Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций. Практический материал Занятия по эмоциям с дошкольниками

23.06.2020

Цель занятия:

Закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;

Научить понимать свои чувства и чувства других людей;

Упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;

Развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.

Материал: пиктограммы эмоциональных состояний , и , письмо из «Страны Настроения», музыкальные отрывки из мультфильмов, картинки с изображением сказочных героев, «кубик настроения», музыкальные ноты со схематическим изображением различных эмоций.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками:

1. Упражнение-приветствие «Я люблю»

Цель: снятие эмоционального напряжения, образование положительного состояния

Дети под спокойную музыку заходят в зал. Зал оформлен в виде лесной поляны.

: Дети, посмотрите, какая замечательная лесная полянка. Как хорошо и уютно на ней.

А давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом волшебными словами. Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).

Я люблю - себя,

Я люблю тебя,

Я люблю - всех,

В этом мой успех.

Психолог: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.

Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо из «Страны Настроения». Вы слышали о такой Стране? Давайте прочитаем его.

«Дорогие дети! Если вы любите все интересное, сказочное, и умеете удивляться, вас приглашает в гости «Страна настроения»!»

Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.

2. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: научить детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Так как путешествие наше необычное, то и кассиры у нас также необычные. Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Как мы можем определить настроение у каждого кассира? У людей также бывает разное настроение, какое именно? Дети, становитесь в очередь и покупайте себе билет у кассира, изображающего такое же настроение, как у вас в настоящее время (дети становятся в очередь и берут у кассиров-колобков пиктограмму со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети строят поезд и под музыку начинают двигаться по залу).

Первая наша остановка станция «Сказочная».

Психолог: Скажите мне, вы любите сказки? А много сказочных героев вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

3. Упражнение «Найдите сказочного героя»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.

Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.

Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с нотами на ветвях).

class="eliadunit">

4. Упражнение «Угадай мелодию»

Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.

Дети садятся на подушки, у каждого стоит блюдце с двумя нотами.

Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую ноту (вспомнить какой бывает музыка?)

Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Цветная

5. Упражнение «Укрась озеро»

Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)

Психолог: Дети, вот посмотрите на это лесное озеро, оно кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает ваше настроение сейчас.

Психолог: Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.

6. Упражнение-релаксация

Цель: психоэмоциональная разгрузка

Веки хотят спать,

Закрываются глаза.

Мы тихо засыпаем,

Мы погружаемся в сон.

И руки сонные стали,

И ноги задремали,

И мы в эту минуту

Легкие как пушинка.

Итог занятия.

Психолог: Пока мы отдыхали, наше путешествие постепенно подошло к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой нам нужно кое-что вспомнить.

Беседа психолога с детьми:

Какую страну мы сегодня посетили?

Какая игра была интересная?

Что наиболее запомнилось во время путешествия?

7. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: закрепить умение детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Ну что, детки, соскучились по детскому саду. Пора нам возвращаться назад. Подойдите к кассирам-колобкам, и получите билетики обратно в садик (дети подходят к кассирам и берут билетики с изображением своего настроения).

Психолог: Я желаю вам, детки, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и вы чаще улыбались, так же как и сегодня во время нашего путешествия.

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
  • формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
  • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии
  • Игры с песком.
  • Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций»

Автор : Болдарева Светлана Александровна, практический психолог, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа №9 "Восход"
Описание : Конспект занятия по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников «Страна Эмоций». Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ, психологам.

Тема : Страна эмоций

Цель :
- Учить детей самостоятельно создавать на песке разные города;
- Познакомить детей со способами избавления от страха;
- Закрепить знания детей об эмоциях, снизить агрессивность, тревожность, тренировать умение распознавать эмоциональное состояние по мимике;
- Развивать эмоциональную сферу, кинестетическую чувствительность, творческое воображение, умение фантазировать, размышлять, самостоятельно делать выводы, развивать коммуникативные качества, чувство взаимопомощи;
- Воспитывать доброжелательное отношение к другим.

Оборудование и материалы:
оформление музыкального зала - деревья, цветы, озеро, река, туннель, ковер, сухой душ, капельки дождя с изображением эмоций, аквариум с замком из песка, цветки добра, гимнастическая скамейка, стаканчики с водой, семена, лотки с цветным песком, игрушки, тёмные воздушные шарики, музыка: релаксационная, звуки водопада, мультимедийная презентация, клубок ниток, корректурные таблицы, подарки - игрушки «Веселунчики».
Количество участников: 6 человек.

Возраст детей: 5 лет

Методические приемы:
Словесный - беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.
Наглядный : слайды, корректурные таблицы
Стимулирования - создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.
Игровой : игра с препятствиями.
Музыкальное сопровождение: звуки природы.

Ход занятия:

Психолог :
В детском саду - новый день,
Всем мы скажем: «Добрый день».
Добрый день тебе и мне,
Всем мы скажем на Земле.
Психолог :
- Дети, а какое у вас сегодня настроение? Очень хорошо, что настроение у вас радостное - посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте поделимся с ними частичкой хорошего настроения. (Дети дуют на ладошки). А каким еще бывает настроение?
- Давайте вспомним, как меняется выражение лица, покажем:
Когда нам грустно - мы делаем так.
Когда мы удивлены - делаем вот так.
Когда мы напуганы - мы вот такие.
Когда мы злимся - мы уже такие.
А когда радуемся - то вот такие.
- Молодцы, все справились с заданием, а сможете отгадать настроение с помощью глаз?
- А что нам может испортить настроение? (Болезни, плохая погода, страх, обида.)
- А нужно ли бороться с плохим настроением? А как это можно сделать? (Всем вместе, потому что вместе веселее, а одному трудно.)
- Как объединиться? (Взяться за руки, встать рядом.)
- Я хочу вам кое-что предложить. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться.
Тот, кому он в руки попадет
Доброе слово всем пусть назовет.

Упражнение «Волшебный клубочек»
Цель : формирование эмпатии, визуализации невидимого связи между людьми.

(Дети садятся в круг, передают друг другу клубочек, поочередно называя доброе слово и наматывая ниточку на палец.)
- Эта ниточка связала нас в одно целое. Каждый из нас нужен в этом мире. Посмотрите, у нас получилась цепочка добрых, искренних слов. А изменилось от этих слов ваше настроение? Например, у меня на сердце стало приятно и тепло. А у вас?
- Давайте смотаем наш добрый клубочек и будем хранить его в группе. А если кому-то вдруг станет грустно или будут нужны хорошие слова, нужно подержать клубочек в руках – он сразу напомнит все добрые и искренние слова.

Дети, но, несмотря на то, что мы друг другу говорили только хорошие слова, есть в Стране Эмоций - королевство Злости, в котором правит колдунья Злорада. Именно она и ее помощники пытаются сделать наши сердца каменными. Они посылают нам страхи, обиды, плохое настроение, безразличие. Поэтому я приглашаю вас в путешествие в Королевство Злорады. В нашем мире всегда есть люди, которые способны победить Злораду, разрушить ее королевство Злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому королевства непростая. Нам нужно выдержать немало препятствий, но мы будем друг другу помогать. А путешествовать мы будем на ковре, который умеет летать.
Упражнение «Летучий ковер»
Цель : развивать чувство единства группы, уверенности в ситуации физического сближения.


- Дети, становится на ковер, возьмитесь за руки или обнимите друг друга, чтобы не упасть во время полета (звучит релаксационная музыка).
- Закрывайте глаза, и представьте, как мы летим высоко в небе, над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, летим над облаками. Поддерживайте товарищей. Вот мы и приземлились в королевстве Злости. Открывайте глаза.
- Нам нужно дойти до ее замка. Но прежде чем продолжать наше путешествие нужно проверить не приготовила или она какие-либо неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы Злорада нас не заметила.
- Как вы думаете, в кого нам нужно превратиться, чтобы нас не заметили? (В дерево, животных, цветы.)
- Давайте попробуем замаскироваться. (Дети маскируются, а один ребенок угадывает).
Упражнение «Превращение»
Цель : развитие воображения, внимания, умений превращаться.
- Молодцы, Злорада нас не заметила. Но что это за письмо на нашем пути? Давайте его попробуем прочитать. Як вы думаете, что это может означать? Итак, чтобы продолжить путешествие нужно выполнить задание.
Упражнение «Корректурная таблица»
Цель: развивать психические процессы, самостоятельно делать умозаключения, формировать знания об окружающем мире. Психолог раздаёт детям таблицы и все вместе выполняют задания.


(Звучит музыка водопада)
- А сейчас нам нужно пройти через этот водопад, давайте подойдем к этому цветного водопада.
Упражнение «Сухой душ»
Цель : снять мышечное напряжение, учить детей согласовывать свои действия со сверстниками, формировать эмоциональный позитив, эмпатии.


- Какого цвета струи воды? Выходя из-под водопада, вы будете говорить, какое у вас настроение и что вы чувствовали под струями воды. (Дети рассказывают про свои чувства, впечатления).
- Дети, а что это у водопада? (водяные капельки). Давайте соберем капельки.
Упражнение «Капелька дождя»
Цель : развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображением.
- Что чувствует твоя капелька?
- Ой, дети, кажется водопад этот не простой, а клеевой. И вместо водички из него льется... .. (клей). Мы все склеились. (Дети держат друг друга за руку). Но у нас нет времени ждать, пока клей высохнет, нам надо спешить. Что же нам делать?


(Надо двигаться вместе.)
Дети переходят через препятствия не разрывая рук: проходят озеро, перепрыгивают через ручей, переступают через камни, перелезают через туннель.
- Ну, вот пока мы шли клей уже застыл и мы отклеились друг от друга.
(Звучит «страшная» музыка)
- Дети посмотрите, мы с вами пришли к какой-то пещеры. Давайте посмотрим, что же там находится. Что вы чувствуете? Посмотрите, здесь что-то лежит. (Воздушные шары тёмного цвета) Как вы думаете что это? (Ответы детей)
- Злая колдунья прячет у себя в пещере детские страхи, посмотрите как их много, возможно здесь и ваш страх. Что же нам с ними делать? Возьмите шарик, представьте, чего вы боитесь больше всего и лопните шарик.
Упражнение «Преодолей страх»
Цель : преодолеть страхи, стать увереннее и решительным.


- Дети, мы уничтожили наши страхи. И помогли многим детям и себе. Ведь мы теперь не боимся Злораду. А нам нужно отправляться дальше (Дети идут за психологом, психолог обращает внимание на рассыпанные семена под ногами)
- Друзья посмотрите, Злорада разбросала семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем? (Цветы печали, деревья злости, обиды.)
- Так эти деревья превратятся в страшный лес и навсегда останутся в нашем мире. Собирать их можно только парами держась за руки.
Упражнение «Собери семена»
Цель : развитие умения действовать вместе. (Дети собирают семена).
- Дети держите эти семена крепко - крепко в кулачке, чтобы не рассыпать. Хотела Злорада вырастить лес злости, но у нее ничего не получилось.
- А вот и замок Злорады.
(Психолог с детьми подходит к «замку - аквариуму», замок построен из песка, в него ведет мостик через ров - гимнастическая скамья; в начале мостика столик на котором стоят стаканчики с разноцветной жидкостью)
- Нам осталось пройти последнее препятствие, перейти по этому мостику через ров. Пусть каждый из вас высыплет семена злости в стаканчик с волшебной жидкостью. Злость превратится в добро и будет направлена против колдуньи. Возьмите стаканчики и пройдите по мостику, чтобы не разлить волшебную жидкость. Вылейте эту жидкость на стены Замка, чтобы уничтожить Злораду.
Упражнение «Не пролей воду»
Цель : формирование уверенности в собственных силах, развитие координации движения.
- Мы разрушили замок Злорады. А на его месте вырос цветок добра, тепла, дружбы, любви. Я предлагаю вам построить волшебный город, где царит любовь и добро. Но сначала предлагаю вам его представить.
Упражнение - релаксация «Волшебный город на земле»


- Присядьте на пеньки, закройте глаза и попробуйте расслабиться, снять напряжение. Сядьте так, будто вам хочется немного отдохнуть. Почувствуйте, как вам становится теплее. Тепло опускается в руки. Руки расслабляются, становятся тяжелые и теплые. Дыхание свободное и равномерное. Вам дышится легко и приятно. Почувствуйте, как расслабляется спина, шея, голова, щеки, подбородок, губы. Глаза становятся тяжелые, слипаются. Попробуйте представить себе город, где вам очень хорошо! Город, который вы когда - ни будь видели или город, какой рисует ваше воображение. Рассмотрите его. Какой он? Рассмотрите, где вы находится? Какие ощущения вызывает у вас этот город?
- Запомните его цвет, аромат. Возьмите с собой его тепло. Вы всегда можете вернуться. Сожмите руки в кулаки, сильно потянитесь вперед, вверх. И медленно открывайте глаза. Поверните голову вправо, влево, улыбнитесь.
- Как вы себя чувствуете? (ответы детей по желанию)
- Вы побывали в волшебном городе, там, где вам было приятно, хорошо, уютно. Давайте построим волшебный город, который вы представили.
Упражнение «Поздравления с песком»
- Выберите лоток с песком, который нравится вам по цвету.

Цель : снижение психоэмоционального напряжения, развитие творческого воображения.
Психолог :
Дорогие дети, улыбнитесь,
И на песочек посмотрите.
В песочке мы снова будем играть
И волшебный город изображать.
Поэтому к песочку подойдите,
И в него руки опустите.
Поздороваемся с песком,
Нашим дорогим дружком.
Но печальный наш дружок,
Потому что очень одинок.
Давайте мы его повеселим,
Пощекочем, рассмешим.
Засмеялся наш дружок.
Покатился вновь его клубок,
Как веселый ручеёк.
В сказку нам дорожку он покажет -
Про волшебный город всё расскажет!
(Дети строят из песка «волшебный город», психолог поддерживает, ободряет детей, выражает свою заинтересованность)

Психолог :
Хорошо, друзья, мы поработали,
И волшебный город все построили.
Будем теперь мы дружно жить
И только добро всем людям дарить.
Обсуждение :
- Какое у вас настроение? Кто хочет рассказать о своем волшебный город?

Занятие «Радость»

(по развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников)

(с использованием инновационных технологий)

Цель:

1.Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. 2.Познакомить детей с чувством радости, учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов. 3.Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить его в мимике, этюдах, жестах.
4. Расширять представления детей об эмоции радость, формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Задачи:

Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Оборудование : солнышко, конверт с заданием, картинка "Радость", чистые листки (формат А4), цветные карандаши.

Ход занятия

I Вводная

1. Упражнение " Солнышко по кругу"

Доброе утро, дети! Давайте встанем в круг. У меня в руках игрушка "солнышко". Солнце это свет, тепло, радость, хорошее настроение. Я предлагаю, передать его по кругу и подарить друг другу, самую красивую улыбку. Я, очень рада, что вы одарили улыбкой друг для друга, ведь когда человек улыбается, ему тоже, хочется улыбнуться в ответ. И от этого на душе, становится теплее. Солнышко, вернулось ко мне.

Психолог: Дети, тему нашего занятия, вам подскажет загадка, послушайте ее и скажите ответ.

Правильно, это радость, сегодня дети мы познакомимся и поговорим о радости. Чувства помогают нам понять самих себя, и являются частью нас. Некоторые чувства такие как, любовь, радость, счастье вызывают у нас ощущения тепла. Другие чувства, такие как страх, печаль, злость, стыд заставляют нас испытывать беззащитность и по телу пробегает холодок. Очень важно научится распознавать их и понимать, о чем они говорят нам.

II Основная часть.

1. Упражнение "Собери солнышко" (познакомить детей с эмоцией радость, картинка солнышко с эмоцией радости)

Ребята, посмотрите, сегодня на улице светит солнышко, и от этого у нас хорошее настроение. Но, бывают дни, когда на улице пасмурно и идет дождь, и нам всем очень не хватает тепла, и улыбок. Я получила по почте письмо. Давайте откроем его, и посмотрим что в нем. (Круг с эмоцией радости и полоски, лучики). Дети, давайте сейчас попробуем собрать, солнышко. Вы должны взять по лучику, и произнести пожелание. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли задание? Давайте изобразим эмоцию радости и улыбнемся друг другу. И то, что «От улыбки хмурый день светлей!» - это истинная, правда! Вы, все маленькие солнышки, которые светят и излучают добро. Молодцы, очень хорошо справились с заданием!

2. Беседа

Предлагаю сесть на стульчики в круг и продолжить предложения:

Когда я радуюсь, я … (улыбаюсь, прыгаю, смеюсь, танцую, пою…)

Я радуюсь, когда вижу... (подарки, мамино лицо, торт, сладости, клоуны…)

На, что похожа радость?... (Радость – похожа на салют, фейерверк, на праздник, радость - это когда все радуются, когда видишь маму, купаешься на речке и т. д.)

Как можно порадовать человека? (подарить подарок и т.д.)

Психолог. Молодцы, дети вы почувствовали: когда мы говорили о радостных моментах, на душе у нас тоже становилось радостно.

3. Этюд "Котенок, который хотел порадовать свою маму"

Педагог обращает внимание детей на то, что человек может улыбаться и радоваться не только тогда, когда ему что-то подарили или выполнили какое-то его желание, но и тогда, когда он сам сделает для другого что-то хорошее. В подтверждение своим словам педагог читает сказку:

"Жил-был на свете маленький котенок. Все у него было: много игрушек, сладостей, карандаши, краски и даже компьютер. Целыми днями он бегал, играл, ничего не замечая вокруг. А потом ему стало скучно. Все надоело и ничего не доставляло радости. Он перестал улыбаться. Мама забеспокоилась, не заболел ли ее сынок.

Однажды котенок ждал маму с работы и от нечего делать слонялся по дому. Забрел на кухню и, увидел в раковине много грязной посуды. "Мама придет уставшая с работы, и ей придется еще мыть эту гору посуды", - подумал малыш. - "Может, я справлюсь с этой работой?" И он попробовал. Когда пришла мама, радостный котенок потащил ее на кухню. "Посмотри, мама, я сделал тебе подарок", - и показал на чистую раковину. Мама улыбнулась: "Какой ты у меня молодец, спасибо тебе!" А котенок тоже улыбался - оказывается, так приятно доставить кому-то радость".

После чтения сказки педагог предлагает каждому ребенку по очереди изобразить котенка, а сам берет на себя роль мамы-кошки. Важно, чтобы дети прочувствовали радость от того, что помогли маме. В конце упражнения можно еще раз обратить внимание детей на то, как приятно сделать что-то для другого человека.

4. Упражнение "Радость"

А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему: «Радость». Каким цветом, можно нарисовать радость.

Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется. Расскажите о своей радости: кто был с вами рядом, или кого вы хотели бы видеть в радостный момент; что чувствовали и что делали, когда радовались. Может быть, кто-то захочет нарисовать «Портрет Радости». Расскажите о своей радости: где она живет, чем занимается, любит ли ходить в гости или чаще сидит одна дома, есть ли у нее друзья, а может быть враги

III Заключительная часть

    Упражнение "Подари улыбку"

Психолог: Закройте глаза, и улыбнитесь себе. Встречайтесь со своей радостью в своем теле, находите ее, это место должно излучать тепло. Запомните это место. А, теперь откройте глаза и улыбнитесь друг другу. И подарите своему соседу по кругу самую красивую улыбку.

Психолог:

Сегодня мы узнали о радости.

Скажите, радоваться – это хорошо, или плохо?

Как, можно создать себе хорошее настроение?

(Вспомнить лицо любимого человека, веселого героя из сказки, придумать историю о каком-то радостном событии, нарисовать его). Дети вспоминают о том, чем они занимались, что нового узнали.

Психолог хвалит детей, за приятное занятие, отмечает положительные моменты, высказывает пожелания всей группе: «Давайте же чаще улыбаться, и мир станет светлее от наших улыбок».

Цели:

· Осознание ребенком эмоциональных состояний других;

· Умение понимать и принимать других людей;

· Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

· Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;

· Развитие воображения и фантазии;

· Создание мотивации на познание себя;

· Совершенствование механизмов саморегуляции;

· Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;

· Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;

· Развить умение определять экспрессию лица человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №9 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Родничок»

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

« Страна эмоций»

Провела педагог-психолог

Усова Ирина Викторовна

г.о. Новокуйбышевск, 2014

«Страна эмоций»

Цели:

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать других людей;
  • Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Задачи:

  • Развитие умения передавать свои эмоции с помощью цвета;
  • Развитие воображения и фантазии;
  • Создание мотивации на познание себя;
  • Совершенствование механизмов саморегуляции;
  • Развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
  • Стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
  • Развить умение определять экспрессию лица человека.

Необходимые материалы:

  • Запись спокойной музыки;
  • Карточки с изображением различных эмоций из серии « Волшебный сундучок» Марии Лебедевой;
  • Бланки с нарисованной фигурой человека;
  • Карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Педагог-психолог: « Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем « Доброе утро»! Молодцы! Скажите, пожалуйста, в каком мире мы с вами были в прошлый раз? На прошлом занятии мы с вами побывали в волшебной стране Чувств.

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в новое путешествие, в страну Эмоций. Жители мира Эмоций, обращаясь друг к другу, говорят свое имя ласково. Давайте и мы попробуем так.

Упражнение « Ласковое имя»

Педагог-психолог спрашивает имя ребенка, остальных просит хором назвать его ласково. Если дети не могут придумать ласковое имя, психолог помогает.

Перед тем, как отправится в новое путешествие, мы ответим жителям мира Эмоций, какое у нас сегодня настроение.

Упражнение « Мешочек настроений»

Педагог-психолог предлагает детям определить, какое настроение у них сегодня на занятии, с чем его можно сравнить. Например; «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?» Участники по кругу говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Затем психолог обобщает – какое же сегодня настроение у всей группы: грустное, веселое, смешное и т.д. и показывает детям мешочек и говорит, что он волшебный и что в него можно сложить все ненужные чувства, например обиду, злость, страх и т.д. Если у ребенка плохое настроение, то ему предлагается сделать это, имитируя движения складывания. Затем психолог завязывает мешочек и предлагает детям выбросить свое плохое настроение в мусорный ящик.

2. Основная часть занятия.

Педагог-психолог: «Ребята, жителям этого мира очень интересно увидеть вас. А чтобы помочь вам представить их, они передали карточки с изображением жителей мира эмоций. Всегда ли мы умеем понимать другого человека? Можно ли по лицу человека понять, какое у него настроение? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах».

Игра « Угадай настроение»

Психолог показывает детям карточки с нарисованными изображениями различных эмоциональных состояний лица человека. « Здесь изображены лица людей с разным настроением. Как вы думаете, какие настроения здесь изображены? Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Проводится беседа.

« Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить «волшебные» средства понимания, с которыми мы уже познакомились».

Игра « Повторюшки»

Жители мира Эмоций играют в увлекательную игру, в которую предлагают и вам поиграть. Детям раздаются карточки с различными эмоциями и спрашивают у ребенка, кто на ней изображен, и какую эмоцию этот персонаж испытывает. Просят ребенка показать на лице эту эмоцию.

А теперь нам необходимо отдохнуть. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха….»

Релаксационное упражнение « Улыбка»

Педагог-психолог: « Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза. Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повтори это еще раз. Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы и как напрягаются мышцы щек. Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке.

Важно увидеть улыбку на лицах всех детей. Когда ты снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Дыши и улыбайся…и ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка. Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела. Ты любишь и принимаешь себя. Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

Упражнение « Исследуем свое настроение»

Педагог-психолог: Ребята, в волшебной стране Эмоций, живут Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Жители волшебной страны любят ходить друг к другу в гости, рассказывать различные истории, заниматься совместными делами. Они предлагают вам пофантазировать и попробовать научиться исследовать самого себя.

Для этого закройте глазки и почувствуйте, где у вас живут чувства: радость, гнев, злость, обида и т.д. На готовых бланках с изображением человечка

детям предлагается исследовать самого себя и закрасить цветными карандашами, где какие живут Чувства, с кем они соседствуют? Дети выполняют задание. Рефлексия. Трудно или легко вам было выполнять задание? Что было трудно? Что легко? Понравилось ли тебе исследовать себя? Было ли это приятно или нет? Проводится коллективное обсуждение, в ходе которой, дети делятся своими впечатлениями.

Заключительный этап. Подведение итогов.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям страны Эмоций общую фотографию с нашими улыбками.

Упражнение « Пожелания в круг»

Детям предлагается высказать свои пожелания на будущее занятие, а также рассказать о том, что понравилось и что не понравилось участникам на занятии. Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга за работу и попрощаемся до следующей встречи.