Женщины в мире нищих, или на дне тоже есть прекрасное. Почему героини пьесы такие разные? 

18.12.2018

В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902 г.) - спор о Человеке и его воз-можностях. Действие происходит в ночлежке Костылевых - месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи - социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников - они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя.

Герои драмы ведут философские споры, не приходя в итоге к единому выводу. В произведении Горького показано «дно» жизни и душ человеческих. И в этой грязи, во мраке безысходности вынуждены существовать воспетые многими поэтами и писателями, традиционно описываемые как прелестные, нежные и воздушные создания - женщины.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции - Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда - равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению, все люди - «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Бубнова - это правда внешних обстоятельств жизни. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все - в человеке, все - для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга». Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Лука - самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» В сущности, Лука со своей теорией жалости является основным образом пьесы. С его появлением и начинается собственно драматическое развитие сюжета. Лука всколыхнул застоявшееся болото «дна», заставил людей мыслить и рассуждать.

И женские образы в пьесе Горького также принимают участие в этом споре. И они тоже должны найти ответ на вопрос «Что важнее - горькая правда или дающая надежду ложь?»

В пьесе «На дне» среди героев выделяются пять женщин. Это Василиса Карпов-на, жена содержателя ночлежки Костылева, ее сестра Наташа, жена Клеща Анна, торговка пельменями Квашня и девушка Настя. Судя по строкам из «Действующих лиц» пьесы, все это молодые женщины - в возрасте от 20 (Наташа) до 30 (Анна) лет, за исключением Квашни, которой 40 лет. Что же они из себя представляют? Для чего они включены в действие пьесы?

Василиса - ее образ обычно оценивается следующими эпитетами: «безнрав-ственная», «циничная» и пр. Ее поведение и в самом деле представляется таковым. Василиса систематически избивает свою сестру Наташу, она изменяет мужу и пытается уговорить Пепла убить ее мужа, в итоге она подводит Пепла под арест, обвинив его в убийстве Костылева, и обваривает кипятком свою сестру Наташу. Но стоит перечитать страницы и задуматься: а только ли натура Василисы причиной тому? И в самом начале мы видим, что супругу Василисы - 54 года, ей же 26, то есть почти тридцать лет разницы в возрасте. Это в какой-то степени объясняет неверность Василисы.

Со страниц пьесы становится - понятно, что собой представляет содержатель ночлежки Костылев. Он - хозяин ночлежки и считает себя хозяином жизни. Из описания обстановки ночлежки мы видим, какие условия он создает своим «посто-яльцам». В общем, как говорит Настя, с таким мужем, как Костылев, всякая озвереет.

Наташа, сестра Василисы, - нежное и душевно чистое создание. Наташа добра, и это становится понятно со страниц пьесы. Наташа говорит"Клещу, чтобы позже он пришел за Анной и был с нею ласков, она умирает и ей страшно. Когда Анна умирает, Наташа удивляется, что никто о ней не жалеет. Наташа единственная, кто сочувствует фантазиям Насти. Она и сама мечтает, что завтра придет незнакомец особенный и произойдет нечто совершенно особенное. Но в отличие от романтичной Насти понимает, что ждать нечего - чуда с ней не произойдет, как бы она этого ни хотела.

Окончательная судьба героини остается под вопросом. После того, как Василиса обварила ей ноги, Наташа попала в больницу. И в последнем действии оказывается, что Наташа давно вышла из больницы и пропала. Может быть, она нашла-таки свое счастье? Но, к сожалению, в такой исход слабо верится.

Анна - больная чахоткой и уставшая от жизни женщина - умирает. Она говорит о том, что «всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила». Для этой героини теория Луки себя оправдала. Лука успокаивает и ободряет умирающую женщину надеждой, что за свои земные муки она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Убогое бессмысленное, безрадостное существование на земле компенсируется вечным блаженством на небесах.

Падшая женщина Настя - наивная, трогательная и беспомощная в глубине души. Она мечтает о чистой и преданной любви, и в этих иллюзиях стремится спрятаться от окружающей грязи, мрака и безысходности. Ее фантазии не вызывают понимания. Барон, существующий за ее счет, лишь смеется в ответ на ее слезы и фантазии. Настя обожает читать романы, содержание которых и составляет по большей части ее мечты.

Квашня - своеобразной оптимисткой кажется Квашня, сорокалетняя торговка пельменями. Возможно, она уже обвыклась с жизнью «дна». Но эта женщина разительно отличается от всех остальных героинь пьесы. Рефреном проходит через всю пьесу ее мысль, что она свободная женщина и никогда не согласится "в крепость себя отдать", то есть выйти замуж. И в финале - начинает сожительствовать с Медведевым, дядей Василисы и Наташи, полицейским. Квашня - единственная из героинь, кого не затронуло «пришествие» Луки. Остальные тем или иным образом оказались под его влиянием.

Анна умирает, успокоенная ложью Луки о светлом и ласковом «том мире». Настя и без воздействия Луки создала для себя «спасительную ложь» - в своих фантазиях. И она по-прежнему остается в ночлежке, не стремясь внешне ни к каким свершениям. Василиса взята под арест вместе с Васькой Пеплом, и ночлежники ведут спор о том, кто кого усадит за решетку на более долгий срок. В сущности, все остается практически без изменений. Непонятной представляется только судьба Наташи. Выйдя из больницы, та исчезла. Только куда и зачем? Может быть, она решила искать свое счастье?

На мой взгляд, женскими образами в пьесе «На дне» Горький стремился показать одновременно и глубину нравственного падения, и душевную чистоту «нежных прелестных созданий». Здесь, как и во всей пьесе, звучит полифония. У Горького нет единого ответа на вопрос, как жить, возможно ли выйти из сложной ситуации? Но даже в тяжелых, мрачных условиях жизни не каждая из героинь Горького окончательно опускается на ее дно. Кто-то пытается приспособиться, кто-то не теряет веры в будущее, стремясь сохранить в себе хотя бы крохотные частички добра и света и любви.


Самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне» это Василиса. Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чувственности, уважения, доверия. Скорее предательство и ложь главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал свой знаменитый роман «Лолита». А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает… Эта героиня ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа. Она замужем за пятидесятичетырехлетнем содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти «мертв». За время прочтения пьесы, в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу. А действительно, любила ли она его? Наверное, нет, по-моему она вообще никого не любила кроме себя и ДЕНЕГ, Денег, денег. Которых она жаждала все больше и больше, стараясь избавится от мужа, как можно скорей. У нее есть любовник-Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей совершенно безразлично с кем он в итоге останется… Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает, что она не права и ей все равно, с кем она. Но как "заботливая" сестра она должна уберечь ее от Пепла. Все с кем она живет считают ее «бабой лютой», которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и ничуть не пренебрегает термином «хозяйка».Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем. Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки. Жена, как много вложено в этот термин, но наверное, во временя Василисы, его представляли по другому. Все, так называемые жены, хотели только одного- богатого старого мужа и красивого молодого любовника. Но во всем этом, наверное виновны родители, которые прежде всего думали о благосостоянии дочери, а не о ее счастье. Разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: «А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь- не забудь! Сколько должен мне?», говорила она обращаясь к Бубнову. Унижать других, вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним. Как отбросам общества, неудачникам. С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только одного- избавиться от мужа, от которого осталось только одно название - муж. Говорит Пеплу, что они могут помочь друг другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. Говоря это, она считает себя решительницей, даже хозяйкой чужих судеб. Сестру она держит за игрушку, которую можно подарить или «выкинуть» вместе с Васькой. Но он этого не хочет, говорит: «Зверь! Хвастаешься зверством своим?» Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…

Лука,праведник, считает ее «плохим человеком». А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева. Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло, к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся «грязная работа» висит на Ваське Пепле, она тут вообще не причем, она не чувствует никаких угрызений совести. Василису и Ваську забирают в полицейский участок… После этого за застольем Настя размышляет: «Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…» Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого, что есть в человеке. Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Но, с другой стороны, не будь таких «отрицательных» героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей твердостью и жестокостью. Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям, Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку! Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но и ораздо интереснее, по их мнению отрицательные герои даже живее положительных, но, возможно, они ошибаются…


Образ антигероя и средства его создания в   пьсе   А. М. Горького   " На дне "

По-моему мнению, самый интересный герой пьесы «На дне»-это Василиса.Почему? Да потому, что Горький вложил в эту героиню
всю отрицательность человеческой души. Она молода, хороша собой, но при этом в ней нет ни капли чуственности, уважения,
доверия. Скорее предательство- и ложь- главное отражение ее сущности. Для построения отрицательного персонажа, каждому
автору приходится пережить что-то подобное в своей жизни. Например, Набоков долго мучился от педофилии, пока не написал
свой знаменитый роман “Лолита”.

А что же было с Горьким, кто вдохновил его на создание образа Василисы? История об этом умалчивает…
Эта героиня ради денег готова на все, даже на убийство собственного мужа.Она замужем за пятидесятичетырехлетнем
содержателем ночлежки, хотя самой двадцать шесть. Она полна сил и энергии, ее муж уже почти “мертв”.
За время прочтения пьесы, в моих мыслях ни разу не возникала тема любви Василисы к своему мужу.
А действительно, любила ли она его? Наверное, нет, по-моему она вообще никого не любила кроме себя и ДЕНЕГ, Денег, денег.
Которых она жаждила все больше и больше, стараясь избавится от мужа, как можно скорей.

У нее есть любовник-Васька Пепел, который для нее лишь объект достижения собственных целей, она не любит его и ей
совершенно безразлично с кем он в итоге останется…

Сестра Наташа двадцати лет, которую она постоянно бьет за то, что та встречается с Васькой. Хотя прекрасно понимает,
что она не права и ей все равно, с кем она. Но как "заботливая" сестра она должна уберечь ее от Пепла. Все с кем она
живет считают ее «бабой лютой», которая не думает ни о ком, кроме себя. Считает себя полноправной хозяйкой ночлежки и
ничуть не пренебрегает термином «хозяйка».Да, она хочет чувствовать себя ею, купаться в роскоши, жить с молодым мужем.

Но это только мечты, а она только жена хозяина ночлежки. Жена, как много вложено в этот термин, но наверное, во временя
Василисы, его представляли по другому. Все, так называемые жены, хотели только одного- богатого старого мужа и красивого
молодого любовника. Но во всем этом, наверное виновны родители, которые прежде всего думали о благосостоянии дочери, а
не о ее счастье.

Разговаривает с жителями ночлежки по-хозяйски: «А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живешь- не забудь! Сколько
должен мне?», говорила она обращаясь к Бубнову. Унижать других, вот еще одно свойство отрицательности. И одно из самых
мерзких. Даже проживя какое-то время со всеми ночлежниками, она относится к ним. Как отбросам общества, неудачникам.
С презрением относится к жизни Клеща, впрочем, как и он сам играет с Василием, как лиса с колобком, хочет только
одного- избавиться от мужа, от которого осталось только одно название- муж. Говорит Пеплу, что они могут помочь друг
другу: он убьет ее мужа, а она отпустит его с сестрой. Говоря это, она считает себя решительницей, даже хозяйкой чужих
судеб. Сестру она держит за игрушку, которую можно подарить или “выкинуть” вместе с Васькой. Но он этого не хочет,
говорит: “Зверь! Хвастаешься зверством своим?” Перед мужем разыгрывает из себя любящую жену, а на самом деле…
Лука,праведник, считает ее “плохим человеком”. А в душе, все-таки, я думаю, что он ей все прощает. Василиса затевает
скандал, в ходе которого Василий по неосторожности убивает Костылева.

Она обвиняет Ваську в убийстве своего мужа, что говорит о том, что она человек-предатель, человек-лгун, и готова на
все, чтобы вывернутся из этой истории, которую сама же и затеяла. Она добилась того, чего хотела. Она свершила свое Зло,
к которому шла так долго. Но, как мне кажется, она не считает, что ее руки в крови, скорее наоборот, она думает, что вся
“грязная работа” висит на Ваське Пепле, она тут вообще не причем, она не чувствует никаких угрызений совести.
Василису и Ваську забирают в полицейский участок…

После этого за застольем Настя размышляет: “Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську в каторгу пошлют…”
Я думаю, что это именно так. Хитрые и расчетливые люди везде вывернутся! Василиса – это сосредоточие всего плохого,
что есть в человеке. Горький пытался с помощью нее показать, насколько жестоким бывает наш мир. Но, с другой стороны,
не будь таких “отрицательных” героинь и героев литература бы не была интересна. Отрицательные герои захватывают своей
твердостью и жестокостью.

Мне очень нравится эта героиня именно тем, что она совершенно необыкновенная злодейка, в ней строго определены все
грани плохого, она – чистый отрицательный герой. Хотя, может и в ней есть какой-то лучик света, но нам, читателям,
Горький его не показал. А превратил Василису в первоклассную злодейку!
Воплощать на сцене Василису гораздо тяжелее, чем положительную героиню. Но и гораздо интереснее, по их мнению
отрицательные герои даже живее положительных, но, возможно, они ошибаются…

Пришлите свое сочинение

на add [гав-гав] сайт

Астафьев
Ахматова
Белинский
Блок
Булгаков
Быков
Бунин
Грибоедов
Гоголь
Гончаров
Горький

Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, – жизнь босяков. В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги». Босяки жили в нищете, но в их жизни не было места мещанству, с которым всю жизнь боролся писатель. Он противопоставляет обитателям ночлежки их хозяев, мужа и жену Костылевых.

Владелец ночлежки Костылев, которому пятьдесят четыре года, свою алчность и скупость прикрывает деланной набожностью. Даже по ночлежке он ходит, напевая «что-то божественное». Но на самом деле все это лицемерие – он пытается у обездоленных, несчастных людей отобрать последнее: «Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…» – говорит он Клещу, который всеми силами пытается выбраться из ночлежки, не понимая, что этот кровосос отберет у него все до копейки. Свою жадность Костылев объясняет религиозностью: «А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Когда Актер, выслушав похвалы Костылева за доброту к Анне, просит уменьшить его долг, Костылев отвечает: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне – это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана…» Несмотря на все свое лицемерие, Костылев не может скрыть своей грубости и стремления унижать подвластных ему людей. Обращаясь к Наташе, он говорит ей: «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?»

Характер Костылева сразу же разгадал старец Лука: «Ежели тебе сам господь Бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..» Все равно – никакого толку не будет… как ты есть – так и останешься…» Все ночлежники ненавидят Костылева, для них он не человек, а какое-то гадкое насекомое, и поэтому смерть хозяина ночлежки от руки Пепла закономерна, хотя произошла случайно. Васька Пепел не хотел убивать его, зная, как к этому стремится Василиса, чтобы получить деньги своего мужа.

Сама Василиса не прикрывает своей грубости и жадности ни напускным смирением, ни религиозностью. «Души в тебе нет, баба», – говорит ей Пепел. Она зверски избивает свою сестру, подговаривает Пепла убить своего мужа, обещая ему в этом случае отдать Наташу в жены. Василиса еще хуже своего мужа, потому что она умная и ловкая, и в конечном счете все происходит так, как она и замыслила: она обварила Наташе ноги кипятком, опрокинув на нее кипящий самовар, началась суматоха, в которой Пепел, поддавшись общей панике, ударил Костылева и этим одним ударом убил его, сам не желая этого. Василиса добилась своего, более того, она внушила Наташе мысль, что Пепел заодно с ней. Обсуждая эти события, ночлежники считают так: «Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську – в каторгу пошлют…»

Костылевы относятся к тем людям, про которых Сатин говорит, что они «живут чужими соками». «Хозяева жизни» в пьесе М. Горького «На дне» живут за счет тех людей, которые не могут бороться за себя, за свои права, а такие, как Костылевы, толкают их еще дальше, еще ниже, чтобы никогда люди «дна» не выбрались на поверхность, не осознали свое человеческое достоинство, не смогли встать на борьбу.

Женщины в мире нищих, или на дне тоже есть прекрасное. Почему героини пьесы такие разные?

Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня… Все героини знаменитой пьесы М. Горького «На дне» - интереснейшие персонажи. Эти женщины поставлены автором в экстремальные условия, в которых они пытаются выжить, не потеряв свою душу. Удается ли им это?

Торговка пельменями Квашня называет себе «свободной женщиной». Она говорит, что «сама себе хозяйка». Мне кажется, Квашня еще не до конца очерствела, она способна на сочувствие. В самом начале пьесы эта героиня пытается накормить умирающую Анну пельменями: «А ты – поешь. Горячее – мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… Захочешь когда, и покушай!»

Это сильная женщина, которая не позволяет мужчинам вольно с собой обращаться. Квашня, пережив горький опыт замужества, теперь боится его, как она огня: «Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно… Как издох мой милый муженек, - ни дна бы ему ни покрышки, - так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…» В этих словах Квашни «режет ухо» глагол «издох». О чем он говорит? О бесчеловечности Квашни или ее мужа? Мне кажется, что в тех страшных социальных условиях жестокость мужа была далеко не редкостью. И сразу же мы можем себе представить, как жила бедная женщина, если способна была так радоваться смерти своего мужа.

Поэтому Квашня ни под каким предлогом не хочет соглашаться на предложение Медведева: «Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти».

Анна, жена работяги Клеща, находится при смерти. Но к ней проявляет сочувствие кто угодно, только не ее муж. На просьбу жены не шуметь, он отвечает: «Заныла». Анна – женщина терпеливо сносящая все. Она давно уже привыкла к побоям мужа, его грубости и жестокости. На мой взгляд, эта героиня символизирует всех несчастных терпеливых женщин, которые считают грубое отношение к себе нормой семейной жизни. И становится страшно от такого спокойного отношения к вечному унижению! Ведь, несмотря ни на что, Анна продолжает заботиться о своем жестоком и равнодушном муже: «Андрей Митрич… Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь». Неудивительно, что от такой жизни есть только одно спасение – смерть. А ведь Анне лишь только тридцать лет…

Девица Настя все время читает бульварные романы о любви и страсти. Жажда настоящих чувств сталкивается в ее жизни с грязью и низостью окружающей атмосферы. Поэтому Насте остается только одно - мечтать. Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном: «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…» На насмешки и откровенную издевку сожителей Настя отвечает: «Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»

К сожалению, все это - лишь фантазии, а в жизни героиню окружает грязь и пошлость. Ведь Настя – проститутка. И единственная возможность забыть все это – напиться.

Василиса, жена хозяина ночлежки, символизирует собой «хозяев жизни». Но отличаются ли владельцы «дна» от обитателей этого «дна»? На мой взгляд, нет. Ведь человеку практически невозможно сохранить человеческий облик, находясь в зверинце.

Василиса - женщина властная, жестокая, бесчувственная. В этой жизни она любит только деньги. Эта героиня – любовница вора Васьки Пепла. Но у вора, человека опустившегося, больше человеческих чувств, чем у «хозяйки жизни». Он говорит о своей любовнице: «… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…» И правда, создается впечатление, что в Василисе нет души.

Внешняя красота этой героини противопоставлена ее внутреннему уродству. Уверяя Пепла в своей любви, она натолкнула его на воровство. А после, узнав, что он любит ее младшую сестру Наташу, обещает ему отдать ее, если он убьет Костылева, мужа Василисы. Хозяйка ночлежки начинает забивать свою сестру, как бы мстя ей за то, что ее бросил любовник. Она жестоко издевается над Наташей, зная, что та ничем не может ей ответить.

Наташа, по своей природе, очень добрый и мягкий человек. Она еще способна искренне сочувствовать людям. Именно это-то и привлекло в ней Ваську Пепла. Но Наташа не любит его настолько, чтобы пойти за ним в Сибирь. Может, она просто не решается порвать со своей прошлой страшной жизнью? Увидев вместе Наташу и Пепла, Василиса закрывает сестру дома и начинает жестоко избивать и издеваться над ней. Но Наташу вовремя спасают, не позволяя Василисе дойти до убийства сестры. Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..» Позже мы узнаем, что Наташа попала в клинику. Потом эта героиня ушла в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в тот страшный дом.

Безусловно, все герои пьесы Горького «На дне» по-своему интересны. Каждый из них выражает авторскую позицию. Но именно благодаря женским образам произведения мы можем во всей полноте увидеть бесчеловечные условия жизни людей «дна», понять весь трагизм их существования.