В отличие от фильмов, где героя ударяют по голове, и он мгновенно полностью теряет память, в реальной жизни чаще всего ухудшение памяти происходит постепенно. Поэтому очень важно вовремя его заметить и принять нужные меры. О причинах и симптомах ухудшения памяти поговорим в этой статье.
Прием лекарственных препаратов . Некоторые лекарства могут приводить к ухудшению памяти. Возможными «виновниками» могут быть: антидепрессанты, антигистаминные препараты, успокоительные средства, миорелаксанты, транквилизаторы, снотворные и обезболивающие средства.
Алкоголь, курение и употребление наркотиков . Уже давно доказано, что чрезмерное употребление алкоголя приводит к ухудшению и потере памяти. Курение влияет на память за счет уменьшения количества кислорода, который попадает в мозг. Исследования показали, что курящим сложнее запоминать имена незнакомых людей, чем некурящим. А запрещенные препараты могут влиять на химические процессы головного мозга, что приводит к ухудшению памяти.
Недостаток сна . Качество и количество ночного сна имеют важное значение для памяти. Частое бодрствование в ночное время или постоянный недостаток сна приводят к усталости, которая препятствует способности нормально обрабатывать информацию. О том, сколько и как нужно спать, расскажет статья « ».
Плохое питание . Для нормального функционирования мозга необходимо хорошее, полноценное питание, в том числе высококачественные белки и жиры. В частности, недостаток витаминов В1 и В12 в организме негативно влияет на память. Подробнее о правильном питании мы поговорим .
Повреждения головы . Серьезный удар по голове в результате падения или автомобильной аварии может повредить мозг и вызвать краткосрочные и долгосрочные потери памяти. Иногда память может постепенно улучшаться с течением времени.
Инсульт . Инсульт возникает, когда приток крови к мозгу прекращается из-за закупорки кровеносных сосудов головного мозга. Это часто вызывает кратковременную потерю памяти. Человек, который перенес инсульт, возможно, имеет яркие воспоминания о детстве, но не в состоянии вспомнить, что он съел сегодня на обед. Кстати, каждый должен знать, .
Другие причины . Причинами ухудшения памяти может быть гиперактивность щитовидной железы, а также инфекции, влияющие на мозг, – туберкулез, сифилис, ВИЧ.
Обратите внимание! У многих ухудшение памяти ассоциируется с пожилым возрастом, старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера. Но проблемы с памятью могут возникать и у молодых.
Исследования ученых показали, что молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет больше подвержены повседневным эпизодам забывчивости, чем пожилые. Молодежь часто забывает, какой сегодня день или куда они положили свои ключи. Почти всегда подобные проблемы с памятью возникают из-за нездорового образа жизни.
Также повышенный уровень стресса, плохое питание и недостаточное количество сна вносят свой вклад в проблемы с памятью. Но самую большую опасность представляют всевозможные гаджеты, к которым мы привязаны. Во-первых, мозгу нужна многозадачность, которую сейчас многие доверяют своим электронным устройствам. Без переключения внимания между различными видами деятельности происходят нарушения кратковременной памяти.
Во-вторых, большинство молодых людей привыкли спать со своими сотовыми телефонами под подушкой, что подвергает их мозг разрушительному воздействию электромагнитных полей. Излучение от смартфонов может вызвать значительные нарушения не только в памяти, но и повлечь за собой трудности при обучении, нарушать эмоциональную и стрессоустойчивость.
Временные провалы в памяти в молодом возрасте могут возникнуть при обезвоживании организма, при длительном стрессе, а также при низком уровне сахара в крови. Как правило, когда эти причины устраняются, то память может быть восстановлена с течением времени.
Важно! Если вас беспокоят незначительные проблемы с памятью, легкая забывчивость, то самое время обратить внимание на свой образ жизни, и выявить, какой фактор влияет на память. Отсутствие физической активности, недостаточная стимуляция мозга, плохой сон и скудное питание – все это может привести к ухудшению мозговых функций.
Чтобы исключить эти заболевания, следует обращаться к врачу при первых же тревожных симптомах , особенно если ухудшения памяти прогрессируют и не исчезают в течение длительного времени.
Пожилые люди часто жалуются на излишнюю забывчивость . Кто-то не может вспомнить название фильма, который смотрел вчера. Кто-то забывает дорогу домой или не помнит, зачем пошел в другую комнату. И эти проблемы обычно связывают с началом старческого слабоумия или болезнью Альцгеймера. К счастью, это не всегда так, и возрастные изменения памяти не всегда являются симптомом серьезных заболеваний.
Три физиологические причины возрастных ухудшений памяти:
Важно! Если потеря памяти становится настолько серьезной, что нарушает работу, хобби, семейные отношения или общественную деятельность, то это повод уделить более пристальное внимание этой проблеме и обратиться к врачу.
Серьезным сигналом также может служить полная потеря ориентации даже в знакомых местах, постоянные искажения слов или фраз, социально неадекватное поведение. Визит к врачу обязателен, если ухудшения памяти становятся достаточно заметными и серьезно влияют на вашу жизнь или на членов семьи. Даже если симптомы не сходятся с признаками слабоумия, лучше пройти тщательный медицинский осмотр, и заранее предотвратить возможные проблемы в будущем.
На осмотре врач задаст следующие вопросы:
Вести активную социальную жизнь. Люди, которые редко общаются с членами семьи и друзьями, имеют более высокий риск ухудшения памяти. Качественно проведенное время с другими людьми будет мощным «лекарством» для памяти, поэтому время от времени планируйте встречи с друзьями. На самой встрече не забудьте убрать свой телефон подальше, чтобы максимально улучшить качество общения.
Не курить. Курение повышает риск возникновения сосудистых заболеваний, которые могут вызвать инсульт или сужение артерий, доставляющих кислород к мозгу. Подробнее о вреде курения – .
Следить за питанием. Ешьте много фруктов и овощей, пейте зеленый чай – эти продукты богаты антиоксидантами, которые предохраняют клетки мозга от преждевременного старения. Также для памяти хороши продукты, богатые жирами омега-3 (тунец, лосось, форель, грецкие орехи и льняное семя).
Упражнять свой мозг и память. Так же, как физические упражнения незаменимы для здоровья тела, умственная активность заставляет мозг работать лучше и снижает риск возникновения различных ухудшений мыслительных процессов. Подберите такие упражнения для памяти, которые будут доставлять вам удовольствие. Если вы будете заниматься через силу, то желаемого эффекта это не принесет. Вот некоторые идеи для тренировки памяти и мозга:
Следующая статья.
При поисках расширенного определения памяти в справочных изданиях находим классификацию этого термина с физиологической точки зрения и с культурной – память способствует накоплению и хранению богатого жизненного опыта человека. По отношению ко времени сохранности, она подразделяется на кратковременную и долговременную. При долговременном виде памяти нелегко запоминается материал, зато воспроизвести усвоенное человек всегда сможет, даже спустя многие годы. Кратковременный вид характеризуется быстротой усвоения и более кратким временем сохранения информации.
В зависимости от эмоционального восприятия материала и оперативного употребления его, человек пользуется нужным видом памяти. Кроме того, память, исходя от степени осмысливания материала, бывает механической и логической. Заучивание иностранных слов, запоминание номеров телефонов – примеры механической памяти. При усвоении информации с пониманием смысловой связи между объектами, вступает в действие логическая память.
Понятие предела вместимости для памяти отсутствует, но каждая личность имеет свой порог различного ее вида. Поэтому определенной нормы для понятия потери или ухудшения памяти нет. Так, при развитии суперпамяти человеком сразу и надолго запоминаются мельчайшие детали нужного ему материала. Во время стремительного накопления информации, музеи, библиотеки и сети интернета заменяют нам долговременную память.
Обычно мы не анализируем процесса памяти, употребляя ее рефлекторным образом, пока не столкнемся с явными ухудшениями восприятия и воспроизведения информации даже в небольших объемах. Любое, кажущееся незначительным, действие и любой элементарный процесс может способствовать функциональному расстройству работы памяти. Разберемся с причинами ухудшения памяти у молодых и пожилых людей.
Причины, приводящие к ухудшению памяти, можно конкретизировать следующим подразделением:
Научные испытания довели важную роль гормонов в процессах мышления и запоминания. Известно, что улучшению процесса обучения и усвоения, быстрому развитию памяти, содействует принятие эстрогена, тестостерона и подобных компонентов. Окситоцин, наоборот, тормозит эти процессы памяти.
Каждый человек обладает в большей степени присущими ему аспектами памяти – зрительным, слуховым, двигательно-моторным или другим. Один лучше запомнит, если услышит, другой – если увидит, третий, изложив письменно материал.
Мозг человека функционирует через отдельные зоны. Височные отделы мозга отвечают за речь и слух, затылочно-теменные – оперируют пространственным восприятием и зрением, движение речевого аппарата и рук находятся под контролем нижнетеменных областей, при поражении которых развивается астереогнозия – невозможность ощущения предметов.
К заболеваниям памяти не надо приравнивать состояние забывчивости, когда человек старается осознанно вытеснить из памяти тяжелые, очень неприятные для него или трагические события. Происходит своеобразная, необходимая для человека защита, и это надо учитывать.
Такое вытеснение из памяти неприятных жизненных фактов называется репрессией . Если же человек полагает, что ничего такого не происходило – это его отрицание . Вымещение отрицательных эмоций на другом человеке – замещение . Это три основных защитных механизма нашего человеческого разума. Пример – вымещение мужем, раздосадованным неприятностями на работе, своего озлобленного состояния на подвернувшейся под руку жене. Если подобные случаи отрицания и вымещения происходят ежедневно, тогда их можно отнести к категории проблем с памятью. Считается, что подавление в себе отрицательных эмоций приводит в дальнейшем к неврозам и депрессиям.
При резком ухудшении памяти сначала нужно исследовать причину, какая именно болезнь возбудила данный процесс. Лечиться надо обязательно, ведь может произойти полное отторжение больного человека от общества, работы и даже семейного уклада жизни. Но принимать самостоятельно выбранные разрекламированные лекарственные препараты не следует, необходимы детальный осмотр и назначения врача.
Можно применять методы физиотерапии, к примеру – электрофорез и введение через нос глютаминовой кислоты. Разработаны и внедряются психолого-педагогические методы лечения больных с ухудшением памяти. Психолог-педагог по-новому учит пациента осознавать и запоминать информацию, при этом задействуются лишь здоровые области головного мозга. Если психолог выясняет, что пациент не способен к запоминанию и воспроизведению произнесенных вслух фраз, тогда он учит человека, как мысленно представить образы произносимых фраз и запомнить весь материал текста. Такая методика работы над собой долгая и трудоемкая. Надо не только сознательно суметь запомнить фразы, пользуясь воображением, но довести весь процесс до автоматизма, чтобы не задумываться, каким образом надо это воспроизвести.
При обращении в поликлинику, врач может выписать на первых порах для поддержания памяти ноотропные препараты. Действующим препаратом новой лекарственной серии группы ноотропов считается Ноопепт, в составе которого имеются необходимые человеческому организму аминокислоты – дипептиды. Их воздействие на нейроны в коре нашего головного мозга стимулирует улучшение концентрации внимания и восстановление памяти. Препарат хорошо действует на всех стадиях восстановления памяти пациента: при начальной обработке задаваемой информации и последующих процессах обобщения и извлечения. Его употребление может повысить сопротивляемость организма к общим факторам поражения – наркотикам, алкоголю, табаку, различного рода травмам с повреждениями головы.
При появлении указанных выше симптомов ухудшения памяти, связанных с ухудшением памяти, желательно сразу обратиться к лечащему специалисту – нейропсихологу, неврологу или терапевту для проведения лечебных исследований. Если нет возможности дожидаться врачебного диагноза, можно пробовать действовать самостоятельно. Надо учитывать, что проявления памяти находятся в прямой зависимости от внимания человека, с каким он воспринимает мимолетно проносящуюся для него информацию, поэтому не принимаемую им серьезно. В основном проявление невнимания свойственно людям старшего возраста, но не исключено оно и у молодых. Зачатки внимания, как очень существенный фактор для памяти, следует воспитывать, начиная с детского возраста. Чтобы преодолеть синдром невнимательности, приходится постоянно тренироваться, работать над своими восприятиями, заставлять себя акцентировать внимание на нужных деталях. Придется записывать важные события, вести дневник, снова учиться вести устные подсчеты чисел.
Пониманию практических основ памяти, сосредоточения и внимания помогает наука о мышлении.
Американский профессор-исследователь Лоуренс Катц детально описал в своей книге методику, активизирующую деятельность практически каждого отдела мозга, развивающую внимание, сосредоточение, память и творческие наклонности человека.
Развивающие упражнения из книги Лоуренса Катца:
Вот основное, что надо знать и учитывать при ослаблении и резкой потери или ухудшения памяти, понимая причины начала болезни и ее последствия, которые можно избежать при регулярной работе над собой.
Подробное видео о ухудшении памяти
Считается, что проблемы с памятью возникают у пожилых людей. Но на самом деле эта проблема есть у каждого 4 жителя планеты. Не стоит волноваться, если забыли адрес или имя малознакомого человека. Такая забывчивость относится к избирательности памяти. Мозг не запоминает то, что вы не стараетесь запомнить.
Но когда вы не в состоянии вспомнить события вчерашнего дня или не можете запомнить, что происходит непосредственно в настоящее время, это уже серьезная проблема. С такими симптомами нужно срочно обратиться к врачу.
Проблемы с памятью у современного человека могут возникнуть в любом возрасте. Причины самые разные, начиная от отсутствия постоянной тренировки до серьезных проблем со здоровьем.
Самыми очевидными причинами ухудшения или даже полной потери памяти являются: травма мозга, инсульт (когда нарушено кровообращение мозга), опухоль головного мозга, поражение метастазами, инфекционные болезни (менингит, энцефалит).
Также ухудшение памяти может быть «предупреждением» организма о приближающемся рассеянном склерозе, болезни Паркинсона или Альцгеймера. Как бы там ни было, лучше всего обратиться к специалисту для прояснения ситуации.
Следующую причину ухудшения памяти можно связать с некоторыми заболеваниями внутренних органов. К таким заболеваниям относятся:
Отрицательно влияют на память и неблагоприятные факторы внешней среды:
Еще одной причиной ученые называют постоянную интоксикацию организма. Вот что может отравлять наш мозг:
Последняя причина – это возрастные изменения в центрах головного мозга. Стенки кровеносных сосудов в мозге с возрастом теряют свою эластичность и могут «трескаться», вызывая мелкоточечные кровоизлияния в разных отделах мозга. Также «старческие болезни», такие как рассеянный склероз, тоже провоцируют потерю памяти.
Как же можно себя уберечь от такой «неприятности», как потеря памяти? Если ухудшение качества памяти не связано с какими-то серьезными проблемами по здоровью, тогда можно попробовать несколько работающих способов «вернуть память». Качественный сон, здоровая пища и отказ от вредных привычек будет первым шагом для восстановления памяти.
Жалобы на память не всегда связаны с какими-либо нарушениями. Большие потоки информации, получаемой человеком, не принимается всерьез и запоминается мимолетно. Как говорится, «слушается вполуха». Мозг считает такую информацию несущественной и отбрасывает ее как ненужную. Поэтому, в этом случае можно не беспокоиться.
Что касается невнимательности, то её проявления свойственны людям в возрасте, но в настоящее время встречаются и у достаточно молодых людей. Борясь с синдромом невнимательности, необходимо работать над собой, фокусировать внимание на важных деталях, научиться считать в уме, записывать происходящие события в дневник.
Ежедневная тренировка в виде освоения новой информации, анализ изученного материала и окружающего мира заставят мозг работать, как спортсмен заставляет свои мышцы работать постоянными тренировками.
Изучение иностранных языков, разучивание новых песен, «зубрежка» стихотворений и произведений литературы, изучение культур народов мира и многое другое вернет мозгу тонус. Все новое и интересное, если проявить настойчивость и терпение, обязательно начнет постепенно откладываться в памяти, и со временем «натренированный» мозг начнет запоминать все больше и больше информации.
По статистике проблемы с памятью возникают у каждого третьего жителя планеты, однако для каждого порог памяти индивидуален. Кому-то достаточно не забыть выполнить свои домашние дела, сходить в магазин, а кто-то каждый день запоминает и хранит в голове большие объемы информации. Поэтому понятие «ухудшение памяти» довольно субъективное. Считается, что предела памяти не существует, и человеческий мозг запоминает только 7-10% увиденного, а все мелкое и ненужное стирается и забывается.
Если ослабление памяти не мешает профессиональной и домашней деятельности, люди не обращают на это внимания. И действительно, в большинстве случаев легкая забывчивость, особенно в пожилом возрасте, — закономерный процесс старения головного мозга и сосудов, связанный с атеросклеротическим поражением сосудистой стенки и гибелью некоторых нейронов. Однако иногда, особенно если подобные симптомы наблюдаются в молодом возрасте либо совсем у детей, это может служить грозным признаком наличия заболеваний головного мозга или нарушения обменных процессов.
Практически каждый человек старше 65 лет жалуется на ухудшение памяти той или иной степени. Обычно процесс этот происходит постепенно — таким образом, человек успевает привыкнуть и приспособиться к происходящим в его организме изменениям. Всем известно об ухудшении памяти с возрастом, поэтому симптом этот не вызывает особой настороженности у врачей и родственников больного. Основные причины снижения памяти в пожилом возрасте:
1. Нарушение кровообращения головного мозга :
2. Последствия повреждений вещества мозга. Это могут быть травмы, менингит, сосудистые катастрофы, перенесенные пациентом в молодом возрасте. При этом сразу все восстанавливается хорошо, человек возвращается к нормальной жизни. Но для мозга ничего не проходит бесследно, и когда резервы истощаются, что закономерно происходит с возрастом, перенесенные ранее заболевания дают о себе знать обычно в виде прогрессирующего снижения памяти.
3. Нарушения обмена веществ при :
При этом токсичные продукты начинают буквально «отравлять» мозговые клетки, что непременно сказывается на их работе.
4. Болезнь Альцгеймера . Заболевание, которое возникает у людей после 70 лет, однако известны случаи и более раннего начала. При этом ухудшение памяти более серьезное и прогрессирует очень быстро, прямо на глазах. За несколько месяцев человек может потерять память не только на происходящие с ним события, но и утратить возможность к самообслуживанию. Больные просто не помнят, как ходить в туалет, принимать пищу, одеваться. Они становятся абсолютно беспомощными.
Ослабление памяти в молодом возрасте должно насторожить и доктора, и самого пациента, ведь причины этого могут быть довольно серьезными и опасными не только для здоровья, но и для жизни:
1. Органические заболевания головного мозга :
2. Соблюдение жестких диет , что особенно актуально в современном обществе. При этом в результате недостаточного поступления питательных веществ снижается работоспособность мозговых клеток.
3. Злоупотребление алкоголем, никотином .
4. Психофизиологические причины :
5. Черепно-мозговые травмы.
6. Повреждения головного мозга во время родов или недостаточное поступление кислорода в период внутриутробного развития.
1. Пересмотр режима дня , нормализация периодов труда и отдыха.
2. Полноценный 8-9-часовой ночной сон . 3. Правильный рацион питания с достаточным содержанием разнообразных веществ , витаминов и микроэлементов – он также поможет улучшить память.
4. Отказ от вредных привычек .
5. Тренировка памяти — разгадывание кроссвордов и головоломок, чтение книг, настольные игры постоянная умственная активность.
При неэффективности вышеперечисленных мер следует обратиться к врачу для исключения заболеваний головного мозга и организма в целом. Если после обследования патология не выявлена, доктор может назначить препараты, улучшающие обменные процессы в мозговых клетках:
Дозировка и продолжительность приема строго по назначению врача.
Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.
Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.
Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.
Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.
Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.
Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.
Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.
Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.
Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.
Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.
Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).
Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:
У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:
Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.
Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.
Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.
Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.
Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:
Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.
Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».
Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:
Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:
Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.
При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».
Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:
Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).
Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:
Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.
К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:
Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.
Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.
Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:
Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.
У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.
Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.
Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:
Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.
В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.
В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).
Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.
Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.
Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).
Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.
Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.
Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.
Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.
Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.