Кухом, студенческие годы, прятные воспоминания. Красносельское училище художественной обработки металлов Училище художественной обработки металлов

16.10.2019
Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить Учебное заведение развивает творческие и художественные способности, готовит профессиональных художников, мастеров и специалистов для ювелирных предприятий, индивидуальных предпринимателей в ювелирной сфере и других видах деятельности.Опыт, богатый ювелирными традициями продолжают преподаватели - члены Союза художников РФ, участники региональных, всероссийских и международных художественных и ювелирных выставок. Выпускники училища, ещё будучи студентами, также получают опыт участия в выставочной деятельности, являются обладателями Дипломов победителей и призёров конкурсов разных уровней. Такой успех вполне объясним: выпускники имеют высокий уровень художественной подготовки по рисунку, живописи и скульптуре, что позволяет успешно осваивать профессиональные компетенции в сфере проектирования и изготовления ювелирных изделий. Именно эти навыки требуются для реализации своего творческого потенциала на ювелирном предприятии. Лучшие студенты училища уже в ходе технологической и преддипломной практик получают приглашение на работу в качестве художников, закрепщиков ювелирных вставок, эмальеров, граверов и других специалистов ювелирной отрасли.

Студенческие годы! Даже страшно подумать, как давно это было! Как быстро летит время. Но приятные воспоминания всегда остаются с нами. Кажется, совсем недавно, я, пятнадцатилетняя девчонка, только что окончившая восьмилетку, приехала поступать в художественное училище.
Это было Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ). Находится в оно в тридцати километрах от старинного русского города Костромы.

4 курс, гр.А, наши мальчики-граверы

История этого училища началась еще до революции, когда в 1897 из Москвы приехал преподаватель и в обычной деревенской избе открыл классы технического рисования. Это была инициатива Костромского уездного земства и представителей от кустарей. Решение пришло после Нижегородской ярмарки, состоявшейся в 1892 году, где изделия красносельских мастеров не имели успеха. Далее, в 1904 году эти классы преобразовали в художественно – ремесленную учебную мастерскую золото – серебряного дела. Специально для этого учебного заведения по проекту Бенуа, было построено новое здание, о ткрытие которого состоялось в том же году.

4 курс,гр.А, наши девочки-ювелиры

В годы революции мастерской устоять не удалось, и только в тридцатых годах началось ее возрождение. На ее базе была создана профессиональная школа, а в 1943 году – средне – специальное художественное училище. Долго е время КУХОМ был единственным учебным заведением, где обучали ювелирному мастерству. Именно здесь готовили специалистов для всех крупных ювелирных заводов. Многие из них работают там и по сегодняшний день.

Творческая практика в Вологодской области

В начале каждого учебного года нас отправляли в колхоз. Кто учился в те годы, наверняка помнят такие поездки! Не знаю уж большую ли помощь мы оказывали колхозам, но то, что отдыхали мы там от души — это точно!

Владимир Денисов

Сокурсники, в основном, были люди взрослые и серьезные. Таких, как я, вчерашних школьниц было не много. Конечно, и отношение к учебе было у каждого соответствуюшее — в 16 лет больше хочется думать не об учебе. Возможно, если бы я поступила туда лет на пять попозже, отношение было бы совсем другое. Но, вообще, это вопрос, конечно, спорный. Да, и если честно, то занятие ювелиркой меня не особо увлекало. Видимо поэтому, я к сожалению, не стала хорошим специалистом. Но вот уроки рисунка и живописи я очень любила. В любом случае учеба в училище не прошла для меня даром.

Александр Аханов

Многие мои сокурсники работали на ювелирных заводах, а позже организовали свои ювелирные мастерские. Кто – то имеет свой ювелирный салон. Вообщем, молодцы! И мне приятно видеть их имена на просторах интернета, приятно, что училась когда-то с ними в КУХОМе.

Сейчас наше училище процветает, и, насколько мне известно, все также пользуется большой популярностью. А работы выпускников хранятся в Красносельском музее. Музей располагается в здании, которое до 1977 года принадлежало училищу. И почему — то до сих пор именно к этому старому зданию у меня остались необъяснимые чувства, которые не передать словами.

Читайте о народных промыслах

Красносельское училище художественной обработки металлов ведет свое начало с 1897 года, когда в селе Красном Костромской губернии по инициативе самих сельчан и уездного земства был основан класс технического рисования. Подобное начинание не было случайным: ювелирный промысел был известен в Красном еще с XVI века, и целью нового учебного заведения было придать красносельскому ювелирному делу более высокий художественный уровень.

Руководителем класса технического рисования был назначен выпускник Строгановского училища С.Г. Монастырский, а вскоре - спустя всего семь лет - на базе этого класса появилась Художественно- ремесленная учебная мастерская (ХРУМ). Среди преподавателей здесь была еще одна выпускница Строгановского училища К.А. Апухтина, а также художник и мастер техники скани И.А. Дерябин, с именем которого и связано рождение Красносельской скани. В дореволюционные годы учащиеся ХРУМ неоднократно выставляли свои работы на международных выставках, где получали заслуженные награды и высокие оценки ценителей. Именно тогда мастерская, а впоследствии и училище, стали подлинными хранителями традиций художественной обработки металлов: эмаль, гравировка, скань, чеканка, литьё, всечка, - все эти техники преподаются в училище до сих пор.

И сегодня работы студентов и выпускников КУХОМ по-прежнему становятся победителями многочисленных конкурсов и участниками ювелирных выставок. Большая часть этих работ занимает достойное место в коллекции кабинета художественных образцов Красносельского училища. Надо сказать, что история существования этого учебного заведения в какой-то степени и началась с коллекции - коллекции художественно-ремесленной учебной мастерской. Здесь хранятся ювелирные изделия, выполненные из серебра с натуральными вставками в характерном для начала XX века стиле модерн. Столовые принадлежности, канцелярские изделия, изделия для интерьера, созданные в техниках чеканки, гравировки и литья заслуживают внимательнейшего изучения, а подлинным украшением коллекции являются экспонаты, выполненные в технике «литьё в землю» и литьё по «живой натуре». Экспонаты, в которых соединились мастерство знаменитых Красносельских литейщиков и высокая художественная подготовка ХРУМ. Среди них есть произведения весьма тонкой работы: это ветки рябины, сосны, ёлки; еловые шишки; лягушка, ящерица и рыбы. Вообще, коллекция кабинета художественных образцов Красносельского училища крайне разнообразна и включает в себя несколько разделов.

Гордость училища - собрание методических пособий, которое было приобретено при образовании художественно-ремесленной учебной мастерской. Сюда входят гипсовые рельефы, изделия из металла, чеканка, художественная керамика из фондов Строгановского училища, орнаменты на вазах, орнаментальные таблицы, работы учеников, копии работ известных художников Санкт-Петербургского училища барона Штиглица, каслинское литьё, альбом-собрание А. Звенигородского «Византийские эмали», выпуска 1892 года. В последующие годы методический фонд пополнился коллекциями резьбы по кости, камнерезного промысла, росписями по дереву, строче-вышивальными изделиями, а также изделиями сканного и эмальерного промысла. Особое место в коллекции занимают изделия Красносельских кустарей - мастеров ювелирного промысла, - выполненные в период с XVI по начало XX века. Среди экспонатов: сундуки, шкатулки, литьё, чеканка, гравировка и произведения, относящиеся к православному религиозному искусству, в том числе деревянные резные венцы. Коллекция музея также включает в себя изделия Профтехшколы, которая была организована в 1934 году. Здесь традиции народного промысла и школы ХРУМ нашли свое продолжение в ювелирных изделиях, изделиях для интерьера и посудной группе. Проект Фонда содействия развитию образования в сфере искусства и дизайна «Строгановский Фонд»