Деловая игра для родителей «Гармония общения»
Пляскина Елена Прокопьевна
педагог-психолог
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 28»,
Психолого-педагогический центр «Лад»
г. Чита
Цель: улучшение взаимопонимания между родителями и детьми .
Игра-разминка . Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.
Начать хочу со сказки.
В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши — мама, папа, бабушка и дедушка — были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему предстояло стать цветным.
Каждый день синяя мама учила его, как стать синим.
Красный папа — как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины.
Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета,
а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел.
Так проходил день за днем, и вот…
Это потому что у каждой семьи своя история, свое окончание сказки. Вы уже представили свое окончание этой сказки?
Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка - созидательную или разрушительную.
Мы привыкли оправдывать все проблемы наших детей экологией, неправильной образовательной системой, нестабильностью в мире и в стране. И стали забывать о том, что во многом именно мы являемся творцами своих "проблем".
Давайте вспомним функции родительства.
Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка
Обеспечение безопасности
Обеспечение адаптации к жизни
Воспитание ребенка
Ребенок наблюдает за тем, как родители обращаются с ним, друг с другом и с другими людьми. В ходе таких взаимодействий родители показывают ребенку свое отношение к нему и окружающему миру уже не столько на уровне слов, сколько на уровне действий и выражаемых эмоций. Исходя из этого, он начинает строить свои представления о себе и мире, в котором живет.
Если в основе взаимоотношений родителей и детей будут лежать добро, взаимопонимание, любовь и уважение; то в каждой семье может воцариться счастье.
Метод проекции: Каждый человек, встречающийся на нашем пути - это наше зеркало. Мнение о себе ребенок строит на основании мнения окружающих. А что делают зеркала? Отражают наш образ жизни, наши убеждения, нашу свободу или ограничения, наши радости и наши печали. Психологи это назвали "проекцией". И что мы видим в этих зеркалах? Свое отражение, отражение своей жизни. Если постоянно ругать и наказывать свое отражение, тем самым, можно ругать и наказывать себя. Можно игнорировать ребенка, можно прививать любовь или нелюбовь разными методами. А можно принять себя и своего партнера, и у ребенка появляется возможность увидеть свою суть за отражениями.
Например:
Мама строго отчитывает ребенка за некрасивое слово, сказанное в адрес учительницы, или просто соседки по подъезду. А через пару минут уже болтает с подружкой по телефону и теми же "некрасивыми" словами перемывает косточки начальству.
Мы можем каждый день при ребенке раздражаться и досадовать на хроническую нехватку денег, невезение, злое начальство, непутевое правительство.
А потом удивляться, что наш ребенок стал злой и агрессивный или часто в плохом настроении.
Примеров таких каждый родитель может привести много, лишь понаблюдав за собой один день.
Упражнение «Список правил»
1. Запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.
2. А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их.
3. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.
Много ли требований пришлось вычеркнуть? Как вы думаете, для чего нужны такие упражнения?
Чего же ребенок ждет от родителей?
Одним из основных условий создания атмосферы доверия в отношениях с детьми является их безусловное принятие со стороны взрослых, а также их умение использовать навыки общения, благодаря которым дети могли бы чувствовать, что их не только понимают, но и уважают.
Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов :
то, что мы хотели сказать,
что сказали,
что услышал собеседник,
что он понял,
что хотел сказать в ответ,
что сказал,
что мы услышали
и как его поняли .
Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов . Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у ребенка. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.
Как мы слушаем детей и разговариваем с ними - целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.
Игра «Передай другому».
Ведущий передает воображаемый предмет соседу, сосед передает следующему и т.д. В конце ведущий спрашивает игроков, кто что получил и передал. Ответы самые разнообразные. Игра наглядно показывает, насколько может исказиться суть информации в процессе передачи.
Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что
взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить
. Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще
взрослые слышат только то, что хотят услышать
. И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей.
Как же преодолеть эти барьеры?
Притча о понимании.
Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
— А на каком языке вы говорите?
— Все молодое поколение говорит на тарабарском.
— А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
— Мы у них не спрашивали.
— Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать
Игра «Пойми меня»
Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня». Ваша задача - определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. | Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. | Боль, злость, обида, чувство нелюбви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители - ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Выразить к ребенку положительное отношение, показать ему, что его слышат и понимают, взрослые могут, используя в общении правила эффективного слушания, сформулированные Ю.Б. Гиппенрейтер. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Уделяйте общению с ребенком специальное время. Слушайте его внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию, которую сообщает ребенок (жестами, выражением лица, вопросами). Отложите свои дела, отключитесь от всего постороннего и обратите внимание на ребенка.
Сохраняйте терпение, когда дети не могут сразу что-то сказать. Так как их головы переполняют новые мысли и слова, то им всегда нужно больше времени на то, чтобы сложить их во фразы. А когда детей переполняют эмоции, то процесс становится еще труднее.
Помните о том, какое впечатление и влияние на ребенка могут оказать ваши слова. Дети очень чувствительно реагируют на замечания, в том числе и на невербальные выражения эмоций. Тон голоса, выражение лица, нахмуренные брови или улыбки -все влияет на то, как ребенок воспримет реакцию взрослого.
Задавайте вопросы, чтобы показать свою заинтересованность и участие. Пусть они будут простыми и короткими. Вопросы, задаваемые взрослыми, также помогают детям развивать в себе умение правильно слушать.
Используйте формулу «Я сообщения». Когда ты… (действия ребенка), я чувствую… (свои чувства), потому что… (объяснение, почему действия ребенка вызывают описанные чувства). Мне бы хотелось, чтобы… (описание желаемого хода развития событий, обозначение своей роли и роли ребенка). Например: «Когда ты перебиваешь меня во время урока, я сержусь, так как твои вопросы мешают мне сосредоточиться и объяснить новую тему. Мне бы хотелось, что бы задавал вопросы после того, как я закончу объяснение».
Освоение техники «я-высказывания»
Когда мы общаемся с ребенком, он, естественно, обращает внимание на наши слова, придавая особое значение тому, каким тоном они сказаны. Ведь как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В такие моменты нам не всегда удается управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплескиваем свои эмоции на ребенка.
Я хочу познакомить вас с техникой «я-высказывания». Для этого рассмотрим довольно знакомую ситуацию: при невыполнении некоторых домашних обязанностей от нас, от родителей, можно услышать: «Ты опять не убрал свои игрушки! Ты совсем перестал мне помогать!» Это «ты - высказывание». Вот таким «ты-высказыванием» мы сразу создадим барьер в общении с ребенком. "Я-высказывание" - это такой приём, с помощью которого собеседнику (ребенку) сообщается о своих чувствах и переживаниях, а не о нем и его поведении, которое это переживание вызвало. Оно редко вызывает протест. "Я-высказывание" всегда начинается с личных местоимений: "Я", "мне", "меня".
Давайте поиграем в переводчиков . Попробуем превратить «ты-высказывание» в «я-высказывание»: « Я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся на что-то?». Давайте потренируемся оформлять свои мысли и чувства в «я-высказывание». Для того чтобы это у нас получилось, необходимо точно определить свое чувство в этой ситуации и указать причину, которая его вызвала. Для удобства работы я даю небольшую методичку, которая поможет вам.
«Ты-высказывание» | «Я-высказывание» |
Почему все должна делать я? (Обида.) | Я чувствую себя такой уставшей. Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.) |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
У тебя что, в голове — две извилины? Ты вроде понятливый, а говоришь несуразности. | Может быть, ты устал, я могу тебе чем-то помочь? |
Ты всегда без спросу берешь мои вещи! | Когда с моего стола без спросу берут вещи, мне неприятно. Предварительно спроси меня, можно ли это взять. |
Ты никогда меня не слушаешь! | Когда я вижу, что ты меня не слушаешь, мне неприятно. Мне очень важно твое внимание, поэтому, пожалуйста, будь внимателен к тому, что я говорю. |
Применение правил эффективного общения способствует установлению открытых, доверительных отношений с детьми и позволяет им чувствовать понимание и принятие со стороны взрослых.
Надеюсь, что полученные сегодня знания помогут Вам понимать своего ребенка еще лучше! У Вас все получится! Спасибо!
Сам себе РЕЖИССЁР → Родительское собрание → yчительская ПОДСОБКА → Четыре игровых приёма «от Букатова»
_________________________________________________________________
Как
родительское собрание
превратить в собрание родителей
или
Четыре игровых приёма «от Букатова»
Интересно, есть ли среди наших посетителей, уже вкусивших прелести « режиссуры урока» (смену мизансцен, двигательную активность, работу в малых группах) и убедившихся в том, что детям-таки есть чему поучиться друг у друга, а учителю у детей, такие, кто рискнул по-новому взглянуть и на родительские собрания, столь напоминающие скучный урок? В самом деле, ну не твердить же опять про отметки, сменку, опоздания, ответственность и все такое, видя, как родители позевывают, поддакивая с умным видом.
А посади нас на их место, чего бы нам с вами не хватало? Наверное, возможности поговорить – о детях, классе, школе, о своих родительских проблемах. Но таким разговорам, увы, не часто находится место на обычном собрании – родители сидят как воды в рот набрали. А если кого и прорвет, то потоком требований, жалоб или негодований. Вот и приходится учителю заранее пускаться в риторику, а родителям – поглядывать на часы…
Стоп! Ведь лучшее спасение от негативизма – дать возможность пообщаться друг с другом. Но может быть, не каждый из нас заинтересован в том, чтобы родители разговорились, и не абы о чем, а по существу?.. Готовы ли мы быть благодарны за искренность: ведь их искренность может добавить нам головной боли. Но вся штука в том, что им-то, родителям, это очень нужно. А стало быть, нужно и нам.
И предлагаемые четыре приёма возможно подскажут вам, как организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно брать советы, решения, оптимизм – и не от нас, а друг от друга (со-брание). И чем больше они унесут с собой, тем богаче станем и мы с вами, уважаемые посетители сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК // сайт
Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊
Перечень приёмов (каждый открывается в новом окне)
Одной из важнейшей задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений “учитель-родители”.
Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и школы, практика показывает, что как молодые, так и опытные учителя, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении учителей с родителями учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.
Предлагаю вниманию читателей консультацию для учителей начальных классов, которая проводится в форме деловой игры “Учитель-Родитель”.
Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.
Состав участников игры:
Регламентация игры:
Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки “Современные формы взаимодействия педагогов и родителей” (по количеству групп), бланки “Личный опыт” (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, загорская игрушка “Матрёшка”.
1.1. Разминка. Приветствие.
Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.
Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить вопрос: “Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка – семья или школа?”. Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.
Инструментарий: загорская игрушка “Матрёшка”.
1.2. Введение в игру
Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.
Вступительное сообщение учителя по теме родительского собрания
Роль семьи в воспитании ребенка
Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.
Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.
Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок – это “как чистое полотно для картины – что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней”. Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с 2-х месячного возраста все запоминает и понимает.
Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, “солим огурцы – каким рассолом зальем, так и засолятся”.
А как велика сила привычки!
Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: “Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На Родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали… хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились”. Вот сила привычки!
Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством (“вырастет – сам поймет”). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите – он так кисел и горек. И вот никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек. Привычки переходят в навык – и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.
Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти плоды пожинать нам, родителям.
Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обессиливших стариков вывозить в лес или в глубокий ров и бросать на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил его там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой. “Для чего ты принес лубок обратно в дом?” – спросил отец. “А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору”. Задумался отец, и стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!
Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.
Так и за своих детей – отвечать нам!
Воспитание детей – это долг, требуемый самой природой.
Посмотрим на птиц, животных.
Взглянем на кошку, на собаку, на медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама природа.
По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети и наоборот.
В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: “Яблоко от яблони недалеко падает”.
Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание к родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.
Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, т.к. старшие дети – пример для младших. У одного отца, многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: “Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним”.
Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.
Спасибо за внимание!
Инструментарий: бейджики для участников.
2.1. Построение “пирамиды взаимодействия учителя и родителей”
Назначение: определение этапов взаимодействия учителя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.
Реализация: группам предлагается выстроить “пирамиду взаимодействия учителя и родителей” (определить последовательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.
Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.
2.2. Заполнение бланка “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”
Назначение: обращение к опыту учителей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.
Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: “Зачем нужна эта форма?” “Какой результат ее использования?” Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.
Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.
2.3. Просмотр презентации “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”
Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия учителя и родителей.
Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия учителя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.
Инструментарий: экран, проектор, презентация “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”.
3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания
Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.
Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.
3.2. Защита проектов
Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.
Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.
Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.
4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка “Личный опыт”
Назначение: самоанализ участников игры.
Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк “Личный опыт”.
Инструментарий: бланки, ручки.
4.2. Подведение итогов
Назначение: получение обратной связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бланк “Личный опыт”
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк?
Какие мысли возникли при заполнении бланка?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Что хочется изменить в своей работе?
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План родительского собрания (подготовительный период).
Ход собрания:
Литература:
Милена Барболина
Родительское собрание «Учимся играть вместе» в первой младшей группе
Цель : Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Дать понять родителям , что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.
Оборудование и наглядность :
Мягкая игрушка, предметы заместители, листочки бумаги, карандаши, выставка игрушек.
(слайд 1)
Уважаемые родители !
Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети . Зачем нужна ребенку игра ? Почему об этом мы предлагаем вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть . Чаще игры, в которые играют дети , невеселые, агрессивные. Поэтому наша задача осторожно направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них терпимость, желание помогать. Научить детей играть – значит научить жить.
Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку ? (Высказывания родителей ) .
Воспитатель обобщает высказывания родителей .
(слайд 2)
Игра для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни : учителем, водителем, врачом. (Слайд 3) Игра – дело серьезное . «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (А. Макаренко) .(слайд 4)
Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки, тренирует силы и ловкость, развивает способности и ум, в игре дети учатся понимать друг друга, помогать сверстникам. (слайд 5) Игры при умелой организации взрослых учат терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке. (слайд 6)
Таким образом, игра – ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. (слайд 7)
Игра «Разброс мнений»
Родители передавая друг другу игрушку должны продолжить :
Мой ребенок любит играть…
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. (слайд 8)
Это сюжетные, или образные игрушки (предлагаю родителям –(слайд 9) куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, проявляет заботу о ней. (слайд 10)
Следующий вид игрушек – технические игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 11) транспорт, конструкторы, развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество. (слайд 12)
Игрушки – забавы (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 13) в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех, радость. (слайд 14)
Особый тип – спортивно-моторные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 15) это игрушки способствующие повышению двигательной активности детей, развитию координации движений. (слайд 16)
Театральные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 17) они имеют особое назначение – служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. (слайд 18)
Музыкальные игрушки (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 19) погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, балалайки. (слайд 20)
Особое место принадлежит дидактическим игрушкам (предлагаю родителям подумать и назвать что к ним относится) (слайд 21) это игрушки с помощью которых детей знакомят с сенсорными эталонами : матрешки, мозаики, пазлы, и др. Эти игрушки воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца.
(слайд 22)
Игра «Какую игрушку предпочитает ваш ребенок
(на слайде изображены игры и игрушки имеющиеся в группе . Родителям предлагается подумать и сказать в какую игрушку (игру) их ребенок больше всего любит играть в детском саду .)
(слайд 23)
Сейчас мы проведем небольшое соревнование.
(предлагаю родителям разделиться на две команды)
1 задание.
Написать как можно больше детских игр, которые вы знаете, любых – подвижных и сюжетно-ролевых.
2 задание.
Командам раздаются коробки с предметами-заместителями.
Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?
(шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.)
Оценивается фантазия и творческое мышление родителей .
3 задание.
Назовите как можно больше игровых действий в игре
1 команда – «Мишка заболел» , 2 команда – «Угостим куклу чаем» .
(поставить градусник, потрогать, горячая ли голова, сделать укол; сервировать стол, приготовить угощения, заварить чай и т. д.)
4 задание.
«Выбери игрушки»
Каждой команде предлагается выбрать на предложенной выставке игрушек те, которые способствуют :
1 команда
социально-эмоциональному развитию (напр. животные, куклы, посуда, набор «Доктор» , набор «Парикмахерская» и др.)
2 команда
физическому развитию (мячи, обручи, кегли, скакалки и др) .
5 задание
«Конверт дружеских вопросов»
Родителям предлагается красочный конверт, в котором находятся карточки с вопросами. Каждая команда берет по 2 карточки, читают вопросы и отвечают на них.
Что делать, если ребенок просит вас поиграть , а вы смотрите телевизор?
Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
На что вы опираетесь в подборе игрушки?
Каково ваше отношение к игрушкам – монстрам?
Подведение итогов родительского собрания .
В конце встречи мамам и папам вручается памятка с советами по проведению игр, которая рассматривается в качестве решения родительского собрания .
И в заключение хочется вспомнить предупреждение мудрого В. Даля о том, что игра не доведет до добра , если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.
Публикации по теме:
Итоговое родительское собрание в 1 младшей группе за 2014 – 2015 учебный год Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей.
Цель собрания: - подвести итоги совместной деятельности воспитателей и родителей за прошедший год; - определить перспективы на будущее.
Родительское собрание «Будем знакомы!» Первое собрание в младшей группе РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БУДЕМ ЗНАКОМЫ!» Первое собрание в младшей группе. Цель: Познакомить родителей друг с другом. Знакомство родителей.
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе» План проведения родительского собрания по теме «Готовимся к школе вместе» Вступительное слово Уважаемые родители! Совсем скоро Ваши дети.
Родительское собрание «Готовимся к школе вместе!» Добрый вечер, уважаемые родители! Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих.
Родительское собрание «Учимся общаться с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 «Былина» Родительское собрание.
Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников» Развитие речи младших дошкольников Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше родительское собрание. Сегодня.
Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Составила и провела воспитатель Никифорова Елена Валентиновна.
Родительское собрание во второй младшей группе «Здоровье - это здорово» Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Здоровье –это здорово». Цель и задачи родительского собрания: Цель - знакомство.
Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе с детьми» Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения.
Библиотека изображений:
Главная > Документ