Тема: "Народный календарь". Русский народный традиционный календарь

26.07.2019

Специфика календаря

В основе народного календаря лежит церковный календарь - месяцеслов , определяющий порядок и иерархию праздников, постов и мясоедов, в значительной степени и их терминологию. Однако содержание народного календаря, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также их ритуалы являются частью народной традиции. Основу содержания народного календаря составляет мифологическая трактовка времени, различение времени сакрального, чистого, светлого и - нечистого, тёмного, опасного, что находит отражение в названиях праздников, почитаемых и опасных дней и периодов .

Анализ примет и названий дней позволяет придти к заключению, что если бы народный календарь основывался на церковном, то в первую очередь были бы упомянуты наиболее значимые фигуры церковного пантеона. Однако в месяцеслове отмечен целый ряд «второстепенных» мученников, а большая часть учеников христа (апостолов) не указана, как и половина ветхозаветных пророков . Создавая месяцеслов, народ исходил не из христианских святцев, а из имевшихся сельскохозяйственных примет и обрядов, часто принимая святых по созвучию, чьи имена перекликаются со старорусскими названиями («мокрый день», т. е. день дождя и града, стал Днём Мокия (англ.) русск. или Днём Царя-града ; День первой встречи весны стал Сретеньем или Встретеньем ) или просто к именам святых добавил прежнее название («Купала» стал «Иваном-Купалой », «Скотий бог - сшиби с зимы рог» назвали «Власий - сшиби рог с зимы »). А одна из сотен святых, особо не отмеченных церковью - Параскева , стала на Руси одной из самых почитаемых под именем Парескева-Пятница , в честь которой даже имелся особый «Пятничный календарь».

Народный календарь бытует преимущественно в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников. У всех славян существовали в быту ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, рабоши), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции были довольно различны в составе, соотношении, толковании и названии единиц времени, составляющих народный календарь .

Комплекс воззрений и традиций, который составляет народный календарь, формировался на протяжении многих веков, начиная с языческой эпохи , и окончательно сложился в XVI - вв. В XVIII - вв. происходила значительная трансформация народного календаря под влиянием изменения официальных летоисчисления и календарных стилей , поэтому современные даты примет не совпадают, к примеру, с дореволюционными. Существуют региональные отличия народного календаря.

Учёные выделяют различные составляющие народного календаря: календарь сельско-хозяйственной деятельности , общинно-церковной жизни (православные праздники), семейный календарь, детский народный календарь, календарь молодёжных гаданий , демографический народный календарь и т. д.

Русский народный календарь отразил и специфику образа жизни православного русского крестьянина, и те природные условия, где он жил. Это, прежде всего, Центральной части Европейской России (где он и складывался), с её умеренно континентальным климатом и непостоянством переходных сезонов. Чередование сезонных явлений природы лежит в основе традиционного календаря русских .

О датах церковных праздников

Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист В. Я. Пропп считал, что:

В установлении дат празднования Церковь руководствовалась своими особыми, «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь стремилась изменить какие-то местные традиции и прежние религиозные обычаи .

Учреждая во дни языческих празднеств свои праздники, Церковь выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках. Кто утром слышал о том, что среди шумного пира поведено было усекнуть голову большего из рожденных женами, у того язычески новогоднее настроение было уже на весь день испорчено .

Многие церковные праздники являлись наследниками древних народных. Церкви не всегда удавалось удержать контроль над деревенской праздничной культурой, а некоторые сохранили свою сущность до наших дней (например: Масленица , Русальная неделя , Иван Купала). Крестьянские праздники оставались проявлением народных обычаев, сохраняя связь с древним культом плодородия и природными явлениями .

Предметы для отслеживания

Материальное воплощение народный календарь получал, как правило, в дереве, это были предшественники современных настенных и отрывных календарей. Они могли являться двенадцатигранными брусками, где каждая грань обозначает месяц, и имеет зарубки по количеству дней, или связками двенадцати дощечек, так же с отметками дней . Были также бруски шести- и четырёхгранные.

Среди дней-отметок особыми значками отмечались праздники , причём значки их обозначающие часто имели отношение к тематике праздника (например: день солнцестояния обозначался символом Солнца , день Евдокии , когда чинили инвентарь - изображением сохи и т. п.) .

Со второй половины XVII века сохранились народные месяцесловы, напечатанные на бумаге, обычно с рисунками или схемами.

Названия и приметы дней

К XIX веку русский народный календарь упоминал имена более 400 православных святых, мучеников, лиц духовных и князей. «Персонификация» календарных дней позволяла крестьянам лучше ориентироваться во времени и сохранять традиционный уклад, не опасаясь упрёков в язычестве со стороны церкви и государства.

Имена, события, идеи христианства селянами интерпретировались на свой лад, приближались к повседневным нуждам крестьян. Так мученик Евсевий в переосмыслении крестьян стал «Евсей - овсы отсей», два святых Стефана 27 апреля (10 мая) превратились в «Степана-ранопашца». Преображение Господне 6 (19) августа называли яблочным спасом (время начала сбора яблок), праздник в честь иконы с изображением спасителя 16 (29) августа - известен в народе как хлебный спас , т.е. период дожинок в уборке злаков.

Новые святые часто переосмысливались, в зависимости явлений природы для этих дней года. Вероятно, что именно наблюдения за погодой, природными явлениями, лежащие в основе народного календаря, стали причиной того, что «бытовое содержание праздников всегда оказывается более устойчивым, чем тот мифологический смысл, который в них вкладывается».

На старых русских резных деревянных календарях особо, с помощью славянских букв, монограмм и пиктограмм, выделены дни: прилета птиц (Жаворонки, Кулики); окончание санного пути (Прокоп-дорогорушитель) или наоборот - его установления (Введение или Ворота зимы), грозы в Ильин день . Эта традиция продолжает жить и в дальнейшем, народный календарь выделяет дни, для которых характерны те или иные фенологические или метеорологические явления. Приуроченные к определенному периоду года, они не связаны с прогнозом погоды, а лишь отражают сроки сезонных изменений, характерные для климата средней полосы России. Так, пограничным днём на стыке осени и зимы, народный календарь считал Покров - 1 (14) октября . «В Покров до обеда осень, после обеда - зима». Но «настоящая» зима приходила на Казанскую-осеннюю - 22 октября (4 ноября): «Казанская морозцам дорогу кажет». На Кузьму-Демьяна 1 (14) ноября «встреча зимы», а про Михайлов день говорили: «С Михайлова дня зима стоит - земля мёрзнет». Народный календарь выделяет несколько волн холода и морозов в течение зимы. Морозы: Рождественские , Васильевские , Крещенские, Афанасьевские , Тимофеевские, Сретенские (но возможна и оттепель), Власьевские и самые поздние, редкие Благовещенские - 25 марта (7 апреля) . Но уже с Обретенья - 24 февраля (9 марта) - ощущается приход весны, сначала на юге России, где зимующие птицы начинают готовить места для гнёзд, а затем и севернее: «На Обретение птица гнездо обретает». На Василия капельника - 28 февраля (13 марта) - снег начинает активно таять: «Придёт батюшка Василий капельник - и зима заплачет», на Прокопа дорогорушителя - 27 февраля (12 марта) - начинают рушиться зимние дороги .

Примечания

Литература

  1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл . - М .: Индрик , 2002. - 816 с. - (Традиционная духовная культура славян . Современные исследования).
  2. Болотов В. В. Михайлов день: Почему Собор святого Архистратига Михаила совершается 8 ноября? . - СПб. : Типография А. Катанского и Ко, 1892. - 644 с.
  3. Бузин В. С. Этнография восточных славян . - СПб. : Издательство Петербургского университета, 1997. - 96 с.
  4. Буткевич А. В. , Зеликсон М. С. Вечные календари. 2-е изд., доп. и перераб. - М .: Наука , 1984. - 208 с.
  5. Вельский районный муниципальный краеведческий музей Календарь народный деревянный . Музеи России . Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 5 мая 2012.
  6. Власов В. Русский календарный стиль // Вокруг света . - 1986. - № 8. - С. 38-42. - ISSN 0321-0669 .
  7. Киприан Керн Литургика. Гимнография и эортология . - М .: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. - ISBN 6-7873-0007-8
  8. Логинов К. К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник № 9 / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. - Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2004.
  9. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  10. Майстров Л.Е., Просвиркина С.К. Народные деревянные календари // Историко-астрономические исследования, № 6 . - М ., 1960. - С. 279-298.
  11. Праздник // Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. - М .: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - ISBN 5-8243-0410-6 .
  12. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники . - СПб. : Терра - Азбука, 1995. - 176 с. - ISBN 5-300-00114-7
  13. // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. - М .: Советская энциклопедия, 1973-1982.
  14. Руднев В. В. Аграрный календарь // Русские / Отв. редакторы: В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. - М .: Наука, 1999. - 828 с. - (Народы и культуры). - ISBN 5-02-009558-3
  15. Толстая С. М. Календарь народный // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого ; . - М .: Международные отношения , 1999. - Т. 2. - С. 442-446. - ISBN 5-7133-0982-7 .
  16. Толстая С. М. Полесский народный календарь. - М .: Индрик, 2005. - 600 с. - ISBN 5-85759-300-X
  17. Моисеева Н. И. Астрономия Древней Руси // Время в нас и время вне нас. - 1991. - ISBN 5-289-00864-0

Ссылки

См. также

Сегодня самыми известными системами летоисчисления являются юлианский календарь («старый»), введённый в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э, и григорианский календарь («новый»), который ввел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. Но история знает и другие календари - некоторыми из них пользовались древние, а другие - введены в обиход совсем недавно.

Календарь майя

Календарь майя на самом деле состоит из трех различных календарей: Длинного счета (астрономического календаря), Цолькин (божественного календаря) и Хааб (гражданского календаря). В календаре хааб было 365 дней, и он делился на 19 месяцев: в 18 было по 20-дней, а в 19м — всего 5 дней. В цолькин было 20 "периодов" по 13 дней в каждом. Цолькин использовался для определения дней церемоний и религиозных мероприятий майя. Длинный счет использовался для для определения длительных временных промежутков во "всеобщем цикле", который имеет 2,88 млн дней (около 7885 лет). Древние майя считали, что Вселенная разрушается и восстанавливается каждые 2,88 млн дней.

Международный исправленный календарь




В международном исправленном календаре 13 месяцев, в каждом из которых 28 дней. Месяцы в нем идут, как и в обычном календаре - с января по декабрь, в также в июне-июле добавлен 13 месяц — "сол". Согласно такого календаря, Пасха всегда будет 15 апреля, каждое Рождество выпадает на среду, а каждый год будет начинаться начнется в воскресенье. Тем не менее, в каждом месяце 13 число будет приходиться на пятницу. Календарь был сделан Моисеем Коствортом в 1899 году, но так никогда не был принят.

Египетский календарь


Первым календарем, который начали использовать древние египтяне, является лунный календарь, основанный на разливах реки Нил. Этот календарь получился очень неточным, и в нем могла возникнуть погрешность до 80 дней. Поэтому египтяне ввели солнечный календарь, основанный на движении звезды Сириус. Два календаря использовались одновременно, но вскоре они начали сильно различаться, что заставило египтян добавлять дополнительный месяц к лунному календарю каждые три года. Но даже с дополнительным месяцем календари не совпадали, поэтому египтяне ввели новый календарь, в котором было 365 дней, разделенных на 12 месяцев. В каждом месяце было 30 дней, а в конце года добавлялось 5 дополнительных дней.

Позитивистский календарь


Позитивистский календарь был предназначен для замены католическому календарю. Он был изобретен в 1849 году Огюстом Контом. Во всех его 13 месяцах было ровно 28 дней, разделенных на четыре семидневные недели. Каждая неделя этого календаря посвящена выдающейся личности в мировой истории.

Китайский календарь


Китайский календарь был солнечно-лунным, т. е. рассчитывался на основании положения Солнца и Луны. В году было 12 месяцев и 353-355 дней, в то время как в високосном году добавлялся целый дополнительный месяц (в результате чего в году становилось 383-385 дней). Високосный месяц добавлялся примерно один раз каждые три года. Хотя этот календарь по-прежнему используется в Китае, он в основном применяется для расчета дней китайских церемоний и свадеб, а для всего прочего используется григорианский календарь.

Эфиопский православный календарь


Эфиопия отметила новое тысячелетие 12 сентября 2007 года, через семь с половиной лет после всего остального мира. Это случилось потому, что в Эфиопии используют Коптский православный календарь, который имеет 13 месяцев по 30 дней в каждом. В високосные годы добавляется дополнительный месяц, состоящий из пяти или шести дней. Календарь часто использовался на Западе до 1582 года, после чего его сменил григорианский календарь. Эфиопия же не перешла на григорианский календарь ввиду чрезмерной консервативности и религиозности в стране.

Французский революционный календарь


Французский революционный календарь также называют французским республиканским календарем, и он был неудачной попыткой "де-христианизации" Франции. Календарь использовался во Франции с 24 октября 1793 года до 1 января 1806 года, когда он был окончательно упразднен. Год начала революции (1792) был объявлен началом новой эры. Эра "от рождества Христова" и начало года с 1 января были упразднены. Вместо этого отсчет каждого года начинался с 22 сентября (первого дня Республики). Учитывая, что календарь был введен в 1793 году, в нем было 1-го года, вместо этого отсчет сразу начался со 2 года.

Римский календарь


Римский календарь является прекрасным примером того, как календарь не должен выглядеть. Эта система летоисчисления, которую иногда называют "пред-юлианским календарем", была создана королем Ромулом во время основания Рима. В календаре было 10 месяцев, общей численностью 304 дня, а также дополнительный 61 день, которые не входили ни в один месяц или неделю. Поскольку месяцы не совпадали с сезонами года, царь Нума Помпилий добавил два дополнительных месяца, януариус (январь) и фебруариус (февраль). В последующем понтифики добавляли дополнительные месяца для своих личных целей. Некоторых из них даже подкупали, чтобы добавить или уменьшить длину года. Юлий Цезарь позже ввел юлианский календарь после того, как он стал понтификом.

Ацтекский календарь


Ацтекский календарь был составлен из двух различных календарей: шиупоуалли и тональпоуалли. В обычном календаре шиупоуалли было 365 дней, разделенных на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Пять дополнительных дней добавлялись в конце года, а еще 12 дней добавляли каждые 52 года. В ритуальном календаре тональпоуалли было 20 месяцев, разделенных на 13 дней, т. е. всего в году было 260 дней. Каждый из этих 260 дней обозначался отдельным символом и был посвящен конкретному богу. Оба календаря совпадали один раз в 52 года, и ацтеки полагали, что мир может быть уничтожен в конце каждого такого цикла. Чтобы предотвратить надвигающуюся гибель, они исполняли 12-дневный ритуал под называнием "фестиваль нового огня", во время которого практиковали человеческие жертвоприношения.

  • . познакомить с историей возникновения народных праздников;
  • . развивать творческие способности учащихся;
  • . формировать интерес к теме;
  • . активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
  • . воспитывать уважение к истории народа, страны, края, формировать бережное отношение к традициям и обычаям;
  • . прививать чувство любви к родному краю, к стране;
  • . работать над развитием речи.

Планируемые результаты:

Иметь представление об истории праздников;

Знать важные даты народного календаря;

Развивать навыки индивидуальной работы;

Учится творчески воспринимать задания, развивать воображение.

Оборудование: ПК, презентация (скачать презентацию нашего автора), картинки, раздаточный материал, видеозапись мультфильма "Ишь ты, Масленица", записи народных песен, репродукция картины Б. Кустодиева "Масленица" (1 иллюстрация на странице), календари.

Межпредметные связи: литература, история, музыка.

Ход урока

I. Орг. Момент

II. Актуализация

Сегодня к нам в гости пришел необычный мальчик. Вы, его, наверное, узнаете.

Жили в городе Цветочном

Малыши-коротыши.

Пулька верный был охотник,

Тюбик лето рисовал,

Цветик - тот еще работник!

Он стишата сочинял.

Ну а этот - самый умный,

В черном-черном пиджаке.

Он придумал шар воздушный

И на нем же улетел. (Знайка)

Работа с презентацией. Слайд № 1.

Знайка нам будет помогать сегодня на уроке. Но и спрашивает он строго! А вот его первое задание:

Отгадайте загадку:

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится? (Календарь) Слайд № 2

О каких 12 гнездах идет речь? (о месяцах)

А что это за 4 синицы в каждом гнезде? (недели)

Знаете ли вы откуда произошло слово "календарь"? Обратимся к нашему Знайке.

Слайд № 3.

В Древнем Риме первый день каждого месяца назывался "календа". Отсюда произошло слово "календарь".

Спасибо, Знайка.

Посмотрите, что я вам принесла.

Учитель показывает отрывной календарь, обычные календарики, религиозный.

Это календари. А зачем нам нужен календарь? Какие календари вам уже известны?

По гражданскому календарю живут все люди на нашей планете. Он точно указывает даты. По религиозному календарю узнают про церковные праздники.

III. Повторение пройденного материла

Блиц-опрос

А бывают ли другие календари?

Какие три календаря существовали на Руси? (церковный, гражданский и народный)

Кто издал указ о принятии юлианского календаря? (Петр I)

В каком году приняли григорианский календарь? (1918)

По какому календарю живем мы сейчас? (григорианский)

В чем разница между гражданским и церковным календарем?

Посмотрите на календари. Есть ли среди них народный? (Нет)

Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с народным календарем.

IV. Объяснение новой темы

В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.

Народный календарь складывался веками. Сначала люди передавали знания устно. Но позже стали появляться деревянные календари - "знатники". На них делали зарубки, которые указывали, "когда сеять, когда жать, когда праздники встречать".

Народный календарь строился в зависимости от положения солнца. Главными днями считались дни весеннего и осеннего равноденствия и зимнего и летнего солнцеворота.

До появления христианства на Руси наши предки верили, что существует много богов. Они не могли объяснить, почему гремит гром и сверкает молния, почему случаются наводнения, и почему после дня наступает ночь, а после весны приходит лето. Такая вера называется "язычество".

Словарная работа.

Знайка, покажи в словаре, что значит "язычество"?

Слайд № 4

Язычество - вера в существование множества богов, обожествление природы.

И праздники свои люди посвящали этим божествам.

Некоторых из них вы знаете. Знайка, покажи.

Слайды №№ 5-9

Домовой, леший, русалки, водяной, кикимора.

Задание: Дети должны назвать персонажей, указать, за какие природные объекты они отвечали.

А были и другие.

Слайды №№ 10 - 15

Род - самый главный бог, создатель всего живого

Сварог - бог неба

Перун - грозный бог войны, грома и молнии

Дажьбог - бог солнца

Велес - бог охоты

Стрибог - бог ветров

Ярило - бог плодородия

Чернобог - бог зла и тьмы

Лада - богиня любви

У богов были помощники:

Слайды 16-17

Коляда - отвечал за новогодний цикл.

Кострома - воплощение весны

Купала - тот, кто управлял самой короткой ночью в году.

Хороши славянские боги! Но страшны в гневе! Дажьбог мог наслать засуху, Ярило мог расвирипеть и погубить урожай, а Перун в гневе мог наслать страшные грозы и проливные дожди. Поэтому многие праздники посвящались божествам. Потому что главное отличие народного праздника - вера в магию, в чудо. Нужно было обязательно совершить определенные обряды, что божество помогало. А сами праздники называли "днями силы".

Словарная работа

Что такое обряд? Как вы можете объяснить значение этого слова?

Знайка, помоги найти это слово в словаре. Слайд № 18

Обряд - совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции.

Праздников было много. Сегодня мы с вами поговорим о самых главных народных праздниках, которые празднуют и сейчас.

Итак, праздник первый.

Показ отрывка из мультфильма "Ишь ты, Масленица"

Знаете ли вы, о каком празднике идет речь?

Что вы знаете о масленице?

Работа с презентацией. Слайды №№ 19 - 28

Масленица - самый шумный, самый веселый народный праздник. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Нужно было разбудить природу от долгой зимней спячки. Поэтому на масленицу было принято устраивать шумные гуляния.

Главный обряд на Масленицу - сжигание чучела. Чучело плели из соломы, оно изображало зиму. В начале масленичной недели чучело встречали, а в последний день Масленицы его сжигали. Это был символ того, что зима закончилась.

Гуляния устаривали пышные, шумные. Все выходили на улицу, пели, танцевали, девушки водили хороводы, а парни устраивали кулачные бои, соревнуясь в иле и ловкости.

Давайте, послушаем, какие песни пели на Масленицу.

Знайка, помоги.

Звучит запись народных песен. (http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/vse%20maslotexty.htm#h2)

Главное блюдо на Масленицу - блины: с медом, вареньем, сметаной, икрой, маслом. Блины на Масленицу - главное и обязательное угощение. Как вы думаете, почему?

(Блин похож на солнце)

Праздновали Масленицу целую неделю. И каждый день имел свое название:

Понедельник - «встреча» Устраивали катания с ледяных горок, пели и встречали праздник.

Вторник - "заигрыш" - начинались зимние игры

Среда - "лакомка" - всех угощали блинами

Четверг - "разгуляй" - устраивали катание на лошадях

Пятница - "тещины вечерки". Ходили в гости к родственникам

Суббота - "золовкины посиделки". Строили снежные городки, играли в снежки.

Воскресенье - "прощенный день". В этот день близкие просят друг у друга прощения за все возможные обиды, провожали масленицу, сжигали чучело.

Первичное закрепление материала

Масленичные гуляния любили рисовать и русские художники.

Показ репродукции картины Б. Кустодиева "Масленица"

Найдите приметы праздника на картине.

А как празднуют Масленицу сейчас?

Продолжение беседы

Другой большой праздник отмечали летом, в день летнего солнцестояния.

Праздник этот - Купала. Слайды №№ 29 - 31

На какое слово похоже название божества? (купать, купаться)

Днем открывались массовые купания в реках и озерах. Принято в этот день обливать всех водой. И никто не сердился.

А самое интересное начиналось ночью. Эта ночь - самая короткая в году. И наши предки верили, что в эту ночь оживает вся нечистая сила: бесы и черти, ведьмы и оборотни. Поэтому спать было нельзя.

Все отправлялись в лес или поле и начиналась славная купальская ночь. Старики разводили костер. И не просто зажигали его от свечи, а добывали огонь трением деревяшек. Такой огонь считался священным и отпугивал нечистую силу.

А молодежь потом устраивала игры возле огня. Обязательными считались две игры: прыжки через огонь и горелки.

Физ.минутка. Давайте и мы с вами попробуем поиграть.

Игра "Перепрыгни огонь"

Импровизированный огонь на полу. Несколько учеников прыгают через "костер".

А еще люди верили, что если в этот день найти расцветший цветок папоротника, то он укажет путь к зарытому кладу.

Продолжение беседы:

Девушки в эту ночь гадали на суженого. Они плели венки и пускали их по реке. Считалось, что если венок поймает юноша, быть ему женихом.

И, конечно, на Купалу пели. Давайте послушаем песни.

Звучит запись народных песен.

V. Закрепление темы

Вот вам задание от нашего помощника Знайки.

Игра "Определи праздник"

На интерактивной доске картинки, изображающие народные гуляния. Нужно определить праздник.

Картинки (или слова): блины, купаться в реке, кататься на горке, зажигать костер, плести венки, кататься на санях, прыгать через костер, не спать ночью, обливать всех водой, лепить снежки.

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что было вам интересно?

Что осталось непонятным?

VII. Домашнее задание

1) Найдите пословиц и поговорки о Масленице и Купале.

2) Найдите названия других народных праздников. Подготовьте сообщение о том, как их праздновали.

Вегетативного; земледельческого, скотоводческого, охотничьего, ткаческого, пчеловодческого и т. д.; свадебного и поминального, демонологического (ср. сезонность и календарную приуроченность появления мифологических персонажей), фольклорного (ср. календарные регламентации пения, загадывания загадок и т. п.). Каждая из этих моделей образует особый цикл и соотносится с особым кругом верований о природе и человеческой жизни; вместе с тем все они взаимно связаны .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В основе народных календарей славян лежит церковный (православный или католический) календарь, определяющий состав, порядок, иерархию единиц годового времени (прежде всего праздников, постов и мясоедов), в значительной степени и их терминологию. Однако содержательная сторона календарей, интерпретация праздников, периодов и сезонов, а также приуроченные к ним обряды, обычаи, запреты, предписания в целом не выводимы из христианского учения и являются органическим компонентом народной традиции . Славянский народный календарь можно квалифицировать как дохристианский ибо его мифопоэтическое содержание мало связано с христианской символикой.

    Содержательную основу календарей составляет мифологическая трактовка времени, различение времени сакрального, чистого, доброго и - нечистого, злого, опасного, что находит отражение в языке (в названиях праздников, почитаемых и опасных дней и периодов) .

    Народные календари сохранились в основном в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников; у всех славян были в обиходе ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, работа , болг. четули , польск. karby ), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции обнаруживают значительные различия в составе, соотношении, толковании, оценке и терминологии единиц времени, составляющих народный календарь .

    Южные и восточные славяне являются в известном смысле преемниками переднеазиатской традиции отсчитывать новый год с начала весны или от даты весеннего равноденствия .

    Календарь восточных славян

    В традиционной культуре восточных славян существуют два основных цикла обрядов:

    В основе народного календаря восточных славян лежит календарь Православной церкви, который определяет, каковы праздники, посты и мясоеды (единицы годового времени), порядок их следования, определённую иерархию этих единиц и даже во многом терминологию. Однако наполнение народного календаря, интерпретация праздников и постов, а также обрядовая сторона, если взять в целом, не выводимы из христианского учения и составляют часть народной традиции .

    Бытовая приуроченность имён святых, обозначенных в церковных святцах, только в редких случаях связана с христианской легендой. Дни, отмечаемые именами святых или церковными событиями, чаще служат лишь для обозначения периодов времяисчисления. Сельскохозяйственное осмысление церковных святцев приводило к созданию «бытовых святцев», имевших общее с церковным только в датах и именах «патронов» работ, да и то имена их нередко имели особую народную редакцию, к которым добавлялись прозвища, соответствующие трудовым или природным процессам, обрядам .

    Народный календарь бытует преимущественно в устной форме, отчасти также в форме рукописных списков праздников. У всех славян существовали в быту ещё и примитивные деревянные календари (бирки, резы, рабоши), на которых даты праздников и важнейших событий обозначались зарубками. Отдельные славянские традиции были довольно различны в составе, соотношении, толковании и названии единиц времени, составляющих народный календарь .

    Сербский народный календарь

    В сербском народном календаре сохранились остатки древних политеистических верований, обычаев и обрядов, связанных с зимним и летним солнцестояниями, осенним и весенним равноденствиями. Для древних людей эти периоды были не только астрономическими, но и хозяйственными вехами: в земледелии, например, это были заботы о посеве и росте сельскохозяйственных культур, об уборке урожая и его сохранности .

    Из наблюдения за изменениями серпа месяца (фаз Луны), человек год делил на месяцы. Дни месяца начинались с новолуния и заканчивались перед следующим новолунием. Сам месяц сербы делили на пять частей по шесть дней, которые были названы после дня отдыха недели (сейчас это название семидневного отрезка времени - седьмицы ). У древних сербов в дохристианские время в неделе было шесть дней - без субботы, которая была введена вместе с христианством. В месяце было пять недель. Точной продолжительности солнечного года не существовало, так как и в настоящее время нет точной продолжительности дня и ночи. День считается с восхода до его заката; от заката солнца до его восхода - ночь. «Половина» суток, по современному представлению, - день, а другая половина суток - ночь .

    Сербы делили год на два полугодия: летнее и зимнее. Оба полугодия связаны с весенним и осенним равноденствиями. Переходный период от зимы к лету - это весна или пролетье (серб. пролеће ), а переход от лета к зиме назывался подзимьем (серб. подзим ) или осенью. Таким образом формировалось четыре сезона примерно равных по продолжительности. В связи с различиями природных особенностей сезонов, различной сельскохозяйственной деятельностью в эти периоды и болезней на протяжении многих лет, для каждого сезона имеются свои особые поверья, обычаи и обряды.

    Летником нередко называлось 1 марта. И теперь подобное название первого марта сохранилось в деревнях Подримлья , кое-где в Косово и Черногории - пролетник (серб. пролетњак ). В далеком прошлом летник отмечается во время весеннего равноденствия, но затем в официальном календаре «переместился» на первого марта. Летник - праздник обновления природы после зимнего сна, начало летнего полугодия. До настоящее времени сохранились новогодние обычаи в этот день, которые являются аналогом рождественских. И сегодня в народе первого марта и накануне Благовещения (см. Ранило), а иногда и в другие дни, жгут навоз или перед входом в дом устраивают костёр, через который домочадцы перепрыгивают, чтобы быть здоровыми. Сжигание навозной кучи, и перепрыгивание через костёр являются пережитками, сохранившимися с языческих времён.

    В XIX веке летнее полугодие считалось с Юрия вешнего (серб. Ђурђевдан ) 23 апреля по Дмитриев день (серб. Митровдан ) 26 октября. С началом полугодия совершались сделки и наймы от начала до конца полугодия. В летнее полугодие козы были на горных пастбищах, а зимой - в овчарне; птицы отлетали на зимовку в начале зимнего полугодия и возвращающихся к началу летнего, и т. д.

    Польский народный календарь

    Болгарский народный календарь

    Болгарский народный календарь состоит из двух полугодий - зимнего и летнего, с рубежными праздниками в честь святого Димитрия (болг. Димитровден ) и святого Георгия (болг. Гергьовден ). В сущности это солнечно-лунный календарь, в котором новый астрономический год начинается с Рождества (болг. Коледа ), отмечая точку зимнего солнцестояния и праздники пасхального цикла , которые ежегодно рассчитывается в соответствии с первым полнолунием после весеннего равноденствия.

    Народный календарь состоит из 12 месяцев и 56 праздников. Четыре месяца имеют персонифицированые имена - январь, февраль, март и апрель. Одно из женских олицетворений - Баба Марта (март), сестра большого Сечко (январь) и малого Сечко (февраль). Имена других месяцев образуются в основном в соответствии с присущими для этого времени работами или по имени самого почитаемого святого в месяце .

    См. также: Болгарские названия месяцев

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Майстров Л. Е., Просвиркина С. К. Народные деревянные календари // Историко-астрономические исследования, № 6. - М. , 1960. - С. 279-298 .

    Для начала стоит немного рассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит к латинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, в свою очередь, идет от слова calare - «выкликать». Дело в том, что в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» - книга, куда записывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния.

    Однако сами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из них появились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил в разных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, как только начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дня и ночи, времен года. Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, с одной стороны, становится своеобразным итогом длительного развития человеческой мысли, наблюдений и опыта, с другой - необходимым условием для дальнейшего развития цивилизации.

    До 46 г. до н.э. в Древнем Риме действовал сложный и неудобный солнечно-лунный календарь, а потому прославленный полководец и правитель Юлий Цезарь совершает реформу в летосчислении. Согласно нововведению, Новый год начали праздновать с 1 января, а длительность года стала равняться 365,25 суток. Эра начинает определяться «от создания мира» в 5508 г. до н.э. В этом случае, например, 2008 г. следует считать 7516 г. «от создания мира», или 5508 + 2008.

    В VIII столетии была принята новая эра - от Дня рождения Иисуса Христа, 7 января (25 декабря по старому стилю) 0 г. Эту дату установил, сделав сложные расчеты, римский монах, папский архивариус Дионисий, в VI столетии. В результате юлианский календарь начал отставать от астрономического года. За 128 лет набрались целые сутки. Только по этой причине в 1582 г. папа римский Григорий XII, основываясь на проекте итальянского врача, математика и астронома Алаизия Лилие, провел реформу: были упорядочены високосные годы. Возникший в результате такой реформы григорианский календарь стал более точным и расходился на одни сутки с астрономическим не за 128 лет, а за 3323.

    В наши дни все страны в международных отношениях пользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако во внутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунные календари.

    Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тоже пришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с очень крупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» и обозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).

    На Руси календарь назывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Так как народный календарь был изначально календарем земледельческим, то это отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

    Народный календарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества. Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями.

    В результате принятия христианства в календаре проявляется слияние языческого и христианского - так называемое народное православие. Причина здесь кроется в том, что с утверждением христианства языческие праздники начинают запрещаться, а значит, получают новое истолкование или перемещаются со своего времени. Кроме закрепленных за определенными датами, в календаре появляются передвижные праздники пасхального цикла. Наиболее ярко это двоеверие нашло отражение в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы начинают восприниматься все менее серьезно и постепенно превращаются в детские игры.

    Оказывало влияние на народный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесь выделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки (конец декабря - начало января), Иван Купала - 24 июня (7 июля), март и сентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоит сказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем, с которого начинал исчисляться новый год.

    В течение некоторого времени на Руси вообще существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (аграрный). Они могли то совпадать, то снова расходиться. Из-за этого возникало довольно много разногласий. Например, встреча Нового года приурочивалась в Древней Руси к началу марта, с XIV в. церковь попыталась перенести начало года на сентябрь, но официально празднование церковного и гражданского года с 1 сентября утвердилось лишь в 1492 г. (7000 г. от «сотворения мира»). Спустя два года в Петр I обнародовал указ «лета счислять» с января. Таким образом, в Российском государстве 1699 год продолжался всего 4 месяца (сентябрь - декабрь), и новое столетие началось 1 января 1700 г. Петр I принял юлианский календарь, из-за чего к XX столетию Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей на более точный григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв, в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлен переход на григорианский календарь, так называемый новый стиль.

    И все-таки, как бы ни менялись официальные сроки начала года, народное летосчисление по-прежнему опиралось на смену времен года, беря за основные вехи период зимнего солнцеворота - Спиридоньев день. Позднее он был перенесен на 25 декабря - Рождество Христово. Использовали в качестве опорных дней и такие важные дни народного календаря, как время от Аграфены Купальницы (23 июня/6 июля) до Петрова дня (29 июня/12 июля); середина марта (Сороки- Благовещение), а также Семенов день (1/14 сентября). Семенов день и в XIX в. сохранял черты, которые напоминали о бывшем когда-то сентябрьском Новом годе.

    Определяя сроки и продолжительность времен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотя поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима.

    И народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было дела до того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, который приходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы.

    Сама же осень в крестьянском понимании могла ограничиваться периодом уборки урожая, а это примерно от Ильина дня (20 июля/2 августа) до Покрова (1/14 октября). При этом собственно лето составляло короткое время созревания хлебов: с Иваны Купалы (24 июня/7 июля) до Ильина дня или Успения св. Анны (25 июля/7 августа), редко до Первого Спаса (1/14 августа). Весну призывали в марте, и началом ее считался Егорьев день (23 апреля/6 мая).

    Кроме основных годовых сезонов, выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна - раннее лето), молодое бабье лето (конец лета - начало осени), осеницы (середина сентября), позимье (обычно октябрь) и др.

    Между двумя половинами года крестьяне видели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга. Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осень с весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждый месяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, по характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. В то же время как март, апрель и май - сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.

    С принятием христианства в жизнь вошел Церковный календарь и вместе с тем почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день (или несколько дней) в году. Эти новые святые оказались очень нужны аграрному календарю. Именно они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результате получился народный календарь образца XVIII - начала XX в., демонстрирующий такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Стоит отметить, что народное православие возникло не как механическое соединение двух мировоззрений, когда без особого труда вычленяются элементы языческие и христианские. То, что возникло в конечном итоге, напоминало необратимую химическую реакцию, где в результате соединения двух веществ получают третье со своими, только ему присущими свойствами. В качестве подтверждения можно привести пример того, что народные (языческие, неофициальные) праздники естественно вбирались церковными и подчинялись им, поскольку и те, и другие были проникнуты двойственным мироощущением. Христианские праздники, в свою очередь, относительно легко поддавались бытовому осмыслению, ибо большинство из них имело языческое происхождение.

    Конечно, русская церковь, как известно, на протяжении веков боролась с язычеством, обрушиваясь прежде всего на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Вот только ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковные и тем самым совершенно искоренить язычество не привели к ожидаемому результату. И главная причина заключалась в том, что язычество было просто необходимо земледельцу. Оно соответствовало его практическим и духовным потребностям, а потому и не погибло под тяжестью новой религии, а, растворившись в ней, одновременно поглотило ее, образовав нечто новое - бытовое крестьянское православие со своими праздниками, трудовым ритмом и собственной эстетикой.

    От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченные к дням годового цикла, а от язычества - распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьма значимым оказалось совмещение народного, аграрного (солярного в своей основе) счета времени с церковным летосчислением по Пасхе. Это привело к сосуществованию дат и праздников в числе, иначе говоря, закрепленных за определенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи. Так, к примеру, Масленица могла справляться в период с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха - между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение - в течение всего мая. Сроками Пасхи определялась длительность Петровского поста и пр.

    Народный календарь включает в себя поразительное соседство самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (с нашей материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. В нем переплелись и трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие и праздничный разгул.

    В народном календаре славян одушевляются не только земля, растения, водоемы, явления природы (град, мороз и т.д.), но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Собственное имя было и у большинства недель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Свои названия имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы (введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).