Технология кракелюра по дереву. Обновляем старую мебель. Очарование трещин

07.08.2019

Среди множества смежных техник декора особое место принадлежит такой технике, как однокомпонентный кракелюр (напомню: смежные техники декора – это техники, которые часто применяютсяв декупаже, но при этом являются самостоятельными, т.е. могут использоваться вообще без него; обзор смежных техник декора ).

Почему именно однокомпонентный кракелюр? Ведь по сравнению с другими техниками он не является самым популярным?

Могу ответить так:
Во-первых, однокомпонентный кракелюр – это очень яркая и выразительная техника , она является самодостаточной и вообще смотрится довольно необычно. Так здорово наблюдать, как прямо на глазах появляются красивые трещинки… От них невозможно отвести взгляд:)

А во-вторых, мое мнение, что однокомпонентный кракелюр – это одна из самых сложных техник , которые вообще применяются в декупаже… Но не пугайтесь сразу, эта техника сложная тогда, когда не знаешь, как управлять кракелюром и делаешь все наугад.

Что такое однокомпонентный кракелюр? Чем он отличается от других кракелюров?

Кракелюры – это трещинки.
Однокомпонентный кракелюр – это трещинки в слое краски , и через эти трещинки у нас проглядывает нижележащая краска. Однокомпонентный (или одношаговый) – потому что мы используем одно средство в одной баночке .
Двухкомпонентный кракелюр – это трещинки в слое лака , и в эти трещинки у нас набилась разная пыль и грязь (или же золотая пудра:) Двухкомпонентный (ли двухшаговый) – потому что используем соответственно две баночки (первый шаг и второй шаг), два разных состава.

Примечание: на самом деле есть и двухшаговые составы, могут давать эффект одношаговых (Creall Crackle), и одношаговые кракелюры, которые могут дать трещинки в лаке (Декола, Таир), но это уже нюансы.

Общая схема работы с одношаговым кракелюром

Однокомпонентный кракелюрный медиум (медиум – это средство) наносится между двумя слоями краски. Получается такой пирог:

Сначала мы заготовку грунтуем, затем красим в цвет трещин те места, где будет кракелюр , полностью просушиваем, затем наносим кракелюрный лак. Лак подсыхает немного (до полного высыхания лучше не сушить — будут мельче и длиннее трещины). Дальше наносим краску основного цвета , после нее можно клеить мотив, патинировать и лакировать.

За счет разницы в поверхностном натяжении кракелюрный лак трескает краску основного цвета, и, поскольку лак почти прозрачный (только чуть-чуть желтит), в трещинах виден предыдущий слой краски .

Почему все-таки эта техника такая сложная?

Дело в том, что верхний слой краски нужно накладывать особым образом :

  • Во-первых, нельзя красить дважды по одному и тому же месту (если краску наносим кистью), потому что трещинки начинают образовываться сразу же;
  • во-вторых (и это самое главное), за один раз краску нужно нанести максимально ровным, укрывистым слоем, чтобы через нее не просвечивала нижележащая краска (особенно это актуально для темных трещин на светлом фоне);
  • И в третьих, верхний слой краски должен выглядеть максимально естественно , как будто это краска потрескалась, а не мы решили тут кракелюр сделать:)

Консистенция краски

Консистенция краски основного цвета очень важна – не жидкая, но и не густая, чтобы кракелюрный лак ее смог потрескать. Оптимально – консистенция негустой сметаны, легкая и как бы воздушная. Но слишком жидкую делать тоже нельзя – может не потрескаться.
Также для красивых трещин важно эту краску наносить ровно, с одинаковым нажимом на кисть. Если нажмем сильнее – слой краски будет тонким, и трещины будут длинными и вытянутыми, тонкими (при нанесении кистью) или мелкими и «чешуистыми» (при нанесении губкой).


Здесь, например, четко видны мазки кисти — это ошибка.


А эти трещинки из разряда «а вот здесь мастерица решила сделать кракелюр»: четко видны границы кракелюра и получается очень неестественно (на самом деле это моя самая первая проба одношаговых составов:)

Возможности однокомпонентного кракелюра

Казалось бы – трещины и трещины… А на самом деле трещинки могут быть большими и маленькими, напоминать кору березы, стену, забор, облупившуюся штукатурку, мозаику, чешуйки или, например, торнадо… Главное – правильно комбинировать губку, кисть, слои краски и просушку кракелюрного лака . Ну и, конечно, подобрать кракелюрный состав под стиль вашей работы. Не все составы, конечно, на такое способны, но об этом дальше.

Одношаговый кракелюр декола:

Он же:)

И это, между прочим, тоже декола:

А ниже будут бусы — все та же декола:) И все трещинки — разные…

А вот, например, ToDo — совершенно другой вид:

В целом характер трещин зависит от:

  • кракелюрного состава;
  • толщины слоя лака;
  • степени его просушки;
  • консистенции краски основного цвета;
  • толщины слоя краски основного цвета;
  • нанесения краски основного цвета.

Ни в одной другой технике декора нет столько условий (разве что в двухкомпонентных кракелюрах, но там все понятно в случае каждого конкретного состава). Вот поэтому я и называю эту технику действительно сложной как технически, так и стилистически. B самое сложное в этой технике — подсушить кракелюр до нужного состояния и нанести на него краску так, чтобы получились красивые выразительные трещинки, гармонирующие с заготовкой и мотивом.

Какой кракелюрный лак выбрать?

Как всегда, на полках магазинов для творчества вы найдете множество баночек с одношаговыми составами: российские, итальянские, немецкие и т.д. К сожалению, каждый состав дает разные трещинки , и выбрать тот состав, который однозначно понравится, с первого раза вряд ли получится.

Поэтому сразу скажу: я пробовала разные кракелюры, и все-таки самым лучшим из тех, что я пробовала, считаю… самый дешевый и простой лак Деколу . Также мне понравился Таир (он оказался очень похож на деколу). Остальные (Акриланас, ToDo и Maimeri) по размеру трещин более уместны на мебели, чем на рамках, шкатулках и бусах.

Декола дает очень изящные трещинки, которые органично смотрятся на небольших предметах. Самые большие трещины (до 2 см) можно получить кистью, самые мелкие (от 1 мм до 1 см) – губкой.

Небольшие ограничения

Будьте аккуратны со строительными красками – не все будут трескаться , в отличие от художественных.

А краски-металлики вообще не дают трещин . Мы можем спокойно их использовать, чтобы сделать, например, золотые трещины на коричневом фоне; а если наоборот, то все намного сложнее. Можно сделать коричневые трещины на фоне охры (приглушенно-желтый), а затем охру слегка тонировать золотом…

Также очень важный вопрос – чем покрывать однокомпонентный кракелюр. Не знаю, почему, но производители очень редко пишут о том, что их однокомпонентные составы надо покрывать неводным лаком – это притом, что одношаговые составы делаются на основе гуммиарабика и панически боятся воды. Так что имейте в виду — два слоя акрилового лака при аккуратном нанесении такая работа выдержит, но все последующие слои будут трескаться и замутнять трещины.

Простая отделка стен уже давно никому не интересна. В моду прочно вошли декоративная штукатурка, плитка, обои из жидкого стекла и бамбука и другие, не менее интересные, материалы. Чтобы красиво и необычно оформить интерьер жилища, можно сделать кракелюр на стены своими руками – оригинальный и не слишком сложный в выполнении декор под старину.

Отделка стен в технике кракелюр представляет собой покрытие с трещинами, сквозь которые просвечивает тон основы. Для создания такого эффекта применяются специальные виды штукатурки, акриловые краски и лаки. Эти материалы не содержат токсичных веществ, хорошо сочетаются с другими видами отделки, но требуют тщательной подготовки поверхности и правильного нанесения.

Для декорирования стен своими руками понадобится:


Краски и затирки лучше выбирать контрастных цветов, чтобы узор на поверхности казался ярче. Форма и расположение трещин зависит от способа нанесения лака: при использовании кисти появляются глубокие параллельные бороздки, при использовании губки трещины имеют вид мелкой сетки.

Лаки делятся на однокомпонентные и двухкомпонентные; первые имеют более простую технологию нанесения и быстрее сохнут. Применение двухкомпонентног о лака требует большей аккуратности и больше времени, поэтому для ускорения процесса высыхания часто используют фен или вентилятор.

Нанесение кракелюра является заключительным этапом оформления интерьера, ведь такую поверхность очень легко повредить и трудно реставрировать. Поэтому перед финишной отделкой нужно закончить все ремонтные работы, уложить проводку и другие коммуникации, очистить комнату от строительного мусора и пыли.

В процессе подготовки стен потребуется:

  • широкий и узкий шпатели;
  • грунтовочная смесь;
  • стартовая шпаклевка;
  • наждачная бумага;
  • кисть;
  • чистая тряпка.

Декоративная штукатурка всегда наносится на ровную и прочную поверхность, поэтому подготовку начинают с удаления старого покрытия.

Обои снимают обязательно, ведь влага из штукатурки размочит клей, и обои начнут отставать от стены. Краска удаляется в том случае, если имеются отслоившиеся участки, вздутия или трещины. Если стена под краской ровная, а покрытие держится очень прочно, снимать его не нужно.

Слишком неровные и потрескавшиеся стены освобождают от старой отделки, смывают побелку и штукатурку до основания и шпаклевкой заделывают все трещины, выравнивают дефекты. Высохшие участки ошкуривают наждачной бумагой, чтобы убрать малейшие неровности. Затем всю стену покрывают слоем грунтовки, особенное внимание уделяя стыкам и углам, и полностью шпаклюют.

Слой шпаклевки должен быть около 2 мм, слишком толстое покрытие будет плохо держаться и может отстать при воздействии кракелюрного лака.

Когда шпаклевка высохнет, стену следует еще раз отшлифовать и протереть чистой тряпкой от пыли. Если одновременно проводится отделка потолка, нужно ее завершить, установить потолочные багеты или сделать другое оформление стыков между потолком и стенами. И только после этого можно приступать декору в технике кракелюр.

Технология нанесения однокомпонентног о кракелюра

Во избежание деформации нового покрытия в помещении должна быть стабильная температура и невысокая влажность. Сквозняки тоже нежелательны, поэтому все форточки и окна рекомендуется закрыть. Так как данный вид отделки требует определенного умения, сначала нужно попробовать на куске фанеры. Для этого берут плотную фанеру толщиной 3-5 мм, грунтуют ее и просушивают. Чтобы удобнее было работать, можно использовать какую-нибудь подставку.

Для светлых трещин выбирают краску бежевого, кремового, серебристого или голубого цвета. Очень красиво смотрятся прожилки с металлическим или перламутровым эффектом, который получается при использовании лазури и специального лака для декора.

Краска должна наносится тонким равномерным слоем, без подтеков и утолщений. На высыхание краски отводится от 4 до 6 часов, в зависимости от температуры в помещении.

Следующий слой – это кракелюрный однокомпонентный лак или грунт для кракелюра. Процесс нанесения имеет свои секреты: если лак распределять валиком равномерными движениями по вертикали или горизонтали, трещины будут расположены в том же направлении.

Разнообразить узор можно поочередными мазками в разные стороны. Глубина трещин зависит от толщины наносимого слоя – чем больше лака, тем глубже трещины. В зависимости от вида лака, на высыхание уходит от 40 минут до 2 часов, грунт для кракелюра сохнет 24 часа.

Венецианскую или структурную штукатурку наносят на сухую поверхность широким шпателем. Движения должны быть легкими, без нажимов, в хаотичном или продуманном порядке. Вместо штукатурки можно использовать акриловую краску контрастного цвета по отношению к основе. Наносят ее валиком из поролона равномерными движениями. Толщина штукатурки не должна превышать 2 мм, слой краски – 1 мм.

Так как образование трещин начинается уже через 5-10 минут, наносить покрытие следует очень быстро. Стены имеют большую площадь, поэтому рекомендуется покрывать поверхность равными по ширине вертикальными полосами.

Очень аккуратно следует работать на стыках, чтобы избежать образования подтеков и наслоений, а также стягивания материала. Полное растрескивание покрытия займет около суток, после чего стены обрабатывают защитным составом. Окрашенные поверхности с помощью губки покрывают декоративным лаком ; можно использовать и натуральный воск – это придаст финишному слою дополнительную привлекательност ь.

Если в качестве декора использовалась структурная штукатурка, ее нужно ошкурить наждачной бумагой по всей площади, а затем с помощью щетки вымести пыль из трещин. Во время шлифовки нельзя сильно давить на стены или обрабатывать одни участки дольше, чем другие. Кистью распределяют защитный лак по поверхности, излишки растирают по прожилкам и убирают губкой. Лак может быть цветным или прозрачным, с серебристым, золотым или перламутровым эффектом.

Венецианскую штукатурку также шлифуют, протирают от пыли, а потом с помощью губки покрывают воском . Воск можно использовать густой, но удобнее работать с разбавленным: на 2 меры воска требуется 8 мер воды. Все излишки осторожно снимают резиновым шпателем, а через 15 минут покрытие можно глянцевать мягкой тканью.

Нанесение двухкомпонентног о лака

Этот способ декорирования имеет более сложную технологию, но дает потрясающий результат. Подготовленную поверхность окрашивают в нужный цвет и высушивают. Далее идет слой кракелюрного лака , который наносят максимально тонко и равномерно. Когда лак отвердеет и станет полностью прозрачным, наносится второй слой. Снова нужно подождать, пока поверхность высохнет, а затем можно покрывать стену финишным слоем краски или штукатурки.

Отделочные материалы очень быстро подсыхают и при стыковании соседних полос могут тянуться за щеткой, разрушая будущую текстуру. Чтобы этого избежать, стыкование штукатурки нужно делать в течение 5 минут, для краски время ограничено 1 минутой. Сохнет такая отделка несколько дней, ускорить процесс можно с помощью вентилятора. Если использовать фен для просушки, трещины будут более глубокими.

Производить затирку стен можно после полного высыхания верхнего слоя. Для затирки используют масляную краску темных тонов, сухую цветную пастель или золотой порошок. Средство набирают на губку и аккуратными движениями втирают в углубления. Для удаления излишков берут пропитанную растительным маслом ткань, а в завершение протирают всю стену сухой и чистой тряпкой. Для закрепления фактуры необходим фиксатор или прозрачный лак.

Crepa (кракелюр) — декоративная краска

Ухаживать за такими стенами тоже нужно правильно. Повредить кракелюр очень легко, достаточно зацепить мебелью или сильно ударить. Нельзя покрытие обильно мочить, мыть с использованием абразивных веществ и чистить химическими средствами. Допускается влажная уборка не чаще 1 раза в неделю, при этом пользоваться можно только мягкими тканями и чистой водой. При нарушении текстуры восстановить покрытие незаметно под силу только опытному мастеру.

Видео – Кракелюр на стенах своими руками

Старинные вещи обладают определённой загадочностью, они несут в себе глубокую историю известную только им. Как нестерпимо хочется заглянуть в прошлое, приподнять обволакивающую завесу таинственности и узнать, кто держал эту вещицу в руках, какой путь она проделала и свидетелем каких важных событий она была. Большинство людей, окружая себя старинными предметами, пытаются создать атмосферу тепла, уюта, таинственности и очарования. Любители старины могут многими часами бродить по блошиным ранкам и антикварным лавкам в поисках старых вещей. Но, к сожалению, цены на такие предметы слишком высоки и не каждый может себе позволить потратить из семейного бюджета значительную сумму.

Последнее время в декорировании интерьера большое распространение получило искусственное состаривание вещей. Проявив немного фантазии, можно самостоятельно превратить практически любой предмет в изысканный “старинный” шедевр. С помощью вполне доступных инструментов и материалов каждому под силу создать своими руками интерьер с антикварной тематикой. А если применить технику состаривания в декупаже, то можно сделать поистине роскошные и неповторимые предметы.

Кракелюры – это тонкая сетка трещин, которая появляется в невысохшем состоянии от быстрой и неоднородной усадки связующего вещества или испарения разбавителей, в высохшем состоянии – от механических воздействий, усушек и повторных набуханий. В технике декупаж кракелюры формируются благодаря специальным кракелюрным лакам.

Одношаговый декупаж-кракелюр представляет собой технику состаривания декорируемой поверхности при помощи однокомпонентного лака. Работать с ним легче и более доступно для новичков, чем с двухкомпонентным кракелюром. В завершённом виде кракелюр имеет вид потрескавшейся со временем краски. Для того чтобы добиться такого эффекта, нам понадобятся следующие инструменты и материалы: объект декорирования, понравившиеся бумажные мотивы, краска акриловая двух контрастных тонов, акриловый лак, специальный клей для декупажа или клей ПВА и однокомпонентный кракелюрный лак. Также могут пригодиться и дополнительные средства, такие как фен для ускоренной сушки, мелкозернистая наждачная бумага для ошкуривания слоёв высохшего бесцветного акрилового лака, патина и акриловые краски для растушёвки поверхности и подрисовки мотивов.

И так, для создания изысканного шедевра в технике декупаж, состаривание с использованием одношагового кракелюра нужно последовательно совершить определённые действия:

1. В случае необходимости рабочую поверхность следует очистить, загрунтовать и хорошенько просушить;

2. Затем необходимо покрыть её любой из выбранных акриловых красок (именно этот цвет впоследствии будет просматриваться сквозь получившиеся трещины). Дать краске высохнуть. Можно оставить на час-два для самостоятельного высыхания или значительно сократить время, воспользовавшись феном;

3. Нанести слой однокомпонентного кракелюрного лака в местах, где по замыслу должны быть трещины. Чем толще накладываемый слой лака, тем крупнее получатся трещины. Отложить работу до частичного подсыхания, поверхность должна быть чуть-чуть липковатой. Процесс сушки можно ускорить посредством фена;

4. Затем покрыть кракелюрный лак слоем краски контрастного цвета. Нужно отметить, что ни в коем случае нельзя в качестве второго слоя использовать краски перламутровых и металлических оттенков, так как их консистенция и состав не позволят растрескать кракелюрному лаку красочный слой. Полностью высушить поверхность. Для ускорения процесса и получения более явственного эффекта можно воспользоваться феном с холодным воздухом. Фен нужно держат на расстоянии не менее 50 сантиметров над поверхностью;

5. Подготовленные бумажные мотивы приклеить специальным клеем для декупажа или клеем ПВА к украшаемому предмету и дать хорошо просохнуть. Для придания готовому изделию налёта старины, можно затонировать места сколов и углы при помощи патины. Затем готовую аппликацию покрыть несколькими слоями бесцветного акрилового лака.

При работе с кракелюрным лаком, следует придерживаться нескольких правил и соблюдать определённые особенности. Во-первых, чем толще второй слой краски, тем крупнее получатся трещины. Во-вторых, краска не должна быть чересчур густой или чересчур жидкой для более лёгкого и обильного нанесения. В-третьих, не стоит проводить кистью по одному и тому же месту несколько раз, так как реакция краски с лаком происходит довольно быстро и есть риск закрасить появившиеся трещины. Кроме этого существует небольшая хитрость, заключается она в том, что если верхний слой кракле немного развести водой, то лак больше порвётся.

В зависимости от способа наложения верхнего слоя краски могут получиться разнообразные узоры трещин. Если краску наносить с помощью губки, то на поверхности образуется сеточка квадратных трещин. В случае если для покраски используется кисть, мазки которой ведутся осторожно в одном направлении, тогда выйдут удлинённые постоянные трещины, напоминающие растрескавшуюся краску на дереве.

На этом можно закончить. Используя технику декупаж, состаривание и одношаговый кракелюр можно создать вещь, внешне похожую на предметы старины. Благодаря перечисленным несложным действиям вы почувствуете себя настоящим ценителем старины и почитателем антиквариата, не затратив при этом значительных денежных средств и больших усилий.

Ещё один способ - .

Примеры работ вы можете посмотреть на нашем сайте в разделе .

Термином «кракелюр», который произошел от французского слова «craquelure», обозначают трещинки на поверхности, присутствие которых придает ей налет старины. Сама методика создания подобного эффекта носит название «кракле». Кракле часто используют в тех случаях, если поверхность предмета надо искусственно состарить . Подобный способ нередко применяют в технике декупажа, а также для реставрации мебели и различных предметов быта .

Добиться эффекта старины на поверхности можно, используя специальные кракелюрные лаки. Однокомпонентный кракелюрный лак - одна из разновидностей лака, которая применяется для одношагового кракелюра. Для того чтобы состарить поверхность с помощью данного средства понадобятся следующие материалы: акриловая краска, поролоновая губка или кисть, а также сам лак, который есть разных производителей. Перед началом работы с кракелюрными лаками обязательно прочитайте инструкцию. Для илюстраций я использую средство для создания кракелюра «Хобби-Лайн», производитель Кройль, Германия.

Процесс работы в технике кракелюра с использованием однокомпонентного лака начинается с того, что на очищенную поверхность наносят слой акриловой краски. Следует учитывать, что именно ее цвет после окончания всех этапов работы будет виден сквозь образовавшиеся трещины. Если же цель работы показать неокрашенный вид обрабатываемой поверхности, то можно сразу же приступать к покрытию ее лаком. Однокомпонентный каркелюрный лак накладывают достаточно густым слоем, но только после того как краска хорошо высохнет. Новичку в этом деле для данного процесса лучше всего использовать поролоновую губку, так как кисть, как правило, более удобна для профессионалов.

После того, как лак подсохнет (лак не берётся на палец, но остаётся немного липким), на него наносится еще один слой краски, на котором по истечению нескольких минут появляются трещинки. Форма и размер трещинок зависит от толщины нанесённого лака. Также имеет значение направление нанесения краски. На фото внизу краска нанесена кистью в одном направлении.

Если краску наносить неширокой кистью в разных направлениях, то получится такая поверхность:

На поверхность нанесена краска с помощью поролоновой губки. Слева на фото - кракелюрный лак не очень подсох и лип к пальцам, а справа - подсох больше и картинка на поверхности изменилась после нанесения краски.

Заключительный этап работы - дополнительное покрытие поверхности обычным акриловым лаком, который защитит ее и придаст обрабатываемому объекту законченный вид. Но не каждый кракелюр можно покрывать акриловым лаком.

Итак, подведём итоги.

1.Порядок получения кракелюра на поверхности такой: нанесение краски на поверхность - полное высыхание краски - нанесение кракелюрного лака - высыхание лака до отлипа - нанесение краски.

2.Первый и второй слой краски должны быть контрастны по цвету, чтобы четко проявились трещины.

3.Краску, которая наносится на кракелюрный лак, берём только матовую. Глянцевая краска и металик не дадут нужного эффекта трещин.

4. Нанося второй слой краски, не проводить кистью дважды по одному и тому же месту.

5.От толщины нанесённого кракелюрного лака будет зависеть размер трещин на поверхности. Чем влажнее лак, тем крупнее трещины.

Если планируете использовать однокомпонентный кракелюр в декупаже, то сначала наносится тёмная краска, потом однокомпонентный кракелюр, дальше светлая краска и салфетка.

При обратном декупаже на стеклянную поверхность с обратной стороны приклеиваем салфетку лицевой стороной вниз.

Когда клей хорошо высохнет, наносим однокомпонентный кракелюрный лак, который также просушиваем до отлипа (он должен быть липким, но не оставаться на пальцах).


На кракелюрный лак наносим светлый акрил. Светлый цвет проявит рисунок на салфетке. Хорошо просушиваем.

Теперь наносим акрил того цвета, который хотим видеть сквозь трещины с лицевой стороны изделия.

В данном примере сквозь трещины просвечивается коричневый акрил.