Как восстановить психику детей после. Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств. Витамины и минералы

12.10.2019

Центральная нервная система — одна из самых сложноустроенных и важных в нашем организме. Она принимает участие в формировании адекватной реакции на внешние раздражители при помощи различных чувств, а также ответственна за контроль над большинством жизненно важных функций, например, дыхание, сердцебиение, чувство голода, жажды и прочее. Нервная система также лежит в основе всех эмоций: грусти, радости, счастья и т. д. Поэтому очень важно знать, какими методами и способами можно ее укрепить. Вдвойне важно делать это еще с самого детства.

Часто случается, что дети растут непослушными, много плачут, пугаются обычных вещей. Такие проблемы, в основном, встречаются по причине ослабленной нервной системы у ребенка. Если вы замечаете, что ваше чадо не способно вести себя, как вы того требуете, а также постоянно капризничает, жалуется и не может себя контролировать, значит необходимо обязательно предпринимать определенные меры. Как укрепить нервную систему и психику ребенка? Об этом мы и поговорим в статье.

Как укрепить нервную систему и психику ребенка

К сожалению, не существует одного универсального метода или средства, который мог бы помочь моментально. Для общего положительного результата к проблеме необходимо подходить комплексно: постарайтесь изменить привычный распорядок дня ребенка, необходимо приучить его к полезному питанию, занятию спортом, также следует организовать все необходимые условия для крепкого сна, а также стараться поддерживать позитивный эмоциональный фон.

Витамины и минералы

Ни для кого не секрет, что регулярное употребление в пищу полезных микро- и макроэлементов способствует крепкому здоровью, но не многие знают, что такой рацион положительно сказывается и на работе центральной нервной системы. Какие продукты укрепляют нервную систему и психику? Врачи настоятельно рекомендуют увеличивать процент употребляемых незаменимых жирных кислот, которые содержаться в рыбе, например в лососе. Также следует больше есть овощей зеленого цвета, например брокколи, брюссельскую и обычную капусту, шпинат; кроме того не лишним будет оливковое масло, сухофрукты. Очевидно, что такой рацион едва ли понравится каждому ребенку, но следует строго ему объяснить всю важность и полезность этих продуктов, в крайнем случае, можно в игровой форме заставлять его употреблять эти вещества.

Витамины также существенно влияют на здоровье детской психики. В рационе ребенка обязательно должны содержаться такие витамины как B, C и E. Для удовлетворения потребностей детского организма в этих элементах необходимо регулярно есть свежие фрукты, овощи и каши из цельнозерновых злаковых культур. Витамины группы B особенно полезны для детской психики, так как они помогают снизить эмоциональную возбудимость, снимают усталость и улучшают концентрацию и внимание. Их употребление также повышает способности к учебе, улучшает память и предотвращает проявление стресса. Лучшими источниками этого витамина считаются фрукты, молочные продукты, мясо рыбы и морепродукты.

Питание и распорядок дня

Для маленького ребенка завтрак является одним из самых важных приемов пищи. Поэтому не стоит задерживаться с ним, тем более нельзя пропускать его, так как утром дети тратят больше энергии на восприятие и обработку полученной информации.

Впрочем, ужин играет не менее важную роль для здоровья нервной системы. Он должен быть обязательно легким, при этом не следует есть меньше чем за два часа до сна. Если ребенок ложится спать с полным желудком, это негативно скажется на его сне, а мы помним, что здоровый сон — это одно из обязательных условий для крепкой психики.

Рацион ребенка должен по большей мере состоять из натуральных продуктов. Нельзя использовать консерванты, красители, эмульгаторы и стабилизаторы вкусы. Все эти добавки гарантируют негативный эффект на здоровье ребенка. Еще

Препараты

Нарушения детской психики порой могут обрести форму заболевания, при этом эмоциональная несостоятельность требует определенного лечения. Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одно из таких нарушений, при котором ребенок неспособен концентрироваться на определенном виде деятельности (например, учиться) и контролировать свое эмоциональное состояние. В таких случаях врачи часто назначают медикаментозную терапию, которая включает такой препарат, как "Атомоксетин". Однако в большинстве случаев достаточно просто давать витамины для памяти и работоспособности ребенка.

Народные средства

Как укрепить нервную систему и психику народными средствами? К счастью, многовековой опыт лечения проблем с нервами и психической неуравновешенностью предлагает много полезных рецептов и средств. Некоторые из них мы рассмотрим ниже.

  • Чай или настой из ромашки — это один из самых популярных народных рецептов для борьбы с возбужденным эмоциональным состоянием. Дело в том, что ромашка успокаивает нервозное состояние, а также снижает риск повторных эмоциональных вспышек. Желательно выпивать одну чашечку ромашкового чая перед сном, но ни в коем случае нельзя злоупотреблять этим настоем.
  • Чай из липы — это еще один настой, который рекомендуют людям с неустойчивой психикой. Он помогает расслабиться всему телу и отвлечься.
  • Салат из капусты помогает успокаивать нервную систему и позволяет крепко спать. Весь секрет заключается в том, что листья овоща содержат натуральные вещества с успокаивающими и снотворными свойствами.
  • Пассифлора. Листья этого растения содержат натуральные успокаивающие вещества, которые помогают бороться с нервозностью и раздражительностью, и успокаивают нервную систему. Листья пассифлоры необходимо прокипятить минут 50-10, затем остудить и кушать в виде салата с медом или сахаром.

Как укрепить свою нервную систему

Часто эта проблема распространяется не только на детей, но и на взрослых. В таких случаях также необходимо предпринять ряд мер, нацеленных на восстановление собственной нервной системы и психики.

Как можно укрепить нервную систему и свою психику? В первую очередь необходимо отказаться от сигарет и алкоголя. Эти токсические вещества не только вредны для организма, они также постоянно влияют на нервную систему, каждый раз вызывая искусственную эйфорию. Также откажитесь от очень сладкой пищи, пейте меньше кофе, избегайте полуфабрикатов и жирной еды.

Крепкий сон

Бессонница, постоянный стресс, беспокойство и истощение организма полностью убивают способность предаваться крепкому сну. Такое состояние не позволяет полноценно восстанавливаться телу и мозгу, от чего страдает и нервная система. Для хорошего отдыха можно принять теплую ванну перед сном, выпить какой-нибудь травяной настой (см. выше) и ложиться спать.

Физические упражнения

Еще один способ укрепить свою психику — заниматься спортом. Достаточной нагрузкой также будет утренняя зарядка или регулярное занятие йогой. Такие процедуры позволяют не только расслабить и укрепить нервную систему, но и поддерживать психическое здоровье и равновесие. Прекрасной альтернативой физической нагрузке может стать медитация.

Ароматерапия

Натуральные методы широко применяются для укрепления нервной системы, и одним из таких считается ароматерапия. Для этого используются различные эфирные масла: масло чайного дерева, лаванды, розмарина, ромашки, шалфея и других растений. Лишь одна капелька такого масла позволяет привнести разнообразие в повседневность, тем самым отвлечь от проблем и снизить психическое напряжение.

Фруктовые и овощные коктейли

Фруктовые и овощные коктейли тоже помогают укреплять нервную систему, потому что они очень питательны и полезны. Можно приготовить микс из груши, клубники, дыни и яблока. По желанию можно добавлять орехи и изюм, так как эти продукты помогают накапливать организму необходимую энергию. В целом нет строгих рецептов приготовления таких коктейлей, поэтому смело можно экспериментировать с ингредиентами.

Пищевые добавки

Также можно прибегать к особым пищевым добавкам, которые тоже положительно влияют на здоровье нервной системы. Диетологи рекомендуют использовать в пищу такие дополнения как корень женьшеня, а также добавки, содержащие железо и магний.

Как укрепить нервную систему и перестать нервничать? В этих вопросах не стоит недооценивать и самые обычные, но от того не менее приятные действия и занятия. Чаще ходите босиком по влажной земле, молодой траве, песку на пляже или по мелководью. Это один из самых приятных и экономных способов укрепить психику.

Также принимайте контрастный душ. Он помогает разжижать кровь и направлять ее в область мозга, что особенно полезно для активной нервной деятельности. Зимой можно закаляться, обтираться снегом.

Как укрепить нервную систему: мастер-класс

Итак, подводя итоги всему вышесказанному, можно составить краткий мастер-класс. Ориентируясь на него, вы сможете без особого труда восстанавливать свое психическое состояние и укреплять нервную систему.

  1. Откажитесь от вредных привычек.
  2. Составьте здоровый рацион: ешьте больше овощей и фруктов, мяса, молочных и цельнозерновых продуктов.
  3. Принимайте витамины.
  4. Занимайтесь спортом.
  5. Старайтесь всегда высыпаться.
  6. Разнообразьте свою повседневную жизнь: чаще гуляйте на свежем воздухе, принимайте контрастный душ и т. д.
  7. Обратитесь к народным рецептам.

Согласитесь, данный список не включает в себя ничего экстраординарного, достаточно лишь сделать волевой шаг над собой и своими привычками. Воплотив в жизнь даже половину вышеперечисленного списка, можно будет существенно улучшить свое психическое состояние, и ребенка в том числе. Теперь вам известно, как укрепить нервную систему и психику. Берегите себя и своих родных. Здоровье нашей нервной системы зависит исключительно от нас.

Человек рождается с потенциалом быть здоровым, уверенным в себе, но нормальная самооценка не присутствует у него в крови, она не передается генетически. Скорее наоборот: как новорожденные, так и дети более слабые, менее способны противостоять проблемам, чем старшее окружение. Маленький человек зависит от того, как родители воспитают его уверенность в себе.

Подавляющее большинство людей перешагивает порог взрослой жизни и независимости с более или менее заниженной уверенностью в себе. Родители, воспитывающие в детях здоровую самооценку, делают для малышей гораздо больше, чем различные психологические кружки, развивающие игрушки, мультивитаминные комплексы, отдых у моря вместе взятые. При этом, ответ на вопрос, как укрепить нервную систему и психику ребенка, очень прост: достаточно соблюдать несколько простых принципов.

Что такое уверенность в себе?

Откуда возникает уверенность в себе? Где ее истоки? Ответ на эти вопросы следует искать в детстве. Родители существенно влияют на то, пойдет ли их ребенок по жизни как психически устойчивый, уверенный в себе человек, знающий, чего и как он хочет достичь. Характер малыша формирует отношение к нему родителей.

Американский психолог, писатель Дэниэл Гоулман сказал: «Ребенок развивает уверенность в себе, когда родители доверяют его способностям, уважают его мнение в формировании семейной жизни. Только так он научится выражать свои пожелания и потребности. Самосознание формируется жизненным опытом».

Что означает уверенность в себе:

  • знание своего права на уважение, осознание обязанности уважительно вести себя по отношению к другим;
  • выражение и отстаивание своих чувств;
  • открытое, ясное отстаивание своего мнения, даже если другие имеют противоположные взгляды;
  • уважение мнения других;
  • открытое и свободное знакомство с другими людьми;
  • справедливое восприятие критики в свой адрес;
  • выражение своих пожеланий, потребностей;
  • умение сказать «нет».

Некоторые из взрослых людей испытали в детстве наказания, унижения, высокие требования родителей. Их собственный опыт поможет поставить себя на место ребенка, понять его чувства.

Как укрепить самооценку – основные правила

Для укрепления детской уверенности в себе важно соблюдать несколько основных правил. Они не сложные. Прежде всего, следует воспринимать ребенка, как полноценного человека, имеющего свое мнение. Также нужно повышать свою самооценку – если вы будете себя вести уверенно, станете примером для ребенка.

  • Осознайте, что все дети уникальны, не пытайтесь навязывать свои идеи.
  • Покажите свою любовь, даже если вам не нравится поведение малыша. Он должен знать, что может ошибаться: «Я поступил неправильно, но это не значит, что я плохой».
  • Не требуйте вещей, которые маленький человек в силу развития еще не способен сделать – в пять лет малыш не может убрать комнату так же, как в 15-летнем возрасте.
  • Не сравнивайте детей с братьями, сестрами, другими детьми. Это способствует конкурентному восприятию других, получению опыта из неудач.
  • Если ребенок совершает ошибку, покажите ему, как можно сделать лучше: «Послушай, может быть, попробовать по-другому?».
  • Воспринимайте детей так же серьезно, как хотите, чтобы воспринимали вас. Слушайте их, показывайте понимание.
  • Уважайте мнение ребенка, даже если оно не совпадает с вашей точкой зрения: «Я знаю, что ты думаешь по-другому. Как думаешь, сможем ли мы договориться, во сколько ты вернешься от друга/подруги?».
  • Дайте малышу почувствовать себя комфортно, когда он потерпел неудачу («Ты сейчас разочарован»), поощряйте его продолжать усилия («Попробуешь еще раз? Может быть, получится лучше»).
  • Не высмеивайте ребенка. Вы можете причинить ему боль.
  • Подчеркивайте, что важно быть довольным собой, независимо от похвалы и восприятия окружающих людей.
  • Создайте место, в котором будете регулярно рассказывать друг другу о проблемах. В этом месте каждый сможет высказать свою точку зрения.

Поддержка самооценки уже от рождения

Самый важный этап формирования уверенности в себе приходится на время, когда человек еще не осознает своей собственной идентичности – задолго до произнесения слова «мама». Решающий фактор правильного развития нервной системы – эмоциональная стабильность и отношения между родителями.

В этом контексте Даниэль Големан приводит следующий пример. Представьте себе двух матерей и их 2-х грудных детей посреди ночи в аналогичной ситуации. Малыш просыпается, плачет, хочет пить. Первая мать берет его на руки, прикладывает к груди, лелеет, терпеливо ждет, пока дите напьется. Она дает понять, что рада быть с малышом, несмотря на усталость. Младенец, удовлетворившись молоком и материнской любовью, скоро снова засыпает.

Другая мать (возможно, не желавшая рождения ребенка) реагирует на него с повышенной раздражительностью, нервозностью. Она встает резко, без положительных эмоций, во время грудного вскармливания смотрит перед собой, поглощенная собственными мыслями. Младенец чувствует напряжение, перестает пить. Мать, расстроенная из-за ненужного вставания, кладет малыша обратно в кроватку, он долго плачет.

Это две крайности, но ясно, кто из малышей будет убежден в важности своих потребностей, поймет, что мир – хорошее место для жизни. Большинство детей в некоторой степени переживают как положительный, так и негативный опыт. Но поскольку один из типов родительского поведения преобладает, у них развивается определенная форма доверия или недоверия к окружающей среде и самому себе.

«Каждое, даже едва заметное общение между ребенком и родителем, имеет некоторую эмоциональную окраску. Повторение эмоциональной связи постепенно создает у малыша собственные психологические установки, которые формируют его самооценку», – пишет Гоулман.

Уверенный в себе маленький человек более комфортно идет по жизни. Он более успешный в школе, на работе, у него больше социальных контактов, дружеских отношений. В будущем он может стать опорой для людей.

Ошибки – это нормально

Все дети любопытны и, при этом, неуклюжи, поэтому часто что-то ломают, рвут, разбивают. Позже в школе они совершают ошибки, забывают сделать уроки, неправильно решают примеры. Это естественные вещи, из которых не следует делать глобальную проблему. При правильном подходе они помогут детской психике укрепляться.

После совершенной ошибки превратите ее в полезное дело. Например, плохо решенный пример – причина сесть и посмотреть на них еще раз. Разбитая ваза приводит к объяснению того, что вращаться вокруг себя с машинкой на длинной веревке – это не очень хорошая идея и т.д.

Критикуйте поведение, но не личность в целом

Здоровая критика – это также способ укреплять психику. Это самое важное правило, но оно сложное для понимания и реализации: когда ребенок делает что-то неправильно, следует поддать критике его поведение, но никогда не личность в целом. На практике это выглядит так.

  • Неправильно: «Ты невозможный, неуважительный. Ложись спать!».
  • Правильно: «Послушай, меня злит тот факт, что ты все еще здесь. Ложись спать».

Критика – вот что укрепит нервную систему ребенка 5 лет и старше. Маленькие дети неспособны воспринимать ее должным образом.

Похвала

Заслуженная похвала – это проверенное «народное» средство повышения самооценки. Каждый человек, особенно в детские годы, должен чувствовать себя успешным. Поэтому хвалите малыша за прогрессы, которые он совершает. В области, которая у него пока не получается, ищите любую положительную мелочь, например, усилие и терпение. Оценка усилий важнее оценки результата. Результат часто зависит от других обстоятельств, влияющих на работу (сотрудничество, погода, доступность и т.д.), но усилие всегда является продуктом собственной воли.

Хвалите лично, от себя («Я рад, что ты вспомнил о Дне рождения бабушки», «Мне нравится, как ты рисуешь»).

Будьте примером

Поведение родителей сильно влияет на детей и их отношение к жизни. Если вы великодушно оставляете без внимания их ошибки, но нервничаете, ругаете себя при малейшем промахе, он будет находиться в смятении или «впитает» такое поведение. Аналогичная ситуация – критика другого родителя.

Идеальное воспитание может дать самоуверенный родитель. Но таких людей немного, как уже упоминалось выше. Осознав причины своей низкой самооценки, вы сможете улучшить восприятие мира малышом, передать ему то, что знаете, но не можете в полной мере применить.

Воспринимайте детей такими, какими они есть

А также себя, других людей. Уважайте личность, цели, способности, потребности; не судите. Каждый человек уникален. Попытка переделать кого-то недостойна, фактически она говорит ему, что он недостаточно хорош. Отсюда исходит неуверенность в себе. Ваш ребенок неуклюжий? Ну и пусть. Со временем ситуация либо улучшится, либо он преуспеет в чем-то другом (или нет), но все равно останется уникальным человеком. У него нет музыкального слуха? Ну и что? Все остальное ведь в порядке. Портить нервы себе и малышу из-за такой мелочи излишне.

Как родители могут навредить самооценке своих детей?

Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.

На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).

Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.

Как бы мы не хотели, мы не можем полностью защитить детей от страшных, болезненных и трагических событий. Болезни, смерть близких людей, развод и переезд, стихийные бедствия и насилие – всё это часть нашего мира, с которым детям тоже приходится сталкиваться.

Маленький ребёнок освобождается от негативных, травматических переживаний, когда плачет на руках у взрослых. Слёзы не только помогают сбросить напряжение, но и работают как обезболивающее – снижают и физическую и душевную боль. Дети старше 3-4 лет интуитивно находят способы снятия стресса: выражают свои переживания в рисунках и играх, возвращают себе способность активно действовать, а не быть пассивной жертвой, через «агрессивные» игры, разговоры о том, что пугает или беспокоит со взрослыми, которым доверяет.

Родители обычно очень беспокоятся о том, чтобы последствия пережитого стресса для ребёнка не оказались разрушительными и не оказали длительного негативного действия на дальнейшую жизнь ребёнка.

Что может делать родитель (или другой заботящийся взрослый), чтобы помочь ребёнку пережить трудное время:

9 шагов от травмы к нормальной жизни

1.Создавайте охранительный режим для нервной системы и телесный комфорт ребёнку. Постарайтесь ограничить активности, слишком возбуждающие нервную систему, такие как просмотр телевизора (из-за мелькания), походы в многолюдные места, слишком громкие звуки. Этот режим похож больше всего на режим выздоравливающего ребёнка после гриппа. Как после болезни все силы уходят на восстановление и выздоровление, также все ресурсы психики и тела после стрессового события брошены на его переработку. Частое питье и питание по чуть-чуть, больше времени на сон или пассивный отдых. На фоне стресса обычно снижается аппетит, но бывает, что ребёнок начинает есть больше обычного и таким образом ищет способы снизить тревогу и успокоиться. Комфортный ребёнку тактильный контакт, спокойное внимание и присутствие близкого взрослого, «вышагивание» тревоги в совместной прогулке с родителем – этого обычно достаточно, чтобы снизить тревогу и свести на нет «заедание стресса».

2. Поддерживайте разговор о страшном (стрессовом) событии. Слушайте спокойно, помогите восстановить последовательность событий. Называйте вещи своими именами, избегайте иносказательности и преуменьшения – «умер», а не «ушел», «развод», а не «ссора», «укол» – вместо «укольчик». Назовите словами чувства, которые мог испытать ребёнок: страх (испугался, стало страшно, ужасно), злость (разозлился, рассердился, возмутился, был взбешен), растерянность (растерялся, не знал, что делать), бессилие (ничего не мог поделать), горе (расстроился, горевал, было грустно, горько).

Если ребёнок травмировался (порезался, сломал руку или ногу, сильно расшиб лицо или коленку и т.д.) или стал свидетелем того, как кто-то пострадал по собственной неосторожности, не торопитесь учить безопасному поведению в подобных ситуациях. Сначала – отреагирование чувств, успокоение, и только потом – «организационные выводы» и профилактическое обучение. Пока сильны эмоции, обучение не эффективно.

3. Дайте возможность «легально» выражать агрессивные импульсы: лепите вместе из пластилина или глины, делайте грязевые «бомбы», рвите бумажки (например, для отрывной аппликации или чтобы утилизовать ненужные газеты), играйте с водой (вода снимает психомышечное напряжение), пальчиковыми красками (даже со «взрослыми» детьми), или песком.

4. Помогите восстановить активность в игре. Например, ребёнку пришлось пережить болезненные процедуры (уколы из-за инфекции), когда его или ее насильно удерживали и естественная активность ребёнка подавлялась. В этом случае может помочь игра-фантазия, в которой ребёнок будет играть роль успешного борца с инфекцией (взрослый может взять на себя роль «инфекции», а ребёнок с мечом, или вооружившись «заклинаниями» будет эту «инфекцию» побеждать). Ребёнок, переживающий разъезд родителей, может найти опору на свою активность в создании своего песочного «мира», расселяя кукол и зверей по норам, или фантазируя о том, как будет самостоятельно и по своей инициативе переезжать из страны в страну, чтобы встретиться со старыми друзьями.

5. Не бойтесь агрессивных игр и того, что игра-отреагирование может повторяться много раз. Исключение составляют агрессивные действия по отношению к живым существам (тянуть за хвост кошку, бить других детей или кусать взрослых, обзывать или оскорблять других людей и т. д.). Если ребёнок начинает проявлять жестокость к живым существам, необходимо не только останавливать непозволительное поведение, но и сразу предоставлять легальные альтернативы выражения агрессии.

6. Создавайте и поддерживайте опоры безопасности и предсказуемости жизни: режим, проговаривание ближайших планов, повторение (иногда по нескольку раз) последовательности предстоящих действий. В острой фазе проживания горя и сразу после стрессового события может быть временно снижение памяти, внимания – говорить стоит простыми, короткими фразами, повторяйте по необходимости несколько раз одно и то же.

7. Если ребёнок стал с трудом засыпать или жалуется на кошмары, то во время укладывания посидите с ним подольше. Даже если ребёнок уже большой и до события самостоятельно умел сам укладываться, для возвращения чувства безопасности ему или ей может временно понадобиться ваше присутствие рядом. Перед сном можно, ласково поглаживая ребёнка, повторять «опорные послания» от родителя к ребёнку: «Мама тебя любит, папа тебя любит, бабушка тебя любит…» Можно также проговаривать положительные качества ребёнка («хорош_ая, любим_ая, сильн_ая, красив_ая»), называя его или ее по имени.

8. Заботьтесь о себе, своем здоровье и эмоциональной стабильности – больше отдыхайте, отложите на время все несрочные дела и уделите время своему душевному и физическому здоровью. Перегруженный делами, уставший или сильно встревоженный родитель едва ли может дать ощущения безопасности и поддержать своего ребёнка. Этот пункт идет в конце списка, но по важности может быть является самым первым.

9. Обратитесь за помощью и поддержкой для себя и своей семьи. К психологу или врачу стоит обратиться, если симптомы (см. статью ) после стрессового события сохраняются больше месяца или мешают нормальной жизни семьи. Также можно обратиться к специалистам «профилактически», если событие угрожало жизни и здоровью (травма, ДТП, серьезное заболевание) или существенно поменяло основы привычной жизни ребёнка (смерть близкого, переезд в другой город/страну, развод и разъезд родителей).

Чем может помочь психолог : Психолог помогает ребёнку восстановить целостность самоощущения, опору на собственную активность и найти новые основы достаточного чувства безопасности. Детям постарше психолог помогает начать говорить о событии и осознавать свои чувства и реакции, маленьким детям, которые еще не могут словами описать свои переживания словами, условия для освобождения от переживаний, восстановления активности и целостности создает в игре, во время рисования, игры в песочнице. Также в ненавязчивой игре психолог обучает ребёнка навыкам саморегуляции, приёмам снижения тревоги и страхов.

Инструкция

Когда очевидна, к примеру, сложности на работе или в личной жизни, начинать восстановление психики следует с устранения основных проблем. До тех пор пока раздражающий фактор не будет искоренен, пытаться привести психику в равновесие бесполезно.

Попробуйте перестать прокручивать в голове одни и те же мысли. Возьмите лист бумаги и напишите все то, что вас тревожит. Зачастую проблемы, перенесенные на бумагу, начинают выглядеть не так . Внимательно проанализируйте , решите, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы разобраться с дискомфортом.

Поговорите о своем состоянии с близкими людьми, которым вы доверяете. Помимо того что вы выговоритесь, взгляд со стороны поможет найти новые решения ваших проблем.

Поменяйте режим дня и временно откажитесь от всех дополнительных подработок. Самое главное в вашей ситуации - постараться добиться внутреннего спокойствия. В освободившееся время старайтесь побольше гулять и уделять время себе. Можно заняться любимым хобби или регулярно то, что приносит вам радость - к примеру, сходить по магазинам, а мужчине - съездить на рыбалку.

Во время сложного психологического периода постарайтесь не забывать о питании. Откажитесь от жирной, копченой и сладкой пищи. Ешьте побольше легкоусвояемых белков и овощей. Помните, что состояние нашей нервной системы во многом зависит от правильного питания.

Ложитесь спать вовремя и спите не менее восьми часов. Не даром врачи утверждают, что сон - это лучшее лекарство.

Займитесь плаванием или йогой. При психологических проблемах у людей бывают мышечные зажимы, которые приносят вред здоровью, а также не позволяют расслабиться, что является очень важным для людей, которые испытывают психический дискомфорт. Физическая активность поможет разгрузить мышцы, а выделяющиеся при активном движении эндорфины, помогут почувствовать себя счастливее.

Не стесняйтесь обратиться к психологу. Специалист поможет разобраться в накопившихся проблемах, а также посоветует эффективные тренинги для расслабления.

При ухудшении состояния следует обратиться к врачу. Зачастую проблемы с психикой могут быть вызваны нарушением определенных органов и систем (к примеру, эндокринной). Врач назначит обследование, а также направит вас к психотерапевту, который сможет помочь не только с помощью бесед, но и назначением лекарственных препаратов, которые помогут вашей психики быстрее восстановиться.

Темпы современной жизни все ускоряются, становятся стремительнее. Пытаясь достичь все больших высот в профессиональной карьере, большинство доводит себя до нервных срывов и психических перегрузок. Постоянные проблемы приводят к усталости, неуравновешенности и хронической нервозности. Трудоголики, категория людей, которые не умеют отдыхать, пытаясь снять эмоциональную напряженность, способны загнать себя в состояние зависимости от психотропных препаратов.

Вам понадобится

  • - трава адониса;
  • - листья барбариса;
  • - корневища валерианы;
  • - трава душицы обыкновенной;
  • - трава мелиссы;
  • - плоды калины.

Инструкция

Адонис – ценное лекарственное растение, обладающее седативным, мочегонным и тонусоподдерживающим действием. Возьмите 1 чайную ложку измельченной сухой травы адониса и залейте 100 мл качественной водки. Настаивайте , затем профильтруйте. Пейте по 15 капель 3 раза в день, разбавленных кипяченой водой, при нервном возбуждении не более 7 дней. При применении настойки адониса следует соблюдать точную дозировку, так как адонис ядовит.

Барбарис обладает целым рядом лечебных , одним из которых является его способность успокаивать и укреплять нервную систему. Возьмите 1 столовую ложку листьев барбариса и залейте их 100 мл хорошей водки. Настаивайте 2 недели, затем отфильтруйте. Пейте по 20 капель трижды в день. Курс приема – до 3 . Нельзя барбариса при беременности и климактерических кровотечениях.

Народная и научная медицина использует валериану как успокаивающее и тонизирующее средство при хроническом функциональном расстройстве нервной системы, бессоннице, мигрени, неврозах желудка и спазме пищевода на нервной почве. Для приготовления эффективного сложного фитосбора возьмите 1 столовую ложку корней с корневищами валерианы, по 2 столовых ложки травы мелиссы, душицы, плодов калины. Все компоненты измельчите и перемешайте. 4 столовых ложки фитосбора засыпьте в термос и залейте 900 мл кипятка. Оставьте настаиваться 2 часа и процедите. Это дневная норма приема, которую разделите на 4 порции и выпейте через равные временные отрезки. Улучшение состояния наступает уже на 2-3 день.

Обратите внимание

При первых признаках психического расстройства рекомендуется обратиться к специалисту по лечению этих заболеваний, но увлекаться лекарственными препаратами официальной медицины не стоит. У них слишком много побочных свойств, негативно отражающихся на здоровье человека.

Полезный совет

Нервное потрясение тесно связано с семейными проблемами, сильной усталостью, с желаниями, которые не осуществились, и даже с хирургической операцией. Любое сильное переживание может привести к нервному потрясению.

Нервное потрясения: последствия и симптомы

Последствия нервного потрясения могут быть очень серьезными. Человек меняется в худшую сторону, становится замкнутым, агрессивным, растерянным, злым. Если вовремя не оказать помощь и не начать лечение в этот период времени, разовьются серьезные заболевания нервной системы, проявляющиеся в маниакальности, нездоровом влечении или навязчивых идеях.

Именно поэтому важно понять, когда начинается нервное потрясение. В первую очередь это психическое расстройство характеризует нарушение интеллекта. Обратите внимание, если ваш близкий человек стал страдать потерей памяти, перестал воспринимать информацию, стал рассеянным, плохо ориентируется в пространстве, то это тревожные звоночки.

Кроме того, нервное потрясение сопровождается сильной депрессией со странными болями, изменениями характера или бессонницей.

Как помочь себе при нервном потрясении

Если вы обнаружили тревожные признаки, характеризующие нервное потрясение, в первую очередь, вам следует обратиться к хорошему психологу. Он поможет вам справиться с этим серьезным заболеванием и вернуться к нормальной жизни.

В такой непростой жизненный период следует хорошо высыпаться и много отдыхать.

Лучший вариант отдыха – это поездки на природу и свежий воздух.

Если у вас есть возможность взять на работе отпуск или отгул, немедленно берите и отправляйтесь на дачу или на море.

Попробуйте пройти некоторые курсы медитации в . Если вы человек верующий, сходите в церковь, помолитесь, отведите душу.

Поменяйте свой пищевой рацион, придерживайтесь правильного питания. Не забывайте о волшебных свойствах настоящего шоколада, ведь доказано, что от сладкого поднимается настроение.

Есть множество природных лекарств, которые помогают справиться с нервным потрясением. Одно из самых популярных растений – это валериана. Если будете принимать настойку на основе этого натурального средства пару раз в день на протяжении одной недели, заметите положительный результат.

Если вы чувствуете, что злость и агрессивность нарастает, не сдерживайте себя. Нужно в обязательном порядке выплеснуть все негативные эмоции. Вы имеете полное право на это. Плачьте навзрыд, колотите подушку и разбейте посуду! Станет легче. После эмоциональной разрядки, заварите себе крепкий чай с лимоном, лягте в кровать, укройтесь теплым пледом и поспите. Сон вернет энергию, которую вы потеряли, даст восстановиться нервной системе.

Видео по теме

Совет 4: Какие психические заболевания являются самыми распространенными

В настоящее время количество психически больных людей в мире достигло 500 млн. Чаще всего встречаются шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия.

Шизофрения

Шизофрения – самое распространенное психическое заболевание в мире. Существует множество форм шизофрении, но все они имеют общие черты. Выделяют негативные и продуктивные симптомы шизофрении.

Негативные отражают выпадение или извращение психической функции, продуктивные – появление добавочной симптоматики. Негативные симптомы в совокупности представляют собой так называемый шизофренический дефект. Сюда входят: эмоциональная плоскость, снижение уровня побуждений, мышления, нарушения поведения.

Для шизофрении характерен аутизм, при котором происходит самоизолирование больного от окружающего мира. Суждения и оценки становятся настолько субъективны, что непонятны другим.

Снижение энергетического потенциала проявляет себя в затруднении концентрации на деятельности, что может привести к интеллектуальной несостоятельности на фоне сохранного интеллекта. Больному все сложнее учиться и работать, воспринимать новую информацию.

Характерны нарушения мышления: неуправляемые мысли, мысленный ступор, неспособность удержать мысль. Отмечается непоследовательность мышления и скачка идей. Больной хаотично переключается с одной темы на другую без всякой логики.

Эмоциональные нарушения: утрата морально-этических свойств, эмоциональная холодность, потеря привязанностей к близким, цинизм. Сужается круг интересов, могут наблюдаться странности в поведении.

Расстройства восприятия: галлюцинации, параноидный бред, бред преследования, бред физического воздействия и другое. Характерны различные неприятные ощущения, на которые больные жалуются весьма специфично: сухость желудка, ощущение распирания одного из мозговых полушарий.

Из нарушений двигательной активности самым распространенным является кататонический синдром, проявляющий себя ступором либо возбуждением. Отмечаются нарушение волевой сферы: апатия, может иметь место и повышенная активность. В активных действиях больные обычно следуют выполнению своих бредовых замыслов.

На поздних стадиях шизофрении происходит кристаллизация бреда: бредовые идеи складываются в прочную картину, и ничто не может переубедить больного. Абсолютно непричастные факты используются больным как доказательства его точки зрения.

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство или маниакально-депрессивный синдром проявляется чередованием депрессивных и маниакальных фаз. Оно не приводит к выраженным личностным изменениям.

Для депрессивной фазы характерны подавленное настроение и мыслительная заторможенность. Отмечается и двигательная заторможенность, также и речевая. Больные испытывают тоску, скуку, апатию, у них повышается чувствительность. Возможны суицидальные мысли, больной становится слишком критичен к себе.

В маниакальной фазе настроение резко повышается, происходит интеллектуальное и моторное возбуждение. Оживление больного доходит до неадекватной степени, он становится дерзким в общении и неуправляемым. Идеи больного , теряется логика в рассуждениях.

Внимание человека в маниакальной фазе легко отвлекается, не удерживается ни на чем подолгу. Он стремится к деятельности, часто не спит ночами в этот период.

Обе фазы чередуются с периодами полного исчезновения симптоматики.

Эпилепсия

Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание, оно постепенно приводит к личностным изменениям. Самым характерным признаком являются судорожные припадки, которые больные способны предчувствовать. Подсказку дают раздражительность, слабость, головные боли.

Судорожные припадки сопровождаются потерей сознания, напряжение и резкие сокращения мышц, отсутствием реакции зрачков на свет. При атипичных припадках происходит только кратковременная потеря сознания.

У больного эпилепсией постепенно нарастает замедленность всех психических процессов. Отмечается вязкость и обстоятельность мышления, когда больной застревает на деталях и не может выделить главное. Человек становится мстительным и обидчивым, характерно резонерство.

Резонерство проявляется в пафосном философствовании по различным поводам, нравоучениях в адрес окружающих, переоценке собственного опыта. Больные не понимают юмора, они инфантильны, скупы.

Речь больных эпилепсией обычно замедлена, изобилует уменьшительно-ласкательными суффиксами. Они могут быть приторно учтивыми, что затем сменяется злобностью.

Нервная система у ребенка, в особенности младше 5 лет, еще слишком слабая. Поэтому не стоит удивляться, если малыш начинает капризничать без видимой на то причины, вздрагивать от появления любого источника шума, у него трясется подбородок. Причем успокоить его оказывается очень нелегко. С чем может быть связана подобная реакция? Как лечить и укрепить нервную систему ребенка?

У детей и взрослых особенности нервной и сердечно-сосудистой системы совершенно разные. Регуляция нервных путей до 3-5 лет еще незрелая, слабая и несовершенна, но является анатомо-физиологической особенностью его организма, объясняющей, почему им быстро надоедает даже любимое занятие, игра, им крайне сложно усидеть на одном месте во время одних и тех же монотонных занятий. Так отличается нервно-психическое развитие детей.

Примерно с 6 месяцев ребенок уже становится личностью, до того дети в основном еще отождествляют себя с мамой. Общаясь с малышом и воспитывая его, родители обязаны учитывать особенности и тип нервной системы маленького человека и, конечно же, анатомо-физиологические особенности своего ребенка.

Дети-сангвиники всегда находятся в движении, они полны сил и энергии, веселые и без труда переключаются с любого занятия, которым в данный момент занимались на другое. Флегматики отличаются работоспособностью и спокойствием, однако они чересчур медлительны. Холерики энергичны, но им сложно себя контролировать. Также их непросто успокоить. Меланхоличные дети – застенчивые и скромные, обижаются даже на малейшую критику со стороны.

Нервная система ребенка всегда начинает свое развитие еще задолго до его рождения. Еще на 5 месяце его внутриутробной жизни происходит ее укрепление вследствие обволакивания нервного волокна миелином (другое название — миелинизация).

Миелинизация нервных волокон разных отделов мозга происходит в разные периоды в закономерном порядке и служит показателем начала функционирования нервного волокна. В момент рождения миелинизация волокон еще не является законченной, ведь не все разделы мозга могут еще полноценно функционировать. Постепенно процесс развития происходит абсолютно в каждом отделе, благодаря чему устанавливаются связи между разными центрами. Подобным образом идет формирование и регуляция детского интеллекта. Малыш начинает распознавать окружающие его лица и предметы, понимает их назначение, хотя незрелость системы все еще хорошо заметна. Миелинезация волокон системы полушарий считается законченной еще на 8 месяце внутриутробного развития плода, после чего она в течение многих лет происходит в отдельных волокнах.

Потому не только миелинизация нервных волокон, но и регуляция и процесс развития психического состояния и анатомо-физиологические особенности ребенка и его нервной системы проходят в процессе его жизнедеятельности.

Заболевания

Врачи утверждают, что нельзя назвать ни одного детского заболевания с отсутствием физиологических особенностей и изменений в работе сердца либо ЦНС. Подобное утверждение в особенности касается детей до 5 лет, и чем ребенок младше, тем своеобразнее проявление реакций со стороны сосудов и ЦНС.

К подобным реакциям относятся нарушения дыхания и кровообращения, амимия лицевых мышц, кожный зуд, трясется подбородок, другие физиологические симптомы, свидетельствующие о поражении мозговых тканей. Заболевания ЦНС бывают самые разные, и каждая отличается своими признаками. Лечить ее незрелость, соответственно, их тоже нужно по-разному. И помните: заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!

  • Полиомиелит – возникает под действием фильтрующего вируса, который попадает в организм перорально. Среди источников заражения выступают сточные воды и продукты питания, среди которых и молоко. Антибиотиками лечить полиомиелит не получится, они на него не действуют. Данному заболеванию свойственна повышенная температура тела, разнообразное наличие признаков интоксикации и различных вегетативных расстройств — зуда, дермографизма кожного покрова и повышенной потливости. Прежде всего, данный вирус негативно влияет на кровообращение и дыхание.
  • Менингококковый менингит, возбудителем которого выступает менингококк, обычно встречается у детей младше 1 года – 2 лет. Вирус является неустойчивым и поэтому обычно во внешней среде под воздействием различных факторов довольно быстро погибает. В организм возбудитель попадает через носоглотку и крайне быстро распространяется на весь организм. С началом заболевания происходит резкий скачок температуры, появляются геморрагические высыпания, вызывающие зуд кожи, который не удается успокоить.
  • Гнойный вторичный менингит – встречается наиболее часто у детей младше 5 лет. Развивается данное заболевание после среднего гнойного отита стремительно, с резким подъемом температуры тела больного, беспокойством у детей, головной болью, возможен зуд. Опасно оно вероятностью проникновения вируса в оболочки головного мозга.
  • Острый серозный лимфоцитарный менингит отличается мгновенным развитием своих симптомов. Температура тела буквально за минуты поднимается до показателей в 39-40 градусов. Больной ощущает сильную головную боль, которую не удается успокоить даже таблетками, возникает рвота и кратковременная потеря сознания ребенка. Но внутренние органы болезнь не затрагивает.
  • Острый энцефалит – появляется у ребенка в случае развития соответствующей инфекции. Вирус оказывает негативное влияние на стенки сосудов, вызывая нарушения в работе сердца и другие физиологические нарушения. Заболевание протекает достаточно тяжело. Одновременно у больного поднимается температура тела, наблюдается потеря сознания, появляется рвота, кожный зуд, а также судороги, бред и другие симптомы психического характера.

Любое подозрение на какое-либо из вышеописанных заболеваний — повод срочно вызвать врача, предварительно успокоив ребенка.

Поражение системы до рождения и после

Кроме вирусных заболеваний, сравнительно часто ставится диагноз «поражение центральной нервной системы у новорожденных». Обнаружить его возможно в любой момент: и во время внутриутробного развития плода, и в момент родов. Основными ее причинами принято считать родовую травму, гипоксию , внутриутробные инфекции, пороки развития, хромосомные патологии и наследственность. Первая оценка зрелости системы, психического состояния и анатомо-физиологических особенностей ставится сразу после рождения малыша.

Такой ребенок легко возбудим, часто беспричинно плачет, когда нервничает, у него трясется подбородок, иногда мучает кожный зуд, наблюдается косоглазие , запрокидывание головы, тонус мышц и другие физиологические симптомы психического расстройства. Во время истерик ребенка практически невозможно успокоить.

Укрепляем нервы

Существует целый комплекс способов укрепления. Он представляет собой долгий, но достаточно эффективный процесс, направленный и на успокоение малыша, и на общее улучшение его эмоционального, психического и нервного состояния. И прежде всего старайтесь окружать ребенка спокойными и уравновешенными людьми, готовыми моментально прийти ему на помощь.

Вызываем положительные эмоции

Первое, с чего следует начать – учиться контролировать и регулировать детские эмоции и его анатомо-физиологическое и нервное состояние. Есть целый ряд упражнений, которые развивают мышцы ребенка и успокаивают его. К примеру, младенцу помогает катание на мяче. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений рядом с малышом находились оба родителя. Именно совместные действия родителей придают их малышу уверенности в своих силах, в дальнейшем лишь положительно скажется на определении его места в обществе.

Расслабляющий массаж

Следующий пункт комплекса – массаж с использованием различных масел, препятствующих зуду кожи. Сеанс массажа допустимо проводить лишь высококвалифицированным специалистом,хорошо знакомым со способами влияния на анатомо-психологическое состояние и физиологические процессы в организме человека. Благотворное влияние на детскую психику оказывает тихая и спокойная музыка, в особенности произведения Моцарта. Продолжительность одного подобного сеанса массажа должна составлять около 30 минут. В зависимости от психического состояния, нервной и сосудистой системой, ребенку назначают в разных случаях от 10 до 15 сеансов массажа. Оценка его психического состояния ставится доктором индивидуально.

Правильное питание

Правильное питание детей, особенно младше 5 лет, — один из основных способов укрепления нервной и сосудистой систем ребенка. Важно исключить из рациона малыша сладкие и газированные напитки, ароматизаторы и красители, полуфабрикаты, чье качество зачастую оставляет желать лучшего. Зато обязательно употребление яиц, жирных сортов рыбы, сливочного масла, овсянки, фасоли, ягод, молочных и кисломолочных продуктов, нежирной говядины.

Прием витаминов и микроэлементов

Укреплению нервной, сосудистой и других систем и нормальному анатомо-физиологическому и психическому состоянию организма очень способствует прием витаминов. Особенно витаминизация актуальна в сезон простудных заболеваний, когда физиологические силы организма находятся на пределе. От недостатка витаминов в организме ухудшается память, настроение, общее состояние организма. Именно поэтому настолько важна регуляция количества витаминов и минералов в организме.

К примеру, дефицит кальция негативно отражается на общем состоянии. У ребенка наблюдается гиперреактивность, возможны нервные тики, судороги, кожный зуд.

Физическая активность

Регуляция работы сердечно-сосудистой и нервной системы, миелинизация нервных волокон связаны с физическими упражнениями. Они приводят организм в тонус и способствуют улучшению настроения, общего и анатомо-физиологического развития головного мозга, чем существенно уменьшают риск развития различных недугов нервной и сердечно-сосудистой систем. Лучше всего подходят плавание и йога — детям старшего возраста.

Режим дня

Еще с детства нам твердили о важности соблюдения режима дня — и не напрасно. Режим крайне важен детям. Позаботьтесь о полноценном сне ребенка, который оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. Ложиться спать и просыпаться надо ежедневно в одно и то же время. Также насыщению организма кислородом, необходимым в анатомо-физиологическом развитии, способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Каждый родитель должен осознавать, что нервно-психическое развитие ребенка во многом зависит от него.