Темы по валеологии детском саду. Конспект занятия по валеологии в старшей группе. Дидактическая игра «Полезная и вредная пища»

03.03.2020

В каких продуктах содержится витамин В. И для чего он нужен?

Витамин В — помогает работе сердца, а содержится в молоке, рисе, изюме, твороге, сыре, в бананах мясе, хлебе, в овсяной и гречневой каше.

Этот витамин, чуть ли не самый важный, он защищает от простуды.

Содержится он в апельсинах, лимонах, ягодах, редьке, репке, капусте, луке, картофеле.

Если витамина С не хватает или мало, то человек быстро устает и будет часто болеть.

Ребята, мы теперь можем помочь Полине быстрее выздороветь./ответы/

Когда вернемся в садик нарисуем ей полезные продукты, чтобы она их ела и быстрей выздоравливала.

Физминутка“Овощи”.

Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили. (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Помидорка, чесночок. (Хлопки в ладоши)

Сегодня мы познакомились только с некоторыми витаминами, а их очень много. Мы еще будем с вами знакомиться и узнавать о пользе других витамин, а сейчас нам уже нужно возвращаться обратно в садик.

Ой, смотрите нам кто — то прислал письмо!/слайд, доктор/

А это письмо от нашего доктора. Прочитаем?

Правила:

1. Прежде чем сесть за стол нужно помыть руки, овощи и фрукты.
2. Нужно есть полезные продукты.
3. Надо есть медленно и не разговаривать. /чтоб не подавиться/.
4. Еду нужно хорошо пережёвывать. /тогда она лучше усвоиться/.
5. Полоскать рот после еды.
6. Обязательно соблюдайте режим, ешьте в одно и то же время. /организм привыкнет получать пищу в одно и тоже время и пища будет усваиваться быстрей/.

Хорошие правила прислал нам доктор, потом скажем ему спасибо.

Вы устали путешествовать, давайте поиграем в игру.

Игра «Полезно – вредно».

/Торт полезен? Кока-кола? Молоко? Чупа – чупс? Конфеты? Творог? Шоколад? Чипсы? И т.д.

Игра «Чудесный мешочек».

Нужно на ощупь отгадать, что это за овощ, фрукт и сказать чем полезен.

Игра « Узнай на вкус».

Сейчас вы будете дегустаторами и определите, что ты съел?

Дети закрывают глаза и пробуют на вкус кусочки овощей и фруктов. /яблоки, огурцы, помидор, капуста, лук, лимон, банан, мандарин…/

А теперь давайте нарисуем и составим книгу для Полины. Вы можете не только нарисовать полезный овощ или фрукт, но можете придумать свой рецепт. Например: салат «Витаминный» из капусты, помидор и огурцов. А можно и сок.

Молодцы ребята! Устали рисовать?

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим, (движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, (берут щепотку соли и солят)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибания и разгибания кистей рук)

А сейчас давайте повторим:

— Что делает нашу еду полезной?
— Назовите полезные продукты.
— Что вы сегодня узнали?
— Назовите витамины.
— Какие правила нужно соблюдать?

Молодцы! Я думаю, что вы теперь будете стараться кушать только полезные продукты, принимать витамины, заниматься гимнастикой и вести здоровый образ жизни.

В конце стих:

Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? Да!

Имеется презентация, как приложение к занятию.

Презентация создана для лучшего восприятия детей занятия про витамины. Формирует начальные знания детей о полезных продуктах, здоровой и полезной пище. Позволяет закрепить навыки детей по поведению за столом, режиме питания и гигиене. (культурно гигиенические навыки)

Адресована презентация для детей подготовительного возраста 6-7 лет и остальных желающих ознакомиться с полезностью витаминов.

В презентации раскрывается значение витаминов для организма, в каких продуктах они содержаться. Наиболее интересным являются, стихотворение о витаминах с яркими иллюстрациями.

Презентация показывается во время занятия, при рассказывании темы.

Является дополнением к занятию или как самостоятельный материал.

Цель:

Познакомить детей со строением и функцией пищеварительной системы, показать значение питания в жизни человека;

Закрепить знания о правилах питания, представление о здоровой пище;

Развивать познавательный интерес, мышечную активность, воображение детей;

Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.

Предварительная работа:

Провести с детьми беседу о режиме питания;

Экскурсия с детьми на кухню детского сада;

Познакомить детей с основными группами полезных продуктов которые необходимо употреблять в пищу.

Развивающая среда:

Таблица «Строение пищеварительной системы»; таблица «Привила питания», продукты питания для игры.

Ход занятия:

Ребята, сегодня в детский сад принесли посылку. Эта посылка адресована нашей группе. Мы вместе посмотрим от кого она и что в ней находится.

Воспитатель читает адрес на посылке и от кого: доктор Айболит.

Дети с воспитателем отрывают посылку. В посылке халат, колпак и атрибуты, которые будут использоваться на занятии, записка.

Воспитатель читает записку: «Это волшебный халат, и колпак от доктора Айболита, оденьте это и произойдет волшебное превращение. А то, что еще находится в посылке, поможет узнать много нового и интересного. (Воспитатель одевает одежду и превращается в доктора «Здоровая пища».)

Здравствуйте, дети! Я, доктор «Здоровая пища». Все живые существа питаются. Как вы думаете, для чего необходимо питание?

(Ответы детей.)

Что бы ты рос здоровым и крепким малышом, тебе нужно хорошо и правильно питаться. Все, что мы едим на завтрак, обед, ужин и в перерывах между ними, мы называем продуктами питания. Назовите, какие продукты питания вы знаете? Какие у вас любимые продукты?

(Ответы детей.)

Все мы видим пищу на столе, в кастрюле, на полке в магазине, а что с ней происходит, когда мы ее съедим: Была и нет? ...

Я предлагаю совершить необыкновенное путешествие по внутренней передвижной «кухне», которая находится внутри каждого человека. Только ответьте мне сначала на такие вопросы:

Что такое кухня?

Есть ли она в вашей квартире?

(Ответы детей.)

А наша с вами внутренняя «кухня» состоит из нескольких комнат. И в каждой «комнатке» происходят удивительные приключения с продуктами, которые мы употребляем в пищу. На этой таблице нарисована наша внутренняя «кухня».

Отправимся же путешествовать из одной «комнатки» нашей внутренней «кухни» в другую вот с этим кусочком хлеба.

Я откусываю кусочек хлеба и он попадает в первую комнату (ротовая полость или рот), где находятся зубы, язык. Во рту кусочек хлеба смачивается слюной, и мы жуем его зубами. Пережеванный и увлажненный кусочек хлеба я проглотила. Он помчался как вагончик вот по этому тоннелю (показывает по таблице пищевод). Эту узкую вертикальную трубочку называют пищеводом.

(Повторить с детьми новое слово.)

Пища быстро проходит по пищеводу. Мышцы, которые находятся в стенках пищевода сокращаются волнообразно, вот так (дети совместно с педагогом совершают волнообразные движения рукой) и проталкивают размягченный продукт. Это похоже на то, как мы с вами выдавливает зубную пасту из тюбика (показать практическое действие с тюбиком пасты). Вот такие чудеса происходят с любой пищей во второй «комнатке» нашей внутренней «кухни» пищеводе.

А вот и третья «комнатка» в которую попадает наш кусочек хлеба. Это желудок (воспитатель показывает детям на таблице желудок).

В желудке происходит пищеварение. Желудок соки выделяет, «еду в кашицу превращает». Кстати, слово «желудок» произошло от слова «желудь» (в старину маленькие желуди называли желудками). У некоторых животных желудок по форме напоминает желудь. (Затем предлагается детям показать на себе местонахождение желудка: с левой стороны, там, где кончаются ребра).

Что же дальше происходит? А дальше превращенный в кашицу комочек хлеба попадает в извилистый коридор «кухни» тонкий и толстый кишечник. (воспитатель показывает на таблице нахождение тонкой и толстой кишки). Тонкий кишечник – это тонкая кишка. Длинна которой у взрослого человека около 5-6 метров. (Воспитатель показывает веревки соответствующей длины.)

Тонкая кишка внутри покрыта малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую пищу, то что осталось от кусочка хлеба или другого продукта и кормит ею все наши клеточки. Каждая ворсинка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества вот так (воспитатель выливает немного воды и кладет бумажную салфетку на эту воду).

Что произошло с водой? Правильно, она впиталась в салфетку. То же самое происходит в тонкой кишке. Куда же все ненужные организму вещества и воду отправляет дальше тонкая кишка? Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Длина толстой кишки 1,5 метра (воспитатель показывает веревку соответствующей длины).

Она как хороший хозяин забирает в себя оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышцы выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность сходить в туалет. Вот такая необычная «кухня» находится внутри каждого человека. Протяженность ее почти 8 метров, но она свернута так, что помещается целиком у каждого в животе. Все что мы едим, пьем, превращается в вещества, усваиваемы нашим организмом. А называется эта «кухня» система пищеварения.

Для того, чтобы ты рос здоровым и крепким надо употреблять разнообразную пищу, или как говорят правильно питаться.

Какая же пища полезна детям? Подойдем к этим таблицам.

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Это такие продукты питания: мед, гречка, изюм, масло подсолнечное. Другие продукты помогают строить организм и делают его более сильным: творог, рыба, мясо, яйцо. Фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, укрепляют здоровье, помогают организму расти и развиваться: ягоды, зелень, капуста, морковь, яблоки и др.

«Овощи – кладовая здоровья»

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Дети, я знаю, что все вы любите кушать овощи и фрукты. Может вы мне загадаете загадки об овощах и фруктах, а я попробую отгадать?

(Дети загадывают загадки.)

Я предлагаю вам игру, которая называется «Продукты питания». У меня на столе лежат разнообразные продукты питания, я предлагаю вам разложить их на три стола.

Первый стол под №1 продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца, фрукты, овощи, зелень, орехи, крупы).

Второй стол под №2 продукты, без которых человек может обойтись (конфету, вафли, печенье, рулет).

Третий стол под №3 продукты, которые вредны для здоровья (чипсы, киреешки, кока-кола).

(Выполняется игра.)

Немного отдохнем (физкультминутка по теме занятия)

Чтобы ваша внутренняя «кухня» под названием пищеварение хорошо работала надо соблюдать «Правила приема пищи»

(Дети с доктором «Здоровая пища» подходят к таблицам «Правила приема пищи».)

На этих таблицах изображены «Правила приема пищи». Объясните мне эти правила.

Правило первое: «Мы едим для того, чтобы жить». Как вы понимаете это правило? (Ответы детей.)

Человек должен есть столько продуктов, сколько ему необходимо для жизни, т.е. недоедание и переедание вредны для организма. Если ты ешь очень много, желудок переполняется, не успевает как следует переварить пищу. Если ты часто передаешь, желудок растягивается, становится как надувной шарик и болит. Можешь потолстеть. Если человек недоедает, то он худеет, становится слабым, быстро устает, потому что организму не хватает питательных веществ, которые находятся в продуктах питания.

Правило второе: «Во время еды не торопись». Плохо пережеванная пища хуже усваивается, может поранить стенки пищевода, желудка и кишечника.

Правило третье: «Никогда не ешь на ходу». Это просто опасно!

Правило четвертое: «Не ешь очень холодную и очень горячую пищу» горячей пищей ты обожжешься.

Правило пятое: «Старайся есть в определенные часы». Тогда твой желудок всегда будет готов к работе.

Молодцы, вы хорошо знаете правила приема пищи и выполняете их.

А еще я хочу вам дать совет: перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом – представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, ровным.

Мысленно поблагодарим всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова, пожелания гостям.

Когда они будут готовить пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.

Дорогие мои дети, споем вместе мою любимую песенку: «Песенку здоровья».

Если очень захотеть взрослым всем и детям,

Можно жить и не болеть никогда на свете.

Мы хотим вам дать совет, как дожить до сотни лет.

Зарядкой заниматься, почаще улыбаться,

Конечно, закаляться, конфеты не жевать!

Морковку, кашу кушать, маму с папой слушать,

А вместо телевизора на улице гулять!

(С помощью двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита, дети пишут предложение «Будь здоров».)

А сейчас настало время снять волшебный халат и колпак.

Ой, ребята, а что здесь происходило?

А о чем мы с вами говорили, ничего не помню? Помогите мне вспомнить. - - Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

А как вы думаете, то, что вы сегодня услышали, узнали от доктора Здоровая пища пригодится вам в жизни?

Я очень рада, что вы так хорошо все запомнили и надеюсь, что это в будущем вам пригодится. Вы будете выполнять правила, будете расти крепкими, здоровыми, умными детьми.

Используемая литература:

  1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина «Тридцать уроков здоровья для первоклассников».
  2. Л.Л. Мосалова «Я и мир».
  3. Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра».
  4. М.Н. Сигимова «Формирование представлений о себе у старших дошкольников».

Валеологическое просвещение является важным элементом здоровьесберегающих технологий, практикуемых в учебно-воспитательном процессе детского сада. Миссия этого направления работы с детьми реализуется с помощью организации непосредственной образовательной активности, то есть занятий, а также проведения развлечений. Обратим внимание на методику осуществления валеологического воспитания в рамках уроков этого направления в старшей группе (дети 5–6 лет) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Зачем проводятся валеологические занятия с детьми 5–6 лет

Для старшей группы миссией уроков, призванных поддерживать здоровье с раннего возраста, является:

Задачи организации валеологических занятий, как и в других группах, для детей 5–6 лет, группируются по областям валеологических знаний.

Таблица: задачи валеологических уроков в старшей группе по ФГОС

Область валеологической теории Задачи
Самопознание
  • познакомить с основами анатомических знаний, а именно: расположением внутренних органов;
  • обозначить роли мужчины и женщины в рождении детей;
  • продолжать работу по проведению профилактики заболеваний глаз, слуховых органов.
Эмоциональное состояние
  • развивать умение словесно объяснять свои эмоции;
  • разъяснять варианты избавления от негативных переживаний (к примеру, переключившись на какое-то интересное занятие: рисование, проведение опыта и пр.).
Основы безопасной жизнедеятельности
  • систематизировать правила безопасного поведения в доме без взрослых (не брать средства бытовой химии, лекарства, острые предметы, не подходить к открытым окнам);
  • обобщить правила безопасного поведения на природе.

В старшей группе задачей валеологического просвещения является получение малышами знаний о полезных для здоровья продуктах

Методика поведения валеологических занятий в старшей группе

Как и в любом виде образовательной деятельности на уроках валеологии педагог комбинирует приёмы четырёх методов.

Речевые методы

Слово играет существенную роль в раскрытии сути областей валеологических знаний.

Объяснение

Этот приём особенно удачно вписывается в начало основного этапа занятия, когда педагогу необходимо донести до детей суть обобщающих категорий, классов объектов.

К примеру, в своей практике на занятии по теме «Витамины для здоровья организма» понятие «витамин» я разъясняю ребятам так: «Наш организм для того, чтобы быть в форме, требует поддержки витаминов. Эти вещества сами по себе в теле человека не вырабатываются, мы их получаем с пищей. Но если каких-то витаминов всё равно не хватает, и человек плохо себя чувствует, то ему врач прописывает эти полезные вещества в больших количествах в форме таблеток».

Традиционно объяснение подкрепляется наглядностью

Беседа

Сопровождает взаимодействие детей и взрослого в любых методах и приёмах. Имея вопросно-ответную структуру, беседа помогает ребятам анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт, то есть воспитывает очень важное для старших дошколят качество личности: самостоятельность. В старшей группе вопросы валеологического просвещения поднимаются в познавательных и этических беседах. К примеру, познавательную беседу в рамках темы «Что помогает человеку быть здоровым», я выстраивают так:

  • предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки о здоровье;
  • перечислить те меры укрепления здоровья, которые практикуют в семьях малышей;
  • подвожу детей к обобщению сказанного и составлению перечня «верных друзей здоровья» (свежий воздух, чистота, спорт).

Картотеку разговоров на темы валеологического содержания можно найти в статье «Валеологические беседы в ДОУ» .

Это интересно. На занятиях в старшей группе, как и в средней, практикуются беседы с представителями профессий, имеющими непосредственное отношение к сохранению здоровья человека (врачом, пожарным, полицейским и др.).

Беседы детей со специалистами - это эффективный способ подытожить полученные знания по теме

Рифмованные строчки

Традиционно эти приёмы используются для мотивации детей, чтобы настроить их на рабочий лад и, актуализировав опорные знания, ввести в тему занятия. В старшей группе на валеологических уроках стихотворения можно использовать и для подведения итогов изучения тематического блока. Так, завершая работу над темой «Сердце семьи», посвящённой воспитанию уважения к семейным ценностям, взаимоотношениям в семье, мы с детьми подводим итог занятия рифмовкой:

  • Любви всегда в семье есть место!
    С ней никогда не будет тесно!
    Любовь людей соединяет,
    Руками нежно обнимает
    И молодых, и стариков.
    Всем на земле даёт свой кров.

Загадки удобно использовать при обращении к опыту малышей перед началом рассмотрения новой темы. К примеру, перед тем как говорить о лекарственных свойствах растений, малыши угадывают названия трав:

  • Тонкий стебель у дорожки, На конце его - серёжки, На земле лежат листки - Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг Лечит раны ног и рук. (Подорожник);
  • В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички. (Ромашка).

Подсказками для отгадывания загадок могут быть картинки

Сказки

Это приём может использоваться в двух вариантах: как оформление структуры занятия (например, когда малыши «попадают» в сказочный город «Доброздоровьено», где вместе с «мэром» города выясняют правила жизни жителей) или как способ актуализировать или обобщить знания малышей. Второй способ реализуется посредством сказкотерапии - использования сказочных сюжетов для освещения конкретного аспекта темы. Например, рассматривая вопросы здорового сбалансированного питания для детей, я предлагаю ребятам историю о Васе Заболейкине (в его роли выступает большая кукла). «Жил-был мальчик Вася Заболейкин. Больше всего на свете любил он шоколад, ситро и чипсы. Ел их постоянно, а каши, супы, фрукты и овощи всегда оставлял на тарелке нетронутыми. И вот однажды, когда Петя хвастался друзьям, что завтра в детский сад не пойдёт, потому что у него болит живот, а ребята, не слушая Петю, стали обсуждать игры, в которые им удастся поиграть завтра на празднике «День здоровья». Задумался Петя: если он заболеет, то пропустит такое веселье, и расхотелось ему болеть. А вот покушать, погулять было бы неплохо. Только вот голова кружится, тошнит и слабость одолели мальчика. И сказали ему ребята-друзья: «Если будешь вкусно и правильно питаться, то никакая слабость не страшна». Попросил Петя маму помыть ему овощей и фруктов, съел их и с новыми силами побежал играть с детьми».

Ничто так не привлекает внимание детей, как сказки

Чтение

Педагог зачитывает литературные произведения по теме, формулируя вопросы для обсуждения по сюжету. Например, после чтения сказки «Мойдодыр» К. Чуковского вопросы могут быть такими:

  • «Что случилось с мальчиком?»;
  • «Кто объяснил герою, почему от него сбежали все вещи?»;
  • «Как вы думаете, почему плохо быть грязнулей?».

Это интересно. С детьми старшего дошкольного возраста акцент в обсуждении делается на проблемные вопросы, которые помогают развивать критическое мышление малышей, а также формируют умение анализировать и делать выводы.

В старшей группе чтение самими детьми используется фрагментарно по мере того, как дети осваивают навык чтения. К примеру, малыши могут зачитывать короткие справки о пользе/вреде каких-либо продуктов или правила поведения в лесу, на воде, дома в отсутствии взрослых.

Чтение может использоваться для ознакомления детей с условиями игры

Аудиовизуальный метод

Наглядность сопровождает любой вид деятельности дошкольников. В контексте валеологических занятий этот метод представлен:

  • картинками, иллюстрирующими материал урока (к примеру, овощи и фрукты, содержащие важные для здоровья витамины);
  • макетами (например, перекрёстка улиц) для практической отработки изученных правил;
  • демонстрацией, то есть показом действий педагогом (обычно в этом случае речь идёт о порядке выполнения творческого задания, движений в игре, манипуляций при выполнении самомассажа и пр.);
  • показом - презентацией материала с помощью видеоролика, к примеру, тему о правилах использования бытовых приборов дома можно проиллюстрировать серией мультфильма о Фиксиках «Микроволновка», которую ребята смотрят и обсуждают, систематизируя, что можно, а что нельзя делать с микроволновкой;
  • наблюдением - активным восприятием действительности в промежуток времени для формулирования темы и последующего обобщения материала.

Видео: пример использования приёма показа - мультфильм «Фиксики. Микроволновка»

Таблица: картотека валеологических наблюдений в старшей группе

Наблюдение (совпадает с темой по валеологии) Цели Суть
Наблюдение за работой светофора Систематизировать знания сигналов светофора. Педагог подводит детей к перекрёстку, показывает светофор и обращает внимание малышей на то, что такое большое количество легковых автомобилей, общественного транспорта не мешают друг другу. А всё потому, что они следуют строгим правилам, которые регулируются тремя сигналами светофора.
В завершение наблюдения воспитатель спрашивает, для чего нужен светофор, и как он работает.
Наблюдения за специальным транспортом («скорой помощью», полицейской машиной, пожарной машиной, почтовой машиной и пр.)
  • закреплять умения определять по описанию нужную машину;
  • расширять представления детей о роли водителя в работе спецтранспорта.
Педагог подводит малышей к проезжей части и предлагает определить назначение проезжающих мимо машин. Затем загадывает загадки, отгадки которых - названия спецтранспорта:
  • На красный свет машина мчится, - Везу больного я лечиться! И всех, кто вызовет меня, К врачам доставлю быстро я! (Скорая помощь);
  • Замигает синим глазом И в погоню рвётся сразу. (Полицейская машина);
  • Спят в мешках конверты - это Путешествуют приветы. (Почтовая машина);
  • Полыхает дом. Кошмар! Укротит она пожар. (Пожарная машина).

Завершается наблюдение обсуждением назначения специальных машин и роли водителя в их работе.

Наблюдение за изменением погодных условий Учиться подбирать одежду в соответствии с погодой за окном. Дети наблюдают за погодой за окном, отмечая облачность, наличие или отсутствие осадков (рассматривая их на фоне стен соседних зданий), ветра (фиксируя колебания веток деревьев). На основании наблюдения малыши делают выводы о подходящей для выхода на улицу одежде.

Валеологические газеты

На занятиях по «теории здоровья» в работу также активно привлекаются валеологические газеты - стенгазеты, рассматривающие узкий аспект темы. Например, на тему «Игры на свежем воздухе для укрепления здоровья». Отличие стенгазеты от рисунка не только в размере - первая обычно создаётся на формате А1, но и способом использования материалов. Так, стенгазета может быть дополнительным источником информации: дети читают и запоминают информацию. Кроме того, рисунки выполняются сразу же по окончании занятия, а стенгазета требует многочасовой подготовки и оформляется с помощью родителей.

Это интересно. Поскольку в стенгазету могут включаться информационные блоки, работа с этим приёмом наглядности возможна в том случае, если дети умеют читать.

Фотогалерея: примеры валеологических газет в старшей группе

В композицию стенгазеты может быть введён сказочный персонаж, путешествующий от одного информационного блока к другому Обычно стенгазета выпускается не без помощи родителей Стенгазета может быть из наборов картинок-символов

Практический метод

Любое знание лучше усваивается, если оно имеет прикладной характер. Обычно под практическим методом понимаются такие приёмы освоения материала, как:

  • рисунки (например, запрещающие знаки для прогулки в лес);
  • аппликации (создание коллажей с образцами полезных продуктов);
  • поделки (макеты для работы дети могут делать совместно с родителями).

Эти творческие задания являются частью этапа обобщения материала занятия: дети рисую (лепят, создают) образы, связанные с валеологией (рисунки семьи, продуктов ЗОЖ и пр.).

Самомассаж

Ещё одним важным приёмом практического метода на занятиях по валеологиии является самомассаж.

Дома родители также должны организовывать детям самомассаж

Массаж кистей рук

  1. Находим кожу между большим и указательным пальцами.
  2. Пощипываем её.

Это интересно. Такого рода массаж ручек очень важен: он помогает выработать навык, полезный для освоения письма.

Массаж области носа и ушей

  1. Дети вслед за педагогом находят у себя бугорок у переносицы, область около крыльев.
  2. Пальцами нажимают на эти точки.
  3. Прищипывающими движениями снизу вверх массируют края ушной раковины.

Это интересно. Элементы самомассажа являются частью физкультпаузы на занятии.

Валеологические опыты

Ещё один практический приём, активно используемый на занятиях по валеологии - опыты.

На занятиях по валеологии малыши учатся ухаживать за собой

Таблица: картотека опытов на уроках валеологии для детей старшей группы

Характер опыта (тема по валеологии) Цели Суть
Опыт на чувствительность кожи Учиться сравнивать температурные показатели воды в разных ёмкостях. Педагог предлагает малышам пальцем определить температуру воды и расставить ёмкости от самой холодной к самой тёплой.
Опыт на значение обоняния в жизни человека Учиться определять продукты по запаху. Дети с завязанными глазами по запаху определяют продукт питания: апельсин, чеснок, лук, банан, яблоко.
Примечание: это задание следует с осторожностью предлагать детям-аллергикам.
Опыт на установление необходимости слюны для установления вкусовых характеристик пищи Убедиться, что «сухой» язык вкуса не чувствует. Дети просушивают язык салфеткой, пробуют разные продукты (сыр, яблоко, банан) и убеждаются, что без слюны ощутить вкус нельзя.
Опыт на определение способности желудка перерабатывать продукты Показать процесс переработки веществ желудочным соком. Педагог показывает малышам банку с водой и предлагает представить, что это наш желудок. Дети бросают в банку сахар и соль - продукты смешались и растворились в воде. Добавляют кусочек хлеба - он раскис. Затем взрослый кладёт на тарелочку бумажную салфетку и отливает чуть-чуть воды - жидкость впитывается. Педагог подводит малышей к выводу о том, что так и стенки нашего желудка растворяют и впитывают то, что мы кушаем.

Игровой метод

Приёмы этой группы представлены:

  • обучающими играми;
  • подвижными;
  • театрализованными играми.

На занятиях по валеологии педагог, как правило, пользуется правилом «2 из 3»: в конспект урока вводится два вида игр из трёх.

Воспитанию уважения к ЗОЖ посвящены подвижные игры, которые проводятся на занятиях и вне их

Таблица: примеры валеологических игр для старшей группы

Название Цели Ход игры
Дидактические игры
«На кого же я похож»
  • развивать способность видеть себя со стороны;
  • учиться сравнивать свои внешние данные с другими людьми, находить сходства и различия.
Дети приносят из дома семейные фотографии, ищут общие черты с родителями и другими родственниками.
«Кто как родился» (лото) Систематизировать знания детей о том, как рождаются живые существа. Перед ребёнком три картинки, на которых изображены яйцо, икринка, бутылка с соской, и набор маленьких картинок с изображением насекомых, млекопитающих, земноводных и др., перевёрнутых изображением вниз. Малыш берёт маленькую картинку и совмещает её с большой, определяя, каким образом это существо родилось.
Подвижные игры
«Назови вид спорта»
  • развивать навык имитации;
  • поощрять инициативность;
  • повторить названия популярных видов спорта.
Малыши играют в парах. Один берёт картинку и движениями, мимикой показывает тот вид спорта, который на ней изображён. Второй отгадывает. Затем партнёры меняются.
«Не перепутай»
  • повторить названия частей тела;
  • развивать внимательность, скорость реакции.
Дети становятся в круг. Педагог, стоя в центре, называет часть тела, дотрагиваясь при этом до другой. Малыши должны дотронуться до той части, которую педагог назвал.
Театрализованные игры
«Скорая помощь»
  • систематизировать алгоритм действия при вызове службы оказания помощи;
  • развивать артистические способности, умение импровизировать.
Малыш вызывает «скорую» для игрушки, получившей травму.
«Полиция» Дети «приезжают» на вызов к игрушке. Игрушка «объясняет», как это произошло.
Игру можно усложнить «следственным экспериментом», «допросом» свидетелей.

Наблюдения подкрепляются рассматриванием плакатов по теме

Планирование НОД по валеологии

Занятия по освоению теории здоровья в старшей группе проводятся один раз в неделю, а цель определяется на целый месяц. При этом обычно проводятся интегрированные (!) уроки, то есть те, на которых раскрытие темы происходит в процессе вовлечения малышей в разные виды деятельности. Этот принцип построения уроков отражается в перспективном плане, который составляется педагогом на учебный год.

Таблица: перспективный план по валеологии в старшей группе (фрагмент)

Месяц Цели Виды деятельности с целями
Сентябрь
  1. Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела, организма:
  2. «Я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать…».
  3. Воспитывать чувство гордости, что я - человек.
  4. Вызвать интерес к дальнейшему познанию.
Дидактическая игра: «Умею - не умею» по типу «Съедобное - несъедобное».
Цель: поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями.
Рисование на тему: «Из чего сделан Я?».
Цель: выяснить, как дети представляют себе своё Я, свой организм, свои органы.
Чтение художественной литературы о чистоте: К.Чуковский «Мойдодыр», Агния и Павел Барто «Девочка Чумазая».
Цель: закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки.
Октябрь
  1. Дать детям представление о том, что кожа - это покров тела человека, она постепенно обновляется, а также выполняет много функций. Основное - это защита, высокая чувствительность.
  2. Воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным.
Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики.
Цель: подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.
Изодеятельность на тему прочитанных произведений.
Выставка рисунков.
Цель: выразить своё отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно.
Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе.
Цель: воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении.
Досуг на тему: «Кожа - помощница».
Цель: закрепить, углубить полученные знания, развивать логическое мышление.
Ноябрь
  1. Вызвать у детей желание совершенствовать физическое развитие.
  2. Поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом.
Занятие «Скелет и мышцы».
Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию - скелет нашего тела.
Дидактическая игра: «Опасно - неопасно».
Цель: развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», С.Маршака «Великан».
Цель: воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость.
Конструирование и лепка из книги Г.Юдина «Главное чудо света».
Цели:
  • закрепить полученные знания и представления о скелете человека;
  • развивать умение анализировать и обобщать.

В перспективном плане оговариваются разные виды работы над конкретными темами по валеологии

Как составить конспект урока

Урок валеологии строится по такому же плану, как и другие виды НОД:

  • длительность для старшей группы - 25 минут;
  • структура состоит из трёх этапов.

Таблица: временной план валеологического занятия в старшей группе с примером

Таблица: Xаритонова С.А. конспект занятия на тему: «Мы дышим, значит, живём» в старшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный - Ребята, мы с вами в течение дня занимаемся различными делами. Что мы делаем?
(Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).
- Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).
- Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).
Основной <… Миша, лёжа на печи
Ел коржи и калачи.
А во время передышки
Ел вареники и пышки.
Вскоре вся деревня Мишу
Доставала через крышу.
- Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).
- А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?
- Почему вы открыли рот и нос?
(Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).
- Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут?
(Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)…>
<… Опыт: - Мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, - выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло?
(Ответы детей).
- Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше.
- А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло?
(Грудная клетка опустилась).
- Ребята, куда же попадает воздух при вдохе?
(Там есть лёгкие)…>
Закрепление материала <… - Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче?
(Через нос, приложив платочек).
- А ещё почему надо дышать носом?
(Чтобы не заболеть, когда холодно).
- А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?
(Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы)…>
Заключительный этап <…Педагог благодарит детей за работу.

Заключительный момент может включать сюрприз, то есть поощрение участников занятия, например, конфетами, игрушками и пр

Видео: валеологическое занятие на тему «Зачем нам нужен нос?» в старшей группе

Методика разработки открытого валеологического занятия в старшей группе

Показательные уроки призваны не только продемонстрировать уровень достижений малышей, но и показать степень методической подкованности педагога в выборе сочетаний методов и приёмов взаимодействия с детьми. При этом и структура, и хронометраж остаются неизменными. Основное отличие заключается в оформлении содержания: для открытого занятия педагог обычно использует сюжетную основу.

Таблица: Атаманенко О. конспект открытого занятия по валеологии на тему «Чистота - залог здоровья» в старшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный Воспитатель: - Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричёсанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: «Что случилось? Почему ты плачешь?». Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что возьму его с собой в детский сад, расскажу его историю детям в группе и они, т. е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история?
(Ответы детей.)…>
<… - Правильно, об этом мы читали в произведении «Мойдодыр». А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, а давайте расскажем нашему гостю, что нужно делать, чтобы больше с ним такого не происходило. Мы уже с вами знаем, о том, что чистая вода обладает целебными свойствами. Сегодня мы познакомимся с тем, как с помощью воды сделать чистым своё тело и как за ним правильно ухаживать. Вы помните как называется правильный уход за своим телом? (дети отвечают). Молодцы, помните: правильный уход за телом называется гигиеной…>
Основной <… Грязнулькин: - Я очень хочу научиться ухаживать за своим телом. Мне больше не хочется ходить грязным.
Воспитатель. - Тогда давайте начнём наше занятие, и начнём его с того, как правильно ухаживать за своими зубами…>
<… Ребёнок, показывает на плакате и рассказывает, как нужно чистить зубы. (Нужно намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щётку в рот, щетинками с пастой к зубам, и начать медленно чистить зубы, двигая щётку вверх и вниз, влево и вправо…>
<… В. – А сейчас мы будем учиться правильно мыть руки.
Ребёнок рассказывает стихотворение: «Моем рученьки»:
Руки чтоб помыть, сперва
Засучим мы рукава…>
<…В. Вот мы и вспомнили наше первое правило защиты от микробов. Ты запомнил.
Г. – Да! Мытьё рук с мылом.
В. – Правильно!
От простой воды и мыла
У микробов тает сила…>
Закрепление материала <… Проводится игра «Апчхи»: дети делятся на две команды («Чихающие» и «Заражающиеся») которые расходятся на расстояние 5 метров друг от друга. Команда «Чихающие», произносят «Апчхи!», и кидают в противоположную команду теннисные шарики. Дети из команды «Заражающиеся» должны увернуться. Тот в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать»…>
Заключительный этап <…Грязнулькин: – Спасибо вам ребята… Как чисто у вас в группе стало. И я тоже теперь всегда буду ходить чистым и аккуратным.
Я сегодня очень рад!
Что побывал я с вами,
Здоровыми друзьями.
Всем теперь я расскажу,
О том как вы живёте.
- А теперь побегу домой, чтобы поскорее навести там порядок, пока мама с работы не вернулась.
В. – Вы сегодня молодцы ребята, и сами вспомнили, и другим рассказали, как нужно защищаться от коварных микробов.

Проведение опытов развивает в детях самостоятельность

Анализ занятия по валеологии

Мониторинг работы по валеологическому воспитанию осуществляется в двух форматах:

  • самоанализ (для выявления недочётов этапа организации, к примеру, в силу обширности валеологических вопросов, вводный этап может быть слишком затянут, тогда основной чаще всего скомкан);
  • анализ открытого занятия присутствующими гостями - старшим воспитателем, методистом, заведующим, коллегами (для определения уровня развития малышей в контексте валеологических знаний, например, умения соблюдать чистоту, об осведомлённости о значении профессий, связанных со спасением жизни пр. – и степени методической подготовки педагога).

Со схемой анализа занятия, а также примером самоанализа можно ознакомиться .

Анализ даёт возможность изучить эффективность используемых на занятии приёмов

Досуговые мероприятия по валеологии в старшей группе

Кроме НОД, реализация целей и задач валеологического воспитания в старшей группе осуществляется через подготовку и проведение досуговых мероприятий, которые проводятся 1–2 раза в месяц. Обычно они приурочены к праздникам (к примеру, ко Дню защитника Отечества) или завершению изучения блока тем (например, о строении тела человека). Структура развлечения отличается от обычно занятия тем, что этап закрепления органично вписывается в основной. Кроме того, на 5–10 минут увеличивается хронометраж мероприятия, то есть до 35–40 минут.

Среди практикуемых в детском саду форм проведения валеологических развлечений в старшей группе преимущество за:

  • квестами;
  • КВНами;
  • путешествиями;
  • сказками.

Таблица: Миздренко Т.В. сценарий мероприятия валеологического досуга на тему «Путешествие в города здоровья» для старшей группы

Этап Содержание
Вводный Дети выстраиваются в круг.
Речевая зарядка:
Воспитатель:
- Здравствуйте, девочки!
Девочки:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Здравствуйте, мальчики!
Мальчики:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости!
Гости:
- Здравствуйте!
Воспитатель:
- Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх)
Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой)
Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках)
Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз)
Основной Воспитатель: - Ребята, я хочу пригласить вас и наших гостей в загадочную страну Здоровья. Наше путешествие будет интересным и необыкновенным, на пути встретится много препятствий и преград. Для этого нужна выдержка, умения, сноровка и взаимопомощь. Мы отправляемся. (Звучит музыка, дети идут по кругу)
(Дети подходят к первому столу)
Царица Глазограда встречает детей возле первого стола:
- Здравствуйте, дети! Как же вы смогли преодолеть такие сложные препятствия? Вы молодцы! Чтобы узнать, как называется мой город, надо сначала отгадать загадку:
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)…>
<… Царица Глазограда: - Как хорошо, что мы можем видеть, давайте поэкспериментируем, что же могут наши глаза?
  • Показывает 2 игрушки на разном расстоянии. Дети определяют глазомером, что расстояние до одной игрушки ближе, чем до другой. А какой можно сделать вывод? (Глазами можно определить расстояние).
  • Показывает большую куклу и маленький кубик. Дети определяют размер. Делается вывод, что глазами можно определить размер…>

<… Делается вывод: Разноцветный мир мы видим разноцветными глазами. Итак, наши глаза могут определить цвет, форму, расстояние и размер предметов…>

<… Гимнастика для глаз:
  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
  • Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль…>
<… Правила гигиены и безопасности:
Читать, рисовать надо только при хорошем освещении. При этом нужно, чтобы расстояние от стола до глаз было не меньше 30 см.
После длительного напряжения глаз рекомендуется поднять голову и посмотреть вдаль…
<… Дети продолжают путешествие в Ухограде и Зубограде…>
Заключительный Воспитатель-доктор дарит детям зубные щётки.
Воспитатель: - Вот вы и вернулись в детский сад, я рада вашему возвращению. Вам понравилось путешествие?
Воспитатель задаёт вопросы по теме путешествия и предлагает научить своих родных делать гимнастику для глаз, массаж ушей и ухаживать за зубами.

Основная форма составления сценария досугового мероприятия для среднего и старшего возраста - театрализация

Особое место в учебно-воспитательном процессе ДОУ отводится под осуществление задач технологий здоровьесбережения. Одной из форм их воплощения в жизнь является проведение валеологических уроков и досугов. В старшей группе эти формы образовательной деятельности направлены на систематизацию того, что уже изучено, а также наращивания новых знаний на существующую базу.

Поделитесь с друзьями!

Подготовила воспитатель

МДОУ ЦРР № 25

компенсирующего вида

Храброва.З.Э.

Задачи:

  • формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье;
  • приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой;
  • закреплять знания о пользе полезных продуктов и их значение для жизни и здоровья человека.
  • Развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей.
  • Воспитывать желание быть здоровым, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

Карточки с изображением продуктов.

Карточки с изображением средств личной гигиены.

Пазлы с изображением машины.

2 фрагмента из мультфильмов «Доктор Айболит», « Мойдодыр».

Красные и зелёные круги.

Карандаши

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся!

Воспитатель : Ребята к нам пришло 2 электронных письма, с пометкой SOS , помогите. Давайте посмотрим, кто у нас просит помощи. (Просмотр отрывка из мультфильма Доктор Айболит)

Ребята от кого это электронное письмо!

Ребята, смотрите, бедные звери заболели. У них болят животики!

Ребята как вы думаете, почему у них болят животики? (ответы детей)

Я думаю, что они неправильно питались, пили газировку и много ели сладкого. Ребята давайте поможем зверям выздороветь и научим их правилам питания. Вы согласны? (да)

Ребята, а вы знаете правила питания? (ответ детей). Вот мы сейчас это проверим! У вас на столах лежат кружки.

Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

Есть нужно ночью, нет, есть надо днём в определённые часы.

Надо есть продукты, которые полезны для здоровья.

Есть надо быстро. Нет, есть надо спокойно, тщательно прожевывая пищу.

Полоскать рот после еды полезно.

Чтобы быть здоровым надо есть много сладкого.

Вместо компота надо пить газировку.

Овощи и фрукты - полезные продукты

Утром кашу не едят

Во время еды нельзя разговаривать

Нельзя переедать, надо есть в меру

Отложите, пожалуйста, на край стола, что бы они вам не мешали.

Молодцы, мы научили зверей правилам питания. Но чтобы они быстрее выздоравливали, я предлагаю отправить посылку с полезными продуктами. Вы согласны? (Да)

У вас на столах лежат карточки с изображение продуктов, вам необходимо положить в корзину, те продукты, которые будут полезны для наших больных зверей. Нужно провести стрелочки карандашом от полезного продукта к корзине. Берите карандаши, начинайте выполнять задание. (Воспитатель проходит по рядам смотрит правильность выполнения упражнения)

А теперь давайте проверим.

Посмотрите у меня на доске картинки с изображением продуктов. Скажите, пожалуйста, какие продукты вредны для здоровья.

Гамбургер - богат вредным холестерином.

Вредный шоколад «сникерс»- да от него только зубы будут болеть, нет, такой продукт не нужен.

Сухарики - в них не живут витаминами. Они вредны.

Чипсы - от них только животы заболят

Газировка под названием «Пепси»- будишь пить ты пузыри, растворишься из нутрии, это вредный продукт.

Отложите, пожалуйста, карточки на край стола.

Молодцы, мы с вами хорошо поработали. И наша полезная посылка собрана, и мы отправим её к больным зверям. Ребята, а как вы думаете, на чём можно её оправить? (ответы детей).

Ребята, у вас на подносах лежат пазлы, давайте их соберём и посмотрим, что же получилось. Положите пазлы перед собой. Начинаем собирать.

Ребята, так что же у нас получилось? (ответ детей)

Это спец. машина для перевоза почты.

Уберите, пожалуйста, пазлы на поднос и отставьте на середину стола.

А сейчас предлагаю взбодриться, и подзарядится энергией с помощью зарядки. Дети встаньте возле стульчиков.

И.П.: ноги на ширине плеч, руке на поясе. Вращение головой влево, вправо, вперёд назад.

На лесной полянке,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает -
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье

Очень ему нравится это упражнение.
И.П.: ноги на ширине плеч, левая рука назад, правая вперед.

Полосатенький енот. Изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
И.П.: ноги на ширине плеч, руке на поясе. Наклоны в стороны.

Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,

А потом вперёд, назад. И получишь бодрости заряд!

Воспитатель : Молодцы. Садитесь на свои места.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим второе электронное письмо. Узнали от кого это письмо. (Просмотр отрывка мультфильма «Мойдодыр»)

Ребята от мальчика сбежали все вещи, а как вы думаете почему? (Он не умывался, не причесывался, поэтому вещи и сбежали) Правильно, надо умывается по утрам, расчёсывается, чистить зубы. Мыть руки перед едой. Ребята, а зачем это всё нужно делать?

Мойдодыр просит нас научить мальчика быть аккуратным.

Дети вы хотите научить мальчика! (Да)

У вас на столах лежат карточки, посмотрите внимательно, здесь изображены предметы, которые помогут мальчику привести себя в порядок. Давайте обведём в кружок, красным карандашом вещи, которые помогут мальчику быть чистым и аккуратным.

(Воспитатель проходит по рядам смотрит правильность выполнения упражнения)

А теперь давайте проверим, правильно ли вы сделали задание. Назовите мне вещи, которые вы обвели карандашом. Таня назови мне предмет, который ты обвела в кружок? (опрос детей не более 5 человек).

Полотенце

Мыло

Расчёска

Мочалка

Молодцы ребята вы все правильно всё сделали, и мальчик теперь знает, что по утрам надо умываться, чистить зубы и причесываться, тогда ни какие микробы не попали к нам в организм. Это тоже очень важно.

Ребята, какие мы молодцы. Мы помогли больным зверям, собрав им посылку с полезными продуктами, и научили их правилам питания. Подзарядились энергией с помощью зарядки. Научили мальчика быть чистым и аккуратным. Если мы будем есть только полезную пищу, соблюдать правила гигиены и делать зарядку, то мы будем иметь отличное здоровье.

Наше занятие закончено. Тихонько встаём и задвигаем стульчики.

Занятие по валеологии в средней группе

Задачи:

  • Формировать у детей навыки здорового образа жизни.
  • Приобщать детей к регулярным занятиям зарядкой.
  • Развивать познавательно - эмоциональный интерес.
  • Закрепить соблюдение детьми правил питания.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Конспект НОД по валеологии с использованием ИКТ в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Чудо – нос»

Конспект будет полезен воспитателям, работающим с группой детей старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена опытно-экспериментальная деятельность детей, а также средства ИКТ, что делает занятие для детей более увлекательным и интересным.
Цель: расширить представления детей о строении и функциях носа
Программные задачи:
- формировать представления детей о значении носа для здоровья;
- закрепить правила ухода за носом;
- развивать обонятельное восприятие;
- развивать навыки дыхательной гимнастики;
- воспитывать у детей культуру здоровья.
Оборудование:
- зеркала (по количеству детей);
- круги зелёного, жёлтого цвета (по количеству детей по 2 круга на каждого);
- салфетки и клеёнки для аппликации, клей;
- квадратный лист белой бумаги (40*40см.);
- пульверизатор, носовой платок;
- ёмкости с пахучими безопасными веществами, накрытые марлей (по количеству
детей);
- плакат со строением носа, дыхательной системой человека;
- картинка Микки Мауса;
- белые медицинские халат и колпак;
- видеофильм «Почему наш нос чихает?».
Предварительная работа:
-чтение энциклопедий: « Человек», «Тело человека»;
-разучивание пальчиковой гимнастики « Замок»;
-беседа о правилах гигиены и безопасности ухода за носом.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети входят в группу, их встречает доктор Айболит (переодетый воспитатель).
Воспитатель: - Здравствуйте друзья, надеюсь вы узнали меня?
Дети: - Да, вы доктор Айболит.
Воспитатель: - Ребята, а что означает слово «здравствуйте»? Ведь мы говорим его
каждый день и не один раз.
(Ответы детей: слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья», это значит желать здоровья тому, с кем здороваешься)
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Совершенно верно, слово «здравствуйте» означает «пожелать здоровья». И сейчас мы с вами пожелали всем здоровья, все здоровы и бодры. Значит, вы сможете мне помочь. Ребята, присаживайтесь на ковер, расскажу вам одну историю. Ко мне за помощью обратился Микки-Маус (демонстрация иллюстрации Микки-Мауса). С ним произошла вот такая неприятная ситуация. Микки-Маус никогда не пользовался носовым платком, вытирался рукавом, ходил без шапки, любил драться и часто получал по носу. И он у него был всегда распухший и красный. Обиделся нос Микки-Мауса и убежал от него в лес. А что же Микки-Маус? Он решил обойтись без носа.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, правильное ли решение принял наш герой, можно ли обойтись без носа?
(Ответы детей: без носа прожить нельзя, если у нас не будет носа, мы не сможем дышать)
Воспитатель: - Да, ребята, наш организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу же отражается на работе других. Давайте поговорим о носе, расскажем, и докажем Микки-Маусу как он важен для нас. Вы поможете мне в этом? Тогда, я приглашаю вас в свою научную лабораторию, где изучают человеческий организм и здоровье человека.

(Дети встают, проводится физминутка)
Воспитатель: - Но сначала, я вас осмотрю.
Попрошу красиво встать
И команды выполнять!
Все дышите, не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимаем,
Превосходно, опускаем.
Наклонитесь, разогнитесь
Встаньте прямо, улыбнитесь!
Да, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
И не надо докторов.
Тогда в путь, за мной! (Идут за Доктором Айболитом в лабораторию)

Доктор Айболит (воспитатель): - Вот мы и пришли. Чтобы зайти в лабораторию нужно
открыть дверь.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Начинаем колдовать,
Двери открывать.
Хоть замочек очень крепкий,
Металлический и цепкий.
Мы его сперва покрутим,
А потом три раза дунем.
Покачаем - раз, два, три.
Дверь замочек отомкни.
Двери открываются,
Эксперименты начинаются!

(Дети проходят, садятся за столы)
Воспитатель: - Ребята, в лаборатории должна быть тишина, здесь работают учёные.
Ребята, подумайте и скажите, для чего нам нужен нос?
(Ответы детей: нос нам нужен, чтобы дышать)
Воспитатель: - Да, вы совершенно правы, нос нам нужен, чтобы дышать.
Давайте в этом убедимся. Зажмите нос и не дышите (воспитатель делает вместе с детьми).
Ох! Я больше не могу. Очень тяжело не дышать, правда?
Ребята, дыхание имеет важное значение и если воздух не поступает, это опасно не только для наших лёгких, но и для головного мозга.
Человек не может жить без воздуха, а чтобы он попадал в организм природа придумала для нас дыхательную систему, где нос играет главную роль.
(Рассматривание плаката со строением носа)
- А почему нужно дышать носом, ведь можно это делать и ртом?
(Ответы детей: потому что, может заболеть горло, ртом дышать тяжело, ртом мы вдыхаем грязный воздух и т.п.)
Воспитатель: - Ребята, а я слышал, что нос называют «печкой», почему?
(Предположения детей: нос греет воздух, согревает воздух)
- Да, ребята, воздух, проходя через нос (носовые ходы), согревается и в наши лёгкие попадает тёплым. Давайте в этом убедимся, проделая небольшой опыт: вдохните носом воздух и выдохните его через рот на ладонь. Что вы чувствуете, какой воздух выходит?
(Ответы детей: я почувствовал тепло, теплый воздух)
Воспитатель: - Ребята, а еще нос называют «сторожем». От чего нос охраняет наш организм?
(Предположения детей: от грязи, от пыли)
Воспитатель: - Нос защищает наши легкие от пыли. В носу есть волоски. Вы сами их можете увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркало.
(На столах лежат зеркала, дети берут их и рассматривают свой нос.)
- Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки, и в легкие попадает уже чистый воздух. А еще нос охраняет нас от болезнетворных микробов.
-А ещё наш нос умеет чихать. Почему наш нос чихает?
(Ответы детей: потому что в нем накапливается много микробов; потому что мы простываем; потому что он заболел и т.п.)
Воспитатель: - Да, совершенно верно, когда в носу накапливается много микробов, мы
начинаем чихать. Что происходит, когда человек чихает?
(Ответы детей: разлетаются микробы в разные стороны, они могут заразить других людей)
Воспитатель: - Что нужно делать, чтобы микробы не разлетались в разные стороны?
(Ответы детей: прикрываться платком)
Воспитатель: - Я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для этого нам понадобится обыкновенный пульверизатор, который конечно же есть в -моей лаборатории. Он будет выполнять роль простуженного носа. Раз он простужен, значит он полон микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать. И что же будет, если мы не будем прикрываться платочком во время чихания?
(Воспитатель проводит опыт с пульверизатором)
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, без платочка микробы разлетаются на большие расстояния и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если мы будем прикрываться носовым платком. Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Платок является предметом личной гигиены и вот поэтому так важно иметь носовой платок.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть научный фильм «Почему наш нос чихает?» из серии « Невероятные приключения в теле человека».
(просмотр фильма)
Воспитатель: - Ребята, чтобы нос хорошо дышал, какие правила гигиены и безопасности ухода за носом нужно выполнять?
Ответы детей:
Промывать нос утром и вечером во время умывания.
Нельзя ковырять в носу пальцем.
Нельзя ковырять в носу острыми предметами.
Нельзя засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т.п.)
Стараться уберечь себя от простуды.
Очищать нос с помощью носового платка.
Делать дыхательную гимнастику.
Воспитатель: - Правильно, друзья, если вы будете выполнять все эти правила, ваши
………………носики будут здоровы.
……………. -А ваши носики здоровы? Давайте проверим. Ведь если нос здоров, он хорошо дышит и хорошо улавливает запахи. Я предлагаю поиграть в игру «Угадай по запаху». Но сначала подготовим наши носики и сделаем дыхательную гимнастику.
(Дети встают из-за столов, проводится дыхательная гимнастика)
1) Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе, подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание, медленный глубокий выдох со звуком «А», руки в такт выдоху опускаются вниз.
2) Попеременно нажимая указательным пальцем, то на одну ноздрю, то на другую, произносить звук «М».
Воспитатель: - Молодцы, друзья. Хорошо подышали. А теперь сможете ли вы определить по запаху, что находится в стаканчике? Возьмите стаканчик, сделайте несколько глубоких вдохов подряд и попробуйте отгадать, что находится в вашем стаканчике.
(Ответы детей: «Я почувствовал запах чеснока». «Я почувствовал запах ёлочки» и т.п.)
Воспитатель: - Молодцы друзья! Вижу, что ваши носики здоровы. Вы все справились с заданием. Присаживайтесь на свои места.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: - Мы хорошо поработали сегодня в лаборатории. Ребята, давайте подарим Микки-Маусу на память носовой платок. Посмотрите, вот он уже готов. Но наш герой любит вещи яркие, поэтому украсим платок разноцветными горошинами.
- Горошину зелёного цвета приклеит тот, кто вспомнит и назовёт для чего нужен нос.
(Ответы детей: чтобы дышать; чтобы защищать лёгкие от пыли; чтобы согревать воздух; чтобы различать запахи).
- Жёлтую горошину приклеит тот, кто вспомнит и назовёт правила гигиены и безопасности ухода за носом.
(Дети приклеивают)
Воспитатель: - Вот какой яркий получился платок. Я думаю, что он очень понравится Микки-Маусу и теперь он будет беречь свой нос, пользоваться носовым платком. А теперь пора возвращаться в группу.
(Воспитатель снимает медицинскую форму)