Национальная традиционная одежда чукчей. Эскимосы Чукотки: самый малочисленный народ России

12.06.2019

При слове «эскимос» воображение рисует чум среди снежных просторов и человечков, с ног до головы закутанных в оленьи шкуры. У некоторых этот термин ассоциируется с мороженым на палочке. Немногие знают, что эскимосы представляют собой древний народ, живший в северных краях еще до нашей эры. Они имеют самобытную культуру, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Некоторые обычаи этих северных людей настолько отличаются от наших, что могут даже вызвать шок.

Нация

Эскимосы представляют собой коренную народность, проживающую на крайнем севере. Они занимают территорию Гренландии, их поселения есть в Канаде (Нунавут), на Аляске, Чукотском полуострове. Ученые относят этот народ к группе монголоидов арктического типа. Также они называются термином «инуиты» (от английского слова inuit), что являет собой политкорректное наименование нации. Вместе с другими коренными народностями Камчатки они образуют континентальную арктическую расу. Происхождение слова «эскимос» восходит к индейскому названию эскиманциг , то есть, «человек, питающийся сырой рыбой». Это наименование, придуманное аборигенами Америки, в ходу и по сей день. Группы коренных народов, проживающих на Чукотке, дальневосточных островах, в разных районах Аляски, называют себя «юпик», что переводится как «человек настоящий». Разговаривают все представители этой нации на эскалеутских языках, которые представляют собой совокупность родственных диалектов.

Численность

В совокупности все представители этого северного народа, живущие на разных континентах, составляют всего 170 000 человек. Их большая часть находится в Гренландии (около 56 000) и на Аляске (48 000). Остальные расселяются на Чукотке, островах Святого Лаврентия, Врангеля, в канадском Нунавуте. Часть племен живет на севере Европы (в Дании и других странах). На российской территории проживают примерно 1500 человек.

Внешность

Представители этого народа выглядят как типичные монголоиды. Для них характерны следующие черты:

Женщины, как и мужчины, обладают коренастым телосложением. Это невысокая раса, европейцы гораздо выше среднестатистического эскимоса. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косу.

История

Для обозначения древних предков современных эскимосов антропологи предложили термин «палеоэскимосы», который является условным. Ученые выделяют среди них культуры Саккак, Дорсет. Параллельно с ними развивались культура Индепенденс, подразделяемая на I и II (по временным промежуткам). Самой старой из них признана Саккак, существовавшая примерно с 2500 по 800 гг. до нашей эры. В ее времена существовала Индепенденс I. Считается, что у современных чукчей и людей саккак одни доисторические предки. Древняя стоянка палеоэскимосов была найдена на острове Врангеля в 70-х годах прошлого века. Там был обнаружен гарпун, который по оценкам археологов пролежал в земле больше 3300 лет.

Более поздней является Дорсетская культура. Люди, принадлежавшие к ней, населяли северные области Канады еще в первом тысячелетии до нашей эры. Охотники этих древних племен пользовались копьями, острогами для добывания животных. На месте остатков жилищ найдены каменные лампы, которые работали на тюленьем жире. Представители Дорсет умели вырезать фигурки из тюленьих бивней, разукрашивать их узорами. Рядом с Дорсет существовали племена, относящиеся к Индепенденс II. Из их смешения в 8 веке нашей эры образовались народности, называемые «туле» - прародители современных эскимосов. Для того, чтобы сделать такие выводы, ученые взяли образцы ДНК останков древних людей, живших на северных территориях. Представители Туле в девятом веке заняли канадские территории, вытеснив с них более отсталые племена. В 13 веке они переселились в Гренландию.

Жизнь

Эскимосы образуют сообщества, в которые входят жители одного поселения (зимовья). Они состоят из множества семей, в которых все занимаются определенными обязанностями. В семью могут входить не только муж с женой и их дети, но и ближайшие родственники. В одном жилище часто проживает сразу несколько семей. Женатые пары спят со своими детьми в центре дома. Одинокие члены общины занимают места с краю. По большей части браки моногамны, у каждого мужчины имеется одна жена. Однако никто не запрещает ему взять в жены двух девушек или развестись. Но это бывает редко, так как уклад жизни народа направлен на сохранение благосостояния семьи и общества в целом.


Образ жизни эскимосов предполагает тесное сотрудничество, что требует от каждого члена общества высокой сознательности. Они вместе охотятся, пользуются предметами, принадлежащими всему селению. Жители постоянно общаются друг с другом, между ними существуют негласные законы. Постулаты выражаются в следующих правилах:

  1. Посторонние люди не имеют права строить дом внутри поселения без согласия всех его жителей.
  2. Каждый поселенец берет себе определенную небольшую часть добычи. При этом в первую очередь мясо и рыбу получают члены семьи удачливого охотника. Благодаря этому никто из жителей деревни не голодает.
  3. Каждый человек может жить и заниматься охотой вне общины, если захочет.
  4. Если кто-то находит какие-либо предметы или вещи и их хозяин не обнаруживается, нашедший забирает их себе.
  5. Когда никому из охотников долго не везет на промысле, самые богатые семьи приглашают других пообедать с ними.

У эскимосов не существует никаких организаций самоуправления. Все проблемы обсуждаются внутри общества и сразу же решаются. Скандалы и ссоры по какому бы то ни было случаю запрещаются. Такое правило продиктовано необходимостью мирного соседства на маленькой территории. Языки этих народов не имеют ругательных слов. При таком образе жизни преступления среди населения практически отсутствуют. Если же происходит убийство (что бывает крайне редко), это требует ответных мер по закону кровной мести. Человека, совершившего это деяние, должен лишить жизни родственник убитого. Когда отмщение исполнено, родственников ставят в известность.

Женщины

Девушки в эскимосских семьях принимают подчиненное положение. Для того, чтобы выйти замуж, необходимо разрешение обоих родителей. Когда в семье есть мальчики (братья), они тоже должны дать свое согласие. Если родители не захотят отпускать от себя дочь, она останется жить с ними. Мужчина может забрать девушку себе в жены силой, если на это согласны ее родители (но не она). Брачные церемонии отсутствуют. Девушка просто приходит в новый дом, взяв с собой одежду, швейные принадлежности, нож.
Жена не имеет голоса в семье, она должна слушаться мужа и свекровь. Мужчина может ударить жену за какую-либо провинность. Но их детей никогда не наказывают. В том случае, когда муж решает завести еще одну жену, первая все равно остается главной. Как правило, вторая девушка нужна для продолжения рода, если первая жена не может иметь детей по каким-либо причинам.


Мужчины

Мужская половина населения в основном занимается добычей пищи. Это их главная обязанность. Каждый мужчина в работоспособном возрасте должен охотиться и заниматься рыболовством до тех пор, пока его не покинут силы. Он обязан приучать к этому сыновей с самого детства. Мужчины часто охотятся организованно, поэтому между ними должны быть дружелюбные отношения. В связи с этим споров из-за добычи не бывает. Если два охотника одновременно загарпунили тюленя или дичь, мясо делят пополам. На китов охотятся совместно, и они изначально считаются общей добычей.

Когда охотники берут друг у друга какие-то вещи (гарпуны, стрелы, ружья), то при их потере компенсация не выплачивается. Если один человек поставил ловушки на зверя или рыбу, а потом забросил следить за ними, другие охотники могут брать добычу себе. Она достается тому, кто первый нашел их, починил, стал ухаживать за ними. Такие правила обусловлены заботой о сохранении своего рода.

Жилище

По меркам цивилизованного человека дома у эскимосов очень необычные. У них два вида жилищ: летние и зимние. Летние имеют вид чума или шатра. Конструкция очень простая. Несколько длинных шестов скрепляют вверху, а их концы упираются в землю, образовывая окружность. Затем их покрывают оленьими шкурами, сшитыми между собой в большие полотнища. С одной стороны шкуры отодвигают, образовывая проход.


Зимние дома имеют разное устройство, в зависимости от региона проживания племен. В Гренландии это традиционные снежные постройки, называемые «иглу». Эскимосы, живущие на Чукотке, строят дома из досок, земли, костей. В таких странах, как Дания, жилище делают из камней и дерева. Вход в них очень узкий и располагается низко. Длинный коридор приводит в большую комнату, в которой и живут несколько семей.

Гренландские эскимосы строят иглу из снега. Сначала из снежной массы лепят прямоугольные блоки примерно до полуметра в длину. Размечают круг желаемого диаметра и укладывают по окружности снежные параллелепипеды. К центру блоки немного наклоняют, чтобы образовывался конус. На вершине их скругляют, формируя купол. Самый верх иглу не закрывают, оставляя отверстие для выхода дыма. В самом центре дома располагается очаг.

Круглое помещение делится на части, каждую из которых занимает одна семья. Там нет никакой мебели, только лежанка для сна. Рядом стоит лампа. В среднем диаметр дома составляет 3-4 метра. В нем проживают 10-12 человек. Иногда делают иглу диаметром 15-20 метров для 8-10 семей. Между жилищами прокладывают тоннели для того, чтобы переходить из одного в другое, не попадая на мороз.

Одежда и предметы быта

У женщин и у мужчин примерно одинаковая одежда. Это длинные куртки из оленьих шкур с капюшоном, отороченным мехом песца или соболя. Они украшаются национальными орнаментами, хвостами, вставками из меха контрастной расцветки. На ногах они носят унты - толстые сапоги из оленьих или собачьих шкур мехом наружу. Руки защищены от мороза теплыми рукавицами.


Предметов быта у эскимосов очень мало. Они не накапливают имущество. Это оседлые племена, которые живут некоторое время на одном месте, а затем снимаются и переезжают на другое. Шатры они перевозят на санях вместе с утварью. Запасаются эти люди только пищей. При этом самые богатые семьи не заготавливают провиант более, чем на год. Шатры, сани, лодки, собачьи упряжки, посуда считаются общим имуществом всех семей, которые проживают в одном жилище. К личным вещам можно отнести:

  1. Одежду.
  2. Инструменты.
  3. Принадлежности для шитья.
  4. Оружие.
  5. Рыболовное оснащение.

Эскимосы могут обмениваться с другими племенами некоторыми вещами. В основном это шкуры животных, бивни и клыки тюленей, китовый ус.

Занятия

Двумя основными видами деятельности этого северного народа является охота и рыболовство. Также они занимаются морским промыслом - ловлей моржей и тюленей. Племена, живущие в Канаде и на Камчатке, охотятся на оленей, песцов, дичь. С приходом цивилизации в Гренландию и образованием там городов многие эскимосы стали наемными рабочими. Они устраиваются на рыболовные суда и занимаются тем же самым делом, получая зарплату. Те люди, которые занимаются собственным промыслом, имеют следующие приспособления:

  • деревянные лодки, обитые тюленьими шкурами - каяки;
  • непромокаемая куртка каякера;
  • гарпуны, копья;
  • сани, собачьи упряжки;
  • ловушки, капканы.

Охотники делают специальные защитные костюмы для охоты на диких зверей, которые можно сравнить с бронежилетами или рыцарскими доспехами. Тонкие пластинки из моржовых бивней соединяют друг с другом кожаными шнурками. Броня распределяется на теле таким образом, чтобы защищать жизненно важные органы. Она легкая и не стесняет движений.

Тюлени имеют очень важное значение для эскимосов, так как их мясо составляет большую часть меню. На некоторые виды этих животных охотятся круглый год. На льду расставляют специальные ловушки, оповещающие о приближении тюленя. Когда он показывается из воды, его забивают гарпунами. Перед смертью животному дают попить воды, чтобы задобрить водного духа, хозяйку морских зверей Седну. На моржей и китов охотятся группами, так как это очень большие животные. Мяса гренландского кита хватает для снабжения питанием всей деревни в течение года. Поэтому поймать его - большая удача.

Еда

В основном эскимосы питаются мясом животных, на которых они охотятся. По большей части это:

  • тюлени
  • моржи
  • нерпы
  • олени
  • белые медведи

Эскимосский стиль питания даже называют мясной диетой, из-за преобладания в нем этого продукта. Остальной рацион составляет морская и пресноводная рыба и иногда дичь. Заниматься земледелием у людей нет возможности, так как их окружает вечная мерзлота. Иногда женщины собирают коренья, ягоды, если вблизи зимовья встречаются растения. Также в пищу употребляют морские водоросли. Люди этой национальности придерживаются мнения, что именно мясной рацион дает им силы, делает здоровыми, помогает накапливать энергию в условиях постоянного холода.


Животные жиры и белки, находящиеся в мясе, заменяют эскимосам все витамины и минералы, которые основная масса людей берет из всего многообразия натуральных продуктов. В ходе медицинских исследований выяснилось, что мясная диета провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, тромбоз вен, инсульты. Смертность от апоплексии у этого народа в два раза выше, чем у белого населения. Эскимосы употребляют в пищу все съедобные части тела рыб и животных, поэтому у них восполняется недостаток витаминов. Ретинол и кальциферол присутствуют в печени рыб и млекопитающих, а аскорбиновая кислота есть в морских водорослях, тюленьей коже и мозге.

Особенностью питания является то, что продукты употребляются сырыми. При этом специи не используют. После разделки животного от него отрезают куски и кладут на металлические или картонные пластины. Мозги, внутренности, жир едят вместе с мясом. Если люди давно не ели, то к столу приглашается все поселение. Понятия «обед» или «ужин» не существует, так как пищу принимают тогда, когда ощущается голод, а не в определенное время. Женская половина населения и дети кушают после мужчин, так как охотникам требуется много сил, чтобы заниматься промыслом.

Кроме употребления внутренностей животных, эскимосы также пьют их кровь. Они считают это крайне полезным для здоровья. Польза объясняется тем, что питательные вещества, содержащиеся в крови животного, насыщают кровь человека недостающими элементами. Это придает силу, выносливость, помогает переносить аномальные холода.
Популярные блюда эскимосской кухни:

  1. Акутак. Кушанье представляет собой тюлений или моржовый жир, смешанный с ягодами и рыбным филе. Иногда туда добавляют коренья, съедобные листья растений.
  2. Анллек. Считается деликатесным блюдом. Делается оно так: когда удается найти запасы мышей-полевок, собирающих в норках семена и зернышки, их забирают, а взамен кладут немного другой еды. Зернышки едят в сыром виде или смешивают с мясом и жиром.
  3. Игунак. Это туша убитого животного (оленя, тюленя, моржа и т.д.), закопанная в землю и пролежавшая там какое-то время. Внутри ее происходит ферментация, а также частичное разложение. В мясе содержится трупный яд, поэтому есть такие блюда европейцам нельзя. Эскимосы имеют к нему иммунитет, благодаря тому, что пища присутствует в рационе многих поколений.
  4. Мактак. Это шкура кита с жировой прослойкой, предварительно вымороженная.


Блюдо Акутак

Религия

Появление белых людей сильно повлияло на жизнь серверных народов. Это коснулось и религиозных верований. Поэтому некоторые племена сейчас исповедуют христианство, но это следствие вмешательства цивилизации. Основной религией эскимосских племен является анимизм. Это вера в духов, которые могут помочь или навредить человеку, поэтому им нужно поклоняться, приносить дары. Природа считается одушевленной, а всем животным приписывается существование души.

Всем миром правит создатель, в подчинении которого находятся различные божества. Например, богиня морских владений и животных - Седна. Также она управляет царством мертвых. В каждом поселении есть свой шаман. Это человек, обладающий даром проникать в мир духов. Он осуществляет посредничество между людьми и богами. Шаман проводит ритуалы с целью задобрить духов, рассказывает смертным о планах богов. Также они являются народными лекарями. В трудных ситуациях у них спрашивают совета, просят разрешить спор.

Религия обязывает людей относится к животным с уважением. Убивать их можно только для еды и никогда ради праздного развлечения. Среди эскимосов ходит легенда, что они договорились с Седной о том, что будут уничтожать моржей и тюленей только для пропитания с целью выживания рода. Богиня повелела морским животным жертвовать собой для того, чтобы они после смерти становились частью человеческого организма и тем самым продолжали людской род. Для этого она дала им способность создавать потомство.


Традиции

Некоторые особенности жизни эскимосов не совсем понятны белым людям. Обмен женами на время является обычной практикой у представителей этой национальности. Бывают ситуации, когда женщина должна сопровождать мужа в поездке, готовить ему еду, ухаживать за ним, но по состоянию здоровья или другим причинам ей будет трудно это делать. Тогда мужчина одалживает жену у другого поселенца. После выполнения запланированного дела женщина возвращается к своему прежнему мужу.

Эскимосы не целуют своих близких и любимых. Вместо этого они трутся носами. Европейцы считают, что это происходит из-за негативных погодных условий. Есть опасность обморожение губ, так как увлажненные участки тела сразу покрываются льдом. Часто нижняя часть лица полностью закрыта, так как от теплого дыхания под носом появляются сосульки. А у мужчин борода может полностью обледенеть.

Эскимосы не имеют возможности помыться из-за экстремального холода. Они намазывают тело тюленьим или медвежьим жиром, а лицо натирают рыбьим. Это помогает противостоять морозу, уменьшает возможность обморожения кожи. Представители племен, проживающие в Европе и Америке моются раз в году, в летнее время.

Сейчас турфирмы организуют экскурсии в эскимосские деревни для желающих познакомиться с бытом и обычаями этого народа. Можно даже снять ледяной дом и переночевать в нем. Для любителей острых ощущений устраивают купания в ванной с подогревом, которая устанавливается в середине снежного дома.


Эскимо́сы (группа коренных народов, составляющая коренное население территории от Гренландии и Канады до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия). Численность – около 170 тыс. человек. Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи.Антропологи считают, что эскимосы – монголоиды арктического типа. Их основное самоназвание – «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен абенаков и атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

История


Бытовая культура эскимосов необычайно приспособлена к Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун, чтобы охотиться на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, дом из шкур ярангу, особую глухую одежду из меха и шкур. Самобытна древняя культура эскимосов. В XVIII-XIX вв. характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, жизнь территориальными общинами.
В XIX веке эскимосы не имели (кроме, возможно, берингоморских) родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни зарубежных эскимосов произошли большие изменения. Значительная их часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие эскимосы, особенно в Гренландии, стали наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Эскимосы Западной Гренландии сформировались в отдельный народ - гренландцев, не считающих себя эскимосами. Эскимосы восточной Гренландии - ангмассалик. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения. Повсюду остатки традиционной культуры эскимосов быстро исчезают.

Язык и культура


Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы – юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Традиционно эскимосы - анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который управляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне - посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов - священный предмет. Традиционное приветствие, называемое «эскимосским поцелуем», стало всемирно известным жестом.

Эскимосы в России


В России эскимосы - малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. - 1356 человек, по данным переписи 2002 г. - 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населённых пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционные занятия - морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя «юк» («человек»), «юит», «югыт», «юпик» («настоящий человек»). Численность эскимосов в России:

Численность эскимосов в населённых пунктах в 2002 г.:

Чукотский АО:

село Новое Чаплино 279

село Сиреники 265

село Лаврентия 214

пгт Провидения 174

город Анадырь 153

село Уэлькаль 131


Этнические и этнографические группы


Азиатские эскимосы в XVIII веке делились на ряд племен - уэленцы, науканцы, чаплинцы, сиреникские эскимосы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.

Наряду с коряками и ительменами образуют так называемую «континентальную» группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.

Письменность


В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.). Самый известный эскимосский поэт -Ю. М. Анко.

Современный эскимосский алфавит на основе кириллицы: А а, Б б, В в, Г г, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, Лъ лъ, М м, Н н, Нъ нъ, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ў ў, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, Щ щ, ъ, Ы ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.

Существует вариант эскимосского алфавита, созданный на основе канадского слогового письма для языков коренных народов Канады.


Эскимосы в Канаде


Эскимосский народ Канады, известный в этой стране под самоназванием «инуиты», добился своей автономии, с созданием 1 апреля 1999 г. территории Нунавут, выделенной из Северо-Западных территорий.

Эскимосы полуострова Лабрадор также имеют теперь свои автономии: в Квебекской части полуострова эскимосский округ Нунавик постепенно увеличивает свой уровень автономии, а в 2005 году и в части полуострова, входящей в провинцию Ньюфаундленд и Лабрадор, также был образован эскимосский автономный округ Нунатсиавут. Инуиты получают официальные выплаты от правительства за то что живут в тяжелых климатических условиях.

Эскимосы в Гренландии


Гренла́ндцы (эскимосы Гренландии) – эскимосский народ, коренное население Гренландии. В Гренландии себя считают «калааллит» от 44 до 50 тыс. чел., что составляет 80-88 % населения острова. Кроме того, в Дании проживает около 7,1 тыс. гренландцев (2006, оценка). Говорят на гренландском языке, широко распространён также датский язык. Верующие в основном лютеране.

Живут в основном по юго-западному побережью Гренландии. Выделяются три основных группы:

западные гренландцы (собственно калааллит) – юго-западное побережье;

восточные гренландцы (ангмассалик, тунумиит) – на восточном побережье, где наиболее мягкий климат; 3,8 тыс. чел.;

северные (полярные) гренландцы – 850 чел. на северо-западном побережье; самая северная в мире группа аборигенного населения.

Исторически, самоназвание «калааллит» относилось только к западным гренландцам. Восточные и северные гренландцы называли себя только своими самоназваниями, причём диалект северных гренландцев ближе к диалектам инуитов Канады, нежели к западно- и восточно-гренландскому диалектам.


Эскимосская кухня


Кухня эскимосов состоит из продуктов, полученных охотой и собирательством, основу рациона составляет мясо, морж, нерп, белуха, олени, белые медведи, овцебыки, птица, а также их яйца.

Так как в арктическом климате невозможно земледелие, эскимосы собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды и либо поедают их, либо заготавливают впрок. Эскимосы считают, что диета, состоящая, в основном, из мяса, полезна, делает организм здоровым и сильным и помогает сохранять тепло.

Эскимосы считают, что их кухня гораздо более полезна, чем кухня «белого человека».

Одним из примеров является употребление тюленьей крови. После употребления крови и мяса тюленей вены увеличиваются в размерах и темнеют. Эскимосы верят в то, что кровь тюленей усиливает кровь съевшего благодаря замещению истощённых питательных веществ и обновлению кровотока; кровь - обязательный элемент диеты эскимосов.

Кроме того, эскимосы верят в то, что мясная диета утепляет, если постоянно питаться по-эскимосски. Один эскимос, Олеетоа, питавшийся смесью эскимосской и западной еды, говорил, что когда он сравнил свою силу, тепло и энергию с аналогичными показателями своего двоюродного брата, евшего только эскимосскую пищу, то оказалось, что брат сильнее и выносливее. Эскимосы в целом склонны обвинять в своих болезнях недостаток эскимосской еды.

Эскимосы выбирают продукты питания, анализируя три связи: между животными и людьми, между телом, душой и здоровьем, между кровью животных и людей; а также в согласии с выбранным режимом питания. Эскимосы очень суеверны в отношении пищи и её приготовления и поедания. Они считают, что здоровое человеческое тело получается при смешении человеческой крови с кровью добычи.

К примеру, эскимосы считают, что заключили с тюленями соглашение: охотник убивает тюленя только ради прокорма своей семьи, а тюлень жертвует собой ради того, чтобы стать частью тела охотника, а если люди перестанут следовать древним соглашениям и заветам предков, то животные будут оскорблены и прекратят размножаться.

Обычный способ сохранения мяса после охоты - заморозка. Охотники поедают часть добычи прямо на месте. Особая традиция связана с рыбой: рыбу нельзя готовить в пределах дня пути от места ловли.

Эскимосы известны тем, что каждый охотник делится всей добычей со всеми в поселении. Впервые эта практика была документирована в 1910.

Поеданию мяса, жира или других частей животного предшествует выкладывание больших кусков на кусок металла, пластика или картона на полу, откуда любой в семье может взять себе порцию. Так как эскимосы едят, только когда голодны, члены семьи не должны идти «к столу», хотя бывает, что поесть приглашают всех в поселении: женщина выходит на улицу и кричит: «Готовое мясо!».

Еда после охоты отличается от обычного приёма пищи: когда тюленя приносят в дом, охотники собираются вокруг него и первыми получают порции как самые голодные и остывшие после охоты. Тюленя разделывают особым образом, вспарывая живот, чтобы охотники могли отрезать кусочек от печени или налить в кружку крови. Кроме того, жир и мозг смешиваются и поедаются с мясом.

Дети и женщины едят после охотников. В первую очередь для поедания выбирают кишечник и остатки печени, а затем рёбра, позвоночник и остатки мяса распределяют по поселению.

Разделение еды было необходимо для выживания всего поселения, молодые пары отдают часть улова и добытого мяса пожилым, чаще всего своим родителям. Считается, что, поев вместе, люди становятся, связаны узами сотрудничества.


Традиционное жилище эскимосов


Иглу - это типичное для эскимосов место жительства. Данный тип строения представляет из себя постройку, которая имеет куполообразную форму. Диаметр жилища составляет 3-4 метра, а высота его - примерно 2 метра. Строятся иглу, как правило, из ледяных блоков или же уплотненных при помощи ветра блоков из снега. Также иглу вырезают из сугробов, которые подходят по плотности, а также по размеру.

Если снег достаточно глубокий, то вход прорывают в полу, а также роют коридор к входу. В случае, когда снег все же не глубокий, то входную дверь прорезают в стене, а к входной двери пристраивают отдельный коридор, сооруженный из снежных кирпичей. Очень важно, чтобы входная дверь в подобное жилище находился ниже уровня пола, так как за счет этого обеспечивается хорошее и правильное проветривание помещения, а также сохраняется тепло внутри иглу.

Освещение в жилище попадает благодаря снежным стенам, но иногда делаются также окна. Как правило, они сооружаются также изо льда или же кишок тюленей. В некоторых эскимосских племенах распространены целые поселки из иглу, которые между собой соединены переходами.

Изнутри иглу застилают шкурами, также иногда завешивают ими и стены в иглу. Для обеспечения еще большего освещения, а также большего тепла применяются специальные приспособления. За счет нагревания часть стен внутри иглу может оплавляться, но сами стены не плавятся, благодаря тому, что снег помогает вывести лишнее тепло наружу. Благодаря этому в жилище поддерживают комфортную для существования людей температуру. Что касается влаги, то её также впитывают стены, и из-за этого внутри иглу сухо.
Первым не-эскимосом, который построил иглу, был Вильямур Стефансон. Произошло это в 1914 году, и об этом событии он рассказывает во множестве статей и собственной книге. Уникальная прочность такого вида жилищ заключается в использовании плит уникальной формы. Они позволяют сложить хижину в виде своеобразной улитки, которая постепенно сужается кверху. Также очень важно учитывать и способ установки этих импровизированных кирпичей, который подразумевает опору следующей плиты на предыдущий кирпичик в трёх точках одновременно. Для того чтобы конструкция была более устойчива, готовую хижину поливают также водой снаружи.


  Численность – 1 719 человек (на 2001 г.).
  Язык – эскимосско-алеутская семья языков.
  Расселение – Чукотский автономный округ.

Самый восточный народ страны. Живут на северовостоке России, на Чукотском п-ове, в США - на о-ве Св. Лаврентия и на Аляске (около 30 тыс.), в Канаде (около 25 тыс.) - инуиты, в Гренландии (около 45 тыс.) - калилииты. Самоназвание - юк - «человек», югыт или юпик - «настоящий человек». Использовались также местные самоназвания: унгазигмит или унгазикцы - чаплинцы (Унгазик - старое название с. Чаплино), сиренигмит, сиреникцы, навукагмит - науканцы.

Эскимосские языки подразделяются на две крупные группы: юпик (западную) - у азиатских и аляскинских и инупик (восточную) - у гренландских и канадских. На Чукотском п-ове юпик делится на сиреникский, центральносибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Происхождение эскимосов спорно. По-видимому, их прародиной была Северо-Восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Мясо, внутренности и жир морских животных ели, жиром обогревали и освещали жилище, из костей изготавливали орудия труда, оружие, утварь, остовы жилищ, шкурами покрывали жилище, обтягивали байдары, каяки, шили из них одежду и обувь.

  Рукоятка ножа с изображением моржа. Кость

До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с обоюдоострым наконечником стреловидной формы (пана), поворотный гарпун (унг’ак’) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка. Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикрепляли поплавок (ауатах’пак) из целой нерпичьей шкуры: один - при охоте на моржа, три-четыре - при охоте на кита. Такой гарпун используют и современные китобои. Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры. Добивали раненого зверя каменным молотком (нак’шун). Женскими орудиями труда были нож (уляк’) и скребок с каменным или металлическим вкладышем для выделки шкур (як’ирак’). Нож имел лезвие трапециевидной формы с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников. В больших байдарах совершали дальние переезды и военные походы. Каяк - мужская охотничья лодка длиной 5,5 м для преследования морского зверя. Каркас ее делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника. Весло обычно было двухлопастным. Водонепроницаемый костюм с капюшоном из нерпичьих шкур (тувилик) наглухо скрепляли с краями люка так, что человек и каяк представляли собой как бы единое целое. Управлять такой лодкой трудно, поскольку она очень легка и неустойчива на воде. К концу XIX в. каяками почти не пользовались, в море стали выходить в основном на байдарах. По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером», а с середины XIX в. - цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовали также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах-«ракетках» (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи, подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных, укрепленных на обуви шипов из кости.

  Эскимосские мячи - символ солнца, плодородия, магический лечебный амулет

Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной - на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. Весной его добывали на плавучих льдах или с ледовой кромки длинным копьем или гарпуном, летом - на открытой воде с лодок или на лежбищах копьем. Тюленей отстреливали с каяков короткими металлическими дротиками и гарпунами, с берега - гарпунами, на льду - подползали к зверю или подстерегали его у отдушины. На нерпу в начале зимы расставляли подо льдом ставные сети. С конца XIX в. появилось новое промысловое оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверей. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей, горных баранов, птиц, ловили рыбу.


До XVIII в. эскимосы жили в полуподземных жилищах с каркасом из костей кита

Поселения располагали в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын’лю). Стены делали из костей, дерева, камня. Длинные кости китовых челюстей либо бревна плавников служили несущими опорами, на которые клали поперечные балки, также из челюстей кита. На них настилали потолок из китовых ребер или деревянных брусьев. Потолок покрывали сухой травой, затем слоем дерна и слоем песка. Пол мостили костями черепа и лопатками кита. Если в таком жилище жили постоянно, то делали два выхода: летний - на поверхности земли (на зиму его заделывали) и зимний - по подземному коридору. Стены коридора укрепляли позвонками кита. Отверстие в крыше служило для освещения и проветривания. Если землянку строили с одним входом, то летом ее покидали, оставляя для просушки, и жили во временном жилье.

В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мынтыг’ак), похожие на чукотскую ярангу. Они были круглыми в основании, внутри разделялись на две части: холодную (натык) и теплый полог (агра). Освещал и отапливал полог глиняный жирник (наник) в форме продолговатого неглубокого блюда с одним или двумя выступами для фитилей из мха.

Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена с входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

  Из нерпичьей замши - мандарки чукчи, эскимосы, коряки и алеуты шили одежду, летние торбаса, тапочки, сумки и пояса

Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в XIX в. одежду делали также из птичьих шкурок. Мужской костюм состоял из узких натазников из нерпичьей шкуры, коротких рубах-кухлянок из оленьего меха (аткук), меховых штанов до колен и торбасов. Летняя кухлянка одинарная, мехом внутрь, зимняя - двойная, мехом внутрь и наружу. Летом для предохранения от сырости поверх нее надевали матерчатую камлею или плащ с капюшоном из моржовых кишок. Зимой во время дальних поездок пользовались широкой кухлянкой до колен, с капюшоном. Кухлянку из оленьих шкур перетягивали поясом (тафси).

На ноги надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Края подошв загибали вверх и засушивали. Меховые шапки и рукавицы надевали только при переездах (кочевках).

  Летняя обувь. Конец XIX в.

Женщины носили более широкие, чем у мужчин, натазники, поверх них - меховой комбинезон (к’алъывагык) до колен, с широкими рукавами; зимой - двойной. Обувь была такая же, как у мужчин, но повыше, из-за более коротких штанов. Одежду декорировали вышивкой или мозаикой из меха. До XVIII в. эскимосы украшали себя, протыкая перегородку носа или нижнюю губу и подвешивая моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.

  Женщины украшают татуировкой лоб, нос и подбородок, а мужчины - только уголки рта

Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Женщины расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали две косы, мужчины стриглись, оставляя длинные пряди на макушке, либо гладко выстригали макушку, сохраняя кружок волос вокруг нее.

Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, мороженым, вареным. На зиму квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценили оленину, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных. Летом и осенью в большом количестве употребляли морскую капусту и другие водоросли, ягоды, съедобные листья и корни.

Эскимосы не сохранили родовой экзогамии. Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Поселение состояло из нескольких групп родственных семей, зимой занимавших отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Мужчины такой общины составляли байдарную артель. С середины XIX в. старшины артелей стали собственниками байдар и при распределении добычи получали большую часть. Главой селения был умилык - самый сильный и ловкий член общины. С конца XIX в. наметилось социальное расслоение, выделилась верхушка богатых, эксплуатировавшая неимущее население. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

  По крою эскимосские торбаса из шкуры нерпы относятся к поршневидному типу обуви

Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов-хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, которого называли Силъа. Он был творцом и хозяином Вселенной, следил за соблюдением обычаев. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злых духов представляли в виде великанов, карликов либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. Для защиты от них носили семейные и индивидуальные амулеты. Добрых духов отождествляли с животными. Существовали культы волка, ворона и касатки, которая покровительствовала морской охоте летом, а зимой, превратившись в волка, помогала охотнику в тундре.

В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который был посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о таком посредничестве.

Умерших одевали в новую одежду, связывали ремнями, голову покрывали шкурой оленя, чтобы дух умершего не мог видеть дороги, по которой его несли, и не вернулся. С этой же целью покойника выносили через специально проделанное в задней стене яранги отверстие, которое потом тщательно заделывали. Перед выносом тела совершали трапезу. Покойника уносили в тундру и оставляли на земле, обложив небольшими камнями. Одежду и ремни разрезали, вокруг раскладывали предварительно переломанные вещи, принадлежавшие умершему. На местах ежегодных поминальных обрядов выкладывали из камней кольца диаметром 1-2 м, которые символизировали души умерших родственников, и ставили столбы из китовых челюстей.

  Старейшая жительница о-ва Врангеля - Инкали (из семейного архива Г.А. Ушакова)

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты, - «проводы кита», либо весной - «встреча кита». Существовали также праздники начала морской охоты или «спуск байдары на воду» и праздник «моржовых голов», посвященный итогам весенне-летнего промысла.

Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - «весть», «новость» и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Наиболее широко известен миф о девушке, не желавшей выходить замуж. Отец в гневе выбросил ее из лодки, и она, в конце концов, стала владычицей моря и матерью всех морских животных (Седна). Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание. Известны сказки о животных, о брачном союзе женщины с животным, о превращениях человека в животное и наоборот.

К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода. Изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.

Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на «большие» общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли, и «малые» интимные - «песни души». Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна. Шаманские песни-гимны исполняют на общественных праздниках, а «песни души» поют от имени духа-помощника, вселившегося в поющего. Песенные заклинания шаманов считали магическим средством воздействия на людей при лечении или мщении обидчику, они помогали во время охоты. Песни звучат в мифах, сказках, преданиях. Танцевальная музыка неразрывно связана с поэзией и танцем.

Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами) - занимает центральное место в музыке. Среди других звучащих инструментов - перчатки с костяными пластинами-погремушками, деревянный посох с костяными погремушками, колотушка для ударов по бубну (у шаманских бубнов она более массивна, обшита мехом и имеет костяные погремушки на ручке), подвески-погремушки из костей на кухлянке (обрядовая принадлежность шамана - предсказателя погоды), ударный или щипковый хордофон. На нем имитировали мелодии или, заменяя бубен, сопровождали пение.

Продолжают развиваться традиционные промыслы - рыболовство, охота на морского зверя, а также меховая мозаика, вышивка подшейным волосом, резьба и гравировка по кости. Производство изделий на продажу для некоторых резчиков стало единственным средством существования.


Исполнитель игрового танца Юрий Кайгигун из пос. Ново-Чаплино

Сохраняются традиционные верования, шаманизм , песни и танцы. Далеко за пределами Чукотки известен ансамбль «Эргырон».

В школах изучают национальный язык. Созданы учебник «Эскимосский язык» и эскимосско-русский и русско-эскимосский словари.

На эскимосском языке выходит приложение к окружной газете «Крайний Север» «Мургин Нутэнут» («Наш край»). Передачи на эскимосском языке готовит Гостелерадиокомпания «Чукотка».

Подъему национального самосознания и возрождению культуры способствуют общественные организации - Общество эскимосов «Юпик», национально-культурный центр «Киягныг» («Жизнь»), Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки и Союз морских зверобоев.

статья из энциклопедии
"Арктика - мой дом"

Дата публикации: 16.03.2019 г.

КНИГИ ОБ ЭСКИМОСАХ

Арутюнов С.А., Крупник И.И., Членов М.А. Китовая аллея. М., 1982.
Меновщиков Г.А. Эскимосы. Магадан, 1959.
Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов. М., 1964.

Это коренной народ проживающий на гренландских и канадских землях, а также на Аляске и Чукотке. В зависимости от территории проживания язык на котором разговаривают отличается, это может быть английский, датский, русский и конечно же их родной, эскимосский.

Народ эскимосы

Численность

По последним данным переписи населения насчитывалось около 170 тысяч эскимосов. Народность проживает в таких странах и населенных пунктах:

  • США — 56 тыс (Аляска, Калифорния, Вашингтон);
  • Канада — 50,5 тыс (Нунавут, Квебек, Лабрадор, Ньюфаунленд и Северно-Западные территории);
  • Гренландия — 50 тыс;
  • Дания — 18,5 тыс;
  • Россия — 1,7 тыс (Чукотка, Магадан).

Языковая принадлежность

Эскимосский язык принадлежит к эскимосско-алеутской семье эскимосской ветки, которая объединяет более 20 самостоятельных языков. Эскимосы бывают:

  • сибирские;
  • канадские;
  • лабрадорские;
  • гренландские.

В некоторых случаях их обозначают просто: азиатские (калааллит) и американские (инуиты). А вот первых делят на восточных, западных и северных.

В Канаде, Гренландии и на Аляске распространен инуитский язык (инупик). На Чукотке и Аляске применяются юпикские языки (центральный и сибирский юпик, алутиик или сугпиак). Канадские эскимосы, в отличие от иных имеют свою письменность (канадское слоговое письмо). Выделяют 3 основных диалекта:

  • чаплинский или цeнтрально-сибирский (письменность и литература принята на этой разновидности языка);
  • науканский;
  • сиренекский (мертвый язык).

Но больше всего среди эскимосов пользуется спросом русский язык.

Описание народа

Эскимосы небольшие ростом, ниже всех гренландские и лабрадорские. Помимо этого голова для их роста достаточно большая. Характерна темная кожа и волосы. Нос имеет приплющенную форму. Глаза темные и узковатые, но с чётким выраженным взглядом. Губы толстые.

Происхождение

Так как народ является коренным то возникает много споров о происхождении этноса. Некоторые исследователи предполагают, что на процесс формирования народности повлияли индийские племена абенаки и атабаски. Само же название народа «эскимосы» переводится, как «тот, кто ест сырую рыбу». К родственным народам, общинам и племенам относятся:

  • алеуты;
  • коряки;
  • алюторцы;
  • ительмены;
  • кереки.

Религия

Эскимосы разнообразны в своих верованиях, кто-то поддерживает атеизм, а кто-то православие или протестантство, другие остались верны шаманизму и анимизму. В настоящее время христианство самое популярное направление. Хотя каждый эскимос верит в одушевленность и повсюду видят духов, а шаманы выступают в роли народных лекарей или целителей.

Кухня

Для них кровь животных — диетическое блюдо. Также эскимосы уверены, что употребляют только полезную пищу.

В эскимосской кухне можно найти довольно странные блюда:

  • игунак (протухшее мясо моржей);
  • мактак (сало с кожей кита в замороженном виде);
  • акутак (морженное из жира с добавлением ягод, рыбы и других продуктов).

Помимо этого едят оленину, рыбьи головы и другую пищу, характерную для северных народов.

Жилище

Эскимосы строят очень интересные дома под названием иглу. Они имеют форму купола и построенные со снеговых блоков. Сюда же прорезают или прорывают ход, а утепляют дом с помощью шкур и меха животных.

Одежда

Эскимосы изначально носили кухлянки, которые шили из птичьих шкурок, сами же перья выворачивали внутрь. Для того, чтобы одежда не промокала стали использовать рыбьи кишки (наверное именно эскимосы заложили идею создания дождевиков). Обувь этого народа называется унты (меховые сапоги), кстати, именно эта обувь в последние годы стала очень популярна во многих странах.

Традиции

Эскимосы еще в раннем возрасте договариваются о браках своих детей. Практикуется обмен женами, только как знак дружбы между семьями. К женщинам мужчины относятся бережно и трепетно.

Типично эскимосская одежда веками вырабатывалась в условиях холодного климата. Теплый олений мех, из которого ее шьют, и глухой покрой прекрасно защищают тело от холода, ветра и сырости. Мужская одежда состоит из короткой кухлянки, сшитой из оленьих или тюленьих шкур, обращенных мехом к телу, В случае холода покрой позволяет, вынув руки из рукавов, греть их о голое тело. Кухлянки имеют капюшоны. Поверх коротких (15 см) кожаных натазников мужчины надевают штаны, сшитые из шкуры оленя, тюленя или белого медведя. Штаны достигают колен. На ноги надеваются меховые чулки, обращенные мехом к ноге, вг меховые сапоги мехом наружу, сшитые из оленьего камуса (кожа с ноги оленя) или из нерпичьей шкуры.

Женскую одежду шьют из того же материала, что и мужскую; по форме она очень напоминает мужскую. Женщины надевают на тело кожаную рубашку с хвостовидным удлинением сзади. Короткая кухлянка без разреза обычно украшена вышивкой, имеет мысики (выступы) спереди и сзади. В отличие от мужской, на женской кухлянке есть заплечный кожаный мешок, в котором носят грудного ребенка. Одежда шьется и подгоняется с таким расчетом, чтобы нигде не поддувало. Локальные варианты эскимосской одежды различаются длиной кухлянки, деталями покроя и отделки. Наиболее отличны от общеэскимосского типа одежды парки тихоокеанских эскимосов и алеутов. Их шьют из шкурок морских птиц, без капюшона. Кроме того, эти эскимосские группы не носят натазников. Для охоты в каяке надевается непромокаемая одежда из кишок морских животных.

Пища

Раньше эскимосы ели то, что им удавалось добыть, охотой или рыболовством. Теперь они покупают некоторые продукты. Почти единственной их пищей являлось, а частично и сейчас остается, мясо морских животных, а также оленей. Его едят в вареном, сушеном и сыром виде.

Ягоды и съедобные коренья занимают незначительное место в питании. Мясо морских животных очень богато витаминами и хорошо предохраняет от цинги. Мясная диета освобождает эскимосов от необходимости специально добывать соль, так как в мясе она содержится в достаточном количестве. Эта диета хорошо соответствовала и климатическим условиям. Переход эскимосов, под европейским влиянием, от мяса к овсяным лепешкам, чаю с сахаром и консервам вредно сказался на их здоровье. Характерной чертой эскимосской диеты является большое потребление воды. Никаких алкогольных напитков у эскимосов до прихода европейцев не было.

Общественный строй

В конце XIX - начале XX в. эскимосы жили еще первобытно-общинным строем. Рода у эскимосов в это время уже не было* Основной социальной единицеи являлось стоибище. Почти все его обитатели были связаны между собой родством или свойством. На западе Аляски уроженец чужого стойбища противопоставлялся человеку «моего» стойбища, считавшемуся родственником.

У центральных и гренландских эскимосов родственные связи были менее ярко выражены, чем на Аляске, и больше выступали на первый план соседские связи между обитателями стойбища. В целом эскимосское стойбище являлось соседской общиной, несущей в себе значительные родовые пережитки, более сильные на западе и несколько ослаблявшиеся по направлению к востоку. Родовые отношения особенно полно сохранялись в отношениях производства и потребления. В некоторых видах охоты и рыбной ловли участвовали все охотники стойбища. Например, всем стойбищем охотились на карибу или ловили лосося во время весеннего нереста. Добыча от индивидуальной охоты также поступала в общее распределение по определенным нормам. Эти нормы были неодинаковы для различных эскимосских групп, но б этом отношении можно проследить некоторые закономерности. Так, охотник, добывший тюленя, получал обычно очень мало, большая часть туши распределялась между остальными охотниками данной охотничьей партии. Кроме того, получали свою долю члены стойбища, не участвовавшие в охоте из-за неотложной работы или по болезни, а также старики, вдовы и сироты. К концу XIX в. этот порядок распределения добычи в значительной степени выродился. Однако обычай взаимопомощи еще сохранялся, в особенности во время голода, когда имеющиеся запасы пищи, как бы малы они не были, делились между всеми членами стойбища.

Первобытно-общинные нормы в конце XIX - начале XX в. продолжали сохраняться в отношении распределения китового мяса: каждый мог брать его себе в любом количестве.

В эскимосском обществе описываемого периода личной собственностью считалось оружие, каяк, сани, охотничьи ловушки, одежда, предметы домашнего обихода, игрушки и т. п. Личной собственностью считались площадки льда с отверстиями для дыхания тюленей. В Гренландии охотник, нашедший продушину, ставил около нее отметку, указывающую ее владельца. У эскимосов Берингова пролива каждая семья все принадлежавшие ей вещи помечала своим знаком- тамгой. Наличие знаков собственности свидетельствовало о разложении первобытно-общинного строя.

Собственностью всей семьи были запасы пищи. Собственностью всего стойбища в целом считались: каменные изгороди, строившиеся всеми членами группы и использовавшиеся для ловли оленой; запруды для ловли рыбы; дом для общественных праздников и т. д.

Племенная собственность на охотничьи земли и районы лова морского зверя, по-видимому, отсутствовала.

Предметы личной собственности можно было одалживать. Утерю или поломку взятого взаймы предмета можно было не компенсировать или вернуть его в испорченном виде, и владелец не имел права требовать возмещения за нанесенный убыток. Более того, на Аляске владелец обычно считал неудобным просить обратно одолженный предмет, так как, по мнению эскимосов, человек, который может дать другому часть своей собственности, имеет больше, чем ему необходимо. А владелец ловушки, если он ею не пользовался, обязан был уступить ее тому, кто в ней нуждался.

Когда умирал женатый мужчина, часть имущества умершего клали вместе с ним в могилу. Остальное имущество наследовали его родственники, главным образом дети: сыновья наследовали орудия охоты, дочери - предметы домашнего обихода. Вдова ничего не наследовала, но получала обратно свое приданое. В Гренландии человек, имевший одну палатку, не мог наследовать другую, как и владевший одним умиаком не получал другого и т. п. На Аляске таких ограничений в наследовании уже не соблюдалось, и среди аляскинских эскимосов имущественное расслоение зашло дальше, чем среди эскимосов других районов. Доли наследства, получаемые старшими и младшими детьми в разных местах, были различны. Так, в Гренландии большую часть имущества отца получал старший сын. Среди «медных» эскимосов не устанавливалось какого-либо различия в порядке наследования старшими и младшими сыновьями. На Аляске же старший сын получал меньше младших. Все ценные вещи шли младшему из сыновей. Распределяла наследство у аляскинских эскимосов жена умершего.

Во второй половине XIX в. между различными эскимосскими территориальными группами наблюдались прочные торговые связи, осуществлявшиеся из года в год по одним и тем же путям. Торговые ярмарки, особенно на Аляске, проводились в форме празднеств с танцами и различными ритуальными церемониями. Такие ярмарки обычно устраивались в одних и тех же местах, а именно, на границе между различными группами. Торговля проводилась путем обмена одних продуктов на другие. За единицу стоимости принималась шкурка взрослой выдры, а позднее - бобровая шкурка.

По сообщению американского ученого Е. У. Нельсона, на Аляске в 90-х годах XIX в. в каждом селении можно было найти богача, собравшего путем торговли значительную по эскимосским понятиям собственность (ценностью в несколько сот долларов). Такие богатые люди обязаны были время от времени устраивать празднества для своих односельчан и раздавать им пищу и подарки. Если богатый эскимос уклонялся от организации празднества, односельчане или убивали его и забирали все, что у него было, или же насильственно заставляли устроить празднество и раздать на нем все свое имущество. В последнем случае он должен был, под страхом смерти, оставить всякую мысль о том, чтобы снова разбогатеть. Это свидетельствует о том, что для эскимосов во второй половине XIX в. имущественное неравенство было явлением новым и непривычным. Но уже в этот период решающий голос в селении обычно принадлежал самому богатому односельчанину, так как все остальные в той или иной мере зависели от него.

На о-ве Нуниваке еще несколько десятилетий назад, собственность в каждой родственной группе носила общественный характер. Все предметы метились знаками собственности, имевшими вид прямых или ломаных линий, но число знаков было очень ограничено. Все лица, имевшие общего мужского предка, метили свою собственность одним знаком. Для выделения отдельных ветвей генеалогического древа или отдельных семей внутри родственной группы на предметы ставили несколько знаков (но не свыше пяти).

На Аляске у эскимосов, живших между р. Кускоквимом и заливом Коцебу, в конце XIX в. сохранялось деление на тотемные группы. Наиболее распространенными были тотемы Волка, Сокола и Ворона. Все члены тотемной группы считались родственниками. К сожалению, неизвестно, была ли такая группа экзогамна, или нет, т. е. являлась ли она родом или только его остатком.

У эскимосов Аляски и Гудзонова залива до середины XIX в. были повсеместно распространены мужские дома (кажимы), существование которых обычно связывается с материнским родом. В каждом эскимосском стойбище имелось особое здание, где мужчины проводили свободное от охоты время. Там они работали, ели и спали. Там же устраивались все совещания и проводились праздники.

Браку эскимосов парный. На тихоокеанском побережье в конце XVIII- начале XIX в. существовал кросс-кузенный брак, т. е. брак между детьми брата и сестры. Эта форма брака связывается с родовым строем, а точнее с материнским родом и дуальной экзогамией. Поселение после брака могло быть и матри- и патрилокальным, но на Аляске и островах Нунивак, Кадьяк и Алеутских jb XIX в. преобладало первое. Развод совершался без всяких затруднений по желанию как мужа, так и жены. Дети оставались с матерью, и отец терял на них все права. Женщина в семье была вполне равноправна с мужчиной.

В терминологии родства различаются отцовская и материнская линии, что может быть удовлетворительно объяснено только тем, что эта терминология возникла как отражение существовавшего в прошлом родового строя. Есть и многие другие доказательства существования у эскимосов в прошлом рода, и именно материнского. По-видимому, родовая организация исчезла в связи с освоением-огромных незаселенных пространств Арктики, когда отдельные роды далеко уходили друг от друга, часто распадались и перемешивались в процессе передвижения.

В последующем разложении экзогамии большую роль сыграл также и кочевой образ жизни центральных и восточных эскимосов, затруднявший поддержание межродовых связей. В этой связи интересно отметить, что у эскимосов западного побережья Америки пережитки родового строя сохранялись в значительно большей мере, чем у всех остальных эскимосов. Это объясняется тем, что им не пришлось осваивать таких больших пространств, как центральным и гренландским эскимосам, а также и тем, что жизнь их носила более оседлый характер благодаря возможности морской охоты не только зимой, но и летом.

Процесс разложения родовых отношений у эскимосов тесно связан, разумеется, с ходом колонизации Арктики американцами и влиянием капиталистических отношений.

Вероятно, процесс разложения родового строя завершился совсем недавно, особенно на Аляске и прилегающих островах, где род, возможно, существовал еще в XVIII в. или даже позднее. Материнский род сменился, по-видимому, непосредственно соседской общиной, а не отцовским родом. Во всяком случае для эскимосов Аляски это можно утверждать вполне определенно.

У большинства эскимосов в середине XIX в. и позже не было вождей, но всегда в стойбище один из старших, опытных охотников, особенно если он к тому же был шаманом,пользовался большим авторитетом, чем другие старики; его называли «знающий», «думающий», «советчик»: он мог указывать, куда лучше перекочевать всему стойбищу, кому идти на тюленью охоту, кому за оленями; но следовать его советам было не обязательно, и он не обладал властью заставить выполнять свои приказания.

Огромную роль играло в жизни эскимосов общественное мнение. Каждый мог поступать как ему вздумается до тех пор, пока не нарушал общего благополучия. Если человек преступал обычные нормы, его увещевал кто-либо из стариков или старух. Большей частью подобные увещевания хорошо действовали, так как они считались очень обидными. Если же он продолжал нарушать правила охоты, надоедать соседям и раздражать их, то подвергался бойкоту: ему не позволяли участвовать в делах общины, не пускали в свои хижины, никто не желал с ним разговаривать или иметь какое-либо дело; если же он, из-за совершенных им обид, стал ненавистен своим соседям, то его можно было убить, когда община считала это нужным. Иногда кто-нибудь сам вызывался совершить казнь; тогда вызвавшийся опрашивал всех соседей и, при их согласии, убивал обидчика. Иногда соседи устраивали совещание и выбирали исполнителя своего решения из состава общины, и он не имел права отказаться, хотя бы осужденный был его родной брат. Семью казненного забирал исполнитель приговора или кто-нибудь из членов общины.

В противоположность этому убийству, носившему как бы законный характер, всякое другое убийство должно быть отмщено ближайшими родственниками убитого, и обычай кровной мести являлся одним из самых обязательных в обычном праве эскимосов.