Уникальная методика раннего развития леонида береславского. Игры и упражнения по методу профессора береславского Леонид береславский воспитываем каждую минуту

12.10.2019

Сколько весит кирпич, если он весит 1 кг плюс полкирпича? В голову сразу приходит ответ: 1,5 кирпича, но это неправильный ответ. А если включить логику? Мы сразу найдем правильный ответ: 2 кг.

Из всех методик раннего развития, лично мне больше нравится уникальная методика Береславского, потому, что она не учит детей ни читать, ни писать, ни считать в 1,5 года, а направлена в первую очередь на развитие детской логики. Ребенок учится самостоятельно думать, рационально мыслить, принимать верные решения, перебрав разные варианты и делать выводы. Ведь в жизни самое главное — умение решать жизненные задачи, умение мыслить и ориентироваться в разных ситуациях.

Иногда методику Береславского считают программой обучения малышей игре в шахматы. На самом деле шахматы здесь используют просто, как способ развития детской логики, фантазии и . Здесь можно встретить короля с королевой, и даже рыцарей, которые защищают их от врагов.

Знакомство детей с шахматами начинается уже в 3,5 года.

Игра «Лабиринт».

Малышам раздаются карточки, в центре которых расположена ладья, по краям стоят пешки. Лабиринт состоят из прямых линий, закругленных и идущих наискосок. Детям объясняют, что ладья ходит только по прямым линиям и поворачивает под прямым углом, показывают. А затем дают задание: пальчиком довести ладью по лабиринту к с своим подружкам «пешкам» . Для этого они должны найти прямую дорожку с прямыми углами.

Детей постарше можно учить по памяти расставлять шахматные фигуры на доске. Когда они смогут это делать без подсказки взрослых, то можно устроить соревнование: кто быстрее расставит на шахматной доске черное и белое «королевство». Покажите ребенку, как ходить лошадь, слон и т.д. И когда он без подсказки сможет самостоятельно передвигать фигуры, можно перейти к более сложным играм.

Поставьте на шахматной доске 4 пешки. Ребенок должен поставить слона так, чтобы он мог прийти в гости к любой из пешек.

После таких лет, в 5 лет дети уже могут придумывать собственные комбинации и переходят на высший уровень мастерства игры в шахматы.

Кроме шахмат методика Береславского включает в себя много других игр.

Взрослый выкладывает несколько рядов из палочек разного количества. Сколько палочек надо добавить в каждый ряд, чтобы они стали одинаковыми?

1. Расположите цифры от 1 до 4 друг под другом таким образом: 1 2 3 4

Задание: соединить линиями одинаковые цифры так, чтобы соединительные линии не пересекались друг с другом.

2. Собираем капельки в ведерка (от 2,5 до 4 лет). На листе бумаги в ряд нарисуйте несколько ведер, а сверху дождевые капельки нарисуйте так, чтобы некоторые из них были изображены четко над ведерками, а некоторые между ними. Котята хотят собрать дождевые капельки, давай им поможем. Маленький ребенок может нарисовать карандашом прямую линию от каждой капельки вниз и узнать какие попали в ведерки, а какие нет. Ребенок постарше пусть проведет мысленно прямые линии вниз.

3. Цветная мозаика (от3 до 5 лет). Если у Вас есть фантазия, то нарисуйте на листе бумаги сложную фигуру, состоящую из квадратов, трапеций и треугольников. Затем попросите раскрасить одинаковые фигурки одним цветом. Ребенок очень обрадуется, если в итоге у него получится какая-нибудь красивая фигура.

Главная задача любого педагога заключается в том, чтобы сделать процесс обучения как можно интереснее и увлекательнее. Обучение не должно быть ребёнку в тягость, оно должно приносить положительные эмоции и радость. Ведь каждый ребёнок по-своему талантлив.

Главное - заинтересовать малыша

В своей школе раннего развития профессор Береславский всегда находит подход даже к самому застенчивому и боязливому ребёнку. К примеру, полуторагодовалого ученика он заинтересовывает специальным электронным тренажёром. Он протягивает эту деревянную коробочку малышу и предлагает поиграть. Ну какой же ребёнок откажется от такого предложения?! На поверхности тренажёра изображены рисунки различных предметов или животных, которые уже наверняка знакомы малышу. Затем профессор предлагает показать, где какая картинка и попасть при этом пальчиком в кружок под рисунками. Ребёнок отвлекается на игру, восторженно покрикивает, когда возле картинки загорается яркая лампочка и забывает о маме. И в это время у маленького всезнайки происходит непринужденный процесс обучения: развивается мелкая моторика рук, память и внимание.

На третьем уроке такого обучения малыш уже запоминает последовательность нажатий, пытается уже логически мыслить, а мама в это время сидит за дверями и внимательно слушает, ведь на дом обязательно зададут домашнее задание и его нужно будет правильно преподнести её чаду.

Логика по Береславскому

Во время уроков по развитию логики малыша, Береславский использует, как это не странно, обыкновенные шахматы. Королевство шахматных фигур- это отличный способ привлечь ребёнка к изучению такой науки, как логика. В задачах, которые задаёт профессор детям шахматные фигуры, как в сказках, «ходят к друг другу на чай». А малышам нужно запоминать, как передвигаются по шахматной доске те или иные фигуры. Все эти действия сопровождаются стихотворениями и песнями. К примеру, слон идёт под строки из стихотворения: «Головой кивает слон, он слонихе шлёт поклон», а конь передвигается под громкие звуки: «Иго-го или цок-цок».

Можно также поиграть с ребёнком в игру «Правильно расставь» . Сначала малыш запоминает правильность расстановки шахматных фигур, затем все фигуры «отправляются по своим делам, потом внезапно возвращаются и нужно каждую вернуть в её домик».

На развитие зрительной памяти у профессора Береславского есть много различных игр и заданий. К примеру, нужно нарисовать поле из девяти клеточек, в каждой клеточке нужно начертить различные фигуры с такой последовательностью:

1) верхний ряд – только кружочки,
2) средний ряд – треугольники,
3) нижний ряд – косые палочки.

Затем ребёнок должен в течение трёх секунд запомнить последовательность всех знаков, а потом он должен будет воспроизвести их по памяти на отдельном белом листе.

Для тренировки воображения профессор Береславский придумал отличную игру, под названием «Нелепица» . Задача учеников во время игры, назвать одним словом два абсолютно на первый взгляд разных предмета. К примеру, ложку и кружку – «локружка».Благодаря таким занятиям у ребят развивается аналитическое нестандартное мышление.

Во время всего обучения по методу Береславского, перед ребёнком ставятся определённые задачи, которые он может встретить в повседневной жизни. К примеру, малышу даётся лист бумаги, на котором изображены несколько дорог. На самой короткой из них есть препятствие – подъёмный кран. На средней – пастух пасёт корову. А на самой длинной никого нет. Ребёнок должен выбрать, по какой дороге он пойдёт, но перед этим, он должен хорошо подумать, спрогнозировать ситуацию и задать наводящие вопросы. На пример, как часто корова переходит дорогу или надёжно ли закреплён подъёмный кран? Секрет в том, что любой из вариантов, который выберет ребенок, будет правильным. Главное, что малыш сделает сам свой выбор.


Авторская методика обучения

Рекомендации для родителей
Более 100 шахматных задач
Игровой подход к занятиям


- повышается интерес ребенка к процессу обучения, что в дальнейшем...

Читать полностью

Издание включает последовательные шаги обучения игре в шахматы с рекомендациями для родителей. В него вошли более 100 разнообразных задач, подобранные в соответствии с уровнем юного игрока. А любопытные истории из мира шахмат, расположенные в конце книги, интересно будет читать не только детям, но и взрослым.
Авторская методика обучения
Последовательная подача материала
Рекомендации для родителей
Более 100 шахматных задач
Игровой подход к занятиям
Веселые истории для детей и взрослых
Леонид Яковлевич Береславский - автор уникальной методики воспитания и раннего развития детей, сочетающей в себе российский высокий стандарт образования с западной установкой на здоровую психику ребенка. Большое значение в его методике придается развитию способностей малыша, данных ему природой, и немаловажную роль в этом играет обучение ребенка игре в шахматы. Л.Я. Береславский считает, что благодаря этому:
- повышается интерес ребенка к процессу обучения, что в дальнейшем облегчает работу на школьных уроках;
- развиваются интеллект и творческое мышление, математические способности;
- улучшаются мелкая моторика, память, логическое, пространственное и аналитическое мышление и даже умение правильно формулировать свои мысли;
- закладывается основа для успешного обучения в школе, включая среднюю и высшую ступень;
- воспитываются полезные качества характера: самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить.

Скрыть

Методика Береславского – это система занятий, которые помогают развитию детей в раннем возрасте, причем развитие происходит с акцентом на логические и умственные способности ребенка. По методике Береславского могут заниматься дети, начиная с полутора-двух лет.

Актуальность и преимущества методики

Методика Береславского базируется на глубоких знаниях нейропсихологии. С помощью них определяется, на каком этапе и какие способности нужно развивать у ребенка.

Отличительная особенность методики Береславского - подбор заданий для каждого месяца жизни малышей, сопоставление возраста ребенка и логических операций.

Упустив, наиболее адаптивный период, нельзя уже развить эти способности в полной мере, а иногда и в самой малой степени. Это нанесет существенный урон успеваемости в школе. Например, по методике Береславского в 3 года важны задачи на внимание, в 3,5 года стоит предложить ребенку задания на классификацию, а в 4 - не упорядоченность любых действий. В ходе занятий деток учат делать нестереотипные выводы.

Сам Леонид Береславский так описывает базовые принципы обучения по своей методике:

  1. Нельзя лишать ребенка детства, с раннего возраста нагружая его непосильными задачами. Это значит, что любое обучение должно проходить в форме игры – легкой, увлекательной, веселой.
  2. Даже оставаясь игрой, обучение должно быть систематизированным. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок повторял пройденный материал для закрепления.
  3. Родитель, выполняя роль учителя, должен подходить к педагогическому процессу творчески, постоянно мотивируя ребенка на продолжение занятий.
  4. Учебный процесс должен регулярно прерываться на физическую активность, например, подвижные игры.
  5. Наконец, нужно помнить, что обучение должно давать ребенку не только знания, но и развивать в нем самостоятельность.

Программа обучения по методике Береславского обычно продолжается в течение трех-четырех лет. В арсенале учителя свыше 5000 авторских игр и упражнений, многоразовые методические карточки, диагностические карты, с помощью которого контролируется процесс обучения, целая «коллекция» развивающих игр.

Показания

  • повышенная утомляемость, низкая работоспособность;
  • нарушения памяти и мышления;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • дисграфия, дислекия, алалия;
  • невротические и психосоматические расстройства;
  • стрессовые расстройства;
  • школьная дезаптация;
  • расстройства аутистического спектра;
  • задержки психического развития;
  • Синдром Дауна

Цель методики:

Развитие познавательных способностей ребенка, памяти, внимания, мышления, логики на основе на нейропсихологической концепции

Задачи методики:

  • Повысить интерес к процессу обучения, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем.
  • Активно развить мелкую моторику, внимание, память логическое, геометрическое и творческое мышление в соответствии с возрастом ребенка.
  • Сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в средней и высшей школах.

2 раза в неделю по 45 минут. Количество занятий назначается в зависимости от запроса. От 16 занятий.

История построения методики

Леонид Яковлевич Береславский – доктор философии, профессор, изобретатель и физик, член Международной ассоциации педагогов при ООН и автор 28 книг по дошкольному образованию.

На создание собственной методики Леонида Яковлевича подвигло рождение второго сына.

К изучению вопроса раннего развития детей он, как и любому другому занятию в своей жизни, подошел основательно. Изучение опыта семей, которые воспитали интеллектуальных гениев, достижения в области нейропсихологии – все это натолкнуло на мысль о том, что у каждого ребенка есть «окна обучения» или «возрастные этажи», которые открываются на некоторое время. То, что ребенку легко дается в возрасте 2-3 лет, может вызвать большие трудности в более старшем возрасте.

Именно тогда появилась и теория о том, что для развития ребенка очень важны первые годы жизни. Ученые открыли, что младенец способен обрабатывать огромные объемы информации, и абсолютно все дети обладают уникальными способностями. Потеря этих способностей, чаще всего, обусловлена тем, что они не были вовремя востребованы. На сегодняшний день этой точки зрения придерживаются все современные психологические школы Японии, Франции, России и других стран.

Конец восьмидесятых ознаменовался на Западе появлением инновационных методик обучения детей с ранних лет: с детьми начинали заниматься, когда они толком еще ходить и говорить не умели. Тем более, перед глазами был опыт успешных родителей: американского папы Джонсона, воспитавшего пятерых талантливых математиков, и венгерской пары Полгар, вырастившей трех чемпионок по шахматам.

Постепенно и родилась методика Береславского, которая, можно сказать, была опробована на подрастающем сыне, причем вполне успешно.

В 1992 году была открыта школа интеллектуального развития «Открытие».

Дошкольное образование по методике Береславского с каждым годом привлекает все больше родителей.

Суть методики

В методике заложена постоянны тренировка психический функций, умений:

  • творческие умения;
  • пространственное представление;
  • память;
  • внимание.

Л.Я. Береславский считает, что интеллект ребенка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он добьется любой поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.

Развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней над старыми.

Наглядный пример методики: ребенку в три года дали несколько упражнений-игр, связанных с треугольниками. В памяти малыша они незаметно отложились, в мозге образовался определенный «узор». Уже будучи школьником, ребенок на уроке геометрии видит задачу на подобные треугольники, и хотя она для него – новая, но мозг воспринимает ее как нечто знакомое. Без труда решая задачку, он усложняет «узор», тем самым дает зеленый свет дальнейшему развитию.

Если же изначально ребенку не дать определенных навыков и знаний, то у него просто не будет возможности от чего-то оттолкнуться, ему будет трудно учиться в школе, появятся психологические проблемы. Раннее обучение можно назвать фундаментом здания, которое ребенок будет строить всю жизнь.

Недостроенный нижний этаж – плохая опора для следующего. Это должны знать не только архитектор со строителем, но и родитель с педагогом. Невостребованные зоны мозга, не получившие своевременного развития, могут атрофироваться.

Работа в рамках методики

Передача любых знаний маленьким детям невозможна без эмоционального контакта с учителем. Поэтому важна ситуация успеха, которая культивируется на занятиях Береславского. «Какой вы молодец, что пришел на занятие!» - такой фразой педагог встречает ребенка.

К каждому ребенку здесь свой подход. Одному достаточно сказать: «Молодец!», другого необходимо погладить по головке, а третьему надо с улыбкой посмотреть в глаза.

Задача педагога - увидеть психофизиологические особенности каждого ребенка. У одного ученика логические операции от рождения хорошо поставлены. Возможно, ему нужно больше заниматься предметами эстетического цикла. Другому надо предложить специальную методику развития логики, скорректировать некоторую однобокость его развития.

Мальчишки и девчонки одного возраста по-разному воспринимают урок даже при равном уровне интеллекта: это происходит в силу изначальной асимметрии полушарий мозга. Те малыши, у кого больше развито правое полушарие, более эмоциональны. Левополушарные дети мыслят конкретнее, логически.

С другой стороны, у ребенка в 5-6 лет преобладает активное правое полушарие, и когда мы начинаем развивать левое, чтобы малыш быстрее и легче учился, то порой недогружаем правое. В этом случае возможны стрессы и неврозы. Поэтому нужно раньше развивать детей не однобоко, а гармонично. Музыка, рисование, творчество, фантазирование непременная часть занятий.

Метод работы на занятии:

Если зайти во время занятия в кабинет, то можно увидеть Методика Береславского, как за партой сидитребенок и … играет! Правда, играет по четко заданному плану и за выполнением игровых заданий следит педагог. Педагог – это еще и друг, и одновременно актер, который ребенка и рассмешит, и сделает игру интересной.

Кроме этого, ребенок получает домашнее задание. Задания Методика Береславского, вроде бы и обычные - например, сгруппировать предметы по различным признакам, «связать» родственные предметы линиями, а вместе с тем они оставляют широкое поле для фантазии: можно придумать и свою классификацию предметов Методика Береславского, и составить целый рассказ. Не домашнее задание, а игра, одним словом.

Ожидаемые результаты:

  • хорошая память, в т.ч смысловая,
  • развитое воображение,
  • развито пространственное мышление,
  • развито умение «действовать в уме»,
  • развито ассоциативное и логическое мышление,
  • имеется способность к нестандартному решению проблемных ситуаций,
  • выражено стремление к интеллектуальной деятельности.

Воспитываются такие качества, как самостоятельность, настойчивость в достижении цели, умение анализировать, находить нестандартные решения, логически и абстрактно мыслить

Пройдя обучение по методике «Береславского», дети отличаются:

  • устойчивостью внимания;
  • развитой памятью, в т.ч. смысловой;
  • умением «действовать в уме»;
  • стремлением к интеллектуальной деятельности;
  • независимостью суждений.