Вопрос безопасности ребёнка на улицах города становится всё более актуальным в современной жизни. Незнание маленькими детьми простых правил поведения на дороге, а также халатное отношение взрослых к этой проблеме зачастую приводит к беде. Именно поэтому задача педагогов ДОУ - планомерно знакомить воспитанников с азами дорожной грамоты начиная с ясельной группы, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти. Частью этой важной работы является обязательное создание во всех группах зоны ПДД.
Малыши дошкольного возраста сами по себе ещё не осознают истинной опасности, подстерегающей их на дороге. Например, им трудно оценить расстояние до подъезжающей машины, определить её скорость. Ребята наивно полагаются на свою ловкость и быстроту, потому не боятся выехать на своём велосипедике на проезжую часть, затеять там весёлую игру. Именно для того, чтобы никогда не случалось подобных ситуаций, современная дошкольная педагогика предполагает регулярную работу по обучению воспитанников детского сада ПДД, при этом
во всех группах
организуются особые тематические зоны.
Сами по себе дошкольники не способны осознать опасности, которые их подстерегают на дороге
Этот развивающий уголок имеет определённые задачи, обусловленные возрастом воспитанников.
Ясельная группа.
Вторая младшая группа.
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Однако, ключевая роль в обучении маленьких детей ПДД всё же принадлежит родителям (важен, прежде всего, их положительный личный пример). Именно поэтому воспитатель должен уделять отдельное внимание взаимодействию с семьёй в этом направлении. В раздевалке создаётся отдельный тематический стенд, где вывешивается различная информация, заметки, рекомендации, консультации. Здесь же располагаются папки-передвижки.
Такой стенд, если он красочно оформлен, будет интересен и детям, особенно в старшем возрасте.
Красочный стенд с игровыми персонажами, несомненно, заинтересует и детей
Если в раздевалке не очень много места, то информацию по ПДД можно включать в основной стенд для родителей (обычно он носит название типа «Для Вас, родители»): для этого выделяется отдельный «кармашек».
При создании любой развивающей зоны в группе, включая центр ПДД, воспитатель должен руководствоваться требованиями ФГОС.
Согласно требованиям ФГОС уголок должен быть многофункциональным
Как на любую развивающую зону, на уголок ПДД педагог оформляет свой паспорт. Там указывает название уголка, его задачи согласно возрасту воспитанников и подробно перечисляет имеющееся оборудование. Также указываются виды деятельности, которые могут осуществляться в центре ПДД.
Наполнение уголка ПДД зависит от возраста воспитанников (ведь каждый из них имеет свои задачи изучения дорожной грамоты).
Ясельная группа
Пособие, развивающее мелкую моторику, подойдёт для ясельной группы
Вторая младшая группа
Вышеуказанные пособия пополняются новыми.
Издания непременно следует выбирать красочные, с яркими картинками.
Во второй младшей группе малыши знакомятся с новыми видами машин, например, спецтехникой
Средняя группа
В средней группе на макете улицы обязательно появляется пешеходный переход
Старшая группа
Воспитатель может изготовить дорожные знаки самостоятельно либо приобрести готовый набор
Подготовительная группа
К каждой ситуации нужно подобрать соответствующий знак, а импровизированные водительские права выдавать детям в ходе игры
Что касается стендов для родителей в раздевалке, то основным их содержанием будут консультации по актуальным темам, касающихся ПДД.
Тема детских автокресел очень актуальна для родителей, которые водят машину Консультация содержит конкретные советы по обучению ребёнка ПДД Фликер на одежде ребёнка - реальный способ уберечь его от опасности
Уголок ПДД должен иметь оригинальное и запоминающееся название, которое должен продумать педагог. Можно обратить внимание на такие варианты.
Одно из требований ФГОС - эстетичность оформление развивающей зоны. Существует масса вариантов красивого дизайна уголка ПДД, всё здесь зависит от фантазии педагога и возраста воспитанников.
Прежде всего, внимание детей привлекут изображения игровых персонажей на стене уголка. Это может быть весёлый светофор с антропоморфными чертами, мальчик-регулировщик или мультяшный инспектор ДПС. Можно найти в магазине готовые виниловые наклейки или же сделать фигурки своими руками из картона, пенопласта, потолочной плитки.
Добрая красочная фигурка, безусловно, привлечёт внимание детей
Можно прикрепить на стене наклейку - участок дороги вместе с пешеходами. Ребятам будет также интересно разглядывать замок, где находится королевство дорожной грамоты, или любоваться своим коллективным рисунком на тему ПДД.
Все средства наглядности (плакаты, рисунки) сделают уголок ПДД более интересным
Это могут быть красочно оформленные дорожные знаки: если они постоянно будут в центре детского внимания, дошкольники быстро их запомнят.
Постоянно наблюдая яркие знаки, ребята быстрее их запомнят
Если воспитатель работает в старшей или подготовительной группе, то в уголок можно поместить большой стенд в виде макета автомобиля, на котором в пластиковых кармашках будут размещаться картинки, загадки, кроссворды, лабиринты по ПДД и прочий занимательный материал.
В пластиковых конвертах находится информация по теме
Оригинальная идея - поместить в центр ПДД большой макет автомобиля, вырезанный из картона. Данная вещь не просто вызовет восторг малышей, но и пригодится для их сюжетно-ролевых игр.
Обязательный атрибут уголка ПДД - это, конечно же, макет улицы (начиная со второй младшей группы). Его легко смастерить своими руками. Для этого педагогу понадобится плотный картон и самоклеящаяся бумага.
Макет дороги можно быстро изготовить своими руками
Чёрная самоклейка станет проезжей частью, зелёная - обочиной, а белым цветом выделяются перекрёстки, разметка дороги и тротуары.
Для создания макета понадобится бумага чёрного, зелёного и белого цвета
В качестве домов можно использовать обычные кубики.
Кубики можно обклеить бумагой или просто обозначить на них окна
Как вариант - можно соорудить картонные постройки (в этом воспитателю могут помочь старшие дошкольники).
Дома и светофоры из картона можно сделать очень быстро
Макет дороги желательно разместить на специальном столике. Причём, если он достаточно плотный, то можно переносить его с места на места, что очень удобно.
Под макет хорошо выделить отдельный столик, к которому дети свободно могут подходить
На макете представлена различная городская инфраструктура На верхней полке представлен целый город с высотными домами Необычный макет дороги, который можно использовать как скамейку Если в группе не очень много места, выручит такой вариант Вверху - макет дороги, на полках - игрушечные машинки разных размеров Уголок удобно расположен - доступен детям со всех сторон
В уголке ПДД можно предлагать ребятам самую разную самостоятельную работу. Конечно, ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Именно в такой форме любой малыш скорее поймёт правила дорожной грамоты.
При работе с будущими школьниками, конечно, большую роль также играет занимательная беседа.
Инспектор ДПС объясняет своим ученикам правила вождения В разном возрасте дошкольники любят игры-моделирования с машинками и макетом дороги Многие ребята, особенно старшие дошкольники, любят подолгу рассматривать картинки на интересную им тематику, например, транспорт или дорожные знаки Старшие дошкольники обычно любят настольно-печатные игры с фишками
Интересно познакомиться с образцами наполнения и оформления уголков ПДД в передовых дошкольных учреждениях.
Руководитель ДОУ рассказывает, что уголок ПДД - это часть работы по обучению воспитанников дорожной грамоте
Подробно демонстрируются пособия, представленные в центре ПДД в группе и в раздевалке
Представлены центры ПДД в различных возрастных группах: от первой младшей до подготовительной
https://youtube.com/watch?v=OBot_yN88Ss Video can’t be loaded: Мультфильм по ПДД для родителей (https://youtube.com/watch?v=OBot_yN88Ss)
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ!
В первом квартале 2014 года на территории Костромской области зарегистрировано 17 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, в которых 1 ребенок погиб, 16 детей получили ранения различной степени. При этом наблюдается рост ДТП по вине детей.
Наибольшее количество пострадавших составляют дети в возрасте 14-15 лет (7 человек), в возрасте от 11-13 лет (5 человек), в возрасте 16-17 лет (2 человека), в возрасте 7-10 лет (2 человека), в возрасте до 3-х лет – 1 человек.
Наиболее аварийным является период времени с 18 до 22 часов. В этот временной промежуток зарегистрировано 5 ДТП, в которых 5 детей - пешеходов получили травмы различной степени тяжести. При этом светоотражающие элементы на одежде детей отсутствовали, что явилось сопутствующим фактором дорожно-транспортных происшествий.
Из семнадцати зарегистрированных происшествий с участием детей, 14 – наезд на пешехода и 3 – столкновения транспортных средств, в которых несовершеннолетние являлись пассажирами. .
В 6 из 14 таких происшествий установлена вина ребёнка. Причинами происшествий стали нарушения Правил дорожного движения: переход дороги в неустановленном месте, переход дороги на запрещающий сигнал светофора.
При наличии вины водителя в таких происшествиях факторами, повлиявшими на совершение происшествия со стороны несовершеннолетнего пешехода, явились: недостаточность знаний об источниках опасности (дорожных ловушках) и неправильность оценки дорожной ситуации.
В Российской Федерации есть закон, который регулирует дорожное движение в стране.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Все мы и наши дети каждодневно являемся участниками дорожного движения
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства…
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении …
В нашем детском саду воспитатели знакомят детей с правилами дорожного движения каждодневно в совместной деятельности, в ролевой игре, чтобы воспитать грамотнного пешехода. Цель: обеспечение качественных условий для осуществления деятельности по обучению дошкольников правилам безопасного поведения, способствующих снижению риска возникновения дорожно – транспортных происшествий и ситуаций на дороге с участием детей.
В кaждoй возрастной группe нашeго дeтскoгo сада ведется работа по профилактике дорoжнo-транспoртных происшествий. С этой целью, в группах, воспитателями оформлены уголки дорожного движения. Формируя у детей знания и представления о правилах дорожного движения, педагоги стремятся постоянно пополнять развивающую среду группы по ПДД.
В уголках по ПДД представлены:
В групповых раздевальных комнатах оформлены уголки для родителей по безопасности дорожного движения.
Уголок для родителей содержит:
Мир таит в себе множество опасностей: дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия, которые зачастую имеют трагический финал. Конечно, предвидеть и повлиять на многие ситуации человек не в силах.
К примеру, совершенно неподвластны обществу природные катаклизмы, да и обычные автокатастрофы порой случаются из-за неудачного стечения обстоятельств. Но это не освобождает нас от ответственности за собственную жизнь, и тем более за жизнь наших детей.Взрослые и малыши должны неуклонно следовать правилам дорожного движения, пожарной безопасности, а также уметь правильно себя вести в сложных жизненных ситуациях.
Только таким образом, мы можем избежать беды, а даже если таковая случилась – спасти свою жизнь и жизнь своих близких.
В частности, с самых юных лет ребенок должен знать, как и когда можно переходить дорогу, как нужно себя вести возле проезжей части и какими могут быть последствия его непослушания.
В то время как задача родителей и педагогов, - рассказать и наглядно объяснить малышу основные правила поведения пешеходов и водителей.
Для этого мамы и папы проводят беседы со своим чадом, а главное - подают достойный пример. А воспитатели в каждой группе оформляют специальный уголок, посвященный ПДД, устраивают ролевые игры . В общем, делают все возможное, чтоб дошкольники освоили азбуку пешехода от А до Я.
Оформление уголка по ПДД для детей в детском саду.
Вариантов оформления уголка ПДД в ДОУ на самом деле масса, все зависит от фантазии и возраста детишек. Это могут быть яркие и красочные плакаты, где показано, как нужно себя вести на пешеходном переходе или светофоре. Можно сделать макет улицы с игрушечными дорожными знаками, машинками, светофором, пешеходами, и с их помощью обыграть несколько ситуаций. Для самых маленький уголок ПДД представлен в виде картинок, на которых правила дорожного движения изложены в стихотворной форме.
В старших группах к созданию уголка можно привлечь малышей, они могут делать тематические поделки и рисунки. Таким образом, крохи не просто помогут воспитателю, но и лучше закрепят полученные знания. Причем, чем старше детки, тем больше полезного материала необходимо для оформления уголка ПДД. К примеру, самые маленькие начинают свое знакомство с ПДД с изучения цветов светофора и элементарных понятий, а малыши в старшей и подготовительной группе разучивают дорожные знаки, учатся обходить трамвай, автобус, знакомятся с такими понятиями, как подземный и наземный переход и многое другое. Но в любом случае уголок ДПП должен быть красочным и привлекающим внимание, а изложенный материал - доступным для каждого малыша.
Школа играет важную роль в профилактике детского травматизма на дорогах. Школьники должны понимать, что дорога несет потенциальную опасность и требует от всех участников дорожного движения сосредоточенности и строгой дисциплины. На внеурочных мероприятиях необходимо формировать у детей комплекс знаний, а также прививать им навыки безопасного поведения на проезжей части. Школьный уголок по правилам дорожного движения (далее - ПДД) создается для комплексной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Используется вместе с учебной и внеурочной деятельностью, работой с учителями и родителями.
На сегодняшний день практически в каждом образовательном учреждении для школьников проводятся занятия по изучению правил дорожного движения.
В рамках дополнительного образования, во внеурочное время организуются различные мероприятия по теме ПДД:
Однако наглядной агитации, к сожалению, уделяется недостаточное внимание. А ведь грамотно оформленный, яркий школьный уголок по ПДД привлекает внимание детей, помогает наглядно изучать правила.
Специалисты рекомендуют иметь в школе не один уголок, а несколько. Все они должны быть содержательными и функциональными. Уголки размещают в удобном и видном для всех месте, вестибюль образовательной организации - наиболее удачный вариант. Информация должна быть доступна большому количеству людей: учащимся, педагогам, родителям, администрации.
Оформить уголок по ПДД в школе можно в нескольких вариантах, например, единым стендом, набором нескольких стендов (каждый - для отдельного вида информации) или в виде книжки-раскладушки.
Оформление уголка должно быть красочным: важно использовать яркие цвета, соответствующий шрифт. Для привлечения внимания к школьному уголку ПДД рекомендуется использовать краткие, запоминающиеся лозунги. Например:
Лучше всего оформить уголок таким образом, чтобы информацию можно было периодически менять по мере необходимости. Для этого подойдут, например, «кармашки», магнитная доска и другие элементы.
Материалы школьного уголка по ПДД следует распределить по рубрикам и разделам. Основными рубриками могут быть:
В рубрике «Информация для обучающихся» школьного уголка по ПДД размещаются наглядные, интересные, художественно оформленные материалы. Их могут сделать сами обучающиеся, можно привлечь родителей к этому процессу.
В раздел следует включить назидательную информацию, загадки и истории. Обязательна к размещению в этой части школьного уголка по ПДД схема безопасного движения школьников по территории, прилегающей к образовательной организации. На схеме необходимо отметить все пути следования к организации и в обратную сторону, учитывая ближайшие станции метро, остановки общественного транспорта. Следует уделить внимание основным местам проживания учащихся, указать наиболее опасные участки дороги. Схема должна быть максимально понятной и читаемой.
На схеме, обязательной для уголка ПДД, обозначьте:
Все надписи на схеме должны быть четкими, разборчивыми. Светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы следует указать в точном месте их расположения.
В обязательную для уголка ПДД в школе схему нужно регулярно вносить изменения, происходящие на территории и вынуждающие менять маршрут движения. К примеру, при переносе автобусной остановки, ремонте дорожного покрытия, постановке временных сооружений, закрывающих обзор проезжей части.
Все опасности передвижения по маршрутам, изменения в движении транспорта следует зафиксировать рядом со схемой. Все опасные участки, места ДТП с участием школьников, следует надо красными флажками, объяснив детям, почему эти участки считаются опасными.
В рубрике «Информация для родителей» школьного уголка по ПДД необходимо поместить схему основных маршрутов безопасного движения до образовательной организации, а также информацию, содержащую:
Уместны будут и листовки с инфографикой, например, листовки, разработанные Госавтоинспекцией.
Таким образом, красочно оформленный уголок ПДД в школе служит нескольким целям.