LaParfumerie. Лучший парфюмерный форум России!: Сказка "Матушкина куколка". Сказка о волшебном магазине игрушек или о том, как кукла Катя потеряла туфельку: Сказка

07.04.2019

Елена Швецова
Занятие-беседа «Сказка про куклу-берегиню» в рамках реализации проекта по продуктивной деятельности «Кукла моя изначальная»

Занятие-беседа «Сказка про куклу-берегиню».

Задачи. Развивать связную речь детей, обучая их придумывать сказки. Учить детей придумывать действующих лиц, сюжет сказки, начало, развитие действия, кульминацию и конец истории. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании, использовать средства связи слов в предложении. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, патриотическую гордость за богатую народами, талантливую Россию.

Информация для педагогов и родителей.

Консультация «Сказкотерапия и ее практическое применение»

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач - воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Любое рассказывание сказки уже само по себе обладает терапевтическим эффектом. Сказку лучше именно рассказывать, а не читать, так как это дает возможность наблюдать за реакцией ребенка на сюжет сказки.

Взрослый и ребенок могут сочинять сказку совместно, драматизируя ее либо всю, либо ее отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку и самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком дает возможность выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Остановимся на одном из основных методов сказкотерапии - изготовлении кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы.

По мнению Гребенщиковой Л. Г., любое изготовление куклы – это своеобразная медитация, так как в процессе изготовления куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных положительных результатов.

С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.

Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Как считают некоторые психологи, при использовании кукол или игрушек все манипуляции с ними должны быть отработаны заранее:

Дикция педагога должна быть четкой, сила голоса - достаточной;

Звуки речи должны быть направлены непосредственно ребенку;

Все жесты педагога должны соответствовать содержанию произносимых реплик, интонации.

Для активизации внимания детей используется игра «Семья», в качестве персонажей - тряпичные куклы из мини-музея – мама, девочка, кошка и кукла Кувадка.

Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали из лоскутков ткани накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

Начало сказки я постаралась составить так, чтобы оно заинтересовало детей и познакомило с главной героиней, в то же время это начало представляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях.

СКАЗКА ПРО КУКЛУ-БЕРЕГИНЮ.

«Жила-была маленькая девочка. Ее семья была очень бедная, у них не было денег даже на самую малюсенькую игрушечку. Они жили в селе в очень бедном домике, а в таких домах всегда есть куча разных лоскуточков ткани. Вот девочка собрала все лоскуты, взяла нитки и скрутила себе куклу. Девочка закончила работу, и ее кукла стала самой любимой и верной подружкой для девочки. Теперь их везде можно было встретить только вместе. Они играли, гуляли и даже выполняли мамины поручения вдвоем. Девочке было радостно и хорошо, она чувствовала, что кукла бережет ее от всех бед».

Затем предложить детям следующий план в виде вопросов:

Как вы думаете, кукла оберегала девочку от бед и невзгод?

Куклу можно назвать берегиней девочки?

Вот один из вариантов продолжения сказки детей:

«По соседству с ними жила злая старуха. Люди подозревали, что она ведьма, поэтому ее боялись и недолюбливали. А бабка на самом деле была злющая, она ужасно не любила детей, и если какой-то ребенок радовался, она вся аж цепенела от злости.

И вот она как-то заметила девочку с ее куклой. И то, что им хорошо вместе приводило злую старуху в ярость. Она решила во чтобы- то ни стало сделать им какую-нибудь гадость.

Однажды старуха подкараулила девочку и ее куклу, когда они гуляли во дворе, подошла и попросила позвать кого-нибудь из родителей. Малышка посадила куклу на скамейку и пошла звать маму. А ведьма схватила куклу и побежала к себе домой. Когда девочка с мамой пришли, ни куклы, ни старухи видно не было. Девочка пошла к дому старухи, что бы потребовать свою куклу обратно. Но старуха обманула девочку, сказала, что куклы у нее нет.

Малышка принялась искать свою куклу. Она проверила во всех укромных уголках, но так ее и не нашла. Девочка так сильно переживала потерю, что вскоре заболела. С каждым днем ей становилось все хуже и хуже, и никакие лекарства не помогали.

В это время кукла была в плену у злой ведьмы. Она почувствовала, что девочке очень плохо и решила сбежать. Она схватила за усы черного кота, старухи уселась ему на спину и сказала:

А ну, неси меня быстро к моей девочке, а то все усы повыдергаю… кот испугался не на шутку, и на мягких лапах донес куклу к девочке домой.

Когда девочка увидела свою любимицу, к ней вернулось ее настроение, она стала радоваться и веселиться. Вскоре девочке стало лучше, болезнь отступила, она пошла на поправку и выздоровела.

А ведьма, когда узнала, что ее план не сработал, так расстроилась, что ее хватил удар. После этого злая старуха уже не могла причинять никому никакого вреда.

Девочка и кукла стали жить, поживать да добра наживать».

Варианты вопросов для детей для обсуждения сюжета сказки.

Могла ли кукла почувствовать, что девочка заболела?

Почему кукла не побоялась черного кота?

Почему злая старуха уже больше не могла делать гадости людям?

Татьяна Деревщукова
Сказка «Кукла Катя» или (Волшебная песенка).

Кукла Катя .

(Волшебная песенка ) .

В одном городе жила-была маленькая девочка Вика. Она ходила в детский сад, как и все маленькие девочки, и также как у всех обычных девочек была любимая кукла - Катя . Вика куклу любила . Каждый день брала её в садик, надевала ей новые наряды, кормила из маленькой ложечки, возила в кукольной колясочке, укладывала спать в маленькой, красивой кроватке. Называла своей дочкой.

Но вот наступил День Рождение Вики. Тётя ей подарила красивую, фарфоровую куклу на подставке . Девочке так хотелось похвастаться перед подружками и вместо куклы Кати , в детский сад «пошла» кукла Даша . А когда наступала ночь, новая модница начинала смеяться над всеми игрушками. Больше всего над забытой валявшейся под кроватью куклой Катей .

Посмотри на себя,- говорила она, - ты такая лохматая, грязная и некрасивая. Тебя забросили под кровать и забыли. Вика моя хозяйка, больше она тебя не любит. Ты ей не нужна. Кукла Катя ей ничего не ответила, молча, вытирала слезы. Куда ей ровняться с такой изящной, красивой модницей, с розовыми щёчками и хрупким тельцем, одетым в шёлковое платье. И так бы лежала, плакала, бедная куколка, если бы., если бы, её плачь, не услышала кошка Мурка.

Почему ты плачешь и лежишь под кроватью? Кукла ей всё рассказала .

Когда наступила ночь и Вика уснула, кошка Мурка захотела помочь. Она вытащила куколку из-под кровати, положила рядом с девочкой и стала тихонько мурлыкать волшебную песенку .

Утром, когда девочка была в детском саду, она вспомнила, что видела сон о своей старой кукле . Вике приснилось, сколько радости приносила ей эта игрушка. Все подружки просили с ней поиграть. У неё было пластмассовое тело, ее можно было купать, длинные волосы, из которых можно было делать причёски, красить её щеки и губы губной помадой, которые легко смывались. А у новой куклы - тряпочное тельце , фарфоровая голова и хрупкие фарфоровые ручки и ножки.

Она стояла большую часть времени на подставке в стеклянном шкафу. Мама Вики предупреждала, что с этой куклой нужно обращаться аккуратно, нельзя купать, если она упадёт, то разобьётся.

Вика не могла дождаться вечера, она выглядывала постоянно в окно, не идут ли за ней. Ей не терпелось поиграть со своей старой куклой . Она забежала в свою комнату. Кошка Мурка сидела около бедной, грязной

куклы , напевая свою волшебную песенку . Вики стало очень жалко куклу . Она прижала её к себе крепко, крепко и расплакалась.

Прости меня моя любимая дочка. Я тебя больше никогда не брошу.

Вика попросила маму сшить кукле новое платье , вымыть волосы и сделать новую причёску.

Прошло много лет. Девочка Вика выросла. Теперь она Виктория Петровна, воспитательница в детском саду. Фарфоровая кукла продолжает стоять красоваться в стеклянном шкафчике. А кукла Катя так и живёт в группе детского сада. О ней заботятся новые хозяйки, не обижают её. Куколка всегда чистая, нарядная, с новой причёской. Она самая любимая игрушка у маленьких девочек.

Когда Виктория Петровна смотрит, как играют с её куклой , заботятся о ней. На её лице появляется улыбка. Кукла Катя приносит радость её маленьким воспитанникам.

В книге «Исторические Корни Волшебной Сказки» Владимир Пропп пишет о куколках, фигурирующих в сказках:

Итак, рассмотрение некоторых волшебных предметов опять приводит нас к той области, к которой приводит рассмотрение многих других элементов: к царству мертвых.
К этой же сфере приводит рассмотрение еще одного предмета, который стоит на границе волшебных помощников и волшебных предметов, а именно - куколок.
Такая куколка фигурирует в сказке « » (Афанасьев А.Н. Народные русские сказки, т.1–3). Здесь умирает мать: «Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета»». Азадовский, Андреев и Соколов, издававшие Афанасьевский сборник, склонны считать этот мотив не фольклорным, так как он в фольклоре не имеет аналогий. Но, во-первых, эти аналогии есть: в сказке «Грязнавка» (Смирнов А. M. Сборник великорусских сказок Архива Русского географического общества, вып. I, II. Пг., 1917.) имеются куколки, к которым обращаются с той же формулой, что и у Афанасьева: «Вы, кукалки, кушайтя, мое горе слушайтя». В северной сказке: «У меня в сундуке есть цетыре куколки, как че надо, они тебе помогут», - говорит мать перед смертью своей дочери (Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края. M, 1934).
Попутно обращаем внимание на то, что куклу эту надо кормить. Во-вторых, куколки широко фигурируют в верованиях самых различных народов, причем аналогия со сказкой довольно точна.
Чтобы лучше понять этот мотив, приведем еще один случай из сказки. В сказке « » преследуемая девушка постепенно погружается в землю (т.е. уходит в преисподнюю) и оставляет вместо себя четырех куколок, которые отвечают преследователю за нее ее голосом. В этом случае куколка служит заместителем ушедшего под землю. Именно такую роль куколка играла в верованиях очень многих народов. «Известно, что остяки, гольды, гиляки, орочи, китайцы, а в Европе - мари, чуваши и многие другие народы делали в память умершего члена семьи «деревянного болвана» или куклу, которые считались вместилищем для души покойного. Изображение это кормили всем тем, что ели сами, и вообще ухаживали за ним, как за живым» (Зеленин Д. К.1936, 137). Эта вера - отнюдь не специфическая особенность Сибири или Европы. В Африке у Eime, когда умирает жена и муж женится вторично, он держит в своей хижине куклу, «которая представляет эту жену в потустороннем мире. Ей оказываются всякие почести, чтобы жена на том свете не ревновала к жене на этом свете» (Meinhof 63). В бывшей Нидерландской Новой Гвинее после смерти вырезают фигурку, при помощи которой пророчествуют. Фрэзер подробно описывает, как в куклу заманивают душу больного (Frazer 1911, I, 53-54). Содержа душу больного, кукла могла содержать или представлять душу умершего вообще. Родственники делают небольшую куклу, за которой ухаживают; в этой кукле инкарнируется покойник. Куклу кормят за столом, укладывают спать и т. д. (Харузин 1905, 234).
В Египте это представление отразилось в заупокойном культе. Ю. П. Францов отметил это явление в своей работе о древнеегипетских сказках о верховных жрецах. «В древнеегипетской магии употребление фигурок с магическими целями было широко известно. С тем оттенком, с каким передано употребление фигурок в нашей сказке, в качестве фигурки-помощника, представление получило распространение в заупокойном культе в виде фигурок-помощников «ушебти» или «шауабти»» (Францов 1935, 171-172). И хотя фигурки, о которых идет речь, имеют животный вид, здесь связь все же несомненна, так как человек-предок пришел на смену животному-предку. Как указывает Видеман, фигурки «ушебти» имели вид статуэток. Их клали в могилу умершего, они назывались «ответами» и должны были помогать» в загробном мире (Wiedemann 26).
Все эти материалы показывают, к каким представлениям и обычаям восходит эта куколка. Она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Зайчик на пальчик
Простая игрушка зайчик Чтобы сделать для малыша интересную игрушку своими руками, не нужно много вр...

Тульская барыня
Хороша, правда? Мечта хозяек: нарядная, белолицая, руки в боки, женщина-праздник:). Вполне можно и...

Кукла Пеленашка
Народная кукла Пеленашка, с одной стороны, совсем простая в изготовлении, но с другой стороны, как о...

Трипольская кукла (мотанка)
Трипольская кукла - мотанка Давно я уже собираюсь сделать украинскую куклу-мотанку, да все руки не...

Кукла Северного Прикамья
И снова мастер-класс от Ирины Калининой. Как и многие народные куклы, эта игровая куколка простая в...

Конь из ткани (народная тряпичная игрушка)
Конь из ткани Как вы уже знаете, у нас есть мастер-класс "Солнечный конь из талаша", а Ирина Калини...

Придирчиво рассматривая свое лучшее творение, мастер улыбался, вспоминая, каких трудов ему это стоило. Весь свой опыт, все свое умение и талант пришлось приложить, не жалея ни времени, ни сил, ни красок, для того, чтобы получилась такая изумительная кукла. У нее были волнистые золотые волосы, белая кожа, ярко-алые губы и широко раскрытые синие глаза. Она была совсем как живая, поэтому мастер нисколько не удивился, когда, моргнув длинными ресницами, она спросила его: «Кто ты?» «Меня зовут мастер», - ответил мастер, и это была почти правда, так как настоящего его имени уже не помнил никто, даже он сам. «А я кто?» «Ты – моя…», - мастер замолчал, потому что назвать ее куклой он не посмел.

С того самого дня в скромном, но уютном домике мастера начались хлопотливые деньки. Кукла оказалась очень непослушной и своенравной. Порой мастеру приходилось кричать на нее, когда ее капризы переходили всякие границы. А он должен был воспитать ее, научить жить своей кукольной жизнью так, чтобы ей никогда не приходилось страдать от голода. Когда мастер показывал кукле первые танцевальные па, она, играясь, делала все наоборот: вместо того, чтобы повернуть налево, поворачивала направо, когда мастер просил, чтобы она подняла ручки вверх, разводила их в стороны, когда нужно было присесть в глубоком поклоне, она подпрыгивала. Вначале мастер пытался уговорить ее, убедить в том, что совсем скоро все это ей пригодится, что своим танцем она будет зарабатывать на хлеб и себе и ему. Но кукла смеялась, весело скакала по комнате, изображая своими прелестными ножками дикие фигуры, совершенно неприемлемые для того, чтобы демонстрировать их господам из высшего света.

Тогда мастер пустил в ход последнее средство – надел на ручки и ножки своей воспитанницы тонкие, но прочные нитки. Теперь кукла могла делать только то, что хотел от нее мастер. Разумеется, для нее это было ужасно. Первые два дня кукла рыдала навзрыд, рвалась, словно пойманная в силки птица, пытаясь освободиться от опутавших ее ниток. Словно сочувствуя плачущей красавице, серое небо хмурилось облаками и вторило ей тоскливым проливным дождем. Но мастер, кусая губы и заткнув уши ватой, чтобы не слышать стенаний своей любимицы, точными, выверенными движениями дергал за ниточки, заставляя ее танцевать. А ночью, когда кукла спала, обессиленная тяжелым, изнурительным трудом и собственными слезами, с жалостью смотрел на ее израненные запястья и лодыжки.

Ранним утром третьего дня, мастер не выдержал и тихонько разрезал нитки. «Будь что будет», - решил он. Проснувшись, кукла с удивлением увидела, что ее ручки и ножки освободились от ненавистных ей пут. Лишь тонкие красные полоски на коже напоминали о том, что еще вчера она находилась в полной власти мастера. А он сидел напротив нее, все еще держа обрывки ниток в своих руках. «Теперь ты свободна. Решай сама, что будешь делать сегодня, завтра и каждый день», - сказал ей мастер, задумчиво глядя на нее. «Я останусь с тобой, мастер, - своим мелодичным, серебряным голосом отозвалась кукла. – А ты будешь учить меня танцевать. И я стану самой лучшей танцовщицей на свете». Пряча улыбку, мастер отвернулся к окну. Он не хотел, чтобы кукла заметила, как он рад это слышать. Сквозь стекло мастер увидел, как на небе облака разбежались в стороны и маленькая каморка, в которой жила кукла, наполнилась солнцем…

Прошло три месяца. Днем мастер усердно занимался с куклой, терпеливо обучая ее всем хитростям и премудростям, которых бесконечно много в великом танцевальном искусстве. Кукла старательно заучивала сложные движения, которые с каждым разом давались ей все легче. А когда наступал вечер, мастер садился в старое деревянное кресло и рассказывал ей сказки. В камине весело потрескивали, сгорая, дрова, тикали часы на стене, в доме было тепло и спокойно.

Оставалась неделя до Нового года. Город оживленно готовился к празднику. На главной площади уже установили елку и украсили ее разноцветными игрушками. Вечерами в витринах магазинов загорались яркие огни праздничных гирлянд, и на душе у всех становилось весело. В этот день мастер пришел домой очень поздно, когда на улице за окном уже стало совсем тихо. Лицо его светилось от радостной вести, которую он принес. «Через четыре дня – твое выступление на главной городской площади! Ты очаруешь их всех своим танцем!»

Кукла была счастлива. Все оставшееся время до своего выступления, она посвятила репетициям, доводя каждое свое движение, каждый жест и каждый взмах до совершенства. Теперь ей приходилось заниматься одной. Днем мастер уходил куда-то, а когда возвращался, садился за свой рабочий стол и шил ей платье для выступления. Кукла садилась рядом, и он рассказывал ей о том, что на празднике будут герцоги и князья, они в отличие от него – очень богатые люди. У них большие красивые дома, в которых столы всегда накрыты, уставленные тарелками с вкусной едой и кубками, наполненными ароматным вином. У них шикарные кареты, украшенные золотом, запряженные четверками сытых и холеных лошадей. И если она понравится кому-либо из них, ее заберут с собой, и она больше ни в чем и никогда не будет нуждаться.

Наконец, настал тот долгожданный день, когда кукла надела восхитительное воздушное платье, сшитое ей мастером из тонкого белоснежного шелка, мягкого угольно-черного бархата и роскошного пурпура цвета крови. Свои волосы она подвязала алой лентой и стала похожей на прекрасную принцессу с той лишь разницей, что ни одна принцесса на этом свете никогда не была еще так хороша. Стоя на сцене, кукла тихонько рассматривала через щелочку в закрытом занавесе публику, которая через несколько мгновений будет наблюдать за ее первым выступлением. На переднем ряду в мягких креслах расположились представители высшей знати. Герцоги и князья, о которых ей рассказывал мастер, курили дорогие сигары и презрительно посматривали на прочий люд, толпящийся у них за спиной. Простые люди – кто сидел, кто стоял, - весело шумели, разговаривая и смеясь, посматривая на сцену, ожидая, когда откроется занавес и начнется представление. А в стороне от зрителей, у самого края сцены стоял, скрестив руки на груди, ее мастер. Он был серьезен и даже суров, и кукла знала, что он очень волнуется за нее. И она не могла подвести его.

Ее танец был великолепен. Огненная страсть и нежность искреннего чувства – все слилось в нем воедино. Толпа, обезумев от восхищения, стоя рукоплескала кукле, раскрасневшейся от волнения и признания, снова и снова вызывая ее на поклон. Даже чопорные зрители первого ряда поднялись из своих кресел, чтобы аплодисментами и живыми цветами выразить ей свое одобрение. Но кукла смотрела только на одного человека, мнение которого о ней больше всех волновало ее. А он по привычке пытался спрятать свою радость и восторг, но сегодня это у него совсем не получалось. Когда волнение публики несколько утихло и кукла, наконец, смогла покинуть сцену, мастер встретил ее, обнимая и целуя, впервые позволив себе это. «Ты доволен мной?» – спросила его кукла, ласкаясь и смеясь. «Я не ждал другого, - ответил мастер. – Ты моя самая лучшая…»

Вдруг, совсем рядом, раздалось чье-то нетерпеливое покашливание. Мастер обернулся и увидел герцога, одного из самых богатых и знатных людей государства, чья власть простиралась далеко за пределы их города. По-видимому, он все это время стоял здесь, наблюдая за ними. «Ты прав, мастер, - обратился к нему герцог, жадными глазами пожирая куклу, которая прижалась к мастеру, обхватив его шею тонкими руками, - она действительно лучшая из всех, которых я когда-либо видел. Я хочу поздравить тебя за нее – более прекрасное создание невозможно себе и представить». Мастер молчал, прижимая к себе куклу. Он чувствовал, что она вся дрожит – взволнованная или напуганная. «Я не люблю долгие ненужные разговоры, - продолжал герцог, – поэтому предлагаю сразу перейти к делу. Ты хорошо сделал свою работу, мастер, и я готов хорошо заплатить тебе за нее. Назови свою цену. И смотри – не продешеви, я могу сделать тебя обеспеченным на всю жизнь».
Мастер опустил голову.

Да, куклы, которых он делал, дорого ценились. Его профессия заключалась в том, чтобы продавать свои творения тем, кто мог заплатить за них достойную цену. И именно для этого он обучал, одевал и воспитывал кукол, поднимая их цену. Он знал, что когда-нибудь настанет момент расставания и с этой, своей самой лучшей и самой любимой куклой. Он ждал разговора с богатым покупателем и настраивался, подыскивая нужные слова, но только сейчас понял, что оказался совсем не готовым. Ведь он сам когда-то освободил ее, и теперь она сама могла выбрать, с кем ей остаться. А что мог он противопоставить герцогу, который был в тысячу раз богаче его! И в его замке кукла будет окружена той роскошью и тем вниманием, которые она, безусловно, заслуживает. Мастер отнял руки куклы от своей шеи и сделал шаг назад. «Моя кукла – свободна, сеньор. Я не могу продавать ее, потому что она не принадлежит ни мне, ни кому-либо другому на этом свете. Пусть она сама решит, в чьем доме ей жить». Герцог презрительно усмехнулся и протянул руку красавице. «Пошли со мной, дорогая. Со мной ты будешь иметь все». Мастер отвернулся, не в силах совладать со своими чувствами, и бросился на улицу.

Шел снег, крупные пушистые хлопья которого медленно кружились в желтом свете фонарей. Они падали на лицо мастеру, бежавшему к мосту над темной рекой, чьи быстрые воды не замерзали даже в самую холодную зиму. Он не замечал ничего вокруг, стараясь удержать напоследок в своей памяти взгляд прекрасных синих глаз – печальный и встревоженный. Он уже ступил на каменные плиты моста, покрытые снегом, когда его кто-то окликнул. Мелодичный и серебряный, запыхавшийся и прерывающийся – это был Ее голос. Перед его затуманенным взором разноцветным пятном мелькнуло ее черно-бело-красное платье. Свою алую ленту она где-то потеряла, когда изо всех сил бежала за ним, в страхе, что может не успеть догнать его. В своих холодных ладонях он почувствовал тепло ее тела. Она обвила своими мокрыми руками его шею, и он почувствовал на своих губах ее губы – мягкие, теплые, живые. «Зачем ты это сделала? – спросил ее мастер, на секунду отнимая свое лицо, чтобы видеть, как она прекрасна. «Потому что я – твоя…»

Татьяна Кирюшатова
Сказка «Куколка-Десятиручка»

В последнее время интерес к народным обрядовым куколкам растет не по дням , а по часам. Дорогие мои коллеги, предлагаю вашему вниманию свою первую сказку "Куколка - Десятиручка ". Буду очень рада, если она вам понравится и вы прочтете ее своим деткам.

Куколка - Десятиручка

Давным-давно, на краю одного хутора, жила была баба по имени Пелагея. И была у Пелагеи дочка Агашка – красавица, всем на загляденье, да на удивленье. Одна беда : ленивая была та Агашка, ничего делать не хотела. Уж баба Пелагея ее и учила, и уговаривала, и хворостиной стегала. Да только все без толку.

Собралась однажды баба Пелагея в дальнюю дорогу. Шла она полем, лесом, снова полем и снова лесом, через болото по кочкам скакала, через высокий камыш лезла – лицо да руки ободрала. Очутилась баба на лесной полянке. Стоит на той полянке хатка ветхая-приветхая, вся перекошенная. Постучала Пелагея раз, потом другой, потом третий. Вышла к ней старуха : глаз сердитый, нос скрюченный, стоит косточками гремит :

Чего тебе от меня надобно?

Эх, Ведунья-Ведуньюшка, – запричитала баба Пелагея, – одна у меня доченька, одна у меня Агашенька. Всем хороша, да ленива больно. Женихи приходят свататься, а я и не знаю, как такую ленивую замуж отдавать. Это ж опосля, стыда не оберешься.

Послушала ее Ведунья, послушала, глаза прищурила и говорит :

Заходи в мои хоромы, ложись на лавку, да спи крепким сном. Утром придумаем, что с твоей бедою делать.

Проснулась утром баба Пелагея, а старуха перед ней стоит да протягивает ей куколку . Пелагея на куклу глянула, да так и ахнула. Всем куколка хороша : белолица да румяна, коса русая под цветастым платком, сарафан жемчужинками розовыми расшит. Только рук у куколки не две , а целых десять.

Бери куклу, - говорит старуха. – Неси домой. В дочкино приданое ее положи, между простынками да рушниками. И можешь смело свою Агашку замуж выдавать.

Послушалась Пелагея, сделала все, как старуха велела. Тут и жених для Агашки сыскался. Собрался на свадьбу весь хутор. Агашка и так всех краше была, а уж в свадебном наряде, совсем красавица, не описать.

Переехала Агашка в хату к мужу. Утром рано встает муж, коня запрягает, Агашке говорит :

Поехал я на работу, к вечеру дома буду.

Агашка мужа проводила, на крылечке поцеловала, а как только его конь вороной за околицей скрылся, пошла в хату да легла спать. Только уснула Агашка, слышит, кто-то ее в бок легонечко толкает :

Смотрит Агашка, стоит перед ней куколка Десятиручка , та самая, которую маменька ей в приданое положила, среди простынок да рушников вышитых. Осерчала Агашка :

Ишь ты – подишь ты! Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

Укрылась Агашка с головой одеялом и снова заснула. Спит Агашка, а куколка по дому бегает . Одной ручкой пол метет, другой рубаху шьет, третьей щи варит, четвертой хлеб печет, пятой из печи золу выгребает, шестой сковородку чистит, седьмой крупу перебирает, восьмой кашу мешает, девятой пряжу прядет, а десятой кошку гладит. Управилась Десятиручка в хате, вышла во двор. И тут работы видимо - не видимо : двор подмети, в амбаре прибери, скотину накорми, корову подои, а тут еще и собачка Жучка хвостиком виляет : поиграй со мной, хозяюшка. Во дворе работы много, а в огороде еще больше : и полить надо, и сорняки вырвать надо, и подрыхлить, и подвязать, и проредить. Со всем справилась Десятиручка. Смотрит, а уже вечереет. Побежала она скорее к Агашкиному приданому, среди простынок да рушников спряталась.

К тому времени Агашка с постели встала, в сарафан красный нарядилась, щеки нарумянила, сидит у окна длину косу заплетает. А муж молодой тут как тут :

Ну, женушка дорогая, расскажи, как твой день прошел?

Как-как, - отвечает Агашка. - В делах да заботах.

Муж глядит вокруг, не нарадуется. В хате чистота, во дворе чистота, вся скотина накормлена да напоена.

Ай, молодец моя женушка. Вот тебе в подарок бусики.

На следующий день снова муж запрягает коня, с Агашкой до вечера прощается. Лишь скрылся конь из виду, Агашка шмыг в теплую постельку, под пуховое одеяло. Только сон пошел, слышит, кто-то в бок толкает :

Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться.

Ишь ты - подишь ты! – снова сердится Агашка. - Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

Мне одной тяжело со всем управиться, – не унимается куколка . – Вставай, помоги мне. Вчера у меня силы много было, а сегодня поменьше. Одна ручка болит, не сгибается.

Отшвырнула Агашка куколку , с головой одеялом укрылась и спит себе дальше.

А куколка больную ручку тряпочкой белой перевязала и за работу принялась. В хате все дела переделала, во дворе все дела переделала, в огороде грядки прополола. Смотрит, уже и вечереет.

Побежала куколка , спряталась среди приданого, а Агашка тем временем встала, щеки нарумянила, в сарафан нарядилась, сидит мужа поджидает.

А муж тут как тут :

Ай да женушка, ай да умницы. Когда ты только все успеваешь? Вот тебе в подарок атласная ленточка.

На третий день все точь-в-точь повторяется. Уехал муж, Агашка спать легла, а куколка тут как тут :

Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться. Мне одной со всей работой не справится. Вчера одна ручка болела, а нынче две ручки болят.

Отстань! – кричит на куколку Агашка . – Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Делать нечего. Куколка вторую ручку белой тряпочкой перевязала и за работу принялась.

Много ли мало ли времени проходит, снова куколка будит Агашку :

Вставай! Вставай, хозяюшка. У меня одна только ручка осталась. Все остальные болят не сгибаются. Помоги мне, хозяюшка. Сил нету, одной мне с работой не справится.

Пошла вон! – сердится опять Агашка. - Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Одной рученькой куколка всю работу переделала. Устала и меж рушников да простынок спряталась.

На другой день уехал муж на работу, а Агашка весь день в постели на пуховых подушках провалялась. Вернулся муж к вечеру, а в хате не метено, кушать не сварено, скотина кричит не кормлена и не поена, корова орет не доена, в огороде все полегло не политое. Рассердился муж, давай ругаться на Агашку, а бусы, что в подарок привез, швырнул со всей силы. Ударились бусы об стену, рассыпались, раскатились бусины по углам да по щелям, захочешь собрать – не соберешь. Агашка сразу расплакалась. А муж и утешать не стал. Легли спать голодными, а утром рано уехал муж, с Агашкою не попрощавшись, не поцеловав, как принято.

Агашка, тем временем, спать не легла, а полезла в свое приданое. Перерыла все сундуки и шкафчики, раскидала по хате простынки, скатерти, рубахи, да вышитые рушники, нашла таки куколку . Лежит куколка , все ручки белой тряпочкой перевязаны.

Чего лежишь? – топнула ногой Агашка. – Из-за тебя муж на меня вчера осерчал, бусы новые порвал.

У меня все ручки болят, - плачет куколка . – Ты ж мне не помогала, все на пуховых перинках и подушках бока отлеживала. Нет теперь у меня силушки, ослабли мои рученьки.

Расплакалась тут Агашка :

Что же мне делать, куколка ? Муж опять осерчает, подарочком не одарит, а вдруг вообще из дома погонит.

Не погонит, – говорит куколка . – Заправь сначала свою кровать, застели покрывалом с прошвою, да посади меня среди белых подушечек.

Агашка так и сделала. Сидит куколка среди подушечек и говорит :

А теперь Агашечка, ставь на печь котелок, неси воды, доставай крупу.

Агашка куколку слушает , а та, знай себе приговаривает :

Бери метелку, да пауков по углам погоняй, теперь пол подмети, теперь скатерть чистую на стол застели.

Управилась Агашка в хате, а куколка ей говорит :

Возьми меня на ручки, снеси во двор, посади на завалинку.

Снесла Агашка куколку , посадила на завалинку, а куколка давай снова приговаривать :

Ой, коровушка не доена. Ой, цыплята зернышек просят да свежей травушки. Ой, двор не метен, ой хата давно не белена.

Бегает Агашка туда-сюда, то с метлой, то с лейкой. Все у нее получается. Притихла куколка , а Агашка спрашивает :

Что еще куколка ?

А ничего, отдыхай сегодня. В сарафан наряжайся, щеки румянь да мужа жди.

Вернулся с работы молодой муж :

Ай да Агаша, ай да умница! Узнаю свою женушку. Вот тебе в подарочек колечко с камешком.

На следующее утро, Агашка только мужа проводила, сразу к приданому кинулась :

Поможешь мне куколка ?

Отчего ж не помочь? Я поработать всегда не прочь!

А белых тряпочек на ручках у тебя нет, это что ж не болят ручки?

Уже не болят, – отвечает куколка . – Только не вздумай, Агашка, опять в постели весь белый день валяться, не вздумай опять на меня одну полагаться.

Агашка смеется :

Не вздумаю, куколка , не вздумаю. Садись-ка среди пуховых подушечек, да наказывай, а я делать буду.

Все дела переделали Агашка с куколкой . Сели за стол, достала Агашка лукошко с лоскутами да тряпочками.

Это зачем? – спрашивает куколка .

Сарафан тебе новый сошью, - отвечает Агашка.

Так они и зажили с тех пор. Агашка совсем лениться перестала. А люди на том хуторе поговаривали, что хозяйки лучше, чем Агашка, нигде не видали. Стали бабы к ней ходить, да поглядывать, что и как она делает. Глядели, глядели да куколку и углядели . Стали себе таких куколок делать , приговаривать :

Ах, ты куколка моя , помогай.

Ты с хозяюшкой везде успевай.

Всю работу переделаем подряд,

Чтобы были в нашем доме мир да лад.