Маленький гений методика изучения английского языка

14.05.2019
Как учить читать, зарабатывая при этом от 140 тыс. рублей ежемесячно


Можно ли заработать на том, что учишь людей читать? Наверное. Хотя конкуренция со школами будет большая. А если учить людей читать быстро? Наверняка. Это на своем примере доказали основатели сети школ скорочтения и развития интеллекта IQ007 Вадим Хабиров и Данил Костромин. Первая школа быстрого чтения появилась в Челябинской области в 2009 году, и за восемь лет по франшизе удалось открыть 325 школ в России и СНГ. Вадим Хабиров рассказал «Жажде», как возникла идея бизнеса, почему эффективнее оказалось работать с детьми и какой главный критерий отбора педагогов.

Чтение – лучшее учение

Если вы думаете, что скорочтение нужно только тем, кто в силу своей работы вынужден пересматривать тонну литературы, то это не так. Как утверждают основатели сети школ скорочтения и развития интеллекта IQ007, быстрое чтение улучшает внимание и память, развивает мышление, помогает на лету схватывать информацию и, если говорить про детей, самостоятельно делать домашнюю работы не только по литературе и русскому, но и по остальным предметам.

Запустили в 2009 году курс по скорочтению в городе Златоуст Челябинской области двое друзей – Вадим Хабиров и Данил Костромин. Они не ожидали, что их проект станет настолько успешным, что франчайзи будет не так просто найти свободный город. Ребята планировали к 2017 году открыть 50 собственных филиалов, но к ним стали обращаться друзья и знакомые, которые хотели открыть свои школы.

Вадим Хабиров: «У нас не было готовой упаковки продукта и системы работы. Мы просто общались с ребятами по телефону, говорили, как им подбирать персонал и набирать клиентов. Когда появилось уже больше пяти партнеров, мы систематизировали наши знания, сделали ребрендинг с использованием агента Лиса и упаковку по маркетингу, юриспруденции, персоналу. Сейчас в 172 городах России и СНГ работает 325 школ, где прошли обучение 80 тысяч учеников. В нашем штате работают 850 педагогов, среди которых кандидаты педагогических, психологических, философских наук и профессиональные методисты».

Все начинается с книги

Юрист Вадим и экономист Данил, будучи студентами, много читали и посещали курсы по развитию личности. Как-то им попала в руки книга Бодо Шефера «Путь к финансовой независимости. Первый миллион за семь лет». В ней указывалось: чтобы быть успешным, нужно много читать, а для экономии времени – пройти курс скорочтения. Ребята накупили самоучителей, прошли онлайн-курсы и освоили технику, а заодно поняли: больше ни на кого работать не будут.

Вадим Хабиров: «Мы с Данилом работали уже со второго курса и попробовали себя в продажах в разных сферах: от еды и гаджетов до автомобилей. У нас было понимание бизнес-процессов, техник продаж и возможностей заработать. После института мы вернулись в родной Златоуст и решили организовать для знакомых курс развития личности, но браться за то, в чем сами не разбирались, не хотели. Поэтому остановились на скорочтении. У нас не было методичек и готовой программы, мы передавали свои знания, учили на книгах по продажам и бизнесу. Буквально за неделю у части человек появились результаты, а кому-то просто понравилась наша литература».

Златоуст – небольшой город – всего 170 тысяч человек населения, где мест для учебы очень мало. Ребята арендовали недорогое офисное помещение в промзоне, сами сделали ремонт, купили литературу, канцелярию, чай и кофе, сами придумали упражнения и стали приглашать знакомых. Расходы за первый месяц составили порядка 30 тысяч рублей, зато доходы при плате 5 тысяч рублей в месяц за 10-12 занятий – 200 тысяч рублей. Других доказательств успешности идеи начинающим предпринимателям не требовалось.

Ставка на детей

При открытии первой школы предприниматели экономили на всем, так как не было уверенности, что все вложения окупятся. Уже со второй школы Вадим и Данил поняли, что сервис и качество должны быть на первом месте, только так будет работать «сарафанное радио». Помещение должно быть уютным и доступным по местоположению, канцелярия – соответствовать уровню оплаты, в школах в крупных городах должна стоять кофемашина.

Вадим Хабиров: «Изначально мы собирались работать только со взрослыми, но после хороших результатов первого набора наши знакомые предложили привести на занятия своих детей. Приходилось ночами сидеть в интернете: разбираться в детской психологии и аспектах преподавания. Взяли учеников начальной школы. Естественно, что приводили детей с проблемами в чтении, обучении, внимании и усидчивости. Потом взяли дошкольников, но на первых же занятиях поняли, что нужен педагог. Нашли учительницу начальных классов, которая прошла у нас обучение и приступила к работе. Конечно, затраты увеличились, ведь нужно было платить зарплату, но выросли и обороты. В итоге в Златоусте выручка не опускалась ниже 200 тысяч рублей за месяц».

Постепенно в школу скорочтения стали обращаться не только знакомые, но и остальные жители города, в основном родители с детьми. У детей потребность в быстром чтении сформирована, отмечают основатели IQ007: если ребенок плохо читает и запоминает, то у него возникают трудности почти по всем предметам в школе, родители понимают, что с детьми нужно заниматься и не ждать быстрых результатов. Взрослые же клиенты хотят сразу после оплаты «съесть таблетку» и научиться скорочтению, не прилагая к этому усилий.

От практики к теории

Вадим и Данил продали свои машины, чтобы открыть школу скорочтения в новом помещении, которое соответствовало всем санитарным нормам и было рядом со школами и садикамм города. Методику обучения формировали постепенно вместе с педагогами, опираясь на практический опыт. Общедоступная литература носила, скорее, научный характер –в реальности учить по ней было невозможно. Обучение детей разбили на несколько этапов исходя из возраста детей, так как у каждой возрастной группы свои особенности развития техники чтения.

Вадим Хабиров: «Сначала дети учатся читать по слогам, потом целыми словами, потом осваивают чтение вслух быстрыми темпами, наконец, переходят к чтению про себя от 1,5 тысяч слов в минуту. Четырехлетний ребенок постепенно проходит все наши пять программ с интервалом около полугода: учится читать 40 слов в минуту, с первого класса – 40-80 слов, с пятого класса – 300-400 слов, с возрастом он сам развивает все большую скорость. Чтение важно не только в литературе и русском языке, но и в математике, истории, химии, обществознании. Любую задачу нужно прочесть, понять, представить, тогда уже можно решать».

Когда школа IQ007 начинала развиваться, на рынке России работала одна сильная школа, но в ней делался упор на развитие чтения про себя и на подростков. Вадим и Данил сконцентрировались на чтении вслух для детей 4-8 лет.

Шаг вперед

Основной возрастной сегмент учеников сети обозначить сложно, так как франчайзи часто концентрируются на ровесниках своих детей, потому что знают все про этот возраст. От специфики аудитории, города и особенностей руководителя зависит и выбор способа продвижения. Одни лично знакомятся с родителями на детских площадках и приглашают детей, другие – разбираются в интернет-маркетинге, третьи – работают с детсадами и школами. В Златоусте, где нет цифрового телевидения, эффективно сработал рекламный ролик. В Уфе, наоборот, рекламная вставка не принесла результатов, там много каналов и почти никто не посмотрел ролик.

Вадим Хабиров: «После успешного запуска в Златоусте мы поехали в Уфу, где в 2011 году открыли вторую собственную школу с пятью педагогами. Стоимость занятий подняли в 2-3 раза, выручка с уже двух филиалов составила 1 млн рублей в месяц с доходностью 35-40%. Окупив затраты, в феврале 2012 года мы открыли еще два филиала в Уфе на семь и пять педагогов. Столкнулись с трудностями подбора кадров: найти сразу 12 хороших педагогов оказалось непросто, сложно было также набрать учеников сразу на три филиала».

Попасть на работу в школу IQ007 не так трудно, отмечает Вадим. Для него важен лишь один критерий: после общения с педагогом он думает, отдал бы он своего ребенка этому человеку или нет. Подходящие педагоги проходят двухнедельное обучение, где показывают себя на практике, выполняют задания, справляются со стрессовыми ситуациями. Текущие преподаватели скорочтения постоянно учатся – они делятся между собой опытом, знаниями, посещают семинары и вебинары.

Вадим Хабиров: «Первое время мы с Данилом занимались всеми вопросами, кроме преподавания. У нас не работали менеджеры, из-за чего мы стали зашиваться в оперативной работе, что отразилось на сервисе и доходности. Мы понимали, что нам нужен помощник, но, как многие начинающие руководители, боялись кому-либо доверить свою работу. Когда же мы, наконец, нашли менеджера в Златоусте и в Уфе, у нас сразу появилась масса свободного времени на более важную работу».

Не только чтение

Помимо скорочтения в школах IQ007 работали курсы ораторского мастерства и английского языка, сейчас – ментальная арифметика, каллиграфия и правополушарное рисование. У детей обычно трудности, прежде всего, с чтением, затем математикой и грамотным письмом. Вадим и Данил сами прошли курсы ментальной арифметики, посмотрели на работу конкурентов и вместе с кандидатами педагогических наук начали разрабатывать свою методику.

Вадим Хабиров: «Мы используем в курсе теорию решения изобретательских задач. Это давняя методика, которую давно забыли, мы же ее восстановили и на ее базе сделали свою программу. Один из наших педагогов занимался раньше олимпиадами для школьников – она применила свои знания к ментальной арифметике. Сейчас мы проводим олимпиаду среди детей всех наших точек по франшизе, планируем вывести проект на общероссийский уровень, чтобы соревновались не только наши дети».

Направление «Каллиграфия» появилось случайно: многим детям на уроках и экзаменах снижали оценки не за знания, а за плохой почерк. Методика дорабатывается, чтобы у учеников было не только красивое, но и грамотное письмо. Курс по рисованию запускается не чаще раза в месяц, скорее, для развлечения и привлечения детей, чем для заработка. Рентабельность таких занятий низкая, большие затраты на педагога, краски, бумагу, поддержание чистоты, а родители не готовы платить за рисование столько же, как за скорочтение или математику.

Планы на будущее

Вадим Хабиров: «Мы стремимся к гармоничному росту количества и качества, поэтому будем развивать новые направления школы, улучшать программы, разрабатывать пособия. В России 1000 городов с населением от 20 тысяч человек, у нас же пока 325 школ – есть к чему стремиться. При этом школу скорочтения IQ007 можно открывать и в меньшем населенном пункте, как в селе Аргаяш Челябинской области, где живет 10 тысяч человек и работает одна общеобразовательная школа. Наш руководитель и педагог, которые работают в школе IQ007, делают ежемесячно 200 тысяч рублей выручку с доходом 50%. У всех родителей одинаковые потребности – на занятия привозят детей из соседних деревень и сел».

Тем, кто планирует заниматься бизнесом, Вадим советует постоянно учиться – всему и всегда. Российский рынок можно развивать в любых направлениях, и по словам Вадима, здесь не хватает настоящих профессионалов.

Вадим Хабиров: «Если ты станешь профи в какой-либо отрасли, то будешь иметь много клиентов. Важно при этом быть честным, открытым и ответственным».

Школа скорочтения IQ007 в цифрах и фактах

Год создания

Основные услуги

В Школе 5 ступеней обучения:

  • Букварный период (4-7 лет): дети изучают буквы, слоги, учатся читать.
  • Послебукварный период (6-9 лет): ребенок учится читать словами до 80-100 слов в минуту, работать с текстом.
  • Быстрое и осознанное чтение (7-10 лет): темп чтения вслух увеличивается до 150-200 слов в минуту, ребенка учат запоминать и пересказывать тексты.
  • Скорочтение для подростков (10-16 лет): темп чтения вслух развивается до 250 слов в минуту, про себя – 400-500 слов, обучение стратегиям чтения.
  • Скорочтение для взрослых: обучение стратегиям чтения и увеличение темпа.

Количество филиалов/точек по франшизе сейчас

325 школ в 172 городах России и СНГ.

Стартовые вложения

От 200 тыс. рублей до 1,45 млн рублей.

Необходимая площадь помещения

30-70 кв. метров.

Минимальный персонал

Руководитель и педагог.

Ежемесячные расходы

От 130 тыс. рублей в месяц: помещение, зарплата, канцелярия, реклама.

Чистая прибыль за месяц

Практика показывает, что чистая прибыль может быть от 140 000 руб. в месяц с филиала.

Период окупаемости

От 4 месяцев.

Средний чек

Стоимость зависит от региона, в Петербурге, например, 8 занятий в месяц стоят 11200 рублей, в Уфе – занятие от 550 рублей.

Каждая мама мечтает воспитать гения. Или, как минимум, о том, чтобы ребенок хорошо учился в школе, нормально сдал ЕГЭ и поступил в вуз. Но современный мир обрушивает на нас поток информации настолько мощный, что не только ребенок, но даже не каждый взрослый в состоянии с ним совладать. И как следствие – дети не хотят читать, не хотят учиться, и не потому, что не хотят, а просто не могут. Решение этой проблемы предлагает «Школа скорочтения и развития интеллекта IQ007» . Преподаватели школы Маргарита Рогальская и Елена Фурлепова поделились своими мыслями о современном образовании и рассказали в интервью журналу Enfant об уникальных методиках школы.

Элеонора: В чем основные особенности методики обучения вашей школы? Кто является ее основоположником, и как давно существует эта школа в России?

Маргарита: Суть методики в том, что в «Школе скорочтения и развития интеллекта IQ007» мы практикуем комплексный подход к гармоничному развитию не только техники чтения, но и всех граней интеллекта, используя при этом индивидуальную программу обучения каждого ученика с учетом его особенностей. Благодаря нашей программе занятий все приобретенные знания усваиваются на уровне навыка и остаются с учеником на всю жизнь.

Елена: Основателями школы и методики IQ007 являются Вадим Хабиров и Данил Костромин. Считаю, они выразили очень правильную мысль: дополнительное образование – это не роскошь, а необходимость родителей для воспитания своих детей. Идея создания «Школы скорочтения и развития интеллекта» пришла к ним в момент осознания того, что система обучения в школе не совершенна, а ответственность за образование детей несут родители.

Первая школа открылась в Златоусте в 2009 году и послужила отправной точкой для создания современной методики обучения взрослых и детей. За последующие 8 лет открылось 325 школ в 172 городах России и странах СНГ, подготовлено 2000 педагогов и обучено более 80 000 учеников. Масштабы впечатляют, не правда ли?

Элеонора: Расскажите, по каким направлениям ведется обучение в вашей школе?

Маргарита: В школе я обучаю детей и взрослых по двум направлениям – «Скорочтение» и «Каллиграфия».

Способность быстро читать и умение вычленять самое важное из прочитанного – дороже золота при таких огромных объемах разнообразной информации. Курс «Скорочтение» позволяет данные навыки обрести. Они будут крайне полезны практически всем: школьникам – чтобы самостоятельно учиться и делать домашнее задание без помощи родителей и репетиторов; студентам – чтобы за короткий срок перед экзаменом суметь усвоить огромные объемы информации по разным предметам; людям средних лет – чтобы преуспеть в бизнесе и быть на шаг впереди других; пенсионерам – чтобы как можно дольше радовать детей и внуков острым умом и хорошей памятью.

Курс «Каллиграфия» учит детей и взрослых писать красиво и правильно. Сделаю сразу оговорку, что данный курс подходит только для людей, пишущих правой рукой. Это направление пользуется устойчивым спросом, ведь сейчас в основной школе в учебной программе начальных классов оттачиванию техники письма уделяется совсем немного времени, и это, к сожалению, сказывается на дальнейшей успеваемости ребенка.

Методика подходит для школьников, начиная с 7 лет, малышам мы правильно ставим руку и на практике совершенствуем навык письма.

Елена: Я преподаю в школе «Ментальную арифметику». Эта методика у многих на слуху, но, возможно, не все представляют себе, в чем ее суть. Ментальная арифметика – древняя система счета. Занятия проходят с использованием специальных счетов абакус, которые позволяют при выполнении математических операций на абакусе обеими руками задействовать и левое, и правое полушарие, то есть к логике подключать образное восприятие и мышление.

На первом этапе дети с помощью абакуса свободно вычитают и умножают, складывают и делят, вычисляют квадратный и кубический корень. На втором этапе ученики обучаются ментальному счету, который производится в уме. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек. Одним словом, задачки в школе будут щелкаться, как орешки. (Улыбается.)

Кроме того, мы используем технологию ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач) для развития у обучающихся речи, творческого воображения, а также таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, стремление к новизне.

Элеонора: Почему дети с горящими глазами бегут к вам на занятия? Как вам удается добиваться такой заинтересованности?

Маргарита: Методика построена на гармонизации полушарий головного мозга, структура урока предполагает постоянную смену деятельности, переключения работы с одного полушария на другое, поэтому детки не устают на занятиях, и обучение им только в радость!

Елена: Да, и на занятиях мы используем красочные рабочие тетради, в которых структура урока продумана до мелочей, а также дидактические материалы разной направленности, в том числе игрушки. И, когда родители спрашивают детей после занятия: «Что вы сегодня делали?». Дети честно и уверенно отвечают, что играли весь урок. (Улыбается.) Весь секрет наших занятий заключается в том, что мы правильно мотивируем детей на получение знаний, чтобы им самим захотелось учиться.

Маргарита: Мы не ругаем учеников за их промахи. А еще мы никогда не сравниваем их друг с другом, ведь главное – победить себя вчерашнего. Приведу пример: на первом занятии из пяти пар животных ребенок запоминал только две, а на следующем занятии начал запоминать все. Обязательно его за это похвалю, ведь это – его маленький шаг к успеху, он смог выполнить задание на 100%, у него получилось. Это помогает ему осознать величину собственных возможностей.

Елена: Мы всеми силами поддерживаем в учениках радость познания, ставя им все новые и новые задачи по мере их успехов. Ведь хорошая школа – это школа, где дети тянут руки и не боятся высказывать свое мнение.

Элеонора: Есть ли какие-то определенные курсы по каждому предмету или, возможно, несколько курсов разной сложности? Сколько в среднем по продолжительности занимает курс?

Маргарита: Основной курс скорочтения состоит из 72 занятий, он длится 6 месяцев при посещении 3 занятий в неделю, и 9 месяцев – при посещении 2 занятий в неделю. Для взрослых мы предлагаем трехмесячный интенсив-курс.

Курс «Каллиграфия» рассчитан на 21 занятие, то есть 7 недель обучения.

Элеонора: На примере подобных школ в других городах поделитесь результатами деятельности курсов для детей разных возрастов.

Маргарита: Что касается курса «Скорочтения», то дошколята, вообще не читающие в начале курса, после обучения читают до 50-60 слов в минуту; первоклассники – 120 слов в минуту при исходных 40-50; старшеклассники вначале читают «про себя» 170-190, после курса 600-800 слов в минуту; взрослые вначале читают «про себя» 170-190 слов в минуту, после курса 800-1000 и более. Это действительно отличные результаты!

На «Каллиграфии» всегда сравниваются текст, написанный на первом занятии, и этот же текст, написанный после прохождения курса. Разница видна даже невооруженным взглядом.

Елена: После окончания курса «Ментальная арифметика» у многих детей математика переходит из разряда нелюбимых предметов в любимые. Многие ученики перестают пользоваться калькулятором и считают все в уме.

Элеонора: Как попасть на ваши занятия? Можно ли прийти на пробные занятия по каждому предмету, а потом выбрать для себя понравившиеся? Или по одному занятию ребенку будет сложно судить?

Маргарита: Каждый желающий может прийти к нам на пробные занятия по всем трем предметам – «Скорочтению», «Каллиграфии», «Ментальной арифметике». На каждого ребенка мы заводим отчетный лист, где отмечаем процент выполняемости заданий, и по результатам первого пробного занятия мы можем дать родителям развернутую картину и подсказать, где у ребенка пробелы и что ему нужно подтянуть, а где он справился на отлично.

Чаще всего к нам в школу обращаются уже с какой-то конкретной проблемой, которую нужно решить. Например, ребенок медленно читает или у него плохой почерк.

Елена: На первых занятиях мы работаем с ребенком индивидуально, потом объединяем детей в группы. Причем делаем мы это не по возрасту, а именно по показанным им знаниям и умениям. Соревновательный момент между детьми в группе дает дополнительную мотивацию для обучения, поэтому и результаты не заставляют себя долго ждать. В случае если ребенок или родитель не хочет заниматься в группах, то возможно индивидуальное обучение.

Мы проводим в школе открытые занятия для родителей, на которых они могут понять специфику работы с детьми и увидеть их успехи.

Маленький гений английский поможет выучить уже с пеленок! Уникальная авторская методика дает возможность максимально просто познакомить кроху с иностранным языком. Занятия в игровой форме развивающих мультиков обязательно понравятся малышу. Сегодня все чаще специалисты утверждают, что изучать английский лучше раньше. Когда детки маленькие, они быстрее запоминают новую информацию и в дальнейшем без проблем ею пользуются. Правильный подход к раннему обучению ребенка – это залог его успеха в будущем.

Наш обзор Маленький гений

Характеристика

Как же помогает выучить Маленький гений английский? Отзывы тех, кто уже воспользовался специальным курсом, подтверждают – эффективно и качественно. Эксклюзивная методика состоит из тщательно подобранных по возрасту 28 занятий в форме мультфильмов. Полноценный курс уроков для самых маленьких записан на диск, доступ к нему возможен с разных устройств: ПК, ноутбук, планшет, смартфон.

Рассчитана методика изучения английского языка Маленький гений для деток в возрасте от трех месяцев до трех лет. Оригинальная коллекция мультипликационных фильмов тщательно подобрана профессионалами: педагогами и психологами. Максимально адаптированные развивающие материалы способствуют тому, что малыши находятся постоянно в стадии познания. Серия мультиков познакомит чадо с разнообразными животными, поэзией, живописью, формами, буквами, цифрами, временами года и классической музыкой. Стоит отметить великолепное музыкальное сопровождение занятий – чудесные мелодии Баха, Моцарта, Бетховена и других выдающихся композиторов.

Принцип действия

Маленький гений английский язык позволяет узнать одновременно и с родным языком. Комплексная программа обеспечивает гармоничное развитие малыша, ненавязчиво погружая его в англоязычную среду уже с трех месяцев. Просмотр развивающих мультфильмов положительно влияет на интеллектуальные, социальные и творческие навыки ребенка. Дополнительно облегчается его дальнейшее развитие, улучшается память и мышление, совершенствуются коммуникативные способности, расширяется кругозор, улучшается внимание и мелкая моторика.

Курс 28 видеоуроков состоит из 4-х частей, тщательно подобранных специалистами для разных возрастных периодов малыша:

  • Часть 1: от трех месяцев начинается спокойной, умиротворяющей колыбельной, сопровождается классической музыкой, знакомит с разными звуками и временами года.
  • Часть 2: от шести месяцев продолжает обучение ребенка поэзии, животным, цветам, знакомит с водой, телом, под шедевры классической музыки известных композиторов.
  • Часть 3: от девяти месяцев дарит познания первым словам дома, рассказывает о небе, животных, геометрических фигурах.
  • Часть 4: от года в этой части малыш узнает о музыкальных инструментах, цифрах, фигурах, экзотических животных.

Как применять

Применяется методика изучения английского языка Маленький гений очень просто. Для ее воспроизведения понадобиться компьютер либо ноутбук. Родители крохи могут смотреть мультфильмы вместе с ним, объясняя дополнительно происходящее на экране. Просмотр можно осуществлять несколько раз для закрепления полученной информации.

Не стоит перегружать ребенка и надолго включать ему уроки, лучше, если они будут регулярными, но дозированными. Несколько минут в день просмотра развивающего мультика для крохи будет достаточно.

Достоинства

Маленький гений английский язык развивает просто и легко! С уникальной методикой просмотр мультипликационных фильмов обеспечивается с пользой для малыша. Видеоуроки способствуют его гармоничному развитию и имеют такие достоинства:

  • Уникальная авторская методика.
  • Удобно использовать.
  • Великолепное музыкальное сопровождение.
  • Высокое качество и доступная цена.
  • Развитие в игровой форме.
  • Отличный подарок для крохи и его родителей.

Методик раннего развития много, все они, в сущности, преследуют те же цели, что и каждый любящий родитель. Вот только идут они к этой цели разными путями. Поэтому нужно составить представление об их достоинствах и недостатках.

Развивающая методика Марии Монтессори

История. Итальянский врач-дефектолог Мария Монтессори создала свою педагогическую систему в начале ХХ века. Тогда она работала с особыми детьми, используя в их обучении оригинальные игры и пособия. Благодаря такому обучению больные малыши стали опережать в развитии своих нормальных сверстников. На этой основе и была создана система, завоевавшая мировую популярность.

В чем суть? В развивающей методике Марии Монтессори большая роль отводится предметной и социальной среде, окружающей ребенка. Малыш в раннем возрасте, как губка, впитывает все, что видит и слышит, не отличая хорошее от плохого. Значит, его развитие зависит в первую очередь от окружения. Взрослый должен создать правильную среду, насыщенную всевозможными игрушками, материалами, предметами для сенсорного развития. Это специальные шершавые дощечки, шумящие коробочки, кубики и др. Главное условие: все игры должны быть расположены так, чтобы малыш мог сам легко достать любую из них. Таким образом, он сам выбирает то, что ему интересно в данный момент. Задача же взрослого – оказывать малышу помощь лишь тогда, когда в этом возникнет необходимость. Большая роль отводится развитию у малыша бытовых навыков. Для этой цели используются миниатюрные щетки для обуви и специальные тренажеры для застегивания пуговиц и завязывания шнурков.

Сомнительные моменты. Значение сказок, ролевых игр и игр с предметами-заместителями Мария Монтессори отрицала, считая их бесполезными. Вместо них – правдивые рассказы и уменьшенные копии взрослых предметов для игры. А ведь именно слишком реалистичные игрушки губят детскую фантазию. И к тому же огромное значение сказки в развитии малыша не вызывает сомнений ни у кого из родителей.

Рациональное зерно. Любая мама может использовать идеи методики Марии Монтессори в своих играх с малышом. Многие из них очень полезны для развития мелкой моторики и сенсорики крохи. Это игры с водой (переливание из одной емкости в другую, вылавливание мелких игрушек и пуговиц пальчиками и ситечком, забавы с поролоновой губкой) и крупами (пересыпание, сортировка, рисование пальчиком на подносе с гречкой или пшеном). Очень полезны для развития малыша рамки-вкладыши Марии Монтессори, которые можно встретить в магазинах развивающих игрушек.

Развивающая методика Глена Домана

История. Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман сделал свои открытия, занимаясь лечением ребятишек с травмами мозга. Оказалось, что стимулирование одного из органов чувств улучшает работу головного мозга в целом. Детям показывали карточки с нарисованными на них красными точками, словами, картинками, громко произнося названия. В результате уже через месяц интенсивных занятий многие безнадежно больные малыши стали ползать, ходить, лучше слышать, разговаривать. В дальнейшем Доманом была разработана целая система занятий уже со здоровыми детьми.

В чем суть? Цель занятий по методике Домана – познакомить малыша с тысячами четких, интересных фактов. Для этого ребенку показывают карточки с картинками. К карточкам предъявляются особые требования: они должны быть определенного размера (28 x 28 см), а картинка помещается строго на белый фон и не должна иметь посторонних деталей. Все карточки систематизируются по группам: животные, птицы, насекомые, растения, города, художники, природные явления и т. п. Существует целая система показа карточек. Главное в таких занятиях – быстрота и новизна, а также заинтересованность и мамы, и малыша.

Сомнительные моменты. Трудно представить, что все мамы будут целыми днями изготавливать новые карточки и показывать их малышу (а готовые наборы довольно дороги). К тому же количество демонстрационного материала постоянно возрастает. Энциклопедические знания по методу Домана напоминают компьютерное программирование детской головки, заполнение ее пассивной информацией. Здесь не остается места для творчества, игры, желания самому докопаться до истины.

Рациональное зерно. Если относиться к методике Глена Домана без фанатизма, то занятия принесут малышу несомненную пользу. Регулярное знакомство с новой информацией разовьет любознательность ребенка, а повторение натренирует память. Факты, с которыми вы знакомите малыша, действительно могут его заинтересовать. Главное – следовать за интересами чада и не предлагать ему изучать тему «Деревья», если сейчас он увлекается, например, гоночными машинками.

Не нужно следовать методам слепо, необдуманно. В этом случае мы как бы снимаем с себя ответственность, списывая любые удачи и неудачи в воспитании и развитии нашего малыша на счет той или иной методики. Возьмите то, что подходит именно вам и вашему малышу, что нравится вам обоим.

Развивающая методика Сесиль Лупан

История. «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который нужно зажечь». Эту фразу древних мудрецов сделала своим девизом бельгийская актриса и мать двух дочерей Сесиль Лупан. Занимаясь с дочками по методике Домана, она постепенно адаптировала ее к условиям жизни обычной семьи с маленькими детьми. На основе своих наблюдений Лупан написала книгу для родителей «Поверь в свое дитя», где дала множество практических рекомендаций. Это не рецепты «выращивания гениев», а советы родителям, желающим открыть мир ребенка с момента его появления на свет.

В чем суть? Сесиль Лупан уделяла большое внимание развитию органов чувств малыша, ведь именно через них кроха получает информацию об окружающем мире. Она делала акцент на том, что обучение должно восприниматься крохой как занятная игра. Например, учить алфавит можно в виде веселой песенки, а буквы представлять забавными человечками. История и география по методике Сесиль Лупан – это тоже сплошное удовольствие. Ведь важные и сложные сведения подаются малышу в виде смешных стишков и песенок, которые запоминаются сами собой. И так со всеми областями знаний.

Сомнительные моменты. В своей книге Сесиль Лупан большое внимание уделяет обучению плаванию младенцев. А ведь родители не всегда способны им заниматься – как из-за отсутствия достаточных навыков, так и в силу страха причинить вред своему ребенку. И возможность постигать азы плавания под руководством опытного инструктора не всем по карману.

Рациональное зерно. Обучение следует проводить в игровой форме и прекращать его еще до того, как ребенок начнет проявлять первые признаки усталости. Любознательность должна поддерживаться новизной.

Вальдорфская развивающая методика

Вальдорфская методика тоже весьма популярна. Суть ее в том, что надо укреплять связь ребенка с природой и развивать его нравственность. Главное требование к игрушкам и предметам обихода – чтобы они были из природных материалов. Большое внимание уделяется освоению ремесел (вышиванию, ткачеству, керамике) и творчеству (особенно театральному искусству). Развитие интеллекта у дошкольника не приветствуется. Обучение чтению, письму и математике должно начинаться не раньше 12 лет. и компьютер запрещены. Часто у юных вальдорфцев возникают проблемы с социальной адаптацией вне привычной среды.

Практически все методики раннего развития основываются на том, что мозг человека активно развивается в раннем возрасте (до 5 лет) и ребенок значительно легче воспринимает информацию, чем взрослый человек. Но следует помнить, что всегда есть риск перегрузить ребенка различными знаниями, тем самым серьезно нарушив естественный ход развития. Ведь у каждого возраста свои задачи, и для детей до 5 лет ведущий вид деятельности – игра, через которую они познают окружающий мир и человеческие отношения. Что касается развивалок, то всегда на пользу рисование, лепка, пение, танцы, придумывание историй.