Чем занять группу в детском саду. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет. Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог

26.09.2019
КАК ИГРАТЬ С

ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ?

ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?

Гиперактивный ребенок по своей природе подвижен, возбужден, реактивен, постоянно находится в движении, поэтому игры должны быть тщательно подобраны.

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно: начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.

Тренировку отклоняющихся от нормы особенностей поведения тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 1 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по отработке в одной игре всех трех функций.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

"Найди отличие"

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки"

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

"Кричалки-шепталки-молчалки"

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - "шепталка" - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".

"Гвалт"

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

"Менялки"

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: "Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

"Разговор с руками"

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

"Говори!"

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"(Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д."

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

"Броуновское движение"

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

"Час тишины и час "можно""

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их "не слышит").

"Передай мяч"

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

"Сиамские близнецы"

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д." Чтобы "третья" нога действовала "дружно", ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут "срастись" не только ногами, но спинками, головами и др.

"Зеваки"

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

"Колпак мой треугольный"

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

"Слушай команду"

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

"Расставь посты"

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

"Король сказал..."

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова "Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".

"Веселая игра с колокольчиком"

Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.

"Запрещенное движение"

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять"-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

"Слушай хлопки"

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

ИГРЫ ЗА ПАРТАМИ

Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более - школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.

С этой целью полезно использовать "Пальчиковые игры». Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как "Лестница в небо", "Кукольный веер", "Гонки" и др.

Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут "превращаться" то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.

"Многоножки"

Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу педагога многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

"Двуножки"

Игра проводится аналогично предыдущей, но в гонках" участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки, между «двуножками" соседей по парте.

"Слоны"

Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот", остальные - в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.

Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение для детей и не мешала проведению других занятий, перед ее началом педагог должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры "Кричалки - шепталки - молчалки".

"Ловим комаров"

Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.

Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку, и к нам в группу налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь - снова за работу!".

ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.

Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учеба в школе, выполнение домашних заданий.

Введите бальную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы. Несмотря на наличие определенных недостатков, гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.

11. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную память.

Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.

Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдается голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)

Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

Создайте необходимые условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких фотографий и плакатов.

Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазине, на рынках и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 1 до 10.

Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чем-то «докой». Задача родителей – найти те занятия, которые бы «удавались» ребенку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. Хорошо, если в свободное время ребенок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать ребенка занятиями в разных кружках, особенно в таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание, а также, если ребенок особой радости от этих занятий не испытывает.

ДЕТЬМИ

* Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

* Изменяйте режим занятия – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

* В группе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). *Расписание занятий должно быть постоянным, т.к. дети с синдромом часто забывают его.

* Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре группы. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к воспитателю за помощью в случаях затруднений.

*Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

* Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию воспитанников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

* На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель переодически контролирует ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы.

* Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ребёнку с СДВГ.

* Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. * Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. *Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

* Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях сада и в коллективе – воспитывайте навыки работы в саду, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.

*При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность.

* Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ

С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

* Отвлечь ребенка от его капризов.

* Задать неожиданный вопрос.

* Не приказывать, а просить (но не заискивать).

* Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.

* Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).

* Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).

* Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).

* Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).

* Не настаивать на том, чтобы ребенок во чтобы то ни стало, принес извинения).

* Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА

Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату.

Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной школе метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, ребёнок с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке:

«Сегодня, 18. 11, ребёнок слушал сказку «Красная шапочка» в течение 10 минут.»

Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации к обучению. По своему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка прогулкой в парк, совместным просмотром телепередачи, любимой игрой.

Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным, воспитатель пишет:

«Ребёнок слушал сказку «Красная шапочка» 2 минуты.»

Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают сразу несколько выводов:

1.ребенка никто не ругает;

2.в группе читали сказку «Красная шапочка»;

3.ребенок не дослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома.

Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, будет уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит и понимает его.

Кроме того, родители, помня о необходимости почитать ребенку книгу, вечером дополнительно позанимаются с ним дома. Ребенок, в свою очередь, получит необходимую «дозу» родительского внимания, которого он иногда вынужден добиваться капризами, истериками и т. д.

Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, когда лег спать.

«Вечером Саша слушал, как папа читал ему сказку «Красная шапочка», после чего сделал рисунок к сказке. Во время рисования он вместе с папой пересказал услышанное. Смотрел передачу «Спокойной ночи, малыши» 15 минут, играл с братом в конструктор «Лего» 30 минут. Спать лег в 23 часа.»

Воспитатель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже могут сделать определенные выводы:

1.учебный материал, который давался детям накануне, ребёнком усвоен.

2.родители проявили внимание к ребенку.

3.ребёнок, несмотря на высокую двигательную активность и импульсивность, смог играть с братом в течение 30 минут, значит, если повысить мотивацию ребенка, он способен взаимодействовать с другими детьми в течение довольно длительного времени.

4.ребёнок лег спать поздно, в 23 часа, следовательно, можно ожидать от него сегодня в группе непредсказуемых поступков. Поэтому педагог должен заранее продумать стратегию своих действий по отношению к ребенку.

Воспитатель по своему усмотрению также могут поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Перечень возможных наград педагог составляет заранее, узнав у ребенка о его предпочтениях (из рисунков и сочинений на тему «Я счастлив», «Я доволен», «Я мечтаю», «Когда я буду взрослым»).

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.

Если же контакт с родителями затруднен, и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации в уголке родителей. В детском саду можно сделать переносные альбомы-раскладушки, которые с успехом используются на родительских собраниях. Возможен вариант и стационарно размещенного стенда.

Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание, материал необходимо подбирать доступный, немногословный. Например, если педагога беспокоит поведение гиперактивных детей в группе, он может разместить на стенде отдельные пункты из «Шпаргалки для взрослых», которые могут быть интересны и полезны для родителей.

Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребенком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место». На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две-четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования. Если ребёнок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

Статья из интернет-сообщества "Раннее развитие"

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ВЕЧЕРОМ (9 СПОКОЙНЫХ ИГР)

Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы... "Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!". А в садике говорят: "Очень послушный мальчик!" или: "Такая тихая, спокойная девочка!". Мама и папа удивляются. А зря!


Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и "негромкий" человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.



Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно
учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером "наверстывает упущенное", нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.



Если же ребенок и в садике - "ураган", и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию "в мирное русло". Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.


Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил.

Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, "вечерняя" игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.



Если днем ваш ребенок - "тихоня", а вечером - "дикарь", хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра "Рвакля" .

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.



Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования.

Одной из таких игр является "Грибник" . Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - "грибы" - в корзину. Собранные "грибы" можно сортировать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: "Давай почитаем?" или "Поможешь мне на кухне?".

Приглушив таким образом "лишнюю" энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на "перед сном", - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.




Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для "Спокойной ночи, малыши!", - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью "ритуала" отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, "стечет" с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку "дождик" из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.



Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.


Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя.

Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий. Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет "тихая пристань", восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.


1) ЮНЫЙ МЕТАЛЛИСТ
Вам понадобится коробка канцелярских скрепок. На стол насыпают скрепки. По сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок.



2) ЗОЛУШКА
Вам понадобятся: Семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает первый, справившийся с заданием.

Варианты: Провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование.


3) ГДЕ БУДИЛЬНИК
Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей - поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.



4) ОБМЕН ОДЕЖДОЙ
Дети садятся в круг и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь запомнить, кто во что одет. Затем считалкой выбирают водящего и он выходит за дверь. Несколько детей меняются одеждой и зовут водящего. Он должен определить, на ком надеты чужие вещи и кому они принадлежат.



5) ОБУВНОЙ САЛАТ
Вам понадобится много пар обуви, полотенца. Дети садятся в кружок или за столом, закрытым бумагой или клеёнкой. Каждый кладёт свою туфельку или тапочек на стол. Затем дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и пытаются найти на ощупь свою обувь.


6) ЗЕМЛЯ. ВОЗДУХ, ВОДА
Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» - того, кто летает.



7) ЧТО В СУНДУКЕ?
Готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. Каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает - для проверки.



8) РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ
Для любого количества играющих. Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше. Что за рисунок получится в конце концов?


9) ОСТРЫЙ ГЛАЗ
Участникам игры предлагается рассмотреть какую-либо банку, миску или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.


Удачи и взаимопонимая Вам!


Хотите поднять завесу тайны над жизнью Вашего чада, когда Вас рядом нет? Хотите узнать, чем занимаются дети днем? Давайте тихонько заглянем в этот мир.

Детский сад – дошкольное учреждение, осуществляющее присмотр за детьми от 2 до 6 лет. Существуют сады оздоровительные, компенсирующие, логопедические, круглосуточные, с разным количеством групп. Но все подобные учреждения имеют стандарты работы.

Итак, Вы отвели малыша в детский сад. Чем он занят там до Вашего вечернего прихода?

Во-первых, он завтракает, обедает и полдничает. Все продукты соответствуют стандартам качества, а процесс приготовления – требованиям санитарии. Рацион маленьких посетителей обязательно содержит разнообразные фрукты и овощи, крупы, мясо, рыбу. Можно быть спокойными, малыш не останется голодным (если, конечно, дома он не привык, есть изысканную пищу).

Во-вторых, при хорошей погоде дважды за день гуляет – утром перед обедом и вечером после полдника. То есть прогулками на свежем воздухе наследник семьи тоже обеспечен.

В-третьих, отдыхает, согласно режиму, во время тихого часа – видит сны или просто тихонько лежит, чтобы отдохнули руки, ноги, голова, позвоночник.

И, в-четвертых, активно развивается. Для этого с детьми в детском саду проводятся занятия (ручной труд, индивидуальные и коллективные игры, творчество), согласно возрасту. Кроме того, регулярно проводят свои тематические развивающие уроки специалисты детского сада – логопед (если он есть), психолог, физрук, музыкальный руководитель. То есть, Ваш малыш учится петь, учить стихи, правильно выговаривать буквы, танцевать, владеть своим телом, работать со спортивным инвентарем, двигаться в пространстве, мастерить что-то руками.

Кроме того, само местонахождение ребенка – группа с несколькими сверстниками – просто обязывает малыша ежедневно учиться общаться с людьми, с себе подобными, и со взрослыми. Детский сад помогает детям, учится конструктивно решать конфликты, усваивают правила поведения в обществе и общения с противоположным полом. А еще постепенно учатся самостоятельно ухаживать за свои телом (личная гигиена, одеться-раздеться-переодеться), вести себя за столом, осваивают элементарные трудовые навыки (помочь нянечке убрать со стола, воспитателю подготовиться к занятию, убрать игрушки).

Будьте уверены, Ваш малыш ежедневно ходит на такую же работу, как и Вы. Ведь за день в детском саду ему нужно так много успеть сделать, узнать, освоить и решить! Это требует колоссальных усилий от маленького человека. Поэтому ребенок тоже устает, ему иногда, как и нам, не хочется идти «на работу» .

Спросите дочку или сына вечером за ужином, что нового удалось узнать сегодня, как прошел день, доволен ли ребенок этим днем. Привычка делиться переживаниями сослужит Вам и малышу хорошую службу позже, а каждый член семьи будет чувствовать поддержку своих близких.

Детский сад – это не страшно, это здорово!

Похожие статьи:

Чем занять ребёнка? (5842 Просмотров)

Раннее детство > Развивающие игры

Ребёнок – это, конечно, большая радость, но… Есть одно НО! Нельзя же всё время находится с ребёнком? Нужно и еду приготовить и бельё постирать, и на даче поработать! Но ваше сокровище постоянно напоминает о себе....

Роды дома: в чем "плюсы"? (4759 Просмотров)

Беременность и роды > Роды

Проблему, где рожать (в роддоме или дома), каждая женщина решает для себя сама. Сейчас роды дома становятся очень популярными. У будущих мам наконец появился выбор, ведь найти домашнюю акушерку теперь можно в любом...

Доски для «занятых»

В дошкольном возрасте малыши интересуются всеми предметами домашнего быта: розетками, ящиками, щеколдами. Эту любознательность можно и нужно преобразовать в безопасную игру. В московской школе № 2065 педагоги и родители создали для детей специальную доску – бизиборд (от англ. busy – занятый), которая может много часов подряд занимать ребенка. На доске или толстой фанере разместили всевозможные предметы домашнего быта, которые можно безопасно включать, вдавливать, защелкивать.

По большому счету каждый родитель может спроектировать такую доску с выключателем, розеткой, разноцветными фонариками и проводами для мальчиков и ленточками, шнурками и веревочками для девочек. Крепить предметы можно с помощью клея и саморезов. Бизиборд учит обращаться с реальными предметами быта. С закрытыми глазами дети на ощупь определяют материал и пробуют назвать предмет, угадать, для чего он нужен. С помощью такого тактильного опыта дети учатся фантазировать и анализировать. А второй бизиборд в школе № 2065 сконструирован в виде схематичной дороги: из фетра на вертикальной доске вырезали дорожные знаки, разметку и уличные указатели. С помощью тактильного опыта дети изучают правила дорожного движения и тренируют свои пальчики. Благодаря бизибордам выигрывают все: и родители, и воспитатели, и сами дети.

Картины на песке


Еще одно полезное занятие – песочная терапия. Занятия в технике sand art проходят в школе № 2117 под расслабляющую музыку. Контакт с приятным на ощупь сыпучим песком высвобождает творческую энергию ребенка. На мастер-классах дошколята работают на подсвеченных неоновым светом столах, создают рисунки из цветного песка и фантазируют вместе с педагогом. Занятия с песком изначально разработаны как метод работы с детьми с социальными отклонениями в поведении, позже sand art стал универсальным способом эмоциональной разрядки через кинестетику. «Работа с песком развивает мелкую моторику и воображение, – считает помощник воспитателя дошкольного отделения № 3 школы № 2117 Валентина Егорова. – Дети придумывают сказки или сочиняют сценарии, которые рождаются в процессе создания песочных композиций. Sand art терапия обладает терапевтическим эффектом: техника помогает ребенку вербализовать эмоции и учит взаимодействовать с окружающим миром».

Гимнастика для пальчиков


Для речевого развития в школе № 1391 с дошколятами занимаются пальчиковой гимнастикой. Короткие занятия сопровождаются легкими для запоминания четверостишьями, которые связывают движения с речью. «Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, координации движения, развивает творчески», - рассказывает старший воспитатель дошкольной образовательной площадки № 3 школы № 1391 Ольга Никитина. Известно, что дети с развитой моторикой раньше говорят и опережают своих сверстников интеллектуально».

Клякса – это искусство

А развить в ребенке фантазию и открыть внутреннего художника помогает техника кляксографии. Хаотичные пятна в духе картин Джексона Поллока – огромное наслаждение для ребенка! Можно ставить кляксы и не бояться, что кто-то отругает. Кляксография используется в качестве арт-терапии, такой метод применяют психологи и логопеды – выдувание краски через трубочку улучшает артикуляцию, укрепляет легкие. В школе № 2065 занятия по кляксографии проводят в основном с пятилетними детьми. «Кляксография развивает мелкую моторику, в процессе рождения рисунка ребенок думает и размышляет», - считает воспитатель детского сада школы № 2065 Любовь Толстикова.

Эксперименты в технике кляксографии применяли даже художники для иллюстрации сказок «Спящая красавица» и «Дикие лебеди». Похожий творческий процесс проходит и в детском саду школы № 2120: на листе – простая клякса, поставленная гуашью или акварелью, малыш дорисовывает или выдувает через трубочку краску, чтобы дополнить ее, довести до выдуманного им образа. Или ребята ставят на листе кляксу, сгибают его пополам и обсуждают, что видят: иногда новое творение похоже на лесного жителя или фантастический цветок, и тогда они дорисовывают фигуру по своему вкусу и воображению. «Кляксография дает детям пространство для творческого роста. А работа с кистью развивает эстетическое восприятие и эмоциональность, тренирует глазомер и координацию», - уверен педагог дополнительного образования школы № 2120 Владимир Григорьев.

Порисуем… молоком?


Развить эстетическое чувство и получить представления о форме, цвете и величине помогает также рисование на молоке. В процессе создания молочной картины ребенок создает необычные рисунки и яркие изображения. Для работы малышу нужно всего-то: молоко, пищевые краски, жидкое средство для мытья посуды, ватные палочки и тара. В глубокой тарелке с помощью ватной палочки ребенок ставит точки на молоке, которую предварительно окунает в пищевые красители. Затем с помощью пипетки ставятся капли моющего средства. Сюрреалистичные картины получаются благодаря химической реакции: молекула молочного жира соприкасается с моющим средством, разбивается и окрашивается. «Процесс рождения рисунка вызывает у детей настоящий восторг, - делится старший воспитатель дошкольных образовательных площадок школы № 2120 Елена Оганесова. – Рисование на молоке увлекает, помогает окунуться в мир сказки и волшебства».

Школа как дошкольное пространство

Школьное пространство можно преобразовать и вовлечь детей в игру прямо в стенах школы. Так, в школе № 2025 на одной из площадок оформили фотовыставку с 70 фотокадрами уголков России. Экспозиция состоит из профессиональных снимков выставки «Фотографии России» из архива Российского географического общества. На фото дети рассматривают все разнообразие животного и природного мира нашей страны.

А малыши дошкольного отделения школы № 1368 выступили в роли ведущих музыкальных викторин в ретро-музее грампластинок, созданный родителями и педагогами. В экспозиции собрано более 30 записей сказок Барто, Чуковского и Андерсена и популярных советских мультфильмов «Пусть бегут неуклюже», «Антошка» и «Два веселых гуся». Дети сами включают проигрыватель и отгадывают мелодии, которые сегодня уходят в прошлое. По словам методиста дошкольного отделения школы № 1368 Татьяны Рябцевой, у многих родителей остались старые записи, которые стали основой камерного «Музея грампластинок». Педагоги организуют лекции, на которых малыши узнают об истории звукозаписи, различных музыкальных носителях советского периода. «Мы хотим сохранить хрупкий мир детства, который может исчезнуть», - рассказывает педагог.

Первоклассник и малыш

Тема социализации тесно связана с эмоциональным интеллектом: для развития ребенку важно научиться выстраивать коммуникацию с детьми разного возраста. В школе № 1788 ребята из начальных классов с удовольствием выступают в роли учителей для дошколят. В детский сад приходят третьеклассники и проводят уроки малышам, рассказывают о цифрах и буквах, готовят их к будущему и делятся историями о школьной жизни. Школьники читают малышам сказки. «Дети из начальной школы готовят будущих первоклашек к тому, чтобы они легко переступили порог школы. Ребята проявляют простые чувства заботы и опеки: такое взаимодействие помогает развивать навыки общения, которые необходимы человеку с юного возраста», – считает учитель начальных классов школы № 1788 Анна Дынкина.

P.S. А какие интересные занятия для дошкольников придумали вы? Поделитесь своими находками в комментариях!

Сад — волшебное место для детей, где они познают жизнь растений, знакомятся с садовыми обитателями, ставят первые научные опыты и приобщаются к тайнам природы. Игра, исследование, пикник или помощь в саду — это первые наглядные уроки биологии и физики, развитие сенсорных ощущений, интеллекта и чувства прекрасного, а также воспитание уважительного отношения к окружающей среде.

Дети любознательны и открыты для новой информации, если она подается легко и увлекательно. То, что нам, взрослым, кажется само собой разумеющимся, ребенку представляется настоящим волшебством. Почему весной из почек появляются зеленые листья, а из маленького бутона распускается прекрасная роза? Как червяки производят компост из обрезков овощей? Зачем осенью листья меняют цвет и опадают? Где прячутся от солнца улитки? Отчего вечером выпадает роса? Почему кошка любит котовник и с отвращением шарахается от колеуса? Все эти тайны бытия озадачивают пытливый ум ребенка. Предложите ему самому найти ответы хотя бы на часть этих вопросов.

Изучаем растения с детьми

Посмотри, послушай, пощупай, понюхай, попробуй на вкус. Маленькие дети любят яркие цветы, интересные звуки, любопытные запахи. Предложите рассмотреть и зарисовать эффектные растения, прислушаться к пению птиц, жужжанию пчел и шелесту декоративных злаков, сравнить на ощупь разные листья, понюхать цветы и листья ароматических культур, попробовать на вкус съедобные растения. Не забывайте познакомить ребенка с названиями этих растений.

Вырасти сам. Для самых маленьких подойдут семена бобов, гороха, подсолнечника, тыквы, кукурузы и других быстрорастущих культур. Можно посадить верхушку от морковки, свеклы или пастернака и понаблюдать, как она растет. Если поместить семечко в прозрачную пластиковую баночку с дренажными отверстиями, будет хорошо видно развитие корневой системы растения. Можно прорастить экзотический фрукт из косточки или желудь, а потом из получившегося деревца сотворить топиари или даже бонсай.

Детям постарше предложите вырастить все, что нужно для свежего летнего салата, а готовый салат украсьте цветками фиалки или настурции. Познакомьте детей с программой 5+ в день, предложите подсчитывать и отмечать, сколько порций фруктов и овощей они съедают в день и сколько из них — со своего огорода.

Дневник растения. Заведите альбом для наблюдения за циклом жизни какого-нибудь интересного растения. В него можно добавлять зарисовки, фотографии и высушенные части растения. Распечатайте интересную статью из Интернета про выбранное растение и добавьте ее в дневник.

Стань селекционером. Научите ребенка собирать семена разных растений. Сначала можно понаблюдать, как зреют семена в семенной коробочке, потом аккуратно их собрать, просушить, разложить по конвертам и тщательно подписать название, сорт и год сбора. Попутно рассказывайте ребенку о цикле жизни растения, о разнообразии сортов, о сборе и хранении семян.

Опознай растение по листику. Соберите опавшие листья разных растений, просушите их под прессом и наклейте на отдельные страницы альбома. Предложите маленькому ребенку зарисовать наиболее красивые листочки. Более старшим детям предложите поиграть в детектива: выйти в сад и опознать растение по отдельному листу. Помогите детям определить названия растений, пусть ребенок запишет их в альбоме. Порекомендуйте ребенку интересную книгу о растениях.

Подружись с садовой фауной

Понаблюдай за насекомыми. Приобретите специальный контейнер для этих целей, снабженный увеличительным стеклом и пинцетом (или приспособьте для наблюдения стеклянную банку). Найдите интересное насекомое в саду и поместите его в банку. Не забудьте оставить отверстия для воздуха наверху, а также добавлять свежую пищу для вашего подопечного. Наблюдайте насекомое через лупу, пусть ребенок зарисует его в альбоме. По окончании наблюдений обязательно отпустите насекомое на волю.

Приготовь угощение, создай водоем и кров для птиц. Когда птицы поселятся в вашем саду, обзаведитесь биноклем для наблюдения и хорошим справочником, который позволит опознать птиц.

Жилье для садовых обитателей. Сложите старые дрова в укромном уголке сада, укрытом от солнца и ветра. Там могут поселиться ежи или лягушки. Отрежьте дно от 2-литровой пластиковой бутылки, сверните в трубочку длинный лист гофрированного картона и вставьте в бутылку, закрепив проволокой. Другой проволокой прикрепите бутылку в тихом укромном уголке сада. Это — будущий дом для златоглазок (флерниц) и божьих коровок. Оставьте кусок старой древесины в саду, в нем вскоре поселятся жуки. Осторожно наблюдайте за живыми обитателями сада, не нарушая их покоя.

Стройматериалы для птиц. Развесь в саду лоскутки джута, клочки сухой травы, обрывки старой пряжи и мешочки с ватой. Понаблюдай, как все это в скором времени исчезнет, став стройматериалом для птичьих гнезд.

Сам себе дизайнер

Раскрашиваем садовые горшки. Разрешите ребенку разрисовать горшки для патио или веранды в яркие цвета. Предложите найти подходящие цветовые сочетания с теми растениями, которые вы планируете выращивать в этих горшках. Вместе займитесь пересадкой растений и расстановкой горшков.

Авторская подарочная бумага и открытки. Наиболее эффектные листья (папоротник, дуб, клен, роджерсию, магонию, рябину и др.) можно использовать для производства ручной подарочной бумаги и открыток. Подстелите газету и нанесите краску на одну сторону листа, аккуратно приложите лист к упаковочной или поделочной бумаге, прижмите крепко чистым листом бумаги, чтобы получился ясный отпечаток. Или положите красивый листок на бумагу и распылите вокруг него краску из спрея.

Пугало огородное. Придумайте и создайте пугало для отпугивания птиц от плодовых кустарников или просто для красоты. Прибейте две палки крестом, и пусть ребенок придумает для пугала эффектный гардероб.

Создание цветника. Позвольте ребенку создать детский цветник или огород на выделенном участке земли. Пусть он продумает дизайн, а потом выделите ему определенный бюджет и отвезите в садовый центр за рассадой. Попутно расскажите ребенку о принципах создания цветников, о растениях для тени и солнца, о цветовых сочетаниях. Помогите найти нужную информацию в литературе или Интернете.

Мини-пруд. Создайте миниатюрный пруд в половине бочки, старом корыте или тазу. Наполните его водными растениями и красивыми камнями.

Украшения из сухоцветов. Соберите и засушите подходящие растения. Составьте красивые композиции из сухоцветов для дома. Ароматические растения высушите и заполните ими мешочки (такие мешочки можно сшить и украсить вышивкой), получившиеся саше используйте для отдушки шкафа.

Дух исследований...

В поисках сокровищ. Хорошая игра для дошколят, способствующая развитию интеллекта, памяти и мелкой моторики. Найди в саду что-нибудь... квадратное, круглое, восьмиугольное, треугольное, красное, зеленое, мягкое, блестящее, душистое...

Делаем компост. Объясните детям принципы образования компоста и позвольте им наблюдать за процессом. Дети постарше могут помогать с установками для обитания червей и производства биогумуса под наблюдением и руководством взрослых.

Наблюдения за погодой. Если у вас есть домашняя метеостанция, заинтересуйте ребенка в наблюдениях за погодой. Объясните ему связь между атмосферным давлением и осадками, а также процесс образования дождевых облаков при помощи эксперимента с водой, фольгой и льдом.

Когда выпадает роса? Налейте в стеклянный стакан воду комнатной температуры и добавьте в нее лед. Когда стакан начнет запотевать, измерьте и запишите температуру воды в стакане. Достаньте ложкой лед из стакана и проведите пальцем по внешней стенке стакана. Постепенно добавляйте в стакан теплой воды из чайника и наблюдайте за следом на стакане. Когда след перестанет запотевать и останется абсолютно прозрачным, снова измерьте и запишите температуру воды в стакане. Рассчитайте среднее от двух величин. Когда после теплого дня воздух в саду охлаждается до этой температуры, то выпадает роса.

Садовая психология

Совместные занятия в саду помогают создать близость и доверие между родителями и детьми, а воспоминания о них останутся в памяти и будут согревать наших детей всю жизнь. Однако следует помнить о важных принципах общения, которые помогут сделать это время действительно счастливым и незабываемым.

  • Не бойтесь давать ребенку задания по возрасту. Даже совсем небольшое, но "особо важное" поручение позволит ему почувствовать себя ценным членом семьи, ответственным за общее дело. Не забывайте интересоваться проделанной работой и хвалить по малейшему поводу — это повышает самооценку ребенка.
  • Выделите ребенку небольшой участок для экспериментов, оговорите границы дозволенного и разрешите использовать эту территорию по своему усмотрению. Это поможет направить в позитивное русло чувство собственности и контроля. Проявляйте интерес к проекту, но не вмешивайтесь в творческий процесс, если ребенок не просит вас о помощи, уважайте его личное пространство и никогда не критикуйте за то, что получилось.
  • Выбирайте увлекательные занятия, дающие наглядный результат в короткий срок. Помните, что чем младше ребенок, тем быстрее он устает от одного вида деятельности и требует переключения внимания.
  • Смело ставьте перед ребенком задачи для его возраста или с небольшим опережением. Дайте ему самому найти ответ или получить результат. Если ребенок просит о помощи, не спешите сразу сделать работу за него. Намного важнее научить его наблюдать и рассуждать, находить нужную информацию, строить логические связи и делать выводы.
  • В художественных проектах дайте ребенку свободу выбора и самовыражения — это очень важно для его развития и самооценки. Забудьте о перфекционизме: здесь не бывает "хорошо" или "плохо", а красота, как известно, в глазах смотрящего. Эстетический вкус развивается методом проб и ошибок.
  • Перед началом работы напомните ребенку, что по окончании потребуется наведение порядка. Не ругайте ребенка за грязь и беспорядок во время работы, но проследите, чтобы он полноценно участвовал в уборке после занятия. Такой подход, предложенный классиком педагогики Марией Монтессори, воспитывает понимание последствий своих поступков, ответственность и дисциплину.
  • Работа и развлечения в саду — отличный повод для ненавязчивого урока гигиены. Расскажите детям о важности чистых рук и вымытых овощей и фруктов. Объясните, почему следует работать в саду в перчатках и пользоваться солнцезащитным кремом, а в жару носить головной убор и пить воду.

Комментировать статью "Дети и сад. Чем заняться с детьми в саду"

Летние занятия в Москве бесплатно. Образование, развитие. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Посмотрела. ребенку 5 лет. Слов нет, чем занять ребенка? Точно, пора переходить к чертежам и хим формулам, а то не успеет подготовиться к Куда девать ребёнка на время летних каникул работающей матери? Можно будет хоть на пару недель занять его в Москве, да в лагерь (в...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Посмотрите другие обсуждения на тему "без заключения психиатра дефектолог будет заниматься с ребенком в саду если есть показания"

Много детей видела на берегу, которые в море не идут, но охотно сидят в басиках таких. В камушки играют. А вот на шезлонгах не видела, чтобы дети сидели маленькие - им двигаться надо, ползать. Поэтому и возникла идея именно подстилки. Развивающие наши не подходят...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Ему скучно во время сна. Медсестра в саду посылает к эндокринологу на анализы, к психологу на консультацию, к невропатологу на обследование.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание Т.е НИКАКОЙ цивилизации. Участок очень маленький, большая его часть отдана под грядки И дети заняты, и нам полегче, и готовили сразу на всех. Правда, мы без помощи родителей...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками Раздел: Отдых в каникулы (как писать где ребенок будет находится на каникулах). Интересно, если напишешь, что ребенок будет сидеть все каникулы дома один, они что-нибудь предложат?

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады В общем, было бы время и деньги у родителей, дите занять можно! Но если активное лето, то можно и дома посидеть... я только...

Ребенок 4 года, мальчик. Категорически ни чем не хочет заниматься в саду, зарядку делать не буду, лепить не буду, танцевать не буду и тд. Воспитатели стали говорить, что в разборках сразу кулаки вход пускает(но тут я виню папу, который говорит, что сдачу надо кулаком давать) Но...

По математике в саду занимаются тоже по Петерсон Игралочка. Больше никаких пособий в саду не используют, они там Вечером у ниx с детьми есть чем заняться и без "обучения тому и сему по указанным пособиям ". Например, обучать тому, чему сад - школа в жизни не научат...

Обустройство участка. Дача, сад и огород. Дача и дачный участов: покупка, благоустройство, посадка деревьев и кустарников, рассада, грядки, овощи Есть у нас участок.Новый,только дороги-свет сделали и земли разметили. Денег на обустройство нет пока,может года через 3...

Девы, подскажите, пожалуйста, чем заняты ваши дети на даче/в деревне, насколько с ними Вот думаю, ну чем его можно занять? Как ваши бабушки проводят лето с детьми, что они 2-3 бабушки договаривались между собой и приводили деток друг к другу на участок и утром и...

Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни На прогулке и общались с детьми, собственно. А в чем проблема? Что в саду такое, чего нельзя организовать дома? 19.11.2010 20:00:11, ВиОла.

Занятия с психологом в саду. Няни, детсады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Чем,в школе, занимается психолог с детьми? Ситуация такая: Моя дочь(скоро 7 лет),пошла в первый класс.На родительском собрании мы подписали...

У ребенка "Р" гораздо лучше моей. Правильная. Причем в саду ее поставили как-то очень быстро. Как усаживать заниматься?. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Очень сложно усадить...

Дети на даче: чем заняться? Ребёнок на даче. Что подготовить к дачному сезону с ребенком? что поставить на дачном участке для годовалого?

Детско -родительские отношения. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Как проходит ваше утро? Вы подскакиваете через полчаса после 25-го звонка будильника, с Приготовьте малышу одежду с вечера, и теть...

И ребенок начинает заниматься мастурбацией, тут надо подумать, физиология это или психология. Онанизм и детский сад. Адаптация к условиям детского сада. Детская психология. В любое другое время у него нет позывов к онанизму – ему есть чем заняться и...

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Знаю, что сад это исправит и это исправит, но пока до сада год. Вечером ему позволено немного поиграть в комп и посмотреть любимые...

Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни Хотелось бы танцы попробовать или спортсекцию какую (ведь бассейна даже приличного нет в районе!) Мается ребенок на вечерних занятиях в...