Наиболее типичная символика, свойственная славянским тату:
Древняя славянская культура огромное значение предавала символике. Языческие вероисповедания нашли отображение в славянских рунах и знаках, таких как звезды, свастики и комплексные орнаменты. Славянские тату как элемент славянской культуры были популярны в дохристианские времена Киевской Руси. Что интересно, наносили подобные нательные рисунки и мужчины, и женщины.
Исконно женские татуировки изображали кресты, флористические орнаменты, а также сплетения линий, что делает их немного схожими с кельтской татуировкой. Подобные тату являлись символом плодородия и гармонии с природой. В славянской культуре женское начало отождествляется с образом матери земли. Эта тематика находила отражение и в женской славянской татуировке.
Что же касается мужчин, то они использовали татуировку как символ власти и силы. Это могли быть как абстрактные символичные татуировки, так и изображения животных, богов или предметов, имеющих особое философское значение.
Славянские руны - одна из специфичных тематик славянской татуировки. Являясь проявлением древней письменности, руны имеют особый сакральный смысл. Каждый знак содержит в себе глубокий закон, описывающий мироздание. Именно поэтому на теле поклонников славянской культуры нередко можно увидеть странные знаки, чем-то схожие на иероглифы. Это и есть руны. Наиболее популярные символы:
Немногие знают, что свастика является древнеславянским символом. Как известно, одна из разновидностей свастики украшала знамена фашистской Германии, из-за чего репутация этого знака была несколько подпорчена. Тем не менее, поклонники славянской татуировки уважительно относятся к этому знаку во всех его интерпретациях. Классическая свастика - это крест с концами, загнутыми в направлении часовой стрелки. Символические значение славянской свастики - это постоянные перемены, которые происходят в мире, своеобразные жернова судьбы. Еще одна интерпретация - это смена дня и ночи, смена сезонов, неизбежное действие законов природы.
На сегодняшний день славянская татуировка не настолько популярна, чтобы выйти за круг поклонников славянской культуры. Даже те любители бодиарта, которые смело называют себя космополитами, сдержанно относятся к этому направлению нательного искусства. Из-за этого сложно найти знаменитостей, которые могли бы похвастаться подобной тату на своем теле. Но, учитывая активное возрождение языческой культуры в последнее время, можно ожидать стабильный рост популярности славянской татуировки.
Исходя из известного тяготения славян оставаться в плену мифологических мировоззренческих установок, гипотетически можно утверждать, что история происхождения обычая татуирования у прародителей русских уходит в далекое прошлое.
Литературными источниками и сохранившимися обычаями русичей доказано, что одним из главных героев былин, сказаний и других форм культуры древнеславянского народного творчества был дракон. Наши предки его часто изображали впряженным в плуг, которым пахал русский богатырь, его лепили из глины, вырезали из дерева, украшая наличники и ручки ковшей. По древним поверьям, одно из предназначений дракона - отпугивать злых духов.
У восточных славян сохранились рассказы о том, как Перун преследуя змея (дракона), пронзал его в одном случае копьем, в другом - молнией. Такой сюжет можно было встретить и в деревянном творчестве, и в резьбе по кости (в Новгороде). Вспомним возвращенное из прошлого наследия изображение нынешнего герба Москвы - Георгия Победоносца, пронзающего копьем змея-дракона.
Не только дракон занимал сознание, мысли и умы славян, но и лев. Не случайно изображение этого экзотического для России животного мы встречаем в сюжетах лубочных сказок, украшениях одежды и даже на предметах обихода.
В народных сказаниях русалками становились утонувшие девушки, которые могли защекотать припозднившегося купальщика насмерть или утащить за собой в воду одинокого ночного путника - гостя, оказавшегося на берегу водоема. Покойник, не погребенный по обряду, становился вампиром. Это был еще один из распространенных персонажей народных сказок и былин древних славян. Поэтому они надевали на себя всевозможные обереги (амулеты), которые могли защитить их от нечистой силы - упырей, колдунов, оборотней. Обереги древних славян были различными, но чаще всего они представляли собой фигурку животного (мифического или реального), птицу, к которым прикреплялись всевозможные бубенчики, своим звучание отгонявшие злых духов.
Славяне-язычники глубоко верили в духов, колдунов, домовых, леших, банных и тому подобных фантастических существ, которые, по их представлениям, жили по соседству с ними. Одних они любили, других боялись. И все это, естественно, находило и продолжает находить свое отражение в их творчестве.
Предметно-образные символы реальных и нереальных существ, животных и птиц, которых древние славяне использовали в своем фольклоре, изобразительно-художественном и декоративном творчестве, стали излюбленными персонажами (героями) сюжетно-композиционных решений накожной живописи у современных россиян. Это драконы, львы, русалки и вампиры, леший, Баба-Яга и им подобные существа.
Известно сообщение арабского дипломата Ибн-Фадлана, датированное 921-922 гг., о том, что он во время своего путешествия из Багдада в страну русов, расселившихся вдоль реки Волги, наблюдал у местных жителей татуировку от ногтей рук до шеи -изображения деревьев, фигур животных и иных знаков и символов. Перечисленный набор татуировок был не случаен: дерево символизировало не только пространство, но и время. Об этом свидетельствует дошедшая до нашего времени загадка: "Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда, в гнезде по 7 птенцов" - о годе, 12 месяцах, 4 неделях, 7 днях. Образ дерева присутствовал и в заговорах. По верованиям славян, на священных деревьях (дуб, яблоня, береза, явор и др.) обитают Богородица, Параскева и другие святые. Дерево в свадебных обрядах воплощало плодородие живой природы, древо жизни. Изображение различных животных выполняло роль амулетов и оберегов, защищающих славян от злых духов и колдунов. Этот побудительный мотив был типичен для народов с мифологическим мировоззрением. И.Г. Остроумов полагает, что в прошлом тамга у вогулов (манси) в первую очередь служила оберегом. По мнению И.Н. Гемуева и А.А. Люцидарской, татуированные символы - "Знамена" на руках манси (вогулов) также изначально играли роль оберегов, они являлись знаком бытия человека на земле.
С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, ибо рассматривался церковью как составная часть языческих обрядов. Такое объяснение мы находим в Евангелии от Марка, где сказано: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". Но нельзя утверждать, что религия, запрещая татуирование как языческий обряд, полностью его отрицала. В "Откровении" святого Иоанна, в главе 19, сказано так о новом пришествии Бога: "На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих". Возможно, запрещение татуирования было вызвано стремлением христианских священников оградить народ от всякого рода лжепророков, каждый из которых уже тогда говорил о конце света и называл себя новым Мессией.
В то же время, когда татуировка способствовала пропаганде религиозного культа, конкретного вероисповедания, церковь ее всячески приветствовала. Например, в Боснии среди католического крестьянского населения редко можно было найти женщину или девушку без татуировки, изображающей крест на лбу, на груди и на верхней части предплечья. Таким способом защитники католической веры препятствовали переходу католиков в другую веру, в частности в ислам.
Фанатики той или иной веры нередко использовали татуировку для нанесения на свои тела знаков принадлежности к определенной религии как символов веры и пропаганды ее среди населения. При этом, кроме символов веры, несомненно, изображали любовные, семейные и иные сюжеты, свидетельствующие о характере их владельца.
Отрицать факт татуирования среди ранних христиан нельзя. Можно допустить, что первые христиане наносили инициалы, связанные с именем Христа (X или И.Н. - Иисус Назаретянин), изображение ягненка, креста или рыбы. Данный факт подтверждает Прокопий из Газы, который писал, что многие первые христиане желали запечатлеть на своих ладонях знак креста, имя Христа, монограмму ХР либо знак "+" на лбу, который представлялся его владельцу крестом. Этот обычай был позже заимствован крестоносцами, которые заменили греческий крест латинским. На портретах рыцарей-крестоносцев, выполненных в технике эмали в 1150 г. известным Фламандским золотильщиком Годефройде де Клейром, имеется обозначенный символ христианской веры в виде креста на лбу. Упомянутые миниатюры Годефройде де Клейра украшают распятие в кафедральном соборе Нотр Дам в Сент-Омере (Франция).
У различных народов издавна практиковался обычай татуирования и нанесения различными красителями знаков на лице с целью увековечения паломничества к святым местам. Например, начиная с XV в. появляются отчеты паломников о совершенных странствиях в Иерусалим. В частности, немец А. Баппенхейм свидетельствует, что во время своего посещения Яффы в 1563 г. он увековечил на бедре знак креста. Другой паломник, Слисанки, в 1662 г. писал, что велел в Вифлееме выколоть себе на плече изображение святого гроба и знак пяти святых крестов, а также гору Каварию и Сион. Сделал он это еще и потому, что существовало поверье: если во время путешествия по морю корабль захватят турки, то, увидев татуировку паломников, отпустят. Этот обычай просуществовал до конца XIX в., что подтверждается ссылкой биографов на Георга V (1865-1936 гг.), короля Англии, который еще в качестве наследника трона в 1881 г., посетив Иерусалим, сделал памятную татуировку на плече в виде вифлеемской звезды. Этот обычай сохранился среди фанатиков веры до настоящего времени.
Происхождение татуировки, в частности на территории Боснии и Герцеговины, относится к дохристианскому периоду. Аргументируя эту точку зрения, польский этнограф Ч. Трухелка ссылается на древних историков и писателей, таких как Геродот, Страбон, Плиний, Помпоний Мелу, которые описывали в своих трудах обычай татуирования на Балканах и соседних территориях. Ч. Трухелка утверждал: "Судя по всему, этот обычай пришел с востока и был принесен на Балканы скифами от траков, населявших в то время Балканский полуостров, этот обычай переняли илиры, благодаря посредничеству которых он распространился вплоть до побережья Адриатики, что подтверждает Страбон". Исследователь А. Хаберланд в 1886 г. писал: "Сегодняшний обычай Боснии и Герцеговины может быть последним эхом необычно старой практики, подтвержденной древними". При этом нам представляется, что цитируемыми учеными завышается роль скифов, которых со славянами разделяет почти тысячелетняя история. Скифы не могли оказать прямого влияния на формирование искусства татуирования у славян. По нашему мнению, возможная ошибка уходит своими корнями в жизнеописания Геродота и других древних ученых. Например, греческий автор Приск рассказывает о "скифах", проживавших в Северном Причерноморье и на Дунае в V в. н.э., которые угощали послов медом и хлебом из проса. Необходимо отметить, что скифы были разгромлены готами еще в III в. до н.э., а мед и просяной хлеб - традиционное блюдо именно у славян, поэтому Приск встречался скорее всего не со скифами, которых уже к тому времени не было, а со славянами. Эту же неточность допустил и Геродот, который считал славян потомками скифов.
Однако вернемся к современным потомкам древних славян. В российской глубинке, в наиболее удаленных сельских районах нашей родины и по сей день можно встретить стариков с татуировкой в виде "шашечек" - шахматной доски, которую они называют "Утро". По их мнению, она означает, что светлые моменты жизни чередуются с темными. А иногда рисунок причудлив, и трудно сказать, что именно хотели изобразить его носители. Это своеобразное переплетение геометрического орнамента, растений и животных. На вопрос, что он обозначает, мы нередко получаем ответ: "Не знаю, такой рисунок носил мой прадед, и прапрадед, у нас в роду всех мужчин таким рисунком татуировали". И мы можем только догадываться, что хотели выразить этим изображением наши предки, может, это был амулет или знак принадлежности к определенной общине, помогавший предкам находить своих погибших бойцов на поле брани.
Нет оснований сомневаться в том, что славяне издревле использовали татуировку для различных обрядово-культовых, социально-общественных, религиозно-мировоззренческих и личных целей.
Славянское население активно использовало татуировку и как метод противостояния приобщению к чуждой для них вере.
Языческие татуировки обладают уникальной красотой и привлекательностью. Большинство людей наносят такие картины в качестве оберега с призывом сил природы оберегать и хранить своего носителя. На них могут быть изображены древние языческие боги, разнообразные орнаменты, которые использовались староверами.
Татуировки с языческим орнаментом могут выполняться как в монохромном варианте, так и в цветовом. К языческим татуировкам относят солнцевороты , животных, триксель, квадраты, круги , прямоугольники, ленты, руны , а также различные смешанные орнаменты.
К руническим татуировкам относятся символы рун, 3-х, 4-х угловатые свастики, 4-х и 5-ти конечные звезды и сложный геометрический орнамент. Языческие татуировки древних славян используются еще с позднего средневековья (руническими знаками в старину помечали товары). Знаки рун использовались в качестве торговых марок (в тот период их они имели название "тамги").
У древних славян одним из одним из наиболее распространенных считался символ, который означал процветание и плодородие. В XI веке славянские татуировки получили некоторое разнообразие в виде ноток католической символики. Женщины наносили татуировки с изображениями крестов, лиственным и цветочным орнаментом, а также цепочные сплетения различных объектов (цветов, листьев, ветвей, зелени).
Для мужчин татуировки изображались преимущественно для того, чтобы показать силу и власть. К таким сюжетам относятся изображение короны, сердца, внутри которого надпись человека, почтившего дворянское происхождение носителя татуировки.
К характерным чертам, описывающим славянские татуировки можно отнести следующее:
Славянские руны — древнее проявление славянской письменности раскольников. Знаки рун подобны азиатским иероглифам, обладающим глубоким историческим смыслом. Для понимания руны, требуется толкование каждой из рун. Славянская символика и орнаменты являются постепенно развивающимся направлением, которое обладает большими преимуществами для развития в будущем.
Каждый символ руны обладает загадочным изображением. В значениях символов присутствуют слова: мир, радуга, сила, ветер, рок, опора, Перун, исток и др. Старообрядческая руническая письменность появилась задолго до 10 века, который ознаменовался принятием новой веры. Об этом факте говорят археологические раскопки с нанесенной письменностью на бытовых приборах.
Руна мира представляет внутреннее состояние человека и его стремление к спокойствию, миру и порядку. Руна радуги олицетворяет дорогу к центру мироздания. Рунический символ силы наносился славянскими воинами знак ветра способствовал достижению цели, неуклонного восхождения по вершине. Символ Перуна — это руна громовержца, хранящего и оберегающего мир людей от хаоса.
Татуировка, изображающая дерево с листьями, в славянской культуре обозначает символ жизни. Изображение различных диких зверей символизировали их силу. Такие тату изображались с призывом приобрести качества и дух изображенных животных. Изображение воды, огня и солнца символизировалось как защита и оберег силами природы.
Принятие новой веры в 10 веке практически уничтожило славянские татуировки. Религия стала искоренять все обрядовые культовые мероприятия языческих племен. Церковные служители запрещали нанесение наколок как обряд язычников. Церкви и священники пытались оградить население своего племени от лжепророков, называющих себя называющих себя пророками и всевидцами, а также избавить своих прихожан от мифической силы духов.
Одними из самых распространенных тату на древнеславянскую тематику стали славянские свастики разной угловатости и форм. Этот орнамент часто спутывают с свастикой фашистской Германии, которая также позаимствовали у древних народов, поэтому сравнивать такие вещи не нужно.
Татуировка славянской тематики изображается в виде культового знака креста с загнутыми по часовой стрелке концами, обозначавшими перемены, подчиняющиеся законам природы, перемены окружающей среды — чередование ночи и дня, сезонов. Староверы осмысливали окружающий мир как непрекращающийся цикл, в котором жизнь постепенно идет к гибели, а затем снова возрождается в новую жизнь. Славянская культовая свастика обычно изображается в виду как минимум трех изгибов по часовой стрелке (изгибов может быть больше). Свастика символизировала правильный порядок вещей в природе , а именно здоровье и силу, солнце, свет и радость.
Также славянские старообрядцы наносили татуировки в качестве оберегов. Самыми сильными оберегами на теле считались изображения Ладинеца, звезд, Громовое колесо и Колядника.
К тату славянской тематики относятся изображения славянских Богов. Так как до принятия христианства славянские старообрядцы веровали широкому божественному пантеону. Изображение Перуна свидетельствовал как покровитель. У славян сохранились былины о том, что Перун во время преследования дракона пронзил его молнией (в других источниках встречается копье).
Для изображения несусветной силы воины наносили татуировки драконов, львов и тигров. Велес охранял леса, открывал тайны медицины и землепашества. Сварога славянские раскольники считали Богом небесных сил и отцом всего созданного. Ярило символизировал Бога солнца и плодородия. Нанесение на тело знака Ладинец символизировал счастье, любовь и гармонию.
В последние годы все чаще стали встречаться славянские татуировки. Они имеют необычный внешний вид, у них особое значение и даже уникальная сила, которой они наделяют своего владельца. Если говорить о наиболее популярных и часто встречаемых символах, то это – знак плодородия и знак процветания. В 11 веке славянские татуировки для мужчин стали более разнообразными, поскольку в них стали использоваться католические знаки.
Женщины предпочитают наносить славянские татуировки, на которых изображены:
Славянские татуировки для мужчин – это, прежде всего, символы власти, внутренней и внешней силы. В частности, такими изображениями являются короны. Славянские татуировки эскизы которых представлены на этой странице нашего сайта, довольно часто имеют дополнение в виде рун. Такие наколки следует трактовать исходя из того, какое именно значение скрыто именно в руне.
Каждая отдельная руна – это уникальный символ, в чем-то загадочный, мистический. В них часто скрываются такие слова, как:
Все они произошли от старообрядников, а руны появились еще до 10-го века. Поэтому, чтобы расшифровать славянские татуировки для мужчин, необходимо знать, что скрывается в каждой руне:
Отдельного упоминания заслуживает татуировка, которая изображает лиственное дерево – такой рисунок символизирует жизнь. Если на тату изображены звери – это говорит о силе человека, который, при этом, желает приобрести все положительные качества животных.
Обратите внимание! В качестве оберегов, талисманов, защищающих от опасностей, принято было выбирать рисунки солнца, воды, огня.
Наиболее известной славянской татуировкой является свастика – существует множество вариаций такого рисунка, отличающиеся формой, особенностями углов. Многие люди путают славянскую свастику с нацистской, но это совершенное разные знаки и по особенностям рисунка, и по своему значению. Стародавняя славянская свастика – это рисунок, у которого имеется не менее трех (хотя, зачастую, количество таких изгибов бывает и большим) изгибов, направленных строго по направлению движения часовой стрелки. Ставший культовым символ, у которого загнуты концы, несет в себе перемены, а также чередование дня и ночи, сезонов года. То есть, в данном случае – это постоянный цикл, ведущий от зарождения к гибели и от гибели к новому рождению. Славянские татуировки эскизы представлены ниже.
Обратит внимание! Среди наиболее часто встречаемых оберегов, выбираемых староверами, встречались рисунки небесных светил, Громового колеса и др.
Нельзя пройти мимо и древних языческих богов, которым поклонялись славяне до принятия христианства. Наиболее почитался Перун, который считался главным покровителем.
Среди прочих божеств отметим:
История искусства тату уходит корнями вглубь тысячелетий. Еще в древних мифах и рукописях народов мира есть упоминания о традициях наносить на тело рисунки, изображения животных, божеств, узоры, символику. Татуировки считались мощным оберегом, особенно в славянской культуре. Языческие боги, уникальный орнамент, скифские узоры, таинственные символы староверов — все это славянские татуировки.
Этнические татуировки не теряют пика популярности у желающих украсить свое тело при помощи рисунка.
Этнический стиль включает в себя несколько направлений:
Если создать своеобразный ТОП-рейтинг, то славянские тату уверенно держат пальму первенства! Это, своего рода, дань уважения богатой славянской истории. Языческие тату максимально раскрывают славянскую стилистику, отличаются особенной символичностью, таинственностью и живописностью.
Многие поклонники татуировок верят, что такие нательные рисунки обладают магической силой и способны уберегать от сглаза, зависти и приносить удачу. Специфика тату в этно направлении, как и любое художественное искусство, тату имеет свою специфику. Особенно актуальна характерность для этно стилистики.
Отличительные особенности этнических тату следующие:
Все тату в этническом или народном стилях необычны, колоритны и самобытны, особенно если используется национальный орнамент.
Все этнические татуировки, в том числе и славянские тату, призваны не только украсить тело, но и подчеркнуть основные черты характера человека, мужественность у мужчин, хрупкость и изящность у женщин. От правильно выбранного рисунка полностью зависит не только визуальное впечатление, но и внутренняя гармония.
Если при выборе той или иной татуировки энто-тематика приоритетна, то перед нанесением рисунка следует знать, что он означает.
Культуры разных народов – неиссякаемый источник мотивов для искусства тату. Популярность нанесения заключается в многообразии и огромном смысловом значении. Чтобы тату «работала», как оберег и защищала от скверны, бедности и неудач, следует разумно отнестись к выбору рисунка.
Славянские татуировки