Детские страхи и пути их преодоления. Что такое детские страхи? Тест на выявление чувства страха у мальчиков и девочек

17.06.2019

Причины возникновения детских страхов. Виды страхов. Преодоление детских страхов. Советы педагогам: что делать, если ребенок боится. Советы родителям. Норма страхов для дошкольников. Конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет.

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Причины возникновения детских страхов

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причинаконкретный случай , который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи . Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия . Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов . Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Нормы страхов для детей разных возрастов приведены ниже.

Виды страхов

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Преодоление детских страхов

Изучая литературу, затрагивающую проблему страхов у детей дошкольного возраста, педагог-психолог и воспитатели ГОУ "Детский сад № 1289" пришли к выводу, что работа по коррекции должна вестись комплексно, с использованием разнообразных средств и методов психологического воздействия (игротерапия, сказкотерапия, проективные методы, методы релаксации и саморегуляции).

Коррекционная работа педагога-психолога в нашем ДОУ ведется в нескольких направле­ниях:

  • консультирование;
  • лекции-семинары (для родителей, педагогов);
  • стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов.

1­-й этап – принятие заявок педагогом-психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.

2­-й этап – проведение педагогом-психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.

3­-й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком кор­рекционных занятий. Коррекционная группа формируется из детей среднего и старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся в течение трех недель, продолжительность каждого 20–30 мин. Цикл – 15 занятий.

В качестве примера в приложении 2 представлен конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет.

5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Данная коррекционная работа, на наш взгляд, является наиболее эффективной при оказании помощи детям в преодолении страхов. Что мы отчетливо наблюдаем в своей работе.

Советы педагогам: что делать, если ребенок боится

Советы родителям

  1. Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.
  2. Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
  3. Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.
  4. Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
  5. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
  6. Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!
  7. Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Норма страхов для дошкольников

Страх

Возраст, лет

мальчики

девочки

Остаться дома в одиночестве

Нападения

Заболеть, заразиться

Смерти родителей

Чужих людей

Потеряться

Мамы и папы

Наказания

Бабы-­яги, Кощея Бессмертного, Бармалея и т. д.

Страшных снов

Животных

Транспорта

Стихийных бедствий

Маленьких тесных помещений

Больших помещений, улиц

Резких, громких звуков

Конспект занятия по коррекции страхов у детей 4–5 лет

Задачи:

  • помочь детям справиться с собственными страхами;
  • обучить методам релаксации и саморегуляции;
  • переориентировать ребенка, помочь перевести страшные образы в разряд беззащитных и несчастных, которых стоит пожалеть и защитить;
  • с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей;
  • повысить уверенность ребенка в себе и своих силах.

Ход занятия:

Знакомство. Игра "Ласковое имя"

Цель: помочь детям запомнить друг друга и установить контакт.

Педагог-психолог:

Вспомните, как вас ласково называют дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик надо бросать в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя.

(Дети выполняют упражнение.)

Упражнение "Иголка и нитка"

Цель: активизировать детей, создать у них рабочее настроение.

(Дети становятся друг за другом, положив руки на пояс впереди стоящего.

Первый ребенок – "иголочка". Он бегает, меняя направление.

Остальные – "нитка" – бегут за ним, стараясь не отставать.)

Игра "Чужие рисунки"

Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.

(Каждый ребенок рисует свой страх.

Педагог-психолог вывешивает рисунки на доске.

Дети рассматривают их и по очереди рассказывают,

что они нарисовали и чего боятся.)

Игра "Боюська"

Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.

(Дети быстро передают друг другу мяч. Получивший его должен назвать тот
или иной страх ("боюську") и передать мяч следующему.)

Прощание

Педагог-психолог и дети прощаются, вспоминая, что интересного было на занятии.

А.Ф. Двойнова ,
педагог­психолог ГОУ "Детский сад № 1289" г. Москвы

Страх - нормальная эмоция любого человека, вызванная потребностью сохранения жизни или жизненных ценностей. Это чувство является не только нормой, но и необходимостью, так как помогает нам избежать ошибок или даже опасности.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста - одна из наиболее обсуждаемых тем среди психологов и родителей. Важно понимать, что чувство страха хоть и является нормой, оно всегда заслуживает внимания и необходимости помочь ребенку с ними справиться.

Виды детских страхов

Особенность детских страхов в том, что они, как правило, не связаны с реальной угрозой, а являются отражением той информации, которую дети получают от взрослых и пропускают через призму своей фантазии. Страхи - неизбежная часть развития, их испытывают более половины детей. Выделим три основные группы страха у детей дошкольного возраста.

  • Ситуационные (на основе собственного опыта) . Такие страхи вполне логичны - они возникают в результате пережитых стрессовых ситуаций: укус собаки (или просто собака напугала), болезненная процедура в больнице. Не удивительно, что после этого малыш будет бояться попасть в такую ситуацию снова.
  • Личностно-обусловленные (фантазийные) . Фантазия детей безгранична, а если она подкреплена прочитанными сказками и посмотренными мультиками, ожидание появления монстров и бабаек под кроватью - вполне нормальное явление.
  • Внушенные . К сожалению, это наиболее распространенные страхи у детей. Нередко мы слышим, как родители говорят: «Спи, а то чужой дядя, волк, бабайка унесет», «Не ходи - упадешь, попадешь под машину, тебя ограбят…». И получается так, что подтекстом в таких предостережениях всегда звучит: «Ты попадешь в опасность, а я не приду к тебе на помощь, потому что виноват будешь только ты». Кроме того, повышенная тревожность может передаться ребенку, если в семье постоянно идут разговоры о том, как опасно ходить по улицам, как вредно смотреть современное кино (читать книги), что кругом война и смерть, что все продукты низкого качества и несут в себе опасность. Иными словами, мы сами учим своих детей бояться.

Каждому возрасту свойственны свои страхи. Так, например, дети от рождения до 6 месяцев боятся резких звуков, разлуки с матерью; от 7 до 12 месяцев могут прибавиться страхи перед переодеванием, боязнь чужих людей, резкой смены обстановки, высоты; от 2 лет - боязнь одиночества, медработников, страх перед засыпанием, связанный с кошмарами; 3–5 лет - страх темноты, воды, замкнутых пространств, наказаний; 6 лет - страх своей смерти и смерти родителей, пожара, войны. Конечно, здесь имеются ввиду средние сроки.

Почему они возникают

  • Генетическая предрасположенность, тип темперамента . Некоторые дети с рождения обладают повышенной чувствительностью и эмоциональностью.
  • Гиперопека . Чрезмерный контроль рано или поздно приведет к тому, что ребенок начнет бояться всего подряд: животных, улицы, чужих детей и взрослых и т.д. Несомненно, такой ребенок будет более «удобным», потому что он все время рядом и никуда не лезет, но это помешает ему нормально социализироваться.
  • Напряженная обстановка дома . Пьющие члены семьи (и, соответственно, опасные), мать или отец одиночка, неблагополучные отношения между родителями, излишняя строгость по отношению к ребенку - все это может привести к постоянному чувству тревоги и нервозности.
  • Стрессовые события . Развод родителей, травма, длительное лечение в больнице.
  • Психологическое расстройство . Слишком сильные, или несвойственные возрасту страхи, которые могут привести к невротическим состояниям. Здесь необходима консультация специалиста, иначе страхи могут перерасти в фобии.

Как помочь ребенку

Опасения вашего ребенка могут показаться вам глупыми и нерациональными, но для него все очень серьезно и реально. Не улыбайтесь и не посмеивайтесь, когда малыш рассказывает о том, что он боится соседского пуделя или монстра под кроватью. Он должно знать, что вы понимаете его и готовы прийти на помощь в любую минуту. Страхи не будут уходить, если их игнорировать. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные детские страхи у детей дошкольного возраста и способы борьбы с ними.

Темнота

«Я не вижу, что там, поэтому чувствую себя незащищенным». Большинство детей боятся темноты (да и не только детей) - это страх перед неизвестным. Попробуйте научить ребенка дружить с темнотой. Оставляйте включенным на ночь свет во дворе (если живете в частном доме), зажигайте ночник в спальне, позволяя таким образом малышу самому контролировать количество света в ночное время. Постепенно его можно уменьшать. Помогите ребенку понять тьму - выбирайтесь на ночные прогулки, рассказывайте о таких вещах, которые можно наблюдать только в темноте: луна, светлячки, пение сверчков и т.д.

Монстры

«Они прячутся под моей кроватью, и ждут удобного случая, чтобы причинить мне боль». Даже есть вы точно знаете, что монстров не существует, нет смысла доказывать это ребенку, потому что его воображение гораздо сильнее вашей логики. Загляните перед сном во все «опасные» уголки комнаты, убедитесь, что в данный момент никого нет и можно спокойно спать. Можно придумать «отгонялку чудовищ». Например, наберите в распылитель волшебной воды и распыляйте ее в комнате каждый раз перед сном. И не забудьте повесить над кроватью значок «Монстров нет!».

Плохая погода

«Вой ветра и гром - это страшно, поэтому мне нужны мама и папа, чтобы защитить меня». Расскажите ребенку на доступном языке, что такое погода, постарайтесь заинтересовать этой темой - это хороший способ побороть страх. Играйте на улице в ветреную погоду и при легком дожде, составьте простенький календарь природы, чтобы ребенок мог морально подготовиться к завтрашней погоде. Если вы живете в регионе с частыми стихийными явлениями природы, разработайте план поведения в случае опасности. Так у ребенка будет ощущение большего контроля над ситуацией.

Ночные кошмары

«Я боюсь засыпать, потому что мне снятся плохие сны». Нередко дети боятся засыпать из-за ночных кошмаров. Даже если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать о своих снах, вы всегда сможете узнать это по его поведению: плач перед сном и после пробуждения, беспокойный сон, нежелание спать одному. Сны часто отражают наше самочувствие - душевное и физическое. Если ребенок здоров, значит вам необходимо пересмотреть эмоциональную атмосферу в семье. Частые упреки в адрес ребенка, постоянная ругань взрослых, просмотр явно недетских телепередач в присутствии малыша - все это может повлиять на незрелую психику ребенка и лишить его спокойного сна.

Исследования 2008 года (доктор Валери Симард, Канада) подтверждают, что дети, спящие рядом с мамой до 2 лет, гораздо реже страдают ночными кошмарами в последующие годы, чем дети, спящие отдельно.

Наиболее частым персонажем детских кошмаров является Волк, который может отражать боязнь взрослого мужского пола, который слишком строг с ним: папа, дедушка, старший брат. Таким же образом излишне строгая и раздражительная женщина (мама, воспитательница) приходит в детские сны в образе Бабы Яги.

Чаще хвалите своего малыша, увеличьте количество подвижных игр на свежем воздухе, оградите его от скандалов, неподходящих видео и разговоров о катастрофах и преступности. Будьте с ним рядом, пока он не заснет, а потом постепенно замените себя на любимую игрушку. Проветривайте детскую и не перекармливайте малыша на ночь. Но если вы видите, что кошмары становятся постоянными, а эмоциональное состояние малыша явно не в норме (агрессивность, пугливость, плаксивость и т.п.), необходима консультация специалиста.

Страшная сказка (кино, мультфильм)

Большинство детских сказок (и старых классических, и новых) содержат сцены насилия, запугивания, угроз, страшных превращений героев), что может напугать очень впечатлительного ребенка, и появляется боязнь какого-либо персонажа - он может мерещиться в темноте, приходить во сне и т. д. Коррекция детских страхов с помощью сказок - хороший метод для борьбы со страхами, даже вызванными самими сказками. Придумайте вместе с малышом свой рассказ с участием страшного героя. В этой сказке должно быть хорошее начало и хороший конец.

Боязнь чужих

«Я не знаю, кто вы и что от вас можно ожидать, поэтому я лучше буду рядом с мамой». Страх перед близким контактом с незнакомцами или родственниками, с которыми он видится редко - абсолютно нормальная реакция любого ребенка, инстинкт самосохранения. Чтобы снизить волнение малыша при общении с чужими людьми, попросите взрослых не контактировать слишком настойчиво (проще говоря - не лезть к ребенку), проявить терпение. Подскажите им несколько любимых игр малыша, которые помогут найти контакт.

Страх перед разлукой с родителями

«Почему вы оставляете меня? А что, если вы не вернетесь?». Боязнь разлуки с родителями является нормальным этапом формирования психики любого ребенка. Если у вас есть необходимость регулярно оставлять ребенка на попечение другого человека, то пусть он будет хорошо знаком вам и малышу (бабушка, тетя, старшие дети, няня, к которой он привык). Перед уходом поиграйте с ребенком, обязательно попрощайтесь с ним (а не тихо улизните), и постарайтесь не задерживаться. Такой ежедневный ритуал даст понять малышу, что мама всегда возвращается.

Страх одиночества

«Я чувствую себя в безопасности только тогда, когда вы находитесь рядом со мной в комнате». Когда ваш малыш начинает играть самостоятельно, постепенно приучайте его к уединению. Сначала отходите от него в другой конец комнаты и наблюдайте за ним оттуда. Затем постепенно переходите в другую комнату, но так, чтобы быть в поле зрения ребенка. Находитесь в отдалении не более 30 секунд, а затем снова возвращайтесь. Постепенно можно будет приучить малыша к полному уединению в комнате. Но помните, что нахождение ребенка без присмотра может быть опасно для него.

Маски, костюмы, ростовые куклы

«Я боюсь масок, потому что они выглядят неестественными, и я не знаю, что за ними». Маскарадные костюмы и ростовые куклы на празднике могут доставить детям радость, а могут и напугать. Дело в том, что они, как правило, выглядят неестественными (не похожими на реальных людей и животных, бывают слишком большими или непропорциональными), а это очень часто пугает детей дошкольного возраста. На празднике не подходите к актерам в масках слишком близко - пусть малыш сначала издалека изучит героев, а потом попросите актера снять маску и улыбнуться малышу.

Боязнь врачей

«Я боюсь врача, потому что он делает мне больно». Страх перед медицинскими процедурами настигает ребенка уже в коридоре больницы во время ожидания (или даже дома), и здесь важно правильно его подготовить. Поговорите заранее о ходе процедуры, пообещайте небольшое вознаграждение (сладость, поход в парк и т.п.), во время ожидания отвлекайте его песнями и играми, чтобы снизить напряжение. По возможности присутствуйте вместе с ребенком во время процедуры, а после нее обязательно похвалите его, скажите, какой он смелый и сильный.

Боязнь животных

«Я боюсь чужих животных, потому что не знаю, чего от них ждать». Не смейтесь над ребенком, если он боится кошек, собак или насекомых. Не говорите: «не выдумывай, тут нечего бояться». Вместо этого скажите: «Я понимаю, что собака тебя пугает. Давай ходить мимо нее вместе - я буду держать тебя за руку». Познакомьте малыша с безопасными насекомыми, держа их в своих руках, не настаивая, чтобы малыш их брал в руки сам.

Смерть

Рано или поздно ребенок начинает замечать мертвых голубей и насекомых на улице, обращать внимание на понятие «смерть» в разговорах взрослых. Страх смерти нередко встречается у детей дошкольного возраста (64% девочек, 36% мальчиков), потому что они начинают понимать, что когда-нибудь (или даже внезапно) не станет его родителей и его самого. Его пугает, что однажды он закроет глаза, «и всё». Ваша задача в такой ситуации - не прятать глаз и не убегать от ответа. И уж тем более, не упрекать за подобные мысли. Просто спокойно объясняйте малышу, что все умирают, и это нормально. Дайте ему понять, что это естественно и не страшно.

Никогда не смейтесь над страхами своего ребенка, не принижайте их значения, не игнорируйте и, тем более, не наказывайте за них. Только ваше понимание, уважение, чуткое отношение и содействие помогут малышу преодолеть свои страхи и прийти к душевному равновесию.

Кроме вышеперечисленного, коррекция фантазийных страхов у детей дошкольного возраста может проводиться методом рисования и лепки из пластилина. Попросите малыша нарисовать его страх - это может быть монстр из-под кровати, образы из кошмарного сна и т.д. Придумайте вместе с ребенком, чего это страх может бояться: например, смеха. Тогда вам нужно вместе посмеяться над этим страхом, подрисовать ему что-нибудь смешное и т.д. А можно сжечь листочек с рисунком и распрощаться с этим страхом навсегда. Помните, что здесь нельзя давить на ребенка и заставлять его рисовать. Иначе он закроется в себе, и страх может усилиться.

Если ребенок боится врача или животных (ситуативные страхи), то здесь хорошо подойдет метод игры. Позвольте малышу самому побыть в роли доктора - обычно детям это нравится. Возможно, вам придется проигрывать одни и те же ситуации снова и снова, но при мягком и ненавязчивом подходе страх будет постепенно уходить.

Если вы видите, что страхи ребенка мешают его повседневной жизни (наотрез отказывается спать, стал агрессивным или замкнутым, не отпускает маму ни на шаг от себя), значит, необходима консультация врача. Помните, что страхи детей дошкольного возраста легко корректируются специалистами, если к ним вовремя обратиться.

Распечатать

Детские страхи – это чувство беспокойства или тревожности, ощущаемое детьми в качестве ответного реагирования на реальную или существующую в воображении угрозу для их жизнедеятельности или благополучия. Чаще возникновение таких страхов у детей наступает вследствие воздействия психологического характера взрослых лиц, в основном, родителей или самовнушения. Однако не стоит воспринимать детские страхи однозначно как нездоровые эмоции. Ведь любая эмоция играет определенную роль и способствует индивидам ориентироваться в социальной и предметной среде, которая их окружает. Так, например, защищает от чрезмерного риска в горном походе. Эта эмоция управляет деятельностью, поведенческими реакциями, уводит индивида от опасных ситуаций, возможности травмирования. Именно в этом и выражается защитный механизм страхов. Они принимают участие в инстинктивных поведенческих реакциях индивида, обеспечивая при этом ему самосохранение.

Причины детских страхов

Любой индивид испытывал в своей жизни чувство страха хотя бы раз. Страх выступает в качестве сильнейшей эмоции и является результатом инстинкта самосохранения.

Факторами, способствующими появлению страха, могут выступать разнообразные явления: от громкого стука до угроз физической расправы. Страх считается естественным чувством при возникновении опасной ситуации. Однако многие малыши ощущают страхи различного характера более часто, чем для этого существуют основания.

Детские страхи и их психология лежит в причинах, провоцирующих негативные эмоции. В младенческом возрасте страхи, прежде всего, взаимосвязаны с ощущением одиночества, вследствие чего ребенок плачет и жаждет присутствия матери. Малышей могут испугать резкие звуки, внезапное появление незнакомого человека и др. Если к младенцу приближается крупный предмет, то он демонстрирует страх. К двум-трем годам малышу могут сниться страшные сны, что может повлечь за собой боязнь засыпать. Главным образом, страхи в данном возрастном периоде обусловлены инстинктами. Такие страхи носят охранительный характер.

Период жизни малышей от трех до пяти лет характеризуется опасением темноты, некоторых сказочных персонажей, замкнутого пространства. Их страшит одиночество, поэтому они не хотят оставаться одни. Взрослея, дети начинают испытывать страхи, связанные, по большей части, со смертью. Они могут опасаться за собственную жизнь, своих родителей.

В младшем школьном возрастном периоде страхи приобретают социальную окраску. Здесь ведущим чувством может стать страх несоответствия. Приходя в школу, родительское чадо попадает в совершенно новую среду для него и меняет собственную социальную позицию, что ведет к приобретению им множества социальных ролей и, следовательно, вместе с ними приходит множество страхов. Кроме этого, в данном возрастном периоде возникают страхи мистической направленности. Дети расширяют свой кругозор за счет заинтересованности всем потусторонним. Они увлекаются просмотром мистических фильмов, закрывая глаза во время показа особо страшных моментов. Малыши пугают друг друга «ужастиками» или страшилками по типу историй про черную руку.

По мере взросления у детей расширяется и область страхов. В пубертатном периоде возрастает число страхов несоответствия. Подростки опасаются непризнания со стороны ровесников и взрослых, страшатся физических изменений, происходящих с ними. Для них характерным становится неуверенность в себе, занижение самооценки. Поэтому подростки нуждаются в защите психологической направленности более других, так как в пубертатном периоде на фоне невротических состояний возникшие продолжительные неразрешимые переживания ведут к появлению новых или усугублению уже имеющихся страхов. Травматический опыт ребенка также способствует этому. Так, например, дети могут являться свидетелями реального насилия, ощутить сами физическую боль. Подростки боятся потерять контроль над собственными чувствами и действиями. Такие страхи можно назвать невротическими.

Однако наиболее опасной формой страхов являются патологические страхи. Результатом их возникновения может быть приобретение детьми некоторых опасных последствий, таких как невротические тики, расстройство сна, навязчивые движения, сложности общения с окружающими, или тревожность, недостаток внимания и др. Именно эта форма страхов может спровоцировать возникновение довольно серьезных психических заболеваний.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что различные опасения, боязни и переживания являются неотъемлемой частью жизни детей. Поэтому проблема детских страхов должна решаться родителями путем овладения необходимыми умениями, которые помогают справляться с естественными опасениями детей. Для этой цели необходимо понимать основные факторы, провоцирующие возникновение страха. Все они имеют связь с воспитанием в семье, так как становление детской личности совершается в семье. Поэтому именно из нее дети выносят собственные страхи.

Первый и самый главный фактор тесно связан с поведением родителей. Мама и папа малыша неосознанно или сознательно формируют у него боязнь через свое отношение к окружающей реальности и поведение. Так, например, ситуации, когда родители неизменно стремятся отгородить свое дитя от мира и его негативного воздействия, способствуют только тому, что ребенок постоянно находится в условиях стресса. Своим поведением родители вырабатывают у крохи чувство устойчивой опасности, исходящей от мира. А так как пока малыш маленький он во всем стремится подражать значимым взрослым, следовательно, если члены его семьи характеризуются постоянной тревожностью, то и он усвоит ее.

Второй фактор имеет связь с традициями и устоями, господствующими в семье. Любые семейные конфликты пугают ребенка. Ведь рождаясь, малыш несет с собой гармонию. Поэтому он ожидает от самых родных гармоничных отношений. Если конфликтные ситуации носят агрессивный характер, то дети могут довольно сильно испугаться, что впоследствии приведет к появлению неврозов в случае возникновения аналогичных ситуаций. рождаются также вследствие предъявления родителями чрезмерно высоких требований. Им постоянно приходится оправдывать завышенные родительские ожидания, что ведет к повышенной тревожности детей.

В случаях, когда в семье главенствует авторитарный стиль поведения, ребенок будет постоянно удерживаться в системе незначительных и серьезных страхов. В жизни такого малыша все сдвигается в одну сторону – правильности или неправильности его действий с точки зрения желаний родителей. Такие дети более нервные в сравнении со сверстниками и пугливые. Устойчивое состояние тревожности ведет к образованию новых страхов. В случаях, когда к малышам применяются насильственные воздействия, у детей будет наблюдаться появление целого букета из страхов. Третий фактор взаимосвязан с нарушенным, негармоничным общением с ровесниками. Дети в процессе коммуникационного взаимодействия нередко обижают друг друга, выставляют чрезмерные требования к сверстникам. Это формирует атмосферу повышенной нервозности и является условием, провоцирующим возникновение страхов у некоторых детей.

Диагностика детских страхов

С целью диагностирования страхов нужно понимать, что существуют различные виды детских страхов. Страх может быть реальным, когда проявляется врожденный инстинкт самосохранения вследствие воздействия внешней опасности.

Страх бывает невротического характера. Данный вид связан с расстройством функций психики. Состояние постоянного боязливого ожидания, появляющееся в разные моменты, которые не связаны с конкретной ситуацией или объектом, носит название свободный страх. Это сегодня проблема детских страхов тревожит практически каждого родителя. Поэтому немаловажным фактором в работе психолога является диагностирование детских страхов и выявление причин. Абсолютно любой метод диагностики страхов у детей ставит цель обнаружить не столько разновидности психологического заболевания, но и причину, вызвавшую его.

Некоторые психологи для решения задачи диагностики детских страхов используют рисование, другие могут применять лепку, а третьи выбирают беседы с детьми. Довольно сложно определить наилучшую методику для диагностики страхов, ведь все эти методы дают в равной степени эффективные результаты. При выборе методики следует учитывать целый комплекс индивидуально-психологических особенностей и возрастных черт каждого крохи.

В классификации детских страхов можно выделить две основные формы: немые и страхи «невидимки». Немые страхи заключаются в отрицании малышом наличия у него страхов, но для родителей существование таких страхов является очевидным. К ним следует отнести боязнь животных, незнакомых людей, непривычной обстановки или громких звуков.

Страхи – «невидимки» являются полной противоположностью немых страхов. Здесь ребенок полностью осознает собственные страхи, а вот его родители не видят никаких симптомов их наличия у малыша. Невидимые страхи считаются более распространенными. Ниже приведены наиболее распространенные. Многие дети страшатся наказания вследствие свершения какого-либо проступка. При этом их промах может быть совершенно незначительным и родители даже не обратят внимания на него. Присутствие такого страха у детей говорит о наличии серьезных проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями, нарушениях во взаимоотношениях с ними. Такие опасения нередко могут быть следствием чересчур строгого обращения с детьми. Если у ребенка диагностируется данная форма страха, то это повод для родителей серьезно задуматься о собственной модели воспитания и своего поведения с ребенком, в противном случае подобное воспитание может привести к тяжелым последствиям.

Нередко дети опасаются вида крови. Часто малыши испытывают панический ужас при виде малюсенькой капли крови. Не стоит смеяться над подобной реакцией. Ужас испытуемых детей перед кровью чаще всего обусловлен обычной неосведомленностью в части физиологии. Ребенок думает, что у него может вытечь вся кровь, вследствие чего он умрет. Еще одним частым детским страхом является боязнь смерти родителей. Нередко данный страх порожден родителями.

Детские страхи и их психология такова, что даже если дети не выказывают тревожность или родители не замечают наличие таковых у малышей, то это не означает отсутствие у них страхов различной этиологии и формы.

Диагностировать также страхи можно и при помощи специально разработанных методик, таких как тест определения школьной тревожности Филлипса или Тэмла, различные проективные методы, методика Спилбергера и др. Существуют методики, позволяющие определить количество страхов, например, тест под названием «страхи в домиках», разработанный Панфиловой.

Детская смелость и страх

Преодоление страха считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Страх является одним из наибольших врагов детской психики. А смелость представляет собой качество характера, которое можно выработать. Необходимость страха определяется инстинктом самосохранения. Однако большинство детских страхов постепенно фактически выходит за границы простого самосохранения. Дети боятся что-то изменить, выглядеть нелепыми, быть не такими, как все. Другими словами постепенно данная эмоция подчиняет себе жизнь детей. Она из качества, изначально призванная приносить пользу индивиду, трансформируется в балласт, мешающий движению и успешной жизни.

Страх является источником беспокойства. Нередко он в качестве эмоции по глубине и масштабу становится намного больше в сравнении с самой опасностью. Дети чего-то боятся, что впоследствии оказывается менее вредоносным, чем ощущение страха.

Каждый индивид на земле чего-то боится, однако это не означает, что не существует храбрых людей. Ведь храбрость не проявляется в отсутствии страха, она выражается в способности брать над ним контроль. Поэтому проблема не заключается только в самом страхе, она содержится в понимании того, что способствует его преодолению и контролю над ним. Ребенок, обладающий смелостью, способен преодолеть собственные боязни.

Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. Многочисленные исследования, свидетельствуют, что в дошкольном периоде страхи наиболее эффективно подвергаются психологической коррекции, так как они в большинстве своем носят переходящий характер. Страхи в этом возрасте обусловлены эмоциями в большей степени, чем характером.

Многие опасения в пубертатном периоде являются результатом предшествующих страхов и тревожности. Вследствие чего, чем раньше начать трудиться в направлении предупреждения страхов, тем будет больше вероятность отсутствия их в пубертатном периоде. Если психологическая коррекция будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.

Детские страхи часто исчезают бесследно при условии правильного отношения к ним и понимания причин, провоцирующих их возникновение. В случаях, когда они болезненно акцентированы или сохраняются продолжительное время, можно говорить о физическом ослаблении и нервном истощении малыша, неверном поведении родителей и наличии конфликтных взаимоотношений в семье.

С целью оказания помощи при детских страхах следует проработать ближайшее окружение ребенка – как только ликвидируются внешние фрустрирующие факторы, его эмоциональное состояние автоматически нормализуется. Поэтому работа с родителями считается наиболее эффективным начальным приемом коррекционной работы со страхами. Ведь часто взрослые сами чего-то боятся, тем самым прививая свои страхи детям.

Смелость и страх – это две реакции ребенка, которые могут ими контролироваться. Смелость считается довольно важной и необходимой чертой характера. Ведь именно смелость способствует принятию верного решения, в то время как страх советует сделать все другим образом. Смелость помогает не страшиться будущего, не боятся перемен и спокойно смотреть в глаза правде. Смелые дети способны двигать горы. Выработать и воспитать в малыше смелость – это первостепенная задача родителей.

Для формирования у малышей смелости не следует постоянно ругать их по всяким пустякам. Нужно стараться находить моменты, за которые их стоит хвалить. Нельзя ребенка называть трусом. Необходимо постараться как можно более просто и доходчиво растолковать крохе, что страх является нормальной человеческой реакцией. Чтобы научить детей перестать бояться, следует научить их бороться со своими опасениями. А для этого нужно посеять в детях уверенность в том, что в их борьбе родители всегда поддержат. Наилучшим оружием против страхов является смех. Поэтому родителям нужно представить пугающее их явление в смешном образе. Например, можно придумать сказочный юмористический рассказ о малыше, который смог побороть страх. Не рекомендуется детям поручать то, что они в силу своего возраста или особенностей просто не в состоянии выполнить. Чрезмерная опека может способствовать выработке у детей боязливости, пугливости и даже трусости.

Коррекция детских страхов

Работа с детскими страхами характеризуется специфичностью, так как дети редко могут самостоятельно сформулировать свою просьбу о помощи, когда чего-то бояться, они не в состоянии четко объяснить, что их пугает. Поэтому для успешного психокоррекционного воздействия детских страхов следует вначале понять, что конкретно пугает ребенка – придуманная баба Яга или боязнь темноты, страх одиночества. С этой целью можно предложить малышу нарисовать то, что его пугает. Рисунок может показать многое из того, что тревожит или пугает малыша. Однако не всегда такой способ будет актуальным, так как дети просто могут отказаться рисовать. Отказ их может быть связан с тем, что он не хочет именно в данный момент рисовать или просто не готов открыться. Также дети могут бояться, что над ними будут смеяться. К отказу нужно быть готовым. В таких случаях можно родителям попробовать нарисовать свои детские страхи и рассказать о них детям. Это будет хорошим примером для малышей. Однако если все же ребенок не захочет, не следует настаивать. Ведь целью данного метода является вытащить страхи на поверхность, а не заставить ребенка закрыться и остаться наедине с собственными опасениями и страхами. Главной задачей в коррекции любых страхов является извлечение их на свет.

Если все же малыш нарисовал свой страх, то нужно научить его как с ним разделаться. И в этом случае наилучшим будет осмеяние страха. Ведь любые страхи боятся осмеяния. Можно пририсовать ему смешные ушки, усы, косички, нос крючком, цветочки и другое. Самое главное, чтобы сам ребенок это сделал. Пусть он сам предложит, что следует сделать. Также можно постараться как-то обыграть страх. Например, ребенок нарисовал очень страшную бабу Ягу, можно предложить ему рядом нарисовать, как она упала в лужу. То есть нужно сделать так, чтобы пугающий образ оказался в нелепой или смешной ситуации.

Работа с детскими страхами может включать в себя , групповую и шепчущую терапию.

Главное помнить, что нельзя насмехаться над детьми, не следует отмахиваться от их страхов, не стоит называть детей трусишками. Малышу нужно помочь понять, что страх – это естественная реакция организма, что взрослые тоже порой чего-то страшатся, просто они научились брать контроль над страхами.

Также не рекомендуется устраивать тренировки смелости для детей, особенно совсем маленьких. Так, например, если дети боятся темноты, то на ночь нужно оставить включенным ночник или приоткрытую дверь в соседнее освещенное помещение. Ведь природа страха иррациональна, часто человек понимает, что боятся нечего, но когда попадает в пугающую его ситуацию, у него начинается паника.

Всевозможные виды детских страхов довольно успешно поддаются коррекции при условии понимания родителями проблемы, их грамотной поддержке малышей и присутствия рядом с ребенком, когда он чего-то боится.

Как бороться с детскими страхами

Естественным и наиболее результативным способом преодоления и борьбы с детскими страхами считается игра. Психологами был установлен факт, что дети меньше испытывают страхи, находясь больше в окружении ровесников. Ведь это так естественно, когда малыша окружает целая куча ребятни. А когда дети находятся вместе, то чем они занимаются? Конечно, играют. Наблюдения психологов показали, что игровой процесс может оказывать серьезную поддержку в борьбе с детскими страхами. Детям необходимо иметь возможность открыто и свободно проявлять собственные чувства. Ведь очень часто в жизни существуют социальные ограничения, определенные нормы поведения, правила приличия и множество других предписаний, которым необходимо следовать. Результатом этого становится то, что малыш не имеет возможности для самовыражения, следствием чего может стать появление страхов. Конечно, существуют и другие факторы, провоцирующие зарождение детских страхов, однако чаще все же страхи возникают вследствие родительских внушений и их неправильных действий.

Итак, на чем же должны базироваться детские игры для ликвидации боязни? В первый черед, это зависит от специфики страхов, ощущаемых ребенком. Однако существуют рекомендации общего характера, которые могут помочь детям с любыми видами страхов. Игры должны обучать детей адекватному восприятию собственных эмоций, их осознанию, снятию излишней напряженности, эмоциональной разрядке и выбросу выделяемых во время страха гормонов. Игровая терапия должна проводиться с другими методами в комплексе. Она должна способствовать активизации психологических процессов и создавать позитивный настрой. В процессе игр детей следует хвалить.

Подвижные игры также направлены на преодоление детских страхов. Так, например, боязнь одиночества успешно поддается коррекции при помощи коллективной игры в прятки. Если же малыш страшится темноты, то можно применять игры по типу поиска клада или сокровищ, главной составляющей которых будет темнота. Свет можно не выключать полностью, а немного приглушить.

Также психологи советуют родителям стать «волшебниками». Это означает, что взрослым рекомендуется придумать какой-нибудь набор фраз, который будет означать заклинание, прогоняющее или устраняющее пугающий объект.

Однако все же борьбе со страхами лучше предпочитать профилактику их возникновения. Профилактика детских страхов представляет собой соблюдение ряда нехитрых правил родителями. Нельзя пугать детей специально. Также нельзя разрешать другим пугать малышей. Если не рассказывать детям о бабайке, который их заберет в случае плохого поведения, то они никогда не узнают о нем. Не следует пугать врачом, который сделает укол, если ребенок не съест кашу. Нужно понимать, что слова, даже брошенные вскользь, могут в скором времени перерасти в настоящий страх.

Также не рекомендуется рассказывать при детях или обсуждать при них различные страшные истории. Ведь они часто не поймут большую часть из рассказанного, но сложат картинку из кусочков, которая в дальнейшем станет источником их страхов.

Родителям следует контролировать время просмотра телепередач ребенком. Телевизор не должен работать как фон в течение дня, так как ребенок может акцентировать внимание на вещах абсолютно ненужных для него.

Не нужно навязывать малышам собственные страхи. Детям совершенно не обязательно знать, что вы боитесь мышей, пауков или других насекомых. Даже, если случайно увидев мышь, родитель испытывает панический ужас и ему хочется громко завизжать, то при ребенке всеми силами нужно постараться сдержаться.

Семья для малыша – это надежный тыл и защита. Поэтому он должен чувствовать себя в семейных отношениях защищенным. Он должен понимать и ощущать, что его родители являются сильными личностями, уверенными в себе, способными защитить себя и его. Малышу важно понимать, что его любят и даже если он совершит какой-нибудь проступок, его не отдадут какому-нибудь дяде (например, полицейскому или бабайке).

Лучшим средством профилактики страхов для детей является взаимопонимание между родителями и их малышами. Так как для спокойствия ребенка существенную роль играет выработка единых правил поведения всеми взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе малыш не сможет разобраться в том, какие поступки можно совершать, а какие нельзя.

Идеальным вариантом в профилактике страхов является участие папы в играх, его присутствие, например, когда малыш делает первые шаги. Ведь, как правило, папы более спокойно реагируют на неизбежные падения.

Чтобы ребенок не страшился темноты, следует до 5 лет быть рядом с ним, когда он засыпает. Укладывать спать рекомендуется не позже 10 часов вечера.

Не следует запрещать детям бояться или ругать их, если они чего-то испугались. Родители должны понимать, что детский страх не является проявлением слабости, вредности или упрямства. Также не рекомендуется игнорировать страхи. Так как вряд ли они исчезнут сами по себе.

Как правило, если малыша окружают уверенные в себе взрослые, спокойно-стабильная обстановка и в семье царит гармония, то детские страхи проходят с возрастом без каких-либо последствий.

Профилактика детских страхов должна вестись с того момента, как будущая мать узнала о беременности. Ведь малыш переживает совместно с матерью все стрессовые ситуации. Именно поэтому очень важным является нахождение беременной в благостной и гармоничной атмосфере, где нет места тревожности и страхам.

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком . Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

– увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

Мария Меролаева

Ваш малыш боится чудовищ, сказочных персонажей и темноты? Спешим успокоить – вы не одиноки. Психологи называют детские страхи вполне нормальным явлением, которое сопровождает развитие и социализацию детей.

Однако порой от нормы до патологии всего один шаг. Каковы причины возникновения фобий в детском возрасте? Как узнать, что у ребенка есть проблемы? Сегодня мы поговорим о том, как бороться с детскими страхами, узнаем их виды и возрастные особенности.

Непросто найти людей, которые бы никогда ничего не боялись. Тревожность, опаска являются такими же неотъемлемыми человеческими эмоциями, как печаль, злость, радость, удовольствие. Вот и ребенку свойственно чего-то бояться. И хотя многие страхи с возрастом пропадают бесследно, некоторые из них (при неправильном поведении родителей) переходят во взрослую жизнь, создавая нешуточные проблемы.

Отечественный психолог Александр Захаров в своем замечательном труде «Дневные и ночные страхи у детей» рассказал, что в начале своей жизни малыш пока не умеет выстраивать логические рассуждения, поэтому верит словам родителей и переносит на себя их реакцию на различные ситуации.

Неудивительно, что причиной появления страхов у малышей становятся сами родственники, которые чересчур эмоционально предупреждают кроху о грозящей опасности («Не трогай, обожжешься!», «Не бегай, иначе упадешь!») или пытаются запугать его («Будешь плохо себя вести, отдам тебя дяде-полицейскому!»).

Кстати, в большинстве случаев детей пугает не само происшествие, а чрезмерное реагирование на него со стороны близких людей. Малышам передаются волнение и тревожные ноты в мамином голосе.

Среди других причин, вызывающих страхи у детей дошкольного возраста, психологи выделяют следующие:

  • конкретный случай , напугавший ребенка (его укусило животное, он застрял в лифте, попал в дорожно-транспортное происшествие). Конечно, не у каждого дошкольника, покусанного собакой, появляется стойкий страх. Последствия характерны для тревожных, мнительных, неуверенных в себе малышей;
  • детское воображение , благодаря которому ребенок придумывает чудовищ в темноте, монстров под кроватью и призраков за окном. Одни дети сразу забывают о пугающих фантазиях, другие же начинают плакать и наотрез отказываются оставаться одни в пустой квартире;
  • частые скандалы между домочадцами, негативная внутрисемейная обстановка, отсутствие психологической поддержки и взаимопонимания вызывают хроническую тревогу у ребенка, которая со временем перерастает в страхи;
  • взаимоотношения со сверстниками также могут стать причинами социальных фобий. Нередко дети наотрез отказываются посещать детский сад или школу, поскольку подвергаются в коллективе оскорблениям, унижениям и насмешкам;
  • наличие более серьезных нарушений – неврозов, чье лечение и диагностика находится в компетенции медработников. Проявлениями неврозов становятся страхи, несвойственные возрасту детей, либо соответствующие возрастному периоду, но приобретающие патологические проявления.

Читайте также: Особенности адаптации первоклассников к школе

Увеличению числа фобий у малышей могут способствовать следующие факторы:

  • чрезмерная тревожность родственников, наличие у них страхов;
  • авторитарный стиль воспитания, запрет ребенку на участие в эмоциональных играх;
  • одиночество детей – у единственного ребенка в семье с большей вероятностью появятся страхи;
  • ранний выход матери на работу, физические и нервные перегрузки женщины;
  • чрезмерная забота со стороны близких людей;
  • неполная семья.

Как мы видим, многие страхи зависят от неправильного поведения родителей, недостатка внимания или, напротив, излишней опеки. Это стоит учитывать, если вы хотите побороть проявления фобий у своего чада.


Виды детских страхов

Специалисты выделяют четыре основных типа страхов у детей. В основе подобной классификации лежат несколько характеристик: предмет боязни, особенности его протекания, длительность, интенсивность и причины появления.

  1. Навязчивые страхи

Они возникают в строго определенных ситуациях. Ребенок пугается тех обстоятельств, которые могут повлечь их возникновение. К примеру, к навязчивым состояниям относится боязнь высоты (акрофобия), открытого и закрытого пространства и пр.

  1. Бредовые страхи

Это более тяжелое расстройство, причину которого порой найти и объяснить очень сложно. К примеру, дети могут бояться открывать зонт, надевать определенную кофту, играть с какой-то конкретной игрушкой. Однако пугаться не стоит, если вы обнаружили у своего ребенка подобный страх. Иногда источник фобии лежит на поверхности. Малыш может паниковать при виде ботинок только потому, что когда-то поскользнулся в них и больно ударился.

  1. Сверхценные страхи

Это самые распространенные страхи, встречающиеся в 90% случаев при работе специалиста с детьми и подростками. Так, у дошкольников и младших школьников преобладают боязни темноты, одиночества, а также животных и сказочных персонажей. Дети убеждены в обоснованности этих страхов, они на самом деле считают, что в темноте их ждут страшные чудовища, а в отсутствие родителей их подстерегают многочисленные опасности. Подобные представления преобладают в детском сознании, то есть приобретают характер сверхценной идеи.

Это сборная группа фобических состояний, возникающих во время сна и характеризующихся наличием измененной формы сознания. Встречаются ночные страхи примерно у 2-3% дошколят и школьников. Ребенок во сне начинает метаться, кричать, плакать, произносить отдельные фразы: «Убери его», «Отпусти меня» и т.д. Зачастую малыш зовет маму, однако ее не узнает. Через несколько минут он успокаивается, а поутру ничего не может рассказать о кошмаре. Иногда ночные страхи сопровождаются сомнамбулизмом.


Возрастные проявления детских страхов

Взросление детей сопровождается возникновением тех или иных фобий на определенном возрастном этапе. Такие страхи считаются нормой, кроме того, они подготавливают маленького человечка к окружающей действительности.

  • От 0 до 6 месяцев. Младенец пугается резких движений, громких звуков, упавших предметов, отсутствия мамы и резких перемен в ее настроении.
  • 7 месяцев – 1 год. Страх вызывают самые разные звуки (гудение пылесоса, громкие мелодии), незнакомцы, неожиданные ситуации, смена окружающей обстановки и даже сливное отверстие в ванной.
  • 1-2 года. К предыдущим страхам добавляется боязнь получить травмы, связанная с новыми двигательными навыками. В этом возрасте чрезвычайно силен страх разлуки с мамой и папой, поэтому психологи не советуют отправлять таких маленьких детей в детский сад.
  • 2-3 года. Боязнь разлуки с близкими людьми сохраняется, добавляется страх эмоционального отторжения с их стороны. Ребенок может бояться природных явлений (грозы, молнии, грома). Возможно появление ночных страхов.
  • 3-5 лет. Дети начинают пугаться смерти (своей и родителей), в результате чего возникают страхи перед болезнями, пожарами, бандитами, укусами змеи и пауков.
  • 5-7 лет. Старшие дошкольники боятся оставаться в одиночестве, у них появляются страхи перед монстрами и сказочными персонажами. Начинают актуализироваться так называемые школьные фобии, которые связаны с поступлением в первый класс.
  • 7-8 лет. Ребенок опасается опозданий на урок, невыполнения школьных заданий, плохих отметок и учительских выговоров. Боязнь одиночества трансформируется в страх неприятия со стороны сверстников. Дети начинают бояться темных мест (подвалов, чердаков) и различных катастроф.
  • 8-11 лет. Появляются страхи перед неудачами в учебе или спортивных соревнованиях, перед «нехорошими» людьми (наркоманами, преступниками). Дети боятся тяжелых болезней, физического насилия, опасаются некоторых животных.
  • 11-13 лет. Подростковый возраст характеризуется социальными фобиями: боязнью показаться неудачником, глупцом, «уродом», особенно в компании приятелей. Возникает страх сексуального насилия.

Читайте также: Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

Диагностика детских страхов

Перед тем как побороть фобии у своего ребенка, сначала их необходимо диагностировать. Основная сложность психологической диагностики в раннем и дошкольном возрасте состоит в том, что малыши пока не умеют рассказывать о тревожащих их обстоятельствах. Поэтому необходимо использовать обычные для детей виды деятельности.

  1. Рисование на заданные и произвольные темы (рисунок школы, садика, семьи). Старшего дошкольника можно уже попросить изобразить свой страх. При расшифровке смотрят на использованные цвета, расположение элементов, четкость линий, штриховку и т.д.
  2. Попросите ребенка придумать сказку про его любимого сказочного персонажа (чаще всего дети ассоциируют его с собой). Также можно предложить закончить историю, прерванную в самый напряженный момент. Такой метод подходит для детей от пяти лет.
  3. Еще один вариант – это доверительная беседа (подходит для ребенка, достигшего четырех лет). Вы можете спросить, пугают ли малыша конкретные предметы, люди или сказочные герои, темнота и одиночество. Задавая вопросы, не стоит заострять детское внимание на пугающих моментах. Будьте спокойны и постоянно подбадривайте свое чадо.

Если вы заметили нервозность, капризность, нарушения сна и появление навязчивых привычек у ребенка, лучший выход – обратиться за диагностикой и коррекцией к специалисту – психологу или психотерапевту.


Как избавить ребенка от страхов?

После диагностического этапа начинается работа специалиста по коррекции конкретных фобий. Существует множество способов преодоления тревожности, навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания малыша: например, если он не любит рисовать, нельзя настаивать.

  1. Сказкотерапия

Чтение сказок помогает детям понять устройство мира, разобраться в противоречивых чувствах. Сказочные истории необходимо подбирать или сочинять таким образом, чтобы они соответствовали детской проблеме. И подавать их следует так, чтобы малыш, переживая сюжет, смог ощутить себя храбрым и сильным. Например, прочтите ребенку «Буратино», рассказы Носова, Драгунского, сказки Андерсена.

  1. Игротерапия