Молочная смесь всегда вводится постепенно, чтобы можно было отследить реакцию организма малыша: в первые сутки однократно дают 10 мл, во вторые – три раза по 10 мл, в третий день дозу увеличивают вдвое, и таким образом за 7 дней доводят норму смеси до суточной.
Для расчёта суточного объёма питания используют несколько способов. Наиболее популярным является способ определения суточной дозы исходя из веса малыша:
Воспользовавшись таблицей, определим формулу, по которой рассчитаем суточную дозу: 4200\6=700 мл.
Чтобы определить необходимый объём смеси на одно кормление, нужно разделить полученный суточный объём на число кормлений: 700\6= 120 мл
Вышеописанный способ является универсальным, однако не учитывает особенности маловесных и недоношенных деток, к тому же в последнее время всё больше малышей рождаются с большой массой тела.
Как альтернатива этого метода, используются объёмный и калорийный расчёты, а также расчёт по весу и росту и специальный расчёт для крупных деток.
1. Объёмный расчёт используется для малышей, масса тела которых отвечает средней возрастной норме:
2. Калорийный расчёт основывается на энергетических потребностях ребёнка. Это наиболее оптимальный метод подсчёта суточного питания недоношенных и маловесных детей, находящихся на искусственном вскармливании.
Для примера рассчитаем суточную дозу молока для ребёнка 2-х месяцев с массой тела 4,2 кг. Калорийность молочной смеси указывается на упаковке (как правило она составляет 680 ккал/л). Для начала определим необходимое количество калорий в сутки: 120х4,2=504ккал в сутки. Объем необходимой смеси = (504х1000):680=742мл.
3. Расчёт для детей, родившихся с крупной массой и имеющих высокие показатели физического развития основывается на том, что в первый месяц ребёнок должен получать 700-800 мл молока, а в каждый последующий на 50 мл молока больше:
4. Расчет по весу и росту определяет суточную дозу как результат умножения относительного веса (вес в граммах, разделенный на рост в сантиметрах) на 7:
В любом случае, в таблицах приведены общие рекомендации. Разовый объем смеси всегда лучше согласовывать с врачом, наблюдающим ребенка.
Здоровый ребенок сам регулирует необходимое ему количество грудного молока. Основной показатель рациональности и достаточности питания – это гармоничное физическое и психомоторное развитие ребенка соответственно возрасту.
Существует несколько способов расчета объема пищи, необходимого для детей первого полугодия жизни.
(первых 7-8 дней) используют:
формулу Финкельштейна - при расчете учитывается масса тела ребенка при рождении: если масса тела 3200 г и менее, то коэффициент – 70 (мл), если масса тела при рождении более 3200 г - коэффициент 80 (мл).
Объем молока в (мл) V = коэффициент (70-80) × n (где n - число дней жизни ребенка).
В периоде новорожденности рекомендуется 7 кормлений в сутки (перерыв между кормлениями 3,5-3 часа, ночной перерыв - 6,5-6 часов). В возрасте от 2 до 5 месяцев - 6 кормлений (перерыв между кормлениями 3,5 часа, ночной перерыв 6,5-7 часов), от 5 до 12 месяцев - 5 кормлений (перерыв между кормлениями 4 часа, ночной перерыв - 8 часов). Первое кормление начинается в 6.00.
Суточный объем: 80 (мл) × 7 = 560 мл.
Для определения объема разового кормления , необходимо: суточный объем разделить на число кормлений. Например, 560 мл: 7(раз) = 80 мл.
70 (мл) × 5 = 350 мл.
Суточный объем равен 350 мл.
формулу Зайцевой суточное количество молока (мл.) = 2% от массы тела при рождении × n (где n - число дней жизни ребенка), метод используется главным образом при расчете суточного объема пищи для детей, которые имеют вес при рождении более 4 кг.
2% от массы= (4 200 (г) × 2):100% = 84 г
объем пищи за сутки == 84 (г) × 8 = 672 (мл) = 670 мл.
В возрасте 2-х недель и старше используют:
«объемный способ » - учитывается возраст ребенка и масса тела на момент расчета питания.
Ребенок должен получать молока:
от 2-х недель до 6-ти недель - 1/5 часть от долженствующей массы тела;
от 6-ти недель до 4-х месяцев - 1/6 часть от долженствующей массы тела;
от 4-х месяцев до 6 месяцев - 1/7 часть от долженствующей массы тела;
от 6 месяцев до 9 месяцев - 1/8 часть от долженствующей массы тела.
Метод используют до 9 месяцев. После 9 месяцев – 1 литр так, как объем пищи на первом году жизни не должен превышать 1 литра в сутки.
долженствующая масса – 3 200 + 600 + 800 + 800 = 5 400
суточный объем пищи - 5 400: 6 = 900 (мл)
количество кормлений – 6 раз
разовый объем – 900 мл: 6 = 150 мл.
«калорийный метод» (энергетический) - исходят из калорийности того вида молочного питания, каким вскармливается ребенок, и его физиологической калорийной потребности в зависимости от возраста. Метод используется только до введения прикорма и при условии одного вида пищи.
Калорийность женского молока = 700 ккал/л. Калорийная потребность при естественном вскармливании нам известна:
I квартал - 120 ккал/кг в сутки
II квартал - 115 ккал/кг в сутки
Пример: Ребенку 4 мес., масса при рождении 3 000 г, находится на естественном вскармливании. Рассчитать суточный и разовый объем пищи.
Калорийная потребность = 115 ккал/кг в сутки.
Долженствующая масса = 3 000 + 600 + 800 + 800 + 750 = 5 950 (г).
Калорийная суточная потребность 115 (ккал)× 5 950 (г) = 684,25 ккал/сут.
1000 мл женского молока - 750 ккал
Х мл женского молока - 684,25 ккал.
Суточный объем = 1000 х 684,25: 750 =912,33мл = 900 мл
Количество кормлений - 6
Объем на одно кормление == 900: 6 = 150 мл
Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.
Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соответствует средним возрастным нормам.
Количество молока в сутки должно составлять
Фиксированный режим кормлений
Фиксированный
через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него
Калорийный метод расчета питания
Более точный способ расчета питания, когда, определив необходимое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.
Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.
Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела
Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления
Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.
Примечание: суточный объем питания для детей первого года жизни не должен превышать 1000 мл.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ
Овощное пюре
Раскладка на 200 г:
· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;
· картофель - 40 г;
· молоко - 50 мл;
· масло (сливочное или растительное) - 5 г;
· 25% р-р соли - 3 мл.
Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почистить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количеством (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.
Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи тушились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть через сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.
В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.
Каша
Раскладка:
· молоко - 200 мл;
· вода 50 мл;
· крупа - 20 г (4 чайных ложки);
· сахарный сироп - 10 мл;
· 25% р-р соли;
· сливочное масло.
Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просеянную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до кипения, добавить сливочное масло.
Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.
Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо использовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства
УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ
ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ
Цель:
· восстановить водно-солевой баланс организма;
· ликвидировать эксикоз и не допустить его повторного развития.
Показания: эксикоз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет.
Оснащение:
· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);
· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкости);
· растворы:
XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, каротиновая смесь;
XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «домашний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочками моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и остудить;
XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;
минеральная вода без газов
Примечания:
· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации производит врач;
· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;
· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пульса, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.
Этапы | Обоснованиеi |
Подготовка к манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. через 5-10 мин или каплями под язык, детей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы | Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жидкости организмом |
2. Медсестра проводит учет и регистрацию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости | Оценка эффективности терапии |
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого родничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: | Оценка эффективности проведенного этапа пероральной регидратации |
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; | Вводимый раствор не всасывается в кишечнике. |
Этапы | Обоснование | ||
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраняется - повторить проведенные мероприятия; в) эксикоза нет - перейти на поддерживающую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксировать продолжающиеся потери жидкости | Рассчитанное для первичной ре гидратации количество раствора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного развития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости | ||
4. При отсутствии рвоты постепенно увеличивать дозу питья на один прием | Адекватное увеличение объема циркулирующей крови | ||
Завершение манипуляции | |||
Поддерживающую регидратацию проводить до прекращения рвоты и жидкого стула | Обеспечение эффективности проведения пероральной регидратации | ||
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от каловых масс и газов.
Показания:
· задержка стула,
· отравления,
· подготовка к операциям,
· проведение лекарственной клизмы,
· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям органов брюшной полости, УЗИ.
Противопоказания:
· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;
· неясные боли в животе;
· геморрой;
· кровотечения из прямой кишки.
Оснащение:
· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:
XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;
XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребенку;
XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;
XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;
XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;
· кипяченая вода (температура 28-30 °С);
· стерильный вазелин или глицерин;
· фартук, резиновые перчатки;
· шпатель, марлевые салфетки;
· клеенка, пеленка;
· емкость с дезинфицирующим раствором.
Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:
· беспокойство,
· отказ родителей от выполнения манипуляции,
· повреждение прямой кишки.
Этапы | Обоснование | |||
Подготовка к манипуляции | ||||
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход предстоящей манипуляции, получить согласие | Право пациента (родителей) на информацию | |||
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фартук, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности персонала | |||
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку | При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье | |||
4. Заполнить грушевидный баллон кипяченой водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям раннего возраста | Холодная вода стимулирует перистальтику кишечника | |||
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки | Облегчен иевведен и я наконечника в прямую кишку | |||
Выполнение манипуляции
1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух | Предупреждение введения воздуха в прямую кишку |
2. Осторожно без усилий ввести наконечник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возраста. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику | Предупреждение неприятных ощущений у ребенка. Учет анатомических изгибов прямой кишки |
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник | Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки |
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не разжимая баллона | Чтобы вода не вылилась наружу |
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника | Для лучшего размягчения каловых масс |
6. У грудныхдетей испражнения выделяются в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок | Исключение загрязнения окружающей среды |
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) | Оценка эффективности манипуляции |
Завершение манипуляции
Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). Затем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.
Хранить в параформалиновых камерах.
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ
Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.
Показания:
· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;
· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.
Противопоказания:
· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечника;
· неясные боли в животе;
· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;
· геморрой;
· кровотечения из прямой кишки;
· непереносимость вводимого лекарственного вещества.
Оснащение:
· резиновые перчатки и фартук;
· клеенка, пеленка, полотенце;
· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);
· газоотводная трубка;
· марлевая салфетка;
вазелиновое масло;
· емкость с лекарственным препаратом;
· лоток с дезраствором для отработанного материала.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в манипуляции |
2. За 20-30 мин до постановки лекарственной клизмы сделать ребенку очистительную клизму | Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия |
3. Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой | Обеспечение комфортных условий |
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки | |
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резиновый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл | Теплый лекарственный препарат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность появления преждевременной перистальтики |
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива | Облегчение введения газоотводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникновения неприятных ощущений у ребенка |
Выполнение манипуляции
Этапы | Обоснование |
2. Пережав свободный конец газоотводной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | |
Обеспечение инфекционной безопасности | |
Завершение манипуляции
Этапы | Обоснование |
2. Пережав свободный конец газоотводной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | Предупреждение возможного вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет анатомических изгибов прямой кишки |
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке | Удаление из баллончика воздуха и предупреждение попадания воздуха в прямую кишку |
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной трубки, предварительно пережав ее свободный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) | Предотвращение всасывания лекарственного раствора обратно в баллончик и предупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности |
5. Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот | Время, необходимое для уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата |
Завершение манипуляции
Цель: выведение газов из кишечника.
Показания:
· метеоризм;
· запоры;
· парез кишечника.
Противопоказания:
· кровотечения;
· заболевания прямой кишки.
Оснащение:
· резиновые перчатки;
· клеенка, пеленка;
· емкость с дезраствором;
· судно или емкость с водой.
Техника безопасности: Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
Этапы | Обоснование |
Выполнение манипуляции
4. Укрыть ребенка одеялом | Профилактика охлаждения |
Профилактика возникновения пролежней стенки кишки. | |
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным растительным маслом, одеть ребенка |
Завершение манипуляции
Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резинового грушевидного баллончика.
ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Цель: выведение газов из кишечника.
Показания:
· метеоризм;
· запоры;
· парез кишечника.
Противопоказания:
· кровотечения;
· заболевания прямой кишки.
Оснащение:
· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возраста ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);
· резиновые перчатки;
· клеенка, пеленка;
Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;
· емкость с дезраствором;
· судно или емкость с водой.
Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
· негативное отношение матери к проведению манипуляции.
Этапы | Обоснование |
Выполнение манипуляции
1. Смазать закругленный конец газоотводной трубки вазелиновым маслом | Облегчает введение газоотводной трубки в кишечник |
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку | Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки |
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными движениями ввести в прямую кишку газоотводную трубку сначала к пупку, затем, преодолев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глубину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) | Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жидких каловых масс |
4. Укрыть ребенка одеялом | Профилактика охлаждения |
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором | |
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным растительным маслом,одеть ребенка | Гигиена кожных покровов, обеспечение комфортных условий |
Завершение манипуляции
Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резинового грушевидного баллончика.
ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ
Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.
Противопоказания:
· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;
· нарушение целостности кожных покровов;
· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоцировать глубокие ожоги).
Оснащение:
· компрессная бумага;
· марлевая салфетка;
· косынка или широкий бинт;
· ножницы;
· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфорное масло).
Этапы | Обоснование | |||
Подготовка к манипуляции | ||||
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблюдение прав пациента | ||||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по периметру на 1-2 см больше салфетки. В марлевой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной раковины. Приготовить кусок ваты по периметру на 1-2 см больше, чем бумага | Подготовка необходимого оснащения для эффективного проведения манипуляции | |||
Выполнение манипуляции | ||||
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее | Исключается чувство дискомфорта | |||
Этапы | Обоснование | |||
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывести через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты толщиной 2-3 см | Обеспечивается рефлекторное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи | |||
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии | Не нарушается повседневная жизнедеятельность | |||
Завершение манипуляции | ||||
1. Объяснить маме, что компресс поставлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса | Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту | |||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||
3. После снятия компресса надеть ребенку шапочку | Профилактика охлаждения | |||
Примечание:
· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарственными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;
· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ
Цель:
· восстановление проходимости дыхательных путей;
· введение лекарственных средств в организм;
· отвлекающая терапия.
Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболевания органовдыхания.
Противопоказания:
· индивидуальная непереносимость лекарств;
· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).
Оснащение:
· стационарный или портативный ингаляторы;
· емкость для кипячения воды;
· 2% р-р питьевой соды.
Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не оставлять ребенка без присмотра.
Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,
А. Паровые
Подготовка к манипуляции
Выполнение манипуляции
Этапы | Обоснование | ||||
3. Медсестра или мать просит ребенка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин | Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути | ||||
Завершение манипуляции | |||||
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом | Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких | ||||
Б. Аэрозоли (ингалятор) | |||||
Подготовка к манипуляции | |||||
1. Прочитать название препарата | Исключается ошибка | ||||
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие | Право пациента и родителей на информацию | ||||
3. Усадить ребенка, а лучше провести ингаляцию стоя | Эффективнее дыхательная функция | ||||
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикулярно, встряхнуть его | Обеспечивается успешное проведение манипуляции | ||||
Выполнение манипуляции | |||||
1. Попросить ребенка старшего возраста сделать глубокий выдох | Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции | ||||
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад | Предупреждаются потери препарата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке | ||||
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох | Обеспечивается вдыхание препарата в дыхательные пути | ||||
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 | Достигается достаточная терапевтическая доза | ||||
Завершение манипуляции | |||||
Закрыть ингалятор колпачком | Условия хранения препарата | ||||
Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленного производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ
Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.
Противопоказания:
· повышенная температура тела ребенка;
· заболевания кожи;
· индивидуальная непереносимость горчицы.
Оснащение:
· водный термометр;
· таз (ведро, бачок);
· кастрюля с горячей водой;
· сухая горчица или питьевая сода;
· полотенце, пеленки, одежда.
Примечание:
· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;
· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;
· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую горчицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;
· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;
· продолжительность манипуляции 10-15 мин.
Выполнение манипуляции
Завершение манипуляции
ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ
Цель: рефлекторная терапия.
Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:
· повышенная температура тела у ребенка;
· заболевания кожи;
· злокачественные новообразования;
· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.
Оснащение:
· горчичные пакеты;
· лоток с водой 40-45 °С;
полотенце, пеленки, одеяло;
· водный термометр, часы;
· лоток для отработанного материала.
Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позвоночник.
Этапы | Обоснование | |||||
Подготовка к манипуляции | ||||||
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в манипуляции | |||||
2. Вымыть и осушить руки | ||||||
3. Проверить пригодность горчичников (срок годности) | ||||||
4. Раздеть ребенка по пояс, осмотреть кожные покровы | Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу | |||||
5. Уложить ребенка на кровать на животик | Обязательное условие выполнения манипуляции | |||||
Выполнение манипуляции | ||||||
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку | Обеспечение эффективности манипуляции | |||||
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом | Сохранение тепла | |||||
4. Через каждые 2-3 мин осматривать кожу | Предупреждение ожогов кожи | |||||
5. При появлении стойкой гиперемии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала | Достижение рефлекторного воздействия | |||||
Завершение манипуляции | ||||||
1. Протереть кожу пеленкой, смоченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом | Обеспечение сохранения тепла | |||||
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | |||||
ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ
· удаление налетов;
· противовоспалительное действие;
· обезболивание;
· эпителизация язв.
Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного препарата.
Методы:
· орошение полости рта;
· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;
· полоскание (с 3 лет).
Оснащение:
· резиновый грушевидный баллончик;
· шпатели;
· марлевые салфетки (бинт);
· стакан;
· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;
· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;
· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».
Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.
Этапы | Обоснование | ||
Выполнение манипуляции | |||
А. Орошение при стоматитах | Необходимые условия для проведения манипуляции | ||
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов | |||
2. Шпателем открыть рот ребенка | |||
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок | |||
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток | |||
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице | Оптимальные условия для удаления налетов | ||
1. Один конец шпателя или палец обмотать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони | |||
2. Смочить салфетку раствором методом полива | |||
3. Шпателем открыть рот ребенку | |||
4. Смачивая слизистую оболочку раствором, снять с нее налеты (менять салфетки 2-3 раза) | |||
Завершение манипуляции | |||
1. Использованный материал собрать в лоток | |||
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности | ||
Примечание:
· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средства: нистатин, леворин, пимафуцин;
· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирусные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейкоцитарный интерферон или интерфероновую мазь;
Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и облепихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.
ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА
Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.
Оснащение:
· стерильные пипетки;
· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;
· лекарственные препараты;
· лоток для использованного материала;
· резиновые перчатки.
Техника безопасности:
· не оставлять ребенка без присмотра;
· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.
Возможные проблемы:
· беспокойство,
· чувство страха,
Объем молока, съедаемый ребенком, зависит от особенностей развития, возраста и состояния здоровья. Чаще всего по этому поводу переживают мамы малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Ведь при кормлении они могут четко контролировать количество смеси, которое высасывает ребенок, и в случае чего забить тревогу. С правильно организованным грудным вскармливанием дела обстоят сложнее – ребенок сам регулирует количество молока, в котором он нуждается и определить объем съеденного грудного молока, уже не так просто. Тем не мене, и в том и в другом случае ребенок должен потреблять объем пищи, который соответствует нормам, выведенным на основе многолетних наблюдений и опыте врачей педиатров, чтобы обеспечить потребности своего организма.
Во время первых прикладываний к груди ребенок съедает очень немного. Дело в том, что некоторое время после родов у женщины выделяется не молоко, а молозиво, которое обладает высокой калорийностью. Даже нескольких капель его хватает, чтобы малыш наелся. Проходит несколько дней и молозиво превращается в молоко. В это время важно не терять время и наладить грудное вскармливание правильно, чтобы на длительное время ребенок был обеспечен грудным молоком. Но не всегда и не у всех это получается без проблем и по ряду причин молока может не хватать. Под нехваткой грудного молока понимается его количество ниже нормы, которая устанавливается с учетом общих и индивидуальных особенностей ребенка.
Нормы за одно кормление для детей до 10 дней
В первый день новорожденный съедает за одно кормление 7-9 мл пищи. Чтобы рассчитать объем пищи, который должен съедать ребенок до 10 дней, надо взять возраст ребенка в днях и умножить его на 10. То есть в 3 дня за одно кормление ребенку положено высосать 30 мл молока или смеси.
Суточные нормы для детей до 1 года
Эти нормы, разработанные на основе объемного метода расчета, не учитывают индивидуальные особенности ребенка, которые необходимо также принимать во внимание. Так малышам с весом при рождении более 4 кг эта норма может оказаться недостаточной, а для маловесных детей слишком большой.
Возраст | Суточный объем молока или смеси |
---|---|
7 дней - 2 месяца | 600-950 (600-800) |
2-4 месяца | 800-1050 (800-900) |
4-6 месяцев | 900-1050 (900-1000) |
6-8 месяцев | 1000-1200 (1000-1100) |
8-12 месяцев | 1000-1200 |
Возраст | Количество съеденного молока за одно кормление, мл | Количество съеденного молока, в сутки |
---|---|---|
1 неделя | 50-80 | 400 мл |
2 недели | 60-90 | 20% массы тела ребенка |
1 месяц | 100-110 | 600 мл |
2 месяца | 120-150 | 800 мл |
3 месяца | 150-180 | 1/6 массы тела ребенка |
4 месяца | 180-210 | 1/6 массы тела ребенка |
5-6 месяцев | 210-240 | 1/7 (800 мл -1000 мл) |
7-12 месяцев | 210-240 | 1/8 - 1/9 массы тела ребенка |
Нормы для крупного при рождении ребенка и ребенка с высокими показателями физического развития
Возраст | Объем смеси или грудного молока за сутки, мл |
---|---|
1 месяц | 700-850 |
2 месяца | 750-850 |
3 месяца | 800-900 |
4 месяца | 850-950 |
5 месяцев | 900-1000 |
С 5 месяцев | не более 1000-1100 |
Определить в каком объеме молока нуждается конкретно ваш ребенок, помогут несложные расчеты, учитывающие помимо возраста такие индивидуальные особенности ребенка как вес, рост, состояние здоровья. Пользуясь ими для детей первых дней жизни, нужно помнить о том, что они могут давать завышенные результаты количества молока.
Детей первых 10 дней жизни
Для детей свыше 10 дней жизни
Способ подсчета калорий предполагает, что в сутки ребенок должен потреблять на 1 кг массы тела определенное число калорий. Разные литературные источники содержат неодинаковую информацию на это счет. Максимальные значения содержатся в рекомендациях ВОЗ, которые также учитывают изменяющуюся с возрастом ребенка энергетическую ценность грудного молока.
Возраст ребенка в месяцах | Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг (ВОЗ) | Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг (Маслов М.С.) |
---|---|---|
0,5 | 124 | 120 |
1-2 | 116 | |
2-3 | 109 | |
3-4 | 103 | 115 |
4-5 | 99 | |
5-6 | 96,5 | |
6-7 | 95 | 110 |
7-8 | 94,5 | |
8-9 | 95 | |
9-10 | 99 | 100 |
10-11 | 100 | |
11-12 | 104,5 |
Наиболее просто и легко пользоваться этим методом для расчета объема смеси, так как калорийность ее заранее указана на упаковке. С грудным молоком все сложнее. Состав и энергетическая ценность грудного молока непостоянны и меняются в течение всего периода По это причине применительно к грудному молоку этот метод носит более приблизительный характер. Но все-таки им можно воспользоваться, зная усредненную энергетическую ценность грудного молока, которая составляет 53-80 ккал/100 мл.
Пример
Допустим требуется объем смеси для ребенка в два месяца массой тела 4600 г при калорийности смеси 680 ккал/л.
Порядок расчета
При использовании этого метода также необходимо учитывать соответствие веса ребенка его возрасту.
Вне зависимости от того, какими нормами вы воспользуетесь, помните, что малыш, которого маме пришлось докармливать или который питается исключительно детскими смесями, должен потреблять такой же объем питания, какой получает любой другой малыш, — находящийся на естественном грудном вскармливании.
Объем питания за сутки у детей первого года жизни не должен превышать 1000 мл, а у детей второго полугодия 1000-1100 мл.
Питание недоношенного ребенка производится с учетом потребностей организма и возможностей пищеварительной системы, так как потребности в энергии очень высоки, а возможности пищеварения еще не достаточны.
Количество калорий на 1 кг массы тела для недоношенного ребенка в первые дни жизни представлены в таблице.
Возраст | Количество ккал/1 кг массы тела |
---|---|
1 день | не менее 30 |
2 день | 40 |
3 день | 50 |
7-8 дней | 70-80 |
14 дней | 120 |
1 месяц | 130 (искусственная смесь) - 140 (грудное молоко) |
Со второго месяца жизни детям, родившихся с весом более 1500 г, калорийность уменьшается на 5 ккал/кг/сут (по сравнению с первым месяцем жизни), а у детей родившихся с весом 1000-1500 г калорийность рациона поддерживается до 3 месяцев на том же уровне, что и на первом месяце жизни. Далее начинают снижать калорийность по 5-10 ккал/кг/массы тела с учетом состояния здоровья и самочувствия ребенка.
Увеличение количества питания у недоношенных детей должно производиться постепенно и осторожно. Если у ребенка ухудшилось состояние, то количество пищи необходимо уменьшить.
Кормления в первые 1,5-2 мес. производятся 7-10 раз/сут. На шести разовое питание переводят при достижении ребенком массы тела 3 кг. В 6-7 месяцев на ребенок будет готов перейти на 5 разовый режим питания.
Расчет питания для маловесных и больных детей (рекомендации ВОЗ)
Данные рекомендации касаются детей в первые 10 дней жизни. Под маловесными детьми подразумеваются дети, родившиеся с весом менее 2500 г. Сюда могут входить как недоношенные дети, так и дети просто маленькие для своего возраста.
Для таких детей объем молока на каждый кг массы тела должен сначала составлять 60 мл. Далее каждый день необходимо увеличивать общий объем молока на 20 мл на 1 кг веса, до того момента, пока ребенок не начнёт получать по 200 мл на 1 кг веса в сутки.
Под больными детьми понимаются дети, вес которых составляет свыше 2500 г и которые из-за болезни не могут кормиться грудью. Для таких детей количество молока должно составлять 150 мл на 1 кг массы тела в день.
Разовый объем смеси должен рассчитываться исходя из количества кормлений за сутки. Однако здесь мамы часто заходят в тупик, не зная, сколько кормлений считать нормой. Для этого можно обратиться к таблице, в которой количество кормлений дается с учетом возраста ребенка.
Все молодые мамы озабочены одним и тем же вопросом: наедается ли мой малыш. Особенно если у женщины это первый ребёнок. Конечно, на подсознательном уровне мы все понимаем, что инстинкт самосохранения не даст крохе голодать, и тем не менее каждая мамочка хочет, чтобы ребёночек хорошо кушал и правильно развивался. Для этого необходимо знать о нормах питания. Они отличаются в зависимости от типа кормления новорождённого - естественного, искусственного или смешанного, возраста карапуза и его веса. Далее рассмотрим все нюансы этого важного вопроса.
Грудное вскармливание (ГВ) – это естественное продолжение связи матери и ребёнка, которое позволяет малышу легче справляться со стрессом появления на свет. Но в новом мире крохе нужно учиться всему, в том чисел и кушать (для этого нужно развить сосательный рефлекс). Так что не удивительно, что новоиспечённая мама переживает, сыт ли её малыш.
«Молозиво» или первые порции молока матери - это настоящая сокровищница питательных веществ для ребёнка. Крепкое здоровье и слаженная работа иммунитета крохи во многом зависит от огромного количества витаминов, хорошо усвояемых белков и антиоксидантов, содержащихся в молозиве.
Первые кормления важны для всей последующей жизни маленького человечка
Это интересно. Объём желудка новорожденного около 12 мл.
Переесть молозива нельзя. В первый приём пищи кроха съёдает около 8 мл. Учитывая, что количество кормлений в сутки обычно около 12 раз, то в целом новорожденный съест приблизительно 100 мл жидкости. С каждым днём суточная норма будет увеличиваться на 10 грамм.
Есть ещё один вариант расчёта количества съеденного. Он требует математического решения уравнения Х х 10 = мл в однократный приём пищи, где Х - это возраст, то есть дни жизни ребёнка. Например, новорожденный на 7-й день после рождения должен съедать за раз около 70 мл грудного молока.
Нормы кормления разработаны с учётом введения прикорма с полугодовалого возраста
Обратите внимание, что эти цифры приблизительны, так что расхождение плюс или минус 5–10 грамм не существенно. А вот что действительно важно, так это интервал между кормлениями. На первых порах он должен быть не более 2 часов. Затем интервалы будут увеличиваться, так как карапуз будет интенсивнее сосать, то есть получать больше жидкости. Совершенствование сосательного рефлекса приведёт к тому, что время кормления будет уменьшаться.
Итак, цифры - вещь хорошая, но у многих мамочек точно возникнет абсолютно логичный вопрос: а как узнать, сколько ребёнок съел?
Самый простой способ узнать, сколько съел малыш, это взвесить карапуза до и после приёма пищи
Для этого можно взвесить ребёнка до и после кормления. Разница и будет искомой величиной. Для вычисления суточной нормы, нужно сложить все полученные результаты кормлений за 24 часа. Этот способ подходит и для естественников, и для искусственников.
В среднем у груди кроха пребывает каждые 2–3 часа. А сколько же должен продолжаться приём пищи? Специалисты по грудному вскармливанию утверждают, что около 30–40 минут, если карапуз не выпустит грудь раньше. К слову, кормление в течение 15–20 минут - это не отклонение от нормы, если ребёнок хорошо набирает вес и не капризничает. А вот пребывание «на груди» более 40 минут говорит о том, что малыш использует сосок в качестве соски, то есть играется. В дальнейшем это может создавать массу неудобств и маме, и малышу, так что лучше не доводить до подобных развлечений.
Искусственное вскармливание (ИВ) в отличие от ГВ требует более точных расчётов, ведь смесь переваривается сложнее, чем грудное молоко, поэтому перебор может привести к проблемам с желудочно-кишечным трактом ребёнка. Но и такая задача посильна для молодой мамочки.
Эта самая важная составляющая правильного ухода за грудничком-искусственником.
Для правильного развития ребёнка-искусственника нужно соблюдать режим питания
Ребёнок до 2 месяцев должен кушать 8–9 раз с перерывом в 2,5–3 часа, в 2–3 месяца - 7–8 раз, в 4 месяца - 6–7 раз, в 5–6 месяцев - 5–6 раз, а с 7 месяцев до года - от 4 до 6 раз в сутки. При этом одно кормление будет длиться не более 15 минут, ведь из соски пить значительно проще, чем сосать грудь.
Как правило, дозы и нормы производители смесей указывают на упаковках. Но средние, ориентировочные, данные знать всё же не помешает.
На банках со смесью обязательно указаны нормы для детей разного возраста
Это интересно. Самая популярная расчётная формула суточной и однократной дозы смеси для детей, находящихся на ИВ, называется методом Гейбенера и Черни.
Например, малыш весит 4 850 гр. Ему 2 месяца, значит, в сутки он должен потреблять 1/6 веса. Соответственно, 4850/6, получаем суточную дозу - 808 мл. Делим это количество на число кормлений, получаем однократную дозу - 135 мл. Ещё пример: новорожденный весит 4 000 гр, кушать 1/5 своего веса, получается, что суточная доза составляет 800 мл, а однократная - 100 мл.
В первый месяц малыш только начинает приспосабливаться к новому питанию. Поэтому расчёт количества смеси немного отличается от описанного выше. Есть два способа.
В обоих случаях для определения однократной дозы нужно суточную разделить на число кормлений.
Опять-таки эти расчёты будут примерными, так как всё зависит от того, сколько весит ваш малыш, и сколько раз в сутки вы его кормите. К тому же, чем старше ребёнок, тем больше он ест. В среднем, до 2 месяцев требуется 1 банка на 5–6 дней, в месяц уходит 5 банок. В 3–4 месяца 1 банки будет хватать на 3–4 дня, значит, в месяц потребуется 7,5 банок.
В этом случае математика будет очень сложной. Рекомендуем воспользоваться одним из двух методов введения докорма.
При смешанном вскармливании основным всё равно считается грудное молоко
Соблюдение этих советов позволит докармливать малыша, не сокращая при этом лактацию.
Есть 4 основных признака того, что карапуз сыт: