Где сейчас скифское золото. «Золото скифов» снова в Крыму. Почему «140 предметов» так высоко ценятся. Тайны и мифы кладов

25.09.2019

Скифское золото - собирательное название для целого ряда археологических находок древних ювелирных изделий и других предметов быта, а также элементов оружия, изготовленных преимущественно из драгоценных металлов. Сделаны эти находки в разное время на обширной степной территории от Крыма до Алтая. Объединяет их тематика изображений и особая манера исполнения, получившая наименование «скифского звериного стиля».

Как выглядят артефакты

«Звериный стиль» характеризуется специфическим каноном. Ему присущи следующие черты:

  • Устойчивый набор образов. Это, во-первых, определенные животные. Среди них олени, лошади, кабаны и некоторые другие копытные, пантеры, медведи, волки, хищные птицы. Во-вторых, изображались мифологические синкретические существа: грифоны, крылатые звери, хищники с оленьими рогами.
  • Устойчивый набор канонических поз для изображаемых объектов. Так, у оленей подогнуты ноги и откинута голова, рога как бы лежат на спине. Пантеры часто изображались свернувшимися в клубок или в особой позе, условно называемой «скребущимся хищником».

Этот стиль в искусстве был присущ не только скифам как таковым - одному из многочисленных кочевых народов евразийских степей в I тысячелетии до н. э., но и множеству других, родственных либо различных по происхождению народов, населявших степь наряду со скифами. Все эти кочевые племена тесно соприкасались друг с другом, имели сходный образ жизни и вели интенсивный обмен. Это привело к близости их культур, в том числе и в облике предметов искусства.

Кроме изделий в «зверином стиле», скифское золото представлено также предметами, изготовленными для знатных скифов греческими мастерами. Таковы, например, знаменитые пектораль из кургана Толстая Могила, накладка для горита (футляра для лука и стрел) из кургана Чертомлык или чаша из Гаймановой Могилы.

Когда и где жили скифы

Собственно скифами в древнегреческих источниках именуются племена, населявшие в VII-III веках до н. э. степи Северного Причерноморья между нижним течением Дона и Дуная, а также степные области Крыма. Они говорили на языках иранской группы и, по мнению большинства современных ученых, являлись потомками представителей срубной культурно-исторической общности, распространенной от Днепра до Урала в эпоху поздней бронзы.

Эти племена создали яркую и самобытную культуру, которую еще более обогатило взаимодействие с древнегреческими колониями в Причерноморье. Известно, что скифы Причерноморья объединялись в племенной союз - военно-политическое образование на грани перехода к раннегосударственному строю - во главе с царем. Сплочению племен во многом способствовало персидское нашествие в конце VI века до н. э.

В III веке до н. э. в Причерноморье, где жили скифы, вторглись родственные им племена сарматов, в результате чего скифы были сильно потеснены. Дольше всего они продержались на территории Крыма, где в III веке н. э. Скифское царство было уничтожено готами. Этнические скифы были ассимилированы в ходе Великого переселения народов, а сам этноним с раннего Средневековья использовался для обозначения самых разных народов, не имевших отношения к собственно скифам.

Поделки из золота как часть погребальной культуры

Поскольку древние скифы, как кочевники, не возвели городских поселений, в которых концентрировались бы культурные достижения (исключение составляет позднескифская эпоха), основная масса памятников содержится в погребениях - курганах. Погребальная культура требовала снабдить усопшего всем необходимым. Аристократам и особенно царям скифы устраивали весьма пышные похороны. Вместе с покойным в последний путь отправлялись кони, слуги, наложницы и, конечно же, различные предметы обихода, а среди них немало золотых.

О пристрастии кочевников к этому металлу писал еще Геродот. Золото использовалось для многочисленных ювелирных изделий и посуды, украшало оружие и конскую сбрую, золотые бляхи нашивались на одежду и головные уборы.

В мироощущении архаических народов золото играло особую, сакральную роль. Погребальное золото скифов, безусловно, не было исключением, и многие памятники этого рода явно имели ритуальное назначение.

Как и где находили золото

Без сомнения, разграбление богатых погребений началось еще в древности - охотников до драгоценного металла всегда было много. В могильных холмах рылись и сами скифы, и все, кто впоследствии населял эти земли. Существует множество свидетельств об интенсивном кладоискательстве в курганах и в XVIII, и в XIX, и в XX веках. К сожалению, оно не прекращается и сейчас.

Впрочем, раскопки первых «археологов» принесли не меньше вреда, чем деятельность грабителей. Интересовали их только золотые вещи, а сопутствующие памятники - деревянные изделия, кости - безжалостно выбрасывались и уничтожались. Раскопки никак не документировались, и для науки полученные таким способом артефакты бесполезны, даже если они сохранились.

Первыми подлинно археологическими работами с наследием скифов можно считать раскопки кургана Куль-Оба близ Керчи, Крым, в 1830 году. Работа курировалась градоначальником Керчи И. А. Стемпковским, одним из организаторов Керченского музея древностей. Раскопки принесли богатейший материал, и в том числе - большое количество золотых изделий.

В 1862-63 годах проводились раскопки богатого кургана Чертомлык в Екатеринославской губернии (Днепропетровская область на Украине). В начале XX века там же началось исследование знаменитого кургана Солоха. В конце XIX века обширные раскопки велись в Крыму - например, Золотой курган возле Симферополя или курган близ Ак-Мечети.

Активно исследовались скифские памятники в советское время. Были раскопаны такие известные курганы, как Огуз, Краснокутский, Бердянский, Мелитопольский. Также исследовались богатая Гайманова Могила в Запорожской области и самый известный скифский царский курган - Толстая Могила в Днепропетровской области.

Мифы и тайны вокруг древних кладов

Подобно любым древним сокровищам, обросло бесчисленными мифами и золото скифов. История этих легенд, щекочущих нервы кладоискателей, восходит к эпохе, когда создавались сами захоронения.

Любое мифотворчество вокруг древних кладов обязательно оперирует историями о страшных заклятьях, наложенных на запрятанные в земле богатства. Грабительские ночные рейды в душные и тесные могильники - занятие опасное для жизни. Сокровища скифов в этом смысле - не исключение. Известны случаи, когда кладоискатели погибали под обвалами внутри курганов, а их выжившие коллеги потом рассказывали леденящие кровь истории о проклятых кладах.

Однако стремление завладеть сокровищами неистребимо, и из поколения в поколение жителями причерноморских степей передавались предания о несметных богатствах, скрытых в курганах. О скифах уже никто и не помнил, а сокровища приписывались кому угодно: татарам, туркам, казакам, полякам, гайдамакам… Отчасти подобные легенды могут отражать реальность - ведь удачливые кладоискатели прятали свои находки опять же в земле, создавая новые клады.

Впрочем, у степных курганов действительно есть свои тайны. Количество курганов, по словам археологов, исчисляется многими тысячами. Но очень уж хорошо многие из них умеют «прятаться» на местности, так что даже специалисту, вооруженному современными методами, такими как аэрофотосъемка или георадар, трудно бывает обнаружить погребение. Сельскохозяйственная деятельность уменьшает высоту малых курганов, и они практически сливаются с поверхностью земли.

Скифы хорошо умели скрывать золото. Казалось бы, раскапывай курган - если он заметен, местонахождение богатств не представляет никакой загадки, - и вынимай найденное. Но известны случаи, когда каждое новое проникновение в уже изрытый могильник приносило новые находки, прятавшиеся в незаметных боковых погребениях.

Коллекции в разных музеях

Важно отметить, что драгоценные находки не представляют собой единой золотой коллекции. Они рассредоточены по различным музеям в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в Воронежской области. Отдельная история (мы ее еще рассмотрим) - это скифские коллекции музеев Крыма.

Есть скифское золото и в западноевропейских странах, например, в музеях Вены и Абботсфорда (Шотландия).

На Украине скифские памятники имеют музеи Киева, Мелитополя, Одессы.

Таким образом, музеи, где сейчас золото скифов хранится в многочисленных собраниях, находятся не только в разных городах, но и в разных странах.

Скифские богатства Эрмитажа

Богатейшим в мире собранием скифских экспонатов обладает Государственный Эрмитаж.

Золото скифов, описание которого в коллекции Эрмитажа представляет собой внушительное издание, происходит из самых различных мест. В числе экспонатов музея такие знаменитые артефакты, как:

  • парадный меч и гребень из кургана Солоха;
  • находки из Куль-Оба: роскошная фиала - чаша весом 698 г, подвески изумительно тонкой работы, круглый электровый кубок с изображением скифских воинов, бляха в форме лежащего оленя, служившая украшением щита, и многие другие шедевры;
  • находки из Чертомлыка - среди них чрезвычайно высокохудожественные предметы искусства, например, серебряная позолоченная амфора с изображениями сцен скифской жизни и великолепным орнаментом;
  • находки из Краснокутского кургана, частично из кургана Огуз и многие другие.

Музей исторических ценностей Украины

Этот киевский музей - тоже обладатель богатого собрания скифских древностей. Достаточно сказать, что в нем хранятся памятники из кургана Толстая могила, в том числе всемирно известная царская пектораль весом более килограмма - пример высочайшего искусства греческих художников-ювелиров - и другие прекрасно выполненные изделия. Меч-акинак с рельефными золотыми ножнами и рукоятью принадлежит к этой же коллекции.

Кроме того, музей хранит ценные предметы из Гаймановой могилы: так называемую «Братину» и другие образцы драгоценной посуды, часть находок из курганов Огуз и Мелитопольский, а также изделия, обнаруженные в Бердянском кургане.

Золото скифов из Крыма: мытарства коллекции

В 2013 году на экспозицию в Европу отправились коллекции античных и раннесредневековых экспонатов из пяти музеев - одного киевского и четырех крымских. В феврале 2014 года экспозиция была открыта в Нидерландах, в амстердамском музее Алларда Пирсона, под названием «Крым. Золото и тайны Черного моря».

Крым представлял на выставке следующие памятники:

  • Восточно-крымский (Керченский) историко-культурный музей-заповедник представил ценнейшее собрание боспорских артефактов;
  • Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник - позднескифские, сарматские и готские изделия;
  • Центральный музей Тавриды в Симферополе - ранне-и позднескифские, сарматские, аланские и готские предметы;
  • Музей-заповедник Херсонеса-Таврического - греческие эпиграфические памятники, а также росписи на архитектурных фрагментах.

Экспонаты вывозились в Европу, когда Крым еще был в составе Украины, но в марте 2014 года он вошел в состав Российской Федерации. По окончании срока экспозиции Украина затребовала все экспонаты, включая крымские. Однако хранителями исторических ценностей являются конкретные музеи, с ними заключались договоры о предоставлении экспонатов для выставки, значит, и возвратиться экспонаты должны в эти музеи. Именно на данное обстоятельство обращали внимание представители музеев Крыма, подавая коллективный иск о возвращении коллекций в музейные фонды. В декабре 2016 года Амстердамский окружной суд вынес решение о передаче экспонатов Киеву, но крымская сторона подала апелляцию.

Следует отметить, что скифского золота как такового в коллекции крымских музеев почти нет. Вообще, изделия из золота - далеко не самые ценные предметы этой выставки. Например, из Керчи была отправлена знаменитая «Змееногая богиня» - скульптурное изображение из известняка, символ керченского музея. Эпиграфические экспонаты также представляют для исторической науки огромную ценность.

Многие изделия в составе экспозиции относились к киевской коллекции, и это золото скифов музей Киева благополучно получил обратно. Крымская часть выставки была задержана в музее Алларда Пирсона.

Бюрократическое разбирательство, постепенно обрастая скандальными политическими нюансами, тянется несколько лет. Недавно промелькнувшая в СМИ информация о том, что якобы в Амстердаме принято окончательное судебное решение о передаче экспонатов украинской стороне, была опровергнута Министерством культуры Крыма. Сейчас дело рассматривается уже судом второй инстанции. Коллекция продолжает пребывать в Нидерландах, и дальнейшая судьба золота скифов по-прежнему остается неясной.

Новые находки

Тем временем археологические работы в Крыму продолжаются, и каждый сезон дает новые результаты. Недавно было сообщено о находках в скифском городище Усть-Альма, поступивших в Бахчисарайский музей-заповедник. Среди них 140 золотых изделий I века н. э. - женские украшения.

Значимость этой в общем-то рядовой находки в том, что некоторые вещи здесь являются аналогами экспонатов, временно (будем надеяться) утраченных музеем из-за истории с голландской выставкой.

Но хотя крымская земля, без сомнения, хранит еще множество древних памятников, не следует ждать, что она восполнит все, что может быть утеряно. Представители музеев заявляют, что будут продолжать борьбу за возвращение памятников, составляющих культурное наследие Крыма.

Курган был давно разграблен, но "ящик" с золотом остался цел

Как стало известно, золото скифов из Крыма после выставки «Крым: золото и тайны Черного моря» в Голландии будет возвращено… Украине. И вот словно по иронии судьбы на территории России археологи еще в прошлом году нашли скифскую «чашу Грааля».

В Ставропольском крае российские ученые неожиданно обнаружили сенсацию последних 50 лет — шедевры древней торевтики: изделия высокого мастерства были созданы греками по заказу скифов. Их царство с центром в Крыму просуществовало до II в. до н. э. (формально - до III века н.э., когда было сметено готами). Уникальные артефакты спасла от разрушения наблюдательность искателей. Ученые допустили научкора «МК» к сенсационной находке.


В прошлом году в 20 км от Ставрополя исследователи случайно сделали уникальные открытия периода расцвета Скифии в кургане, который, казалось бы, не предвещал ничего особенного. Дело в том, что на этой территории работы проводились уже в течение многих лет — было раскопано несколько десятков курганов. В основном это курганы эпохи бронзы. И казалось, что и этот курган высотой немногим более 3 метров ничего в себе не таит. Между тем….


— Памятник я не буду называть пока — его исследование продолжается, а «черные копатели» не дремлют... Укажу только район — Шпаковский, — посвящает «МК» в научные тайны Андрей Белинский, руководитель ГУП «Наследие» (открытие принадлежит именно его исследователям). Пока неизвестно, к кому эти золотые шедевры «прилагались». Они были спрятаны на периферии кургана, в тайнике, а сам курган был полностью "выграблен". Свидетельство тому — огромная яма. Но парадокс — золото как-то и не заметили...

В «секретном» каменном ящике оказались: гривны, перстень и сами шедевры древней торевтики . Самая крупная находка (на фото выше и ниже ) - предмет конусовидной формы со сценами: с одной стороны — два грифона терзают жеребца и с другой — два грифона терзают оленя. «Работа невероятно тонкая, — водит пальцем по поверхности находки археолог Белинский. — Эти вещи первично можно датировать V-IV веками до н.э.».


Фото: Игорь Кожевников/ГУП "Наследие"/А. БЕЛИНСКИЙ.

Самое удивительное, что историки ранее считали, что на территории Ставрополья находок периода, к которому принадлежит найденное золото, быть не может. Однако удача команды искателей под руководством Белинского опровергла эти предубеждения. Теперь стало понятно, что на территории Ставропольской возвышенности есть скифская культура, которая соотносится с широко известной в Крыму.

Найденные на юге России археологами древние работы по золоту невероятно высокого качества: на изделиях можно разглядеть мускулатуру у людей и сделанные насечками пятна на шкуре у оленей — так неизвестный мастер обозначал вид этого животного. Золотых дел греческие мастера выделили у грифонов и у оленя отчетливые половые признаки.

На втором шедевре торевтики мы видим три парные фигуры, формирующие батальную сцену. У воинов можно рассмотреть складки на одежде, швы, обувь, типы луков и колчанов. В нижней части «картины» еще две фигуры. Один лежит, а у второго, по всей видимости, отсечена голова (рядом с ним лежит, вероятно, скальпированный череп). Ярко выражен и образ одного участника сцены — лицо пожилого человека испещрено филигранными морщинами, а голова "украшена" тонко проработанной прической.


Фото: Игорь Кожевников/ГУП "Наследие"/А. БЕЛИНСКИЙ.

— Как специалисты интерпретируют эти изображения?

Справка МК

"Белинский нашел мечту жизни" - археолог В.Трифонов в частной беседе с автором статьи.

Совершенно точно — это два ритуальных предмета. Один из них это своего рода скифская «чаша Грааля». Изображения грифонов, терзающих оленя и жеребца, скорее всего, связаны с нижним уровнем скифской модели мира. То есть с подземным миром. Один из наиболее реальных вариантов толкования — это описанный еще греком Геродотом сюжет из скифской мифологии о возвращении скифов из походов по Передней Азии, когда их встретили дети, нажитые женами с рабами в их отсутствие, вследствие чего произошла схватка скифов с собственными рабами. Но помимо лежащего на поверхности пикантного сюжета может быть гораздо более глубокая интерпретация изображений. Одно несомненно: шедевры древней торевтики, выполненные настолько искусно, бесспорно достойны оказаться в первой десятке известных золотых шедевров скифского искусства, которые хранятся или хранились в Гохране в Киеве и которые были найдены на территории Украины в период Советского Союза.

— Как эти предметы могли использоваться при жизни?

— Эти два ритуальных предмета использовались в очень специальных церемониях: они, несомненно, могли применяться жрецами высочайшего уровня. Все говорит о том, что, скорее всего, они принадлежали царю или номарху, который одновременно являлся и верховным жрецом — в скифской культуре совмещение этих функций естественное явление.

— Когда вы собираетесь знакомить общественность с этими удивительными артефактами?

— Первый этап — изучение вещей. Делается химический и другие анализы находок, которые уже дают нам

Справка МК

"Если бы я не знал тебя лично, я бы подумал что это - какое-то недоразумение" - питерский археолог Ю.Пиотровский в разговоре с А.Белинским про новые находки.

Летом, пока мы все берём отпуска и второпях летим на море, археологи выходят под палящее солнце в поисках особых исторических ценностей. В этом году одна из экспедиций прошла в Бахчисарайском районе, неподалеку от села Песчаное. И стоит признать, что прошла она успешно! В излюбленном археологами Усть-Альминском некрополе найдены настоящие сокровища. Специалисты обнаружили не просто украшения, а новое «скифское золото».

140 драгоценностей

В 2014 году четыре крымских музея отправили на выставку в нидерландский музей Алларда Пирсона чуть более тысячи артефактов из коллекции «скифского золота». Среди самых ценных экспонатов – скульптура змееногой богини – прародительницы скифских царей, китайские лакированные шкатулки, сережки в виде мужских фигурок, сосуды в виде милых барашек, грифон на бронзовом навешье, золотые украшения, посуда и многое другое. Все это добро Голландия должна была отдать ещё в середине мая 2014 года. Однако после того как Крым воссоединился с Россией, власти Украины потребовали вернуть всё им. «Мол, раз Крым российским мы не признаём, значит и золото из Крыма – украинское, и в какой музей его возвращать – решать нам!» – заявили тогда киевские чиновники. В Нидерландах на скандал решили не нарываться, выставку продлили – авось всё само собой разрешится. Все наши экспонаты опечатали прямо в витринах в Амстердаме. Теперь идут суды.

Вернёмся к нашей экспедиции… Усть-Альма всегда радовала археологов. Не удивительно, что там ведутся раскопки уже более 50 лет. Несмотря на то, что «чёрные копатели» грабят эти могилы с XIX века, и особенно они пострадали в 90-е, крымские специалисты из года в год продолжают находить там ценные исторические предметы. В этом году обнаружили 140 золотых артефактов!

Золотые серьги
Фото: Анастасия Медынцева

– Смотрите, это знаменитое скифо-сарматское золото. Абсолютно такое же, как сейчас находится в Амстердаме, из того же могильника, из Усть-Альминского некрополя, – рассказала «Комсомольской правде» главный хранитель Бахчисарайского историко-культурного и археологического музей-заповедника Оксана Алпашкина. – Эти находки ни в чём не уступают тем, что «зависли» в Нидерландах, а может и превосходят. Артефакты великолепно сохранились. Судя по цвету метала – это золото, причём очень высокая проба.

Все найденные артефакты попадут в фонды Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Что нашли в разграбленных могилах

Если вы думаете, что 140 предметов – это приличная куча золота, то нет. Главный хранитель музея аккуратно разложила перед собой несколько маленьких пакетиков. Один с серьгами, ещё пара с перстнями, другие – с наглазниками, различными украшениями для одежды и другие золотые «кнопочки».

Из таких амфор состояло ожерелье
Фото: Анастасия Медынцева

– Мы нашли единственное погребение в склепе, который датируется I веком н.э. В этой погребальной камере была одна женщина, – вспоминает руководитель экспедиции Александр Труфанов. – Две серьги, венок погребальный (трилистники), бляшки (ими украшались манжеты мужских и женских платьев), ожерелье в виде амфор (нашивались на воротники), наглазники (золотые круглые пластинки). Кстати, на глазах такие штуки ещё ни разу не находили, их всегда находят в районе плеч. Есть видимо какой-то обряд, ритуал, о котором мы не знаем. Возможно, при отпевании они накладывались на глаза, а при захоронении убирались на грудь. И всё это было на женщине. Кроме золотых украшений там была посуда: лепные курильницы, краснолаковый кувшин и флакон для благовоний.

Археологи изучали участок, который долгое время считался уже ограбленным. Однако «чёрные копатели» чаще перерывают небольшие пласты земли, профессионалы же делают достаточно большие раскопы.

– Когда копаешь большими площадями, то лучше представляешь архитектуру погребального сооружения, поэтому нам удалось найти несколько могил, которые грабители пропустили, – объясняет Труфанов. – Помимо склепа (женского захоронения) были раскопаны ещё несколько рядовых могил. Вещей там было довольно много: бронзовые браслеты, керамика, бусы.

Ещё два золотых перстня были найдены в большом склепе (рядом с женским захоронением), который был ограблен в древности. Два кольца были обнаружены среди обломков костей.

Небольшой перстень
Фото: Анастасия Медынцева

– Таких перстней в наших коллекция ещё не было, – восхищена находками Оксана Алпашкина. – Этот перстень с геммой из стекла довольно маленький, скорей всего детский. А этот побольше, но что за камень, не могу сказать, – гранат или сердолик?! Экспертиза покажет. На перстне отлито уникальное изображение – Амур, а перед ним стоит на задних лапках собачка, а он кормит её или дразнит. Такого изображения нет, возможно, ни в одной коллекции.

Второй перстень
Фото: Анастасия Медынцева

Среди находок есть несколько подвесок: в виде лунницы (детский оберег) и сдвоенное ведерко, скорее всего, чей-то амулет.

– Наверное, есть всё-таки в природе такой закон… Что-то убыло, а что-то прибыло, причём даже лучше, – всё никак не может забыть артефакты, отданные в Амстердам, главный хранитель. – Конечно, теперь мы особо рады перстням, серьгам в виде кандили и украшению из амфор, такого нигде нет. Да и наглазникам, мы абсолютно такие же отправляли на выставку, но эти лучше сохранились, они плотнее.

Наглазники
Фото: Анастасия Медынцева

Также были найдены различные бусы, амфоры, фибулы, посуда. Эти и другие находки после изучения специалистами передадут в Бахчисарайский дворец. Они хоть и не золотые, но тоже представляют большой интерес для историков.

СПРАВКА

Усть-Альминское городище и некрополь – городище находится в 1 км к западу от села Песчаное Бахчисарайского района. Оно расположено на крутом и обрывистом мысу Керменчик, возвышающемся над морем и устьем реки Альма. Береговая полоса подвержена абразионным процессам. Сохранившаяся часть крепости имеет форму ромба площадью до 6 гектар. К городищу примыкает некрополь площадью около 5 гектар. Исследованная территория городища – около 2000 кв. м, некрополя – около 8000 кв. м. Памятник датируется концом ІІ в. до н. э. – ІІІ в. н. э.

140 драгоценностей

Летом, пока мы все берем отпуска и второпях «летим» на море, археологи выходят под палящее солнце в поисках особых исторических ценностей. В этом году одна из экспедиций прошла в Бахчисарайском районе, неподалеку от села Песчаное. И стоит признать, что прошла она успешно! В излюбленном археологами Усть-Альминском некрополе найдены настоящие сокровища. Специалисты обнаружили не просто украшения, а новое «скифское золото».

Напомним, в 2014 году четыре крым ских музея отправили на выставку в нидерландский музей Алларда Пирсона чуть более тысячи артефактов из коллекции «скифского золота» . Среди самых ценных экспонатов – скульптура змееногой богини - прародительницы скифских царей, китайские лакированные шкатулки, сережки в виде мужских фигурок, сосуды в виде милых барашек, грифон на бронзовом навешье, золотые украшения, посуда и многое другое. Все это добро Голландия должна была отдать еще в середине мая 2014 года. Однако после того как Крым воссоединился с Россией , власти Украины потребовали вернуть все им. «Мол, раз Крым российским мы не признаем, значит и золото из Крыма - украинское, и в какой музей его возвращать - решать нам!» - заявили тогда киевские чиновники. В Нидерландах на скандал решили не нарываться, выставку продлили - авось все само собой разрешится. Все наши экспонаты опечатали прямо в витринах в Амстердаме . Теперь идут суды .

Вернемся к нашей экспедиции… Усть-Альма всегда радовала археологов. Не удивительно, что там ведутся раскопки уже более 50 лет. Несмотря на то, что «черные копатели» грабят эти могилы с XIX века, и особенно они пострадали в 90-е, крымские специалисты из года в год продолжают находить там ценные исторические предметы. В этом году обнаружили 140 золотых артефактов!

Смотрите, это знаменитое скифо-сарматское золото. Абсолютно такое же, как сейчас находится в Амстердаме , из того же могильника, из Усть-Альминского некрополя, - рассказала КП » главный хранитель Бахчисарайского историко-культурного и археологического музей-заповедника Оксана Алпашкина . - Эти находки ни в чем не уступают тем, что «зависли» в Нидерландах, а может и превосходят. Артефакты великолепно сохранились. Судя по цвету метала - это золото, причем очень высокая проба.

Все найденные артефакты попадут в фонды Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

Что нашли в разграбленных могилах

Если вы думаете, что 140 предметов - это приличная куча золота, то нет. Главный хранитель музея аккуратно разложила перед собой несколько маленьких пакетиков. Один с серьгами, еще пара с перстнями, другие – с наглазниками, различными украшениями для одежды и другие золотые «кнопочки».

Мы нашли единственное погребение в склепе, который датируется I веком н.э. В этой погребальной камере была одна женщина, - вспоминает руководитель экспедиции Александр Труфанов. - Две серьги, венок погребальный (трилистники), бляшки (ими украшались манжеты мужских и женских платьев), ожерелье в виде амфор (нашивались на воротники), наглазники (золотые круглые пластинки). Кстати, на глазах такие штуки еще ни разу не находили, их всегда находят в районе плеч. Есть видимо какой-то обряд, ритуал, о котором мы не знаем. Возможно, при отпевании они накладывались на глаза, а при захоронении убирались на грудь. И все это было на женщине. Кроме золотых украшений там была посуда: лепные курильницы, краснолаковый кувшин и флакон для благовоний.

Археологи изучали участок, который долгое время считался уже ограбленным. Однако «черные копатели» чаще перерывают небольшие пласты земли, профессионалы же делают достаточно большие раскопы.

Когда копаешь большими площадями, то лучше представляешь архитектуру погребального сооружения, поэтому нам удалось найти несколько могил, которые грабители пропустили, - объясняет Труфанов. - Помимо склепа (женского захоронения) были раскопаны еще несколько рядовых могил. Вещей там было довольно много: бронзовые браслеты, керамика, бусы.

Еще два золотых перстня были найдены в большом склепе (рядом с женским захоронением), который был ограблен в древности. Два кольца были обнаружены среди обломков костей.

Таких перстней в наших коллекция еще не было, - восхищена находками Оксана Алпашкина. - Этот перстень с геммой из стекла довольно маленький, скорей всего детский. А этот побольше, но что за камень, не могу сказать, - гранат или сердолик?! Экспертиза покажет. На перстне отлито уникальное изображение - Амур , а перед ним стоит на задних лапках собачка, а он кормит ее или дразнит. Такого изображения нет, возможно, ни в одной коллекции.

Среди находок есть несколько подвесок: в виде лунницы (детский оберег) и сдвоенное ведерко, скорее всего, чей-то амулет.

Наверное, есть все-таки в природе такой закон… Что-то убыло, а что-то прибыло, причем даже лучше, - все никак не может забыть артефакты, отданные в Амстердам, главный хранитель. – Конечно, теперь мы особо рады перстням, серьгам в виде кандили и украшению из амфор, такого нигде нет. Да и наглазникам, мы абсолютно такие же отправляли на выставку, но эти лучше сохранились, они плотнее.

Также были найдены различные бусы, амфоры, фибулы, посуда. Эти и другие находки после изучения специалистами передадут в Бахчисарайский дворец. Они хоть и не золотые, но тоже представляют большой интерес для историков.

СПРАВКА «КП»

Усть-Альминское городище и некрополь - городище находится в 1 км к западу от села Песчаное Бахчисарайского района. Оно расположено на крутом и обрывистом мысу Керменчик, возвышающемся над морем и устьем реки Альма. Береговая полоса подвержена абразионным процессам. Сохранившаяся часть крепости имеет форму ромба площадью до 6 гектар. К городищу примыкает некрополь площадью около около 5 гектар. Исследованная территория городища – около 2000 кв. м, некрополя – около 8000 кв. м. Памятник датируется концом ІІ в. до н. э. - ІІІ в. н. э.

Автор - Bo4kaMeda . Это цитата этого сообщения

ЗОЛОТО СКИФОВ

СКИФЫ


Колье-ошейник
Около 1800 до н. э.
Золото; ковка

Обычай хоронить покойников в насыпных курганах был свойственен многим
кочевым племенам. Но скифские курганы, буквально, набиты золотом. Причем, не только захоронения знати, но и рядовых граждан.


Ни у каких других племен курганы не были столь богаты. Это бъясняется не только тем, что золото во все времена и у всех народов было символом богатства, но и особой ролью этого металла в религии и мифологии скифов. В иранской мифологии золото отождествлялось огнем, солнцем и вечной жизнью.
Отправляя умершего в загробный мир, его одежду старались сплошь покрыть драгоценным металлом.

Для этого была разработана специальная технология – ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с вытесненными на них изображениями. Делали это специальные мастера, передававшие свое искусство из поколения в поколение. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.

Согласно преданию, которое для нас сохранил “отец истории” Геродот, на скифскую землю пролился драгоценный метеоритный дождь. С неба упали золотые предметы, плуг с ярмом, секира и чаша. Первыми небесные артефакты увидели три брата–скифа и что есть духу кинулись к сокровищам.

Но едва старший брат подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Он отступил. Приблизился второй брат – золото опять воспламенилось.

И лишь когда подошел младший брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом…

Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их.


Ременная бляшка 8 век до н. э. Золото, серебро, цветное стекло
Принадлежит культуре киммерийцев, населявших земли теперешней Украины до прихода скифов


Бляшка "Олень" 6 век до н. э. Золото
Образец зооморфного искусства ("звериного стиля"). Копыта оленя выполнены в виде "большеклювой птицы"


Ножны. Фрагмент Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото, чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Изображены сцены битвы между варварами и греками. Найдены в кургане Чертомлык, близ Никополя


Скифский гребень с изображением батальной сцены
Конец 5 - начало 4 века до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Найден в кургане Солоха


Пектораль. Фрагмент Середина 4 века до н. э. Золото; литьё, филигрань.
Государственный исторический музей Киев
Мужское украшение с изображением картин пастушеской жизни, сцен битв с участием грифонов, львов, коней и диких кабанов. Найдено в кургане Толстая могила (Украина)


Ваза с изображением скифских воинов 4 век до н. э. Электрум; чеканка
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Электрум - природный сплав золота (80%) и серебра (20%). Найдена в кургане Куль-Оба


Гривна с фигурками скифов-всадников 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Украшение было в ходу у кочевых народов. Найдена в кургане Куль-Оба


Серьги, ожерелье, браслеты и трубочка 4 век до н. э.
Золото, ковка, чеканка, скань, зернь, тиснение, пайка
Украшения выполнены греческими ювелирами. Найдено в Северной Украине


Сосуд со сценами охоты 400 - 375 до н. э. Серебро; позолота
Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха (Приднепровье)


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент
400 - 350 до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург


Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников. Фрагмент 400 - 350 до н. э.
Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург
Найдено в Кургане Куль-Оба, Крым


Пара золотых серег с диском и ладьевидной подвеской
Около 350 до н. э. Золото
Курган Куль-Оба, Крым


Подвески и фибула 2 - 1 век до н. э. Агат, сердолик, цветное стекло
Краснодар
Из станицы Динской


Браслет Вторая половина 1 века н. э.
Золото, бирюза, коралл, стекло


16 Кинжал Вторая половина 1 века н. э.
Золото, гранат, бирюза


Височный фалар от банданы 1 век
Золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло
Из могильника "Дачи"


Браслет 4 - 5 век Золото, стекла; литье


Шейная гривна 4 - 5 век Золото, стекла; литье Диаметр 22 см
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Оружейная палата Москва
Найдено в Северном Причерноморье


Бляшка в виде фигурки кабана Золото
Государственный исторический музей Киев
Маленькие зооморфные (в виде фигурок кабанов, львов, оленей, коней) и антропоморфные (в виде Беса, Горгоны и других божеств) бляшки получили распространение в искусстве скифов и использовались для украшения одежды, головных уборов и конской сбруи


Бляшка в виде фигурки льва Золото
Государственный музей искусств народов Востока
Москва


Зеркало. Серебро; позолота
Государственный исторический музей Киев
Из кургана Келермес. Декорировано сценами в средневосточном, египетском и иранском стилях.


Круглая фалера Золото
Государственный музей искусств народов Востока Москва
Украшала костюм или церемониальную одежду, нашивалась прямо на ткань. Сюжетом для декора послужила стилизованная большеклювая птица


Нашивная бляшка "Конный скиф" Золото
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в кургане Куль-Оба


Пектораль. Фрагмент Золото
Государственный исторический музей Киев
Некоторые из изображенных животных "смотрят на нас" - этот прием характерен для мастеров черноморских греческих колоний


Браслет с изображением зверей 5 - 4 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург


Спиральный браслет с фигурками животных
4 - 3 век до н. э. Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
"Сибирская коллекция" Петра I


Скоба, фибула, бляхи с изображением грифонов
Конец 2 - первая половина 1 века до н. э. Гранаты, стекло; эмаль
Государственный Исторический музей Москва
Найдено в Северском Кургане (Северный Кавказ)


Гривна с оленьими головами 1 век до н. э. - 1 век н. э. Золото
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Найдено в станице Старокорсунской


Сарматские парные подвески Конец 1 - начало 2 века
Золото, сердолик, цветное стекло
Азовский краеведческий музей
Из "Сладковского" могильника, Ростовская область


Поясная застежка 2 - 3 век Бирюза
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник
Краснодар
Из некрополя Горгиппии


Серьга Золото, филигрань


Эгрет в виде грифона, держащего в когтях горного козла Золото
Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург
Вероятно, украшал головной убор знатного воина. Найдено в междуречье Иртыша и Оби

territa.ru

Оригинал записи и комментарии на