кровный месть обычай
Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор - в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX - начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.
Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.
В дореволюционной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанских селений кровомщение между двумя родами - тохумами длилось более 200 лет, а началось оно в ссоре за курицу.
Кровная месть - это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффективность обычного права горцев была для них, несомненно выше современных часто изменяемых государственных законов.
Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».
Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.
Сказанное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М.О. Косвеном квалифицированного как «война - грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее воплощения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создастся дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставрополье, хорошо известны. По Косвену это явление характерно для строя военной демократии, т.е. для периода постепенного упадка родового строя.
Ярким материальным выражением некоторых черт родового строя и опасностей, с ним связанных, в том числе кровной мести, могут быть высокие боевые башни в горных ущельях Балкарии, Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана. Видная издалека башня на скале - характерная черта горного пейзажа, и это было подмечено М.Ю. Лермонтовым:
В глубокой теснине Даръяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.
В случае опасности в башне укрывались, деревянную лестницу с первого этажа поднимали, и башня делалась неприступной. Встречаются в горах и каменные замки, например, Вовнушки в Ингушетии и Цамад в Осетии, в горных теснинах вырабатывается своя специфическая и рациональная народная архитектура. Следует заметить, что адыги своей каменной архитектуры не выработали, единственным исключением может быть башня XVI-VII вв. Адиюх на берегу р. Б. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (хотя черкесское ее происхождение не доказано). Экологические и социальные условия, в которых на предкавказской равнине пребывали черкесы и кабардинцы, были иными.
Что такое «кровная месть»? Это понятие известно нам ещё с очень давних времён, когда люди были мало знакомы с законом и имели весьма расплывчатую мораль. Они считали, что месть является отличным способом восстановить справедливость. И иногда осуществляли эту месть к ни в чём неповинному человеку, лишь оказавшемуся близким родственником того, к кому имелись претензии. Довольно глупый и жестокий обычай. Но теоретически должен был остановить преступника - ведь никто в здравом уме не захочет пожертвовать своими близкими из-за каких-то принципов или неприязни к кому-либо. Увы, преступники, здравомыслием редко обладают. Поэтому многим их близким приходилось страдать и терпеть строгий нрав народа, придумавшего и осуществляющего данный принцип кровной мести.
К примеру, в произведении Л. Н. Гумилёва «От Руси к России» был представлен такой эпизод жизни наших предков.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Правитель одного государства решает казнить своих подопечных из-за принятия взяток и, следовательно, причины обнищания страны, и в первую очередь государя. Но подопечные оказались неглупыми людьми - они стали зарывать сундуки с золотом в укромные места и их расположение сообщать родственником. Государь не постыдился и начал убивать заодно и родственников, чтобы уничтожить желание злоумышленников обхитрить его. (Не совсем точный пример для раскрытия понятия кровной мести, но отчасти верен.)
Другим примером является произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин крадёт Бэлу с помощью её брата, которому обещает за это чужую лошадь. Лошадь, к несчастью, принадлежала жестокому человеку Казбичу, который тут же решил отомстить за недопустимую выходку Печорина - похищение коня Казбича. Он убивает Бэлу, считая, что тем самым забирает самое дорогое у Печорина. Так осуществляется кровная месть, когда погибает близкий человек того, кто нанёс обиду человеку.
Таким образом, кровная месть является одним из самых отвратительных и ужасных пороков человека. Здесь нет справедливости, только жестокость и равнодушие к участи людей.
Обновлено: 2018-09-29
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Чем продиктованы действия человека, задумавшего пойти против закона? У него должен быть мотив. У убийц он тоже есть и довольно разный. Некоторые, такие как «кровная месть», признаются квалифицирующими, что существенно отягощает наказание за преступление.
Законодатель еще в июле 2007 года, приняв отдельный закон, решил вывести указанный вид убийства в отдельный пункт «е.1». Теперь это одно из преступлений части 2 Уголовного кодекса РФ.
Общее понятие мести, подразумевает ответ на насильственные действия или совершение потерпевшим других действий, расцениваемых второй стороной как обида.
Если же мотив у преступника «кровная месть», то им движет не просто обычная неприязнь, возникшая к человеку, а единая цель - действовать в рамках обычая.
Некоторые регионы государства и до сегодня имеют подобные опаснейшие пережитки. Случаи убийств связаны с желанием оскорбленного лица или его родственников во что бы то ни стало отомстить за причиненную обиду. Подобный процесс опасен тем, что может вовлекать в себя целые группы людей и повлечь множественные случаи умышленного лишения жизни.
Видео о статье 105 Уголовного кодекса РФ
По ряду характерных признаков можно отличить кровную месть от простой ее формы:
Для преступника объектом мести становится не только потерпевший, но и его родственники.
Субъектом выступает лицо, относящееся к группе, оценивающей месть по крови, как обычай.
Место, где было совершено убийство, принадлежность виновного к определенной национальности квалифицирующей роли не играют.
Чтобы верно обозначить квалификацию убийства человека, совершенного по мотиву кровной мести, нужно знать основные моменты:
Подобные уголовные дела требуют для подтверждения квалификации назначения судебно-психологической экспертизы.
Это необходимо, поскольку только специалист-психолог может точно установить:
Кровная месть - одно из отягчающих обстоятельств, раскрывающее мотив и цель убийства, поэтому она входит в структуру субъективной стороны деяния.
Подозреваемым может выступать потерпевший и/или его родственник (родственники), которые согласно норм обычая имеют право на отмщение.
Субъект - это гражданин:
Обычно умысел нацелен на мужскую линию. Но в некоторых случаях, если в роду отсутствуют мужчины, обычай распространяется и на женскую половину.
Важно! Иногда лицо не желает убивать, но совершает деяние под страхом остракизма (изгнания) из своей общины. Порой мотив носит неосознанный характер.
При исследовании практики расследования и рассмотрения дел подобной категории в суде, можно выделить особые признаки потерпевших:
За каждое из видов убийств, в том числе и за убийство человека по мотиву кровной мести, Уголовный кодекс предусматривает следующие справедливо суровые меры наказания:
Проанализировав результаты практики суда, можно заметить, что не в каждом случае решение суда базируется на таком аргументе, как наличие в конкретной группе обычая «кровь за кровь». Сам факт установления подобного пережитка не в каждом случае влечет за собой обвинительный приговор по п. «е.1» .
Примеры :
30 марта 2018, 22:30 Ноя 19, 2018 10:34
Кровная месть
Кро́вная ме́сть (также венде́тта , от итал. vendetta - мщение) - древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство , либо кто-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия . Кровную месть осуществляет, соответственно, кто-либо из членов семьи, рода, племени, клана, группировки, к которой принадлежал убитый. В ряде случаев, кровная месть заменялась выкупом или же переходом на пострадавшую сторону человека, совершившего убийство, для замещения убитого. Здесь человек понимается частью родового («кровного») объединения, а понятие личной чести объединяется с пониманием чести всего родового объединения.
Обычай кровной мести является элементом правовых систем, в которых государство либо не существует, либо не в состоянии обеспечить правопорядок (отсутствие монополии права на насилие у государства). В такой ситуации за убийство семья жертвы наказывает семью преступника, чтобы восстановить семейную честь. В качестве семьи могут выступать, в зависимости от обычаев, не только биологические родственники, но и весь клан или группировка. Кровная месть появилась в первобытном обществе, где отсутствовали иные средства правового регулирования.
Кровная месть отражает принцип равного воздаяния за преступление, который в Ветхом Завете сформулирован как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение вреда имуществу виновные отвечают соответствующим имуществом, за нанесение вреда здоровью - соответствующей материальной компенсацией, за убийство - изгнанием или смертью, что соответствует наиболее простому пониманию человеком справедливости. Возложение же ответственности на семью (род), с одной стороны, делает месть легче осуществимой, с другой - ставит убийцу в положение ответственного перед своей собственной семьёй, ведь если он избежит мести, она просто будет осуществлена по отношению к кому-то другому в семье.
Кровная месть чревата опасными последствиями - месть нередко становится ещё более жестокой, чем предшествовавшее ей преступление, влечёт за собой ответную «месть за месть», и в итоге выливается в долгие кровавые конфликты, нередко приводящие к обескровливанию обеих враждующих групп или полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это служит определённым фактором сдерживания (с этим связывают, например, бытовавший у арабов-кочевников обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым лучшим образом действий считалось захватить ценности, но никого не убивать, чтобы не провоцировать месть) . С другой стороны, как было понято уже очень давно, негативные последствия слишком значительны; известны случаи, когда целые кланы мстили за события многолетней давности, в результате полностью уничтожая друг друга . Вследствие этого уже у древних народов существовали обычаи, позволяющие прекратить или предотвратить кровную месть . Так, у тех же арабов-кочевников род совершившего непреднамеренное убийство мог откупиться достаточно большим выкупом .
Сегодня принцип кровной мести практикуется в странах Ближнего Востока , некоторых кавказских народов, в Албании , а также в Южной Италии (См. мафия).
В Европе обычай имел широкое распространение в средневековой Италии, скандинавских странах, среди германских народов и в странах, населённых представителями данных культур. Известна кровная месть была и в Древней Руси : упоминание о ней присутствует в «Русской Правде » (XI век), где, в частности, оговаривалось, кто имел право мстить за убийство родственника, а кто - нет. Словом «вендетта» кровная месть называлась, главным образом, на островах Сардиния и Корсика , где она бытовала даже в начале XX века . В XII-XIX веках обычай практиковали греки -маниоты с полуострова Мани в Южной Греции.
По состоянию на начало 2009 года законодательство Российской Федерации мотив кровной мести при совершении убийства рассматривает как отягчающее вину обстоятельство. За убийство на почве кровной мести статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни .
Бывший заместитель председателя Совмина Чечено-Ингушской АССР Лема Касаев говорил, что в советские времена на Северном Кавказе проводилась эффективная борьба с кровной местью:
В советское время в республиках Кавказа убийств было гораздо меньше, чем на всей территории СССР. Горцы всегда аккуратно относились к своим поступкам и даже словам, зная, что за них придется отвечать. В советское время научились эффективно бороться с кровной местью, гибко применяя и Уголовный кодекс, и воспитательные меры. В УК была 231-я статья, карающая за уклонение от примирения (до двух лет лишения свободы). Это был сильный рычаг давления на тех, кто не хотел примиряться. В каждом районе Дагестана и Чечни были комиссии по примирению кровников, в которые входили старейшины, партийные и советские функционеры, душившие в зачатке любые конфликты между семьями и родами. Сейчас вся эта система разрушена. Более того, древняя традиция кровной мести наложилась на беспредел, который творится сейчас на Северном Кавказе. Людей убивают по экономическим, политическим и чисто уголовным мотивам, а прикрываются кровной местью.
Однако по сообщениям печати кровная месть в Чечне существует и в XXI веке .
Ну вот, - сказал Бак, - кровная вражда - это вот что: бывает, что один человек поссорится с другим и убьет его, а тогда брат этого убитого возьмет да и убьет первого, потом их братья поубивают друг друга, потом за них вступаются двоюродные братья, а когда всех перебьют, тогда и вражде конец. Только это долгая песня, времени проходит много.
Ладно, - сказал я вполголоса, - если вы так хорошо знаете корсиканцев, вы должны знать, как они держат слово. По-вашему, убийцы правильно сделали, убив моего брата, потому что он был бонапартистом, а вы роялист. Хорошо же! Я тоже бонапартист, и я предупреждаю вас: я вас убью. С этой минуты я объявляю вам вендетту, поэтому берегитесь: в первый же день, когда мы встретимся с вами лицом к лицу, пробьет ваш последний час.
Итало-американская мафия (англ. American Mafia ) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Семьи |
|
||||||
Структура | |||||||
События | |||||||
См. также: Сицилийская мафия Список мафиозных семей |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :кровная месть - кровомщение, вендетта Словарь русских синонимов. кровная месть вендетта; кровомщение (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Понятие кровной мести
Определение 1
Кровная месть (вендетта, от итальянского «vendetta» - «мщение») является древнейшим обычаем, характерным для родоплеменного устройства, по которому лицо, которое совершило убийство, либо кто-то из членов его семейства, племени, рода, клана, группировки обязательным образом подлежит преданию смерти в порядке возмездности.
Кровную месть производит, соответственным образом, кто-то из членов рода, семьи, клана, племени, группировки и т. п., к которой имел принадлежность убитый. В некоторых случаях, кровная месть могла быть заменена выкупом либо переходом на пострадавшую сторону человека, который совершил убийство, для замещения убитого. Тут человек воспринимался в образе части родового «кровного» соединения, а понятие личной чести соединяется с пониманием чести целого кровного союза.
Обычай кровной мести - это элемент правовых систем, где государственность либо не существует, либо само государство не в силах обеспечить правопорядок, значит, отсутствует монопольное право на насилие у государства. В этой ситуации за совершение убийства семья жертвы наказывает семью преступника для того, чтобы восстановить честь семейства. В образе семьи могут выступить, зависимо от обычаев, не только родственники биологического типа, но и целиком клан или вся группировка. Кровная месть сформировалась в период первобытного общества, где отсутствовали другие средства правового урегулирования.
Кровная месть отразила принцип равного воздания за преступление, который в Ветхом Завете формулируется как «око за око, зуб за зуб»: за нанесение имущественного вреда виновные должны отвечать соответственным имуществом, при нанесении вреда здоровью - соответственной материальной компенсацией, за убийство - смертью или изгнанием, что соответствует наиболее простейшему пониманию справедливости человеком. Возложение ответственности на семью или род, с одной стороны, может делать месть легче осуществимой, с иной - ставит убийцу в положение ответственного перед собственным семейством, ведь ему удастся избежать мести, она просто будет осуществляться по отношению к кому-нибудь другому члену семьи.
Кровная месть может быть чревата опасными последствиями, месть часто становится ещё более ожесточенной, чем предшествовавшее ей преступление, она несет за собой ответную «месть за месть», и в результате выливается в продолжительные кровавые конфликты, часто приводящие к обескровливанию двух враждующих группировок либо полному уничтожению одной из них. С одной стороны, это может служить некоторым фактором сдерживания, с этим связывают, к примеру, бытовавший у арабов обычай грабительских набегов на соседей, при которых самым наилучшим образом действий был захват ценностей, но никого не убивая при этом, чтобы не спровоцировать кровную месть. С иной стороны, как понято уже очень и очень давно, негативные последствия слишком велики; стали известными случаи, когда целые кланы осуществляли месть за события давно прошедшей давности, в итоге полностью уничтожив друг друга. В последствие этого уже у древнейших народов имелись обычаи, которые позволяли прекращать или предотвращать кровную месть. Так, у этих же кочевых арабов род осуществившего непреднамеренное убийство имел возможность откупа достаточно крупным выкупом.
У кумыков адат кровной мести именовался «душманкъавлав» («преследование врага»), «къангъакъан» («кровь за кровь»). Родовая солидарность отражалась вообще в защите всеми членами рода общих интересов напротив внешнего посягательства. Средством самостоятельной обороны рода являлась кровная месть. «Кровная вражда определенных семейств, - писал А. В. Комаров, - выходила из рода в род; иногда кровемщение происходило между селениями и протекало целыми столетиями. Жители некоторых селений, боясь от кровемщения, уходили на иные места и образовывали новые селения в чужих обществах». «Невзирая на судебную кару, - отмечал П. Ф. Свидерский о южных кумыках, - родственники убитого считали собственным священным долгом пролитие крови убийцы либо его родных, происходит новое убийство или же ранение, которое влечет с обратной стороны опять кровную месть, говорят, другие семьи враждуют этим образом поколениями».
В Европе средневекового периода обычай кровной мести обладал широким распространением.
Так, кровная месть широкую известность имела в Древней Руси: упоминание о ней существует в Русской Правде 11-12 века, где, в частности, были оговорки, кто обладал правом мщения за убийство родственника. За убийство родственника могли мстить:
Замечание 1
В иных случаях, а также в случае, когда мстителя не удавалось отыскать, убийца был обязан заплатить виру, то есть штраф в пользу князя. Сыновья Ярослава Мудрого в 12 веке на законодательном уровне учредили запрещение кровной мести.
Месть являлась распространенной и в средневековый период Италии, скандинавских государствах, посреди германских народов и в государствах, которые были населены представителями этих культур. Термином «вендетта» кровная месть именовалась, основным образом, на островах Корсика и Сардиния, где она существовала даже в начале 20 века. В 12-19 веках обычаи стали практиковать греки-маниоты с полуострова Мани на территории Южной Греции.
На сегодняшний день принцип кровной мести сохранил практическое применение:
По состоянию на 2009 год законодательные основы Российской Федерации рассматривали мотивацию кровной мести при совершениях убийств как обстоятельство, которое отягчают вину. За убийства, совершенные на почве кровной мести, 105 статья Уголовного кодекса РФ предусмотрела наказание в форме лишения свободы на срок от восьми до двадцати лет, или пожизненного лишения свободы.