Родительский клуб в школе. Конспект занятия. Для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение (совместно с родителями)

22.04.2019

Родительский клуб «Вместе»

Тема встречи: «Мудрость родительской любви».
Цель: установить контакт и доверительные отношения с родителями, сплотить группу.
Задачи: ознакомить присутствующих со стилями общения в семье; сформировать у родителей ответственное отношение к воспитанию физически и психологически здорового подрастающего поколения.
Семья одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период своего существования. Семья, родственники – своеобразный центр формирования личности ребенка, воспитание его характера, воли, общественного сознания. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка – пример для подражания.
1. Упражнение-знакомство «Расшифруй свое имя».
Цель: Содействовать сплочению группы, создать доброжелательную атмосферу.
Педагог-психолог: в начале встречи мы с вами изготовим визитки для того, чтобы впоследствии нам было проще общаться.
Пусть каждый из вас напишет на визитке своем имя так, как он хочет, чтобы его называли в группе.
Затем пусть каждый из вас расшифрует свое имя (то, которое написано у вас на визитке): напишите напротив каждой буквы вашего имени, каким (или какой) вы себя представляете.
На выполнение этого задания дается 2-3 минуты, затем каждый зачитывает расшифровку своего имени.
2. Правила работы в группе.
Цель: акцентировать внимание участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
П-П: Для того, чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю их вам:
- открытость общения;
- активность;
- безоценочность суждений;
- добровольность участия;
- здесь и сейчас.
3. Беседа «Ожидания от своего ребенка»
П-П: Несомненно каждый родитель старается дать своему ребенку все самое лучшее. У каждого из нас есть определенные ожидания по поводу своих детей. Сейчас я прошу вас, не задумываясь надолго, письменно изложить то, чего вы ждете от своего ребенка в будущем. (Родители записывают свои варианты ожиданий, затем располагают записи вокруг портрета ребенка).
Чтобы все ожидания сбылись вам необходимо правильно взаимодействовать с ребенком, нужен тесный контакт, это позволит лучше понять малыша. А понять своего ребенка может только мудрый родитель, тот, который правильно общается с ним. Мудрости можно учиться, наблюдая за ребенком, вспоминая собственное детство, анализируя проблемы и конфликтные ситуации.
3. Беседа на тему: «Какой он, мудрый родитель?»
4.Упражнение «Солнышко светит на тех, кто…» .
Цель: формирование рабочего настроя, повышение настроения, развитие сплоченности коллектива.
Инструкция: «Я предлагаю встать и пожать руки тем, на кого светит солнышко. Итак, солнышко светит на тех, кто:
- формирует в детях чувство высокого самоуважения и уверенности в себе (это главное в семье в воспитании);
- поддерживает домашний климат, в котором ребенок чувствует, что он любим самым важным человеком в его жизни – мамой;
- использует контакт глаз (10 минут);
- использует физический контакт;
- использует прием активного слушания;
- читает литературу по вопросам воспитания (например, Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», Гиппенрейтер Ю. «Общаться с ребенком. Как?» и т.д.);
- иногда для ребенка становится Карлсоном, который живет на крыше; имеет друзей детства;
- считает себя счастливым.
5. Упражнение «Мне в воспитании ребенка помогает…» .
Цель: способствовать осмыслению собственных ресурсов, помогающих в воспитании ребенка.
Инструкция: «Предлагаю вам по кругу закончить фразу «Мне в воспитании ребенка помогает…».
6. Упражнение «Клубочек».
Цель: рефлексия родительских чувств по отношению е ребенку.
Инструкция: Родителям предлагается произнести имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье, при этом перекатывая клубочек друг другу. Упражнение повторяется 2-3 раза.
Резюмирование: Как мы обычно хвалим ребенка? Молодец! Как красиво! Ты сегодня такой хороший! Похвала может быть подъемной – прямой, косвенной, фантастической, какой угодно, лишь бы она подняла уверенность в себе, чтобы дело, поведение, требуемое от ребенка, окрасилось для него радостью, представилось привлекательным и достижимым. Вдохновляйте любым способом. Кроме шаблонов, годится все. И, совсем замечательно, если вы, не оценивая, опишите словами то, что произошло, что вы увидели. Например: после хождения с 5-ти летним сынишкой по магазину скажите: «Я высоко ценю твою помощь в супермаркете. То, как ты ставил пакеты с молоком в корзину. Ты мне здорово помог!». Истинная любовь – это любовь ни за что и несмотря ни на что. Замена оценки на описание освобождает детей от тяжелого груза, приносит облегчение и способствует развитию. Так какие же слова ласкают душу:
Ты самый любимый (любимая)!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали!
Я радуюсь твоим успехам! Какое счастье, что ты у нас есть! - Что значит принимать ребенка безусловно? (ответы участников) Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровым и счастливым, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

7. Упражнение «Шесть платочков».
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.
Инструкция: Приглашается один доброволец, который будет играть роль ребенка. Затем рассказывается следующая история:
Ты мой маленький ребенок. Мы спешим с тобой в детский сад. А ты очень энергичный, любознательный, задающий кучу вопросов ребенок - Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.
- Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой! Перестань глазеть! – я тебе отвечаю. (Завязываю глаза платочком)
Мы бежим дальше, и я встречаю по дороге свою подругу и быстро обмениваюсь с ней последними новостями. Ты внимательно слушаешь, а потом говоришь:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще ты чего уши развесила, как не стыдно! Закрой свои уши! (Завязываю платочком уши) Я прощаюсь с подругой, и мы с ребенком бежим дальше.
- Мам, а меня Машка ждет в детском садике, которая…
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем! Можешь ты помолчать! Закрой рот! (Завязываю платочком рот)
Ребенок уже молчит, но начинает на ходу поднимать какую-то веточку. Я кричу:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого!
Выброси сейчас же! Убери руки! (Завязываю руки платочком)
Но тут ребенок начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё.
- Ты где этому научилась? Это что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (Завязываю платочком ноги)
Ребенок начинает хныкать. Я кричу на неё:
- Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю? Нечего реветь! Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! (Завязываю платком сердце).
Краткий итог и обсуждение. Спросить у «ребенка» и участников, какой платок хочется развязать в первую очередь и почему?
Что чувствовал и о чем думал «ребенок» на протяжении всего действия?
Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку (обнять «ребенка»). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. При этом ни в коем случае вы не похлопывайте по спине, не поглаживайте мол «все пройдет».
Психологи рекомендуют обнимать своего ребенка несколько раз в день: 4 раза – необходимо просто для выживания, а для хорошего самочувствия, интеллектуального развития – 12 раз в день.
8. Упражнение «Телеграмма»
Цель: рефлексия.
Необходимые материалы: бумага, ручки.
Инструкция: «Составьте телеграмму тому, кто остался дома. Всего два предложения о том, где вы сейчас находитесь и зачем. (4-5 минут)
9. Упражнение «Аплодисменты по кругу» .
Цель: символическое окончание занятия, отреагирование накопившихся, невыраженных чувств и эмоций.
Инструкция: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся в се сильнее и сильнее».
Психолог начинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Цель. Дать участникам занятия посмотреть на себя со стороны.

Задачи.

  • Обогатить формы игрового взаимодействия родителей с детьми.
  • Создать условия для укрепления доверительных детско – родительских отношений.
  • Формировать навыки уверенного поведения, осмысление положительного образа «Я».
  • Продолжать развивать навыки общения, внимания, наблюдательности, умение выражать словами позитивный настрой к своему ребенку.
  • Сплотить участников группы, повышение эмоционального фона.

Предполагаемый результат:

  • родители имеют возможность обогатить свой опыт взаимодействия с ребенком
  • родители при помощи психолога чувствуют поддержку квалифицированного специалиста, что способствует у родителей веры в успех по вопросам воспитания детей
  • играя, выполняя упражнения, родители учатся контролировать полученный результат, повышать собственную самооценку и радоваться успеху других родителей

Оборудование и материал к занятию: ободки с бантами, игрушечное сердце, волшебные очки, бумага, карандаши, маркеры, диски с музыкальным оформлением, ладошки, радостная шкатулка, облачка (силуэты сказочных героев), видеофильм "Откуда берутся дети?", воздушные шары.

1. Упражнение "Мы – дети"

Цель. Самопрезентация: оформление визитки (тренинговое детское имя), самопредставление.
Каждому участнику предлагается вспомнить то имя, или ласковое прозвище, которым его называли в детстве – отразить это в своей визитной карточке.

2. Просмотр видеофильма "Откуда берутся дети?"
Цель. Повышение эмоционального фона у родителей.

3. Упражнение "Закончи предложение"
Цель. Пробуждение, отреагирование собственных чувств, эмоций. Прийти к общему согласованию и составлению единого образа «желанного» ребенка.
Каждой участнице предлагается продолжить предложение с фразой: "Я хочу видеть своего ребенка…"

4. Упражнение "Волшебное превращение"
Цель. Дать возможность участникам посмотреть на себя со стороны (т.е. детскими глазами).

Ведущий предлагает каждому участнику примерить "волшебные очки". С их помощью каждый родитель превращается в ребенка. Ведущий надевает бантики каждой участнице, подчеркивая тем самым "перенос" в детство.

5. Упражнение "Шкатулка с желаниями"
Цель. Через игру повышать собственную самооценку, учить контролировать собственный результат.
Каждый раз достаем из шкатулки желание мамы и выполняем его

А) Наши мамочки хотят видеть … умными ребят

Игра "Сказочное облачко"

"Дети" - родители протягивают ладошки, на которое опускается облачко с силуэтом сказочного героя. Необходимо сказать из какой сказки герой.

На раскрытую ладошку,
Опустилось облачко
Пофантазируйте немножко:
Кого оно напомнило?

Б) Наши мамочки хотят … видеть внимательными ребят.
"Дети" - родители повторяют музыкальное упражнение "У жирафа пятна…" за ведущим.

В) Наши мамочки хотят… видеть добрыми ребят.
"Дети" – родители называют добрые слова для своих мам, передавая при этом игрушечное сердце.

Г) Наши мамочки хотят… видеть трудолюбивыми ребят.
"Дети" - родители под музыкальное сопровождение, имитируют движения выполнения какой – либо работы (убирают, подметают, гладят, чистят и т. д).

Д) Наши мамочки хотят… видеть здоровыми ребят.
Участники каждый раз сжимают ладонь руки в кулак. Ведущий задает вопросы всей группе, предлагает сначала выслушать, затем если участники дают положительный ответ и соглашаются с вопросом – утверждением, тогда они выпрямляют руку с сжатым кулаком к центру круга, при этом громко произносят фразу: "Это Я".

Кто по утрам чистит зубы?
- Кто любит делать зарядку?
-Кто из вас сидел на горшке?
- Кто не моет руки перед едой?
- Кто из вас любит ходить босиком?
- Кто из вас не любит мыться?
- Кто здесь сейчас самый счастливый?

Е) Наши мамочки хотят… видеть дружными ребят.
"Дети" - родители выполняют упражнения за ведущим, где ключевыми словами являются слова "вместе", "улыбнемся", "ты и я", "мы – друзья"

Ж) Наши мамочки хотят… видеть веселыми ребят.
"Дети" - родители танцуют вместе с ведущим веселый танец "Раз, два, три…"

7. Упражнение "Добрая ладошка"
Цель. Поиск и использование собственных ресурсов.

Ведущий просит родителей на заготовке – детской ладошке написать слова – обращения к собственному ребенку. В центре ладошки назвать (написать) его тем ласковым именем, которое используется в обращении к ребенку в семье.

8. Рефлексия
Цель. Получение обратной связи, эмоциональное и смысловое отреагирование, осознание полученного опыта.
Ведущий предлагает каждому участнику разукрасить воздушный шарик по своему усмотрению маркерами в соответствии с настроением, полученным в ходе занятия.

Примечание: упражнения могут варьироваться по желанию ведущего, так как у каждого педагога в копилках много игр и на внимание и на сообразительность и т.д. Главное в этом занятии, чтобы родители могли побывать и прочувствовать себя в роли «детей». Эффект от проведенного занятия превзошел все мои ожидания, так как компетентность родителей по воспитанию собственных детей поднялась на значительную планку вверх! А это для меня результат уже 2 –х летней работы в данном направлении.Литература:

  1. М.Кипнис.Тренинг коммуникации., М., Ось -89, 2006;
  2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми., Спб., Речь., 2007;
  3. О.Г. Прохорова. Основы психологии семьи и семейного консультирования., М., Творческий Центр., 2005

3. Занятие для родителей

Повышение эффективности межличностного общения в семье

Цель: коррекция детско-родительских отношений.

Задачи: создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми, формирование мотивации к их изменению, поиск и апробирование новых способов поведения;

    получение родителями информации о возрастных особенностях развития детей;

    формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений с ребенком;

    приобретение детьми нового чувственного опыта при взаимодействии с родителями.

Добрый день, уважаемые родители ! Мы хотим начать нашу встречу с вопроса: «Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся?» Наверное, потому, что не понимают друг друга. Постараемся вместе разобраться. С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо, ведь перед ним раскрывается мир человеческих отношений и предметов, преображённый общественной деятельностью всех поколений. Перед ним его родители, его семья, семейные взаимоотношения - первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности.

Известный психотерапевт А.С. Спиваковская утверждает, что любовь к ребенку формируется в процессе всей жизни и деятельности человека. Родителям необходимо всю жизнь учиться любить своих детей, учиться проявлять свою любовь наиболее полезным для ребенка образом. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человечка, она способна преобразовать и совершенствовать взрослых, обогащать их духовный мир.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - то универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, как психологического, так и телесного, дают возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Нарушение контактов в отношениях родитель - ребенок приводит к дисгармонии отношений.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Счастливы родители, у которых жизнь – пример для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел. Итак, поведение родителей, характер их межличностных отношений создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль отца и матери в семейном коллективе, у детей формируются такие качества как мужественность, женственность.

Многие дети говорят, что их бьют родители. Почему? Возможно, кто-то считает, будто без ремня ничего хорошего их ребенка выйти не может. Есть три причины, по которым родители бьют детей.

Первая: многих из них в детстве били, значит. Это правильное воспитание.

Вторая причина подлинных несчастий детей – наша несдержанность, срывы, которые бывают вызваны не промахами ребят, а посторонними причинами. Вот слова одного мальчика: «Родители приходят домой злые, начинают ругаться между собой, а когда им это надоедает, набрасываются на меня и всегда выискивают, за что наказать”. Это самая уродливая форма самоутверждения.

Достойно ответить обидчику не каждый может. А тут дома, за плотно закрытой дверью, можно дать себе волю. Можно кричать, все больше распаляя себя, и бить. Вот здесь, бывает, бьют, чем попало, жестоко, случаются травмы.

Третья: бьют от пустоты, от гулкой пустоты внутри себя. Бьют потому, что по-другому разговаривать не умеют с детьми. Слов не знают, не находят нужных. А со всех сторон говорят о возросшей ответственности родителей перед обществом за воспитание своих детей. Ужас обуревает: а вдруг не сумею выполнить почетный родительский долг.

Родительский труд - очень тяжелый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Она требует постоянного самосовершенствования.

Никогда не бейте своих детей! Ибо жестокость порождает зло, трусость, лицемерие, страх. Все знают: бить детей очень вредно. И по медицинским показаниям тоже. По голове – это просто преступление, вряд ли кто-то из бьющих родителей не желает видеть свое чадо умным. По рукам врачи категорически запрещают, так как здесь много нервных окончаний, связанных с самыми различными органами. Удар по лицу самый унизительный, он никогда не забывается и никогда не будет прощен. Но дело ведь далеко не только в медицинских противопоказаниях. Смелые и благородные люди вырастают только из небитых детей. Рискованное утверждение? И все-таки лишь человек, который не ждет удара, может быть смел не только с подчиненными, может быть смел в идеях, планах, может разговаривать с людьми, не втягивая инстинктивно голову в плечи. Неправда, что небитый, холеный и лелеянный ребенок не готов к превратностям судьбы, которая, как известно, бывает и бьет. Удары судьбы для него несправедливость, с которой можно побороться, которую нужно преодолеть. Небитый не воспримет их покорно, как должное, привычное. Но! Если вы вдруг заметите, что ваш ребенок шарахается от вашего резкого движения, пусть это по-настоящему испугает вас.

Всегда родителей волновал вопрос воспитания детей, все мы хотим, чтобы дети были хорошими, счастливыми, добрыми и хорошо учились. Вот несколько советов, которые, возможно, кому-то знакомы, а кто-то услышит их впервые, кого-то они заставят задуматься.

Совет первый : не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Вам очень хочется научить, покрикивать, наказать. Не так моешь посуду, не так пишешь, не так складываешь игрушки. Реакция детей на такое вмешательство разная: одни теряются, другие обижаются, а третьи вообще отказываются делать. Вспомните себя, как вам было трудно написать букву, часто подмести пол или забить гвоздь. Сейчас вам эти дела кажутся простыми. Когда годовалый ребенок учится ходить, вы же не ворчите на него, а радуетесь за каждый новый самостоятельный шаг.

Так же нелепы с психологической точки зрения критические замечания, обращенные к человеку, который учится что-либо делать сам. Как же учить, если не указывать на ошибки? Ребенок относится к своим ошибкам более терпимо, чем взрослые. Он доволен тем, что у него уже что-то получается. Не торопите его. И если ваши взаимоотношения с ребенком позитивные – это весомая прибавка к общему результату учения. Большое значение имеет и эмоциональный след в душе ребенка: удовольствие или неудовольствие от занятия, уверенность или неуверенность в своих возможностях. И проявление интереса к занятию ребенка также способствует усвоению умений, навыков.

Совет второй : совместная раздельная деятельность – включение родителя в занятия ребенка. Это ситуация, когда ребенок наталкивается на почти непреодолимую трудность и либо просит помощи сам, либо признается в своей беспомощности. В этой ситуации ему обязательно надо помочь. В то же время родители должны повышать степень самостоятельности детей при выполнении уроков дома. Самостоятельность является ключевыми в решении и воспитательных и образовательных задач. Самостоятельный ребенок умеет прибрать за собой, подмести и вымыть пол, проявляя при этом заботу не только о себе, но и о других членах семьи.

Самостоятельность в быту воспитывает волю, терпение, умение преодолевать трудности. Все эти качества нужны для успешной учебы. Хорошие знания получает тот ученик, который умеет их добывать самостоятельно. Учитель лишь направляет его мысль и помогает ему справиться со сложным материалом. Но эта свобода учебы приходит из семьи, где умело развивали душу и тело, действовали согласованно, терпеливо, в нужный момент проявляли волю, различали и принимали достоинства и недостатки ребенка путем постоянного общения с ним. Это нелегко, особенно в наше время, когда приходится любыми способами обеспечивать материальное существование семьи, когда нет привычки и времени разговаривать с ребенком по душам.

К сожалению, многие папы и мамы сводят свое общение с детьми к проверке домашнего задания и занятиях при их выполнении. В выходные дни многие дети спят до 10-11 часов, затем смотрят телевизор, гуляют на улице, играют с друзьями. Отсутствует совместное домашнее чтение, прогулки, посещение музеев. Течет вялая, скучная семейная жизнь, не развивающая ни детей, ни родителей. И трудные, проблемные дети, дети с комплексами, непослушные – это те дети, у которых в семье не сложилось общение, которых не понимают ребенка, невнимательны к нему, предъявляют нереальные требования.

А. С. Макаренко учил, что «в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения и даже угроза…». Но нельзя злоупотреблять ничем. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать эгоиста. Нужно во всем чувство меры.

Ребенка нужно принимать таким, каков он есть, любить его не за то, что он отличник, а просто так. Нередко мы сообщаем ребенку, что если ты будешь хорошо учиться, закончишь четверть на 4 и 5, перестанешь лениться и т.д., то … Значит, мы его любим при каком-то условии.

А в психологии доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одна из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. И при ее отсутствии у ребенка возникают эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Можно выразить недовольство отдельными действиями ребенка, но не им самим. Можно осуждать его действия, но не его чувства.

Тест «Какие вы родители»

Поставьте себе, отвечая на вопросы, по 2 балла за каждый положительный ответ, по одному баллу за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.

    Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

    Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

    Интересуются ли дети вашей работой?

    Знаете ли вы друзей своих детей?

    Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?

    Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?

    Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

    Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

    Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с вами?

    Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?

    Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

    Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?

    Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?

    Предпочитаете ли вы проводить с детьми свободное время?

Подведем итоги:

    Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.

    Если в результате получилось по 10-20 очков, то вам необходимо подумать, что можно изменить.

    При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.

Как видите, тема нашей лекции была выбрана не случайно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей.

Заключение. Наверное, нам всем, и родителям и педагогам, есть над чем задуматься, поработать, чтобы наказание и поощрение не пошли во вред ребенку, не сделали его равнодушным, послушным внешне, замкнули его душу, сделали эгоистом, признающим только материальное.

Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира – это одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, где сливается и личное, и общественное, рождаются и утверждаются нравственные убеждения. Ребенок должен видеть мир не только глазами, но и сердцем.

Ни в коем случае не навязывая, а, только советуя, предлагаем вам десять заповедей .

    Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

    Не думай, что ребенок принадлежит только тебе.

    Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, это необратимый закон благодарности.

    Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

    Не относись к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.

    Не унижай.

    Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучься – если можешь и не делаешь.

    Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

    Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

    Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Для раздумья хотим предложить стихотворение Сильвы Капутикян.

Ты не отличник, мой мальчик, нет,

Домой не приносишь грамот – наград,

И другие матери мне в след

С доброй завистью не глядят.

Я в глубине твоей вижу, сынок,

Под шероховатой и грубой корой,

Чистое золото, ясный поток,

Душа твоя светлая бьется порой.

Может, звездой тебе не блеснуть,

Званий не будет, талантов нет,

Но сердцем раскройся, пускаясь в путь,

Сверкни и людям отдай свой свет,

Будь человеком, мой мальчик, будь!…

Приятно было с вами встретиться, обсудить важную проблему, помочь вам. Спасибо.

Приложение

Анкета «Какие мы родители»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?

Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу»?

За ответ да = 2 очка; за ответ иногда = 1 очко; за ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят. Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И, тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Занятие с родителями

«Союз сердец»

Ход занятия.

    Приветствие.

Здравствуйте дорогие друзья! Приветствую вас в нашей группе. Искренне рада видеть Вас. Устройтесь поудобнее. Пока мы тут с Вами разговариваем, вокруг нас происходило много событий. В соседних кабинетах что-то происходит, машины едут, птицы летают, приходят и уходят поезда.

И всё это происходит одновременно, но мы ничего этого не осознаем, не слышим. Человек не может, конечно же, все видеть и слышать сразу. Давайте попробуем сейчас сосредоточиться на чем- то одном.

Каждый день мы просыпаемся, умываемся, чистим зубы, все время куда- то идем. И все это бегом, и заметить, остановиться нет времени. А планета кружится, птицы поют, цветы растут, солнце всходит.

Закройте глаза, послушайте звуки на улице, в кабинете, как одежда прикасается к телу.

Откройте глаза, вы заметили одну удивительную вещь? Нигде- нигде на планете больше нет вот таких замечательных пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде больше вот таких замечательных пап и мам. И сколько не присматривайся, нигде больше на всей планете нет вот такой очаровательной мамы, такого очаровательного папы. Нет нигде на свете такого удивительного ребёнка, как Ваш ребёнок.

Вы на свете все такие единственные и неповторимые, второго такого нет нигде, сколько бы мы не искали.

Упражнение «Презентация»

(каждому участнику дается воздушный шарик)

    Уважаемые родители! Вам необходимо выбрать воздушный шарик, надуть его, нарисовать свой автопортрет. Постарайтесь нарисовать что- то особенное или то, что, по вашему мнению, Вас отличает от других.

(Шарик выбрасывается в общий круг, затем участники группы разбирают их, желательно чтобы свой шарик не попался. Участники группы, получив шарик, рассказывают о его обладателе)

Затем все участники представляются по кругу. После этого привязываем шарики на нитку (галерея участников))

    Работа по теме.

Упражнение «Ленты»

(3 участника: посередине участнику завязывают ноги с участниками

слева и справа по 1 ноге)

    Вам необходимо в таком положении пересечь комнату (не договариваясь).

Обсуждение:

    Удобно ли было двигаться?

    Кому из участников наиболее сложно перемещаться?

    В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее: когда участник сбоку помогает ему двигаться и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?

    Почему?

    В положении человека, стоящего в центре, находится ребёнок. Чтобы понять ребёнка и помочь ему, нам необходимо встать на его место. С одной стороны находится школа со своими методами, воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями. С другой стороны родители, окружающая среда.

    Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы было гармоничное развитие ребёнка?

    Успешность воспитания и обучения ребёнка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов, сотрудничества всех членов семье.

    Как вы думаете почему очень важно данное сотрудничество?

    Давайте прочитаем стихотворение. Обсуждение.

Мы, взрослые, просто обязаны
Идти по жизни рядом с детьми,
Идти вместе и дружно рука об руку,
Локоть к локтю, а главное – ум к уму
И доброта к доброте!
И тогда у нас все получится.
Просто не может не получиться.

Соловейчик С.Л.

«Сказка об идеальных отношениях в семье»

(продолжить сказку)

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаш- мама, папа, бабушка и дедушка- были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще раз предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила быть синим. Красный папа- как окрасится в красный цвет, потому, что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зеленая бабушка брала внука за руку, и на какое- то мгновение он зеленел. Так проходил день за днём, и вот.....(продолжить сказку).

Родители зачитывают сказки. Обсуждение.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше -гибель!

Как же нам быть, кто нас спасет?- забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

    С восходом Утренней Звезды придёт Путник Вечности. Он спасет Вас!- сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней звезды, надо было встретить Путника Вечности.

    Нет, не он... И это не он... И тот не он...- говорили люди, видя ранних спешаших.

Один не был облачён в белые одежды- значит, не он. У второго не длинной белоснежной бороды- тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым- значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребёнок. Где-то заплакал ребёнок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:

    Где же обещанный Путник Вечности? (В ы догадались кто им был? )

    А плач ребёнка вы услышали?- спросил мудрец.

    Но это плач новорожденного!- ответили люди.

    Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

    Так люди увидели ребёнка- свою надежду.

Ребёнок- это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Обсуждение.

Ведь именно ему жить в будущем.

    Подведение итогов.

Дети - это ангелы. Ангелы, которые с нами всегда. И этого ангела мы должны принять таким какой он есть.

Что является символом нашей любви? (сердце)

Я любовь и ребенка постаралась изобразить в одном предмете- это сердце.

Нашу любовь мы отдаем детям. Давайте сейчас мы наши сердца поместим в одно большое сердце.

(Выполнение творческой работы родителями)

    Мы все должны идти в одном направлении, в сотрудничестве.

    Давайте еще раз обратимся к нашему эпиграфу нашей встречи.

    Рефлексия.

Пожелания себе, группе, ведущему.

Спасибо всем большое за работу!

Ивановская область

г.Фурманов

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

Школа родительского актива

«Не бойся, мы с тобой!»

Фурманов

Школа родительского актива

«Не бойся, мы с тобой!»

Сахарчук Н.М.,

учитель начальных классов, Ивановская область, г.Фурманов

Участники: 17 родителей: 2 семейные пары, 3 бабушки и 10 мам. Возраст родителей класса от 27 до 40 лет.

54 % родителей имеют высшее образование, 46% имеют начальное и среднее профессиональное образование.

Цель: обеспечить интеграцию семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся, способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе.

Задачи:

1) создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

2) способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной творческой деятельности,

3) побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Подготовительная работа

    Составление классным руководителем плана проведения занятия в Школе родительского актива.

    Подготовка приглашений.

    Подбор музыкального сопровождения занятия.

    Макет родительского дневника.

    Изготовление с учениками шара «Планета детства»

Оформление, оборудование и инвентарь:

мультимедийная приставка, компьютер, презентация, видеоролики с записью детей (вопрос «Что такое семья?»), музыкальный центр, гитара, памятки для родителей, макет семейного дневника,

шар «Планета детства», бумага, маркеры, солнышко без лучиков, лучики, эмблема клуба молодой семьи «Содружество»

Применяемые методики и технологии:

мультимедийная презентация, видеосюжеты, тренинговые упражнения, «мозговой штурм», кооперативное обучение, метод проектов, рефлексия, игры на сплочение, диагностические методики (анкетирование и метод незаконченных предложений), консультация психолога по анализу детских рисунков

Форма работы: организационно- деловая игра.

Технология проведения деловой игры.

Организационная часть проведения деловой игры включает три основных, последовательно осуществляемых этапа.

Первый этап – подготовительный (ознакомление с первичной исходной информацией, определение цели и задач деловой игры).

Второй этап – игровой (рассмотрение возможных вариантов реализации цели и поставленных задач).

Третий этап – заключительный (выбор и обоснование вариантов реализации цели и задач, подведение окончательных итогов деловой игры).

Ход занятия

Истинная сущность воспитательной

работы в семье заключается вовсе не

в наших разговорах с ребёнком, не

в прямом воздействии на ребёнка, а

в организации вашей семьи, вашей

личной и общественной жизни и в организации

жизни ребёнка.

А.С.Макаренко .

Ход занятия.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые родители и гости. Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас работа в школе родительского актива клуба «Содружество».

Слайд 1.

Исполняется гимн клуба на мотив песни «Ты да я, да мы с тобой»

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой.

Здорово, когда на свете есть семья.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой

В клуб семейный мы пришли не зря.

Дружно все проблемы решаем,

И друзьям всегда помогаем

Ведь на этом держится Земля.

Игра.

Цели: создание благоприятных условий для работы, снятие напряжения.

Чтобы лучше узнать друг друга, я предлагаю вам немного поиграть. Встаём в круг.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, кто родился зимой. Возьмитесь все за руки.

    А сейчас прошу сделать шаг вперёд тех, кто любит ухаживать за комнатными растениями.

    Прошу сделать шаг вперёд всех, у кого дома есть кошка.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть дочка.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть сын.

    Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть и сын и дочка.

    А сейчас прошу выйти тех, у кого ребёнок учится в 1 классе.

Классный руководитель

Уважаемые родители, вы убедились, что все мы разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас всех объединяет, — это наши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Работа с притчей.

Цели: введение в тему занятия школы родительского актива «Не бойся, мы с тобой», развитие ответственного отношения к жизни детей, своеобразная диагностика о семье.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. Рыбаки заблудились в море.

А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет!»

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу.

Наша семья не пострадала, все живы, а это главное».

Нет ничего важнее семьи.

— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «семья»? (ответы родителей).

— Что значит «счастливая семья»?

— Радость в моей семье – это…

Слайд 2.

На этапе использованы методы мозгового штурма и проектной деятельности с целью создания положительного образа семьи, создания модели выпускника начальной школы.

— Послушайте, что думают по этому поводу ваши дети. (Видеоролик).

Да, я с вами согласна. Вы все правы. Семья – это большое богатство, которое помогает расти и развиваться детям. Играет главенствующую роль. Именно в семье развиваются основные черты характера ребёнка, его привычки.

И каким будет ребёнок – благополучным или нет, во многом зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. С точки зрения вас, родителей, и детей, семья – это прежде всего любовь друг к другу.

Работа в группах.

Классный руководитель

— Каким вы хотели бы видеть ваших детей? Какой должна быть семья, чтобы помочь детям расти и развиваться?

Я предлагаю вам разделиться на две группы: первая отвечает на вопрос: Каким вы хотите видеть ребёнка?, а вторая – Какая семья должна быть?

Работать в группах будем по следующим правилам: (слайд 3)

1.Мнение каждого в группе правильное, нет неправильных мнений.

2.Умейте слушать и слышать.

3.Уважайте мнение других.

4. «Здесь и сейчас». (всё, что обсуждается здесь — не выносится из класса).

Во время выполнения задания звучит музыка.

В ходе игры «Лучики» преследовалась цель: выявление творческого и деятельностного потенциала родителей в дальнейшей работе.

Отчёт групп.

Скажите, трудно ли было вам выполнять это задание, с какими трудностями вы столкнулись?

Правила, которые вы написали есть в ваших семьях или вы хотели, чтобы они были?

А как же семью представляют дети?

Слайд 4. (видеоролики)

Консультация психолога.

Показ рисунков детей на тему «Семья».

Психолог анализирует рисунки детей на тему «Семья», даёт рекомендации.

Консультация психолога включена с целью психологического просвещения родителей

Работа индивидуальная.

Ребёнок сможет стать таким, каким мы определили только лишь когда будет единение семьи и школы. Я каждому предлагаю выбрать направление деятельности, в котором вы могли бы оказать помощь классу, учителю, школе.

(Родители пишут на лучиках, а потом собираем солнышко.)

Посмотрите, какое доброе солнышко засияло в нашем клубе. Пусть оно светом, теплом ваших добрых дел, помощи и заботы согревает всех наших деток. Пусть растёт и крепнет дружба в клубе «Содружество».

Варианты ответов родителей:

    помощь в проведении совместных мероприятий;

    создание сценических костюмов для театрализованных выступлений;

    помощь в формировании материальной базы класса;

    работа в творческих группах по разработке совместных проектов и т.д.

Презентация «Родительского дневника семьи».

Семья как большой корабль плывёт в океане жизни. Всем известно, что на каждом судне есть бортовой журнал. Таким журналом для вас будет родительский дневник. В этом дневнике мы будем хранить творческие работы родителей и детей, советы, анкеты, фотографии, другими словами это будет энциклопедия семейной мудрости. Сегодня мы начинаем знакомиться с первыми страницами дневника.

Ведение дневника – это развитие детско – родительского рефлексивного сознания.

Мультимедийная презентация дневника. (Приложение 2.)

— Как вы думаете поможет ли вам дневник в построении правильных отношений с детьми, друг с другом и педагогами?

Рефлексия.

Цель: выявление отношения родителей к себе, друг к другу, к учителю.

Вниманию родителей предлагается творческая работа детей в виде макета шара «Планета детства» голубого цвета с объёмными цветами, где сердцевина – это автопортрет ребёнка.

Наши дети – это цветы жизни. Мы все вместе должны помогать им расти, цвести, развиваться. Только в надежных руках взрослых они будут чувствовать себе комфортно. Предлагаю вам написать пожелания нашим детям, педагогам и друг другу.

Родителям предлагаются написать свои пожелания на листочках и бабочках и завершить творческую работу детей. Пожелание учителя.

Исполнение песни О. Митяева «Изгиб гитары жёлтой» под гитару.