Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога необходимы, если оценки вашего школьника откровенно “хромают», и вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля. Многие дети во время пубертатного периода начинают терять интерес к занятиям, предпочитая проводить время в компании друзей, за компьютером, на прогулках. В силу возраста ребенок еще не способен в полной мере осознать необходимость и важность такого аспекта жизни, как достойное образование. Ваша задача как родителя:
Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.
Итак, действуем по шагам:
Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!
Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.
Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:
Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.
Ради чего учатся наши дети? Чтобы узнать закон Ома или отличать причастие от деепричастия? Нет! Сто лет им не нужны эти законы. Они учатся ради родительской признательности и похвалы. Они хотят твердо знать: папа и мама гордятся мной, я их не подведу.
Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. Это сделает учебу притягательной и круг интересов все время будет расширяться. И крайне важно не делать из учебы своеобразный культ. В жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение. Только искренним участием можно мотивировать подростка на учебу. Советы психолога, которые вы узнали, и ваше горячее желание превратить своего ребенка в отличника помогут разобраться непростом деле.
Обучение ребенка в школе – длительный и не всегда простой процесс. Начальные классы, как правило, не приносят родителям много хлопот. Ребенок с удовольствием ходит в школу и делает домашние задания. Ему интересно учиться и общаться со сверстниками. В средних классах большинство детей, как правило, тоже учатся без проблем, при условии отсутствия значительных пробелов в изучении материала. А вот учеба старшеклассников – это совершенно другой процесс, другая мотивация и более высокая ответственность. Появляются такие термины, как «ЕГЭ», «аттестат», «вступительные экзамены», «будущая профессия».
Жизнь подростка и без учебы представляет собой настоящую гремучую смесь: половое созревание, первые по-настоящему сильные любовные переживания, стремление к бунтарству и прочие несовершенства этого мира. Сюда прибавляются конфликты со сверстниками и родителями, их не избежать. А кроме этого ведь еще существуют друзья, социальные сети, компьютерные игры, свидания и хобби.
В таких условиях даже отличники в средних классах – в старших могут «скатиться» в тройки. По той или иной причине мотивация подростка к учебе может значительно снизиться. Что в таком случае делать родителям, и как вернуть интерес ребенка к учебе?
Опасность всей этой ситуации в том, что подросток сам перестает видеть всей тяжести своего положения. У детей такого возраста пропадают авторитеты, а плохая успеваемость в школе не вызывает только апатию и стремление кое-как доучиться. Родители уже не могут просто заставить ребенка учиться, как это происходило в младших или средних классах, когда похвала или наказание были весомыми факторами в процессе учебы. Прогуливание уроков в этом возрасте становится частой проблемой даже для отличников. Причем психологи утверждают, что, прогуляв урок впервые, ребенок на уровне химических процессов мозга запоминает это приятное чувство облегченности, отсутствия трудностей, и подросток стремится повторить его снова и снова.
Понимание того, зачем подростку учиться – наиболее сильный фактор мотивации к учебе. Хорошо, если он точно знает, кем хочет быть в будущем. В этом случае стоит серьезно обсудить с сыном или дочерью то, как он собирается этого добиваться, и какие предметы ему нужно подтянуть, чтобы планы стали реальностью. Постарайтесь не обсуждать при ребенке ваши финансовые возможности относительно оплаты его обучения в ВУЗе. Пусть он будет уверен, что поступить сможет только собственными силами, если хорошо сдаст выпускные и вступительные экзамены.
Во время летних каникул предложите ребенку устроиться на работу. Как правило, тяжелая физическая работа (не обязательно стройка, хорошо подойдут отделочные работы) даже за более или менее приемлемые деньги лучше абстрактных понятий дает подростку понять, насколько важно учиться и овладеть какой-либо умственной профессией. Ваша задача в том, чтобы в этот переходной период ребенок начал учиться не для родителей, хороших оценок или материального поощрения. Он должен понять, что учится для себя, сейчас, своими руками строит фундамент своего будущего.
Подростковый возраст – лучшее время для того, чтобы перестать делать за ребенка то, что он может выполнять сам. Ведь в этот период жизни подросток стремится как можно быстрее избавиться от опеки родителей. Пусть это будет ваш уговор: ребенок сам решает, что ему надеть и как выполнять домашние задания, но и самостоятельно ухаживает за обувью или зарабатывает на карманные расходы.
Научить подростка испытывать радость от того, что он узнал что-то новое – это половина дела в процессе мотивации его к учебе. Как это сделать, вам должно быть виднее, ведь только вы хорошо знаете свое чадо. Делитесь своими ежедневными открытиями и учите этому ребенка. Делайте это не наигранно, «для галочки», а искренне и с восторгом. Пытайтесь связывать повседневные маленькие «озарения» со школьной программой. Со временем подросток и сам будет радоваться, познавая мир, узнавая новое на уроках.
В образовательной системе западных стран существует что-то наподобие профориентации. Происходит она следующим образом. Ребенка на время «внедряют» в какую-либо профессиональную среду, скажем, банковскую или, к примеру, оставляют на кухне какого-нибудь престижного ресторана. Дети быстро вдохновляются, и после окончания определенного временного периода возвращаются уже с мечтой – стать крутым шеф-поваром или финансовым аналитиком. После этого преподаватели четко ориентируют подростка на те предметы, которые ему для этого будут необходимы.
Если у вас есть знакомый профессионал, состоявшийся в своей сфере человек, которому вы доверяете, можно организовать что-то подобное. После того, как у ребенка появится «огонь в глазах», обсудите список предметов, без которых он не сможет достичь своей мечты. Еще лучше – составьте подробный план, каким вы видите его дальнейшее обучение.
Подавайте подростку личный пример. Даже в пубертатном возрасте ваш ребенок все еще ориентируется на своих родителей. Если они и сами вместо того, чтобы познавать что-то новое, проводят время за гаджетами или просмотром очередного «мыла» по телевизору, то почему они требуют от своего чада «гореть» во время учебы? Ведите активный образ жизни, займитесь чем-то, о чем давно мечтали, научитесь кататься на лыжах, коньках. Запишитесь, наконец, на курсы изучения иностранного языка или актерского мастерства. Для подростка это будет отличной мотивацией.
Помните, что амбиции есть даже у детей. Чаще напоминайте подростку о том, что только при условии хороших успехов в учебе у него получится построить карьеру и получить все, что он захочет. Рассказывайте, как вы справлялись с подобными трудностями, когда учились. Скажите, как вы жалеете, что в свое время не уделили достаточно внимания истории или географии, и теперь вам стыдно, что вы не можете, например, вспомнить столицы главных европейских государств или путаете исторические даты. Порадуйтесь, что у вас есть второй шанс пройти материал вместе с вашим чадом. И чаще вспоминайте школьные годы – так вы поставите себя на место ребенка и действительно поймете, чего он хочет и к чему стремится.
От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”
Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».
Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.
Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.
Мотивация может быть:
Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .
Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.
Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.
Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.
Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:
Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :
Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.
Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.
В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.
Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.
Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.
Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:
Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:
Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:
Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.
Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.
Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.
Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .
Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.
Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?
Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.
Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.
Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.
Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.
Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.
Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.
Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.
Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.
Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .
Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.
Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу: