История борьбы женщин за избирательное право . Международный женский день — день борьбы за права женщин

16.07.2019

Удивительно, как они находят в себе силы и смелость, ведь многие из активных борцов за права женщин – сами хрупкие женщины, живущие в мусульманских и африканских странах, где слабый пол ни во что не ставят. Одна из наиболее юных (но уже успевшая получить Нобелевскую премию мира) активисток-борцов за женские права Малала Юсуфзай сказала: «Приходит момент, когда вам придется выбирать – то ли молчать, то ли встать». Сама Малала за свою храбрость чуть не поплатилась жизнью.

Теснее ряды! Смелые и очаровательные борцы за права женщин

Эмма Уотсон: из звезд кино в лидеры феминисток

Одна из самых известных молодых борцов за права женщин – британская актриса , прославившаяся ролью Гермионы в киносериале о Гарри Поттере. Она вполне могла «почивать на лаврах»: звезды этих фэнтези получили огромные гонорары. Но Эмма предпочла не зацикливаться на карьере актрисы, она получила высшее образование и стала активной феминисткой, пропагандирующей кампанию «Heforshe». В ответ на впечатляющие выступления Уотсон угрожали. Один сайт грозился опубликовать ее откровенные фотографии, на что Эмма ответила: «Если они пытались отделаться от меня, то у них ничего не вышло».

Людмила Алексеева: бойкая «старушка»

В свои 89 лет Людмила Алексеева может показаться вам хрупкой старушкой. Но на самом деле она – легенда борьбы за права человека (в том числе, за права женщин). Она пережила многое – и гонения, и эмиграцию, и возвращение на родину, и словесные нападки, и насилие. Однажды произошел курьезный инцидент: во время предновогоднего протеста Алексееву (ей тогда было 82 года) арестовали вместе с другими участниками акции. Когда власти поняли, что в костюме Снегурочки арестована «та самая» Алексеева, они поспешили извиниться и отпустили ее. Но было слишком поздно – на следующий день за активистку вступились президент Европейского парламента и Совет безопасности ООН.

Рания: красавица, королева и… правозащитник

Казалось бы – если ты королева и живешь в роскоши и достатке, какой смысл становиться борцом за права женщин? Но королева Рания – удивительная личность! Рания Аль-Абдалла стала женой короля Иордании в 29 лет, когда ее муж Абдалла Бин Аль-Хуссейн Второй взошел на престол. Было это в 1999-м году. Рания не удовольствовать ролью красивой первой леди, она возглавила комиссию Иордании по правам человека, Совет безопасности семьи и стала членом глобальной инициативы руководства ЮНИСЕФ. Она мечтает изменить несправедливые законы, царящие на Ближнем Востоке, и использует свое имя в борьбе за права женщин.

Сима Самар создала «женское» министерство

Девочкам запрещают ездить на велосипедах. Девушкам нельзя задерживаться у подруг и приходить домой вечером. Женщинам запрещено получать образование. Будущее у женщин в Афганистане бесперспективно. И Сима Самар изо всех сил старается переломить эту ситуацию. Она учит женщин, как противостоять произволу, она врач, который принимает бедных и борется за права человека. Самар основала организацию, ориентированную на получение женщинами образования и качественной медицинской помощи. Сейчас в нее входит 15 клиник, 3 больницы и более сотни школ. Самар создала первое в мире министерство по делам женщин во временной администрации Афганистана и работала в качестве председателя Комиссии по правам человека в этой стране. Продолжая продвигать свои идеи, Сима Самар подвергает свою жизнь опасности, поэтому у нее есть бронеавтомобиль и четыре телохранителя.

Обиджели Эзеквесили подняла волну протеста

В 2014-м году группа экстремистов «Боко Харам» ворвалась в женское общежитие и похитила 200 школьниц. Это событие вызвало коллективное возмущение, и в Интернете стартовала кампания BringBackOurGirls#, которую начала бывший нигерийский министр образования, бывший вице-президент Всемирного банка по Африке Обиджели Эзеквесили. Этот почин подхватили многих борцы за права женщин, в том числе Малала Юсуфзай, Мишель Обама и Эмма Уотсон. Когда госпожа Эзеквесили поняла, что ее обращения в правительственные агентства, к политикам и телеканалам бессмысленны, она и начала эту акцию протеста, вылившуюся в международную.

Ширин Эбади – первая мусульманка с премией мира

Борьба Ширин Эбади началась в 1979-м году, когда она – первая женщина-судья в Иране – была разжалована и понижена до клерка в суде. Эта несправедливость вдохновила ее на активную деятельность. Эбади стала защищать женщин (как юрист) и взяла на себя инициативу по изменениям в иранском семейном праве в таких аспектах как развод, наследование и опека над детьми. Эти усилия были «вознаграждены»: Ширин провела три недели в тюрьме, и ее лишили всех юридических полномочий и запретили заниматься практикой на пять лет. Но были и другие, настоящие, награды – например, в 2003-м году Ширин стала первой мусульманкой, получившей Нобелевскую премию мира.

Лейма Гбови проложила дорогу первой женщине-президенту

В 2011-м году такую же премию получила либерийская правозащитница Лейма Гбови. Она отдала много сил занятиям с детьми, психологически травмированными из-за гражданских войн и насилия в семье, сама воспитала шестерых, влача почти нищенское существование. Лейма встала во главе протеста женщин против войны – они устроили забастовку на рыбном рынке и не разошлись, пока президент страны Тейлор не принял делегацию. На встрече с главой государства Гбови сказала: «Мы устали! Мы устали от того, что наших детей убивают, мы устали от изнасилований!». Позже Тейлор ушел в отставку, и президентом Либерии стала Эллен Джонсон-Серлиф. Она разделила вместе с Леймой премию мира.

15 лет под домашним арестом: бирманский политик Аун Сан Су Чжи

Еще один лауреат премии мира и борец за права женщин – Аун Сан Су Чжи вступила в эти ряды в 1988-м году, когда тысячи людей присоединились к митингам против существующего режима в Бирме. Военное правительство ответило на это убийствами и задержаниями лидеров протеста, среди которых была и Аун Сан Су Чжи. Позже ее как вожака партии «Национальная лига за демократию» посадили под домашний арест – на 15 лет! Она была освобождена только в 2010-м. В 2012-м году Аун избрали в состав нижней палаты Бирманского парламента, а в 2016-м году она стала министром иностранных дел.

Мать революции Тавакуль Карман

У Леймы Гбови и Эллен Джонсон-Серлиф была еще одна коллега, получившая Нобелевскую премию мира – в 2011-м году награду решили разделить между тремя женщинами. И эта лауреатка – Тавакуль Карман. Всемирный экономический форум назвал Йемен худшим местом для женщин: они не получают образования и сидят дома без работы. Девочек выдают замуж с 8-ми лет, они остаются бесправны, если дело касается развода или опеки. Журналисты подвергаются нападениям, дети становятся солдатами, а юным правонарушителям грозит смертная казнь. Борясь со всем этим, Тавакуль Карман основала организацию «Женщины журналисты без цепей» и разоблачала все случаи жесточайшей несправедливости. Ее прозвали «Железной женщиной» и «Матерью революции», она стала вдохновением Йеменского восстания.

Самая молодая: Малала Юсуфзай, выжившая после жестокого покушения

Самая молодая в нашем топе борцов за права женщин – пакистанка Малала Юсуфзай, родившаяся в 1997-м году. Отец Малалы Зияуддин всегда был примером для девочки. Он работал директором школы и боролся за право девушек на образование. Малала была свидетелем зверств талибов – когда они публично казнили преступников, ампутировали руки у людей, осужденных за кражи, запрещали кино, телевидение и музыку. Обо всем этом девушка писала в своем блоге «BBC», она появилась в документальном фильме, принимала участие в собраниях ЮНИСЕФ, а в октябре 2012-го пережила покушение. 14-летняя Малала была ранена в голову, но выжила. В 2014-м году мужественная Юсуфзай получила Нобелевскую премию мира.

Идея равных социальных прав женщин и мужчин восходит ко времени эпохи Просвещения и Великой французской революции XVIII века и связана с утверждением либеральной концепции «естественных прав и свобод» человека. Эта концепция впервые в Европе была закреплена в главном документе Французской революции «Декларация прав человека и гражданина» (1789). Француженки, воодушевленные лозунгами революции «Свобода, равенство, братство», создавали свои клубы, активно участвовали во всех общественных событиях. Но после опубликования Декларации, а затем Конституции новой республики они обнаружили, что свобода и права человека не распространяются на женщин: к категории граждан, имеющих право владеть собственностью, избирать и быть избранными были отнесены только мужчины. Писательница Олимпия де Гуж попыталась исправить это «недоразумение», составив в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», которую историки и считают первым манифестом феминизма Нового времени. Массовые демонстрации, петиции, обращения к партиям и политическим деятелям: митинги, демонстративные, даже провокационные, акции протеста были нацелены на привлечение общественного внимания, изменение политики и проведение реформ. В деятельности организаций и акциях протеста в то время в основном участвовали женщины из среднего класса (работницам фабрик и заводов было не до общественной активности). В защиту прав женщин выступили социалисты. На Международной социалистической конференции в Копенгагене в 1910 году Клара Цеткин предложила ежегодно проводить Международный женский день под лозунгами борьбы за политическое и социальное равноправие. Этим днем женской солидарности, который способствовал и привлечению к борьбе женщин-работниц, стало 8 марта.

В 1870-е годы первые европейские университеты открыли свои двери для студенток. Но суфражисткам понадобилось почти семьдесят лет упорной борьбы, чтобы стало реальностью их главное политическое требование. В 1920 году Конгрессом США была принята 19-я поправка к Конституции, которая предоставляла избирательное право женщинам. Англичанки получили это право ограниченно (только для замужних женщин) в 1918-м, а в полном объеме - в 1928 году. Самой прогрессивной в этом отношении страной стада Новая Зеландия, которая первой в мире уже в 1893 году допустила женщин на избирательные участки. А во Франции женщинам предоставили законное право голосовать на выборах только в 1946 году через полтора века после получения этого права мужчинами. До 1970-х годов Швейцария отказывала гражданам женского пола вправе избирать и быть избранными. Для многих мусульманских стран это требование остается актуальным и в XXI веке.

В 20-е годы XX века в Европе и США феминистское движение первой волны, добившись, наряду с избирательными правами, принятия законов, разрешающих женщинам учиться в университетах и работать вне дома, посчитало свои задачи выполненными, и активность женских организаций пошла на спад.

Это борьба женщин за свои права - за право на безопасность, жизнь, здоровье, собственное тело. Эти права были и остаются в руках мужчин, и их не нужно с мужчинами вежливо и равненько делить - их нужно полностью вернуть себе

Попалась мне тут на глаза статья в Хаффингтонпост « «. Читать там, собственно, нечего, очередной му что-то там беснуется по поводу недостаточно мущинского феминизма. Однако название настолько чоткое, что его стоит позаимствовать.

Почему феминизм - это не борьба за равные права?

Прежде всего встает и остается стоять вопрос – в каких правах, с кем и зачем предполагается уравняться. Многие феминистки с детским пылом утверждают, что нужно добиться равных прав с мужчинами и тогда наступит счастие. Однако это враки и вязкая трясина, в которой феминизм топчется уже сотню лет и никак не вытянет ноги.

Представьте себе структуру или организацию, созданную для удобного угнетения некой группы людей. Нацистский концлагерь для неправильных наций. Ку-клукс-клан для преследования негров. Преступную группировку, торгующую людьми. Метрополию, выкачивающую ресурсы из колоний. Плантацию, получающую доход от рабского труда. Галеру, плывущую силами прикованных к веслам гребцов. Понятно, какие права в этой структуре имеют угнетающие, и какие права - угнетенные.

То же самое в нашем малоприятном общества, построенном для и выживающем за счет угнетения женщин, присвоения женского труда, и в целом работающем только и исключительно в интересах правящего класса - мужчин. (Если это вызывает сомнения, вспомните историю и статистику - кто (пол?), когда и как строил это общество, у кого (пол?) сейчас в руках сконцентрировано 99% мировой собственности, кто (пол?) издает законы, в чью (пол?) пользу, кто (пол?) составляет большинство в правительствах, советах директоров и международных организациях, кто (пол?) самые бедные и кто (пол?) самые богатые, кто (пол?) совершает 90% всех убийств и почти 100% изнасилований и т.д.)

Так каких же равных прав предполагается востребовать? Добивались ли заключенные лагерей равных прав с эсэсовцами в деле осуществления пыток? Жаждали ли негры права на работорговлю или равного с рабовладельцем права стегать плеткой? Требовали ли колонии одинаковых с метрополиями прав грабить и морить голодом? Нет, все угнетенные группы выступали за устранение источника угнетения/угнетателя, хотя бы в отдельно взятом регионе: рабства, нацизма, колониализма, расизма и т.д. Все, за исключением женщин. Только женщины-феминистки настолько стыдливы, что всего лишь хотят равных прав в деле угнетения самих себя, а не разрушения системы мужского доминирования в целом.

Добиваться равных прав в обществе, построенном мужчинами для мужчин означает пытаться получить их главное право - угнетать. Можно ли в этом добиться успеха женщинам ? Как ни странно, да. Однако лишь ничтожно малому числу и лишь до некоторой степени: для этого существует институт надсмотрщиц. Доверенным рабам хозяева делегировали обязанности наказания других рабов. Часть местной элиты в колониях помогала грабить свое население и получала процент от награбленного. Отдельные заключенные в концлагерях выслуживались до капо за миску баланды.

Такое же «равноправие» мы видим в женском вопросе - единичным представительницам разрешают взять на себя грязную работу по поддержанию кучерявой системы мужского доминирования (Тэтчер, Мизулина, Пейлин и т.д.) Да, женщины в патриархате могут урвать кусочек власти - власти угнетать как мужчины и для мужчин, но никогда и ни при каких условиях не получат власти не угнетать.

У мужчин в руках юридическая, экономическая, политическая, сексуальная, медийная и вся остальная власть. Они имеют права:

1) На женское тело . В руках мужчин (в том числе патриархальных религиозников) находится законодательство об абортах и контрацепции, и только они разрешают/запрещают/ограничивают эту чисто женскую сферу. Ни в одной стране мира женщина не имеет права на аборт по собственному желанию - а значит, она не имеет права на свое тело нигде в мире, что бы нам ни пели на этот счет; нигде в мире не победил никакой феминизм.

Я не хочу никаких равных прав с мужчинами в этом вопросе, их это вообще не касается. Я хочу исключительные права на свое тело и свое здоровье.

2) На женскую внешность. Косметические мегакорпорации, фармкомпании, индустрия похудения в руках мужчин, и именно они продвигают стандарты красоты и глянцевый гламур - чтобы получать деньги за миллионные продажи никому не нужных консилеров-бронзаторов. И именно мужчины получают как экономические, так и лично-бытовые выгоды от поддержания женщин в состоянии беспокойства по поводу своей внешности.

Нет, я не хочу равных прав в насаждении стандартов красоты и доли в бизнесе по впариванию говна. Я желаю иметь единоличное право решать, как мне выглядеть.

3) На сексуальное обслуживание . Мужчины по всему миру за редким исключением имеют полное право (де-факто или де-юре) безнаказанно насиловать проституток, своих жен и женщин на завоеванных территориях. Да, это так. Изнасилования – массовые, однако насильники уходят от наказания либо получают чисто символическое возмездие – потому что на изнасилованиях и вызываемом ими ужасе, как на фундаменте, стоят государства и общества . А на довольно-таки весомой и густонаселенной части планеты [мужская] педофилия не просто ненаказуема, но дозволена и узаконена. И это не только детская проституция в Азии, это и детские браки в исламских странах, где 7-10 летних девочек истязают и насилуют взрослые «мужья».

Нет, я не хочу равные права, чтобы на равных насиловать взрослых и детей. Я хочу целиком и полностью лишить мужчин этих прав, и не только на бумаге.

4) На политическую власть, деньги и полезные ископаемые всего мира : именно они правят государствами, командуют армиями и качают нефть. Они получают сверхприбыли от эксплуатации населения (особенно женщин) третьего мира (и не только его) и за счет уничтожения и загрязнения природы.

Нет, я не хочу на равных принимать участие в управлении государствами и компаниями, которые гробят китаянок на потогонных фабриках и регулярно устраивают экологические катастрофы. Я не хочу равного участия в войнах, чтобы на равных убивать людей и равноправно грабить завоеванные страны.

5) И еще многие, многие. Право вонять, хамить, оскорблять. Право приставать к женщинам на улицах и лапать в метро. Право на религиозное одобрение своих мерзостей. Право избивать жен и подруг, которые всегда самивиноваты. Право на бесплатное домашнее обслуживание и бесплатных нянь для своих детей.

Мне не нужны рабыни, мне не нужны девочки для битья, я не хочу «равного права» унижать и оскорблять. Я хочу, чтобы у мужчин не было таких отвратительных прав.

Как мы видим, на поверку ласкающий слух лозунг о равноправии оказывается не таким уж невинным. Однако поскольку равенство женщин в мире мужского доминирования в принципе недостижимо и оксюморонно - казалось бы, и беспокоиться не о чем. Тем не менее побеспокоиться стоит.

Стремление наивных феминисток добиться так называемого равноправия с мужчинами в мужских занятиях всецело поддерживается этими мужчинами (только пусть женщины более лучше стараются, учатся у господ) и обескровливает женское движение. То там, то сям раздаются радостные взвизги, что-де женщинам разрешили служить в армии (где их будут насиловать и унижать старшие по званию, но зато это же армия), что в очередной католической стране женщину выбрали президентом (и теперь сажать в тюрьму за аборты будут от имени женщины, радость-то какая), что сильные женщины круто владеют мегабизнесом (а работницы этих мегабизнесов, вроде волмарта, живут в нищете)… Превозносится «феминистское порно», рекламируется «такая же работа» в проституции, супервыгодное суррогатное материнство - все по образу и подобию господ, мол мы не хуже вашего умеем скрутить женщин в бараний рог.

Некоторые подачки особо старательным равноправицам все же перепадают. Но конечно не за счет мужчин, как можно. Домашний труд достается служанкам-мексиканкам, 16-часовой рабочий день - китаянкам и вьетнамкам, изнасилования - восточноевропейским проституткам. И если освобожденные женщины достаточно благодарны, то им дают и должности а-ля сара-пейлин, чтоб они до кровавых мозолей поддерживали «освободителей» в надежде, что их минует чаша сия, что угнетать будут каких-то других женщин, «а у меня равноправие, я в домике».

Феминизм - это не борьба за равные права. Это борьба женщин за свои права - за право на безопасность, жизнь, здоровье, собственное тело. Эти права были и остаются в руках мужчин, и их не нужно с мужчинами вежливо и равненько делить - их нужно полностью вернуть себе.

P .S . Несмотря на очевидную несостоятельность и грязную изнанку мифа о равноправии многие женщины годами и десятилетиями продолжают целяться за него. Это вызвано прежде всего страхом (вдруг накидают в панамку чтоб не смела) и во вторую очередь подспудным поиском одобрения от мущинок - «я не за каких-то там баб, чтовы-чтовы, я за Равные Права ». Правда, искомые мущинки не очень-то одобряют и лихо обламывают боевым аргументом «а как же Равные Обязанности ? А шахта-шпалы-штабеля?».

Код для вставки на сайт или в блог.

§1. «Милая светская женщина» Севера и леди-южанка: права и бесправие дам высшего класса ……………………………………… –

§2. Эволюция положения американской работницы в XIX столетии ………………………………………………………………. 15

§3. Цветные женщины: рабыни и индианки ……………………….. 19

Глава II. Борьба женщин за свои права …………………………….. 22

§1. С войны за независимость по вторую половину XIXвека ……... –

§2. Во второй половине XIXв. ……………………………………… 31

§3. С I мировой войны по 1920 год …………………………………. 38

Заключение …………………………………………………………… 50

Примечания …………………………………………………………... 53

Список источников и литературы …………………………………... 55

Введение

Феминизм в отечественной историографии долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно этот вопрос не рассматривался и поэтому не получил широкого развития, отсюда немногочисленность использованной литературы. Как отмечает О. Воронина, классики марксизма-ленинизма и деятели социалистического движения (Бебель, А. Коллонтай и др.) считали борьбу женщин за свои права «чисто буржуазной затеей».

Ф. Энгельс в письме Л. Лафарг обозвал поборниц женских прав «полубуржуазными ослицами». А. Коллонтай в работе «Социальные основы женского вопроса» высказала мнение, что именно пролетарки, работающие в рядах мужчин, двинули вперед женский вопрос. По ее мнению, феминистки начали свою агитацию гораздо позже, только с половины XIX века. Критикуя правых феминисток, из средних и высших слоев общества, А. Коллонтай обвиняет и левых, социально мыслящих феминисток в двойственности их тенденции: «Программа рабочей партии содержит все, к чему вы стремитесь; если вы не играете двойной игры, если вы искренни, то примкните к ней».

Таким образом, в советской историографии не было условий для детальной разработки этого вопроса. В то же время он очень актуален и важен для современности.

До сих пор в различных уголках земного шара женщины не равны в своих правах с мужчинами. В большинстве стран Азии и Африки женщина по прежнему остается рабой мужчины: в Египте и Саудовской Аравии (а сейчас и в некоторых чеченских семьях) девочкам делается варварская операция женского обрезания, а три года назад в саудовской школе при пожаре сгорело 15 девочек только потому, что религиозная полиция не дала им выбежать на улицу без паранджи! Для Китая и Индии актуальна иная проблема – резкий рост числа абортов в случае, если УЗИ показывает, что пол эмбриона женский – давняя традиция умерщвления девочек-младенцев в цивилизованном мире приобрела своеобразное выражение, особенно на фоне китайского лозунга «одна семья – один ребенок» (Статистика оказалась столь удручающей, что власти этих стран запретили врачам сообщать родителям пол будущего ребенка).

У нас в России этот вопрос также актуален, особенно в контексте терактов женщин-смертниц. Женщин с такой психологией порождает общество, априори ставящее женщину в неравное положение с мужчиной: низкий социальный статус, отсутствие образования (Роза Нагаева, согласно свидетельствам родственников, даже не умела читать), жизнь, «зацикленная» на замужестве – именно невозможность выйти снова замуж или продолжить нормальную жизнь вне брака, давление со стороны родственников мужа толкают потенциальную смертницу на своеобразное «сати», дополняющееся соображениями мести (кстати, в некоторых наиболее отсталых областях Индии традиционное «сати» еще практикуется наряду с варварской традицией умерщвления новорожденных девочек).

С другой стороны, в журнале «Власть» приводится мнение исламского богослова, который утверждает, что во многом на потенциальных смертниц давит манера организаторов террора обращаться с ними как с равным, называя «сестрой», уверяя женщину в важности ее поступка. В мире, где женщина никогда не может даже подумать о том, чтобы сравняться с мужчиной, такое мнимое равноправие очень льстит самолюбию забитых женщин, заставляет их почувствовать самоценность... на краткое время оставшейся жизни. Таким образом, доминирующее мужское общество становится предпосылкой женского терроризма.

Это наиболее шокирующие факты. Но разве европейская цивилизация избавлена от половой дискриминации?

Да и в повседневной жизни рядовая российская женщина стакивается с дискриминацией. Для успешной карьеры в государственном учреждении или частной фирме женщине необходимо быть более высококвалифицированным специалистом, чем коллеги-мужчины – ведь при прочих равных предпочтение всегда отдается сильному полу. По статистике работающие женщины более образованны, чем мужчины, но заработная плата у них почти на треть ниже.

Так что сегодня представительницы слабого пола чаще всего либо безработные, либо работают на самых малооплачиваемых должностях. Общественное мнение годов предлагает женщине единственную альтернативу: стать женой преуспевающего бизнесмена.

В 1995 году был даже издан специальный президентский указ о назначении женщин на государственные посты. Однако фактически он так и не был выполнен. Женщин ни в правительстве, ни в президентской администрации не прибавилось. В Совете Федерации, который представляет собой верхний срез региональной элиты, лишь две женщины (из 178 членов палаты). В Государственной Думе - женщин всего 10,2% (в Думе предыдущего созыва их было 13,5%). При этом по-настоящему влиятельных политиков среди женщин почти нет: Хакамада, Старовойтова да еще скандальная Валерия Новодворская. Все остальные – не столько женщины-политики, сколько «женщины в политике».

О ситуации в нашей области можно судить по недавним выборам в мэры: единственная за многие годы женщина, выступившая в нашем регионе на выборах в муниципалитет, набрала мизерный процент голосов да и сама, как признается, участвовала «из интереса», не надеясь на существенный результат.

С другой стороны, в «странах победившего феминизма» уже давно назревает иная ситуация – предпосылки антифеминистской революции.

В США из соображений политкорректности ведутся споры о том, чтобы заменить в названиях традиционных профессий и других слов, содержащих приставку «man», при употреблении к представительнице слабого пола, на приставку «fem», в Великобритании женщины требуют права участвовать в богослужении, а Евросоюз настаивает на допуске женщин на священную гору Афон (на что Греция резонно отвечает, что в Ватикане-то пока женщины избирательным правом не пользуются)… А в Конституции Украины есть совсем уж потрясающая фраза: «женщины пользуются правами наравне с мужчинами», хотя до этого и так говорится, что у всех людей права одинаковы – для тех, кто не понял, что женщины – люди? Или перестраховка поликорректных парламентариев? Естественно, что доведенное до абсурда «равноправие» уже начинает утомлять.

«Возможно, мы на пороге, так сказать, антифеминистской революции – в конце концов, стала же пресловутая политкорректность предметом насмешек и карикатур. В Штатах вышли из моды процессы по поводу харасмента и мужчины продолжают ухаживать за женщинами, не боясь угодить под суд за свои сексуальные домогательства. Потому что настрадавшийся мир уже не в силах переварить радикальные теории жизнеустройства…».

И, наконец, возвращаясь нас к извечному вопросу – что есть равенство? О каком равенстве мы говорим в мире, где изначально люди одни рождаются сильными и слабыми, умными и глупыми, больными и здоровыми, талантливыми и бездарными? Черная феминистка белл хукс (пишется с маленькой буквы) писала, что белый феминизм как движение, направленное на наделение женщин социальными правами наравне с мужчинами, проблематичен: «Поскольку мужчины не являются равными в обеспечивающей господство белых капиталистической патриархальной классовой структуре, то с какими мужчинами женщины хотят быть равными?»

Что вообще такое есть феминизм и равенство с мужчинами? Считать ли отсутствие в России женской воинской обязанности дискриминацией, поскольку таким образом женщины «исключены и из доступа к оружию (а оружие - это власть, а исторически - и вся категория гражданства: гражданин тот, кто носит оружие и защищает patria), секретным разработкам, многим профессиям и всему остальному пирогу ВПК»? Или считать советскую шпалоукладчицу идеалом равноправной женщины?

Таким образом, мы видим, что спектр гендерных проблем, обсуждаемых и дискутируемых сейчас в прессе очень широк, и для разрешения всех этих вопросов следует хорошо разбираться в истоках и предпосылках женского движения – к сожалению, многие дискурсанты плохо владеют подобными базовыми знаниями. Поэтому тема данной дипломной работы представляется весьма актуальной.

Цель работы – изучение итогов, целей и особенностей феминистского движения В Соединенных Штатах Америки.

Задачи таковы:

1) показать положение женщин в США в конце XVIII – начале XX вв. в динамике и развитии и определить предпосылки развертывания феминистского движения;

2) проследить этапы борьбы американских женщин за свои права.

Хронологические рамки работы: с войны за независимость по 1920 год (получение женщин равных прав с мужчинами).

Предмет исследования – феминизм (фр. Feminisme, от лат. Femina - «женщина») -в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, в узком смысле – женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами.

Синонимом можно назвать термин «эмансипация женщин». Эмансипация (лат. – emancipatio) – у римлян обозначало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения.

Были времена, когда женщина перед законом была в неравном положении с мужчиной. И закон только подтверждал эту норму эпохи.

Другими словами, в XIX - начале XX века политика в сфере гражданских и политических прав женщин была направлена на непризнание женского пола в качестве субъекта общественного развития.

Едва станут женщины вровень с вами, как тотчас окажутся выше вас

Катон Старший

Тяжелая доля

Женщина всегда считалась хранительницей очага. В дореволюционном русском обществе признавался только религиозный брак, а разводы были строго запрещены. Обязанности мужа — доставлять пропитание, а жены - пребывать в послушании. Закон гласил, что супруги просто обязаны жить вместе; при перемене места жительства (например, по долгу службы мужа), жена должна беспрекословно следовать за ним.

Даже в вопросе о праве наследства мужчина занимал преимущественное положение перед женщиной. При совместном наследовании брата и сестры, ближайшее право наследования принадлежало братьям. Дочери наследуют лишь 1/14 часть от недвижимого имущества и 1/8 - от движимого.

В начале XIX века перед женщинами остро стоял вопрос о получении высшего образования - в планы властей оно не входило вовсе. Женщина, ни под каким предлогом, не могла посещать лекции в университетах.

Выдержка из «Практического руководства для дам и мужчин » 1896 года как нельзя лучше описывает нравы старого времени и отношение к женщинам со стороны мужчин: «Большинство дам получает менее основательное воспитание, чем мужчины, они более поверхностны, менее серьезны и легче утомляются; прекрасный пол предпочитает оживленный обмен мыслей и не любит углубляться в какой-нибудь предмет; веселая, шутливая болтовня приятнее женщинам сухих методических рассуждений. Поэтому если мужчина не хочет надоесть им и показаться педантом, то он должен приспособить свой разговор к этим особенностям их характера… Не следует также вдаваться в другую крайность, вступая с дамами в разговор о незначительных мелочах, чуждых мужчине.

…Большинство мужчин без того склонны считать женщин ограниченными в умственном отношении, пустыми, аффективными, мелочными, поэтому женщин, которые дорожат своим достоинством, не следует укреплять в этом мнении своею манерою вести беседу. Мы советуем молодым девушкам, чтоб они давали себе труд принимать участие в таких разговорах, которые лежат несколько дальше обыденной сферы мышления, побеждали бы свою робость и показывали обдуманными вопросами, что предмет беседы доступен их пониманию… Для мужчины нет худшего разочарования, как заметить в своей собеседнице небрежное отношение к тому, что он с жаром излагает ей…».

Поколение «новых женщин»

Уравнивание прав женщин с мужчинами, или женский вопрос в России возник во второй половине XIX века, а пик развития приходится на конец XIX – начало XX века. В этот период женщины активно начинают бороться за предоставление им гражданских и политических прав. Общественное сознание находится на грани переломного момента, переосмысляя роль женщин в обществе.

Реформа 1861 года явилась движущей силой привлечения женщин на общественное производство. Реформа повлекла за собой стремительное разорение дворянства, которое вынуждено было самостоятельно зарабатывать. Именно такие выходцы из богатых семей - благородные девицы - стали активными участниками женского движения, выступая за равноправие. Именно их история назвала «женщинами нового типа» - образованными, самостоятельными, целеустремленными.

Время требовало предоставления женщинам прав на образование и труд - ведь все это являлось неизбежным фактором социального и культурного прогресса общества. В конце 60-х годов XIX века женщины стремились к высшему образованию, уезжали за границу, где занимались преподавательской деятельностью. Женщины «нового типа» работали акушерами и врачами, осваивали «мужские» специальности. Но на их пути по-прежнему вставали непреодолимые запреты. Именно с этого момента в России появляются общества, направленные на обучение женщин грамоте, борьбу за высшее образование и поддержку женщин в их профессиональной деятельности.

В 1863 году в Петербурге была организована женская переводческая и издательская артель. Были переведены и изданы такие произведения, как «Полное собрание сказок Андерсена» (1863), О. Тьери «Рассказы о временах Меровингов» (1864), Г. Вагнера «Из природы» (1865), Г. В. Бэтса «Натуралист на Амазонской реке» (1865). Во главе артели стояли Мария Васильевна Трубникова, дочь декабриста В. П. Ивашева и Надежда Васильевна Стасова, дочь архитектора В. П. Стасова.

В этом же году в Петербурге появляется Дом трудолюбия для образованных женщин. В очерке И. М. Эйзена читаем про эту организацию: «Идя навстречу всем запросам жизни и стараясь как можно более расширить сферу применения женского труда, дом трудолюбия ввел преподавание бухгалтерии. Наряду с этим в доме трудолюбия производится и масса других работ: переписка пером на четырех языках; переводы с пяти языков (французского, немецкого, английского, испанского и арабского) на русский и с русского на иностранные; корректура, метка гладью, плетение и починка валансьенских и брюссельских кружев, живопись по стеклу, фарфору, бархату и атласу и, наконец, разного рода изящные рукоделия. Наплыв желающих изучить эти работы или нуждающихся в заработке женщин растет с каждым днем. В отчете дома трудолюбия сообщены краткие сведения о положении целого ряда интеллигентных женщин, обращавшихся за помощью в дом трудолюбия».

В 1872 году в Москве открываются высшие женские курсы В. И. Герье, считающиеся первым высшем учебным заведением России, в котором женщины получали историческое образование. Учебная программа позволяла девушкам изучать такие дисциплины, как история, литература, естественные науки и даже астрономия.

Широкое развитие получило высшее женское техническое образование. В 1904 году журналистка и феминистка Прасковья Ариан стала инициатором общества по сбору средств для учебного заведения. Так был открыт Петербургский женский технический институт (1906 – 1924 гг.).

После 1906 года стали создаваться крупные политические структуры - «Русское взаимно-благотворительное общество» и «Союз равноправия женщин». Основным лозунгом женского движения становятся следующие слова: «Свобода и равенство всех перед законом, без различия и пола».

Таким образом, в начале ХХ века женщины в России имели много возможностей, чтобы получить высшее образование. Но дипломы высших женских учебных заведений, к сожалению, не учитывались при трудоустройстве. Требовалось поставить знак равенства в правах дипломов высших женских курсов и мужских учебных заведений. Но власти сдерживали такую инициативу.

Важным в истории феминистского движения был Первый Всероссийский женский съезд 1909 года. Инициатором выступила Анна Николаевна Шабанова. На повестке дня стояли следующие задачи: деятельность женщины в России на различных поприщах, экономическое положение женщины, политическое и гражданское положение женщины, женское образование в России.

По словам А. Н. Шабановой: «После съезда русская женщина вошла в семью культурных женщин мира не в качестве отдельной личности, а в качестве коллективной общественной силы».

В современном мире сложно представить женщин без высшего образования, не стремящихся работать. Для нашего времени это антинорма. Женщины все чаще становятся партнерами по бизнесу наравне с мужчинами, и даже занимаются «неженской» работой. В следующей статье мы расскажем о первой русской летчице, первой женщине в Геологическом комитете и других представительницах прекрасного пола, зарекомендовавших себя в предпринимательской деятельности.