Конспект занятия по окр. Миру « Удивительные предметы. Занятия в детском саду

13.05.2019

Конспект познавательного мероприятия с использованием ТРИЗ

« Удивительные предметы. Мир магнитов »

(подготовительная группа)

Программное содержание:

× Знакомство с понятием «магнит».

× Формирование представлений о свойствах магнита.

× Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

× Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

× Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

× Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Средства обучения и воспитания: магнитная доска магниты,контейнеры с различными предметами, удочка с магнитом, листок наблюдений

Предварительная подготовка: знакомство с моделью земли – глобусом – определение южного и северного полюса.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка, Я предлагаю вам поиграть и что – то новое узнать.К нам из волшебной страны пришло письмо. Хотите узнать, что в нем? (Да) Тогда нам поможет волшебная палочка.(воспитатель под нимает волшебной палочкой письмо) - как у меня это получилось? Вы разгадали волшебство? А сейчас посмотрим, что в нашем письме.

Рассказ- легенда о происхождении магнита

Воспитатель: Я прочту вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку вверх наконечником и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил с собой несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

сегодня мы познакомимся с таким привычным для нас, но очень удивительным предметом - магнит. Необыкновенная способность притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей интерес. Сегодня на занятии мы отправимся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами, с помощью экспериментов и опытов постараемся разобраться, что же такое-магнит.

2. Основная часть

Опыт с различными предметами

Воспитатель: Перед вами коробочки с различными материалами разного качества, магнит, лист картона, на котором я графически изобразила эти предметы. Ваша задача – поочередно подносить магнит к каждому предмету и определять – притягивается он или нет. Затем карандашом отметить на листе знаком «+» те предметы, которые притягиваются. Предметы, которые притягиваются – отложить в правую сторону. Которые не притягиваются - в левую.

Оборудование на каждого ребенка: магнит, контейнер с предметами (бумага, монеты, проволока, ткань, деревянная палочка, скрепка, пуговица, резиновый ластик, стекло, камень.

Результат опыта: Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Вывод: Магниты – это куски железа или стали, обладающие способность притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы. А алюминий никель и некоторые другие - нет.

Опыт « Действует ли магнит через другие материалы? »

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит через другие материалы. Перед вами пластиковый контейнер, наполненный скрепками, стеклянная банка с кнопками. Подносим магнит к емкости и смотрим – притягивает через стекло и пластик? Да. А сейчас проверим - действует ли магнит в воде?

Игра-опыт « Рыбалка »

В игре участвуют два ребенка, по очеред и достают рыбок из аквариума.

Опыт- игра « Машинки »

Воспитатель: А теперь посмотрим, как наши машинки оживают на перекрестке с помощью магнитов?

Вывод: Сила магнита действует через стекло, пластик, бумагу.

Думаю, нам нужно немного отдохнуть.

Игра малой подвижности « Мы –магниты »

(Дети выходят на палас, становятся в круг).

Воспитатель: Я буду бросать мяч –магнит каждому из вас, называя при этом ваши имена, а вы,как настоящие, крепкие магниты должны поймать- примагнититься к мячу.

Дети выходят на палас. Идет подвижная игра «Мы- магниты».

Молодцы, ребята! Вы ловили мяч, как настоящие магниты. Садитесь на свои места. Дети садятся за столы.

Опыт со скрепкой

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам проверить, действует ли магнит на расстоянии?

Рисуем с обратной стороны картона линию и кладем на нее скрепку, потихоньку подвигаем к ней магнит. на каком – то расстоянии скрепка скакнет и прилипнет к магниту.

Вывод: вокруг магнита есть что-то, что может действовать на предметы на расстоянии. И это называется магнитным полем.

Опыт с металлическими опилками « Магнитные узоры »

Воспитатель: В предыдущем опыте со скрепкой мы смогли почувствовать магнитное поле, но как сделать его видимым?

На лист бумаги я высыпаю опилки и подношу снизу магнит. Посмотрите, как ведут себя опилки, Они образуют узоры, кристаллы. По этому принципу работает многими из вас любимая магнитная доска (показать, как на доске можно писать и рисовать. (Дать нескольким детям попробовать что-нибудь изобразить на ней). Любой магнит имеет два полюса южный и северный, которые обозначаются «+» и «-». Кто мне скажет, что еще имеет два полюса?

Дети: Наша планета Земля.

Воспитатель: Правильно. (Показывает глобус) Наша планета Земля- это огромный магнит,мы с вами имеем возможность ходить по земле, потому что она нас притягивает но что будет, если мы попытаемся соединить два одинаковых полюса? (Приблизить магниты с одноименными полюсами)

Дети: Они отталкиваются.

Опыт – игра «Гонки»

Воспитатель: Правильно, сейчас мы посмотрим, что будет с машинками, на которых установлены оба одинаковых полюса.

Вывод: Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

Опыт: « Может ли магнит передавать свои свойства обычному железу? »

Воспитатель: Ребята, на столе я рассыпала железные звездочки. Сейчас мы попробуем поднести магнит к звездочке. Смотрите – она прилепилась, а за ней потянулись и остальные. Как вы думаете – почему так получилось?

Дети: Звездочка намагнитилась и сама стала магнитом.

Воспитатель: Правильно, Звездочка сама стала магнитом.а поэтому другие звездочки к ней тоже примагнитились. Но если мы уберем сильный магнит, то звездочки рассыпятся, потому что магнитное поле тоже рассыпалось. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Мы- магниты»

Подвижная игра "плюс и минус"

Дети выходят в круг, парами.

Ребята, давайте договоримся, что мы магниты, на животиках у нас +, а на спинке --. по моему сигналу, + или --, вы отталкиваетесь, либо примагничиваетесь друг к другу.

Беседа о пользе магнитов

Воспитатель: Человек придумал использовать полезные качества магнита, например - намагниченные ножницы, как вы думаете, для чего?

Дети: Чтобы найти маленькие предметы, которые потерялись.

Воспитатель: Правильно. А какую пользу еще приносят магниты в нашей жизни?

Дети: Магниты на холодильник. Игрушки с магнитами, магнитная доска и др.

Воспитатель: Молодцы. Люди придумали очень полезный предмет компас. Кто знает, зачем человеку компас?

Дети: Компас помогает людям ориентироваться на местности.

Воспитатель: Правильно, В наше время есть компьютерная навигация, а раньше людям компас был просто необходим. Люди в открытом море, таежники, спасатели в горах очень нуждались в определении сторон света. И здесь на помощь им приходил компас. Стрелка компаса всегда показывает на север. Зная, где находятся стороны света, люди легко могли определить, куда им дальше направляться.

Но знаете ли вы. Что магнит может и навредить? Если к компасу приблизить магнит стрелка начинает беспорядочно скакать по всему компасу, в итоге размагнитится и весь прибор будет испорчен. Также вреден магнит вблизи телевизоров, компьютеров и сотовых телефонов. Поэтому, когда вы будете проводить дома опыты с магнитом- не приближайте его к этим предметам, иначе приборы испортятся.

Магнит вреден не только для приборов. Но и для самого человека, ведь в крови человека и животных есть микроэлемент- железо, на которое действует сильное магнитное поле земли.

3. Итоговая часть

Воспитатель:Наше занятие близится к завершению. Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились?

Дети: Магниты воздействуют на предметы из нескольких металлов. Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Магнит оказывает свое действие даже на расстоянии. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые – отталкиваются.

Молодцы! Вы хорошо усвоили новый материал. А теперь предлагаю закрепить вашими магнитами недавно нарисованные вами смайлики.

Ознакомление с предметным и социальным окружением

Тема: Удивительные предметы

Задачи : учить детей сравнивать предметы придуманные людьми с объектами природы и находить между ними общее, то что не дала человеку природа, а он придумал сам.

Материал : картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира, по две картинки на каждого ребенка. Карточки состоящие из двух частей на одной половинке изображены предметы созданные человеком, например вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др., а другая половина карточки пустая. Картинки «Домино» на одной половине изображены предметы природного, а на другой- предметы рукотворного мира. Посылка письмо от братьев Степашки.

Ход занятия

Дети получают письмо и посылку от братьев Степашки. В посылке находятся предметные картинки, в письме задания. Степашка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1

Делим все картинки на две группы: картинки с предметами природного мира и предметами рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира оставляю себе, а картинки с предметами рукотворного мира делю между детьми.

Берём картинку с предметом природного мира. Дети подбирают парный предмет рукотворного мира Называем его и сравниваем с предметом природного мира, например, ласточка, а к ней подбирается самолет, жираф - подъемный кран, петух-часы. Задание выполнено, если всем предметам подобрали пару.

Задание 2

Картинки «Домино» (на одной стороне – предметы природного мира, на другой – предметы рукотворного мира. Картинки раздаются детям. Первый ребенок выкладывает свою картинку, следующий ребенок подставляет свою картинку с изображением предмета природного или рукотворного мира (по принципу игры «Домино» например стрекоза – вертолет, часы – петух, подъемный кран - жираф и т.д. Задание считается выполненным, когда все карточки расположены в цепочку.

Задание 3

Каждому ребенку предлагаются две картинки. Например, на одной картинке изображен самолет, на другой птица. Предлагается сравнить изображения и найти сходство (общие элементы) и различия (например сходство птицы и самолета - крылья, нос, клюв, хвост, а различия: птица живая, самолет неодушевленный предмет) и рассказать о них.

Задание 4

Детям раздают карточки состоящие из двух частей: на одной половине изображены предметы, созданные человеком (например: вертолет, трактор, пылесос, парашют, экскаватор, лодка, дом, подъемный кран, зонт, самолет, легковой автомобиль, поезд и др., а другая половина карточки - пустая.

Ребенок должен вспомнить и нарисовать в пустой половине карточки тот объект природы, по подобию которого человек создал предмет, изображенной на другой половине (например поезд –сороконожка, автомобиль –крокодил).

Дети и воспитатель пишут письмо Степашке, в котором сообщают, что все его задания очень интересные и ребята их выполнили.

Благодарят Степашку и приглашают в гости.

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В даной статье изложена основная задача воспитателя по ознакомлению детей с предметным миром - это помочь дошкольнику свободно и...

Ознакомление с предметным миром с помощью развивающих игр

в процессе игры выявляются уровень знаний и умений;проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность дошкольников; происходит приобщение к исследовательской деятельности...

Перспективное планирование непосредственной организованной образовательной деятельности по образовательным областям "Познавательное развитие" (разделы "Ознакомление с предметным окружением", «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природ

Методическая разработка для занятий детей в старшей группе по НООД....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»."Зайка в гости приходил" Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Младшая группа.

Цель –развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста....

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Статья отнесена к разделу:

Цель: расширить знания детей о каменном угле, его применении, выставку “Удивительные вещи из камня”.

Подготовительный этап

Воспитатели приготовили для детей сюрпризный момент: группу посетили 2 гномика из подземного царства с фонариками в руках. Они поведали детям, что при добычи драгоценных камней в своей шахте, им попался один камень черного цвета, гномикам он не понравился. Но мудрый сверчок посоветовал им не оставлять этот удивительный камень, который люди называют “черным золотом”. Гномики обратились к детям с просьбой помочь им открыть тайну этого удивительного камня.

Основной этап

В период с сентября по октябрь с детьми было проведено много экскурсий: на шахту им. 7 ноября (комбинат, ламповая, погрузка, столовая, здравпункт), запечатленная на фотографии, в котельную, к мемориалу у ДК Ярославского, в часовню в центре города, в аптеку. Перед экскурсиями с детьми читали познавательную литературу про наш шахтерский город, про полезные ископаемые, рассматривали карту Кемеровской области “Полезные ископаемые”, оформили альбом с фотографиями из шахтерских семей, придумывали загадки, частушки, учили стихотворения, приглашали на чаепития пап-шахтеров, начали работу над коллекцией камней, совместно с детьми оформили выставку “Удивительные вещи из камня”. На протяжении всей работы дети были активны, любознательны, проявляли интерес, были увлечены, рисовали рисунки, конструировали.

Заключительный этап

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об угле, как его добывают и используют в жизни, об его роли в жизни людей. Нам пора и начинать (смотрит на часы). Дети, что же так долго нет Незнайки? Где он так задержался?

Стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте!

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, где ты так задержался?

Незнайка: Иду я к вам и вдруг вижу, что около большого дома остановилась большая машина, высыпала какие-то камни. Я решил взять и показать всем. А что это за камни не знаю.

Воспитатель: Проходи Незнайка со своей находкой и покажи нам.

Дети смотрят и говорят.

Дети: Это уголь, Незнайка.

Незнайка: Не может быть, чтобы моя находка была простым углем!

Воспитатель: Подойди, Незнайка, к этому столу, давай сравним. У нас здесь лежит уголь.

Незнайка (проходит, смотрит ): Нет-нет-нет! У вас здесь лежат какие-то маленькие кусочки, а у меня вот какой большой. Тут и сравнивать нечего.

Воспитатель : Уголь хрупкий, и если по нему ударить молотком, то он расколется на мелкие кусочки. (Разбивают камень Незнайки на мелкие кусочки, дети сравнивают, объясняя Незнайке). Посмотри, Незнайка, наш уголь и твой – черный, блестящий, после угольков на пальцах остается угольная пыль.

Незнайка: Что? Это уголь? Да если бы я знал, то и брать бы не стал. Только зря вымазался весь, и где только его находят? Кому он нужен?

Дети подводят Незнайку к стенду. Рассказы детей по фотографиям стенда.

1 ребенок: Это комбинат шахты. Здесь шахтеры одеваются в рабочую одежду и берут каски.

2 ребенок: В комбинате есть ламповая, где шахтеры берут проводки с лампочкой, потому что в шахте под землей темно.

3 ребенок: Здесь сидит дежурный. Он следит, чтобы в шахте работало оборудование. Если насос или вентилятор сломается, он посылает людей, которые ремонтируют.

4 ребенок: Мы видели, как уголь падает. Он падает из этой дырки и его целая гора.

5 ребенок: А здесь уголь загружают в вагоны и везут в другие города, где его нет.

Незнайка: А зачем его туда везут?

Дети: Его туда везут, чтобы топить печи.

Воспитатель: Какие по величине печи вы знаете?

Дети: Маленькие печи дома и большие в котельных.

Воспитатель: В котельной мы видели большие печи. Мы в подвале побывали. Там внизу котельная, комната отдельная. А зачем такие трубы? – я спросила истопника.

Воспитатель: Так зачем же такие трубы?

Дети: Чтобы по этим трубам горячая вода шла к нам в детский сад.

Незнайка: А я шел по улице и никаких труб не видел.

Дети: Трубы под землей. На улице мороз, и чтобы вода не остывала, их положили под землю.

Незнайка: Да, ну уж если на поверхности столько угля (показывает на фотографию с горой угля) , сколько же его под землей?

Воспитатель: Под землей его очень много. В этом нам поможет убедиться карта (показ карты “Полезные ископаемые Кузбасса”) . Наша область называется Кузницей Сибири. Посмотрите лучше, что нарисовано на карте?

Дети: Какие-то кружочки, треугольники, квадраты.

Воспитатель: Такими знаками обозначаются разные камни, которые находятся глубоко в земле. Их называют полезными ископаемыми, потому что они проносят людям пользу. Каких знаков на карте больше?

Дети: Квадратиков.

Воспитатель: Это обозначение каменного угля. В нашей Кемеровской области угля добывается больше, чем по всей большой России. А здесь находится наш город Ленинск-Кузнецкий (показывает). Здесь квадратиков тоже много, значит много залежей угля.

Незнайка: Теперь я хорошо понял, откуда берут уголь, но я не пойму, кому нужно столько угля, куда его девать?

Воспитатель: Получить ответ поможет сказка. Слушайте внимательно, запоминайте, впереди вас ждет трудное задание.

Дети приглашают Незнайку и садятся на ковер.

Сказка

Жил-был Ванюша-Царевич и издал он приказ, чтобы все самое ценное несли во дворец. Чего только не привезли – изумруды и рубины, бархат и парчу, самородки золотые. Последний зашел мужик простой, в лапти обутый, и подал Ванюше-Царевичу уголек черный.
– Как смеешь ты приносить уголек-замарашку, теперь снова руки мыть придется! Забирай его и марш отсюда!
Обиделся мужичок, а уголек еще пуще. Покатился уголек, и след его простыл.
А здесь и вечер подоспел. Закатилось солнце за гору, и стало во дворце темно.
Потянулся Ванюша-Царевич, чтобы свет включить, да не может выключателя найти. Уже и свечу зажгли, всю стену обыскали – пропал выключатель.
– Позвать сюда мудреца главного! Почему во дворце темень кромешная?
– Света нет, потому что электричество иссякло.
– Почему? – топнул ножкой Ванюша-Царевич.
– Нет угля, погасли топки, и электростанции больше не работают.
– А куда делся выключатель, патрон от лампы?
– А они, Ваше величество, тоже из уголька были сделаны. Вот они и ушли с ним.
– Пропали и ладно. Пусть больше свечей зажгут! А пока пойдем и посмотрим на мой портрет, который должен нарисовать придворный художник. Что такое? Я заказывал яркий портрет, а у тебя на холсте одни карандашные черточки?
– Многоцветные краски делают из черного-пречерного, а он пропал по вашей милости, – ответил художник.
От всех этих проблем разболелась голова у Ванюши. Послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а чемоданчик пуст.
– Как ты смел прийти ко мне без лекарств?
– Простите, ваше величество, но белый порошок аспирин из черного угля делают, и все исчезло, словно никогда и не было. Не понравилось Ванюше-Царевичу жить в таком царстве-государстве, и решил он сбежать. Схватил кафтан – а на нем ни одной пуговицы.
– Что такое? Почему царская одежда в таком виде?
– Пластмассовые пуговицы из угля делают, а они пропали, – отвечает мудрец.
– Подать шубу мою меховую! – повелел Царевич.
– Нет шубы, она тоже была сделана из угля и она исчезла, – отвечает мудрец.
Тут Ванюша-Царевич взмолился:
– Уголек, милый, вернись, не помни зла! Прости меня!
Говорят уголек вернулся назад, простил непутевого Царевича.

Воспитатель: Дети, вы внимательно слушали сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас слушайте задание: вспомните, что в сказке было сделано из угля, подойдите к столу, возьмите и назовите.

Дети: Патрон, выключатель, краски, лекарство, пуговицы, мех.

Воспитатель: Что у вас осталось на столе?

Дети: Духи, стеклянная ваза, выключатель, розетки, вилки, лоскутки цветной шерсти, витамины, нафталин, картинки, автомобильная шина.

Воспитатель: Разве уголь похож на эти вещи? И все таки все это делают из угля, путем сложной переработки. Из него делают порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб, из угля добывают керосин, масло для машин. А сейчас я вас приглашаю в мастерскую. Из угля делают краску, которая окрашивает ткань, она перед вами (на столе в блюдце разведена краска, кусочки белой ткани).

Хотите стать мастерами?

Дети: Да.

Действуя, дети видят превращение ткани в разные цвета, уточняют их разнообразие – синий, красный и т.д., обсуждают.

Дети читают стихи.

1 ребенок:

Блестит как смоль
В изломах как стекло
Тяжелый, черный.

2 ребенок:

Он мертвым камнем
Под землей лежал века,
Но извлечен руками горняка.

3 ребенок:

Он запылал огнем в кузнецких домнах,
Он освещает села, города,
Дает тепло и движет пароходы.

4 ребенок:

И это ты, шахтер,
Вдохнул в него
Огонь неугасимой жизни!

Воспитатель: Ой, я забыла вам сказать. Из угля приготавливают пахучие сиропы для конфет. Посмотрите…. Хотите попробовать? (Да)

Воспитатель приглашает детей к столу. Чаепитие с конфетами, печеньем.

Цель. Формирование познавательного интереса при ознакомлении с предметным миром.
Задачи.
Образовательные:
- формировать представление детей о бумаге, разных её видах и свойствах;
- способствовать развитию речи по данной теме: продолжать работать над составлением сложных предложений;
- развивать мелкую моторику.

Развивающие:
- уточнить знание детей об использование бумаги в жизни человека;
- закрепить умение детей правильно сочетать слова в предложениях;
- закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (рвётся, мнётся, впитывает воду, горит);
- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- умение работать индивидуально и в коллективе.

Предварительная работа: рассматривание разного вида бумаги, проведение бесед на темы “Как бумага в наш дом приходит”, “Что можно сделать из бумаги”, выявление основных свойств и качеств бумаги, чтение стихотворений и загадывание загадок о бумаге, дидактическая игра «На что это похоже?», поделки из бумаги (из конуса, цилиндра; из цветной бумаги, оригами, открыток ….).
Методы и приёмы: наглядные, словесные (беседа, вопросы), игровые, практические (опыты).

Оборудование: игрушка Незнайка, разные виды бумаги (писчая, чертёжная, бумага для печати, впитывающая, цветная), ёмкость с водой, поднос с различными видами бумаги на каждого ребёнка, спички, металлические тарелочки, металлический колпачок для гашения огня, картинки с предметами (книга, тетрадь, ножницы, карандаш, кисточка, линейка, ластик),
Ход НОД:
1часть.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. (Приветствие детей).

Воспитатель . Представьтесь гостям. (Дети называют своё имя и фамилию).

II часть

1.Воспитатель. Ребята, среди гостей знакомый сказочный герой, кто это? (Незнайка сидит на стульчике, среди гостей).

Дети. Незнайка из Цветочного городка.

Незнайка. Здравствуйте, Ребята! Я очень рад встрече с вами (у Незнайки лист бумаги)

Воспитатель. Незнайка принёс обыкновенный лист бумаги.
Дети читают тихотворение С. Михалкова “Лист бумаги”.
1 ребенок .
Простой бумаги свежий лист.
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока,
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
2 ребёнок
Нет, ждет тебя удел иной.
Однажды карандаш цветной,
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И черным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!

Незнайка. Я знаю, чем вы будете сегодня заниматься, вы будете рисовать.

Воспитатель. Нет. Сегодня я хочу вас пригласить на выставку бумаги

2. Дети садятся на стульчики, вокруг стола, на котором разложены различные виды бумаги.

Воспитатель. Поможем Незнайке разобраться в ней.
Незнайка. Я хочу написать письмо своему другу Гуньке. Какая бумага мне понадобиться?
Дети. Письмо можно написать в тетради, на блокнотном листе. Это писчая бумага. (Дети находят различную писчую бумагу: тетрадь, блокнот и называют её).
Незнайка . В нашем городке живёт художник Тюбик, механики Шпунтик и Винтик, они любят мастерить, но перед этим делают чертёж. Подберите им бумагу.
Дети. Рисовать можно в альбоме, чертить на ватмане. Это чертёжно-рисовальная бумага.
Незнайка. Какая бумага нужна для аппликации?
Дети. Для аппликации нужна цветная тонкая бумага, гофрированная, бархатная. (Дети находят этот вид бумаги).
Незнайка. Жители Цветочного городка очень любят читать журналы, газеты, книги. Какая бумага используется для этого.
Дети. Это бумага для печати: газетная, журнально-книжная., обойная. Дети выбирают нужные предметы.
Воспитатель . Незнайка испачкался, какая ему потребуется бумага?
Дети . Это салфетки, промокашки. Эта впитывающая бумага
Воспитатель . Вот видишь, Незнайка, Сколько видов бумаги существует.
Вывод. Бумага имеет разное назначение, она бывает писчая, чертёжно-рисовальная, для печати, цветная, впитывающая.
3.Эксперементальная деятельность.
Незнайка . Я люблю, не только приключения, но мне нравится проводить разные опыты.
Воспитатель . Я приглашаю вас в лабораторию. Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем небольшую разминку
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь в лабораторию успели.
Воспитатель предлагает детям пройти в « лабораторию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их.
Воспитатель . Вспомните и назовите свойства бумаги. (Какая она?)
Ответы детей
- бумага может быть разной не только по цвету, по толщине, и по качеству: гладкая, шероховатая, глянцевая. Бумага бывает толстая (картон) и тонкая
Воспитатель . Возьмите лист бумаги и проделайте действие с ней.
Дети мнут бумагу, рвут, разрезают ножницами, опускают в воду. Воспитатель проделывает опыт: поджигает бумагу.
Дети рассказывают о свойствах бумаги;
- бумага рвётся;
- мнётся;
- она издаёт звук, когда её мнут;
- её можно разрезать;
- на ней можно рисовать;
- если её опустить в воду, она намокнет;
- бумага горит.

4. Незнайка. Как интересно! Ребята, у меня есть шкатулка с загадками, Помогите мне найти отгадки, они находятся на столе.

Воспитатель. Будьте внимательны, загадки не только о бумаге, но и о предметах, которые используют при действии с бумагой.
Загадки
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней
(Книга)
Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю -
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!
(Цветные карандаши)
Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш.
(Резинка)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага)
III часть . Практическая
Незнайка . Спасибо, ребята, помогли мне найти отгадки, а что интересного можно выполнить из простого квадрата бумаги?
Воспитатель. Вот квадрат - волшебная фигура, он нам поможет сделать стаканчики, которые мы подарим жителям Цветочного городка.
Схема оригами стаканчика.
1. Переворачиваем квадрат в форме ромба и сгибаем посередине, образуя два треугольника.
2. После этого мы сгибаем верхние слои бумаги и разгибаем их.
3. Уголок загибаем к точке сгибания пункта 2.
4. Теперь левый край загибаем вверх и приглаживаем рукой.
5. Отворачиваем тыльную сторону нашего предмета и аккуратно пальцами раздвигаем бумагу вверху. Дальше лицевой слой заправляем внутрь, а задний отворачиваем назад, чтобы фигурка не распалась.
6. Придадим форму стакана и раздвинем его бока.
Воспитатель. Ребята, скажите, как можно использовать стаканчик?
Ответы детей : стаканчик можно подарить, из него можно пить, собирать в стаканчик ягоды ….
Незнайка. Спасибо всем за подарок, сегодня я узнал много интересного о бумаге.
Воспитатель . Ребята, а, что вам больше понравилось на занятии?
Ответы детей. Дети прощаются с Незнайкой.