Парадные костюмы российских императриц

31.05.2019

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Обложка книги Ксении Бордэриу «Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи» (Издательство «Новое литературное обозрение», 2016)

В издательстве «Новое литературное обозрение» в серии «Библиотека журнала „Теория моды“» выходит книга Ксении Бордэриу «Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи» . Автор исследует модное пространство и каноны «Золотого века»: от придворного и городского костюма до практик заботы о теле. «Делая экскурс в историю придворного и городского костюма, автор приходит к выводу, что в становлении самобытного характера российской моды ключевую роль сыграла императрица Екатерина II. Уникальный стиль российского двора, сочетающий традиционную любовь к роскоши с установками императрицы на сдержанный и элегантный стиль одежды, формировал имидж страны за ее пределами», - говорят издатели.

Ксения Бордэриу - историк, доктор Сорбонны, автор ряда монографий по развитию отечественного костюма в екатерининскую эпоху.

С любезного разрешения издательства представляем к прочтению одну из глав книги.


Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом, между 1762-1764 / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II, 1763 / Государственная Третьяковская галерея, Москва


Владимир Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне), 1794 / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Влияние военных действий на рождение новых мод и распространение информации о них неоспоримо. В Европе второй половины XVIII века войны были регулярным явлением, прославление военных успехов своей страны изобретением новой прически и шляпы - жест не только модный, но и патриотический. Например, одно из самых тиражируемых изображений рубежа 1770-1780-х годов - прическа à la Belle-Poule 26 . Она обязана своим происхождением событиям Войны за независимость в Северной Америке. Другой пример - крайне распространенное в Европе «платье по-польски» (robe à la polonaise). Есть основания думать, что геополитические изменения эпохи повлияли на идею такого фасона. По мнению Ф. Буше, «платье по-польски, кажется, никогда не носили в Польше» 27 , но зато время его появления в гардеробе модных дам (не раньше 1772 года и не позже 1774 года) совпадает с первым разделом Польши (1772). Разделение верхней юбки на три части, одна сзади и две по бокам, не символизирует ли польские земли, поделенные между Пруссией, Австрией и Россией, задается вопросом автор? Подобным образом, ближневосточное направление европейской политики представлено фасонами, появление которых фиксировало ключевые события и этапы французско-турецких отношений: à la levite, à la turque, à la sultane.

Достаточно распространенные в Европе ассоциации между женской одеждой и военными действиями, по-видимому, закрепляются особенно прочно в России. «Да здравствует отечественная наша богиня мода, имеющая причиной военные действия», - писал «Модный журнал» 28 . В другом номере читаем: «…главным поводом к оным [нашим модам] служат военные действия» 29 . В 1795 году публикация мод предлагала вниманию российских дам Варшавский чепец и Суворовский чепец. Журнал не упоминал о событии, давшем начало этим модам, но для современников смысл новых нарядов был совершенно очевиден. Источником вдохновения стало подавление польского восстания Т. Костюшко. Осенью 1794 года войска под командованием А.В. Суворова взяли Варшаву. То, что военно-политические события уже через несколько месяцев были освещены модным журналом, позволяет считать, что его издание осуществлялось не без участия властей. Гравюры выполнены в виде «бюстов», то есть модели изображены по пояс. Уборы представляют собой небольшие шляпки, отдаленно напоминающие солдатскую шапочку.

«Фиг[ура] 1. Варшавский чепец (lе bonnet à lа Varsovie), который теперь весьма многие дамы носят. Тулья его делается из сложенного разными складками атласу, который бывает цветом белый, алый или фиолетовый. Опушка делается из узких атласных лент положенных мелкими складками, как цветом обыкновенно бывают зеленые, наподобие лаврового венка; но часто и палевого цвета. Спереди и сзади банты такого ж цвету» 30 . Из возможных комбинаций цветов автор модели, опубликованной в журнале, выбирает сочетание серого и желтого. Серый, черный и желтый, цвета пороха и металла, ассоциируются с военными действиями: это цвета ордена Святого Георгия, учрежденного Екатериной II в 1769 году, это и цвета так называемой антиреволюционной моды, представленной в российском журнале в 1791 году 31 .

«Фиг[ура] 2. Суворовский чепец (lе chapeau à lа Souvarove), цветом бледно-красный. Правая оного сторона подкалывается, нижний край опушается черными перьями, которые также наискось около тульи обвиваются» 32 .

Увлечение Европы Россией не было мимолетным. О Екатерине II еще раз упоминает на своих страницах журнал Magasin des modes nouvelles. В одном из выпусков 1789 года напечатан рассказ о модном занятии, рукоделии и обмене подарками между российской императрицей и Вольтером. В ответ на преподнесенную шкатулку, которую Екатерина II собственноручно смастерила, философ послал ей самолично связанный чулок. Свою шутку философ объяснил так: чтобы отблагодарить за мужское рукоделие, исполненное дамой, я преподнес ей дамскую работу, выполненную мужскими руками. Анекдот этот правдив как минимум наполовину: письмо императрицы от 19 (30) декабря 1768 года 33 , сопроводившее шкатулку, и благодарность Вольтера в письме от 26 февраля 1769 года 34 дошли до наших дней. Спустя несколько лет, в самом начале 1790-х годов, «императрица всех русских и всех сердец определенно в моде» 35 в связи с Верельским миром, окончившим русско-шведскую войну 1788-1790 годов ** .

Европейская мода на русский костюм - следствие популярности императрицы и неотъемлемая часть увлечения французов Россией и русскими. Екатерина II с удовлетворением констатировала: «…забавно, что мода приходит с севера. Еще забавнее, что север и именно Россия в моде в Париже» 36 . Не обращается ли она в этих строках к оде Вольтера «C’est du Nord aujourd’hui que nous vient la lumiere» (Сегодня свет [Просвещение] приходит к нам с Севера)?

Примечания:

* Торговый договор подписан 11 января 1787 года в Петербурге. Этот документ предусматривал морской нейтралитет между державами и, главное, наконец утверждал французских торговцев в правах и привилегиях, которыми до этого пользовались лишь англичане.

** Война была начата Швецией в целях возвращения территорий, утраченных в ходе предшествующих войн с Россией. На стороне Швеции выступила Великобритания.

1. Грот Я.К. Екатерина II и Густав III. Приложение к XXX тому записок Имп. Академии наук. №6. СПб., 1877. С. 37.

2. Boucher F. Histoire du costume en Occident: de l"Antiquite à nos jours. Paris: Flammarion, 1965. P. 329.

3. Грот. Указ. соч. С. 38.

4. Там же. С. 46.

5. Санкт-Петербургские ведомости. 1778. №19, 41, 47, 86, 96. Прибавление к №4, 68. №41. С. 364.

6. Bachaumont (de) L. P. Mémoires secrets pour servir à l"histoire de la république des lettres en France. Londres: J. Adamson, 1783. T. XX. P. 296.

7. Oberkirch H.-L. de W. de F. Mémoires de la baronne d"Oberkirch sur la cour de Louis XVI et la société française avant 1789 / éd. présentée et annotée par Suzanne Burkard. Paris: Mercure de France, 2000. P. 237.

8. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 240.

9. Oberkirch. Указ. соч. P. 228, 233, 250, 281.

10. Relation des fêtes données au grand-duc et à la grande-duchesse de Russie pendant leur séjour à Venise, en janvier 1782, sous le nom de comte et comtesse du Nord. S. l., n. d.

11. Stroev A. L’art d’être grand-mère: les écrits pédagogiques de Catherine II // Femmes éducatrices au siècle des Lumières / sous la direction de Isabelle Brouard-Arends et Marie- Emmanuelle Plagnol-Diéval. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2007. Р. 299-319.

12. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 226.

13. Там же. С. 303.

14. Magasin des modes nouvelles. 1787-1788 (3e année). P. 68.

15. Архив князя Воронцова / под ред. П.И. Бартенева. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1870-1897. Т. 25. C. 452.

16. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 305.

17. Magasin des modes nouvelles. 1787-1788 (3e année). P. 98.

18. Ibid. №13, 83.

19. Записка об Амазонской роте [записал Г. Дуси] // Москвитянин. 1844. №1. С. 266–268.

20. Материалы по истории русского военного мундира 1730-1801. Сборник документов в 2-х томах / сост., вступ. К.В. Татарникова. М.: Русская панорама, 2009.

21. Кибовский А.В. Амазонская рота // Цейхгауз/Zeughaus. 1997. №6. С. 16–20.

22. Magasin des modes nouvelles. 1787-1788 (3e année). No.9, P. 68–69.

23. Galerie des modes et costumes français dessinés d"après nature, gravés par les plus célèbres artistes en ce genre; et colorés avec le plus grand soin par Madame Le Beau: ouvrage commencé en l"année 1778. Paris: chez les Srs Esnauts et Rapilly, rue St-Jacques, à la Ville de Coutances, 1778-1785. Cahier 56.

24. Journal des Luxus und der Moden / Carl Bertuch. Weimar: Verl. des Landes-Industrie-Comptoirs, 1787-1812. 1788, Juin, P. 223.

26. Galerie des modes… Cahier 6.

27. Boucher. Указ. соч.

28. Магазин общеполезных знаний и изобретений: С присовокуплением Моднаго журнала, раскрашенных рисунков, и музыкальных нот. СПб.: Тип. И.К. Шнора, 1795. Июнь. С. 397.

29. Указ. соч. Июль. С. 65.

30. Указ. соч. №1, С. 61.

31. Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками: С присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.: Ежемесячное издание. М.: Унив. тип., у В. Окорокова, 1791. Август. С. 108.

32. Магазин общеполезных знаний и изобретений… №1, С. 61.

33. Voltaire - Catherine II, Correspondance 1763-1778 / éd. Alexandre Stroev. Paris: Non Lieu, 2006. P. 73.

34. Ibid. P. 75.

35. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 405.

36. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма императрицы Екатерины II к Гримму (1774-1796). Т. 23. СПб., 1878. С. 270.

Эрмитаж. Мундирные платья Екатерины II

Знаете ли вы, что такое мундирные платья? Любите ли их так, как люблю я? Нет, не торопитесь с ответом. Сначала вглядитесь в эти шедевры портновского искусства…
Мундирные платья появились в России во времена Екатерины Великой. Скорее всего, сама императрица их и придумала. До неё царственные дамы прекрасно обходились без военизированных туалетов. В крайнем случае они могли воспользоваться мужским костюмом, как это с удовольствием делала Елизавета Петровна. И как поступила сама Екатерина, надевшая по случаю государственного переворота мундир офицера лейб-гвардии Семёновского полка.

В Эрмитаже хранится портрет кисти Вигилиуса Эриксена, на котором молодая императрица изображена в этом самом мундире, с перехваченными лентой распущенными волосами, верхом на коне. Если верить художнику (и мемуарам Екатерины), выглядела она в тот день восхитительно.

Прошли годы, но мудрая монархиня не забыла, каким образом взошла на престол и кому обязана своим триумфом. Она объявила себя шефом нескольких гвардейских и армейских полков и неукоснительно принимала участие во всех их праздниках (это мог быть, например, день рождения полка или годовщина памятного сражения). Всякий раз матушка-императрица лично поздравляла офицеров, собственноручно наливая каждому чарку водки и тарелку супа. Даже будучи уже не вполне здоровой, пожилой дамой, она не позволяла себе пропускать эти торжества. И именно для них ей потребовались мундирные платья - женская версия военной формы. Они шились из шёлка, а не из сукна. Покрой их лишь отдалённо напоминал покрой мужского костюма, зато цвет в точности соответствовал полковым цветам, а декор повторял отделку офицерского мундира.


Императрица Екатерина Великая в морском мундирном платье.

В Эрмитаже хранится несколько десятков мундирных платьев Екатерины II - они относятся к разным воинским частям и разному времени. Обилие их объясняется как переменами, происходившими с фигурой императрицы (с возрастом она всё больше полнела), так и тем, что платья эти нельзя было ни стирать, ни утюжить. Плотный шёлк, из которого они сшиты, очень хорошо держит форму, восхитительно выглядит, но стирка ему противопоказана. Каждый раз, когда туалет загрязнялся, приходилось заказывать новый.

На самом деле в арсенале российских императоров было ещё больше мундирных платьев Екатерины Великой, но в 1920-х годах их перераспределили между различными музеями Ленинграда и Москвы. Обиднее всего, что при дележе многие комплекты оказались разрознены. Никто из разбиравших тогда гардероб императрицы не пригляделся к их обратной стороне повнимательнее. Лишь много лет спустя хранитель Эрмитажа Тамара Тимофеевна Коршунова обнаружила на изнанке корсажей и юбок цифры, написанные чёрной тушью. Это оказались номера, под которыми одежда вносилась в гардеробные описи. И все элементы одного комплекта (например верхнее и нижнее платья), естественно, помечались одинаково.

После проверки выяснилось, что в Эрмитаже осталось не так уж много правильно укомплектованных костюмов. В своё время они подбирались хранителями на глазок - по цвету и фасону. Но человеку свойственно ошибаться! Поэтому юбка, которая когда-то прилагалась к верхнему платью из собрания Эрмитажа, теперь вполне может обнаружиться в Павловске или Москве.

Платье мундирное Екатерины II по форме Лейб-гвардии Преображенского полка

Мундирное платье Екатерины II по форме лейб-гвардии Преображенского полка, сшитое в конце 1770-х годов и представленное на одном из вечеров Клуба Друзей Эрмитажа, тоже не избежало потерь. Его верхняя часть и юбка относятся к разным комплектам и даже едва заметно различаются по цвету. Но и в таком виде туалет этот необыкновенно элегантен.

Он действительно вызывает в памяти офицерский мундир - тёмно-зелёный цвет, строгие линии, золотые галуны на воротнике, рукавах и полах, форменные пуговицы. Однако широкая юбка, которую следовало носить на фижмах, небольшой шлейф и необычного покроя рукав (с маленьким крылом у локтя) придают платью вид женственный и даже изящный.

Ещё одна интересная деталь - комплект состоит из юбки и распашного верхнего платья, но кажется, что это костюм-тройка. Вставка на груди имитирует не то жилет, не то форменную куртку, добавляя образу чуть-чуть мужественности.
Если встать плечом к плечу с манекеном, одетым в тёмно-зелёный шёлк, станет ясно, что просвещённая монархиня не была ни слишком высокой, ни маленькой. Рост её составлял что-то около 165 сантиметров.


Мундирное платье Екатерины Великой. . Лейб-Гвардии Конный полк

Ещё более эффектный костюм по форме полка Конной гвардии тоже состоит из двух элементов - нижнего (красного, с завязками на спинке) и верхнего (синего, распашного) платьев. Такая комбинация, вероятно, позволяла императрице скрывать свою полноту и придавала её силуэту особую величавость.

Забавно, что сзади на фалдах верхнего платья сделаны разрезы, имитирующие карманы (которые всегда присутствовали в мужском костюме того времени), но не несущие никакой функциональной нагрузки. Трудно вообразить себе императрицу, извлекающую из-за спины носовой платок.


Мундирные платья Преображенского (1763 г.) и Конного (1773 г.) полков

Галун по ширине и рисунку точно соответствует форменному офицерскому, но, в отличие от мужского мундира, платье Екатерины II отделано им ещё и спереди, до самого пола и этим слегка напоминает русский сарафан. Древнерусские мотивы заметны и в крое рукавов верхнего платья - пройма не застрочена, а рукав (так называемый откидной) свисает от плеча назад. Надо полагать, русская императрица немецкого происхождения сознательно подчёркивала свою связь с отечественной древностью. Она даже издала указ, согласно которому придворные костюмы должны были шиться исключительно из русских тканей.

Нижнее (красное) платье конногвардейского туалета императрицы снабжено обычным вшивным рукавом, который проходит в открытую пройму верхнего. Крой его, нормальный для своего времени, сегодня вызывает удивление. Рукав словно бы чуть согнут в локте, что, если вдуматься, соответствует естественному положению руки (особенно если она покоится на юбке с фижмами).

Нина Ивановна Тарасова, хранитель гардероба основательницы Эрмитажа, рассказывает, что вслед за Екатериной II мундирные платья стали носить практически все дамы императорского семейства. Менялась мода, менялся покрой туалетов, но сама идея дамского варианта военной формы оставалась актуальной вплоть до 1917 года.

Екатерина Гиндина

Екатерина I

Шелк, тафта, золотные нити; ткачество, шитье, аппликация

Платье было передано в Оружейную палату 23 мая 1724 г. «из комнат ее императорского величества через камердинера Козьму Спиридонова» в составе коронационного облачения императрицы Екатерины I. В комплект входили также «башмачки» из серебряной парчи, белые лайковые перчатки, чулки и подвязки пунцового цвета, вышитые серебром. Коронационное платье Екатерины I выполнено из малинового шелка репсовой выработки и украшено роскошной вышивкой. На купоне юбки шитые серебром фонтаны каскады чередуются с букетами, оплетенными кружевами, а в клеймах, образованных цветочными гирляндами, помещены аппликативные вышитые короны. Как отметил присутствовавший на коронации Ф.В. Берхгольц, платье Екатерины Алексеевны было сшито «по испанской моде». Судя по всему, подобное стилистическое решение коронационного костюма первой российской императрицы было заимствовано у западноевропейских монархов. Некоторые из них даже в XIX в. использовали в качестве коронационных костюмы в старинном испанском стиле.

Анна Иоанновна

Парча, шелк, кружево золотное; шитье.

Анна Иоанновна, вдовствующая герцогиня Курляндская и родная племянница Петра I, вступила на российский престол в 1730 году, после смерти Петра II. Ее коронационное платье было сшито из «новомодной» розовой узорной парчи, привезенной из Лиона - ведущего шелкоткацкого центра Франции. Цвет сохранился только в складках платья. Платье имеет плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVIII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать такой «колокол» в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье. Подол платья украшает роскошная кружевная сетка, сплетенная из золотных нитей. Особенно интересен шлейф, выполненный на подкладке из позолоченной парчи с муаровыми разводами. С помощью особой системы серебряных шнуров и кистей его можно было поднимать и драпировать. Есть основания полагать, что платье было сшито в России под руководством придворного портного, прибывшего из Курляндии вместе с Анной Иоанновной.

Елизавета Петровна

Серебряный глазет, шелк, золотный позумент, ткачество, шитье

Екатерина II

Парча, шелк, нить шелковая; шитье, аппликация, вышивка.

Коронационное платье императрицы Екатерины II было сшито в России в 1762 году. Оно выполнено из серебряной парчи в стиле рококо и состоит из корсажа, юбки с окружностью более пяти метров и шлейфа длинной 3 с половиной метра. Декольте и рукава украшены тонким льняным «брабантским» кружевом. Это единственное коронационное платье, основным украшением которого стало изображение герба Российской империи.

Мария Федоровна

Само платье Марии Федоровны не сохранилось, есть только корсаж со вставками коронационного платья. Зато сохранились ее туфельки.

Елизавета Алексеевна

Платье выполнено из серебряного глазета, вышито серебряными нитями и блестками. Декольте и рукава обшиты кружевом, верхняя распашная часть платья напоминает жилет, складки на талии расходятся к подолу и образуют небольшой шлейф фигурной формы. К плечевым швам распашной части платья пришиты двухслойные фигурные ленты (рудиментарные откидные рукава), которые, перекрещиваясь сзади, охватывают талию с боков и спереди завязываются как кушак.

Александра Федоровна

Парча, шелк, тафта, кружево, шелковые ленты, серебряные нити; ткачество, вышивка.

Императрица Александра Федоровна присутствовала на коронации в платье из серебряной парчи, украшенном высокорельефной вышивкой серебряными нитями. Нижняя его часть представляет собой платье с укороченным лифом и расклешенной юбкой, сшитое в точном соответствии с европейской модой середины 1820-х гг. Короткие рукава с буфами, имитирующие разрезанные на полоски двухслойные рукава XVI столетия, свидетельствуют о романтической ностальгии, характерной для европейского костюма первой половины XIX в. Передняя часть лифа украшена драпировкой с перехватом, под ним пришит крючок, служивший для крепления креста ордена Святого Андрея Первозванного, в результате чего бриллиантовая цепь, на которой был подвешен крест, образовывала две провисающие гирлянды. Верхняя распашная часть коронационного платья представляет собой род жилета со шлейфом, края которого, как и подол нижнего платья, обшиты рулом. Рукава-ленты, вшитые под углом в плечевые швы, свидетельствуют о том, что это «русское» придворное платье в его новой модификации. Декольте обшито блондами, а к плечам пришиты петли из белой тафты, предназначавшиеся, вероятнее всего, для крепления коронационной мантии.

Мария Александровна

Глазет, серебряные нити, вышивка

Мария Федоровна


Парча — Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы»; крой, шитье — Санкт-Петербург, фирма «Izambard Chancean»; вышивка — Санкт-Петербург, золотошвейный магазин «А. Ломан».
Парча, шелк, шелковые ленты, газ, серебряная нить; ткачество, шитье.

С начала XIX в. коронационные платья российских императриц шили исключительно в национальном «русском» стиле. Подобного рода платья, введенные в 1834 г. при российском императорском дворе в качестве обязательной парадной униформы, называли «шлейфами», или «сарафанами», а напоминали они, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан». Образцом коронационного «сарафана» является платье императрицы Марии Федоровны — супруги императора Александра III. Серебряная парча для платья императрицы была заказана в Москве в фирме Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX — начала XX в. Это платье было сшито в модном доме «Izambard Chancean», а роскошная орнаментальная вышивка серебром, покрывающая почти всю поверхность, выполнена в золотошвейной мастерской «А. Ломан». После коронации в Оружейную палату вместе с платьем императрицы были переданы белые шелковые ажурные чулки с вышитыми инициалами Марии Федоровны, белые лайковые перчатки и туфли из серебряного глазета на фигурном каблуке, украшенные на подъеме кружевным бантом, на которых сохранилось клеймо фирмы: «Алексей Егоров. Москва».

Александра Федоровна


Коронационное платье последней российской императрицы Александры Федоровны, было изготовлено фирмой «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы», владелица которой Ольга Николаевна Бульбенкова была официальным поставщиком двора. Рисунок для вышивки заказывали нескольким московским художникам, в том числе и Михаилу Врубелю, однако императрица выбрала анонимный эскиз, автором которого в действительности являлась её фрейлина. Работа над вышивкой платья серебром и жемчугом продолжалась около года и была признана шедевром рукоделия.
Одним из ключевых моментов при монарших дворах во все времена считалась коронация. Особа, готовящаяся войти на престол, должна была предстать во всем своем блеске и величии. В этом обзоре представлены роскошные коронационные платья российских императриц.

Первой российской императрицей, вошедшей на престол и правившей самостоятельно, стала Екатерина I. Ее коронация состоялась 7 мая 1724 года. Т. к. вторая жена Петра I не была благородного происхождения, император пожелал короновать ее, заботясь о будущем своих дочерей (они получали титул цесаревен только в если оба родителя коронованы).

Коронационное платье Екатерины I выполнено из красного шелка, украшенного серебряной вышивкой. Платье заказывалось в Берлине. В Россию привезли не готовый наряд, а «патрон», т. е. скрепленный только несколькими швами. Портные опасались не угадать размер императрицы. В итоге платье оказалось слишком широким, и за три дня до коронации русские белошвейки в спешном порядке подгоняли его по фигуре Екатерины. В итоге сзади на юбке образовались складки, и сместились карманы.

Один из иностранных послов описал платье императрицы как «великолепную робу малинового цвета, вышитую серебряной нитью». Юбка была выполнена такой длины, чтобы при ходьбе выглядывала туфелька с малиновой лентой.

Портрет Анны Иоановны.


Коронация Анны Иоановны состоялась через два месяца после ее приезда в Россию из Курляндии 28 апреля 1730 года. Платье было сшито из лионской парчи в России, но немецким портным. Если сравнить фото и портрет, то сразу же бросается в глаза разная отделка платье. Скорее всего это связано с тем, что наряд несколько раз изменяли в соответствии с веяниями тогдашней моды.


Портрет императрицы Елизаветы Петровны.


Коронационное платье Елизаветы Петровны сшито из российской ткани. Императрица приказала также всем придворным явиться на коронацию в нарядах, выполненных отечественными портными. Платье Елизаветы Петровны было сшито из парчи (глазет) серебряного цвета. Ширина платья полностью соответствует тогдашней моде рококо. В то время в таких платья дамы даже сесть не могли, поэтому многие из них, желая отдохнуть, ложились прямо на пол в своих нарядах (естественно не в присутствии императрицы). Сама Елизавета Петровна никогда не выходила в одном и том же наряде дважды. После ее кончины осталось 15 тысяч платьев.


Российская императрица Екатерина II.


Коронация Екатерины II (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) состоялась в 1762 году. Платье императрицы было сшито из серебряной парчи, украшенной двуглавыми орлами. Наряд Екатерины Великой – единственный, на котором сохранились кружева. Талия императрицы, в отличие от предшественниц, была узкой – всего 62 см.