Конспект занятия «Тряпичная кукла Закрутка. Конспект урока по ручному труду «Народная кукла Конспект занятия на тему кукла

30.09.2019

Описание материала : предлагаю вам конспект занятия для детей 10-13 лет. Данный материал будет полезен для проведения тематических занятий, направленных на воспитание народной культуры, развитие интереса к народному творчеству.

Цель: развитие интереса к истокам народного творчества.

Задачи:

Образовательные : сформировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.

Развивающие : развивать творческое мышление, память, наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к памяти предков, своей истории.

Демонстрационный материал: тряпичные куклы, материалы для их изготовления.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Лекция педагога.

Издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.

Обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её "крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.

Крестовушку делали на Троицу. Она символизировала Троицкий Семик - единство девушки, креста и березы. Как на березу, на куклу повязывали ленточки, крест делали из березовых веточек. Такую куклу ставили в доме на Троицу на видное место.

Здравницу (травницу ) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.

Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.

Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

Покосницу "крутили" к сенокосу. Кукла была нарядной, яркой. Издавна в деревнях покос считался праздником. Крестьяне, отправляясь косить, надевали светлую праздничную одежду. Руки у этой куклы старательно перематывали красной обережной нитью. Такая куколка оберегала руки косцов от ран.

Были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка - первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.

Чтобы успеть выполнить всю домашнюю работу, придумали женщины себе помощниц - многоручек. Таких кукол делали в день Покрова, когда заканчивались работы в поле и женщины садились за рукоделие. Каждой руке наказывали, в каком деле она должна быть помощницей. Кукла - шестиручка оберегала мастерицу в работе, помогала ей по хозяйству.

Делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя: Ленея, Авея, Агнея, Ледея, Желтея, Немея, Ветрея, Трясея, Глухея, Глядея, Дряхлея, Дремлея - всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.

О куклах - оберегах слагали сказки, в которых они охраняли, спасали, давали мудрые советы, выполняли работу за своих хозяек. В русской народной сказке "Василиса Прекрасная" тряпичная кукла во всем помогает Василисе: "Василиса сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: "На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?" Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит…"

Тема: Мир кукол

Цель: познакомить ребят с разнообразием видов кукол, активизировать словарь по теме;расширение и систематизация словарного запаса, развитие фонематических представлений; грамматического строя речи .

Оборудование: белая ткань, длинная нитка, цветные карандаши, вата.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас начинаются занятия по кукловождению. Хотите узнать, о чем оно? (да). Чтобы узнать, о чем оно, давайте прослушаем песенку. (звучит песня про куклу)

Воспитатель: Ребята скажите, о чем пелось в песенке? (ответы детей). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о куклах)

Воспитатель: Правильно, о куклах. У вас есть куклы дома? Скажите, пожалуйста, какие они? (активизация словаря именами прилагательными)

Воспитатель: Молодцы! У каждого из вас есть очень красивые и хорошие куклы. Сегодня мы отправимся в кукольный театр. В мире много кукольных театров, но самый известный – это кукольный театр «Образцово», который находится в городе Москве. (показ презентации – шапито на экране)

Воспитатель: В каждом кукольном театре есть разные виды кукол. Хотите узнать какие? (да)

воспитатель раздаёт детям пазлы, один пазл на парту, (дети работают в группе.)

Воспитатель: Что у вас получилось? (куклы). Молодцы! Правильно у каждого из вас получилась своя кукла.

Воспитатель: сейчас поиграем в игру «Опишите куклу» (дети по очереди описывают получившихся кукол)

. (показ в презентации кукол из собранных пазлов)

1 Куклы – варежки

2 Тростевые куклы

3 Конусные куклы

4 Пальчиковые куклы

5 Шагающие куклы

6 Напольные куклы

7 Перчаточные куклы

8 Куклы живой руки

9 Куклы марионетки

10 Матрешки

11 Куклы Бибабо

12 Тряпичные куклы (педагог подробно рассказывает про каждую куклу индивидуально, и картинки кукол появляются на презентации в шапито)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали, давайте отдохнем

Проводится музыкальная физминутка (в сопровождении презентации дети выполняют движения)

Воспитатель: Отдохнули? У каждого из вас на парте лежит белая перчатка. Давайте сделаем из неё куклу Машу. Оденьте её на правую руку. Большой и средний палец – это руки нашей куклы. Указательный палец - Это наша кукла Маша. Давайте ей нарисуем лицо. Глаза – круги, носик – треугольник, ротик – полуовал (выполняют в сопровождении педагога).

Посмотрите, у нас получилось красивая кукла Маша.

Давайте, сейчас выполним пальчиковую гимнастику с куклой Машей.

Проводится физминутка для кистей рук
Стала Маша гостей собирать: Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
- И Иван приди, Кончик полусогнутого указательно­го пальца правой руки
И Степан приди, закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных пальцев Да и Андрей приди, и мягко покачи­вает их. Указательный палец 4 р.качает мизинец левой.
Да и Матвей приди,
А Митрошечка -
Ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
- И Ивану блин, Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху:
И Степану блин, большой палец правой руки нажимает на подушечки пальца левой
Да и Андрею блин, начиная с большого
Да и Матвею блин,
А Митрошечке - Большой палец правой руки нажи­мает на мизинец четыре раза.

Мятный пряничек! Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху.
Стала Маша гостей провожать:
- Прощевай, Иван! Пальцы руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Три первых пальца правой руки лас­ково поглаживают
Моя крошечка, мизинец левой сверху донизу.
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики отдохнули. Сейчас мы с вами будем делать куклу тряпичную. (процесс изготовления куклы сопровождается показом презентации, также и воспитатель показывает готовую куклу, и показывает как её делать). У каждого из вас на парте лежит длинная нитка, шарик ваты, и ткань.

Когда сделаете куклу, нарисуйте фломастерами лицо вашей куколки. Придумайте имя вашей куклы. Чем вы будете заниматься

Самостоятельная деятельность (индивидуальная помощь).

Обобщение.

Воспитатель: Молодцы. У вас получилась своя тряпичная кукла. На следующем занятии, мы будем учиться водить нашу куклу. А сейчас давайте вспомним:

Воспитатель: - О чем говорили сегодня на занятии?

С какими видами кукол мы познакомились?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть небо, но на нем нет звездочек. Кому понравилось наше занятие – приклейте желтую звездочку, кому не понравилось синюю звездочку.

МОУ «Ерлинская ОШ»

Конспект урока по технологии в 5-м классе

По ФГОС.

Народная тряпичная кукла.

Изготовление куклы «Выхвалка».

Составила: Мачигина И.Л

2016 год.

Раздел: создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия : урок творчества.
Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение.
Цели урока:

Образовательные - расширять кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями.

Воспитательные - воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, эстетический и художественный вкус, аккуратность.

Развивающие - развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентация, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов, использование игровых моментов.

Задачи.
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Выхвалку».
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.

Межпредметные связи: технология, история, математика.
Оборудование: лоскуты, нитки, тесьма, ленты, ИКТ (презентация), образцы кукол.

Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;

слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;

Анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.

Структура занятия:
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

3. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи). 4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания).
5. Этап проверки понимания урока.

6.Этап практической работы.
7. Рефлексия.
8.Заключительный этап.

Ход занятия

1.Организационный этап .
Здравствуйте, девочки. Меня зовут Мачигина Ирина Львовна.

(слайд 1) Я работаю в школе, которая находится в старинном селе Ерлино. Сегодня я проведу у вас урок технологии. У вас на столах лежат стикеры, напишите на них свои имена и нам будет легче общаться.
Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека», что это за игрушка?

Словарь В.Даля: «Сделанное из трепья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...»

Ответы детей.

Учитель: правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов?
Ученицы: ответ, дискуссия.
Учитель: правильно, тряпичную куклу из лоскутков и ленточек (слайд 2).

2.Актуализация субъективного опыта.
Цель: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.
Учитель: Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин утверждал: « Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа».
Народная кукла – это игрушка или подружка? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.
Кукла сопровождала человека от рождения до последних дней жизни. Были куклы для младенцев, дети росли – появлялись новые куклы, собирались замуж или жениться – их сопровождали другие куклы, у женщин, и даже у бабушек были свои куклы. Сегодня мы познакомимся с девичьими куклами и научимся изготавливать одну из них.

3. Этап постановки целей и задач занятия (проблема – формулировка задачи)
Цели этапа:
развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (Цели вывешиваются на доске)
Ответы учениц, постановка цели и задач (слайд 3).

(обучающиеся передают друг другу карточку «Я» и озвучивают свои цели): я хочу узнать традиции русского народа, я хочу научиться делать тряпичную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков…

Учитель: а я хочу на уроке поближе познакомиться с вами и подружиться (урок проходил на базе незнакомой школы).

4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности .

Учитель. (Показ образцов) во время ожидания ребенка женщина делала первую куклу для него (слайд 4) «Кувадка». Их делали несколько и развешивали над колыбелью. И сейчас осталась традиция развешивать игрушки на веревочке над коляской или кроваткой, сейчас это просто игрушки, а кувадки оберегали колыбель и младенца.

Мама ждала рождения дидятки и появлялась другая кукла. (слайд 5) Это «Пеленашка». Она берегла колыбельку пока не появлялся ребенок, потом становилась игрушкой для него.

Затем мама делала «Зайчик на пальчик» (слайд 6). Уходя из дома, родители надевали на пальчик дочке зайчика, чтобы не скучала.

В возрасте 5 лет девочка уже сама мастерила простую куколку «Отдарок» на подарок (слайд 7). Эту куклу она дарила родителям со словами благодарности. Девочки учились уважать родителей, дорожить их вниманием.

В возрасте 7 лет девочке дарили куклу « Каша» (слайд 8). В этом возрасте крестьянские дети уже помогали родителям вести хозяйство. Эта кукла ростом с чугунок, по ножки насыпали крупу, по пояс наливали воды, по шейку получалось каши, своего рода мерный стаканчик. Мама дарила куклу без одежды. А после «первой каши» девочке доверяли сшить ей платье.

В 11-12 лет девочка делала куклу « Выхвалку» (слайд 9). Она была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на «посиделки». Эта кукла была проводником из детства на другой возрастной уровень. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Традиционная кукла "Выхвалка" для того, чтобы ею хвалиться. Традиция хваления куклами существовала у русских девочек, которые шили их сами. Величина куклы определялась размером ладони девочки. Весной, после Пасхи, девочки гуляли по деревне, хвастались куклами.

Тряпичная кукла «На вывалку» - эта кусок ткани, свернутый в «скалку», и обтянутое белой тряпицей лицо, лицо не рисовали, такая безликая кукла переживала радости и невзгоды с хозяйкой. Делали её без иголки и без ножниц. Нельзя было ни уколоть, ни порезать.

Кукла «Перевертыш» (слайд 10) знакомила девочку с отличиями девичьего и женского костюма, с традициями русского народа.

В каждой семье было около ста кукол, их бережно хранили, девушки забирали их в дом мужа.

Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? Ответы детей.

5.Этап проверки понимания
Мы познакомились с девичьими куклами. А какую куклу делали девочки в вашем возрасте? («На выхвалку»)
Учитель: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?
Ученица: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато.
Учитель: правильно.

Физкультминутка.
(Смена вида деятельности).

Для того чтобы выполнить данную работу рассмотрите инструкционную карту и приступаем к работе (слайд 11) .

Материалы для практической работы накрыты рушниками.

Открывайте наши закрома. Выберите ткань понравившейся расцветки. Обратите внимание, какой формы лоскуток нужен для юбки, а какой для платочка.

6.Этап практическая работа.
Цель этапа:
Изготовить куклу своими руками.
Учиться работать с инструкционной картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход выполнения изделия.
Обсуждение последовательности изготовления куклы.
Индивидуальное изготовление куклы.
Самостоятельная работа.
УДД Личностные (установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью).

Познавательные (искать подходящие способы для решения поставленной цели).

Коммуникативные (уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения).

7.Рефлексия.

Учитель: на столах лежат наборы бусин, украсьте свою куклу зелеными бусами, если у вас все получилось, желтыми – вы испытывали небольшие трудности, красными – урок не понравился.
Цели этапа:
Зафиксировать новое содержание, изучение на занятии;
оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли;
зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Учитель: девочки, давайте вернемся к теме и цели урока (слайд 13). Как вы думаете, ваша цель достигнута? (ученицы прикрепляют стикеры со своими именами на кластер в кружки с целями, которые они достигли).


Учитель: что вы сегодня узнали нового?

Учитель: скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?
Учащиеся: (Ответ...)

Учитель: я тоже достигла своей цели, познакомилась с вами и, думаю, мы подружимся.

Учитель: Куклы «Выхвалки» готовы,

Покажите нам обновы,

Похвалитесь рукоделием,

Мастерством своим, умением.

Анализ кукол, оценки.

8.Заключительный этап.

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина (слайд 14): «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!
Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.

Уборка рабочих мест.

Ресурсы.

2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. О. Я. Воробьева. –Волгоград: Учитель, 2009г.

3. Мы - славяне! Мария Семенова. «Азбука-классика», 2006г.

4. Русская тряпичная кукла. Галина и Мариня Дайн. Культура и традиции. 2008г.

5. Традиции русской народной культуры. Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина. – Волгоград: «Учитель», 2007г.

6. Отрывок из статьи с сайта // http://webdesign. Perm. Ru/014/08/

7. // http:// www. Screen.ru/galleru/Russian/5a.htm.


План – конспект

занятия средствами изобразительной и

декоративно-прикладной деятельности

на тему: «Кукла детства» (рисование, дизайн одежды)

Цель занятия: создание условий для развития у обучающихся творческого воображения, задатков самовыражения, креативного мышления посредством изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

1) формирование интереса детей к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, посредством которых можно выразить своё видение окружающего мира;

2) углубление знаний о бумажной кукле, о её исторических корнях;

3) ознакомление с характерными особенностями стиля одежды для куклы и изучение сходства/различия между женской и мужской одеждой;

Развивающие:

1) развитие художественно-творческих и креативных способностей обучающихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

2) развитие вкуса и стиля, внимания и логического мышления;

3) развитие способностей к самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные:

2) воспитание у обучающихся интереса к новому виду творческой деятельности и техникам исполнения;

3) воспитание аккуратности и формирование индивидуального самовыражения в работе.

Вид занятия: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность.

Контингент: 7-9 лет;

Оборудование занятия и материалы:

Для детей: альбомный лист (А4), ножницы, простой карандаш, ластик, фломастеры и цветные карандаши, заранее распечатанные изображения картонных бумажных кукол (для девочек и для мальчиков).

Для педагога : демонстрационный материал: готовая кукла с комплектом одежды, фотографии с современной одеждой для детей.

Литературный ряд : загадки о куклах.

План занятия

Вводная часть:

    Организационный момент. Техника безопасности при работе с ножницамии клеем.

    Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.

    Погружение в тему. Вводная беседа «Игрушка далёких лет».

    Просмотр материалов и образца бумажной куклы.

    Бумажная кукла – произведение искусства.

    Знакомство с технологией изготовления одежды для куклы.

    Современные виды и стили дизайнерской одежды.

    Физкультминутка.

Основная часть:

9. Объяснение и пошаговое выполнение сначала формы одежды, особенности женского/мужского дизайна, а затем индивидуальное раскрашивание.

10. Самостоятельная работа детей над выполнением одежды для бумажной куклы.

Итоговая часть:

11. Анализ выполненной работы.

12. Обсуждение и подведение итогов занятия.

13. Фотографирование детей со своими работами.

Ход занятия

Вводная часть:

    Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию. Наличие необходимых материалов и оборудования. Беседа по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

    Сообщение темы. Постановка целей и задач занятия.

    Погружение в тему:

Ребята, отгадайте загадку:

Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

Вводная беседа: «Игрушка далёких лет»: о «рождении» бумажной куклы, о трепетном отношении к такой игрушке, о родителях, которые играли с такими игрушками.

    Просмотр материалов и образца бумажной куклы с комплектом одежды.

    Бумажная кукла – произведение искусства.

Ребята, а как вы думаете, когда появилась эта игрушка и для кого она была предназначена или может быть бумажная кукла была создана вовсе не для игры? (Ответы детей).

- Давайте же сегодня на нашем занятии попытаемся разобраться, какова же была роль этой обычной, на первый взгляд, бумажной игрушки? Ещё в 18 веке кутюрье использовали бумажные куклы для создания и демонстрации своих нарядов. Такие куклы были целым произведением искусства. Изящно и до тонкости расписанные, их могли позволить себе приобрести лишь состоятельные дамы. В это время они еще не были детской игрушкой. В детские руки впервые бумажные куклы попали лишь в середине 19 века. Многие западные типографии принялись за их массовый выпуск. От недорогих бумажных кукол, которые мог приобрести любой желающий, до далеко недешевых. Стоимость варьировалась в зависимость от плотности и качества бумаги, печати, детализации куклы и ее нарядов, а также от оформления в целом.

Стали появляться отдельные журналы, посвященные бумажным куклам. По одежде и прическам можно отследить историю моды: пышно разодетые куклы в викторианском духе, утопающие в оборках, бантах и кружевах, детки, разодетые в нежные костюмчики и даже кукол в военной форме.

Завоевав сердца кукольников в Европе, после второй мировой войны бумажные куклы стали появляться и в нашей стране. Бумажные куклы можно было встретить в популярных в то время журналах «Работница» и «Крестьянка». Сейчас в каждом книжном магазине или киоске продаются целые книжки с бумажными куклами и их гардеробом. Несмотря на огромный выбор виниловых, текстильных, фарфоровых и других кукол, бумажная кукла остается по-прежнему одной из популярных и любимых игрушек.

    Знакомство с технологией изготовления одежды для куклы.

Для того, чтобы изготовить одежду для бумажной куклы, художник-дизайнер придумывает вид и стиль этой одежды, который соответствует эпохе данного времени, возрасту данной куклы (взрослый, подросток, ребёнок и т.д.) или создаёт новый стиль будущей моды с учётом новых требований и запросов от окружающих людей. Так создаётся одежда и гардероб для бумажной модели.

    Современные виды и стили дизайнерской одежды.

Многим (особенно девочкам) нравятся пышные бальные платья с множеством оборок, изящные аксессуары к таким платьям и юбкам. Мальчикам больше нравится современный стиль одежды с ярко выраженным направлением в моде (стиль рэпа, хип-хопа, спортивный стиль и т.д.).

Давайте посмотрим на фотографии современной одежды для детей (для девочек и для мальчиков) – всё это придумывают и разрабатывают художники, модельеры, дизайнеры одежды.

Сегодня на занятии вы станете настоящими художниками-дизайнерами и придумаете для своей модели-куклы авторскую одежду. Но вы её не только придумаете, но ещё и сделаете своими руками, чтобы ваша кукла приобрела свой индивидуальный стиль и шарм. Можете придумать такую одежду, которую сами хотели бы одевать и с удовольствием носить.

    Физкультминутка:

Куклы хлопать все умеют,

Своих ручек не жалеют,

Вот так, вот так.

Куклы топать все умеют,

Своих ножек не жалеют,

Вот так, вот так.

А теперь и мы пойдём,

С куклами плясать начнём.

Вот так, вот так пляшет куколка у нас.

Основная часть :

9. Объяснение и пошаговое выполнение сначала формы одежды, особенности женского/мужского дизайна, а затем индивидуальное раскрашивание:

Обведение заготовленного шаблона модели-куклы простым карандашом на альбомном листе;

Прорисовка на обведённом контуре фигуры частей одежды – верхнюю часть, рукава, нижнюю часть одежды. Особое внимание надо уделить особенностям женского и мужского стиля одежды (у девочек – расширенные к низу платья или юбки, у мальчиков – брюки или бриджи совпадают с контуром фигуры);

Добавление небольших прямоугольников (зажимов) к одежде в области плеч и талии;

Раскрашивание фломастерами и цветными карандашами внешний вид одежды для куклы;

Вырезание раскрашенной одежды по контуру вместе с небольшими прямоугольниками (зажимами);

Загибание прямоугольников (зажимов) и «одевание» готовой одежды на куклу.

10. Самостоятельная работа детей над выполнением одежды для бумажной куклы.

Обучающиеся:

Самостоятельно обводят карандашом заготовленный шаблон бумажной куклы (из картона);

Прорисовывают сверху контура фигуры куклы одежду с учётом женского или мужского стиля;

Раскрашивают внешний вид одежды, при этом добавляя в области плеч и талии небольшие прямоугольники (зажимы);

Аккуратно вырезают раскрашенную одежду ножницами (не срезая прямоугольников!);

Загибают прямоугольники (зажимы);

- «одевают» сверху на фигуру куклы изготовленную одежду, прижимая зажимы к плечам и талии фигуры куклы.

Итоговая часть :

11. Анализ выполненной работы.

12. Обсуждение и подведение итогов занятия.

- Ребята, у вас получились удивительные и неповторимые авторские куклы со «своим» стилем и со своей модой. Может быть, когда вы вырастите, кто-нибудь из вас станет великим и известным модельером или дизайнером. Дома вы можете продолжить создание гардероба для своей куклы, придумать и сделать для неё подругу/друга и вместе с друзьями (сёстрами/братьями) играть и создавать новую одежду. А теперь пришла пора подвести итог нашего занятия. Скажите, кем вы были и чем занимались на занятии? (Ответы детей).

13. Фотографирование детей со своими работами.

Тема : Кукла-берегиня (аппликация из бумаги)

Цели : исследование народной традиции изготовления куклы-берегини; пробуждение познавательного интереса к народному творчеству; изготовление куклы-берегини.

Задачи: научить декоративному украшению куклы-берегини; совершенствовать умение работы по плану; расширить знания по украшению народного костюма.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места.

II. Вводная часть.

Учитель. Ребята, послушайте отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»:

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

«Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью...»

Это, конечно, сказка, но...

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли - берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали над притолокой двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Куклу-берегиню наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

Особенность русского народного костюма - в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. В женском сарафане собрана вся красота и плавность линий.

Учитель . Ваша задача - воплотить всю красоту русского сарафана в вашей работе. Работать вы будете в группах. Каждая группа должна создать неповторимый образ русского сарафана.

III. Составление плана работы.

Учитель. Давайте повторим, что вы узнали о кукле- берегине.

Для чего делали куклу-берегиню?

Почему у куклы не было лица?

Как украшалась кукла-берегиня?

Учитель . Составим план, по которому вы будете выполнять работу.

1. Работа по шаблону.

2. Выбор цвета костюма.

3. Выбор цветов мелких деталей костюма.

4. Наклеивание.

IV. Практическая часть.

Учитель. Ребята, у вас на столе заготовки кукол, раздаточный материал образцов, шаблон, цветная бумага, ножницы. Каждой группе предстоит определиться, какой способ украшения будет использован для оформления кукол.

Не забывайте о правилах техники безопасности при работе с острыми предметами. Итак, приступаем к работе.

Учащиеся в группах самостоятельно выполняют практическую работу по декоративному оформлению куклы-берегини.

V. Итог занятия.

Учитель . Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Люди добрые! Наш русский народ Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведем хоровод, как в старину,

Пеню русскую споем да не одну!

Учитель совместно с детьми организует хоровод. В руках у детей изготовленные куклы.

В конце урока выставка изделий. Оценивается оформление кукол-берегинь.