Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Формирование основ экологической культуры
у детей дошкольного возраста »
«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры»
«В гости к леснику»
время обучения 17.04.2017 -21.04.2017г.
Выполнила:
Павлова Наталия Викторовна,
воспитатель, с/п «Д/с « Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска
Самара, 2017г.
Игровая обучающая ситуация
«В гости к леснику»
(игра путешествие)
возрастная группа: старший дошкольный возраст
Тема недели: «Лес»
Задачи:
Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателях(диких животных, растениях). Уточнить представления детей о жизни диких животных леса. Формировать обобщенное представление о профессии лесник (кто такой лесник? , чем он занимается? , где он живет?). Формировать представление о строение дерева и разнообразии листьев. Закрепить правила поведения в лесу. («Познавательное развитие»)
Воспитывать бережное отношение к природе,бережно относится к живым объектам (растения,насекомые, животным).Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование основ безопасного поведения в природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Развивать связную грамматически правильную речь детей, расширить словарь детей словами: лесник, сторожка, дубрава, роща, опушка. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. Следить за четким произношением стихотворения. Образовывать суффикс «ок» в существительных. («Речевое развитие»)
Развивать двигательную активность, используя физ. минутку. («Физическое развитие»).
Методы и приемы :
- практические : игра « Кто где живет?» , игра –пазл «Дикие животные» , игра « С какого дерева лист?» , игра коврограф-ларчик « Части дерева» , игра «Подумай -разбери», загадывание загадок о диких животных, конструирование муравейника из палочек Кюизинера.
- наглядные : просмотр ролика о жизни муравьев, рассматривание иллюстраций с животными леса, деревьев.
- словесные : беседа, рассказ, объяснение задания, словестная игра « Четвертый лишний» .
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный материал : игрушки диких животных (медведь, зайцы, белка, ежик, лиса) , кукла – лесник, муравейник, мешок для мусора, слайд с изображением домика лесника, 2 ствола деревьев (коврограф), карточки с загадками, письмо от лесника, муляж гриба, корзина с шишками, веточками, желудями, листочками, пазл « Части дерева» (коврограф) , разрезные картинки с изображением диких животных (ежик, медведь, заяц, белка).
- Раздаточный материал : картинки с изображением домов животных, бытовой мусор (пластиковые бутылки, пакеты, бумага), конструктор для муравейника (палочки Кюизинера) , листья: дуб, береза (коврограф) .
Оборудование : магнитофон, коврограф- ларчик (Воскобовича), телевизор, столы.
ТСО : диск с видео – роликом о жизни муравьев, диск с песней « на полянке зайки танцевали».
Воспитатель приглашает детей в экологическую комнату.
Дети входят и встают вокруг пенька, на пеньке лежит письмо от лесника. Воспитатель : Ребята давайте прочитаем письмо и узнаем от кого оно. Оказывается, дедушка-лесник приглашает нас к себе в гости! Кто из вас хотел бы отправиться в лес? (ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, кто такой лесник? Чем он занимается?
Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
А живет лесник в сторожке - от слова «сторожить». Значит, он сторожит лес.
А как же нам туда попасть? Давайте спросим у леса подсказку.
Здравствуй, лес дремучий лес
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Всё открой – не утаи,
Ты же видишь мы свои.
Ой ребята смотрите, кто это там? А чтобы вы догадались я помогу вам и загадаю загадку об этом животном (загадка о лисе) .
Дети отгадывают .
Воспитатель ,а давайте спросим у неё дорогу до сторожки лесника.
Дети спрашивают у лисы как дойти до сторожки лесника.
Лиса, лисонька скажи
Нам дорогу покажи.
Воспитатель в роли лисы: Я вам покажу дорогу, только сначала помогите мне.
Воспитатель : Лисонька, а что случилось?
Воспитатель в роли лисы : Мои друзья прислали мне свои фотографии, но внезапно подул ветер и они порвались и перемешались. Помогите мне, пожалуйста собрать фотографии. (игра-пазл).
Дети справляются с заданием, и лиса показывает им дорогу дальше.
Дети благодарят лису, и продолжают путь.
На пути у путешественников встречается муравейник, засыпанный мусором.
Воспитатель спрашивает у детей , а вы знаете чей это домик. (Ответы детей) . А что же с ним произошло? (ответы детей) Ребята давайте с вами посмотрим, как же строят свои домики муравьи (видео-ролик).
Ребята посмотрите возле нашего домика много разных вещей (мусор и веточки). А как вы думаете, как мы можем помочь муравьям? (ответы детей) Правильно нам нужно убрать весь мусор, а с помощью веточек помочь муравьям достроить муравейник.(конструктор) . Игра « Подумай- разбери».
Воспитатель : Какие же вы ребята молодцы!
Ой смотрите, кто это там скачет на полянке. (ответ детей)
Ребята это зайчата, давайте у них спросим, как нам дойти до сторожки лесника.
Воспитатель в роли зайца : Конечно, мы вам скажем, если вы снами потанцуете.
Воспитатель : ребята потанцуем с зайками. (ответ детей).
(Физ. минутка под песню «На полянке зайки танцевали»).
Зайки благодарят детей за танец, и указывают дорогу дальше.
Дети благодарят зайцев и продолжают путь.
Воспитатель : ребята, а кто это у нас там в кустах прячется?
Дети: медведь и детеныши диких животных (бельчонок, медвежонок, зайчонок, лисенок).
Воспитатель : Здравствуй, дедушка медведь, а подскажи нам пожалуйста, как пройти нам к сторожке лесника.
Воспитатель в роли медведя : Я бы вам помог, только некогда мне сейчас.
Дети : А что ты делаешь?
Воспитатель : может мы с ребятами тебе поможем?
Воспитатель в роли медведя: Да, вот беда у меня. Собирал я в лесу малину, и вдруг слышу, кто –то плачет. Подошел я посмотрел, а это зверята играли на лесной опушке и потерялись. Помогите мне ребята найти их дома.
(игра « Кто где живет?»)
Воспитатель в роли медведя : Ребята какие же вы умные, а идти вам надо вон к тем деревьям.
Дети благодарят медведя, и продолжают свой путь.
Воспитатель: Вот ребята мы свами и дошли. Посмотрите ребята какие разные деревья бывают в лесу(показывает картинки). В руках у воспитателя появляется белочка, ребята смотрите кто это? Правильно это белочка. А пока вы рассматривали деревья. белочка рассказала мне, что в лес приходили плохие люди и срубили дерево с её дуплом. Ребята а можно так поступать с деревьями. (Ответ детей ). Белочка не плачь, мы с ребятами посадим тебе новое дерево, где ты будешь жить. Поможем ребята белочке. Дети : Да.
Игра «Части дерева»
Воспитатель: Ребята какие же вы молодцы! Ой, ребята меня кто-то уколол.
А как вы думаете, а кто в лесу колючий? Дети : ёжик.
Воспитатель : здравствуй, ёжик почему ты меня уколол?
Воспитатель в роли ежика : Просто я очень зол.
Воспитатель: Что же тебя так расстроило?
Воспитатель в роли ежа : Смотрите ребята, вчера под этим пенечком рос грибок, и я решил что подожду когда он подрастет, я его заберу. Ведь мы ежи питаемся грибами и ягодами. Но вдруг подул сильный ветер, и сдул листья с деревьев, и мне ни как не добраться до грибочка. Посмотрите ребята здесь разные листья. А вы знаете с каких деревьев эти листья? (Ответы детей ) .Я вам подскажу, смотрите слева (с левой стороны на коврографе висит картинка березовой рощи) березовая роща, там растут березы, а вот с права (с правой стороны картинка дубравы) дубрава, там растут? (ответ детей ). Помогите мне раздать деревьям их листочки. Игра « С какого дерева лист?»
Спасибо ребята вы нам с белочкой очень помогли. А что же выделаете в лесу? (ответ детей)
Воспитатель : Да, мы едем в гости к леснику.
Воспитатель в роли ежа : так вы уже пришли, вон она сторожка лесника.
Дети благодарят зверей и подходят к сторожке лесника.
Дети вместе с воспитателем зовут лесника.
Появляется лесник(воспитатель) : Здравствуйте, ребята! Как хорошо что вы пришли ко мне в гости. А мне лесные жители уже передали по нашей лесной почте, что вы с ними играли, никого не обижали и всем помогали. Молодцы! Но мне бы хотелось, чтобы вы и меня, старого, порадовали.
И поиграли со мной в забавную игру, я очень люблю эту игру.
Воспитатель : Здравствуй лесник, мы любим играть, и с тобой с радостью поиграем.
Лесник: Я буду называть несколько слов, а вы будете угадывать где же я ошибся.
Игра « Четвертый лишний».
Спасибо вам ребята повеселили старичка, а за это я подарю вам корзину подарков, в неё я положил шишки, веточки, желуди, листочки. Из них вы сможете сделать много разных поделок в память о нашем путешествии.
Дети и воспитатель прощаются с лесником и лесом, читают стихотворение
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной, колючий ёж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала.
И возвращаются в сад.
Воспитатель : Ребята вам понравилось наше путешествие.
Дети : Да
Воспитатель : А что же нового вы узнали?
Дети рассказывают.
Воспитатель : Молодцы ребят! Теперь вы знаете что нужно беречь природу.
Юлия Гудкова
Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие Незнайки в лес»
Дидактические задачи:
1) Формировать обобщенное представление о лесе и его обитателей; диких животных, птицах; Уточнить представления детей о жизни лесных зверей – медведе, волке, лисе, зайце; Формировать представление о лесе как сообществе деревьев, животных и птиц; закрепить правила поведения в лесу. Убеждать детей в полезности всех видов животных и растений; («Познавательное развитие»)
2) Способствовать творческому использованию в играх представление о природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
3) Развивать речь детей, пополнять словарь словами роща, бор, дубрава. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения. («Речевое развитие»)
4) Развивать двигательную активность, через физ. минутку. («Физическое развитие»)
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать бережное отношение к природе осознанно, бережно относиться к деревьям ближайшего природного окружения, как к живым объектам. («Социально – коммуникативное развитие).
Методы и приемы:
- практические - игра «части дерева», игра «с какого дерева листочек», игра «раз, два, три», рисование леса и его обитателей.
- наглядные - иллюстрации с изображением различных деревьев, птиц, диких животных.
- словесные – беседа, загадывание загадок, считалка.
Материалы и оборудование: Картинки диких животных, птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц, цветные карандаши, краски, кисточки, непроливайки, альбомный листок.
В группу вбегает Незнайка со словами «Я бегал и мне на пути встречались различные деревья и животные, я так и не понял, где я находился? Быть может детишки - поможете мне узнать, где я был?» Воспитатель спрашивает у детей - поможем Незнайки? (ответы детей). Воспитатель удивлен, что Незнайка не знает что такое лес, и кто живет в лесу.
Воспитатель проводит с детьми беседу.
Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? (Да)
А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т. д.)
Воспитатель предлагает детям отправиться в лес, взять с собой Незнайку и познакомить его с лесом и с лесными животными.
Воспитатель спрашивает у детей, на чем можно отправиться в лес? (ответы детей на машине, на велосипеде, на лошади, на автобусе.) Молодцы вы много видов транспорта назвали, но мы поедем на автобусе. А чтобы ехать на автобусе, кто нам нужен? (ответы детей шофер, кондуктор)
Воспитатель распределяет роли, с помощью считалки. (Среди мальчиков выбираем водителя, среди девочек кондуктора остальные пассажиры).
Дети садятся на стульчики (автобус, покупают у кондуктора билеты, отправляются в путь доезжают до станции «Лесная».
По приезду в лес воспитатель сообщает детям и Незнайки что лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.
Воспитатель загадывает детям три загадки, о деревьях (о дубе, осине, липе)
Незнайка знакомится с деревьями. Для того чтобы лучше Незнайка запомнил деревья воспитатель предлагает сыграть в игру “Раз, два, три…”. Показывает картинку с изображением дерева и считает: раз, два, три. Дети превращаются в дерево, изображенное на картинке:
Сосна – руки разведены в стороны;
Ель – руки полуопущены вниз, кисти в стороны, пальцы вместе;
Осина – реки подняты вверх, пальцы сжаты;
Дуб – руки подняты широко вверх, пальцы кистей разведены;
Береза – руки вверх, кисти рук опустить.
Воспитатель спрашивает у детей дерево живое или нет? (варианты ответов детей живое).
Почему так думаете? (варианты ответов детей потому что, как все живое питается, спит, размножается и дышит).
С помощью чего деревья дышат? (варианты ответов детей с помощью листьев). Незнайка, а ты знаешь, из каких частей состоит дерево? (ответ Незнайки нет).
Воспитатель предлагает детям игру «Части дерева» разрезные картинки
Дети собирают по трое, деревья, называют это дерево и части дерева (корни, ствол, ветки, листья). Незнайка смотрит и запоминает.
Воспитатель обращает внимание на листочки, которые лежат на полу.
Ребята посмотрите, сколько листочков на земле, был сильный ветер, сорвал листочки с деревьев, все листочки перепутались, посмотрите какие деревья грустные стоят, давайте поможем деревьям, подберем каждому дереву свой листочек.
Воспитатель, проводит игру «С какого дерева листок».
(дети «оживляют деревья»)
Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками!
Воспитатель проводит Физ. минутку «Мы по лесу погуляли»
Мы по лесу погуляли и немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,
А потом все дружно встали, великанами все стали.
Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Вам приятно находиться в таком лесу? (Да)
Воспитатель спрашивает у детей, ребята скажите Незнайки, кто еще живет в лесу (ответы детей дикие животные).
Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке, картинки лежат на пенечке (стульчик).
Ребятам предлагается рассказать о жизни зверей, которые живут в лесу.
Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводят лето и зиму. Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются. (Ответы детей).
Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.
Ответы детей (самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).
Воспитатель предлагает детям вспомнить и познакомить Незнайку с основными правилами поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т. п.)
Воспитатель рассказывает, что в каждом лесу много различных птиц. На деревьях развешены птицы, дети по очереди подводят Незнайку к птице и называют эту птицу, воспитатель помогает детям.
Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.
Воспитатель предлагает детям и Незнайки возвратиться в группу, считалкой распределяет роли шофера, кондуктора.
Все садятся в автобус, и возвращаются в группу. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.
По приезду в детский сад ребятам предлагается нарисовать лес и его обитателей, и подарить Незнайки, чтобы он помнил о лесе и о его обитателях. Незнайка забирает рисунки, благодарит детей за помощь, уходит.
В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых .
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра . Ее характеризуют следующие моменты:
Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» .
Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях.
Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям . Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.
Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.
Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе .
Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают.
Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации .
Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия , Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
« Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС)
по формированию основ экологической культуры
« Путешествие по экологической тропе ».
в старшей группе
Игровая обучающая ситуация
«Путешествие по экологической тропе»
(игра-путешествие)
Старшая группа
Программные задачи: Воспитывать любовь к природе, умение и желание о ней заботиться. («Социально-коммуникативное развитие»)Воспитывать интерес к окружающей природе. («Социально-коммуникативное развитие»)Обеспечивать позитивное отношение к окружающему миру, природе. («Социально-коммуникативное развитие»)
Оборудование:
Ребята, сегодня, придя в группу, я обнаружила, что домовенок Кузя оставил нам в группе корзинку, в ней бутылочки с водой. Интересно, зачем он нам их принес? Как вы думаете? (предположения детей)
Дети находят записку.
«На экологической тропе нужна ваша помощь».
Ну, что же, придется нам отправиться в путешествие. Хотите?
А в путешествие мы отправимся на нашем веселом паровозике.
(звучит минусовка песенки « Мы едем, едем едем» Дети подпевают воспитателю(машинисту)
Мы едем(3р)
И песенку поем
О том, что солнце светит,
И Радостно кругом.
Тра-та-та(2р)
Ах, какая красота
Дерево, кусточки,
Бабочки, цветочки
Все с тобою мы рассмотрим
И названия запомним (2р)
Остановка первая « Куст сирени»
Ребята, что это?
Чем он отличается от дерева? Какую пользу приносит человеку? (рассматриваем куст)
Найдите на цветущей веточке цветок с 5 или 7 лепестками, говорят, что кто найдет, того ждет удача.
Молодцы, ну здесь кажется все в порядке. Сфотографировали Сирень на
Остановка вторая «Дерево липы»
Что это за дерево? Как вы догадались? Какую пользу оно приносит человеку.
Посмотрите вокруг много разных деревьев. Давайте поиграем в игру.
А теперь, может быть, кто-нибудь вспомнит стихи о деревьях, которые мы выучили в этом году.
(про осинку, про дуб, про березку и т.д.)
Остановка третья « Ландыши»
Что это за цветы? Я расскажу вам одну сказку. Однажды в царство эльфов пришли охотники из других стран. Они взяли себе то, что им не принадлежало, а именно: жемчужины из сокровищницы эльфов. Тогда король этой крохотной страны рассердился и обратил все жемчужины в белые дурманящие цветы. Эти цветы во первых, дурманящие, во вторых, имеют ядовитые плоды, но в то же время они и лекарственные растения. Ландыш даже был когда-то эмблемой докторов медицины. Самое знаменитое лекарство – ландышевые капли - капли Зеленина – очень нужное лекарство для людей, страдающих сердечными заболеваниями.
А какие еще лекарственные растения растут на нашем участке? Молодцы. Скоро появиться полянка подорожников, клевера. А полянка одуванчиков уже из желтой превратилась в белую. Давайте мы соберем картинки лекарственных растений (пазлы крупные).
Остановка четвертая « Фруктовые деревья»
Ребята, посмотрите, плодов еще нет, но висят какие - то карточки с буквами. Вспомните кА, что это за буквы? Это названия витаминов, которые встречаются во фруктах и ягодах, именно поэтому, очень полезно, для нашего организма, кушать фрукты и ягоды.
А здесь и одна из наших любимых игр. « Фрукты – ягоды ».
Детям раздаются картинки фруктов и ягод. Воспитатель командует « Ну кА фрукты, стройся в ряд, я командир вы мой отряд» Потом вместе с детьми проверяем все ли построились верно. Затем воспитатель меняет карточки. Играя последний раз, следует дать детям все карточки с фруктами.
Осмотрите растение, не нужна ли ему помощь?
Остановка пятая « Огород»
Что растет на огороде? Но еще только весна. Когда созреют овощи? А что для этого надо делать? Сейчас нужна наша помощь на огороде? Да, конечно, молодцы, заметили. Наша рассада поникла и её надо полить. Посмотрите есть ли в лейке вода? Нет. Видно тот кто поливал огород накануне забыл наполнить лейку. Как же быть? Как вы думаете? Вот для чего нам домовенок дал с собой воду. Поможем растению? Поливайте, только осторожно, растения еще хрупкие и могут сломаться.
Ой, ребята, посмотрите, а на нашей грядке выросли загадки. Отгадаем? Да.
1. Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)
2. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
(И другие.)
Как назвать одним словом лук, свекла, морковь, репка? Молодцы это действительно корнеплоды. А вы знаете какие-нибудь пословицы про овощи?
Каждому овощу свое время.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Лук от семи недуг
.
Вот какие молодцы! Вам понравилось путешествовать? Что нового вы узнали? А теперь нам пора возвращаться в группу. Нам надо еще для мам и пап фоторепортаж подготовить о нашем путешествии. Хотите? Тогда в путь.
ОТВЕТЫ
(по С.Н. Николаевой).
-
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги: это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнений (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.), Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, Иногда пенопластовые фрукты и овощи.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.
Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует собирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом в ходе образовательной деятельности в любой возрастной группе. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хорошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы и др.).
Методика проведения экспериментальной (поисковой) деятельности.
Фундаментально вопрос об использовании исследовательской деятельности в работе с детьми изучался Л. М. Маневцовой. Автором выделены четыре этапа в становлении элементарной исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый этап – начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна постановка задачи и самими детьми)- проблема.
Второй этап. На данном этапе осуществляется первичный анализ и выдвигаются предположения – гипотеза (например, на асфальте лужи, потому что прошел дождь, наполивал дворник).
Третий этап. На данном этапе вместе с детьми отбираются способы предположений, выдвинутых детьми, осуществляется проверка – исследование (крыши домов и листья на деревьях сырые…)
Четвертый этап. Анализ полученных результатов, формулировка выводов – решение (на асфальте лужи - прошел дождь).
Постепенно, по мере становления исследовательской деятельности, у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты.
Существует несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи отмечают, что опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности.
По определению педагогов, опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.
В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями.
В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:
1. Принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;
2. Ее анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах;
3. Отбор способов проверки;
4. Проверка предположений;
5. Формулировка выводов.
Для того чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:
Четкость формулировки целей и задач опыта;
Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;
Для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;
При проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.
Фиксация опыта.
Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
Таким образом, исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.
3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.
2. Виды моделей.
3. Методика использования моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей.
Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования.
Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Л. М. Маневцовой, Н.Н.Поддьякова, И.А.Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта
информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).
2. Виды моделей:
1.Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.
2. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Подготовка к экскурсии.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе. Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей.
Работа после экскурсии.
Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются в образовательной деятельности, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки) и организовать наблюдения.
Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.
6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста
1.Первично-ознакомительный тип занятий
2.Обобщающий тип занятий.
3.Углубленно-познавательный тип занятия
Первично-ознакомительный тип занятий. На протяжении всего дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Их главным компонентом являются различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления.
Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях такого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях их поведения.
Обучение детей на занятиях первично-ознакомительного типа осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.
Во всех вариантах этих занятий первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.
Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Он задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем он обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В младших группах слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.
В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, он разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.
Со старшими дошкольниками занятия первично- ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт, и круг представлений.
Большое значение занятия первично-ознакомительного типа имеют в ознакомлении старших дошкольников с природой родного края.
Задача коллектива каждого детского сада - собрать иллюстративный (вырезки из журналов, открытки, фотографии, картины природы, написанные мастными художниками), а также литературный и фольклорный материалы и разработать циклы занятий для старшей и подготовительной групп. В цикл могут входить 3 - 4 занятия, их тематика может быть примерно следующей.
1.«Мой край родной - я здесь живу».
2.«Заповедные места нашего края».
3. «Ремесла нашего края».
4. «Люблю тебя, мой край родной».
Углубленно-познавательный тип занятия. Углубленно-познавательные занятия строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, на них воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой.
На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа. Углубленно-познавательная характеристика каждого из этих занятий заключается в следующем.
На первом из обозначенных занятий воспитатель рассматривает с дошкольниками особенности передвижения птиц по воздуху, их приспособленность к жизни в наземно-воздуш-ной среде. Обращает внимание на свойства воздуха: он незаметный, легкий, неплотный, человек не может на него опереться и взлететь. Птицы приспособлены к передвижению по воздуху: имеют легкое, обтекаемое тело, едят часто и понемногу; отталкиваются от воздуха большой поверхностью расправленных крыльев и хвоста; тело покрыто легкими перьями - маховыми и пуховыми, маховые имеют плотную поверхность и полый стержень.
На втором занятии воспитатель обсуждает с детьми состав зимующих птиц, выделяет среди них растительноядных (чиж, снегирь, щегол), всеядных (воробей, ворона, голубь, галка) и насекомоядных (синица, дятел, поползень). Показывает, какие именно особенности питания позволяют остаться им на зиму.
Тема третьего занятия предусматривает сравнение образа жизни, поведения зимующих и перелетных птиц, их приспособленности к сезонно меняющимся условиям.
На четвертом занятии воспитатель расширяет представление детей о волнистых попугайчиках на примере живущих в естественных природных условиях: показывает среду их обитания (Австралия), способ передвижения и питания на деревьях, маскировку среди листьев. Рассказывает о том, что у нас эти птицы живут в неволе, являются декоративными (были выведены породы с разной яркой окраской перьев).
Занятия углубленно-познавательного типа строятся по разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Обобщающий тип занятий. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии.
На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе сформировать обобщенное представление.
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.
Формирование обобщенного представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых животных. Воспитатель вывешивает картины с изображением, например, коровы и собаки, затем строит беседу следующим образом: просит детей назвать животных, спрашивает, к каким - домашним или диким - их можно отнести. Сообщает: «Мы сегодня с вами узнаем, какие животные называются домашними. Потом вы сами сумеете разобраться в разных примерах». Задает вопрос, который соответствует первому признаку обобщенного представления: «С кем живут корова и собака? (Ответы.) Они живут вместе с человеком: корова - в коровнике, собака - в будке во дворе усадьбы хозяина (в городе - в квартире). Корова и собака - домашние животные, потому что они живут вместе с человеком».
У детей 5 - 7 лет можно сформировать обобщенные представления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимующих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут попугаи, канарейки), о домашних птицах (если дети имеют опыт общения с курами, гусями, утками, индюшками). Конечно, с дошкольниками следует провести обобщающие занятия о сезонах, при этом следует иметь в виду, что значимыми признаками переходных периодов (осени и весны) являются разные изменения (например, осенью день все время уменьшается, холод нарастает и т.д.). Важным компонентом этих занятий являются календари природы, которые дети ведут вместе с воспитателем (см. ранее). Три страницы календаря отражают в начале, середине и конце сезона различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возможность полноценно построить обобщения.
Можно подвести детей к обобщениям, в основе которых лежит тип питания. Хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Растительноядные животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр.) устроены по-другому, у них иные формы приспособленности.
В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют их глубокую интеллектуальную подготовку к школе.
Значение
1. Иллюстративно- наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, получаемые в ходе непосредственного восприятия природных явлений.
2.С помощью иллюстративно-наглядного материала формируются знания об объектах или явлениях природы, которые в данный момент не доступны.
3. Иллюстративно- наглядный материал позволяет дать детям представления о длительно протекающих в природе явлениях (Н: рост развитие растений и животных, сезонные явления природы).
4. С помощью иллюстративно- наглядного материала обобщаются и систематизируются знания детей, устанавливаются связи и отношения в природе.
5. Формируется эстетическое восприятие природы, обогащение эстетических впечатлений и чувств.
Требования к иллюстративно- наглядному материалу
1. Реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника.
2.Художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
3. При использовании иллюстративно- наглядного материала учитывать возрастные особенности детей.
4. Животные или растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.
5. В видеофильмах, кинофильмах должен быть не сложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.
Виды картин:
Предметные – это те, в которых присутствует один или несколько предметов, явлений, где нет действия.
Сюжетные , где отражены события проходящие в определенной временной последовательности с какими – нибудь героями. К ним относятся одиночные картины и серии картин «Домашние животные», «Дикие животные», «Мир животных» и др.
Художественные картины – это вид изобразительного искусства, созданы художником, к ним относятся пейзажи и натюрморты
Требования к вопросам при рассматривании картин (последовательность):
1.Название. Как бы ты назвал эту картину? Что (Кто?) изображен на картине?
2. Выявление характерных признаков предмета или явления. Какого цвета? Какого размера? Форма? Сколько?
3.Вопросы направленные на назначение и взаимосвязь частей предмета или объекта. Для чего растению стебель? Почему котенок лежит рядом с кошкой?
4. Вопросы на обобщения. Какое время года? На картине изображено: животные пасутся на лугу, вдалеке дом, о каких животных идет речь?
МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников
Вопросы к квалификационному экзамену:
1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
2. Методика организации экспериментирования в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.
3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
4. Наблюдения и их место в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
5. Проведение природоведческих экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.
6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
7. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
8. Уголок природы в детском саду, его значение, организация. Подбор растений, их сменяемость.
9. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
10. Использование календаря наблюдений за сезонными изменениями природы в старшей группе.
11.Экологическая тропа и ее роль в формировании представлений об окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста.
12.Итоговые беседы в формировании представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.
ОТВЕТЫ
1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой (по С.Н. Николаевой).
1. Определение игровой обучающей ситуации (ИОС) и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
2. Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий
1. Определение игровой обучающей ситуации и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
Игру проводят воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическог© воспитания.
Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий