметь такие части тела!
Давайте назовём их ещё раз!
Воспитатель-Алия а, что ты принесла в красивой папке
Игра « Хочу знать о себе всё».
Назови всех, начиная с самого маленького.Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.
Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка
Алия, мы тебе помогли разобраться ты знаешь о себе всё.
Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли.
Заключительная часть.
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Называли мы слова: Лоб, затылок, голова,
Шея, плечи, пальцы ногти,
Кулаки, ладошки, локти, нос, живот, колени,
Пятки, губы, бёдра, и лопатки
Части тела изучали, Дене мүшелері называем
бас- голова,кол- рука аяқ- нога
Ну вот мы и рассказали Алии о всех частях тела человека
Алия: Мне очень понравилось на вашем занятии, Молодцы ребята сегодня я много узнала нового и интересного. Девочки и мальчики вы должны не ссориться друг с другом. Мальчики должны заботиться о девочках, потому что девочки слабее мальчиков. Мне пора возвращаться домой, но я обещаю, что обязательно приду еще к вам в гости.
Попрощайтесь с Алиёй.
Сау бол! Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой.Все, во что мы здесь играли, мы запомнили с тобой.До свиданья всем сказали и красиво помахали.
ГККП “Детский сад №2 “Болашақ” при ГУ ""Аппарат Акима города Есиль Есильского района Акмолинской области "".
Конспект занятия для средней группы
Тема: Хочу знать о себе всё.
Воспитатель: Митина В.К.
Боршнякова Вера
1 тематический день
(день сюрпризов и загадок)
«Необычная рядом»
Сюрпризный момент.
В гости к детям приходит фокусник и предлагает посмотреть фокусы.
Задачи : развитие логического мышления у детей; развитие социальных эмоций, способствующих налаживанию межличностных отношений; формировать устойчивый интерес к фокусам; развивать у детей способность к воображению.
Музыкальное развлечение «Загадочные гости» .
Открытие тематической недели совместно с музыкальным
руководителем.
Химические фокусы.
Игровая прогулка на участке «В поисках клада» (сюрпризы и загадки)
Задачи : закрепить с детьми умение ориентироваться в пространстве (на участке детского сада) ; развивать двигательную активность, ловкость, меткость. Оказывать взаимопомощь сверстнику.
Ребята пользуясь картой выполняют разные задания на участке детского сада
1. Перевези друга на санках с одного берега на другой
2. Отгадай зимние загадки
3. Попади в цель
4. Найди по схеме- волшебную снежинку
5. Собери слово и найди клад
6. Поиск клада и получение награды.
Подвижная игра «Найди и промолчи»
Цель. Развивать выдержку, внимание, ориентировку в пространстве, способствовать к само регуляции.
Загадывание загадок про воздух, ветер, воду.
«Опыты на кухне» консультация для родителей
2 тематический день
(день экспериментирования)
«Маленькие исследователи»
Сюрпризный момент.
Дети получают письмо от Почемучке в котором он их приглашает в свою лабораторию.
Интегрированное занятие «Волшебница соль»
Дать детям представление о значении соли в жизни человека. Закреплять умение исследовать предмет с помощью органов чувств, называть его свойства и особенности. Испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю.
Показ презентации «От куда берётся ветер»
Опыты и эксперименты во время прогулки «Сила ветра»
Цель. Познакомить детей с понятием «сила ветра» , помочь вспомнить, каким ветер был летом (теплый, легкий, учить определять силу ветра по верхушкам деревьев и развивающими флажками.
Игры с песком.
В ходе игровых действий с песком обратить внимание детей на свойства песка и почвы, подвести детей к выводу, что песок рыхлый, поэтому легко пропускает воду, а почва плотная, поэтому вода остается на поверхности.
Рисование на песке (стол с песком)
Развивать воображение, фантазию мелкую моторику рук.
3 тематический день
(день следопытов и интересных открытий)
«Искатели приключений»
Сюрпризный момент.
В гости к детям приезжает Нюша и предлагает отправиться в путешествие.
Игра -путешествие «Путешествие со смешариками на воздушном шаре» .
Общение на тему «Круговорот воды в природе»
Цель. Расширить и закрепить представление детей о свойствах воды и круговороте воды в природе. Формировать потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Презентация «Круговорот воды в природе»
Цель. Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания.
Чтение сказки «Путешествие капельки»
Цель. Формировать потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое действие.
игра -эксперимент «Таяние льда в воде» Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Вывод : чем больше льдина – тем медленнее она тает, и наоборот.
эксперимент «Можно ли пить талую воду» Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Рисование не традиционным способом «Акварель + соль» .
Тематическая выставка детских энциклопедий «Хочу все знать !» .
Работа в книжном уголке.
4 тематический день
(День викторин и занимательных игр)
«В гостях у Почемучки»
сюрпризный момент
В гости приходит кукла Почемучка, которая приглашает отправиться в путешествие по познавательной стране экспериментов.
Экологическая викторина «В мире природы» .
Цель. Создать условия для формирования экологической культуры у детей на основе знаний. Развивать познавательную активность, используя опыты.
Разгадывание загадок.
Цель. Расширять кругозор детей, познакомить их с окружающем миром, способствовать развитию наблюдательности, памяти, смекалки, мышления и воображения.
Рисование не традиционным методом солью по мокрому «Бабочка» .
Показ презентации «Что такое снег.
Цель. Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса.
Тематическая прогулка с Почемучкой «Почему снег мягкий?»
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега : вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок : при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка» :
Светло-пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая,Легко проносится,
Какая чистая,Не в высь лазурную,-
Какая смелая!На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Познавательный досуг «День рожденье Зубной щетки»
5 тематический день
(день коллекционеров)
«Пещера сокровищ»
Вовлечь родителей и детей в совместную деятельность по созданию мини-музея в группе; вызвать интерес к посещению музеев; воспитывать бережное отношение к музейным предметам, как результату труда и творчества.
Сюрпризный момент
В гости приходит Почемучка, который ни чего не знает о музеях, он просит детей рассказать ему об этом.
Презентация «Какие бывают музеи»
Цель. Формирование представления о музеях у дошкольников; воспитание осознанного бережного отношения к культурному наследию народов.
Беседа «Какие музеи мы можем создать»
Цель. Развивать познавательный интерес и познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
Экскурсии по мини-музеям коллекций (взаимопосещение)
Прогулка «Коллекция цветных льдинок»
Цель. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к коллекционированию и созданию для этого условий.
Закрытие недели . «Путешествие в страну Знаний» .
Музыкальное развлечение в вечернее время.