Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Методическое пособие по патриотическому воспитанию. Картотека для воспитателей "учебно-методические пособия по патриотическому воспитанию"

30.05.2019

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А. Я., Дмитренко З. С.и др. В пособии представлены планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей для разных возрастных групп детского сада, а также конспекты занятий по данному направлению работы ДОУ. «Навстречу Дню Победы» Белоусова Л.Е. В книге представлены 9 бесед, которые рассказывают об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В пособии представлен весь иллюстративный материал, необходимый для занятий. Иллюстрации выполнены на мелованной бумаге. «Наследие» И быль, и сказка Соловьева Елена Викторовна В пособии представлены программа и планирование работы по нравственнопатриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе знакомства с традиционной отечественной культурой. В книгу включены рассказы о жизни выдающихся патриотов, деятелей культуры и защитников Отечества, а также сценарии театральных постановок литературных произведений, имеющих яркую воспитательную направленность. «Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре» Е. В. Соловьева, Л. И. Царенко Пособие раскрывает методику патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций культурного наследия России. Содержит программу работы с детьми и широко апробированные конспекты комплексных занятий, которые соединяют игровой, познавательный, художественноэстетический и творческий аспекты детской деятельности. «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников (для работы с детьми 5-7 лет) М. Б. Зацепина В пособии представлена методика работы по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества; содержатся сценарии праздников и развлечений, интегрированные блоки и конспекты занятий, литературный материал (былины и сказки, пословицы и поговорки, стихотворения), программа семинарапрактикума и т.д. «Чудо-богатыри земли Русской» Е. А. Никонова Книга является учебным пособием по реализации Государственной программы по патриотическому воспитанию граждан РФ. Пособие знакомит детей с наиболее значимыми событиями героической истории Отечества, его героями - от былинных чудобогатырей до солдат и полководцев Великой Отечественной войны. В книге рассказывается не только о военных событиях, связанных с историей России и современной армией, но и о российской государственной символике, о спорте и олимпийских играх, о здоровом образе жизни. Книга формирует у детей первоначальные представления о героической истории родной страны, воспитывает интерес и уважение к традициям, предкам, защищавшим Отечество от врагов. «Государственные символы Российской Федерации». Наглядно-дидактическое пособие. Е. Краснушкина Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку. « Нравственное воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации В. И. Петрова, Т. Д. Стульник В пособии представлены программа нравственного воспитания детей 2-7 лет и методические рекомендации к ней. Цель пособия - развитие у детей гуманных чувств, формирование этических представлений, навыков культурного поведения, социальнообщественных качеств. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 6-7 лет по гражданско-патриотическому воспитанию. В нем представлены календарно-тематическое планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Предлагаемые занятия связаны между собой тематически и представляют целостную картину сведений о родном крае, культуре, родной стране - России, ее прошлом и настоящем. Имеются: авторские дидактические игры, народные приметы о погоде и т.п., а также критерии диагностики уровня знаний и навыков детей. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 5-6 лет по гражданскопатриотическому воспитанию. «Мы живем в России» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Пособие предлагает систему работы с детьми 4-5 лет по гражданскопатриотическому воспитанию. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». М. Д. Маханева В пособии представлены методические рекомендации по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников на занятиях и в нерегламентированное время. Вниманию педагогов предложен тематический план работы в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, примерные сценарии занятий и праздников. В методических рекомендациях освещаются разнообразные формы, методы и приемы деятельности воспитателя, обеспечивающие эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Любовь Кондрыкинская Пособие имеет практическую направленность и удобен в использовании, содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по темам "Мой дом - моя семья", "Русская народная культура", "Столица нашей Родины - Москва!", "Земля - наш общий дом", "Защитники Отечества". «Детям о Великой Победе!» А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина В пособии представлены занятия-беседы, посвященные Второй Мировой войне и важнейшим событиям Великой Отечественной войны: началу войны, обороне Москвы, решающим сражениям, победе нашей страны над фашисткой Германией, освобождению народов Европы от фашизма. Предлагаемый материал прост по форме, доступен по содержанию и может быть использован при проведении занятий по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. «Дошкольникам о родной стране» Н. Ф. Виноградова В данном пособии представлен один из возможных вариантов организации занятий с дошкольниками по ознакомлению с родной страной. Работа по данному пособию проводится совместно с книгой "Моя страна: Россия". В книге 30 бесед - примеров того, как можно построить эти занятия, сделав их интересными и увлекательными для детей. Наличие примерного сценария каждой беседы, методических рекомендаций, исторических комментариев значительно облегчат работу педагога. «Дошкольникам о Москве и родной стране» Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова Пособие содержит сценарии занятий, развлечений, поэтический и фольклорный материал, а также творческие задания для детей, которые позволят познакомить дошкольников со своей родиной и ее столицей. «Что может герб нам рассказать...» Л. В. Логинова В пособии представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой России. Нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, творческий подход в изучении темы способствуют совершенствованию педагогического процесса, решению главной задачи патриотического воспитания. Цветные вклейки - игровой материал, позволяющий существенно расширить знания дошкольников о родной стране. «Дошкольникам о защитниках Отечества» Кондрыкинская Л.А. В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия защитница отечества". Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников, практический материал, который размещен по разделам: "Богатыри защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы". «Патриотическое воспитание дошкольников». Алешина Н.В. Вниманию читателей предлагается система работы по ознакомлению с окружающим миром детей средней группы детского сада. Пособие выстроено по следующим темам ознакомления: семья, детский сад, родной город, наша Родина, труд взрослых, предметный мир. «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения» Вострухина Т. Н. В пособии представлен опыт работы ДОУ по формированию толерантных отношений между дошкольниками. Показаны формы методической работы с педагогами, ориентированные на воспитание детей в духе толерантности, на формирование у ребенка интереса и любви к своему народу, его традициям, ценностям, а также на понимание и уважение к другим народам, их культуре и обычаям. «Мы живем в России» Владимир Степанов Большое чувство делает маленького человека большим. Эта книга о нашей Родине, ее просторах, народах, обычаях, ее истории и героях. . Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. В пособии представлены материалы по ознакомлению детей средней и старшей группы с родным краем: содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности, программы, конспекты. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет Комратова Н.Г. В книге представлены материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с родным краем: содержание и технология воспитательнообразовательного процесса, планирование деятельности, программы, конспекты игр и занятий. «Мой родной дом» Н. Арапова-Пискарева Программа нравственнопатриотического воспитания дошкольников. В приложении содержатся извлечения из важнейших государственных и ведомственных документов в области воспитания. Издание адресовано работникам органов управления образованием и педагогам дошкольных образовательных учреждений. « Моя страна» Натарова В.И. Капухина Н.И..А. Циклы объединены темами Русь изначальная, Все мы вышли из природы, . Россия. Золотой век. Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественнотворческой, музыкальной. «Воспитывая маленького гражданина» Ковалева Е. В пособии представлены модели гражданского воспитания, начиная с дошкольного возраста, в том числе тематические блоки, сценарии, конспекты и сетки занятий с детьми разных возрастных групп. Материал основан на практическом опыте работы в дошкольных учреждениях г. Мурманска и г. Апатиты.

Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка

Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад №313 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Методическое пособие

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«ДОНЕЦК мой город»

Лежанская Марина

Афанасьевна

заведующий МДОУ№313

050-92-95-624

Гончаренко Светлана

Сергеевна

воспитатель МДОУ№313

Г.Донецк-24,ул.Ревякина 37 а

Лежанская Марина Афанасьевна, заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад№313 города Донецка»

Гончаренко Светлана Сергеевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Ясли-сад№313 города Донецка»

Рецензенты

Старовойтова Инна Вячеславовна методист районного методического кабинета

Введение.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются новые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Он определённым образом относится к тому, что его окружает, переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребёнка. Чувства ребёнка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. И в этом поможет дидактическое пособие по патриотическому воспитанию лэпбук «ДОНЕЦК -мой город». Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. «Лэпбук» в дословном переводе с английского значит «наколенная книга». Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематической папкой – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы воспитателя с детьми по патриотическому воспитанию. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Тема для папки по патриотическому воспитанию может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Но данное пособие «ДОНЕЦК - мой город» посвящено конкретно городу Донецку, что дает возможность преподнести детям более подробную информацию о нем - и это является более продуктивным.

Преимущество использования лэпбука «ДОНЕЦК - мой город »

Помогает:

    Структурировать сложную информацию;

    Развивает познавательный интерес и творческое мышление;

    Разнообразить даже самую скучную тему;

    Научить простому способу запоминания;

    Объединить группу детей в МДОУ для увлекательного и полезного занятия.

Значение лэпбука «ДОНЕЦК - мой город» для ребенка:

    Способствует пониманию и запоминанию информации о городе Донецке.

    Способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучению города Донецка;

    Способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.

Значение для педагога:

    Способствует организации материала по патриотическому воспитанию в рамках тематического планирования;

    Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;

    Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Практическая часть.

Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому его содержание подчинено определенному плану, для более полного раскрытия темы:

1. Познакомить ребенка с понятием: Родина 2. Познакомить ребенка с достопримечательностями Донецка 3. Познакомить ребенка с актуальными профессиями в Донецке. 4. Закрепление знаний детей символики Донецка. 5. Для развития речи – пословицы и поговорки, художественное слово. 6. Развитие памяти, воображения, мышления.

И каждый из пунктов плана размещен на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках.

Для изготовления лэпбука «ДОНЕЦК - мой город» использовались следующие материалы:

    картонная папка;

    бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

    ручки, карандаши, фломастеры, краски;

    ножницы;

    клей и скотч;

    степлер;

    декоративные элементы по необходимости (пуговицы, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Организация материала:

    стандартные кармашки;

    обычные и фигурные конверты;

    кармашки-гармошки;

    кармашки-книжки;

    окошки и дверцы;

    вращающиеся детали;

    высовывающиеся детали;

    карточки;

    теги;

    пазлы

    стрелки.

Основа (папка) подробно показана на картинках.

С
одержание папки.

    Блокнотик разрезной «Пословицы»

Цель: Развивать логическое мышление, обогащать словарь детей, знакомить с художественным словом, воспитание интереса к традициям своего народа.

Ход игры: педагог читает начало пословицы, а дети её продолжают и поясняют её значение.


Цель: закреплять звуки и буквы; упражнять в умении определять на какой звук начинается слово; знакомить с достопримечательностями

города.

Х
од игры:
педагог читает коротенькое стихотворение на определённую букву. Ребёнок называет все слова, которые имеют данный звук

    Вращающийся круг «Наши профессии» знакомит детей с профессиями, которые актуальны в городе Донецке.

Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей нашего региона. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

Материал: "Колесо" с изображениями человека - представителя профессии, знакомой детям (Доктор, продавец, учитель, шахтёр, футболист)

Ход игры: ребёнок крутит колесо и на какой профессии оно останавливается (можно, какая понравилась), про ту и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе, называет предметы, которые помогают ему в работе (доктору шприц, фонендоскоп и т.д.). Выигрывает тот, кто даст более полный ответ и без ошибок.


Цель: в игровой форме закрепить знания о родном городе; развивать речь, память; воспитывать любовь к родному городу.




«Собери картинку»

Цель: учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём п
рикладывания.

Ход игры: ребёнок должен собрать картинку с изображением достопримечательностей города с помощью образца.

«Путешествие по Донецку»

Задачи: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры; расширять представления о зданиях и их назначении; пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на котором фотографии городских заведений и учреждений кубик и фишки. В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Варианты игры: ребенок бросает кубик, который определяет количество ходов по игровому полю. Попадая на фотографии достопримечательностей города, называет их.

На внешней стороне папки находиться карта Донецка, которая разделена на районы.




Заключение.

Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие - одно задание. Придумайте удобное место для хранения изготовленных материалов. Интересных вам идей и плодотворных совместных занятий с детьми! Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по патриотическому воспитанию и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
4. Лэпбук «ДОНЕЦК - мой город» хорошо подойдет для групповой игры. Можно выбрать задания под силу каждому и сделать коллективную книжку.
5. Изучение лэпбука «Мой город – ДОНЕЦК» – это увлекательное творческое занятие.

1. Введение…………………………………………………………… 3

2 Основная часть……………………………………………………. 5

- теоретическая

- практическая

- дидактическая

3. Заключение………………………………………………………. 12

4. Список использованной литературы………………………… 14

Список использованной литературы.

Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.

Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2007.

Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.

Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.

Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2006.

Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.

Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.

Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.


Продолжаем публикацию материалов о литературе из читального зала руководителей детского чтения, которая поспособствует работе по воспитанию любви и ответственного отношения к родине у детей.

Предыдущая статья была посвящена художественной литературе, сегодня поговорим о методической литературе – это разработки занятий, сценарии для дошкольников и школьников по патриотическому воспитанию.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006. - 192 с.

Сборник содержит планирование работы с детьми, конспекты занятий и развлечений, формы работы по взаимодействию с семьей воспитанников. Практический материал размещен по разделам: "Богатыри - защитники земли Русской", "Герои 1812 года", "Детям о празднике Победы". В пособии даны методические рекомендации для практических работников ДОУ по выстраиванию работы со старшими дошкольниками по теме "Наша армия - защитница отечества". Также здесь вы найдете и рекомендации по чтению художественной литературы в целях патриотического воспитания.

Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.

В пособии представлены циклы занятий по разным видам детской деятельности: познавательной, художественно-речевой, художественно-творческой, музыкальной. Циклы объединены темами "Русь изначальная", "Все мы вышли из природы", "Россия. Золотой век". Содержание книги способствует развитию творческого потенциала дошкольника и формированию нравственно-этических норм. Книга может быть рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям, воспитателям по изодеятельности, логопедам, учителям начальных классов, гувернерам, родителям.

Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

Воспитание осуществляется по трем программам комплексного освоения традиционной отечественной культуры: "Круглый год", "Семейный круг", "Святые наши имена". Цель предлагаемых программ комплекса "Наследие" - восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры; формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей; нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка; физическое и трудовое воспитание; системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

В сборнике представлен опыт работы педагогов из различных регионов нашей страны по патриотическому воспитанию старших дошкольников. В пособие вошли конспекты занятий, сценарии праздников, конкурсов, военно-спортивных игр, музыкально-литературных вечеров, а также информация о символике Российской Федерации. Издание предназначено для воспитателей, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также студентов вузов и колледжей.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ

Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).

Этот сборник - удачная попытка представить в одном издании содержание важнейшего направления воспитательной работы в школе - развитие чувства патриотизма у подростков. Целевые программы, разработки интересных мероприятий, творческих дел, развивающих игр и викторин, сценарии вечеров, выступлений агитбригады или театральной студии - весь материал призван помочь в решении одной из самых насущных проблем современного российского общества. Задачи мероприятий: развитие у подрастающего поколения чувства уважения к истории, традициям, культуре россиян, воспитание гордости за героические страницы прошлого, ответственности за настоящее и будущее страны, готовности защищать Отечество и созидать во имя его процветания.

Жиренко, О. Е. Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва: Вако, 2008. - 160 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Настоящее пособие содержит сценарии классных часов, ориентированных на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества и воспитание любви и уважения к Родине. Содержательно классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни.
Предлагаемая книга поможет педагогу в многолетнем и тонком деле воспитания достойных граждан России. Издание адресовано классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, социальным педагогам.

Агапова, И. А.Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Издание содержит сценарии школьных мероприятий, ориентированных на формирование патриотического сознания учащихся, расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества. Содержательно классные часы и познавательные викторины охватывают все стороны жизни России в прошлом и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни, достижения науки и искусства. Пособие будет полезным широкому кругу читателей – классным руководителям, завучам по внеклассной работе, сотрудникам центров детского творчества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Поваров, К. С. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодёжью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С. Поваров. - Москва: ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).

Православным педагогам даются рекомендации, как организовать досуг школьников в православных лагерях, клубах, детских и молодёжных организациях. Куда устроится на работу? Вы найдёте конкретные советы, исходящие из уже накопленного опыта, полезные ссылки и телефоны.

Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический материал. - Москва: Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей).

Данный проект акцентирует внимание педагогической общественности, детей и родителей на реконструкцию событий отечественной войны 1812 года, способствует воспитанию чувства гордости, патриотизма за свое отечество. А также, проект оказывает информационную поддержку для распространения и освещение наиболее интересных и эффективных, социально значимых методик, программ, мероприятий, посвящённых подготовке и празднованию 200-летия Победы России в отечественной войне.

Агапова, И. А.Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. - (Внимание: дети!).

Сборник сценариев внеурочных мероприятий (занятий, конкурсов и викторин) для 4-11 классов. Русская природа и традиции, военные достижения и страницы истории, герои России и её символы - таково содержание книги. Авторы сборника: психолог и драматург И.А.Агапова (за сценарии пьес для детей и юношества удостоена звания "Драматург ХХI века") и кандидат педагогических наук, доцент М.А.Давыдова (лауреат конкурса журналистов "Правопорядок и общество" за достойный вклад в формирование подрастающего поколения России).

РАСИНА М.А., библиотекарь отдела методики работы с фондами



Санкт – Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Институт детства.

Центр педагогического детства.

Учебно-методическое пособие:

«Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение их к истории родного края – Красного Села».

Выполнил:

Воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №48 Красносельского района

Грибакина Татьяна Петровна

Санкт – Петербург 2011 г.

Введение …………………………………………………………………………………………………………………3

Актуальность темы…………………………………………………………………………………………………..3

Цель проектов. Задачи. Подготовительный этап……………………………………………………4

Предполагаемый результат…………………………………………………………………………………….5

Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина»………………………………….6

Проект «Моя малая Родина – город Красное Село»……………………………………………10

Заключение …………………………………………………………………………………………………………..15

Литература…………………………………………………………………………………………………………….17

Введение.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Последние годы свидетельствуют о том, что наше общество утратило представление о значении патриотизма как части национального менталитета.

Считается нормальным уклониться от службы в армии, не заводить детей ради сохранения материальных благ или иметь одного ребёнка. Мы начинаем спокойно относиться к повсеместному открытию сиротских приютов для детей живых родителей…

Социально-экономические инновации вызвали определённое расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодёжной среде. У детей искаженные представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Это предполагает формирование у подрастающего поколения и высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Акту а л ьность темы:

Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Осознавая важность дошкольного периода («всё начинается с детства»), решила повысить качество работы по патриотическому воспитанию наших детей. Готовясь к 290-летию г. Красное Село, отметила низкий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого города как у детей, так и у взрослых. Этот горький факт вызвал необходимость разработать проекты по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – Красным селом.

Ц ель проектов:

Духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного края (Красного Села, Красносельского района).

Задачи проектов :

Воспитывать любовь к Родине, к родному краю и его истории; учить видеть истории вокруг себя (в домах, которые окружают детей, в предметах быта, в названиях улиц…).

Приобщать к культуре, традициям красносёлов, петербуржцев.

Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, взаимовыручку, трудолюбие.

Развивать творческие и интеллектуальные способности, речевую культуру.

Воспитывать бережное, эмоционально-поэтическое отношение к природе.

Подготовительный этап:

Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Красного Села, Красносельского района приобрести и изучить литературу.

Сделать подборку фотографий достопримечательных мест.

Подобрать материалы о знаменитых людях, чьи имена связаны с Красным Селом (А.Ф.Можайский, А.Типанов, А.Суворов и др.).

Собрать и систематизировать русские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери и Родине.

Оснастить предметно-развивающую среду в группе, изготовить атрибуты для игр:

6. Продумать тематику экскурсий, походов.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Домашний адрес; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить свое й семьёй, домом; с удовольствием идти в детский сад.

Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Место проживания: город, область; знаменитых людей, чьи судьбы связаны с Красным Селом; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности;

Должны знать природу Красного Села;

Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

Проект «Мой дом, детский сад – моя маленькая Родина».

Актуальность:

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи. В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделят детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.

Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

Цель:

Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважение права на собственность.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники: дети, родители, воспитатели (младший и средний возраст).

Основные виды деятельности.

Название.

Сюжетно – ролевые игры:

- «Семья»,

- «Детский сад»,

- «День рождения»,

- «Путешествие».

2. Дидактические игры:

– «Помощники в семье»,

- «Моя комната»,

- «Как мы живём в детском саду»,

- «Кто работает в детском саду»,

- «Найди предметы»,

- «Кто, где живёт?»,

- «Опасно – безопасно»

3. Коммуникативные игры:

– «Назови ласково»,

4. Театрализованные игры:

Этюды (дедушка и бабушка – весёлые, грустные, сердитые),

Мимические этюды (животные, птицы),

Игра-драматизация: С.Маршак «Перчатки», р.н.с. «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», потешки «Кисонька-Мурысонька…», «Красная шапочка».

Игровые упражнения.

5. Строительные игры:

- «Дом для матрёшки»,

- «Детский сад», «Магазин» и др.

- «Грузовая машина»,

- «Улица».

6. Подвижные игры:

– «Пузырь»,

– «Колпачок»,

– «Теремок».

7. Игры с родителями.

Коммуникативная.

Рассматривание семейных фотографий.

Рассматривание серии сюжетных картинок семьи.

Наблюдение за трудом няни.

Наблюдение за привозом продуктов в детский сад.

Экскурсии:

На кухню. Знакомство с трудом повара.

В прачечную. Знакомство с трудом прачки.

Составление рассказов на тему:

- «С кем я живу»,

- «Где я отдыхал летом»,

- «Мой папа, мама, бабушка, дедушка»,

- «Как мама шила платье, вязала шапочку»,

- «Как папа делал кормушку, чинил стул»,

- «Как няня моет посуду…»

Трудовая.

Мытьё кукольной посуды.

Мытьё игрушек (мелкие, резиновые).

Организация рабочего места.

Уборка после совместной деятельности.

Помощь в уходе за растениями.

Трудовые поручения в группе и дома.

Познавательно – исследовательская.

Знакомство с понятием: семья.

- «Моя семья», «Петушок и его семья», «Дружная семейка».

2. «Театр – шитьё платья, вязания шапочки» мамами воспитанников.

3. «Театр – изготовление кормушки, ящика для посадки фасоли, починки стульчика» родителями (папами) воспитанников.

4. Целевые прогулки:

- «Улица нашего детского сада»,

- «Дома на нашей улице»,

- «Растения на участке детского сада»,

- «Виды транспорта».

Продуктивная.

- «Животные: птицы, кошка, лошадка и др.»

- «Деревья и цветы»

2. Аппликация:

- «Птицы»,

- «Машины»,

- «Бусы на ёлку»,

- «Платочек в подарок маме»,

- «Деревья в разные сезоны»,

- «Скотный двор».

3. Рисование:

- «Птицы»,

- «Деревья: высокое дерево, елочка, лес»,

- «Цветы»,

- «Декоративное».

Музыкально –художественная.

Проведение праздников:

- «Мамин день»,

- «Новый год»

2. Разучивание песен: о детском саде, доме, о маме, о папе.

3. Прослушивание песен о дружбе и др.

4. Развлечения.

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов о животных (К.Чуковский, К.Ушинский, Л.Толстой, М.Пришвин, Г.Цыферов и др.)

Стихи о маме, папе, бабушке и дедушке; стихи о транспорте, о природе.

Русский народный фольклор: потешки, колыбельные, русские народные сказки, пословицы.

Взаимодействие с семьёй.

Создание эмоциональной, благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребёнка?»

Совместная деятельность детей с родителями:

- «Театр – показ трудовой деятельности (шитьё, починка, изготовление и др.)»

Развлечения: спортивные, музыкальные, театрализованные.

4. Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, фотовыставок на темы: семья, детский сад, праздники.

Проект «Моя малая Родина – город Красное Село».

Актуальность:

Воспитание любви и уважения к родному городу Красное Село является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Цель:

Дать детям представления о родном городе. Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.

Задачи:

Дать представления детям о родном городе, истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, предприятиях, их вреде и пользе, экологической ситуации в городе.

Познакомить с именами тех, кто прославил город.

Знакомить с боевой славой Красного Села.

Расширить представления детей о флоре и фауне города. Познакомить с явлениями, происходящими в окружающей среде.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Участники: дети, родители, воспитатели (старший дошкольный возраст).

Основные виды деятельности.

Название.

Сюжетно – ролевые игры:

- «Путешествия»,

- «Магазин»,

- «Ферма»,

- «Пожарная часть»,

- «Театр»,

- «Ярмарка»,

- «Почта» (на знание адреса дома и детского сада).

2. Дидактические игры:

- «С какого дерева лист»,

- «Кто лишний»,

- «Когда это бывает»,

- «Кому, что нужно»,

- «Кто здесь живёт»,

- «Что сначала, что потом»,

- «Узнай по описанию»,