Что делать родителям, если ребенок необщительный? Основные причины. Как воспитать общительного ребенка? У вас — необщительный ребенок

19.10.2019

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos - сам, поэтому аутизм - это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует: «Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Есть дети открытые, общительные, разговорчивые, а есть и такие, которые сторонятся, избегают контактов с другими детьми. Если ваш малыш относится ко второй категории и, придя на детскую площадку, стоит в сторонке, или вовсе прячется и никак не желает участвовать в общих забавах, то стоит разобраться в этом вопросе и помочь ребенку социализироваться.

Стремление ребенка к одиночеству зачастую вызывает тревожные мысли у родителей, они начинают мучиться вопросами: «Что же мы делаем не так?», «В чем психологическая проблема?».

Психологи в один голос утверждают, что для возрастной категории 2-3 года состояние отчужденности от сверстников может быть обычным делом. В этот период самыми близкими друзьями малыша являются родители и ближайшие родственники. Дома у него есть все необходимое для развития личности и удовлетворяются потребности в общении и играх. Поэтому необщение со сверстниками вполне обосновано.

Самый первый опыт общения с людьми дает основу дальнейших взаимоотношений в социуме. Для ребенка важно не только уметь говорить, но и выражать свои эмоции: кричать, смеяться, злиться, видеть реакцию других. Поведение детей трудно предсказать, и это дает возможность ребенку искать решения, подходы в общении. Именно во взаимоотношениях со сверстниками, малыш учиться искать выход из конфликтов, защищаться, примиряться.

К возрасту 4-5 лет дети начинают активно интересоваться другими, вовлекаться в общие игры, общаться и узнавать друг друга. Если и к данному возрасту ваш ребенок остается одиночкой, стоит выявить причины такого поведения.

Характер.

Ребенок может быть по натуре замкнутым и стеснительным. Такие малыши прячутся за мамой, застенчиво здороваются, не любят даже разговаривать на публике. Природу обмануть трудно, но открытость и смелость привить можно постепенно.

Не умение общаться и выражать эмоции.

Ребенка могли просто не научить общаться. Если в семье не принято делиться мнениями и переживаниями, а родители сами по себе интроверты, то и от ребенка трудно ожидать иного поведения. Поэтому так важно находить время на разговоры и активные игры с малышом.

Проявление лидерства.

Малыш может просто не хотеть подчиняться общим правилам игры, быть на вторых ролях среди сверстников, подстраиваться под большинство. Тем не менее, даже в младших группах детского сада уже выделяются несколько лидеров, задающих правила поведения и игр.

Опыт.

У малыша может накопиться негативный опыт общения со сверстниками. Его могли обидеть, ударить. Возможно, он пребывал в компании детей сильно отличающихся по возрасту, поэтому ему были либо непонятны их игры и разговоры, либо он скучал в общении с младшими детками.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ограничения.

Ребенка могли намеренно ограничивать в общении с детьми. «Из садика только болезни принесет, пусть дома сидит», «Какие дети в доме, и так голова раскалывается», «После детей столько уборки» — такие аргументы находят родители и, сами того не подозревая, растят дикаря. Малыш тем временем углубляется в себя или проводит время за телевизором и прочими гаджетами, а это отнюдь не способствует социализации.

Если вы определились с причиной отчужденности вашего ребенка, переходите к активным действиям.

Ваш ребенок застенчив — корректируйте эту черту характера: чаще хвалите за результаты и помощь, поощряйте проявления индивидуальности. Не уставайте повторять, какой он замечательный, умный, способный и любимый. Поддержка творит чудеса.

Пусть ваш дом будет открыт для гостей, приглашайте друзей ребенка, сами организуйте торжества, праздники и тематические вечеринки. Больше разговаривайте и интересуйтесь делами малыша, ведь даже незначительные мелочи для него могут быть очень важны. Ни одна проблема ребенка не может стать для вас ерундой, то, что важно ему, должно быть важным и для вас.

Попробуйте записать чадо на кружок, секцию, групповые занятия. Учите малыша общаться, разыгрывайте правила знакомства, вежливости. Сами участвуйте в коллективных играх, будьте их организатором.

Если ребенок еще не ходит в сад, чаще бывайте в местах, где гуляют и играют дети, в холодное время года отправляйтесь в развлекательные центры. Обратите внимание на развитие вашего ребенка, подходит ли ему детская компания, ведь даже среди сверстников могут выделяться дети более развитые, чем остальные. Таким малышам просто неинтересно с другими.

Для родителей важно усвоить, что общения только с ними мало для маленького человека. Чтобы обеспечить ребенку нормальное психологическое развитие, важно помочь ему в налаживании отношений со сверстниками. Пока ребенок еще мал, это сделать гораздо проще, ведь у него еще не до конца сформированы представления о правильной коммуникации.

В современном обществе существует закономерный стереотип, согласно которому ребенок должен быть открытым, общительным, проявлять заинтересованность во внешнем мире. Если же он другой - необщительный и замкнутый - это воспринимается обществом как отклонение от нормы. Воспитатели и педагоги такого ребенка часто хотят «переделать», насильно «подружить» с другими детьми, подчас ломая всю его психическую организацию, заставляя переживать неприятные мучительные моменты.

Мы рассмотрим два варианта, в которых ребенок может проявлять свою необщительность. В представленных двух случаях родители должны вести себя разными способами.

1. Необщительность, проистекающая из внешних причин. В этом случае нужно искать источник внезапной замкнутости. Если погруженность в себя вашему ребенку не свойственна и раньше он не отличался замкнутостью, значит, произошли какие-то изменения в его психическом состоянии: быть может, он поссорился с другом и теперь переживает, или ему непонятны требования новой воспитательницы.

Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы выяснить причину. Попробуйте поговорить с ребенком по душам. Начинайте разговор осторожно, чтобы не напугать его и не заставить чувствовать себя виноватым. Наверняка, он не ответит на прямой вопрос «Что случилось? Почему мне говорят, что ты в садике не хочешь ни с кем общаться?», постарайтесь действовать более тонко. Нельзя исключать тот момент, что малыш может просто уставать от занятий, у него может быть плохое настроение или самочувствие.

2. Необщительность как свойство личности. Если ребенок интроверт по складу характера, и общению со сверстниками предпочитает одиночество, не стоит его переделывать. И уже тем более не нужно постоянно напоминать вашему чаду, что он необщительный и делать неутешительные прогнозы («Останешься один, ни с кем не познакомишься»).

Если ребенка самого не беспокоит этот вопрос, то и вам не стоит его поднимать, всячески давить на него. Придет время, и он раскроется для взаимодействия с окружающими. Пока же ему может быть очень комфортно и интересно с самим собой: часто такие дети любят размышлять, фантазировать, мечтать, конструировать собственные миры. Не нужно мешать и заставлять выходить на взаимодействие с другими, если ребенок в том не нуждается.

А вот если ребенка беспокоит собственная необщительность, он хочет общаться, но не умеет, стесняется, то необходимо ненавязчиво и тонко учить его этому: приглашать в дом гостей, записать в кружок по интересу, где он сможет найти единомышленников, просто разговаривать с ним.

В заключение хочется отметить, что задача родителей заключается не в том, чтобы «подогнать» собственного ребенка под рамки этого общества, а в том, чтобы помочь ему раскрыться во всей своей полноте, проявить себя.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Есть дети, которые от природы не наделены общительностью и открытостью, их природные социальные навыки развиты хуже, чем у приветливых сверстников. К счастью, и необщительных детей можно научить навыкам, которыми социально успешные дети наделены от природы, так что менее общительные тоже смогут добиться такого же, если и не большего, социального успеха

Есть дети, которые от природы не наделены общительностью и открытостью, их природные социальные навыки развиты хуже, чем у приветливых сверстников . К счастью, и необщительных детей можно научить навыкам, которыми социально успешные дети наделены от природы, так что менее общительные тоже смогут добиться такого же, если и не большего, социального успеха.

Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку вести со сверстниками беседы, соответствующие его возрасту. Не задавайтесь целью научить ребенка всем этим социальным навыкам за один присест, осваивайте их постепенно, по одному, шаг за шагом.

Как помочь ребенку стать популярным

По мере того как ребенок будет учиться заводить новых друзей, его природные способности будут подвергаться все более сильной стимуляции, и вскоре, уверяю вас, вы уже будете задаваться вопросом: "И о чем только эти дети так долго болтают?"

1. Научите ребенка выражать свои чувства, потребности и желания.

Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах и о причинах, по которым они возникают. Психологи зачастую предлагают детям и взрослым прибегать к "Я"-заявлениям, заполняя пропуски в простой фразе:

"Я чувствую _________, потому что __________, и я хотел бы ___________".

Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.

2. Приучите ребенка больше делиться личными сведениями о себе.

Застенчивые и пассивные дети зачастую полагают, будто никому не интересны и что окружающие будут к тебе лучше относиться, если просто проявлять интерес к речам собеседника . Однако односторонним разговором друзей не завоюешь.

Поэтому объясните ребенку, как важно определить собственные интересы, систему ценностей, чувства и мысли и не стесняться говорить о них окружающим. Лучший способ приучить ребенка делиться самым важным - почаще с ним разговаривать . Как только задушевные разговоры войдут у вас в привычку, ребенок научится говорить о том, что для него важно, и со сверстниками.

3. Научите ребенка вести диалог на равных.

Беседовать - это как качаться вдвоем на доске: чтобы разговор шел нормально, необходимо равное участие обоих собеседников. Дети отправляют друг другу много невербальных и вербальных сообщений о том, когда хотят говорить сами, а когда предпочитают слушать.

Если ребенок хочет заговорить, он может поднять голову, поднять указательный палец, податься вперед, посмотреть в глаза собеседнику или повысить голос. Когда ребенок готов слушать, он сигнализирует об этом паузой в разговоре, может также откинуться назад или изменить позу или спросить собеседника о его мнении ("Что ты об этом думаешь?").

Есть дети, которым эти навыки даются легко, но они отнюдь не в большинстве. Некоторые дети при разговоре начинают "тянуть одеяло на себя", не понимая и не замечая, что собеседник чувствует себя обделенным. Другие, напротив, прекрасно умеют слушать, но не знают, как в ходе беседы выражать свое мнение, и таких, как правило, сверстники воспринимают как пассивных и скучных.

Чтобы помочь ребенку действительно овладеть умением вести разговор на равных, попробуйте посмотреть какую-нибудь телевизионную программу с дискуссией в эфире или же выпуск новостей, причем сначала с включенным звуком, а затем без звука. Укажите ребенку на множество способов, которыми люди сигнализируют друг другу о готовности слушать собеседника или желании говорить самому.

4. Поощряйте ребенка правильно пользоваться телефоном и электронной почтой.

Дети, которые страшатся социального отвержения, как правило, неохотно звонят по телефону. Они тревожатся, потому что не видят собеседника, их беспокоит, что, пока они говорят, тот, возможно, веселится над ними на другом конце провода или даже высмеивает их перед другими присутствующими, которых ребенок тоже не видит.

Застенчивых детей следует поощрять делать короткие телефонные звонки сверстникам, а более длительные - хорошо знакомым людям, которым ребенок доверяет , например двоюродным братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам или другим родственникам.

Известно, что по крайней мере 30-40% людей время от времени приходится бороться с застенчивостью и страхом социального отвержения. Большинство преодолевают застенчивость так. берут новые социальные "высоты" постепенно, шаг за шагом.

Поняв, что страх новых социальных событии уравновешивается и даже, как правило, перевешивается радостями дружбы, приятельских отношений и симпатии со стороны окружающих, застенчивый человек тем самым получает стимул к следующему шагу.

Использование электронной почты и онлайновых диалогов в Интернете как средство коммуникации завоевало у детей огромную популярность. Одно из недавних исследований показывает, что дети в среднем отводят компьютерному общению с друзьями 8-14 часов в неделю.

Судя по всему, многие социально скованные или застенчивые дети предпочитают такой способ общения, потому что он дает им время обдумать следующую реплику или письмо. Поскольку при электронной переписке или общении в "чате" контакт осуществляется в меньшей степени, застенчивый ребенок чувствует себя не столь уязвимым; его не видят, его не слышат.

Хотя электронная почта практически наверняка станет важной частью социального образования ребенка, вам нужно поставить перед собой четкую задачу : научить ребенка пользоваться Интернетом и электронной почтой правильно. Мы все слышали печальные истории о детях и подростках, которых сманивали на побег из дома "друзья по переписке", и подобное, хотя и редко, но случается. Лучший совет по безопасному пользованию Интернетом и электронной почтой, который я могу дать, - держать домашний компьютер на виду, чтобы вы могли наблюдать за ребенком, пока он постигает преимущества и подвохи общения с помощью электронных средств коммуникации.

5. Научите ребенка задавать вопросы.

Все мы любим поговорить о себе, и всем нам нравятся те, кто проявляет интерес к нашей персоне. Научите ребенка задавать вопросы собеседнику о нем самом и объясните, как хорошо и удобно таким образом завязывать и поддерживать беседу.

Приветливые дети постоянно приглашают сверстников - то домой пообедать, то сходить в кино, то прогуляться по парку аттракционов, то прийти в гости с ночевкой. У ребенка, пользующегося социальным успехом, не возникает никаких трудностей с тем, чтобы предложить другим поиграть или заняться чем-нибудь еще, потому что он редко сталкивается с отказом .

А вот застенчивый ребенок или ребенок, которого никто не замечает, всегда тревожится, что его приглашение будет отвергнуто и не встретит понимания. Такие дети зачастую настолько боятся что-нибудь предложить сверстникам, что попадают в порочный круг - их робость порождает отвержение, и наоборот.

Давайте посмотрим на одиннадцатилетнего Патрика. Этот застенчивый мальчик обожал кегельбан и хотел пригласить своего соседа Марка пойти с ним поиграть в кегли на выходных. Марк пользовался в школе большой популярностью и к Патрику относился с симпатией, несмотря на его застенчивость. Иногда он приходил к Патрику в гости - посмотреть вместе телевизор.

Однако Патрик так волновался, что у Марка могут быть другие планы на выходные, что каждую очередную пятницу придумывал для себя предлог за предлогом, лишь бы не звонить. И вот Патрик выходные за выходными просиживал дома в одиночестве, а Марк в это время общался с одноклассниками.

Наконец Патрик собрался с духом и все-таки пригласил Марка пойти поиграть в кегельбан, на что тот сразу же радостно согласился. Это приглашение стало поворотным пунктом в отношениях мальчиков и в социальном самосознании Патрика.

6. Научите ребенка, как выражать одобрение окружающим.

Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников. Дети, пользующиеся социальным успехом, хвалят других легко и охотно, причем начинают это делать довольно рано, уже в 3-4 года.

Моя четырехлетняя дочь Тесс не жалеет комплиментов, если ей кто-то или что-то понравилось. Я не раз слышал, как она говорила подружке: "Ой, какое у тебя чудное платье!" или "Ах, какую дивную картинку ты нарисовала!" Кроме того, Тесс щедра на похвалу в отношении мамы и меня. Она, например, может сказать: "Мама, у тебя симпатичные туфли" или "Папа, у тебя красивая стрижка".

Конечно, в свои 4 года Тесс в основном уделяет внимание тому, что для нее ново или показалось красивым, но в то же время она, похоже, уже понимает, что похвала - это метод общаться с окружающими . Я уверен, что, когда дочка подрастет, умение хвалить станет для нее ценным социальным качеством.

7. Научите ребенка вести продолжительные разговоры.

В возрасте 5-6 лет дети, как правило, ограничиваются довольно короткими разговорами: один задает вопрос, другой отвечает, и все. Но по мере того как у ребенка развиваются языковые навыки и внимание, разговоры становятся все длиннее. И уже к 9-10 годам родители нередко возмущаются тем, что ребенок так долго болтает по телефону.

Как-то вечером Элен спросила свою одиннадцатилетнюю дочку Хизер:

- И о чем это вы с Сэнди так долго болтали? Вы ведь провели весь день вместе, в школе!

Вопрос был резонный: Хизер проговорила с лучшей подружкой по телефону больше трех часов.

Ответ девочки был довольно предсказуемым.

- Просто о всяком разном. У меня накопилось что сказать Сэнди помимо того, о чем мы говорили сегодня днем.

Но социально скованному или застенчивому ребенку поддерживать длительный разговор нередко бывает сложно. Вот другая одиннадцатилетняя девочка, Рашель, просит разрешения выйти из-за стола, чтобы позвонить подруге насчет домашнего задания. Минуты через две она возвращается.

Ну что, Дженни нет дома? - спрашивает ее мама.

Да нет, она дома, - отвечает Рашель.

Она была слишком занята и не смогла с тобой поговорить? - спрашивает мама, обеспокоенная тем, что дочь не слишком успешно общается с одноклассниками.

Не знаю, - уклончиво отвечает Рашель. - Я ее не спросила. Наверное, она не была занята. Я просто спросила ее, что задали по литературе, она мне продиктовала, и все.

Похоже, что у детей типа Рашель просто нет врожденной потребности поговорить, которой так щедро наделены дети наподобие Хизер. Первый тип детей, видимо, просто более интровертен и не получает такого удовольствия от разговоров, как сверстники-экстраверты.

Конечно, вы можете спокойно считать, что это дело личных предпочтений вашего ребенка, но вот если он не пользуется популярностью среди сверстников и его социальная приспособленность не соответствует главным вехам социального развития, важным для его возраста, то вам определенно следует приложить усилия, чтобы научить ребенка умению вести более длительные беседы.

Ребенок лучше всего этому научится, если устроить так, чтобы он почаще и подольше беседовал с вами или с кем-то еще из значимых для него взрослых, с которым у ребенка сложились доверительные отношения . Если вы - такой же интроверт, как и ребенок, тогда постарайтесь, чтобы он проводил побольше времени с более общительной тетушкой, бабушкой или другом семьи. Разговорчивый взрослый-экстраверт сможет "вытащить" ребенка из его "раковины", показав, как задавать вопросы и комментировать реплики собеседника.

8. Научите ребенка проявлять и выражать участие к чувствам собеседника.

Объясните ребенку, что ему нужно показывать свою чуткость и заинтересованность в эмоциях собеседника, а сделать это проще всего, если отзываться на то, что он видит и слышит. Научите его, например, говорить: "Похоже, ты расстроен", "Это тебя наверняка подбодрит и порадует" или "Ты, наверное, здорово напугался" и тому подобным репликам.

Кроме того, ребенку нужно понять, что зачастую его замечания могут попасть мимо цели, а наблюдения, случается, оказываются неверными, но ничего страшного в этом нет: главное - проявлять участие. Даже если ребенок делает неточное наблюдение (как в приведенном ниже диалоге двух четырнадцатилетних подружек), то собеседник просто поправит его и продолжит разговор.

Кайла: Не знаю, почему Джимми мне не звонит. Обещал позвонить. Я проторчала дома все выходные и, сколько ни набирала его номер, попадала на этот дурацкий автоответчик.

Дарлина: Ты, должно быть, ужасно разозлилась.

Кайла: Да уж, вот увижу его в школе и устрою ему взбучку.

Дарлина: А что ты собираешься сказать?

Кайла: Скажу, что с меня хватит и наши отношения окончены. Пусть ищет себе другую подружку и игнорирует ее, сколько душе угодно.

Дарлина: Наверное, для тебя большое облегчение - порвать с Джимми. Мне он вообще-то никогда особенно не нравился.

Дарлина: О-о... Тогда тебе, должно быть, тяжело. (В ее голосе тоже звучит печаль.) Мне так жаль...

Кайла: Угу... Ладно... Ничего, переживу как-нибудь. (Продолжает, приободрившись.) Ну все, шут с ним, с Джимми. Хватит сидеть сиднем, пошли прогуляемся, развлечемся.

Дарлина: Отлично, давай сходим в кино.

Как видите, поначалу Дарлина не вполне правильно истолковала переживания подруги, но разговор это не остановило: Кайла поправила приятельницу и продолжала беседу. Дети практически всегда откликаются на непритворное изъявление сочувствия сверстником. И умение выражать сочувствие играет принципиальную роль в создании доверительных дружеских отношений.

Беседуйте почаще.

Простейший способ научить ребенка быть хорошим собеседником - почаще разговаривать с ним и подавать ему пример необходимых навыков.

Напомню, что при разговоре вам следует непременно сидеть с ребенком лицом к лицу и ни на что не отвлекаться. Однако, если вы заподозрите, что у ребенка серьезные сложности в общении со сверстниками, лучше сделать "уроки бесед" более формальными.

Запишите на видео беседу ребенка с кем-нибудь из домашних и заставьте его сосредоточиться на каком-нибудь одном иа секретов поддержания беседы (том, который кажется вам актуальнее прочих). Затем просмотрите видеозапись вместе с ребенком и попросите его указать, в каких эпизодах ему следовало вести себя иначе.

Как уже говорилось ранее, учиться новым эмоциональным, поведенческим и социальным навыкам - почти то же самое, что осваивать новый школьный предмет или вид спорта. Ребенку всего-то и требуется, что поощрение взрослого, обратная связь, побольше тренировки и чуткий преподаватель, который будет учить его новым навыкам постепенно, шаг за шагом.опубликовано .

Лоренс Шапиро "Секретный язык детей. Детский язык жестов, снов, рисунков"

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Воспитание детей

2625

14.04.13 10:08

Любая мама, услышав от чужого человека (воспитателя, подруги, родственника), что ее ребенок необщительный, очень сильно удивляется. Как такое может быть, ведь они с ним очень много играют, разговаривают.

А в процессе совместной игровой деятельности малыш разворачивает такие занимательные сюжеты, что не общаться с ним становится просто невозможно! К сожалению, как бы замечательно и весело не было маме со своим дитем, какой бы он выдумщик не был, не является показателем того, что он может играть и полноценно общаться с другими детьми.

Проблема замкнутости и малой общительности проявляется наиболее ярко тогда, когда малыш начинает посещать дошкольное образовательное учреждение или так называемые «группы развития».

Наблюдая за ним можно заметить его желание держаться в сторонке от остальных, а при приближении к нему другого ребенка с предложением поиграть или посмотреть на его игру, он сразу прекращает свою бурную деятельность, собирает игрушки и как бы «отгораживает» их ото всех. Он таким образом оберегает свое личное пространство, в которое не хочет никого впускать.

Иногда родители на данное поведение смотрят со снисхождением. Они говорят, что достаточно немного подождать, их чадо подрастет и все изменится. Либо высказывают мнение об опережающем развитии малыша, которому играть с одногодками неинтересно в силу различий интересов.

Но все это обычные родительские заблуждения, которые в скором будущем могут стать причиной отторжения ребенка из детского общества. А результат этого может быть достаточно плачевным:

  • отсутствие друзей;
  • игнорирование не только со стороны детей, но и взрослых;
  • потеря личного достоинства, так как оно не подтверждено со стороны;
  • заниженная самооценка;
  • озлобленность;
  • одиночество.

И это далеко не все проблемы, которые могут подстерегать в будущем малыша, так и не сумевшего научиться общаться.

Если ты все-таки увидела и согласилась с существующей проблемой в общении своего ребенка, то не стоит паниковать. Она легко разрешима, надо только запастись терпением и желанием помочь малышу. Эта «работа» по преодолению необщительности будет идти в несколько этапов.

Для начала стоит понять, в чем причина. Чаще всего детские психологи говорят о «боязни чужих ». А боится он потому, что мама – это центр его маленькой вселенной.

Малыш настолько привык только к совместному с ней общению, что не допускает вероятности и возможности его еще с кем-то. Ведь мама не будет кусаться, драться, забирать любимую игрушку. И если предложит интересную игру, то лишь поможет играть, а не станет главным ее героем.

Скажешь, что это чистейшей воды эгоизм, и будешь права. Так уж устроено природой, что малыш до 7 лет не способен самостоятельно бороться с этим чувством, оно пройдет, потом, но только при твоей помощи.

Что же делать? Как помочь ребенку избавиться от этого страха?

Во-первых , стань активной участницей не только игр со своим ребенком, но и с другими детьми в песочнице. Не стесняйся этого. Вот увидишь, что через пару таких твоих «выходов» к вашим играм присоединяться и другие мамы.

А эффект будет поразительным: ребенок увидит собственными глазами, что другие дети совсем не «страшные», они умеют играть и у них есть свои игрушки, тоже интересные и красивые, поэтому ни кто не будет стремиться забрать его любимую лопатку, машинку или куклу.

Мало того ему очень захочется попросить на время игры чужую игрушку. Смело вступай в действие, сначала сама покажи пример, как надо просить, потом, предложи это сделать ему самому.

Во-вторых , приглашай, хотя бы раз в неделю в гости детей, с которыми вы вместе гуляете. Главное тут то, что в этом случае ребенок находится на своей территории, он хозяин и ему значительно проще наладить контакт.

Помни, первое время обе мамы должны быть рядом с детьми неотрывно. После нескольких таких визитов можно будет ограничиться присутствием рядом, а через месяц взрослые спокойно пойдут пить чай, пока малыши увлеченно играют.

В-третьих , когда пройдет этап «адаптации в песочнице », начинай учить малыша фразам и ответам на завязывание разговора: «Здравствуй, меня зовут….», «Спасибо, давай поиграем вместе…», «Давай вместе сделаем вот так…» и т.д.

В-четвертых , не допусти ряда ошибок, иначе все твои труды потерпят крах: не навязывай ребенку общение, он сам должен выразить желание, заразившись твоей игрой с другими детьми; на время забудь частицу «не-», она на ребенка действует прямо противоположно; заканчивай прогулку добрыми словами по отношению к другим участникам игр; обязательно поговори с малышом, выясни его отношение к происходящему и товарищам по игре, это очень важно для понимания чувств, переживаний малыша и к тому же поможет тебе найти новые способы мотивации его на общение.

И главное, наберись терпения , помни, что для закрепления навыка в поведении дошкольника требуется двадцатикратное его повторение. А в остальном тебе поможет твоя большая любовь и забота о будущем твоего «маленького солнышка».