Характеристика на ребенка из садика для суда. Как написать характеристику на ребенка – методические рекомендации. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в детском саду

24.09.2019

Составление характеристики на ребенка входит в обязанности работников ДОУ. Сведения, указываемые в характеристике, должны быть исчерпывающими и объективными. Мы разработали примерную схему характеристики воспитанника детского сада, которая поможет воспитателям в их работе.

Организационные моменты

Оформление документа происходит с участием психолога, логопеда и воспитателя. Готовая характеристика воспитанника детского сада предоставляется для:

  • Поступления в школу.
  • Решения юридических вопросов.
  • Консультации у психиатра.
  • Комиссии при переводе в логопедическую группу или специализированное образовательное учреждение.
  • Детей с ограниченными возможностями, которые посещают детский сад.
  • Органов опеки и попечительства.

Педагогическая характеристика воспитанника ДОУ — это официальный документ, недействительный без подписи всех лиц, заполнявших бланк. Также необходимы печать и подпись руководителя учреждения.

Шаблон характеристики воспитанника детского сада

Человек, работающий над написанием документа, руководствуется образовательно-воспитательной программой. Педагог делает выводы, учитывая выполнение ребенком ее целей и задач. В характеристике воспитанника детского сада на ПМПК он описывает особенности усвоения учебных умений и навыков.

Документ пишется по примерному плану:

  • Общие данные о дошкольнике.
  • Физическое развитие.
  • Общение с другими детьми.
  • Отношение к трудовой деятельности.
  • Особенности познавательной сферы.
  • Общие и специфические способности.
  • Темперамент.
  • Преобладающие черты характера.
  • Заключение.

Подробный образец характеристики воспитанника детского сада позволит создать оптимальные условия для его адаптации к школе: используя сведения о ребенке и его семье, учитель поможет ребенку безболезненно влиться в еще незнакомый коллектив.

На нашем сайте вы найдете образцы готовых характеристик, составленных воспитателями-практиками на основе своего опыта работы.

Алёна Челышева
Характеристика на ребенка

ХАРАКТЕРИСТИКА

на ФИО ребенка (Алексея)

посещающего ___группу

ДОУ «» комбинированного вида

Алексей, года рождения, проживающий по адресу Детский сад Алексей посещает с года. Период адаптации прошел благополучно : не болел, быстро привык к детям и взрослым. В настоящее время в детский сад ходит с удовольствием.

Алеша интереса к занятиям не проявляет, на занятиях малоактивен, не собран. Алеша хорошо раскрывается в индивидуальном общении. На занятиях по ознакомлению с окружающим называет предметы, их свойства, качества. Знает домашних, диких животных, называет овощи, фрукты, транспорт, но не всегда пользуется обобщающими словами. Делится информацией с воспитателями о своей семье.

На занятиях по математике умеет считать до 10, но не ориентируется в количественном и порядковом счете. Умеет сравнивать две группы предметов по длине и высоте. Различает и называет геометрические фигуры : квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб. Определяет части суток, путает правую и левую стороны, дни недели.

На занятиях по развитию речи Алексей пересказывает короткие сказки, рассказы по плану. Составляет описательный рассказ по образцу и с помощью вопросов воспитателя. Словарь достаточен для общения со сверстниками. Нарушено звукопроизношение, трудности вызывает определения места звука в слове. При оформлении грамматического строя речи выявлены следующие трудности : затруднено согласование числительных с существительными, прилагательных в роде, числе, падеже. Ошибки наблюдаются в употреблении предлогов. Отмечаются трудности в образовании притяжательных прилагательных.

На занятиях по лепке хорошо развиты технические навыки, поделки получаются выразительными и оригинальными. На занятиях по изобразительной деятельности Алеша рисует по образцу, иногда проявляет творчество. На занятиях по физической культуре мальчик подвижный, но качественно упражнения делать не стремится.

Алеша подвижный, неусидчивый ребенок , к лидерству не стремится. В общении со сверстниками избирателен, играет в группе из 2-3 человек. Алеша не старается довести начатое дело до конца, критичность к своей работе не проявляет, часто нарушает последовательность действий.

Помощь взрослых принимает охотно. Внимание у ребенка неустойчивое , часто переключается на другое действие, быстро утомляется, память хорошая, но кратковременная.

В игре отдает предпочтение шумным и подвижным играм, может сам организовать игру в своей микрогруппе, при этом главную роль себе не отводит.

Алеша проявляет доброжелательное отношение к окружающим, любит общаться со взрослыми людьми.

Настроение у ребенка веселое . Навыки самообслуживаниями развиты. Самостоятельно одевается, раздевается, моет руки, соблюдает правила поведения за столом.

Родители Алеши заинтересованы в развитии и воспитании ребенка . Выполняют все рекомендации педагогов.

Воспитатели

(подпись) (расшифровка подписи)

(подпись) (расшифровка подписи)

Заведующая

(подпись) (расшифровка подписи)

Ребенок посещает детский сад с августа 2013 г., до этого дошкольное учреждение не посещал. Адаптация прошла легко. Мальчик детский сад посещает ежедневно, болеет редко. Заходит в группу по настроению.

В привычной обстановке детского сада, ребенок самостоятельно не выполняет знакомые правила общения с взрослыми и детьми. За помощью, к взрослым обращается редко, используя отдельные слова (не всегда понятные для окружающих) и жесты. Ребенок вспыльчив (не делится игрушками с другими детьми). На замечания обижается, отворачивается, плачет, кричит, уединяется.

КГН. В самообслуживании самостоятелен, знает свое полотенце, зубную щетку, расческу, пользуется ими по назначению. Ест самостоятельно, не аккуратно, ложку держит правильно. После приема пищи убирает за собой столовую посуду. Без напоминаний полощет рот, моет руки, но при этом часто обливается, обливает других детей. Знает свою кабинку и вещи, не путает с вещами других детей. Одевается самостоятельно не всегда в правильной последовательности, если у него не получается одеться, то бросает одежду на пол. Во время одевания мешает другим детям.

В совместной деятельности отвлекается, не усидчив.

Развитие речи. Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого. Словарный запас у ребенка низкий. Предмет или игрушку описать самостоятельно не может, только при помощи взрослого. На вопросы отвечает, одним словом. По образцу составляет предложение из двух, трех слов. Заменяет некоторые согласные звуки на другие (машина-мачина). Знает и называет название предметов одежды, обуви, посуды, мебели, но не может их обобщить одним словом. Не проявляет инициативы во время рассматривания картины, наблюдения за живыми объектами. Стихи запоминает с трудом, рассказывает их по настроению, не выразительно, не понятно для окружающих. При чтении художественной литературы часто отвлекается, не проявляет интереса к прочитанному. Когда спрашиваешь его: «О чем было сейчас прочитано?» молчит или отворачивается. Речь невнятная, не всегда понятна для окружающих. Интерес к учебной деятельности сформирован недостаточно.

Математическое развитие и конструирование. Мальчик знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), находит их в окружающей обстановке. Основные цвета знает (синий, желтый, зеленый, красный). Различает понятие много - один. Находит один и несколько предметов в окружающей обстановке. Не умеет ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер. Ребенок не определяет, не выражает словами место нахождения предмета по отношению к другим предметам. Конструировать любит, но постройкам не придает прочности, детали не знает. На занятии инструкцию до конца не дослушивает.

Изобразительная деятельность. К продуктивной деятельности проявляет интерес, когда получается. На занятиях пользуется кистью, карандашами, держит их правильно, нажим сильный. Не умеет развивать сюжет в рисунке, изображает отдельными предметами. Не соотносит предметы и их части по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Не передает в изображении основные свойства предметов (форма, величина). Знает основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый.

Лепка. У воспитанника вызывает затруднение прием раскатывания, примазывания, выщипывания, вытягивания, недостаточно развита мелкая моторика рук. Не умеет соединять предметы, состоящие из 2-3 частей.

В аппликации создает сюжет с помощью взрослого из готовых фигур, самостоятельно их наклеивает, но не аккуратно, на листе бумаги не ориентируется. Ножницы держит правильно.

Физическое развитие. Движения рук и ног скоординированы. Основные движения старается выполнять самостоятельно, иногда с небольшой помощью взрослого. Сопоставляет свои движения с движениями других детей. Иван с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения. Активно включается в подвижные игры. Не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе.

Музыкальная деятельность. По настроению проявляет интерес к музыкальным произведениям, часто отвлекается, мешает детям. Музыкально - ритмические движения выполняет, но не всегда успевает двигаться в общем ритме и темпе.

Игровая деятельность. Творческие игры у ребенка однообразные по содержанию. Мальчик предпочитает конструктор, катание машин. Ребенок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогащать. Использование предметов-заместителей вызывает затруднения. По настроению играет с детьми в подвижные и дидактические игры. Радуется, когда ему предлагают ведущие роли. Играет с детьми в сюжетно - ролевые игры, но сюжет игры развивать самостоятельно трудно. Использование предметов - заместителей вызывает затруднения.

В трудовой деятельности не проявляет инициативы, принимает участие по настроению: убирает игрушки в группе, на участке чистит снег, не всегда выполняет поручения взрослых. Мальчику нравятся поощрения.

Родители ребенка интересуются его успехами, принимают активное участие в развитии и воспитании, посещают родительские собрания, вместе с ребенком участвуют в конкурсах. Родители создали все условия для развития и обучения ребенка.


Полный текст материала Педагогическая характеристика на воспитанника ДОУ смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Существует два основных вида:

  1. Внутренняя, которая дается руководителем или работодателем и может использоваться внутри компании или заведения. В таком документе обязательно содержаться сведения, которые описывают основные качества сотрудника и его потенциал. Например, использовать характеристику можно для того, чтобы повысить работника на более хорошую должность, отправить в командировку или провести аттестацию.
  2. Внешняя, считается более обширной, указываются не только все качества личности, но и делается акцент на личной информации. Этот документ создается с целью предоставления его в учебное заведение, в которое будет поступать абитуриент также при , усыновления ребенка или оформления опекунства, при устройстве на работу.

По месту работу

Характеристика, которая создается по месту работы, оценивает сотрудника руководством, в документе обязательно должны указываться профессиональные и личные качества. Очень важно при составлении придерживаться одной, общей формы, для этого есть инструкция, что должно входить в документ:

  1. Сведения о характеризуемом гражданине, сюда входят его расшифрованные инициалы, дата рождения и место, сведения про службу в армии, семейное положение, какое образование было получено, награды и дипломы.
  2. Так как сотрудник работает в определенной сфере, то должны описываться и рабочие качества деятельности. Здесь надо указать, когда сотрудник пришел работать и когда он был уволен, как развивалась его карьера и профессионализм, если есть поощрения и благодарности, то следует их обязательно указать. Обязательно надо рассказать про личные качества человека, если в течение всей своей работы сотрудник проявлял инициативу, ответственность и пользовался авторитетом у коллег, то утаивать это нельзя, все должно отображаться в документе.

По месту прохождения практики студента

К стоит отнестись максимально внимательно, так как этот документ должен содержать в себе главную оценку профессионализма и подготовки специалиста. По месту прохождения практики, полностью описывает все качества сотрудник отдела кадров вместе с руководителем организации, потом все это передается в учебное заведение, где обучается студент. Основные моменты на которое стоит обратить при составлении:

  1. Дата, когда документ составлялся.
  2. Характеристика должна носит четкое название.
  3. Фамилия, имя, отчество студента, а также место, где он проходил практику.
  4. Описываются обязанности студента, то есть какую работу он выполнял на протяжении всей практики.
  5. Ставится оценка его деятельности и профессионализму, указываются деловые и личные качества практиканта.
  6. Внизу обязательно должна стоять подпись и печать лиц, которые отвечали за практику.

На школьника

В каждой школе или любом другом учебном заведении должна составляться характеристика на школьника, именно в ней описываются индивидуальные и психологические особенности учеников. К основным требованиям относятся:

  1. Обязательно отображаются индивидуальные и психологические качества школьника, которые явно проявлялись в течение всего времени его обучения.
  2. Каждый ученик имеет свой уровень и род особенностей, поэтому эти качества также должны отображаться.
  3. Порядок составления документа обязательно должен быть выдержанным, иначе он не будет считаться действительным.
  4. Информация должна предоставляться понятным языком, чтобы другому преподавателю было просто составить общее мнение об учащемся.

На ребёнка

Характеристика может составляться и на ребенка, который посещает не только школу, но и детский садик. Либо другое развивающее учреждение. В таком случае очень важно, чтобы документ был составлен объективно. Все описание не должно носит односторонний характер, личность должна рассматриваться со всех сторон, то есть обязательно надо указывать и положительные и отрицательные качества ребенка. Стоит помнить и правила составления:

  1. Вся информация должна быть существенной.
  2. Составляться документ должен компетентными людьми и заверяться печатью.
  3. Вся ответственность за достоверность информации ложится на классного руководителя или ответственного человека.
  4. Нельзя допускать исправлений.

Иные цели

Другими целями составления характеристики, могут быть:

  1. Участие воспитанника в системе профилактике или работа с ним логопеда, психолога, дефектолога.
  2. Если требуется подать документы в органы опеки или попечительства.
  3. Если человек должен отправиться служить в армию.
  4. Если ведется судебное дело.
  5. В случае когда меняется место работы.

Для чего нужна характеристика на ребёнка

Составление характеристики, играет важную роль в учебном и воспитательном процессе. Именно здесь описываются все качества и особенности личности. Все это помогает взаимодействовать школе с учеников, даже если ребенок переводится в другую школу, у педагогов может сразу появиться первоначальное представление и можно будет подобрать форму работу с ребенком.


Порядок составления характеристики

Для того чтобы педагог либо воспитатель не упустил важных моментов, надо следовать такому плану составления характеристики:

  1. Сначала даются общие сведения о ребенке, в том числе и информация о родителях.
  2. Указывается физическое состояние ребенка.
  3. Положительные проявления характера.
  4. Отношения, которые складываются в коллективе.
  5. Учитывается отношение к трудолюбию.
  6. Дается описание умственного развития.
  7. Завершающим этапом будет вывод педагога, работающего с малышом. Здесь актуально будет указать методы и приемы, которые использовались по отношению к ребенку и задачи, которые преследуются для формирования личности.

Информативные сведения

Информативными сведения считается информация про личные данные личности. Если документ составляется на ребенка, то обязательно надо указать информацию про родителей, отношению близких и родных и условиях в которых проживает ребенок.

Особенности познавательной деятельности

Особенности познавательной деятельности, должны в себя включать:

  1. Особенности психического развития.
  2. Учитывается внимание ребенка и восприятие (зрительное, слуховое).
  3. Насколько человек ориентируется в пространстве и обществе.
  4. Какой вид памяти преобладает.
  5. Развитие речи и чтения.
  6. Скорость мышления и принятия решений.


Особенности трудовой деятельности

Здесь оценивается развитие трудовых навыков в основном акцент делается на орудие труда и самостоятельное изготовление изделий, а также умение работать в коллективе.

Особенности игровой деятельности

В этом случае описывается наличие интересов и склонностей. Также учитывается виды деятельности, в которых ученик продуктивен и проявляет творчество.

Особенности эмоционально-волевой сферы и личности

  1. Описывая этот пункт характеристики особенно важно описать настроение и адекватность ребенка.
  2. Насколько ребенок волевой и целенаправленный и может контролировать свои поступки.
  3. Наличие негативных сторон, таких как лживость и воровство.

Для того чтобы написать правильно характеристику, существует специальная методика.

  1. Перед тем как дать оценку ребенка, важно за ним внимательно понаблюдать.
  2. Условия в которых должен находиться человек должны быть естественными.
  3. Рассматриваются все характеристики в подробностях как положительные, так и негативные.
  4. Чтобы изучить ребенка с ним должны проводиться разные виды деятельности.
  5. Все данные должны быть обоснованными действиями и поступками.
  6. Проводиться анализ отношения с обществом и близкими людьми.
  7. Можно использовать дополнительные сведения, которые предоставляются сотрудниками медицины, правовых органов или самими родителями.
  8. Обязательно подводиться итог и делается небольшое заключение после написания документа, могут прилаживаться рекомендации.

Образец написания характеристики на ребёнка

Самым распространенным планом по которому пишутся характеристики на детей, считается этот:

  1. Общие данные об ученике или воспитаннике
  2. Уровень его здоровья, как физического, так и психологического
  3. Условия воспитания вне заведения
  4. Интересы ребенка
  5. Умственное развитие
  6. Характер и темперамент
  7. Коммуникабельность
  8. Самооценка и склонность к самоанализу
  9. Морально – эстетические качества
  10. Итог и рекомендации

Психолого-педагогическая характеристика

на ____________________ ______________

/ фамилия, имя ребёнка/ /дата рождения/

Посещает МБДОУ № _____ с 2012 года. За данный период показал себя ребенком активным, подвижным, проявляющим интерес к заданиям игрового характера. Самостоятельно проявляет активность в исследовании новых объектов.

Заинтересован в контакте со взрослым. Речевые инструкции понимает, действует целенаправленно при наличии интереса к заданию. На групповых занятиях неусидчив, отмечаются существенные колебания концентрации внимания. Работоспособность неравномерная. _______ может сам обратиться за помощью к педагогу. Помощь педагога по мере необходимости принимает. В каждом конкретном случае она является либо разъясняющей, либо направляющей, либо стимулирующей. Помощь использует продуктивно. У ребёнка несколько ослаблен контроль и регуляция деятельности. ________ плохо подчиняется требованиям дисциплины, у него возникают некоторые трудности в общении со сверстниками. ________ испытывает затруднения в выстраивании игровых взаимоотношений с детьми группы может проявлять агрессию по отношению к другим детям вследствие нежелания делить игровой материал. Проявляет инициативу и заинтересованность в общении с педагогами и специалистами.

Отмечается отставание в речевом развитии. Обращённую речь понимает практически в полном объёме. Общается при помощи простых слов, произношение которых искажает, естественных жестов и некоторых звукосочетаний. Запас знаний и представлений об окружающем мире ограниченный, не соответствующий возрасту. ________ привлекают настольно-печатные дидактические игры, мелкий игровой материал, пазлы. Графические навыки сформированы недостаточно. Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности – рисованию, лепке, конструированию. Умеет выполнять задания по образцу. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – правая.

Навыки самообслуживания сформированы. Ситуации успеха вызывают у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение адекватная. На замечания реагирует импульсивно. В целом легко возбудим. Избирателен в пище. Сон поверхностный.

Родители принимают активное участие в воспитании и обучении ребёнка, интересуются динамикой его развития, консультируются с педагогическим составом, следуют рекомендациям специалистов.

Актуальный уровень психического развития не соответствует возрастной норме.

Дата: «____»______________201___г.

Вам необходимо написать характеристику на ребенка... Составление характеристики на воспитанника дошкольного учреждения может оказать серьезное влияние на его дальнейшую судьбу, поэтому не стоит ее недооценивать. Задумываясь о том, как написать характеристику на дошкольника, очень важно суметь подчеркнуть достоинства его личности, чтобы при дальнейшей педагогической работе суметь раскрыть их в полной мере. Обязательно при составлении характеристики следует указать на недостатки, которые не только мешают ребенку общаться и развиваться, но и вырасти в полноценную личность, которая будет пользоваться уважением окружающих.

Сегодня написать психолого-педагогическую характеристику — это дать оценку гармоничности развития ребенка на данный момент времени. В основном составление характеристики на ребенка дошкольного возраста — демонстрация качеств, которые он уже сумел проявить. В основном они касаются поведения в коллективе и отношения с ровесниками и старшими.

Любая схема составления характеристики, как и образец составления рекомендаций, вполне типична. Начать лучше с общего описания — «ребенок в возрасте стольких-то лет посещает ДОУ в течение определенного времени». Затем можно дать оценку его личностных качеств, сразу бросающихся в глаза, — скромность или уверенность, спокойствие или непоседливый характер. Необходимо описать качества, которые ребенок проявляет в определенной ситуации — при похвале или порицании, наказании или критике. Обязательно нужно рассказать, как он взаимодействует в коллективе и на какую роль претендует, является ли лидером или, наоборот, скрывается под маской скрытого активиста, действуя незаметно и более осторожно.

Предлагаем вам несколько схем характеристики на ребенка дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

1-й вариант

1. Как долго ребенок посещает дошкольное учреждение, в том числе часто ли он болеет, охотно ли ходит в детский сад.

2. Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (как контактирует со взрослыми, воспитателем, сверстниками).

3. Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания.

4. Как ребенок усваивает программу воспитания и обучения в ДОУ, какие затруднения испытывает, как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях (какие особенности поведения способствуют. а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков).

5. Особенности игровой деятельности ребенка.

6. Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка.

7. Что вызывает у воспитателя наибольшие трудности или беспокойство.

2-й вариант

1. ФИО ______________

2. Возраст (дата рождения) ______________

3. Учреждение _______ группа ______ год обучения _________

5. Как усвоена программа (математика, развитие речи, изобразительная деятельность и др.) ______________

6. Характер затруднений (постоянные, временные, конкретизировать какие) ______________

7. Как ребенок относится к трудностям? (Безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и др.) ______________

8. Реакция ребенка на оценку его работы ______________

9. Понимает ли ребенок требования воспитателя? ______________

10. Работоспособность (может ли активно, целенаправленно работать или отвлекаем, рассеян, к концу занятий увеличивается количество ошибок; сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.) ______________

11. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и речи ребенка ______________

12. Особенности игровой деятельности ______________

13. Основные трудности и причины отставания (по мнению педагога) ______________

14.Поведение в группе (во время и вне занятий) ______________

15. Взаимоотношения со сверстниками ______________

16. Наличие вредных привычек. Имеются ли странности в поведении, в чем выражаются? ______________

Дата ______________

Педагог ______________ Печать учреждения

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

1. Общие сведения о ребенке.

ФИО ______________

Дата рождения ______________

Домашний адрес ______________

Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам ______________

2. Характеристика семьи.

ФИО родителей, год рождения, место работы ______________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер ______________

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие) ______________

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка? ______________

3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит ______________

4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания (может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель) ______________

5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не)умеет поддерживать игру.

6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных и горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не)стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Психолого-педагогическая характеристика на выпускника ДОУ для поступления в школу

1-й вариант

ФИО, дата рождения, адрес ______________

Воспитанника ДОУ № _______, группы № ________

Дата поступления в ДОУ ______________

1. Сведения о семье: ФИО матери, год рождения, место работы; ФИО отца, год рождения, место работы; условия воспитания. Семья полная, неполная, условия удовлетворительные или нет, указать причины неудовлетворительных условий.

2. Запас сведений об окружающем ______________

3. Характеристика познавательных процессов: внимание (соотношение произвольного и непроизвольного, концентрация); память; мышление (особенности анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей); сенсорное развитие (свойства предметов, ориентировка во времени); речь (словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение); звукобуквенный анализ.

4. Развитие элементарных математических представлений

5. Особенности моторного развития (общая и мелкая моторика, ведущая рука, наличие двигательной расторможенности, состояние конструктивного и графического навыков).

6. Сформированность мотиваций к учебной деятельности

7. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности ребенка.

2-й вариант

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домашний адрес, с какого времени посещает ДОУ.

2. Характеристика семьи: ФИО родителей, год рождения, место работы; состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер; кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие); уделяется ли достаточное внимание в семье воспитанию и обучению ребенка.

3. Типологические особенности: активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный; возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый; быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость; преобладающее настроение — жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня; проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними; обращается ли за помощью и использует ли ее.

4. Характерологические особенности: общительность, замкнутость (легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации); отношение к товарищам (дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.); отношение к лидерству (стремление к первенству, признают ли за лидера другие, проявляет ли организаторские способности, инициативу); отношение к взрослым; отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям; каким видам деятельности отдает предпочтение; активность речевого общения (соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению); поведение (организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль).

5. Психологические особенности: слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание (запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти: достаточный, ограниченный, низкий); устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается); характер отвлечения (отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей); переключаемость внимания (легкая, быстрая, замедленная, затрудненная); распределение внимания (достаточное, затруднено); общий уровень развития внимания (соответствует возрасту, низкий, несформировано).

6. Уровень развития мыслительной деятельности: способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений; умение использовать приемы для запоминания (опосредованность, группировку, ассоциации).

7. Развитие сенсорных функций: состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете — понятие относительности — соответствует возрасту, несформировано, нарушено.

8. Развитие воображения: яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.), соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

9. Вербальная часть: понимание рассказов со скрытым смыслом; парные аналогии; сюжетное рассказывание — номинативная и коммуникативная функции речи; умение поддерживать диалог; речевая деятельность адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

10. Работоспособность на занятиях: отношение активное, заинтересованное, безразличное; во время занятий сосредоточен или часто отвлекается; быстро или медленно включается в работу; темп работы: быстрый, средний, медленный; причины замедленного темпа работы: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности (вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.); утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы; субъективные и объективные признаю! утомления (жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.); спад работоспособности (в середине занятия, в конце занятия); умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

11. Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца; в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

12. Проводимая работа с ребенком: проводилась ли развивающе -коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.); рекомендации для дальнейшей работы; результаты, успешность, формирование навыков (по возрасту, с трудом, отсроченное); работа с родителями, семьей (отношение родителей, успешность, систематичность и т.д).

И в заключение предлагаем вашему вниманию «Портрет выпускника детского сада», который может послужить ориентиром в определении нормального развития ребенка при выпуске из детского сада и составлении психолого-педагогической характеристики.

Портрет выпускника ГОУ д/с № _________

Социальное развитие

1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением; знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7. Не избегает общения.

Организация деятельности

1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.

2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10—15 мин.

6. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8. Не отказывается от заданий.

Общее развитие

1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.

2. Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

3. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

4. Понимает смысл и последовательность событий (на картинах, в простом рассказе, в быту).

5. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

Развитие внимания и памяти

1. Ребенок удерживает внимание в течение 10—15 мин, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10—15 мин не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3— 4-кратном повторении.

5. Произвольно запоминает 10—12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.

Речевое развитие

1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).

Развитие движений и пространственная ориентация

1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).

2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через скакалку и т.д.

3. В сохранении равновесия движения координированны и ловки.

4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.д.).

5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.

7. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).

Зрительно - пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3. Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа — слева и т.д.).

4. Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

Личностное развитие

1. Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.

4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, миру взрослых и т.п.

7. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею»), самоутверждению, признанию.

Здоровье

1. Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3— 4 раза в год).

2. Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.

3. Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.д.).

6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание попей и т.д.).

7. В речи нет выраженных задержек в развитии.