Этикет для малышей конспекты занятий. Что такое этикет? Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек

24.05.2019

Цель : формирование осознанного отношения к выполнению норм и правил поведения.

Задачи:

— формировать представления о нормах и правилах поведения в быту, повседневном общении, в общественных местах в соответствии с особенностями коммуникативной и психосексуальной культуры;

— способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения, соответствующих возрасту и полу;

— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование: видеописьмо; видеопроигрыватель; мяч; сюжетные картинки о правилах столового этикета, книги (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», О. Дриз «Про веселый пирожок», В. Осеева «Волшебное слово»), настольно-печатная игра «Уроки этикета».

Перед началом занятия в группу входит воспитатель младшей группы.

Воспитатель младшей группы . Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, ребятам моей группы быстро запомнить правила поведения. Некоторые из них они уже знают: здороваются при встрече, прощаются при расставании, благодарят за услугу. Но вот о выполнении других правил они часто забывают. И вдруг я вспомнила о вас, ребята. Вы хорошо знаете, как вести себя в той или иной ситуации. У вас в группе много разных игр, картинок, карточек-символов, книг о том, как правильно вести себя за столом, в гостях, в транспорте, при разговоре с другими людьми. И я подумала, что если бы и у нас в группе были картинки, игры, которые постоянно напоминали бы ребятам о правилах поведения, они быстрее бы научились их соблюдать. Пожалуйста, подберите или нарисуйте детям младшей группы такие картинки. Я очень хочу, чтобы они хорошо знали и выполняли правила поведения.

Воспитатель . Ребята, как можно помочь воспитателю младшей группы?

Дети . Можно подобрать картинки с изображением правил поведения; мы можем прийти к ним в группу и рассказать об этих правилах, поиграть с ними в игры, прочитать им стихи о том, как правильно себя вести; можно подобрать книги, игры и подарить их малышам.

Воспитатель. Молодцы, ребята, я очень рада, что вы готовы помочь воспитателю младшей группы и ее воспитанникам. А чтобы правильно подобрать картинки, которые могут помочь малышам быстро запомнить и выполнять правила поведения, давайте вспомним стихотворение В. Солоухина «Здравствуйте». Кто из вас хочет его рассказать?

Дети по желанию читают стихотворение.

О каком вежливом волшебном слове говорится в этом стихотворении?

Дети. О слове «здравствуйте».

Воспитатель . Ребята, а почему от волшебных, вежливых слов люди становятся радостнее, счастливее?

Дети . Всем людям приятно слышать вежливые слова.

Воспитатель. Очень важно знать и выполнять правила, которыми люди пользуются во время беседы. Какие из них вы знаете?

Дети. Нужно смотреть в глаза, называть друг друга по имени, улыбаться при встрече, говорить вежливые слова.

Воспитатель . Послушайте стихотворение о другом вежливом слове. У этого стихотворения нет заглавия. Вы его должны придумать.

Маша знала слов не мало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама

Про него твердит упрямо:

— Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого...

В. Голяховский

Как вы назовете стихотворение? Какое же слово пропало?

Дети. Это слово «спасибо».

Воспитатель . Послушайте стихотворение еще об одном вежливом слове.

Ребенок читает стихотворение Р. Алдониной «Козлик».

Какое же вежливое слово помогло девочке благополучно пройти мимо козлика?

Дети. «Пожалуйста».

Воспитатель . Давайте посмотрим, можем ли мы быть тоже вежливыми.

Игра «Будем вежливыми»

Воспитатель вызывает двух мальчиков — Сашу и Мишу. Саша держит в руках мяч. Воспитатель предлагает мальчикам вежливо поздороваться.

Саша. Здравствуй, Миша.

Миша . Здравствуй, Саша.

Если ребенок не обратился к напарнику по имени, воспитатель говорит, что вежливые люди, когда здороваются, называют имена и слегка наклоняют голову — делают поклон.

Воспитатель. Миша, попроси у Саши мяч.

Миша . Саша, дай, пожалуйста, мне мячик.

Саша . Миша, возьми, пожалуйста, мяч.

Миша . Спасибо.

Саша. Пожалуйста.

Воспитатель. Мальчики, попрощайтесь.

Саша . До свидания, Миша.

Миша. До свидания, Саша.

Воспитатель следит за тем, чтобы участники обращались друг к другу вежливо и обязательно использовали слова «спасибо» и «пожалуйста». Можно попросить остальных детей повторить те вежливые слова, которые говорили друг другу мальчики. Нужно стараться, чтобы в этой коммуникативной ситуации соблюдались ритуалы общения: воспитанники во время разговора должны смотреть друг на друга, стоять спокойно, не кричать, но говорить достаточно громко. По желанию инсценировку можно повторить с другими детьми.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, во время которой вы вспомните другие вежливые слова.

Игра-соревнование «Кто больше назовет вежливых слов»

Дети делятся на две команды и по очереди называют вежливое слово («здравствуйте», «до свидания», «простите», «извините», «спокойной ночи», «с добрым утром», «будьте добры», «пожалуйста» и др.). Побеждает команда, которая назовет больше слов.

Воспитатель . Ребята, а вы можете быть добрыми, вежливыми и внимательными? Давайте проверим это.

Игра «Ласковое слово»

Дети садятся в круг. После слов воспитателя: «Волшебную палочку в руки возьму и ласковое слово другу подарю», дошкольники начинают передавать друг другу «волшебную палочку», говоря при этом добрые, ласковые слова соседу.

Воспитатель. Очень приятно слышать в свой адрес ласковые слова. И настроение становится замечательным, солнечным! А теперь пришла пора вспомнить пословицы про добрые, вежливые слова: «Доброе слово сказать, что дождь в засуху», «Доброе слово сказать — посошок в руку дать», «С добрым словом и черная корка сдобой пахнет». Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово сказать, что дождь в засуху»?

Дети отвечают.

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов и умеете правильно их говорить. Предлагаю вам отобрать картинки, которые помогут детям из младшей группы быстро запомнить и научиться выполнять правила поведения во время разговора.

Дети выбирают нужные картинки.

Ребята, вспомните правила, которыми пользуются все люди за столом.

Дети. Нужно уметь правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом, не кричать, не тянуться через весь стол, помогать друг другу, говорить «спасибо» после еды.

Воспитатель . Какие вы молодцы! Много правил вспомнили! Давайте отберем картинки, которые помогут малышам быстро запомнить правила поведения за столом во время еды.

Дети выполняют задание.

Ребята, дети из младшей группы любят не только рассматривать картинки, но и слушать стихи, потешки. Какие потешки может прочитать им воспитатель во время еды?

Дети

Травка-муравка

Со сна поднялась,

Птица-синица

За зерно взялась,

Зайки — за капустку,

Мышки — за корку,

Детки — за молоко.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули

К маленькой Алене.

Сидят и рядят,

Чем ей угодят:

То ли кашей с молоком,

То ли бубличком с медком,

То ли сладким яблочком.

Пришел кисель,

На завалочке присел,

На завалочке присел,

Поесть Олечке велел.

Воспитатель. Молодцы, ребята, много потешек вспомнили! Подумайте, как еще можно помочь малышам быстро запомнить правила поведения за столом.

Воспитатель. Вспомните, в каких книгах рассказывается об этих правилах?

Дети. «Мойдодыр», «Федорино горе» К. Чуковского, «Про веселый пирожок» О. Дриза, «Волшебное слово» В. Осеевой.

Воспитатель . Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о правилах поведения в гостях, транспорте, театре.

Игра «Уроки этикета»

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три группы, каждой группе — по карте. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их рядом с большой картой. Если на картинке изображено правильное поведение героев, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае неправильного поведения персонажей, карточка откладывается в сторону.

После того как все микрогруппы выполнили задание, воспитатель предлагает каждой микрогруппе проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведению персонажей на отложенных картинках. Воспитатель поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

Воспитатель. Ребята, сегодня после сна мы все вместе сходим в младшую группу, и вы расскажете малышам с помощью картинок о правилах поведения во время разговора, о том, как правильно вести себя за столом, в транспорте, театре, гостях. Эти картинки, игры, книги мы оставим в младшей группе, чтобы ребята быстрее запомнили правила поведения.

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ: У ВАС - ГОСТИ»

ЦЕЛЬ: Формирование интереса к этикету

Задачи:

Повышать уровень знаний по этикету;

- с одействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятногопсихологического микроклимата;

Воспитывать культуру этикета и общения с людьми;

Формировать у обучающихся знание правил хорошего тона;

Развивать у обучающихся такие качества характера, как вежливость, доброта, воспитанность, умение видеть в человеке прекрасное.

Форма проведения: Ситуативная игра

Необходимое оборудование: таблички для игры, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный игровой материал – «баллы», 3 комплекта столовых приборов (вилка, нож, ложка, бокал, салфетка); медаль «Самые воспитанные», сладкий приз (торт, пирог или конфеты); зеленые и красные листья (из бумаги), скотч.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

Слайд 1.

«Красив тот, кто красиво поступает».

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя наша встреча начинается со сценки. Давайте посмотрим!

Слайд 2. Сценка:

После соревнований Паша сказал Кириллу:

Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в 6. Я тебе айфончик покажу и планшет новый.Музычку послушаем.

Ладно, - ответил Кирилл, - приду.

Часов в 7 Паша уже перестал ждать товарища. Вдруг раздался стук в дверь.

Привет, - сказал Кирилл. - Это я.

Он прошел в комнату и стал рассматривать вещи в ней.

А у вас ничего, - подходяще. Чего это? - он схватил ретромодель автомашины с письменного стола приятеля.

Это мне подарили на память.

Здорово сделано. - Кирилл нажал посильнее и сломал.

Потом Кирилл отправился бродить по комнате.

Сколько стоит? А это где купили? - поминутно спрашивал он, трогая вазу, сувениры. -Что за барахло в доме держите? - На его лице выразилось презрение ко вкусам хозяина.

Паша в это время вскипятил чай и пригласил гостя к столу.Тот критически посмотрел на чай и печенье и сказал:

Ой, что-то солененького захотелось, принеси мне лучше чипсы.

Наевшись и напившись вдоволь, Кирилл взял шапку.

Ну, я пошел. Пока. Завтра еще приду. А кинжальчик старинный, который у вас на стене висел, я взял, мне одну вещичкуобстругать надо. Отдам как-нибудь.

Воспитатель: Ребята правильно ли вел себя хозяин? Каким должен быть хозяин?

Правильно ли вел себя гость? Каким быть должен гость?

Как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего занятия? Какие задачи нам нужно решить?

Слайд 3.

Воспитатель: Правила поведения и стремление вести себя прилично уходят в глубь веков. Они зафиксированы в древнейших письменных документах и существовали еще до

появления письменности.

Слайд 4. Цицерон (106 - 43 до н.э.) в своих сочинениях - «О высшем благе и зле», «Об обязанностях» - рассматривал этику как искусство правильно жить, чтобы достигнуть человеком полного счастья.

Что такое этика? С этим вопросом нам поможет разобраться Ирина Жилкина.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слайд 5. Сообщение обучающегося:

Термин «Этика» впервые был введен в обиход древнегреческим мыслителем Аристотелем2300 лет тому назад. Этикой были названы три близких по содержанию сочиненияАристотеля. В переводе с греческого «ethos» означает «обычай», «нрав», «характер».

Понятие этики сходно с понятием слова «мораль», происшедшего от латинского «mos,mores», означающего также «нрав», «нравы», «обычаи». Поэтому, говоря об этике

поведения, имеют в виду не только правила поведения и приличия в обществе, но и

нравственный облик человека.

Воспитатель: Ребята, скажите, а какие добрые слова, по правилам хорошего тона, необходимы нам каждый день?

- Здравствуйте. Добрый день. Доброго пути. До свидания. Пожалуйста. Спасибо.

- Правильно! Ранее вам было дано задание узнать происхождение этих слов.

Слайды 6 - 8. Сообщения воспитанников:

    Здравствуй(те) - повелительная форма глагола, которая сформировалась к концу XVII века из описательных вроде «повелеваю тебе здравствовати», «Здравия тебе желаю» и т.д.

«Здравствуйте же многа лета» - написано в рукописи 1057 года, это самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка.

С конца XVII века по иноземному образцу в господской среде стали появляться у нас «добрый вечер», «добрый день», но им предшествовали чисто русские выражения типа «добръ здоровъ» - снова пожеланием здоровья. Все начиналось и кончалось пожеланием здоровья.

Этим национальным пожеланием русские отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это вместе видел в здоровье.

Сегодня «здравствуйте» - привычная для всех форма приветствия при встрече. Однако в прошлом она могла применяться и в прямо противоположных обстоятельствах – при прощании. Это ясно из корня слова: здоровья можно пожелать и при встрече, и прощаясь.

    «Здравствуйте, ребята!» - легко и просто произносит воспитатель на каждом занятии фразу. Но представляю ваше удивление, если бы начало было таким: «Ели вы сегодня?», или таким: «Здоров ли ваш скот?» А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

На первый взгляд кажется, немного смешно. В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здорово животное, хватает еды – все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, смерть.

Какими только приветствиями не пользовались люди! Салют! Чао! Салам аллейкум! Хау ду ю ду!

А движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее.

Китаец в прежние времена встречал друга, пожимая руку себе самому. Молодой американец приветствовал приятеля, хлопая его по спине. Французы целуются друг с другом в щеку. Кто-то обнюхивал друг друга. Одни кланялись в пояс, другие падали на коленки и ударялись о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвѐртые показывали языки.

    В поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное здравствуйте!

Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение:

Здравствуйте! -

Поклонившись мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто: «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

4) Добрый день:

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Доброго пути:

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь

Добрые слова:

За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

    Пожалуйста:

Отметить, что ли, слово, пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите:

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду;

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Воспитатель: Хорошо, ребята! Первый шаг мы с вами уже сделали и поняли, что нужно быть вежливым всегда и везде.

Слайд 9. А теперь я предлагаю вам поиграть. Правила игры:

Я читаю вопрос (вопросы дублируются также на экране ), вы обсуждаете командой свой ответ в течение 1 минуты, если ваш ответ готов раньше, чем окончилось время, вы также поднимаете табличку. Будет отвечать та команда, которая раньше всех поднимет табличку.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл, если ответ частично верен, то 0,5

Итак, делимся на 3 команды (по 3 чел.). Начнем!

Слайд 10. 1 блок вопросов: Этикет приветствия

    Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях? (Ответ: Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего – “здравствуйте”; кивок и жест – при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятие – при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя.)

    Кто первым здоровается при входе в помещение? (Ответ: Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста.)

    Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен здороваться первым: Мужчина – женщина? Младшие – старшие? Начальник – подчиненный? (Ответ: Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина – мужчине; начальник – подчинённому.)

    Кто должен первым здороваться на улице: стоящий или проходящий? (Ответ: Первым здоровается проходящий.)

    Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину? (Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.)

Слайд 11. 2 блок вопросов: К ак вести себя в помещении

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто входит первым? (Ответ: Первой входит всегда дама.)

    Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым? (Ответ: Вверх по лестнице – мужчина; вниз – дама.)

    Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ответ: Идёт и ведёт до места мужчина, причём лицом к сидящим.)

    Если вы опоздали в кино (театр), куда нужно садиться? Нужно ли искать свое место? Если нет, почему? (Ответ: Необходимо сесть на ближайшее свободное место.)

    Как нужно продвигаться вдоль ряда к своему месту? (Ответ: Только лицом к сидящим. При этом первым всегда проходит мужчина. Он должен принести свои извинения и поблагодарить вставших.)

    При посещении спектаклей, кино, концертов и других мероприятий у мужчин появляется возможность проявить такое качество, как галантность… Что это за качество? (Ответ: Прежде всего, это правильно воспитанный человек, знающий и выполняющий правила этикета. Галантный мужчина - это показатель внимательного отношения к женщине, умение красиво ухаживать за ней, оказывать знаки внимания женскому полу.)

Слайд 12. 3 блок вопросов: Телефонный этикет

Люди пользуются телефоном уже более 100 лет, но… до сих пор не все знакомы с

телефонным этикетом. Итак, вопросы:

    В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни и в выходные? (Ответ: Принято с 09:00 до 21:00. Знакомым и близким можно до 22:00. В выходные дни звонить малознакомым людям вообще не принято.)

    При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Ответ: Позвонивший, представившись.)

    Надо ли представляться при телефонном разговоре? (Ответ: Да. И это - просто проявление воспитанности и вежливости, которое трактуют правила телефонного разговора.)

    Если при разговоре неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Ответ: Позвонивший.)

    Кто должен закончить телефонный разговор? (Ответ: кто первый начал разговор, т. е. кто позвонил, тот и должен его завершить.)

Слайд 13. 4 блок вопросов: В гостях

Гости бывают разные: неожиданные и желанные, воспитанные и не очень, зашедшие

на 5 минут и приехавшие на месяц. Правила гостеприимства и этикета требуют приветливого отношения к любому гостю.

    Можно ли приходить в гости без предупреждения? (Ответ: В гости без предупреждения позволено приходить только самым близким людям. И то лучше предупредить, а то мало ли, купаюсь я, убираюсь или просто даже дома меня нет.)

    Если гости пришли без приглашения, а их визит весьма некстати, как быть хозяевам? (Ответ: Посидеть 15 минут для приличия и выпить по чашке чая, а затем, вежливо сославшись на дела и кучу проблем, извиниться перед ними и культурно попросить их на выход.)

    Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? (Ответ: Любое дарение подарка должно сопровождаться приятными для одариваемого словами. Букет преподносится цветами кверху, без упаковки. Если же упаковка – декоративная и составляет неотъемлемую часть декора вашего подарка-букета, то упаковку не снимают. Вручать цветы женщине должен только мужчина. Если в гости идет семейная пара, то по дороге цветы несет женщина, а затем отдает букет мужчине, который и должен вручить букет. Если цветы дарятся мужчине, то их может вручать любой. Дарение букета следует сопровождать правильной речью. Это может быть короткое приветствие и поздравление.)

    Как должен именинник или хозяин поступить с подарком? (Ответ: Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем, не забыв поблагодарить.)

Слайд 14. 5 блок вопросов: Сервировка стола. Поведение за столом

    Задание практическое - за 1 минуту правильно расположить приборы на столе: вилку, нож, ложку, бокал, салфетку.

    Как нужно есть хлеб? (Ответ: По правилам этикета брать хлеб из общей тарелки нужно рукой (один или несколько кусочков) и кладут его на пирожковое блюдце возле себя. Едят, отламывая по маленькому кусочку.)

    У вас на тарелке - виноград, яблоко, апельсин. Как их нужно есть? (Ответ: Яблоко разрезают специальным ножом на 4 части. Каждый кусочек накалывают на вилку, счищая ножом кожицу, и удаляют сердцевину. Затем разрезают на несколько частей (количество зависит от величины фруктов) и едят вилкой. Виноград едят, держа его в руках, косточки складывают на тарелку, незаметно выплевывая их в ладонь. Нельзя выплевывать косточки прямо на тарелку. Апельсин разрезают ножиком на 4-6 частей так, чтобы разрезать только кожицу, не задев мякоть. Потом раскладывают звездочкой и аккуратно отделяют кусочки.)

    Как едят торты, пирожные, пироги? (Ответ: Кушать десертной ложечкой можно только торты, приготовленные полностью из мягких компонентов: йогуртовые, бисквитные. Испеченные же из более плотного теста (песочного, кексового, слоеного) или имеющие твердые включения (например, прослойку безе или мастичный декор), следует кушать при помощи десертных ножа и вилки. Начинать есть порцию нужно с острого кончика, именно для этого его кладут на тарелку ближе к гостю. Пирожные едят специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные - миндальные, ореховые, которые легко крошатся, - можно есть рукой. Пирожное в бумажной розетке кладут на тарелку вместе с розеткой и едят из нее. Куски кулебяки, пирога едят с ножом и вилкой; пирожки маленькие - держа пальцами.)

    Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? (Ответ: Нож и вилка крест-накрест – пауза в еде. Параллельно – окончание трапезы.)

    Как выйти из-за стола по окончании обеда? (Ответ: Из - за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.)

Слайды 15-16. Воспитатель : А сейчас, ребята, я вам предложу на выбор ситуации. Вы в своих командах их проанализируйте и объясните, как правильно нужно поступать в сложившейся ситуации:

Ситуация 1.

Девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Галька».

А ты как его зовешь? - спросила мама.

Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Ситуация 2.

Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, пожалуйста».

Женщина вежливо поблагодарила Вову: «Спасибо». Вдруг автобус неожиданно затормозил. Мужчина, который стоял рядом с Вовой, толкнул мальчика и наступил ему на ногу. Вова презрительно посмотрел на него и сказал громким мрачным голосом: «Вы же не один в автобусе едете?»

Ситуация 3.

На школьной переменке в конце коридора Миша увидел своего друга Руслана. Он очень громко окликнул его несколько раз, но Руслан не услышал. Тогда Миша добежал до друга и толкнул его в плече так, что Руслан чуть не упал.

Ситуация 4.

Саша на переменке побежал по лестнице вниз в школьный буфет. Растолкав всех, в

очереди стал перед малышом, затем подумал и поставил малыша позади себя. Когда

малыш стал плакать, Саша упрекнул его: «Ну, и плакса!.. Еще успеешь купить свою

булочку». Но когда пришел Ваня из 10 «Б» класса и стал перед Сашей в очереди, то он

с обидчивым выражением на лице посмотрел на Ваню, не сказав ни слова.

Воспитатель : Молодцы! Я думаю, что мы всегда теперь будем поступать только по правилам этикета.

Слайд 17. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего мы с вами ведем разговоры о поведении и Правилах приличия?

К тому, чтобы показать, в чем смысл и каково значение тех правил поведения, от которых некоторые из вас небрежно отмахиваются - мол, и без этих церемоний прекрасно можно обойтись! Но так ли это? Люди пришли к этим правилам в результате большого

опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. И мы должны с вами эти правила

выполнять.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. По итогам игры медаль

«Самые воспитанные» присуждается команде…

Поздравляем победителей сегодняшней игры и разрешите вручить вам сладкий приз. Надеюсь, что победители пригласят всех участников игры попить чай.

Слайд 18. Сегодня мы постарались изложить основные правила этикета в форме вопросов, анализа ситуаций, рекомендаций. Наверняка среди вас были такие, кто не придавал значения этикету. Сейчас же, смею надеяться, что вы сможете грамотно растолковать высказывание американского юриста, судьи Кларенса Томаса: «Хорошие манеры откроют перед нами двери, которые не сможет открыть и самая высокая образованность».

И напоследок, ребята, я вас попрошу выполнить еще одно задание:

На ваших столах лежат зеленые и красные листочки. Подумайте: если вам не понравилось, и вы без пользы провели время на нашем занятии, то ваш листочек - красного цвета. А если вам понравилось занятие, если вы получили новые знания и информацию, которую будете использовать в дальнейшем, то прилепите на доску зеленый листик.

Слайд 19. Воспитатель : До свидания, ребята! Надеюсь, что после сегодняшнего дня вы стали еще более воспитанными, культурными и вежливыми. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все ее обстоятельства невозможно, но один закон

следует запомнить: Никогда не забывай о тех, кто рядом с тобой.

Слайд 20. ВИДЕО «КАК ПРАВИЛЬНО ПРИГЛАШАТЬ ГОСТЕЙ»

Ольга Ярова
Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости».

Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости » .

Цели :

Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться .

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения . Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, вы любите путешествовать ?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим , насколько вы вежливы и воспитаны . Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить , что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ . ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

1. Ответьте на вопросы :

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

3. Какие вежливые слова еще вы знаете ? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо , с улыбкой.

2. Стихотворения про вежливые слова .

Здравствуйте.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

За что мы говорим «Спасибо» ?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

3. Игра «Вежливая просьба » .

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается – выбывает из игры.

4. ЗАГАДКИ :

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

2 остановка «Верные друзья» .

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый . Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо .

1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться , сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. Игра : «Веселые да-нетки» .

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым .

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки» .

Что такое быть добрым?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

повседневными.

Какие хорошие поступки вы совершали?

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова , а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость .

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В своей группе очутись !

Вот и закончилось наше путешествие . С возвращением Вас!

Игра «Сердечные пожелания» .

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!

Елена Гармаш
Конспект занятия «Этикет в гостях»

Подготовила : воспитатель 2 группы Гармаш Елена Анатольевна

Занятие «Этикет в гостях »

Цель : Познакомить детей с правилами этикета .

Задачи :

Научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями ;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи, сотрудничества.

Предварительная работа :

Проработана литература;

Создание наглядной мультимедийной продукции (презентация)

Оборудование :

Ход занятия:

Вводная часть

Основная часть

Воспитатель : Поговорим об этикете . Этикет -это определенный свод правил поведения. Когда вас пригласили в гости . Нужно соблюдать правила этикета . Чтобы их вспомнить я предлагаю вам сыграть в игру «Правила этикета » .

Игра «Правила этикета »

Дети становятся возле стульев, воспитатель бросает мяч каждому ребенку, дети отвечают на вопросы.

1. Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)

2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

3. Прилично ли опаздывать в гости ? (неприлично)

4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

5. Как нужно одеваться если тебя пригласили в гости ? (красиво, нарядно)

6. Как нужно пригласить на день рождения : за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

7. Как нужно вести себя в гостях ? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

8. Как нужно вести себя за столом (не разваливайся на стуле, не клади локти на стол, ешь аккуратно, рот вытирай салфеткой, не разговаривай во время еды)

Воспитатель : Ребята вот мы и вспомнили правила этикета в гостях . Я предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм про сказочных героев.

Просмотр мультфильма «Букет цветов»

Обсуждение мультфильма с детьми.

Воспитатель : Ребята я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение.

Извини, пожалуйста,

Прости, И разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворятся!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

Волшебные слова.

Воспитатель : Ребята знаете эти слова? Какие это слова?

(Ответы детей)

Воспитатель : Эти слова добрые, волшебные, я предлагаю вам вспомнить эти слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебные слова»

Дети становятся в круг и по часовой стрелке передавая мяч по кругу говорят доброе слово. Начинает игру воспитатель.

Воспитатель : Молодцы ребята как много волшебных слов знаете, значит пришло время пригласить вас за стол.

Воспитатель приглашает детей сесть за приготовленный сервированный стол.

Воспитатель :

Ребята вы сели за стол, возьмите салфетку положите ее на колени. А теперь угощайтесь.

Когда берете еду из общих блюд, нужно брать кусочек который лежит ближе к вам.

Если нужно порезать еду на кусочки, нож следует держать в правой руке а вилку в левой.

А вот если вы нечаянно уронили на пол вилку или нож, нужно извиниться и попросить подать другой прибор.

Когда вы уходите домой, нужно обязательно сказать спасибо.

Воспитатель : Конечно, главная задача гостей -не как можно больше съесть, а хозяина-откармливать гостей . Главной целью дружеской встречи является атмосфера-приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Ребята наше занятие подошло к концу и я хочу спросить вас о чем мы сегодня говорили на нашем занятии , может что-то новое вы узнали для себя?

(Ответы детей)

Воспитатель : Ребята научившись правильно вести себя в гостях и не доставлять хозяевам неудобств, вы всегда будете желанными гостями , куда бы ни пришли.

А сейчас я попрошу вас оценить наше занятие .

Перед вами доска и три вида смайликов. Если вам понравилось наше занятие -то приклейте улыбающийся смайл на доску, не очень понравилось равнодушный а если не понравилось грустный смайлик.

Публикации по теме:

«Педагогический этикет» МКОУ «Верх-Чебулинский детский дом» 2013г Методическое объединение Тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ» Требования современного этикета складывались.

Конспект занятия «Салфеточный этикет и складывание салфеток» Тема: САЛФЕТОЧНЫЙ ЭТИКЕТ Салфеточный этикет от доисторических времен до наших дней Цели: Ознакомление с историей салфетки. Дать информацию.

Конспект НОД по этикету для детей средней группы «Этикет для малышей» Конспект НОД по этикету для детей средней группы. Тема: «Этикет для малышей» Разработала старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Веселый.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Этикет с малых лет» Конспект открытого занятия в 1 младшей группе «Этикет с малых лет» Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Конспект занимательного дела «Мальчики и девочки» по недельной тематике «Этикет» в средней группе. Мораль и нравственность - один из самых основных способов регуляции деятельности человека. В детстве усвоение социальных норм происходит.

    Формировать способы социального поведения подростков в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим.

    Воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.

    Совершенствовать умение регулировать своё поведение.

    Обучать детей правильному поведению в социуме.

Данная программа разработана для детей с 7 до 12 лет, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарном отделении нашего Центра.

Программа рассчитана на один учебный год, в количестве 72 часов. Состоит из 4 разделов: теоретической части – 32 часа; практической – 40 часов. Занятия по два часа в неделю.

Работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль: на каждом новом витке рассматриваются те же самые вопросы, но на более высоком уровне сложности, что необходимо учитывать при планировании тем.

Опираясь на методику обучения и развития навыков культурного общения детей, я включила в своей работе следующие разделы.

    Раздел: “Из истории этикета”. Этот раздел предполагает изучение с детьми понятия “этикет”. Значение этикета в прошлом веке, этикет в настоящее время, и формах приветствия людей друг другу.

    Раздел: “Общение и взаимоотношения людей”. Изучив этот раздел, дети учатся умению вести беседу, общению друг с другом, написанию писем и телефонному этикету.

    Раздел: “Поведение в общественных местах”. После изучения данного раздела дети овладевают знаниями правильного поведения в общественных местах (на улице, в школе, в общественном транспорте, дома).

    Раздел: “Гостеприимство”. Изучив данный раздел, дети обучаются знаниям и умениям приёма гостей, правилам сервировки, умению пользоваться столовыми приборами, умению вести беседу.

В работе с детьми особое внимание уделяю развитию умения понимать людей, проявлять доброжелательное отношение, развиваю эмоциональную отзывчивость, формирую правила и нормы культуры поведения в обществе.

При планировании воспитательного процесса включаю следующие формы работы:

1. Организационная форма.

а) познавательные занятия; б) занятия-беседы; в) игры-занятия; г) викторины, тесты, конкурсы.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

а) дидактические игры; б) упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.

3. Самостоятельная деятельность.

а) сюжетно-ролевые игры; б) рассматривание иллюстраций, фотографий; в) детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).

Благодаря специально разработанным занятиям, играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, к сверстникам и взрослым.

Принцип обучения соответствует возрастным особенностям детей. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Объект исследования: Этическое воспитание как часть процесса социализации.

Предмет исследования: Услуги по обучению детей этикету.

Гипотеза: Занятия детей по этикету будут способствовать повышению культуры поведения у детей.

Проблема: Разрешение противоречия между знанием этикета и его практическим применением.

Ожидаемые результаты.

    Умение формулировать понятие “этикет”.

    Сформированное значение роли этикета в жизни людей.

    Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.

    Сформированные навыки в общественных местах.

    Следование правилам поведения в различных ситуациях.

    Сформированный навык сервировки стола.

    Умение пользоваться столовыми приборами.

Тематический план программы

п/п

Название разделов и тем

Кол-во
часов

Теория

Практика

1

Из истории этикета

14

1.1.

Ваш друг этикет.

-

1.2.

Приветствуем …

1.3.

Давайте познакомимся …

2

20

2.1.

Правила хорошего тона.

2.2.

В мире вежливости.

2.3 .

Пишем письма.

2.4.

Беседа по телефону.

3

Поведение в общественных местах

18

3.1.

По улице мостовой …

3.2.

Ох уж эти пассажиры.

3.3.

Школьные годы чудесные.

3.4 .

Делу – время …

4

Гостеприимство

20

4.1.

Милости просим …

4.2.

Красота на столе.

4.3.

Семь бед – один обед.

4.4.

Традиции гостеприимства.

-

Итого:

72

32

40

Содержание программы

Ваш друг этикет”.

Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета.

Беседа, занятия, рассказ.

Конспект занятий, учебные видеофильмы, слайды по этикету.

Дать детям понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни.

1.2.

Приветствуем друг друга”.

Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

Занятия, беседы, конкурсы, игры.

Карточки с этикетными формулами, слайды, видеозаписи.

Формирование у детей правил хорошего тона.

1.3.

Давайте познакомимся”.

Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Занятие, беседа, игры на приветствие, тесты, конкурсы, диспут.

Карточки с этикетными формулами, слайды по этикету.

Развитие умения детей вести себя в соответствии с правилами этикета.

2.

Общение и взаимоотношения людей

20

2.1.

Правила хорошего тона”.

Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений.

Карточки с этикетными формулами, таблицы по этикету, слайды.

Формировать у детей навык культурного обращения друг другу.

2.2.

В мире вежливости”. Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме.

Карточки с этикетными формулами, видеофильмы, слайды по этикету.

Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

2.3.

Пишем письма”.

Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов.

Конкурс на правильно составленное письмо.

Слайды о значении письма в жизни людей.

Конверт. Иллюстрации по теме.

Учить детей культуре построения письма.

2.4.

Беседа по телефону”.

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы.

Видеозаписи, аудиозаписи, слайды по построению разговора по телефону. Карточки с заданьем.

Формирование у детей навыков общения по телефону.

3.

Поведение в общественных местах”

18

3.1 .

По улице мостовой…”

Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице.

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы.

Видеоматериалы, слайды по теме, схемы, плакаты.

Карточки с этикетными формулами.

Прививать детям навыки и умения поведения на улице.

3.2.

Ох уж эти пассажиры…”

Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения.

Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест.

Слайды по теме. Карточки с заданьем.

Учить детей культуре поведения в транспорте.

3.3.

Школьные годы чудесные…”

Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей.

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии.

Формировать у детей культуру поведения в школе.

3.4.

Делу – время…”

Отношения между сверстниками, воспитателями, и другими сотрудниками центра.

Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых.

Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы.

Карточки с заданьем, слайды по теме, видеоматериал.

Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми.

4.

Гостеприимство”

20

4.1.

Милости просим”.

Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу.

Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы.

Карточки

с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формировать у детей правила поведения и культуру гостеприимства.

4.2.

Красота на столе и за столом”.

Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

Занятия, беседы, конкурсы по предложенной теме, инсценировка ситуации по теме.

Слайды по теме, видеозаписи, карточки с заданьем.

Формировать у

детей навыки и умения пользования столовыми приборами.

4.3.

Семь бед – один обед…”

Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы.

Карточки с заданьем, видеозаписи, слайды по теме.

Формирование у детей культуры поведения за столом.

4.4 .

Традиции гостеприимства”.

История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет.

Занятия, беседы, дискуссия.

Видеоматериалы, иллюстрации, слайды по теме.

Воспитание у детей любви к русским традициям

Список использованной литературы

    Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.

    Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.

    Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.

    Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.

    Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.

    Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.

    Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.

    Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.

    Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.

    Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.

    Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.

    Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.

    Хрестоматия под редакцией Мухиной В.С. “Лишенные родительского попечения”. М., 1991 г.