Правильная мотивация подростков. Методики воспитания

24.07.2019

Как мотивировать подростка на учебу? Советы психолога необходимы, если оценки вашего школьника откровенно “хромают», и вы чувствуете, что ситуация выходит из под контроля. Многие дети во время пубертатного периода начинают терять интерес к занятиям, предпочитая проводить время в компании друзей, за компьютером, на прогулках. В силу возраста ребенок еще не способен в полной мере осознать необходимость и важность такого аспекта жизни, как достойное образование. Ваша задача как родителя:

  1. Обрисовать все плюсы, которые приносит хорошая учеба.
  2. Выявить интересы и увлечения вашего ребенка.
  3. Привить любовь к учебе. Вообще-то над этим пунктом надо работать, начиная с первого класса, а то и раньше.

Как же это сделать? Переходим от слов к практике

Очень хорошо помогают разобраться в вопросе “как мотивировать подростка на учебу” советы психолога. Для начала, всем родителям необходимо уяснить, что принуждения и шантаж оказывают противоположный эффект. Хотя, эти инструменты воспитания используются в семье чаще всего: “закончишь четверть с тройками, не куплю телефон”. Только вот учеба «из-под палки» всегда не интересна и вызывает бурный внутренний протест. Прежде, чем приступить к мотивации, вспомните, как часто вы давили на подростка и не воспринимает ли он вас как угрозу. Если это уже произошло, в первую очередь, надо снова вернуть доверие, иначе все старания будут напрасны.

Итак, действуем по шагам:

  1. Завоевываем доверие собственного ребенка. Добиться этого непросто, особенно, если ребенок привык к постоянным угрозам и нотациям. Попробуйте ненавязчиво побеседовать и расспросить о предметах, которые его интересуют и почему. Ни в коем случае не навязывайте свое мнение. Просто слушайте. Ребенок должен увидеть, что вы на его стороне и не станете переубеждать.
  2. Узнаем хобби и интересы, даже если совершенно нет на это времени. Не зря обращаем ваше внимание на нехватку времени. Мы привыкли, что дети растут и учатся сами по себе. Время, когда вы с удовольствием болтали обо всем на свете со своим розовощеким малышом, прошло. Но вам придется его снова найти для своего ребенка. Увлечения подростка легко привязать к школьным предметам – информатике, английскому, литературе и т.д. Необходимо небрежно подкидывать информацию о вещах, которые его интересуют. Ребенок проводит много времени за компьютером? Так и расскажите ему, кто и как создает эти игры, сколько на этом зарабатывает и что для этого необходимо знать, если ваше чадо вдруг захочет стать великим программистом. Подобную логическую цепочку можно выстроить на основе любого хобби подростка.
  3. Показать на собственном примере. Дети – это отражение родителей. Если мать с отцом постоянно обучаются и совершенствуются, сын или дочь подсознательно будут тянуться за ними. Ребенок полюбит сам процесс обучения, а не бессмысленную зубрежку и «потому что надо учиться». Расскажите ему, что вы видели и где были, покажите ваш восторг от познания и упомяните, благодаря чему вы этого достигли. Все это в скором времени даст свои плоды.
  4. Знания получают не только в стенах школы. Наша образовательная система не совершенна. Учеба представляет собой постоянный контроль и нагрузку различными знаниями с бесчисленными требованиями. Невозможно знать в идеале все предметы. Ищите вместе с ребенком способы факультативного образования: без выставления оценок и домашних заданий. Запишите подростка в кружки по его интересам. К примеру, в школу робототехники и моделизма, заодно появится любовь к физике и математике.
  5. Прививайте самостоятельность. Это способность нести ответственность за свои поступки. Донесите до ребенка, что ответственность будет нести только он, а не вы. В ситуации, когда есть прямая угроза его здоровью и жизни, то родителям необходимо вмешаться. Однако такой угрозой не являются плохие оценки в аттестате. Подросток должен осознать, что нежелание учиться может привести к тому, что он не поступит в институт, а то и вовсе останется на второй год. И в этом случае лишь он будет виноват.
  6. Примените трудотерапию. К этому можно прибегнуть только в сложных ситуациях. Если подросток абсолютно ничем не интересуется и ленится, лишите его карманных денег и на время каникул устройте на работу с небольшой зарплатой. Например, продавцом в ларьке мороженого, курьером, расклейщиком объявлений. Пусть ощутит всю «прелесть» восьмичасового рабочего дня и маленькой зарплаты. Объясните, что из-за того, что он не хочет учиться, рискует всю жизнь заниматься низкоквалифицированным трудом и считать копейки.

Подобные советы психолога помогут вам правильно мотивировать подростка на учебу. Главное, запаситесь терпением, так как результат сразу себя не покажет. Не давите и не ругайте ребенка. А как разговаривать, если нервов не хватает?!

Правила по общению с подростком на нелюбимую тему учебы

Пубертатный период – довольно сложное время. В этот момент ребенок переосмысливает многие ценности, начинает познавать себя, родители перестают быть идеальными, а учеба отодвигается на второй план.

Очень часто подростки начинают прогуливать уроки и не учатся назло своим родителям. Что они хотят доказать, известно только им! В таких ситуациях надо придерживаться некоторых правил:

  • уважительно относитесь к своему ребенку и разговаривайте с ним на равных;
  • договоритесь, что ему можно делать, а что категорически запрещено;
  • выслушивайте критику ребенка, попросите его аргументировать свое мнение;
  • обсудите какое значение имеет образование и школа;
  • ежедневно интересуйтесь, как у него дела в школе;
  • поговорите о прогрессе и достижениях ребенка, хвалите его за это;
  • узнайте, какое задание дали сегодня, при необходимости – помогите;
    не зацикливайтесь на плохих оценках;
  • поддержите подростка, если он провалил тест или экзамен;
  • при серьезных учебных проблемах наймите репетитора;
  • обозначьте четкие цели перед ним: чего он хочет добиться и какими знаниями для этого надо овладеть;
  • установите сроки для осуществления этой цели (к какой дате надо выучить, либо исправить);
  • по мере возможности расскажите про значимость обучения (для чего это нужно, как это пригодится в жизни);
  • отслеживайте результаты учебы;
  • установите приемы поощрения, хвалите только за дело, это стимулирует мотивацию;
  • не предъявляйте чрезмерных требований;
  • не сравнивайте достижения по учебе с одноклассниками подростка;
    просто любите своего ребенка.

Дети становятся целеустремленными и ответственными людьми, если мотивированы к постоянному развитию и обучению. Каждый добросовестный родитель, применив приведеннуювыше информацию, в силах сформировать у подростка желание учиться.

Сколько бы вы разговоров не разговаривали про учебу, но похвала важнее

Ради чего учатся наши дети? Чтобы узнать закон Ома или отличать причастие от деепричастия? Нет! Сто лет им не нужны эти законы. Они учатся ради родительской признательности и похвалы. Они хотят твердо знать: папа и мама гордятся мной, я их не подведу.

Не читайте нотации, опирайтесь на любознательность. Это сделает учебу притягательной и круг интересов все время будет расширяться. И крайне важно не делать из учебы своеобразный культ. В жизни подростка кроме уроков должны быть друзья, хобби, спорт, общение. Только искренним участием можно мотивировать подростка на учебу. Советы психолога, которые вы узнали, и ваше горячее желание превратить своего ребенка в отличника помогут разобраться непростом деле.

Обучение ребенка в школе – длительный и не всегда простой процесс. Начальные классы, как правило, не приносят родителям много хлопот. Ребенок с удовольствием ходит в школу и делает домашние задания. Ему интересно учиться и общаться со сверстниками. В средних классах большинство детей, как правило, тоже учатся без проблем, при условии отсутствия значительных пробелов в изучении материала. А вот учеба старшеклассников – это совершенно другой процесс, другая мотивация и более высокая ответственность. Появляются такие термины, как «ЕГЭ», «аттестат», «вступительные экзамены», «будущая профессия».

Глобальные перемены

Жизнь подростка и без учебы представляет собой настоящую гремучую смесь: половое созревание, первые по-настоящему сильные любовные переживания, стремление к бунтарству и прочие несовершенства этого мира. Сюда прибавляются конфликты со сверстниками и родителями, их не избежать. А кроме этого ведь еще существуют друзья, социальные сети, компьютерные игры, свидания и хобби.

В таких условиях даже отличники в средних классах – в старших могут «скатиться» в тройки. По той или иной причине мотивация подростка к учебе может значительно снизиться. Что в таком случае делать родителям, и как вернуть интерес ребенка к учебе?

Опасность всей этой ситуации в том, что подросток сам перестает видеть всей тяжести своего положения. У детей такого возраста пропадают авторитеты, а плохая успеваемость в школе не вызывает только апатию и стремление кое-как доучиться. Родители уже не могут просто заставить ребенка учиться, как это происходило в младших или средних классах, когда похвала или наказание были весомыми факторами в процессе учебы. Прогуливание уроков в этом возрасте становится частой проблемой даже для отличников. Причем психологи утверждают, что, прогуляв урок впервые, ребенок на уровне химических процессов мозга запоминает это приятное чувство облегченности, отсутствия трудностей, и подросток стремится повторить его снова и снова.

Ответственность за собственное будущее

Понимание того, зачем подростку учиться – наиболее сильный фактор мотивации к учебе. Хорошо, если он точно знает, кем хочет быть в будущем. В этом случае стоит серьезно обсудить с сыном или дочерью то, как он собирается этого добиваться, и какие предметы ему нужно подтянуть, чтобы планы стали реальностью. Постарайтесь не обсуждать при ребенке ваши финансовые возможности относительно оплаты его обучения в ВУЗе. Пусть он будет уверен, что поступить сможет только собственными силами, если хорошо сдаст выпускные и вступительные экзамены.

Во время летних каникул предложите ребенку устроиться на работу. Как правило, тяжелая физическая работа (не обязательно стройка, хорошо подойдут отделочные работы) даже за более или менее приемлемые деньги лучше абстрактных понятий дает подростку понять, насколько важно учиться и овладеть какой-либо умственной профессией. Ваша задача в том, чтобы в этот переходной период ребенок начал учиться не для родителей, хороших оценок или материального поощрения. Он должен понять, что учится для себя, сейчас, своими руками строит фундамент своего будущего.

Подростковый возраст – лучшее время для того, чтобы перестать делать за ребенка то, что он может выполнять сам. Ведь в этот период жизни подросток стремится как можно быстрее избавиться от опеки родителей. Пусть это будет ваш уговор: ребенок сам решает, что ему надеть и как выполнять домашние задания, но и самостоятельно ухаживает за обувью или зарабатывает на карманные расходы.

Чего не стоит делать

  • Не сравнивайте подростка с другими, более успешными в учебе ровесниками, не ставьте в пример его друга, который хорошо учится. Тем более, не делайте этого в присутствии того самого Саши, который хорошо учится. В этом возрасте подобная тактика может привести к обратному – к раздражению, отрицанию необходимости учиться, к нежеланию быть похожим на других. Куда лучше сравнить сегодняшние успехи учащегося с теми, что были раньше.
  • Точно также не сработает с подростком и запрет того, что ему, как вам кажется, мешает учиться: общения в интернете, встреч с друзьями в оф-лайне, просмотра сериалов. Подросток – уже не ребенок, поэтому без нужной мотивации он скорее уперто будет лежать на диване и смотреть в потолок.
  • Не акцентируйте внимание на количестве хороших оценок, лучше похвалите за качество знаний. В наше время наличие «золотой медали» уже не гарантия блестящего будущего в престижном ВУЗе страны. Пусть у подростка будут пятерки по тем предметам, которые ему дейсвтительно понадобятся в будущем, но заслуженные, чем по всем предметам, но благодаря тому, что он вызубрил материал.
  • Не позволяйте себе при ребенке высокомерных высказываний в адрес других людей, а особенно – учителей. Так подросток поймет, что тоже может таким образом относиться к окружающим и в грош их не ставить. Ребенок должен учиться – у учителя, старших друзей, знакомых, родителей. Слишком высокое мнение о своей персоне ему только навредит.

Радость от познания нового

Научить подростка испытывать радость от того, что он узнал что-то новое – это половина дела в процессе мотивации его к учебе. Как это сделать, вам должно быть виднее, ведь только вы хорошо знаете свое чадо. Делитесь своими ежедневными открытиями и учите этому ребенка. Делайте это не наигранно, «для галочки», а искренне и с восторгом. Пытайтесь связывать повседневные маленькие «озарения» со школьной программой. Со временем подросток и сам будет радоваться, познавая мир, узнавая новое на уроках.

Наглядная стажировка

В образовательной системе западных стран существует что-то наподобие профориентации. Происходит она следующим образом. Ребенка на время «внедряют» в какую-либо профессиональную среду, скажем, банковскую или, к примеру, оставляют на кухне какого-нибудь престижного ресторана. Дети быстро вдохновляются, и после окончания определенного временного периода возвращаются уже с мечтой – стать крутым шеф-поваром или финансовым аналитиком. После этого преподаватели четко ориентируют подростка на те предметы, которые ему для этого будут необходимы.

Если у вас есть знакомый профессионал, состоявшийся в своей сфере человек, которому вы доверяете, можно организовать что-то подобное. После того, как у ребенка появится «огонь в глазах», обсудите список предметов, без которых он не сможет достичь своей мечты. Еще лучше – составьте подробный план, каким вы видите его дальнейшее обучение.

Хороший пример заразителен

Подавайте подростку личный пример. Даже в пубертатном возрасте ваш ребенок все еще ориентируется на своих родителей. Если они и сами вместо того, чтобы познавать что-то новое, проводят время за гаджетами или просмотром очередного «мыла» по телевизору, то почему они требуют от своего чада «гореть» во время учебы? Ведите активный образ жизни, займитесь чем-то, о чем давно мечтали, научитесь кататься на лыжах, коньках. Запишитесь, наконец, на курсы изучения иностранного языка или актерского мастерства. Для подростка это будет отличной мотивацией.

Помните, что амбиции есть даже у детей. Чаще напоминайте подростку о том, что только при условии хороших успехов в учебе у него получится построить карьеру и получить все, что он захочет. Рассказывайте, как вы справлялись с подобными трудностями, когда учились. Скажите, как вы жалеете, что в свое время не уделили достаточно внимания истории или географии, и теперь вам стыдно, что вы не можете, например, вспомнить столицы главных европейских государств или путаете исторические даты. Порадуйтесь, что у вас есть второй шанс пройти материал вместе с вашим чадом. И чаще вспоминайте школьные годы – так вы поставите себя на место ребенка и действительно поймете, чего он хочет и к чему стремится.

От современных детей часто можно услышать, что они не хотят и не любят ходить в школу и учиться, причем не только от тех, кто учится плохо, но и от хорошистов и отличников. Не удивительно, что родители очень часто задаются вопросом “Как мотивировать ребенка к учебе?”

Вопрос о том, кто должен создавать правильную мотивацию у ребенка сложный. Кто-то считает, что этим должны заниматься учителя, кто-то – что школьный психолог, третье мнение – прививать у детей любовь к учебе должны родители, есть и те, кто не придает значения тому, хочет или не хочет ребенок учиться – «Надо!».

Любящие, внимательные и заботливые родители редко задаются вопросом «Кто должен мотивировать?», чаще это вопрос «Как замотивировать ребенка?». А это сделать не всегда легко.

Мотивация – побуждение к действию. Мотив – это образ материального или идеального объекта, который «направляет» на себя действия человека, то есть формирует мотивацию.

Мотивация может быть:

  • внешней (обусловленной внешними обстоятельными, не связанными с мотивом) или внутренней (связанной с содержанием мотива);
  • положительной (если стимул мотивации позитивный) или отрицательной (если стимул негативный).

Не всех дошкольников и школьников приходится мотивировать и прививать любовь к учебе, есть дети любознательные от природы .

Такие детки любят читать книги и смотреть познавательные передачи. Эту любознательность в них нужно поддерживать и подпитывать, но при этом следить, чтобы ребенок не только учился, но и играл в подвижные игры, общался со сверстниками, отдыхал.

Учеба в ее классической форме (за партой, читая учебники и решая в тетрадке задачки) чаще всего проигрывает в конкуренции с играми на компьютере или прогулками в развлекательном центре. И не только потому, что дети неприлежные ученики, а еще и по причине особой организации учебного процесса. Не всякий учитель старается интересно, креативно и ярко проводить уроки.

Не любят учиться слишком активные, инициативные, не приемлющие авторитетов, креативные, опережающие или наоборот отстающие в развитии дети, и те, которые попросту избалованы.

Создать у ребенка правильную мотивацию можно только привив ему любовь к познанию . Такая мотивация является внутренней и положительной. Также к такого рода мотивации относится:

  • удовольствие от самого процесса обучения,
  • стремление к успеху,
  • позитивное общение с одноклассниками и учителями,
  • понимание необходимости учебы для жизни.

Но некоторые родители прибегают к отрицательной и/или внешней мотивации :

  • сверх-важность отметок,
  • учеба – вынужденный долг,
  • материальное или иное вознаграждение за хорошую учебу,
  • избегание наказаний за плохие отметки,
  • престиж, лидерство и другие позиции «над» в классе.

Для формирования такого рода мотивации используются уловки, обещания, обман, запугивание и даже физическое наказание.

Нельзя сказать, что приемы вроде «Будешь хорошо учиться, купим тебе планшет» или «Учись хорошо, иначе получишь у меня!», не работают. Они работают, но явно не во благо ребенку: он начинает учиться прилежнее, но не потому, что ему хочется, не по собственной воле, а с целью принести хорошую оценку, чтобы заполучить «приз» или избежать наказания.

В первом случае ребенок учится манипулировать людьми ради собственной выгоды и ценить материальные блага выше духовных, во втором – формируется установка на избегание неудач и повышенная тревожность.

Причины нежелания учиться

Мотивировать приходится и дошкольников, готовя их к школе, и детей, которые уже учатся, так как у них периодически наблюдается потеря интереса к учебе. Есть мнение, что старшеклассники должны уже сами уметь создавать у себя правильную мотивацию. Конечно, подросток на это способен, но ему тоже важно участие и поддержка родителей.

Чаще всего мотивация пропадает после продолжительных летних каникул, когда ребенок болен или переутомился, но бывают и иные причины.

Самые распространенные причины , почему ребенок не хочет учиться:

  • трудности в общении или конфликты в классе, с детьми из других классов, с преподавателями;
  • в приоритете у ребенка альтернативное занятие (увлечение, хобби, дополнительное образование);
  • безучастность родителей (не помогают ребенку с уроками, не интересуются школьной жизнью);
  • гиперопека родителей (делают уроки за ребенка и требуют полного отчета о том, как прошел день в школе).

Вышеперечисленные причины, можно отнести к разряду внешних факторов . Устранить их можно совершив некоторые активные действия или поступки:

  1. Если ребенок боится учителя, потому что он слишком строгий или по какой-то причине занижает оценки, потребуется беседа с эти учителем или с директором.
  2. Если существует конфликт с одноклассниками, его придется решить мирным путем либо перевести ребенка в другую школу.
  3. Если проблема во внешкольных увлечениях, нужно разобраться какого они характера. Одно дело прогуливать уроки, задерживаясь в художественной школе, а другое – часами играть в компьютерные «стрелялки».
  4. Если проблема в поведении родителей, нужно либо научиться больше внимания уделять ребенку, либо наоборот, давать ему больше свободы и самостоятельности.

Кроме внешних, существуют внутренние причины потери интереса к учебе:

  • страхи,
  • комплексы,
  • психологическая травма,
  • неуверенность в себе,
  • ошибки мышления,
  • «запретные» чувства и прочее.

Например, есть дети, которые имеют предубеждение против учебы: учеба – бессмысленное занятие, получаемые в школе знания не пригодятся в жизни. С такой установкой даже самый покладистый, любознательный, старательный ученик может потерять интерес к учебе.

Ситуация бывает и более глубокой. Например, если в семье случилось несчастье, а ребенок в это время был в школе, у него возникает страх что подобное повториться снова.

Внутреннюю причину нежелания учиться можно установить в доверительной беседе. Ребенок сам ее назовет, главное не упустить этот момент.

Если причина нежелания ребенка учиться глубоко внутри, подпитывается страхами и негативными установками, следует обратиться за консультацией к школьному или детскому психологу .

Мало кто знает, но мотивация к обучению, то есть овладению новыми знаниями и навыками заложена в людях генетически . Человек в древности, научаясь чему-то новому, искренне радовался этому. И в наши дни, как в давние времена, когда удается решить сложную задачку или найти ответ на волнующий вопрос, в организм выбрасываются гормоны счастья.

Зависимость от радости познания может стать настолько сильной, что сроднится с наркотической. Почему же мало кто стремится к такому «полезному наркотику» как учеба?

Дети, которые ходят в школу, потому что «Надо!» и учатся «для галочки», не имеют цели что-то изучить, поэтому не радуются результатам обучения. Мотивированный ребенок рад учиться, поэтому добьется больших успехов, сохраняя живой интерес.

Детям нравится те предметы, которые им интересны , которые они хотят познавать. Таких занятий ждут, и они пролетают за одну секунду. На нелюбимых занятиях приходится скучать , а время, как назло, тянется медленно.

Отсюда первая рекомендация для родителей: чтобы повысить мотивацию ребенка, нужно ему объяснить, что все предметы пригодятся в жизни , даже самые неинтересные и нелюбимые. Слова лучше подкреплять примерами из жизни. Например, рассказать ребенку, который не хочет учить физику, о том, что знания ее законов не раз спасали жизни людей и привести пример.

Вторая рекомендация: снизить значимость оценок . Важны не оценки, а знания. Ребенок должен это понимать, но в тоже время помнить – все знать невозможно. Поэтому какие бы оценки ребенок не получал, и какое бы количество знаний ему не удалось усвоить – главное не это, а то старается он или нет.

Чтобы ребенок хотел учиться, нужно замечать и отмечать его любые, даже самые незначительные успехи и достижения . Это третья рекомендация родителям. Так можно не только стимулировать ребенка стремиться к знаниям, но и раскрыть или развить в нем таланты.

Ругать за плохие отметки или за то, что школьнику никак не дается какой-то предмет бессмысленно, от этого он не станет лучше учиться, а вот уверенности в себе и в том, что родители его любят, поубавится.

Четвертая рекомендация: поддерживать комфортную психологическую атмосферу в семье . Дети очень чувствительны. Они много не знают, но все ощущают. Ребенок чувствует, что между родителями разлад, даже если они не ругаются у него на глазах. Что и говорить о громких ссорах и скандалах! Не менее сложная ситуация когда возникают конфликты у самого ребенка с одним из родителей или всей семьей. Когда в семье есть проблемы, ребенку не до учебы.

Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми , знать и уважать его особенности – пятая рекомендация. Что важнее: оправданные надежды родителей или счастье ребенка, его уверенность в себе, здоровье? Школьник растет психологически благополучным человеком, у него формируется адекватная самооценка, когда знает, что родители его принимают таким, какой он есть и любят, тогда он стремится стать еще лучше.

Чтобы создать положительную внутреннюю мотивацию на учебу у дошкольника , нужно заранее прививать ему любовь к познанию. Занятия по подготовке к школе должны проходить в игровой форме: включать игры, танцы, конкурсы, разминки, лепку, рисование, сказку, эксперименты и многие другие приемы и методики, позволяющие сделать процесс обучения увлекательным .

Для диагностики мотивации дошкольников и школьников психологами разработано несколько методик, которыми можно воспользоваться самостоятельно. Например: анкета школьной мотивации Лускановой, методика определения ведущих мотивов учения Байер, тест «Мотивационная готовность к школьному обучению» Венгера и другие.

Если Вы хотите глубже изучить тему учебной мотивации, рекомендуем изучить литературу:

  1. Ш. Ахмадуллин, Д. Шарафиева “Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться”
  2. Э. Галински “Я сам! Или как мотивировать ребенка на успех”
  3. Дж. Дирксен “Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным”
  4. Н. Титова “Как мотивировать одним словом. 50 приемов НЛП”
  5. А. Вербицкий, Н. Бакшаева “Психология мотивации студентов”
  6. Л. Петерсон, Ю. Агапов “Мотивация и самоопределение в учебной деятельности” (для педагогов и психологов)
  7. В. Королева “Стиль педагогической деятельности и мотивация младших школьников” (для педагогов и психологов)