Новый порядок пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих. Как учитывается стаж на государственной гражданской службе

31.08.2019

Федеральные государственные служащие (ФГС) – лица, обеспечивающие стабильность функционирования структур страны с получением вознаграждения из бюджета федерального уровня. Пенсионное обеспечение выплачивается госслужащим в форме дополнительного пособия, назначаемого к пенсии по старости. Величина пенсий госслужащих зависит от ранга чиновника, должности и страхового стажа. Расскажем в статье, как начисляется и оформляется пенсия федеральным государственным служащим в России.

Категории государственных служащих

Гражданские лица, занимающие должности ФГС, осуществляют правоохранительные функции, служат в налоговых органах, аппарате Правительства, Госдумы, министерств, судебных структурах и других ведомствах. Работники федеральных бюджетных органов не всегда являются госслужащими.

Для получения статуса госслужащего гражданин должен:

  1. Иметь соответствующее должности ФГС образование.
  2. Пройти проверку на отсутствие криминальных обстоятельств деятельности. Родственники соискателей также не должны иметь судимостей и иных неблагоприятных фактов биографии.
  3. Приобрести опыт работы по специальности. Исключение по наличию опыта составляют соискатели на младшие должности, для которых отсутствует требование к стажу.
  4. Пройти аттестацию с присвоением квалификационного разряда – референта, советника.

В ряде министерств применяются собственная квалификация, отличающаяся от общепринятых разрядов.

Соискатели на получение выплаты

Возможность получать выплаты по выслуге госслужащего имеют лица после оформления пенсионных выплат по старости или инвалидности. Выплата обоих видов пособия осуществляется одновременно, при этом страховая сумма выплачивается частично. Наличие других фиксированных выплат федерального или муниципального уровня дает право лицу выбрать вместо пособия за выслугу лет.

Право получения пенсии ФГС имеют лица, прекратившие службу по нескольким основаниям:

  • Реорганизация органа – сокращение штатов либо прекращения деятельности (ликвидация).
  • Наступление максимально допустимого возраста, предусмотренного для должности.
  • Утрата здоровья, не позволяющая исполнять служебные обязанности.
  • Прекращение наделенных государственным контрактом полномочий.
  • Увольнение по собственной инициативе или по соглашению сторон.

Основание прекращения службы влияет на требование о годовом обязательном сроке нахождения на должности перед увольнением – фактическом или по совокупности месяцев. Подробнее о соотношении статьи и срока службы можно узнать в ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Для получения выплат требуется достичь минимального пенсионного возраста и стажа в ФГС. Лица, имеющие стаж в ФГС свыше 25 лет, 7 последних лет из которых были заняты на последнем месте службы, имеют право получить пособие до наступления пенсионного возраста. Лица, уволенные перед назначением выплат за выслугу лет с коммерческих организаций, не имеют права претендовать на государственное пособие вне зависимости от числа отработанных лет на должности ФГС.

Как определяется требуемый для пенсии стаж

Начиная с 2017 года минимальный стаж для получения пенсии госслужащего изменен с 15 на 20 лет замещения должностей ФГС. Принято поэтапное увеличение минимального предела с выходом на максимальную величину в 2026 году. Одновременно принято увеличение пенсионного возраста на полгода ежегодно до достижения лицами женского пола возраста 63 года, мужского – 65 лет. Зависимость минимального стажа от года:

Примером служит время нахождения в ВС РФ в зависимости от вида службы. Стаж лиц, оформленных по контракту и сверхсрочно, засчитывается как 1 день службы за 1 день работы, проходящих службу по призыву, при участии в боевых действиях или нахождении на излечении – 1 день за 2 дня работы на должности ФГС.

Определение среднемесячного заработка при расчете пособия

При расчете причитающегося пособия за выслугу лет госслужащего сумма выплат определяется по среднемесячному заработку года работы, предшествующего выходу на пенсию. Назначенные на момент увольнения пенсионные страховые выплаты в перечень сумм для начисления пособия не включаются. Кроме окладов, в состав сумм учитываемого вознаграждения включаются надбавки. Составляющие среднемесячного заработка:

Часть заработной платы Пояснение
Оклад Учитывается оклад, выплачиваемый в связи с назначенной должностью и присвоенным чином
Надбавка за выслугу лет Определяется в процентном отношении от оклада (окладов) нарастающим итогом по сумме всех периодов службы. Читайте также статью: → “ ».
Надбавка за особые условия службы Назначается к должностному окладу за ненормированный день
Надбавка за сведения, составляющие государственную тайну Доплачивается к окладу в размере, зависящем от степени допуска
Поощрения за выполнение показателей труда Основание для выплат должны быть отражены в трудовых или коллективных договорах

Поощрительные выплаты разового характера, не включенные в вознаграждение за исполнение обязанностей с указанием в договорах, в состав сумм заработка для расчета среднемесячной величины не принимаются.

При определении среднего заработка из расчета исключаются периоды, в течение которых выплачиваются страховые выплаты, например, по временной нетрудоспособности. Расчет суммы производится в стандартной форме с использованием суммы, полученной за отработанные дни и количества рабочих дней, имеющихся в периоде.

Расчет ежемесячного пенсионного пособия

При расчете суммы ежемесячных выплат по выслуге лет учитываются ограничения, установленные законодательством:

  • Сумма среднемесячного заработка лица не должна превышать 2,8 раза от оклада, установленного по должности.
  • Размер пособия составляет 45% от среднемесячного заработка при достижении минимального стажа.
  • Величина выплаты увеличивается ежегодно на 3% при росте стажа на полный год службы.
  • Предельная величина пособия имеет ограничение в размере 75% от суммы среднемесячного заработка. При определении максимально допустимого предела учитывается сумма особых надбавок, например, за награждение орденом, подтвержденные заслуги.

Лица, имеющие стаж ФГС в местах Крайнего Севера, назначают пособия с применением повышающего коэффициента. Читайте также статью: → “ ». Для лиц данной категории предусмотрен досрочный выход на пенсию. Районная надбавка устанавливается на период проживания в регионе. Право на получение доплаты утрачивается при переезде в местность, не имеющей льготной доплаты.

Пример расчета пособия

Гражданин С. замещал должность ФГС до выхода на пенсию в 2016 году. Наступление пенсионного возраста совпало с окончанием службы по должности ФГС, период работы по которой составил 20 лет. Назначенная сумма пенсии по старости составила 7 900 рублей. Средний заработок за последний год службы составил 18 200 рублей.

В ПФР был произведен расчет причитающегося пособия:

  1. Определили число лет, прослуженных сверх нормы: С = 20 –15 = 5 лет;
  2. Произвели расчет минимальной суммы заработка: Зпл мин = 18 200 х 45% = 8 190 рублей;
  3. Установили сумму, положенную за выслугу лет: П высл = (8 190 – 7 900) + 0,03 х 18 200 х 5 = 290 + 2 730 = 3 020 рублей.

Вывод: сумма назначенного пособия за выслугу лет составила 3 020 рубля. При расчете учитывается разница между минимальной суммой от заработка и назначенным пособием по старости или инвалидности и величина, исчисленная за превышение отработанного стажа над минимальным.

Оформление пенсии для госслужащих: особенности

Порядок оформления пенсии госслужащих отличается от процедуры назначения пособия другим категориям гражданских лиц. Для назначения ежемесячного пособия гражданин обращается с заявлением в кадровую службу государственного органа. Если учреждение, ведомство или орган расформирован, обращение производится к правопреемнику. Порядок оформления принят в связи с тем, что для ряда должностей выплаты производятся ведомствами, минуя ПФР.

Назначение пособия осуществляется с 1 числа месяца, в котором произведена подача заявления при условии, что право на получение пособия возникло ранее. Получение выплат производится любым из доступных способов расчетов. При назначении пособия лицо не должно находится на должности ФГС.

Причиной возникновения условия служит, по мнению разработчиков законодательных актов, признание выплаты за выслугу лет компенсаций за утрату заработка.

Документы для оформления выплат

При обращении служащего в кадровый орган требуется представить документы, подтверждающие право на получение пособия.

Документальные формы Пояснения
Паспорт соискателя Представляются подлинник и копии всех страниц вне зависимости от наличия записей
Справка о доходах Документ содержит величину среднемесячного заработка с помесячной разбивкой
Документы, подтверждающие наличие стажа на должностях ФГС Представляются справки, дубликат трудовой книжки, заверенные копии приказов
Военный билет Оригинал и копия, представляемые при необходимости
Справка из территориального отделения ПФР Документ подтверждает назначение пенсионного пособия с указанием начала и размера выплат

Документы, представляемые в дубликатах, должны быть заверены с указанием даты. Удостоверению подлинности подлежат все страницы дубликатов или первая страница при прошивке листов. Орган, начисляющий пособие, имеет право запросить оригиналы документов для сличения.

Перерасчет суммы выплат

Пенсионер имеет право получить перерасчет части страховой пенсии, выплачиваемой по старости при увеличении размера взносов. Срок перерасчета страховых выплат производится в зависимости от времени представления заявления:

  • В августе года обращения при подаче заявления в первые 6 месяцев.
  • В августе следующего за обращением года при подаче заявления во втором полугодии.
  • В августе последующих лет без дополнительного обращения.

Право на перерасчет возникает в связи с увеличением пенсионных накоплений при продолжении работы на должностях, не связанных с ФГС.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Назначается ли пенсия госслужащему, если лицо продолжает занимать должность, но имеет достаточный стаж?

При нахождении лица на госслужбе дополнительные выплаты в связи с исполнением обязанностей ФГС не осуществляются. Трудоустройство на прочие работы, не связанные с ФГС, сохраняет возможность получения пособия.

Вопрос №2. Как поступить в случае, если лицо, получающее пенсию госслужащего, начало исполнять должность ФГС?

Выплаты пособия лицам, вернувшимся на госслужбу, приостанавливаются. О назначении на должность служащий в течение 5 дней обязан сообщить в орган, начисляющий выплаты.

Вопрос №3. Сколько времени отводится отделу кадров на оформление пенсии госслужащего?

После обращения работника для оформления пенсии, право на которую возникает при занятии должностей ФГС, отдел кадров должен проверить состав и соответствие требованиям документов с последующей передачей в ПФР или соответствующее ведомство в течение 2 недель.

Вопрос №4. Будет ли пересматриваться ранее назначенная пенсия в связи с введением изменений относительно стажа и возраста?

Лицам, получавшим до 1 января 2017 года ранее начисленную выплату, пересмотр размера пособия производится не будет.

Вопрос №5. Сохраняются ли при назначении пособия по выслуге лет льготы, надбавки госслужащим, полученные при исполнении обязанностей в других структурах?

Получение пенсионного обеспечение госслужащим не лишает лиц права на льготные выплаты, установленные по иным основаниям.

Звонок в один клик

Возраст для госслужащих был увеличен. Пенсия госслужащего - это пособие, которое он будет получать за долгие труды на одной из государственных федеральных должностей.

Федеральный служащий - это человек, который работает на посту федеральной службы и который получает за это денежное пособие из государственного бюджета.

Назначение пособий

Возможность получать пенсию появляется у каждого госслужащего, выполнившего все условия. По закону при наличии следующих условий гражданин может рассчитывать на получение пенсии:

  • не менее 16 лет стажа на госслужбе;
  • достигнут пенсионный возраст для госслужащих.

При увольнении также можно обратиться за назначением пособий, если:

  • Произошло сокращение штата или государственное учреждением ликвидировано.
  • При увольнении с должности.
  • Если достигнут пенсионный возраст для госслужащих.
  • Из-за плохого здоровья, которое мешает дальше вести нормальную трудовую деятельность.

Исходя из функциональных и должностных особенностей трудовой деятельности, выделяют три типа госслужащих.

Первый тип - сотрудники, чьи полномочия распространяются на территорию всей страны.

Второй тип - сотрудники, чья трудовая деятельность ограничена только одним регионом.

Третий тип - военнослужащие и лица, которые к ним приравниваются.

Для каждого типа существует определенный возраст, достигнув который, можно смело отправляться на заслуженный отдых. В среднем он определен 60 годами. По ходатайству учреждения сотрудник может работать более длительное время, вплоть до 70 лет.

Право на пенсию

Законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих имеет ряд изменений, которые вступили в силу с 1 января 2017 года. По новому проекту пенсионный возраст граждан должен быть увеличен до 65 лет для мужчин и до 63 для женщин. При этом стаж работы также будет увеличиваться с пятнадцати до двадцати лет .

Изначально предполагалось отправлять и мужчин, и женщин на пенсию в 65, но после пересмотра законопроекта возраст женщин был изменен. Теперь все дамы, работающие на госслужбе, могут отправляться на пенсию в 63 года. Также в законопроект внесены все изменения, которые позволяют точно проследить пенсионный возраст для госслужащих и стаж работы:

  • при отправлении на пенсию в 2017 году необходимо иметь стаж не менее 16 лет;
  • 2018 - 16.5 лет стажа;
  • 2019 г. - 17 лет;
  • 2023 г. - 19 лет;
  • при назначении пенсии после 2025 года, необходимо иметь минимум двадцать лет стажа работы.

Предложенное повышение пенсионного возраста для госслужащих и изменение стажа предполагает постепенный переход. В 2017 женщины могут отправляться на пенсию при достижении возраста 55.5 лет, а мужчины - 60.5. В следующем году повышение пенсионного возраста для госслужащих произойдет еще на 0,5 года, он составит 56 и 61 год для женщин и мужчин. Постепенно возраст должен достигнуть отметок в 63 и 65 лет.

Размер пенсии

Проект повышения пенсионного возраста для госслужащих также затронул размер выплат. С этого года пособия рассчитываются, исходя из стажа службы, и составляют от 45% и почти до 80% от суммы зарплаты.

Теперь за каждый год работы к страховой пенсии прибавляется 3% заработка. То есть, если изначально при достижении пенсионного возраста пенсия составляла 45%, то через год она будет 48% от зарплаты. Ежегодно размер выплаты будет увеличиваться.

Стаж и пенсия

Чтобы уйти на пенсию, недостаточно соответствовать возрасту, указанному в законопроекте. Также необходимо иметь установленный стаж. В 2017 году он составляет 16 лет. При этом стаже пенсионер может рассчитывать на 45% от своей зарплаты. Если в этом году стаж у будущего пенсионера будет больше двадцати лет, то ему назначат больше пятидесяти процентов от зарплаты.

В 2020 году минимальный стаж должен быть 17.5 лет, при которых будет назначено 45 процентов пенсионных выплат, рассчитанных от зарплаты. А в 2025 тот же процент назначается при двадцатилетней выслуге .

Что входит в стаж

Повышение пенсионного возраста для госслужащих рассчитывается параллельно увеличению стажа. Это суммарный показатель продолжительности госслужбы, учитывающий иной вид деятельности при определении права на пособия федеральных работников.

Увеличение пенсионного возраста

С 2017 года увеличен пенсионный возраст для госслужащих. Законопроект был принят весной 2016 года. Теперь пенсионный возраст граждан, работающих в государственных и федеральных учреждениях, наступает по достижении 63 и 65 лет у женщин и мужчин соответственно.

Однако к таким показателям решено идти постепенно, ежегодно увеличивая возраст выхода на пенсию на полгода. В 2017 году возраст должен составлять 55.5 и 60.5 лет. К 2026 году возраст выхода на пенсию госслужащих мужчин будет достигнут. Женщины придут к новым данным только к 2032 г. Помимо возраста, чтобы была назначена пенсия, необходимо иметь стаж двадцать лет, раньше этот период был 15 лет. Стаж, так же как и возраст, будет увеличиваться постепенно, по полгода.

Год выхода на пенсию, возраст и стаж

В заключение стоит подметить, что для года выхода на пенсию необходимо иметь нужный стаж, соответствовать установленному законом возрасту:

  • 2017 - женщины 55.5, мужчины 60.5 лет, стаж 16 лет.
  • 2018 - женщины 56, мужчины 61, 16.5 лет.
  • 2019 - женщины 56.5, мужчины 61.5, стаж 17.
  • 2020 - женщины 57, мужчины 62, стаж 17.5.
  • 2021 - женщины 57.5, мужчины 62.5, стаж 18.
  • 2022 - женщины 58, мужчины 63, 18.5.
  • 2023 - женщины 58.5, мужчины 63.5, 19 лет.
  • 2024 - женщины 59, мужчины 64, 19.5.
  • 2025 - 59.5 и 64.5 соответственно, двадцать лет стажа.

С 2026 года стаж должен составлять не менее двадцати лет, а возраст мужчин достигнет отметки 65. При этом пенсионный возраст женщин будет продолжать увеличиваться каждый год на полгода до 63.

С 2018 года госслужащих ожидает очередной этап увеличения необходимого стажа, что отразится на выплате пенсий. Кроме того, действующее законодательство предполагает дальнейшее повышение пенсионного возраста. Эксперты не исключают старт полноценной пенсионной реформы в следующем году, которая затронет все категории населения. При этом чиновники будут использовать модель, протестированную на госслужащих.

Масштабная реформа пенсионного обеспечения госслужащих вступила в силу в текущем году. Данную категорию населения ожидают значительные изменения, которые затронут ключевые параметры расчета пенсий. В период экономической нестабильности чиновники решили сокращать расходы на собственные пенсии, что может стать началом более масштабной реформы.

Наиболее болезненное изменение для госслужащих – корректировка возраста, который дает право выходить на пенсию. С 1 января 2018 года соответствующий показатель достигнет для мужчин — 61 год, для женщин — 56 лет, что позволит снизить бюджетные расходы на финансирование пенсий госслужащих. В дальнейшем соответствующий показатель будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев, пока не достигнет запланированного значения (65 и 63 года соответственно).

Еще один существенный параметр, который повлияет на выплату будущих пенсий – необходимый стаж госслужбы. Со следующего года данный показатель не может быть меньше 16 лет (до реформы минимальный стаж составлял 15 лет). В последующем стаж госслужбы увеличится до 20 лет (ежегодная корректировка на шесть месяцев).

В 2018 году останется без изменений необходимое условие для оформления пенсии госслужащего – уходить на пенсию необходимо с должности госслужащего. Если после значительного стажа госслужбы был переход на работу в коммерческую структуру – оформить пенсию госслужащего не удастся.

Предельный срок пребывания на гражданской службе был увеличен до 65 лет. Однако высшие руководители смогут занимать свои должности до 70 лет. Таким образом чиновники стараются сохранить наиболее ценные кадры на службе, намереваясь использовать их опыт для решения текущих задач.

Последние новости подтверждают, что принципы расчета пенсии госслужащего в 2018 году останутся без изменений.

Особенности расчета пенсий и возможные доплаты

Уровень пенсии госслужащего определяется как процент от оклада (полученные премии за период службы не учитываются). В зависимости от стажа службы данный показатель может изменяться в диапазоне 45-75% (каждый последующий год после минимального рубежа увеличивает размер пенсии на 3%).

Данный принцип расчета приводит к существенному снижению итоговых пенсий госслужащих. Доля оклада в суммарных доходов чиновников относительно невелика. Большая часть зарплаты составляют премии и надбавки за особые условия труда, которые не влияют на размер пенсии. В некоторых случаях уровень страховой пенсии превышает значение особой пенсии госслужащего. В результате будет выплачиваться только страховая часть. В противном случае чиновник сможет получить надбавку (разница между особой пенсией и страховой частью), средний уровень которой составляет около 1700 руб. в месяц.

Депутатам и сенаторам станет труднее получить надбавку к пенсиям. Прибавка к страховой пенсии на уровне 55% оклада станет возможной, если стаж работы на выборной должности составляет от пяти лет (ранее достаточно было одного года). Порог для максимальной надбавки (75%) был увеличен до десяти лет (ранее данный показатель составлял три года).

Новые требования не будут касаться госслужащих, которые уже вышли на пенсию. В результате нововведений чиновники планируют сэкономить 600 млн руб., что поможет снизить дефицит Пенсионного фонда.

В следующем году госслужащие смогут рассчитывать на возобновление роста пенсий, что будет связано с ожидаемым повышением оплаты труда.

Пенсионное обеспечение государственных служащих состоит из выплаты пенсии по выслуге лет, а также доплаты части страховой пенсии или пенсии, связанной с инвалидностью, если ее выплата установлена. Размер пенсии по выслуге определяется в соответствии со среднемесячным размером зарплаты на момент увольнения.

Как происходит пенсионное обеспечение государственных служащих?

Правовым основанием для выплаты пенсии по выслуге лет является достижение гражданами пенсионного возраста, наличие определенного стажа работы на государственных (муниципальных) должностях. Пенсия по выслуге лет положена федеральным госслужащим, к которым приравнены так же и муниципальные служащие. Права госслужащих субъектов федерации на получение пенсии устанавливают региональные законы о гос. службе. Выплата пенсий этой категории производится из бюджета России, региона или муниципального образования.

С января 2015 года право на получение страховой пенсии получают госслужащие, из ПФ России, если в период трудовой деятельности они работали и производили страховые пенсионные отчисления. Общие правила трудового законодательства устанавливают право только на один вид пенсионного обеспечения государственных служащих:

  • страховой вид пенсии;
  • пенсии по выслуге лет.

В случае, если госслужащий выбирает пенсию по выслуге лет, то он не теряет право получения и части страховой пенсии. Возможность выплаты доли страховой пенсии госслужащим предусмотрена некоторыми субъектами федерации, а также муниципальными образованиями, если эта категория граждан оформила страховую пенсию в ПФ России.

Одним из примеров такой правовой возможности может служить Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3, которым определена такая возможность для граждан с выслугой 12,5 и 10 лет (мужчинам и женщинам соответственно) такой вид доплаты составляет дополнительные гарантии госслужащим.

Каким категориям лиц установлено право на получение пенсии по выслуге лет?

Такая правовая возможность для граждан определяется совокупностью нескольких обстоятельств:

  • при достижении лицами 55 и 60-летнего возраста (женщинами и мужчинами соответственно);
  • наличие не менее 15 лет стажа работы на гос. службе;
  • трудовая деятельность на гражданской службе не менее 12 месяцев беспрерывно до момента увольнения;
  • увольнение граждан по:
    1. Соглашению сторон
    2. Собственному желанию
    3. Независящим от воли сторон обстоятельствам
    4. Изменением условий действующего контракта
    5. Достижению максимально возможного возраста для гос. службы
    6. Причине сокращения или ликвидации гос. органа

Существует возможность получения пенсии по выслуге если стаж гос. службы составляет менее 15 лет. При таких обстоятельствах лица, которые уволились с должности на руководящем посту в связи с окончанием 12 месячного контракта и непрерывной работе на государственной должности 1 месяц перед увольнением.

Существуют и еще обстоятельства, которые дают возможность получения пенсии по выслуге лет при, сравнительно небольшом стаже гос. службы. Такая правовая возможность установлена ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Основанием для выхода на пенсию госслужащих являются установленные общими правилами требования, которые касаются, достижения пенсионного возраста граждан для получения страховой пенсии по возрасту. Если стаж работы на гос. службе составляет 25 и более лет, и последние 7 лет гражданине работали непрерывно до момента увольнения, то уволиться с гос. службы можно в этом случае, по собственному желанию. При таких обстоятельствах, возраст выхода на пенсию не имеет значения.

Еще одним общим условием возможности получить пенсию по выслуге является недопустимость получения страховой пенсии гражданами при работе на гос. службе.

Порядок установления размера пенсии по выслуге лет

При осуществлении трудовой деятельности на гос. должности на протяжении 15 лет, размер пенсии устанавливается исходя из 45% от размера зарплаты. В таком случае в установленные 45% пенсии входит и доля положенной страховой пенсии. Не подлежат учету выплаты страховой пенсии, заработанные гражданами после окончания гос. службы, а также льготные выплаты, составляющие фиксированную часть страховой пенсии (положенные при достижении 80-летнего возраста или на нетрудоспособных членов семьи). Ежегодно размер пенсии по выслуге увеличивается на 3%. Однако, совокупный размер пенсии положенной гражданину по старости, по инвалидности или по выслуге не может быть больше 75% размера его заработной платы.

Расчет пенсии по выслуге лет госслужащим

При определении размера пенсии по выслуге, за основу берется доход, последних 12 месяцев граждан до момента их увольнения, или до наступления пенсионного возраста, в пределах 2,8 размера оклада соответствующей должности, или если речь идет о денежном вознаграждении, то в пределах 0,8 этого размера. При этом, не берутся в расчет периоды не оплачиваемых отпусков, в том числе и декретных, периоды болезней и т. д. В том случае, когда такие периоды отсутствуют, то средний уровень зарплаты определяется как сложение всех ежемесячных сумм выплат, полученная сумма делится на 12. В случае, когда такие периоды присутствуют, сумма годового дохода, за вычетом указанных периодов, должна делиться на количество рабочих дней и умножается на 12.

Для жителей Крайнего севера и льготных регионов страны, пенсия увеличивается с применением необходимых коэффициентов, для данного региона России.

Как производится расчет доли страховой пенсии

Долей страховой пенсии считается возможная для получения пенсионером ее часть, при оформлении пенсии по выслуге. В январе 2015 года законодательство претерпело некоторые изменения в порядке расчетов пенсий. Такое правовое положение определено в ст. 17.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», и в ст. 19 ФЗ «О страховой пенсии».

Определяется страховая доля, согласно закону «О трудовых пенсиях», как отношение размера пенсионного капитала (в период с начала назначения пенсии по выслуге до фактического выхода на пенсию), к периоду предполагаемой выплаты в месяцах. С этого момента расчет пенсии выполняется согласно положениям нового пенсионного законодательства, и с применением нескольких коэффициентов и расчета доли страховой части пенсии. В тех случаях, когда гражданин не прекращает работать, его расчетный капитал становится больше и соответственно доля страховой пенсии перерассчитывается с увеличением ее размера.

Еще одним плюсом пенсионной реформы стало включение в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (не более чем 4,5 лет).

Практическое применение расчета пенсии по выслуге лет

При всех положительных сторонах новой системы пенсионных выплат ее эффективность не всегда оказывается на должном уровне. Достаточно длительный период времени уровень пенсии госслужащих по выслуге лет оставался меньше размера страховой части пенсии по труду, которая выплачивалась гражданам. Эта причина служила основанием того, что госслужащие не оформляли пенсию по выслуге.

Система расчета пенсии по выслуге лет, оказалась сложной, настолько, что породила огромное количество спорных моментов, которые необходимо было решать в порядке судебного производства дел этой категории. Гос. органы и пенсионеры не находили общих правовых оснований и их правильного применения для начисления пенсии без возникновения споров.

Стала появляться и судебная практика, в связи с частыми изменениями муниципальных нормативных актов, которые регулируют данную сферу правоотношений. Эти изменения стали основанием в правоприменительной практике для уменьшения уже начисленной пожизненно пенсии. Зачастую суды, в таких случаях берут за основание принимаемых ими решений правовую позицию муниципальных органов. При этом фактически легализуется действие обратной силы закона, которое ухудшает правовое положение граждан. Суды исходят из того, что пенсия в соответствии с местными нормативными актами является всего лишь дополнительной гарантией обеспечения граждан.

Исходя из правовых оснований и практического применения правовых актов, государственные служащие обладают правом на получение пенсии по выслуге лет в тех случаях, когда они имеют необходимый стаж работы на должности при достижении возраста для выхода на пенсию, однако, это возможно, если госслужащий уволился с государственной службы.

При произведении расчетов для пенсии по выслуге, должна учитываться и полученная гражданами страховая пенсия. При существовании сложного правового механизма, который является основанием произведения расчетов данной категории пенсий, нередким бывают судебные споры, возникающие между пенсионерами – бывшими госслужащими и государственными структурами, производящими начисление пенсий. И чаще всего возникают проблемы при определении размеров пенсий, являющихся дополнительными гарантиями, которые предусмотрены законами местных региональных уровней.

Стаж государственной гражданской службы является важным показателем как для служащего, так и для госучреждения. На основе него принимаются различные решения, связанные с назначением на должности, начислением пенсий, надбавок, дополнительных отпусков.

Что такое стаж на госслужбе

Стаж государственной гражданской службы – это полный период времени, на протяжении которого служащий осуществлял трудовую деятельность в системе государственного управления . С помощью данного показателя регламентируются различные организационные и финансовые вопросы, касающиеся профессиональной деятельности сотрудника госучреждения.

Стаж является необходимым критерием для осуществления следующих действий:

Госслужба гражданского назначения делится на федеральную и службу субъекта РФ. Нормы права, касающиеся стажа федерального служащего, отражены в федеральном законе. Для госслужащего в субъекте РФ возможны иные требования, установленные региональными властями.

Вопросы, связанные со стажем гражданской госслужбы, отражены в следующих законах и актах:

  • Закон No58-ФЗ;
  • Закон No79-ФЗ;
  • Закон No166-ФЗ;
  • Указ Президента No1532;
  • Указ Президента No1141.

На что он влияет?

Должности

Указом Президента утвержден список требований для государственных должностей. К ним относится стаж госслужбы и опыт работы по соответствующей специальности.

Существует несколько групп должностей, каждая из которых имеет свои требования к стажу госслужащего .

Дополнительные выплаты к основному окладу

На основании суммарной продолжительности трудовой деятельности в государственной сфере служащему начисляется доплата к основному окладу.

Добавочный финансируемый отпуск

Каждый гражданский госслужащий имеет право на дополнительное количество отпускных дней, которое высчитывается пропорционально сроку службы: 1 отпускной день равен 1-му служебному дню.

Суммарная длительность отпуска для специалистов высших и главных должностей должна быть не больше 45 суток, для ведущих, старших и младших должностей – 40 суток.

Дополнительная пенсия

Для утверждения дополнительной пенсии госслужащим федерального значения необходимо одновременное выполнение 3-х условий:

  1. Выслуга 15 лет и более.
  2. Период работы на последней занимаемой должности – минимум год. Исключением могут стать увольнения, вызванные прекращением работы учреждения или сокращение персонала.
  3. Законное увольнение с госслужбы.

Размер дополнительного пенсионного обеспечения госслужащим субъектов РФ устанавливается региональным законодательством.

Какие периоды работы госслужащего учитываются?

Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:

  • Федеральные;
  • Муниципальные;
  • Региональные;
  • Военные;
  • Правоохранительные;
  • Иные.

По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.

В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:

В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:

  • в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
  • в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
  • в системе управления СССР;
  • в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.

Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.

Перечь документов для подтверждения

Документом, удостоверяющим стаж гражданской госслужбы, считается трудовая книжка. Если ее нет, то подтвердить продолжительность своей государственной работы можно с помощью архивной справки. К ней необходимо приложить копии приказов о вступлении на должность и снятие с нее.

Также необходимо подтвердить, что занимаемая должность имеет отношение к госуправлению. Для этого требуются следующие документы:

  • трудовая книжка;
  • положение о госучреждении, где осуществлялась профессиональная деятельность;
  • инструкция о должностных обязанностях.

Как производится расчет

Служба в армии также включается в служебный срок, при этом существует несколько вариантов:

  • если военная служба проходила на контрактной основе, то в стаж идет 1 рабочий день за 1 день армейской службы;
  • если военная служба осуществлялась в призывном порядке, то в зачет идет 2 дня гражданской службы за 1 день армейской службы;
  • если призывник принимал участие в боевых действиях или находился в госпитале, то каждый день приравнивается к 2-м дням срочной военной службы.

Пример

Гражданин Иванов И. И. был депутатом региональной думы от района с 4 февраля 2004 года по 3 февраля 2008 года. С 20 мая 1999 года до 20 октября 1999 года проходил срочную службу в армии. С 21 октября 1999 до 20 июля 2000 года находился в горячей точке.

Стаж его гражданской госслужбы высчитывается:

Порядок действий по подсчету стажа при поступлении на гражданскую госслужбу:

  1. Заседание комиссии.
  2. Рассмотрение документов, подтверждающих стаж.
  3. Протокол комиссии.
  4. Издание правового акта (приказ, распоряжение).

Какие еще периоды могут учитываться?

В исключительном порядке в стаж госслужащего могут быть внесены периоды руководящей работы в организациях, которые способствовали набору знаний и навыков для выполнения функций на занимаемой государственной должности. Максимальной период в таком случае должен быть не больше 5-и лет.

Включить в стаж госслужащего иные периоды трудовой деятельности может руководство госоргана на основании заключения специализированной комиссии.

Документы, необходимые для включения иного периода:

  1. Заявление, согласованное с непосредственным руководителем госслужащего.
  2. Копия должностного регламента по занимаемой должности.
  3. Копия трудовой книжки.
  4. Документы, содержащие информацию о должностных обязанностях, выполняемых в период, предлагаемый к включению в стаж гражданской службы (например, должностная инструкция, трудовой договор, положение или устав учреждения, приказ о распределении обязанностей).

Вашему вниманию видео с подробной и познавательной информацией об истории государственной службы от истоков до современности.