Уголок в дс семейные традиции. Консультация для родителей «Семья и семейные ценности. Фотогалерея: примеры оформления патриотического уголка

24.09.2019

Семейные традиции… К сожалению, в современном мире очень мало они соблюдаются в наших семьях. За последние сто лет слишком часто менялись политические и социальные настроения и уклады. Даже праздники одни сменялись другими.

В моем детстве была одна традиция, которую никто не мог нарушить. Просто не хотелось нарушать, т.к. от нее веяло домашним теплом и уютом. Каждое воскресенье собирала всю семью моя прабабушка за круглым столом. До сих пор мы с сестрой помним распорядок воскресного утра, как собирались, как шли под цветущими яблонями или ехали на санках в гости. До сих пор помним вкус прабабушкиных оладьев. А после семейного обеда вся семья разгадывала кроссворды или играла в лото. И день проходил в таком семейном тепле, от которого тепло и поныне.

Когда я вышла замуж, то душа безумно захотела и в своей семье создать традиции. Под яростное сопротивление мужа, я методично стала проводить какие-то праздники, собирать гостей, устраивать интересные встречи. Каждый год мы проводили дни рождения в определенной тематике. Под эту тематику я сама делала и украшала торт. Постепенно муж перестал сопротивляться, а сам уже ждал очередного сюрприза.

Когда родился наш старший сынок, то стали появляться новые идеи. Каждый год мы украшали и украшаем до сих пор елку на Новый год в новом стиле. Для украшения используется все. Самая любимая елка – елка с игрушками из корок и долек мандаринов, апельсинов и палочек корицы. Мы сделали с Матюшей украшения в виде роз и маленьких фруктово-пряничных панно. Гости были в неописуемом восторге от нашей елочки.

Показать картинку

Матвею безумно понравилось устраивать праздники. Однажды, он ответственно заявил, что у нашего домашнего хомячка тоже должен быть День рождения. Мы нашли маленькие шарики, надули их и украсили ими террариум, повесили гирлянды из любимых сладостей хомячка, а Матюша из глины вылепил и раскрасил новый домик для хомячка. Хомяку безумно пришелся по душе домик, т.к. в нем можно было и прятаться, и поточить об него зубки.

Показать картинку

Показать картинку

На Новый год хомячок тоже не остался без праздника. Из подсвечника ему был сделан домик в виде новогодней елки, повешены бусы и наклеена картинка с Дедом Морозом.

Показать картинку

Показать картинку

Самым любимым праздником в нашей семье всегда была Пасха. Праздник начинается задолго до самого Светлого Воскресенья. Перед постом начинается неделя блинов и угощений. Сначала теща кормит зятя блинами с икрой, а затем и сама идет в гости к зятю. Это всегда трогательно наблюдать за тем, как зять ухаживает за тещей, а внуки крутятся вокруг бабушки и пытаются накормить ее.

Показать картинку

Показать картинку

Конечно же, мы не можем обойтись простой покраской яиц и на саму уже Пасху. Каждый год мы украшаем пасхальный уголок. В вербное воскресенье ставятся веточки, которые украшаем ленточками и маленькими игрушками. В понедельник ставим красивые тарелки или подставки для яиц. В четверг эти тарелочки наполняются разноцветными яйцами. Мы стараемся не просто их покрасить, но и украсить их как-нибудь оригинально. В пятницу делается творожная пасха. Делается их всегда три штуки. В Пасху внуки две относят бабушкам, а третья ставится на праздничный стол в нашей семье. В предпасхальную субботу мы идем освящать пасхальную трапезу, а в воскресенье сначала собираемся за семейным столом, а потом идем поздравлять бабушек. Это очень праздничная неделя для детей, наполненная таинственным ощущением чуда.

Показать картинку

Показать картинку

Показать картинку

Украшения квартиры также стараемся сделать вместе с детьми. Это не только сближает в подготовке, но и развивает в ребенке любовь к творчеству. Особенное внимание мы уделяем привлечению к совместногй деятельности старшего сына. Девочки, становясь мамами, стараются сделать что-то необычное своему ребенку. Нам очень хочется, чтобы сын стал таким необычным папой, который может не только купить подарок, а сделать целый праздник сам.

Показать картинку

Показать картинку

По мере рождения следующих детей, наши традиции только укрепляются. Так сформировалась наша самая любимая традиция отмечать именины детей. Сначала мы приглашали только крестных Матвея, потом присоединились крестные Груняши, а теперь и крестные Пети. Так получилось, что именины детей приходятся на практически одну неделю: 6 июля у Груняши, 12 июля у Петеньки, а 13 июля у Матюши. 12 июля заканчивается пост, а 13-го все крестные дружно собираются или у нас в гостях, или мы выходим на природу. Так как крестные отцы у наших детей священники, а крестные мамы все глубоко верующие, то праздник проходит в атмосфере духовного праздника. Перед трапезой молитва, поздравления, пожелания от крестных, затем поют «Многая лета!». А потом общение с крестными, трапеза. И также как у всех: шутки, музыка, игры. Такие праздники очень важны для духовного воспитания. Сейчас с крестными мы разрабатываем идею и совместных рождественских праздников. Детки подросли, могут уже участвовать в рождественских постановках. А взрослые будут своими руками готовить какие-нибудь сюрпризы детям. Надеюсь, что все у нас получится. Пока же мы каждый год ставим рождественский вертеп, в который в ночь на 7 января кладем в ясли младенца. По появлению младенца дети и определяют начало Рождества.

Показать картинку

На самом деле, создавать семейные традиции не сложно, а очень и очень приятно. Ведь так радостно видеть счастливые глаза детей, когда утром дня памяти святого Николая они находят под подушкой маленькие игрушки. А как приятно смотреть на старшего сына, когда он делает своими руками подарок папе на День рождения, а младшая сестренка ему помогает.

Семейные традиции приносят радость всей семье. Они объединяют, согревают. Это будущая память наших детей. Уже сейчас безумно приятно слышать от старшего сына «Мама, а помнишь ты мне делала торт?» или «А помнишь к нам ребята на День рождения приходили, и мы сюрпризы искали?». У каждого ребенка должно быть детство, которое он с радостью будет потом вспоминать. Наша задача сделать его незабываем.

P.S.: Все фотографии из нашего семейного архива. На некоторых фотографиях есть в подписи Танюшкина Пасха. Это тоже мои фотографии. Просто чаще я подписываю фотографии ником Дина, но иногда и своим родным именем тоже именую.

Консультация
для родителей
«Каждой семье — свои традиции»

КАЖДОЙ СЕМЬЕ - СВОИ ТРАДИЦИИ.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, свою Родину ничего не сделать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе все формирует у малыша чувство любви к тому месту, где он живет.
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте - самый естественный, а поэтому и верный путь нравственно-патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Такой опыт нужно поддерживать, поощрять и создавать условия для его развития.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Семья - это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие яркими красками разных впечатляющих мелочей.
У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; вкуснейший яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.
Но, к сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую помощь могут оказать в воспитании детей. Поэтому очень важно донести до них информацию о ценности семейных традиций, вызвать желание сохранить имеющиеся и создавать новые семейные традиции.
Какие же семейные традиции может завести себе молодая семья? Вот примеры некоторых.
Составление родословной своей семьи. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях. Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству - значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка. Каждый из нас - продолжатель своего рода. Корни каждого рода, как корни дерева уходят далеко в старину. И тот род силен, кто предков своих помнит и бережет. Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.
Давней русской традицией можно назвать передачу и хранение вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы, дедушкин полевой бинокль, бабушкина самодельная кукла - семейные реликвии, которые хранятся долгие годы и передаются подрастающему поколению История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.
Семейные архивы. Каждая семья должна иметь свой архив - почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. Ведь жизнь, отпущенная нам коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Семейный альбом. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней - наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Это простое и понятное для ребенка дело, но очень увлекательное и интересное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует запоминание.
Семейные праздники. Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, также как и мы, будут отдыхать и наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Дети независимо от возраста обязательно должны участвовать в подготовке к любому празднику. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для всех членов семьи: ко дню рождения, другим семейным событиям. Сажать или нет детей за «взрослый» стол - родители решают по-разному. Можно попросить малыша не задерживаться за столом, а можно накрыть ему и другим детям отдельный столик. Помните, что в семейном торжестве ребенок является таким же полноправным членом, как мама, как папа, дедушка или бабушка.
Другое дело детские праздники. Здесь ребенок главное лицо. Если праздник специально организован, имеет свою программу, то тогда день рождения или новогодняя елка будут по-настоящему радостными, праздничными и для детей, и для взрослых.
Семейное посещение театров, музеев, выставок . Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи и традиции. Взрослые должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи. Вечером хорошо обсудить со всеми членами семьи увиденное.
Чтение в семейном кругу. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, родных и близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. Семейное чтение - самый доступный и короткий путь приобщения к жизненному опыту наших предков и замечательное средство развития умственных способностей ребенка.
Коллекционирование. Очень хорошо если в семье есть такая традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд других людей. Коллекционировать можно что угодно, главное, опираться на интересы ребенка. Самые различные коллекции увлекут и заинтересуют не только вашего ребенка, но и других членов семьи. Можно собирать шишки, камешки, ракушки, различные бусины, пуговицы, часы, фантики, кукол, солдатиков и т. д. Посещение выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности. Затем можно и самим устраивать выставки своей коллекции для друзей и родственников. А бывает так, что родители сами давно что-либо коллекционируют и ребенок принимает в этом посильное участие.
Семейный отдых на природе. Природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, а прогулки и походы благотворно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться всей семьей в поход, поехать на пикник, на дачу. Побродить по лесным тропинкам или на лугу, искупаться в реке, наблюдать за жизнью насекомых, рассмотреть незнакомые растения, собирать природный материал для поделок. Дети обожают перекусить на лесной полянке. А взрослые должны научить ребенка правильно себя вести на природе: убирать за собой мусор, не шуметь, не ломать кусты и т. д. Если такие походы станут традицией, то ребенок будет ждать и готовиться к ним, стараясь интересней и полезней провести время на природе.
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это веселые домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или «ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно. Главное, чтобы через много- много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.

Дидактическая игра
«Любимое в нашей семье»
для детей 5-7 лет

«Любимое в нашей семье».
(5 - 7 лет)
Цель: Закрепление представлений детей о себе, семье, родных людях, о любимых занятиях в семье.
Задачи:
Уточнить представления детей о любимых интересах, вкусах своих близких людей;
Учить отображать в рисунке любимые занятия, интересы членов семьи;
Формировать чувства привязанности, взаимопомощи, радости от организации совместных действий в семье;
Воспитание гуманных чувств.
Содержание игры:
Детям предлагается на листе зарисовать своё любимое: кушанье, игрушку, книжку, дело, телепередачу и др.
Ребенок рассказывает, что он нарисовал, комментирует, что ему нравится, что любит.
Затем рисует, что любит мама, папа, сестрёнка и другие члены семьи (у кого кто есть в семье) .
После того, как нарисованы любимые занятия родных, ребенок находит, есть ли общее, любимое у всех членов семьи. Зарисовывает и рассказывает, используя фразы:
«В нашей семье все любят…»
«В нашей семье всем нравится…»
«Это наши, мы любим, нам нравится…»

Стили семейного воспитания.
Средства и методы педагогического воздействия при общении родителей с ребенком

Чтобы быть идеальным родителем, нужно научиться соблюдать правило трех «П»: принятие, познание, понимание.
Характер ребенка - это результат семейного воспитания, и его проявление можно увидеть на третьем году жизни. Стиль семейного воспитания- это характерные способности общения родителей с ребенком, использование определенных средств и методов педагогического воздействия, которое выражается в словесном воздействии. В каждой семье свой стиль общения. Умение взаимодействовать с детьми очень важно.
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 20 минут в день. Из них 10 минут приходится на раздачу указаний. Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотичный и опекаемый.
Авторитарный стиль - все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Демократический стиль - (авторитетный, сотрудничество) - родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учетом их возрастных возможностей, уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть.
Попустительский стиль - (либеральный, снисходительный, гипоопека) - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей и не выполняет указание родителей.
Хаотический стиль - (непоследовательное руководство) - отсутствие единого подхода к воспитанию, разногласие в выборе воспитательных средств между родителями.
Опекающий стиль - (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) - стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все его проблемы.
Памятка для родителей.

Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста.
ДЕЛАЙТЕ!
1. Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.
2. Радуйтесь сыну (дочке) .
3. Разговаривайте заботливым, ободряющим тоном.
4. Слушайте ребенка внимательно, не перебивая. Установите четкие требования к нему.
5. Объясняйте просто и понятно.
7. Будьте терпеливы.
8. Сначала спрашивайте «Что?», а потом «Зачем?» и «Почему?».
9. Читайте каждый день и обсуждайте прочитанное.
10. Поощряйте игры с другими детьми.
11. Старайтесь, чтобы ребенок помогал вам по дому.
12. Будьте примером для ребенка, пусть он видит, какое вы удовольствие получаете от чтения книг, журналов.
13. Не теряйте чувство юмора.
14. Играйте с ребенком в разные игры.
15. Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по воспитанию.
НЕ ДЕЛАЙТЕ.
1. Не перебивайте ребенка, дайте ему высказаться.
2. Не задавайте много вопросов.
3. Не принуждайте ребенка делать, то к чему он не готов.
4. Не заставляйте его что-то делать, если ребенок устал, расстроен.
5. Не следует постоянно повторять «Не так переделай».
6. Не критикуйте ребенка в присутствии других людей.
7. Не сравнивайте ребенка с братом, соседом, другом.
8. Не придумывайте множество правил, он перестает обращать на них внимание.
9. Не находитесь на глазах ребенка без дела.
10. Если есть сомнения, как поступить, не торопитесь.

Воспитатель Капустина Н.Н.
МБДОУ №31 пос. Известковый
2014г.

Вырастить из маленького ребёнка гражданина и патриота, любящего свою родину, поможет патриотический уголок в детском саду. Оформление его зависит от возрастных особенностей малышей, ведь информация должна быть доступна детскому пониманию.

Для чего это нужно?

Воспитание патриота не может быть успешным без обращения к культуре и истории своего края. Сегодня многое из жизни наших предков утеряно и забыто, сильно поменялся жизненный уклад народа, и мы так мало обращаемся к своим корням, а ведь уникальная культура русского народа формировалась веками и насыщена разнообразными обычаями, традициями и обрядами.

Знание и понимание народной культуры, стремление приобщиться к её дальнейшему развитию в будущем станут мотивами для активной творческой деятельности человека, если начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.

Своими руками поможет педагогам и родителям органично ввести ребёнка в окружающий мир, приобщить к родной культуре, вечному и прекрасному.

С чего начинать?

Малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина - это ближайшее окружение, поэтому доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье должен содержать патриотический уголок в детском саду. Оформление 1 младшей группе требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес. В этом возрасте активно формируется речь, поэтому всё должно способствовать развитию, побуждать малыша к узнаванию, называнию. Дети могут сначала просто наблюдать за деятельностью взрослых, которые рассматривают альбомы, называя в них на фото всех членов семьи. Постепенно, подражая взрослым, они и сами начнут это делать.

Чем наполнить патриотический уголок в ясельной группе?

Это может быть любой материал по социально-нравственному развитию:

  • Тематические папки, содержащие иллюстрации, с изображениями членов семьи, демонстрирующими их взаимоотношения, заботу, совместные дела.
  • Фотоальбом «Моя семья» с изображениями воспитанников в семейном окружении.
  • Альбом или выставка «Здесь мы живём», в которой можно разместить фотографии, иллюстрации или макеты улиц или разных архитектурных строений (садик, школа, дома, где живут дети, другие объекты города).
  • Выставки, знакомящие с истоками русской народной культуры, которые могут содержать разнообразные предметы старины, традиционные игрушки (деревянные и обереги, экспонаты декоративно-прикладного искусства (расписные матрешки, подносы и прочая утварь с городецкой, хохломской и дымковские игрушки, вышитые рушники, платочки, вязаные салфетки, скатерти и другие предметы).

Художественную литературу, произведения фольклора - песни, прибаутки, потешки и сказки - также можно поместить в патриотический уголок в детском саду. Оформление ясли подразумевают красочное и понятное, оно не должно содержать много текста, лучше, если это будет наглядный материал, привлекающий внимание детей и их родителей. Важно помнить и требования безопасности, которые одинаковы для всех уголков: все материалы нужно размещать так, чтобы они не смогли упасть или поранить ребёнка. Недопустимо наличие острых углов или краёв.

Дети старше - задачи сложнее

Пониманию детей четырёхлетнего возраста становятся доступны уже более сложные понятия, поэтому, дополняя и развивая темы, затрагиваемые в младших группах, педагоги и родители продолжают рассматриваемое нами направление воспитания, помещая новые материалы в патриотический уголок в детском саду. Оформление должно влиять на развитие личности ребёнка. Важно, чтобы для него использовались не только литература, иллюстрации и дидактические материалы, но и элементы самостоятельной и совместной деятельности. Дошкольники могут играть с друзьями или со взрослыми, осваивая размещённые материалы, осуществляя интерактивную связь.

Оформление патриотического должно быть красивым, ярким, привлекательным и интересным для детей. Здесь не может быть ничего повреждённого, сломанного, порванного. Хорошо, если используемые цвета и оттенки грамотно сочетаются между собой, приятны для глаза ребёнка. Все материалы время от времени обновляются.

В средней группе большая часть патриотической работы проходит на занятиях и вне их. Это целенаправленные прогулки по близлежащим улицам и знакомство с административными зданиями, находящимися на них (магазин, аптека, почта и т. д.), чтение художественной литературы, беседы с детьми о природе родного города. Вся новая информация, которую получают дети, должна подкрепляться материалами в патриотическом уголке.

Наполнение для средней группы

Детям этого возраста будут интересны и полезны для развития следующие материалы:

  • иллюстрации семейных праздников и традиций, художественная литература на нравственные темы;
  • фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, открытки, тематические папки, знакомящие с историей родного города, его знаменитыми жителями, достопримечательностями;
  • экспонаты, приобщающие дошкольников к традиционной культуре: старинные предметы, народные игрушки, образцы декоративно-прикладного искусства, тематические ;
  • произведения народного творчества - от песенок до сказок;
  • символы государства, области и города.

Что мы родиной зовём?

В старшем усложняются задачи патриотического воспитания, дети продолжают знакомство с родным краем, изучают не только свой город, но и область, и страну, получают сведения о государственной символике, историческом прошлом России, о народном календаре.

Усложняется и материал, помещаемый в патриотический уголок в детском саду. Оформление дополняется детскими и семейными творческими работами. Так, например, продолжая изучение темы «Моя семья», дети с родителями создают фамильный герб или генеалогическое древо. Интересны будут и помещённые в уголок семейные альбомы, которые дети любят рассматривать и показывать друг другу.

От города родного до страны

Продолжить знакомство с родным городом помогут различные материалы на такие темы: «Как возник город?», «Что производят в нашем городе?», «Культура моего города», «Знаменитые земляки», «В период Великой Отечественной войны», «Достопримечательности», «Архитектура». Родители и воспитатели совместно могут создать подборку стихов о городе.

Карта населённого пункта и его символика также должны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление выставки о родном крае может содержать символику и карту области, информацию о её городах и знаменитых местах, а когда дети воспримут эту информацию, то готовы будут к знакомству с родной страной. Тут уже не обойтись без карты России. Современная полиграфия выпускает специальные детские карты, содержащие доступный детскому пониманию материал. И, конечно, на видном месте должны появиться российские символы - герб, флаг, гимн и портрет президента.

О культуре, защитниках Отечества и планете Земля

Кроме краеведческих сведений, патриотическому воспитанию способствуют и другие темы и направления.

При наличии необходимого материала в патриотическом уголке размещается информация о том, как зарождалась культура нашего народа. Это могут быть тематические выставки «Как жили люди на Руси?», «О чём рассказывают старинные вещи?», «Из истории русского народного костюма», «Как народ гулял и веселился?», «Народный календарь» и другие.

Сведения о защитниках Отечества также способны пополнить патриотический уголок в детском саду. Оформление (фото ниже) выставок о богатырях земли русской, Великой Отечественной войне и о Российской армии может вызвать интерес мальчишек, формировать у них стремление стать защитником родины.

Глобальной задачей патриотического воспитания является формирование у детей понятия о том, что планета Земля - это наш общий дом, и все, кто живёт на ней, должны жить в мире. Детей необходимо знакомить с условиями существования людей в других уголках планеты, их обычаями и традициями.

Если в воспитании юного гражданина заинтересованы педагоги и родители, то результат не заставит себя ждать, а уголок патриотического воспитания поможет в этом.

Патриотическое воспитание - важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и народных традиций, гордости за свой народ и государство. Все эти качества воспитываются семьёй и обществом начиная с детского сада. Станут ли воспитанники патриотами своей Отчизны, захотят ли юноши и девушки в случае необходимости защищать интересы государства - это во многом зависит от формирования их мировоззрения в самом раннем возрасте.

Цели создания и работы патриотического уголка в детском саду

Патриотическое воспитание дошкольников - обязательная составляющая часть деятельности педагогов-воспитателей ДОУ. Она заключается не только в воспитании любви к нашей общей Родине России, но и обучению бережного отношения к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает. В настоящее время, в связи с изменениями в обществе, патриотизм - это тот якорь, на котором держится понятие «государство». И формированию этого качества в новом поколении отводится такая важная роль.

Как и любое воспитательное воздействие на ребёнка, формирование патриотических чувств использует методы наглядности, словесные методы и другие. Создание хорошо оформленного патриотического уголка поможет воспитателю в решении этой сложной, многокомпонентной задачи.

Какими правилами необходимо руководствоваться при организации патриотического уголка

  • Достаточная информативность представленного материала с учётом возраста дошкольников.
  • Постоянное наличие патриотического уголка в предметно-развивающей среде.
  • Обновление представленного материала для поддержания интереса детей (в зависимости от возраста детей).
  • Использование этих материалов в НОД.

Как и любая другая составляющая предметно-развивающей среды детского сада, патриотический уголок должен соответствовать требованиям ФГОС:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности - создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

Паспорт патриотического уголка, как часть паспорта группы, можно увидеть на примере .

Патриотический уголок

По каким направлениям подготавливается информационная база для патриотического уголка

  • Знания о государстве.
  • Информация о родном крае (области, автономии).
  • Изучение народных традиций и культуры.
  • Малая родина - дом, где мы живём.
  • Семья - самое важное в жизни.

Таблица: особенности подборки материала в зависимости от возраста детей

Государство Родной край Народная культура Малая родина Семья, семейные традиции и нравственность Художественная литература
Младшие Символика государства: изображение герба, государственного флага.
Портрет президента.
Иллюстрации красоты и природного богатства родного края Атрибуты народного творчества: матрёшки, свистульки, примеры национальной одежды;традиционные игрушки России(из соломы, из ниток) Фотографии, открытки, сувениры, фотоальбомы, папки, объёмные макеты - города, района, своего детского сада. Семья: фотографии, картинки отображающие семью, родителей, их любовь и заботу к детям, взаимное уважение и поддержку, совместные игры, выполнение обязанностей по дому.
Мой дом: изображение различных архитектурных зданий, отличающихся внешнему виду и назначению.
Поведение: иллюстрации и папки, рассказывающие о правилах поведения в различных ситуациях.
Народные сказки, песни, пословицы, стихи о родном крае
Средняя Та же символика сохраняется. Флаг России может быть представлен как иллюстрация, как трёхцветное полотно или в виде сувенирного флажка. Флаг, герб и карта области, портрет руководителя. Символика наиболее значимых предприятий Добавляется иллюстрированный материал о жизни русской деревни: изображение (макет) избы, праздники, обряды. Добавляется иллюстрированный материал о своём населённом пункте: достопримечательности, история возникновения, известные земляки. Добавляется информация о семейных праздниках и традициях. Объём художественной литературы можно увеличить, представленная тематика та же.
Старшая и подготовительная К государственной символике добавляется гимн России. Присутствует карта страны, желательно с отображением главных достопримечательностей, атласы с иллюстрациями природных зон, животного и растительного мира различных областей.
Выделяются новые подразделы:
  • Россия - мировая держава. Имеется глобус, подборки иллюстрированного материала о жизни людей в других странах.
  • На страже Отечества. Представляется художественный материал о защитниках Родины, начиная с исторических времён (баллады, сказки, картины) до наших дней, используются дидактические игры с патриотической тематикой.
Более подробно представляется материал о родном крае, его природе, занимаемом страны. Выделяются тематические направления, представленные подбором печатного материала, иллюстраций, макетов:
  • Уклад жизни на Руси.
  • Традиции национального костюма.
  • Народный календарь.
  • Русская игрушка.
  • Народные праздники.
Появляются отдельные рубрики:»Город во время Великой Отечественной войны», «Наука и образование в нашем городе», «Спортивные достижения», карта города. Семейные альбомы, изготовленные детьми и родителями поделки: «Генеалогическое дерево моего рода», «Герб нашей семьи», «Наши маленькие любимцы». Добавляются рассказы для детей о героических поступках в современное время и во время войны.
Добавляется новый раздел:
«Православи».
Представлен материал, дающий начальное представление о религии, основных праздниках и традициях.

Оформление патриотического уголка своими руками

Каким требованиям должно удовлетворять оформление уголка

  1. Логика размещения материала.
  2. Эстетичность и привлекательность оформления.
  3. Наполняемость и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
  4. Соответствие материала возрасту детей.
  5. Творческий подход педагога в оформлении уголка.

В детском саду необязательно иметь символы государства стандартного вида. Детей будет больше привлекать необычное оформление, выполненное родителями и воспитателями необычной техникой.

Какого типа материалы можно использовать в оформлении

  • Наглядные дидактические материалы (иллюстрации, флажки, красочные буклеты, предметы народной культуры, фотографии).
  • Папки и материалы с дидактическими играми (настольные игры военной тематики, мозаики и складные картинки и т.д.).
  • Разнообразные творческими заданиями с примерами выполнения на тему патриотического воспитания.
  • Куклы, одетые в народные костюмы; игрушки, подходящие по тематике, объёмные модели.
  • Творчество самих воспитанников.
  • Художественная литература (книги с иллюстрациями, распечатки сказок, стихов, баллад и т.д.).

Подборка эскизов оформления патриотического уголка

  • Фотографии интересных идей в оформлении и техника создания российского флага своими руками в статье «Патриотический уголок в детском саду» .
  • Фотографии стендов и макетов по разным направлениям работы представлены в статье Милиты Зарицкой «Патриотический уголок в детском саду «.
  • Визуальная экскурсия в статье Светланы Гребановой «Оформление патриотического уголка группы» .

Фотогалерея: примеры оформления патриотического уголка

Представлены особенности национального края Государственная символика и кукла в народной одежде Красочное представление народной культуры Показаны дидактические игры по военной тематике

Использование стендов, выполненных на заказ, имеет свои положительные стороны: компактное сочетание государственной символики, яркость красок, возможность использовать собственный эскиз при оформлении заказа.

Фотогалерея: стенды для патриотического уголка

Раздел государственной символики Такой стенд подойдет для младшей группы
Такая информация несомненно будет интересна всем мальчикам в группе

Какое название можно дать патриотическому уголку

Название, несомненно, должно быть звучным и привлекательным для детей, в то же время отражать суть и назначение этой части оформления помещения группы. Например, можно использовать такие названия:

  • Моя Родина.
  • Родной край.
  • Уголок России.
  • Вперёд, Россия!

    С чего начинается Родина.

    Наша Родина - Россия.

  • Любимый край.
  • Люби и знай свой край.
  • Мы живём в России.

Видео: патриотические уголки в детских садах

Работа в патриотическом уголке детского сада

Кроме размещения информации на стендах уголка, рассчитанной на самостоятельную деятельность дошкольников, патриотической работа может включать небольшие сообщения, беседы, чтение рассказов и стихов с использованием представленных материалов. Проводятся мероприятия, относящиеся к этому направлению воспитательного процесса.

Примеры организации патриотического воспитания :

  • Наша Родина - Россия (пример оформления папки по данной тематике и возможные варианты сообщений).
  • Материалы для папок в патриотическом уголке представлены Еленой Поликарповой в статье «Уголок патриотического воспитания» .
  • Статья Инны Дмитриенко «Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию» с примерами проводимых мероприятий.

Примеры конспектов мероприятий по патриотической тематике

Конспект открытого мероприятия по патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе на тему «Родина моя» .

Конспект занятия в младшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию - таблица

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе «Россия - Родина моя»
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края
2. Закрепить название «Россия»
3. Закрепить знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре.
4. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать уважительное отношение к Российской геральдике.
Пособия и материалы: картинки с изображением солдата, Российского флага, цветные карандаши, контур флага; картинки с изображением растений, животных и птиц, флага.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят в круг:
«Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.».
2.Основная часть.
- Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живём?Россия.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде.
Вы любите путешествовать?
(Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.)
- Отправляемся. Счастливого пути! Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.

«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка. Наша первая остановка называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины?
(дети рассматривают картинки деревьев)
Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц)
Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)
- Молодцы. Поехали дальше. Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Останавливаемся. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»).
- Молодцы, ребята. Поехали дальше. Звук поезда
- Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка «Военная».
Дети выходят из поезда, слышится марш.
- Какая это музыка? (ответы детей). Кто под неё марширует (солдаты). Звучит марш на военных парадах (звучит запись). Под эту музыку маршируют солдаты.
- Посмотрите, ребята, на этой картинке кто-то изображён. Кто это? (солдат)..
В: А, как вы догадались, что это солдат? Да, он одет в форму и у него в руках оружие.
В: Правильно! Молодцы! Когда много солдат, то получается целая армия! Как вы думаете, ребята, для чего же нужна армия?
- Да, ребята, чтобы защищать людей нашей огромной Родины от тех, кто захочет напасть на неё, т. е. от врагов.
Для того, чтобы защищать нашу Родину солдаты много тренируются, чтобы стать сильными, храбрыми. А мы хотим стать такими как они? (ответы детей). Для этого нам надо тоже потренироваться.
Физкультминутка.
1,2- стоит ракета, 3,4 - самолёт.
1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счёт.
1,2,3,4- руки выше, плечи шире.
1, 2, 3,4 - и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой - раз, правой - два,
Посмотрите все на нас!
3.Практическая часть.
- Ребята, давайте пройдём к столам.
Дети садятся за столы.
- Посмотрите, как вы думаете, что это? (на доске картинка с изображением флага)
- Ребята, это флаг нашей Родины. Давайте посмотрим: какие цвета есть у нашего флага.
Я - белый цвет - свобода, гордость, слава.
Я - синий цвет - покров родной страны.
Я - красный цвет - могучая держава.
Все вместе мы - едины и сильны!
Посмотрите, ребята, у меня есть три полоски цветной бумаги. Сейчас мы с вами будем учить расположение цветов на флаге России. И будем делать флаг своими руками
Показ воспитателем порядка выполнения работы.
У вас на столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.
- Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине.
4.Итог
. О чём мы сегодня говорили? Что мы увидели? Что научились делать? А вам понравилось наше путешествие?
- В конце нашего путешествия послушайте стихотворение «Наша Родина»
- Родина
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
А теперь садимся опять в поезд и возвращаемся в детский сад.

Конечно, для ребёнка любовь к Родине - это любовь к семье, к своим близким, к тем, кто его окружает. Но ребёнок растёт и вместе с ним расширяется круг его интересов: друзья, двор, в котором есть столько интересного, родной город, с теми дорогими местами, которые есть у каждого. Взрослый человек понимает, Родина - эта та страна, которая досталась тебе в наследство от твоих предков и теперь ты за неё отвечаешь.

Жанна Рушановна Федина

В нашем садике проводился конкурс "Семейные традиции ".

Дети и родители с удовольствием в нём приняли участие.

Цель : возрождение семейных традиций

Семейные традиции - это атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех жителей дома. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример.

В каждой семье есть свои традиции : это летний отдых, воскресные прогулки, совместный обед, вечернее чаепитие. и т. д. Некоторые семьи хранят традиции еще своих предков . А у других семей нет никаких традиций .

Участвуя в конкурсе , родители задумываются над этой проблемой и естественно, придумывают свои традиции , которые, быть может в будущем, сохранятся в их семье. Традиция это ведь что-то закономерное, повторяющееся, запоминающееся. Очень хороша кухня для создания семейных традиций . Будет просто замечательно, если семья собирается в воскресенье на воскресный ужин, или обед. Или внучата помогают бабушке печь пирожки, а может быть, мама и папа вместе с ребенком лепят пельмени. А может это будет поездка на природу или на рыбалку.

Для чего нужны традиции ? Что дают они ребенку? Во первых - это гордость за свою семью, во вторых - незабываемые впечатления, в - третьих - стабильность в семье.