Совместные игры воспитателя и ребенка. Совместные игры взрослого и ребенка. Игры-упражнения в уголке физо

24.09.2019

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

    Игры (ежедневно)

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольно-печатные и др. игры)(ежедневно)

    Анкетирование

  • Семинары

    Практикумы

    Собрания

    Экскурсии (1 раз в месяц)

    Беседы (ежедневно)

    Чтение художественной литературы

(ежедневно)

    Заучивание стихотворений(1 раз в 2 недели)

    Слушание сказок в аудиозаписи (ежедневно)

    Слушание музыки(2 раза в неделю)

    Театрализация, драматизация, инсценирование(1 раз в неделю)

    Рассматривание картин, иллюстраций и пр. (ежедневно)

    Праздники, досуги; вечера развлечений(2-3 раза в неделю)

    Игры-забавы(для детей младшего возраста)

Художественно- творческая деятельность(лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование и пр.)

(2 раза в неделю)

    Физкультурные упражнения (двигательная активность детей, игры-упражнения в уголке ФИЗО, соревнования(1 раз в неделю);

подвижные игры, игровые упражнения (ежедневно)

    Художественно-продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, а в старших группах и ручной труд) (2 раза в неделю)

    Индивидуальная работа

    Трудовая деятельность (уборка групповой комнаты во всех возрастных группах -1 раз в неделю, починка книг, пособий);

    Мытьё игрушек (ежедневно);

    Экспериментирование (опыты, эксперименты, исследования предметов)

II половина дня (вечер)

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной деятельности детей. Согласно новому нормативному документу образовательная программа должна «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов».

Режим второй половины дня отводит достаточное время для игр, а в старших группах – и для приобщения детей к труду.

Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр. (1слайд)

Вторая половина дня предусматривает:

    самостоятельную игровую

    и совместную деятельность детей, прогулку.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например со строительным материалом, дидактические, игры-драматизации, которые особенно любимы детьми старшей группы, сюжетно-ролевые игры. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом и делом.Также необходимо уделять время играм – забавам и хороводным играм. (2слайд (игры-забавы, с констр., сюж.рол.)

Чтение(слушание) художественных произведений

В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Всё это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе.

1 раз в 2 недели организуется заучивание стихотворений.

Один раз в месяц, начиная со старшей группы, планируются этические беседы и литературные викторины.

Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например слушанием музыки, сказок, рассматриванием иллюстраций. (3 слайд (чтение с фланелеграфом)

Праздники, развлечения, досуги

Планируется одно развлечение в неделю. Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. В подготовительной группе детей можно обучить вождению кукол и помочь создать свою небольшую постановку, которую они могут показать детям младших групп. Дошкольники с увлечением участвуют в постановках такого кукольного театра.

В часы досуга детям показывают мультфильмы, настольный театр, организуют прослушивание любимых песен, музыкальных произведений. Старшие дети могут организовать концерт для детей младших групп. На нём они читают стихи, пляшут, исполняют любимые песни.

Игры-упражнения в уголке ФИЗО

Также в вечерние часы могут использоваться и подвижные игры, игры-упражнения в уголке ФИЗО, для развития двигательной активности детей.

Художественно-продуктивная деятельность

Во всех возрастных группах организуется художественно-продуктивная деятельность детей. Дети совместно с воспитателем лепят, рисуют, создают аппликации, как индивидуальные, так и коллективные, изготавливают различные игрушки-самоделки игр на участке: вертушки, лодочки и т.д.

Театрализованная деятельность

Участие педагога в театрализованных играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных театрализованных игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа может проводиться как предшествующая работа накануне сложного занятия или с теми детьми, которые не справились с предыдущими заданиями на разных занятиях: по развитию движений, рисованию, вырезанию, конструированию. Он может повторить с малышами любимые стихи, песни. При планировании педагог учитывает рекомендации специалистов дополнительного образования ДОУ (инструктора по труду, музыкальный руководитель и т. д.), которые записываются в тетради «Взаимосвязи с воспитателями»

Трудовая деятельность

Отводится время и для трудовой деятельности. Раз в неделю во всех возрастных группах организуется уборка групповой комнаты, дети стирают кукольное бельё, убирают в шкафу. Ежедневно вместе с воспитателеммоют игрушки, складывают строительный материал и т.д. Дети младших только помогают группвоспитателю, а старшие выполняют работу самостоятельно под его руководством.В старшей и подготовительной группах воспитатель организует ручной труд детей. Они вместе с ним могут изготовить различные игрушки- самоделки для игр.

Воспитатель может также организовать починку книг, пособий.

В младшей группе он выполняет эту работу сам, привлекая детей к посильной помощи: подать бумагу, подержать книгу. В старших и подготовительных группах ребята под его руководством мастерят сами. Организуются игры «Переплётная мастерская» или «Мастерская игрушек».

Во всех группах воспитатель может также давать детям различные трудовые поручения.

Выделяют четыре вида детского труда:

    Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

    Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

    Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике, в огороде, в саду);

    Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.);

Осуществляется трудовая деятельность в трёх формах:

    Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).

    Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).

    Коллективный труд (общий и совместный).

Самостоятельная деятельность детей

С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования самостоятельная деятельность детей становится неотъемлемой и обязательной частью педагогического процесса наряду с непосредственно-образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и сотрудничеством с семьями воспитанников.

Иными словами в процессе самостоятельной деятельности дошкольников будут решаться образовательные задачи.

Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность детей, созданная в условиях созданной взрослыми предметно – развивающей среды. Среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечитькаждому ребёнку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми).

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и другие.)

Сюжетно-ролевая игра является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью.

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры стали самостоятельными, продолжительными, увлекательными, творческими, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть особой игровой позицией.

Для того чтобы дети самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые игры, необходим переход от традиционного руководства игровой деятельностью, где преобладают обучающая позиция взрослого либо позиция равнодушного созерцателя, к игровой позиции, последовательно изменяющейся в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности и сочетающей в себе дифференцированные игровое взаимодействие в ходе игрового процесса. (видео с/р игры)

Подвижная игра

Этот вид игр любим дошкольниками, они широко используются в педагогическом процессе детского сада.

Умение ребенка организовывать свое свободное время во многом зависит от умения самостоятельно организовывать игры, привлекать других детей. Показателями самостоятельности ребенка в подвижной игре является:

Знание способов сбора сверстников на игру;

Знание способов распределения ролей;

Эмоционально - положительное отношение к подвижной игре;

Умение самостоятельно выбрать подвижную игру;

Умение правильно подобрать материал и атрибуты, необходимые для каждой конкретной игры;

Умение объяснить сверстникам новую игру, правила в знакомой игре;

Умение подчиниться правилам, оценить своё поведение и поведение сверстников в игре, подвести итоги.

С целью формирования у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать игровую деятельность двигательного характера можно применить карточки-схемы подвижных игр, где основные компоненты подвижной игры и алгоритм её организации отображается с помощью моделей.

Карточки-схемы подвижных игр в самостоятельной деятельности ребёнок может использовать при условиях:

Ребёнок умеет играть в подвижную игру(она ему знакома);

Ребёнок знает компоненты и алгоритм организации подвижной игры;

Карточки-схемы представлены в предметном пространстве группы, на участке, в спортивном зале и доступны детям.

Дидактические игры

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дети самостоятельно выбирают игру, партнёра, правила и действия.

Познавательно-исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность детей должна быть организована педагогами не только в форме непосредственно-образовательной деятельности, но и в форме самостоятельной познавательной деятельности детей.

Для этого в каждой группе в течение года создать уголки для познавательно-исследовательской деятельности. Подбор материалов осуществляется в соответствии с содержанием образовательного процесса, разработанного на комплексно-тематическойоснове и принципе интеграции образовательных областей.

Для возникновения и формирования самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности у большинства дошкольников необходима на первом этапе поддержка педагога.

Педагог может стимулировать познавательную активность детей, обращая внимание на разные свойства окружающих материалов, на их изменения при намокании, нагревании, высыхании и т.д. Главное при этом, чтобы дети действовали самостоятельно и узнавали свойства того или иного материала через их «открытие» путём проб и ошибок.Самостоятельная деятельность отличается от организованной тем, что в самостоятельной деятельности дети действуют с материалом, а педагог наблюдает и помогает им фиксировать «открытие» его свойств.

Художественно-продуктивной деятельности

В самостоятельной художественно-продуктивной деятельности дошкольников отведено место и конструированию.

В самостоятельной конструктивной деятельности дети с удовольствием конструируют различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного материала, предметов мебели. Дети старшего возраста понимают способ и последовательность действий, самостоятельно планируют работу и анализируют результат.

Насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретённый познавательный и художественно-эстетический опыт

Работа с родителями

Воспитатель беседует с родителями: рассказывает, чем занимались, как вели себя, самочувствие ребёнка, настроение, даёт советы о воспитании детей, Также можно дать рекомендации родителям по рациональному питанию, закаливанию, режиму дня, массажу, гимнастики. Причём, советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных детях.

Совместные игры детей и родителей

Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая способствует формированию социально-нравственного потенциала ребёнка.

Задачи:

- познакомить родителей с разными видами игр;

- показать родителям знания, умения и навыки детей;

- развивать у детей и родителей интерес к совместному времяпровождению.

Актуальность:

Совместная игра детей и родителей – прекрасная возможность узнать ребёнка. А для того, чтобы воспитывать у ребёнка социально-нравственные качества его нужно знать. Кроме того, в игровой форме значительно легче научить чему-либо. Также совместная игра родителей и ребёнка помогает сохранить близкие отношения, и даёт ему возможность почувствовать себя нужным и значимым. Учитывая всё выше сказанное представляем вашему вниманию совместные игры для детей и родителей.

Целевая аудитория:

Материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, для проведения досуга с детьми дошкольного возраста и их родителей.

Игра «Весёлый мяч»

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети и взрослые становятся в круг и под музыкальное сопровождение передают друг другу мяч, говоря при этом:

Ты катись, весёлый мяч,

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый мяч,

Тот танцует гопака.

У кого на последнем слове стихотворения в руках будет мяч, тот становится в центр круга и танцует (в паре с одним из родителей)

Игра «Стекло» (игра в парах)

Игроки садятся напротив друг друга. Надо представить, что между ними толстое стекло. Друг другу мимикой, жестами, без слов передают информацию:

    На улице холодно, ты забыл надеть шапку;

    Иди домой – уже поздно;

    Принеси мне стакан воды и т.п.

Игра «Бусы для мамочки»

Материал для игры: макароны с большими отверстием, разноцветные шнурки.

Описание игры: ребёнок нанизывает макаронины на шнурок, затем получившиеся бусы надевает маме.

Игра «Пришей пуговицу»

Материал для игры: пуговицы, сделанные из потолочной плитки, картона, разноцветные шнурки. Описание игры: на столе лежат пуговицы и разноцветные шнурки, соревнуются две мамы (папы). Их задача: как можно больше прошить пуговицы крестиком.

Игра «Развесь платочки»

Материал для игры: разноцветные платочки, скакалка, прищепки, тазик.

Описание игры: дети делятся на две команды, каждому ребёнку даётся в руки платочек и прищепка, они бегут к мамам, которые натягивают скакалку и вешают сушиться платочки, прикрепляя их прищепкой.

Игра «Папа может всё что угодно»

Материал: йогурт, ложка, книжка, гантели.

Описание игры: выбирается папа и ребёнок, папа должен одновременно сделать три дела: читать сказку, кормить ребёнка йогуртом и поднимать гантель.

Игра «Обнималочка»

Чтобы начать эту игру дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и мамы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против неё. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребёнок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять её раньше остальных. д.

Игра «Я дарю тебе словечко»

Цель: развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками, расширить словарь ребёнка.

Один раз в неделю, в выходной день родители «дарят» ребёнку новое для него слово: не просто называя его, но и обязательно объясняя его значение. Слова можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «Сладкие (мармелад, грильяж, джем и т. д.), тяжёлые (штанга, гиря) и. т. п. Каждый понедельник дети» приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение дня своих друзей. Воспитатель на маленьких листочках записывает каждое слово, а на обратной стороне имя и фамилию того, кто принёс. Все слова складываем в копилку.

Периодически будем доставать копилку и проводить разнообразные игры. Например. Вариант 1. Листочки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают листочки, достающий должен объяснить его значение. Если ребёнок справился с заданием, он награждается фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Вариант 2. Можно организовать игру и по-другому: воспитатель по очереди достаёт листочки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребёнок, который правильно называет слово, получает фишку.

Дети обычно очень любят, когда взрослые (родители, бабушки и дедушки, воспитатели) предлагают им поиграть вместе с ними. Эксперименты, проведенные в детском саду, показывают, что большинство дошкольников даже предпочитают игру со взрослым игре с игрушками и со сверстниками. Опишем кратко экспериментальную ситуацию. Детям предлагалось на выбор: поиграть самостоятельно с игрушками, поиграть со сверстниками, поиграть с экспериментатором, который прежде уже неоднократно играл с ними. Большая часть 5-летних детей выбрали игру со взрослым. Почему? На этот вопрос одна из девочек ответила: «А так интереснее. Наталья Петровна умеет придумывать новые игры, знает, как играть».

Но далеко не всем взрослым так «везет». Если у ребенка не было опыта совместной игры с тем или иным конкретным взрослым, то на первых порах даже со знакомым ему ранее человеком он испытывает определенные трудности при включении в игру - это проявляется в некоторой растерянности, скованности. Их удивляет и даже настораживает поведение дяди или тети, вздумавших прокатиться верхом на палочке, как на лошади. Иногда даже предложение взрослого: «Давай поиграем» - вызывает ответ ребенка, в котором чувствуется внутреннее сопротивление: «А вы разве умеете играть?»

Причем такое поведение свойственно детям старше 3 лет. В раннем детстве таких реакций нет: дети заинтересованно наблюдают за действиями взрослых и легко включаются в их игру.

В чем же дело? Как показывают исследования, дети дошкольного возраста достаточно четко отличают игровую деятельность от других, «настоящих» дел. Для детей раннего возраста такой дифференциации еще не существует У дошкольников уже сложились представления о разных сферах деятельности взрослых и детей: работа и серьезные дела - для пап и мам, игра - для детей. Кроме того, дети осознают неравенство своих позиций с позициями родителей, воспитателей: взрослые главнее, их надо слушаться, делать то, что они велят, учиться у них и т. п. (Конечно же, осознание не всегда определяет реальное поведение ребенка, но это уже другой вопрос.)



Действия взрослого, направленные на включение ребенка в серьезную деятельность, понятны ему. Другое дело - вторжение взрослого в сферу игры. Это для многих детей необычное явление, им нужно к этому приглядеться: «А в самом ли деле он играет, или только притворяется?» В таком случае залог успеха взрослого - смена им позиции «превосходства» на позицию «равного», взаимная свобода в отношениях с ребенком.

Итак, взрослый, играя с ребенком, не только переходит в не свойственную ему сферу деятельности, но и уравнивает свою позицию с позицией ребенка. Многие родители интуитивно находят пути такого преображения, часть же - испытывает определенные трудности, не умея освободиться от поучающего тона, диктаторства, явной демонстрации превосходства своих знаний. Вроде бы это простое дело - включить ребенка в игру. Но даже у профессиональных воспитателей в детском саду такое простое дело не всегда ладится. Казалось бы, все воспитательница обдумала: на стройку дома детей сводила, показала им, как работают строители, игрушки, необходимые для игры, есть, роли распределены, а игры не получается. Дети действуют только по подсказке стоящей «над ними» воспитательницы- ни собственной инициативы, ни фантазии, ни творчества. А все оттого, что воспитательница не смогла избавиться от позиции «учителя» и игру превратила в урок, обязательное занятие.

Переход из одной сферы деятельности в другую связан для любого человека (и взрослого, и ребенка) с некоторой перестройкой внутреннего состояния. Трудность или легкость перехода от одной деятельности к другой определяется в значительной мере предшествующей практикой, мерой удовольствия, свободой отношений, а также владением способами деятельности, к которой нужно перейти. Во всяком случае взрослые испытывают явные затруднения при переходе к игре. Свидетельство тому - их поведение в ситуациях «деловых» или организационно -деятельностных игр, которые устраиваются в настоящее время специально для взрослых, для того чтобы активизировать их творческие возможности в сферах производства, управления коллективом, обучения студентов. В таких ситуациях взрослым приходится отказаться от своих привычных социальных ролей, с них снимаются обязанности и ограничения, присущие производственной деятельности, изменяются привычные субординационные отношения (руководитель может оказаться «по сюжету» игры в зависимости от подчиненного), а выбор действий становится достаточно неопределенным. В таких ситуациях взрослые испытывают растерянность и эмоциональную напряженность (конечно, поначалу, пока они не освоятся с новым положением), ничуть не меньшую, чем дети, не имеющие опыта игры со взрослым.

Каким образом взрослый может подойти к игре ребенка, не вызывая реакции протеста, и освоиться с позицией «равного партнера»? Это можно сделать через подключение к игре, которую ребенок уже начал сам. В этом случае успех совместной игры будет зависеть от того, как взрослый поймет, разгадает замысел ребенка. Для этого нужно предварительно «подсмотреть» детскую игру, незаметно для ребенка понаблюдать за ним, а потом уже попробовать включиться в игру («Давай я тоже с тобой поиграю»).

Только после того, когда взрослый в глазах ребенка получил статус «умеющего играть», он может сам предлагать и начинать игру, «втягивая» в нее ребенка. Здесь уже надо пояснить ребенку свой замысел (во что вы предлагаете играть), заинтересовать его, «погрузить» в игру.

Но если взрослому трудно «погрузиться» в стихию игры, ребенку трудно из нее выйти, переключиться на повседневные, порой скучные дела. Родители часто сталкиваются в таких ситуациях с детскими капризами, непослушанием или жалобными просьбами: «Мамочка, ну я еще чуть-чуть, я еще компот дочке не дала. Сейчас она все доест, и я пойду умываться» или: «Я еще в космосе, вот приземлюсь и пойду гулять», «Я не могу сейчас идти, мы с бабушкой в поезде едем, она еще без меня вывалится» и т. п. «Не буду, не хочу есть»,- кричит, плача ребенок. И не потому, что он действительно есть не хочет (через 5 минут с аппетитом будет есть), просто ему трудно сразу прервать игру. Чтобы предотвратить такие отрицательные эмоциональные реакции, взрослый может подготовить ребенка к окончанию игры: «Мы сейчас будем с тобой заканчивать игру. Ты пока уложи всех «детей» спать, а я пойду ужин готовить. Закончишь, приходи мне помочь»; «Давай - машины уже поехали в гараж, уже ночь. А завтра будем детей на дачу перевозить» и т. п.

Положим, вы нащупали пути «погружения» в игру и стали для ребенка привычным партнером по игре. И тогда перед вами должен встать основной вопрос: во что и как с ним играть? Ведь понятно, что делаете вы это не просто для собственного удовольствия. Отчасти- для удовольствия ребенка, но тогда достаточно «подстроиться» под его игру - играть так, как играет он. Но все же основная цель совместной игры с ребенком - научить его новым способам построения игры, так чтобы игровая деятельность в полной мере выполняла развивающие функции, чтобы ребенок мог содержательно играть самостоятельно - один или со сверстниками.

Целенаправленное формирование игры тем и отличается от простого упражнения в ней, что взрослый осознанно передает ребенку все более сложные способы построения игры.

В педагогике разработаны приемы, позволяющие взрослому делать это наиболее эффективно и экономно, играя время от времени с ребенком.

Основным средством, позволяющим взрослому формировать игру у ребенка, является сюжет. Развертывая сюжет особым образом, взрослый может ставить ребенка перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры, т. е. переводить ребенка от условных предметных действий к ролевому поведению и взаимодействию, а затем к комбинированию, придумыванию новых последовательностей событий. При этом тематическое содержание игры может быть очень разнообразным, но должно быть близким и понятным ребенку.

Но что значит - развертывать сюжет игры? Может быть, просто рассказать ребенку, во что и как можно поиграть? Оказывается, что рассказ, объяснение здесь не годятся. Ребенок осваивает новый способ в «живом» процессе совместной игры. Развертывать сюжет нужно, играя вместе с ним. Овладение новым способом произойдет быстрее, если взрослый предложит ребенку особые игры (особые не по своему тематическому содержанию, а по форме), которые заставляют маленького партнера почти полностью отвлечься от привычных, уже ранее освоенных способов в пользу новых.

Хотя в сюжетной игре и нет формализованных, жестких правил, это не совершенно свободная деятельность ребенка. Есть особые способы построения сюжетной игры, и взрослый, чтобы правильно руководить игрой ребенка, включаться в нее, должен их хорошо знать.

Кроме того, играя с ребенком, взрослый не должен забывать о том, что делает он это не просто для удовольствия ребенка, а с целью формирования более сложной игровой деятельности. Поэтому мы предлагаем взрослому общие правила его поведения - принципы формирования сюжетной игры:

1. Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не «учителя».

2. Не забывайте о своевременном переводе ребенка к более сложным способам игры, используя для этого ее особые формы и развертывая соответствующим образом ее сюжет.

3. Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами-сверстниками. Поэтому не стремитесь все время «угадывать» направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу. Делайте это сами и стимулируйте к этому ребенка

49. Понятие о комплексном руководстве игрой дошкольников .

На протяжении длительного времени руководство игровой деятельности остается важной проблемой в дошкольной педагогике. Существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод руководства сюжетными играми детей разработан Д.В. Менджерицкой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализацию игровых образов. А для того чтобы показать детям новые приемы игры, или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности – принадлежит Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

Первый принцип - организации сюжетной игры в детском саду: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. Важным моментом, определяющим «втягивание» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Это должна быть позиция «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё.

Второй принцип : воспитатель должен играть с детьми ни протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

Третий принцип : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Сформулированные выше принципы организации сюжетной игры направлены на формирование у детей игровых способностей, умений, которые позволят им развертывать самостоятельную игру (индивидуальную и совместную) в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

Третий метод организации самостоятельной сюжетной игры получает название метода комплексного руководства игрой . Он был предложен Е.В. Зворигиной и С.Л. Новоселовой.

В настоящее время в практике дошкольных учреждений педагогическая поддержка самодеятельных игр дошкольников и обеспечение педагогических условий развития игры реализуется благодаря четырем взаимосвязанным компонентам: обогащение детей знаниями и опытом деятельности; передача игровой культуры ребенку; развивающая предметно-игровая среда; активизация проблемного общения взрослого с детьми.

1. Планомерное обогащение опыта детей. В быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач – ребёнок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Всё это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.

2. Для перевода реального опыта в игровой, условный план, для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры (дидактические, театральные и т.д.) Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний.

3. Своевременное изменение игровой среды , подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение с взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направлено на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе – позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников.

Рассмотрев три подхода к руководству игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:

Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблемы игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем, не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, биологов, этнографов. В настоящее время общепризнанно, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Развивающий характер игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребенку.

Первое требование , обращенное со стороны сюжетно-ролевой игры к ребенку, это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.

Второе требование - умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т. к. игра направлена именно на их воспроизведение.

Третье требование - формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.

Все мы знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно вне игры. У детей мало впечатлений, эмоций, праздников, без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач, игра отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им, моделирует разнообразие, социально - культурные ситуации и отношения. В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риелторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, закройщика и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса. В настоящее время существует три основных метода руководства играми детей.

Первый метод - руководства сюжетными играми детей разработан Д. В. Менджерицкиой. По ее мнению, основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е. на выбор темы, развитие сюжетна осуществление игрового действия, так и пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику, а распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Второй метод - метод формирования игры как деятельности принадлежит Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Он основан на реализации трех основных принципов.

  • Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду.
  • Второй принцип воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного времени.
  • Третий принцип - на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла, взрослому.

Третий метод - организации самостоятельной сюжетной игры получил название метода комплексного руководства игрой. Он был предложен Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой. В настоящее время в практике дошкольных учреждений этот метод часто применяется при наличии и взаимосвязи следующих условий: активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающим, обучающие игры.

Все компоненты комплексного руководства формированием игры. Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры на данном возрастном этапе позволяет педагогу идти дальше, учитывая новые возможности своих воспитанников. Изучив три подхода к руководству игрой дошкольников, сделаем выводы - игра должна быть свободной от навязанной взрослыми темы, и реализации действий - ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры - общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов. Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей. Детям разных возрастных групп на игру, в течении дня, отводится от 3. 15 до 3. 30 мин. главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с предметами

Совместные игры с предметами

Проводить такие игры лучше всего с небольшой группой детей (сначала с двумя малышами, позже с 3–5 детьми).

Эти игры помогают привлечь детей к совместной деятельности и показать, что в одиночку играть не так интересно.

Игрушки для совместных игр должны быть хорошо знакомы малышам, чтобы они не провоцировали индивидуальную исследовательскую деятельность и конфликты между детьми.

«Катаем мячик»

Воспитатель садится на ковер и предлагает детям сесть в круг рядом с ним. Он берет мяч среднего размера, катит его в сторону ребенка и весело говорит: «Покатился мячик в гости к Пете, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, взрослый предлагает ему покатить мячик другому ребенку: «Петя, а к кому теперь мячик хочет отправиться в гости?» Если малыш сомневается в выборе, воспитатель помогает ему: «Кати мячик Олечке!» В игре должны принять участие все дети.

Можно катать мяч не через все игровое поле, а по кругу от одного ребенка к другому («Сейчас мячик у Васеньки, а Вася покатил его Наташе!»), перебрасывать мяч друг другу, ударяя им об пол.

Когда дети научатся ловить мяч и перекатывать его другому ребенку, можно предложить малышам новый вариант игры: «Мячик катится домой, ты отбей его рукой».

«Пирамида»

Воспитатель ставит в центре комнаты пирамиду и предлагает нескольким малышам разобрать ее, по очереди снимая кольца.

«Кто первый снимет колпачок?» – спрашивает у детей педагог. Когда ребенок снимет колпачок, взрослый просит его назвать имя следующего ребенка: «Катя, выбери, кто снимет следующее кольцо». Дети по очереди снимают с пирамиды кольца и складывают их в коробку.

Затем воспитатель говорит: «А теперь давайте соберем пирамиду. Возьмите каждый по колечку. Ребята, у кого самое большое колечко?» Взрослый помогает детям определить, у кого самое большое кольцо, и надеть его на стержень. Так дети последовательно выбирают нужные кольца и собирают пирамиду.

В конце игры воспитатель хвалит малышей и предлагает поводить хоровод вокруг пирамиды.

«Разноцветные лепестки»

Для этой игры понадобятся пирамидки с кольцами одинакового размера.

Воспитатель берет 5–6 пирамидок и из их колец выкладывает на столе цветок (все лепестки разного цвета). Педагог приглашает детей рассмотреть необычный цветок, обращает их внимание на разноцветные лепестки, называет цвет каждого лепестка.

Затем предлагает: «Давайте все вместе соберем из колечек такой же цветок с разноцветными лепестками, но сначала нужно снова собрать пирамидки». (Количество играющих детей должно соответствовать числу колечек пирамидки.)

Воспитатель раздает детям пустые стержни и предлагает каждому собрать свою пирамидку, соблюдая последовательность цветов: «Сначала наденьте красное колечко, потом синее, затем желтое, теперь зеленое и, наконец, белое». При необходимости педагог помогает малышам, обращает их внимание на то, что у всех получились одинаковые пирамидки.

«А теперь давайте соберем из колечек цветочек с разноцветными лепестками, – говорит воспитатель. – Давайте договоримся, кто какие лепестки будет выкладывать. Один лепесток у нас будет белый (называет цвет верхнего колечка пирамиды). Кто будет выкладывать белый лепесток? Ваня? Ребята, давайте отдадим Ване белые колечки. А кто будет выкладывать зеленый лепесток? Маша? Маше отдадим зеленые колечки».

Педагог кладет в центр стола колпачок от пирамидки и просит детей по очереди выложить лучиками свои колечки. Воспитатель помогает малышам соблюдать последовательность расположения колечек и форму цветка.

Взрослый вместе с детьми любуется цветком, хвалит их и предлагает снова собрать пирамидки.

«Домик для куклы»

Воспитатель из коробки высыпает на пол кубики средней величины, сажает рядом куклу и подзывает к себе детей: «Ребятки, смотрите, кукла Таня сидит и плачет, потому что ее домик сломался».

«Ой, где же мне теперь жить, мой домик сломался», – говорит педагог от имени куклы.

Затем он предлагает малышам построить новый домик из кубиков.

Самые маленькие дети могут по очереди подавать кубики воспитателю, строящему дом. Время от времени он может просить кого-нибудь из детей положить кубик на кубик.

С детьми постарше можно организовать более сложную игру, например, предложив одному ребенку привозить на грузовике кубики на стройплощадку, другому – выгружать их, третьему – подавать «строителям». При этом воспитатель помогает детям согласовывать действия, хвалит каждого ребенка за старание.

После завершения строительства педагог берет куклу и от ее имени благодарит детей: «Спасибо вам большое. Вы вместе построили для меня очень красивый дом!» Воспитатель сажает куклу в домик или рядом с ним.

Аналогичные игры можно организовывать с маленькими куклами на столе, используя для построек детали конструкторов.

Постройки из больших мягких кубиков дети могут использовать в своих играх. Например, если расположить кубики друг за другом, получится поезд, на котором можно поехать в лес за ягодами и грибами. Можно построить туннель, сквозь который будут проползать дети, или высокую стену, через которую можно перекидывать мячики. Можно соорудить «бассейн», в который сначала ребята будут кидать маленькие мячики, пластмассовые шарики, мягкие или резиновые игрушки, а потом, когда «бассейн» наполнится, дружно «купаться» в нем.

«Бусы для куклы»

Для этой игры понадобятся крупные деревянные, пластмассовые или глиняные бусины разных цветов, шнурок или веревочка и большая кукла.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит: «Кукла Даша так торопилась к нам в гости, что по пути рассыпала свои красивые бусы. Одна веревочка от них осталась. (Показывает малышам шнурок и бусины.) Давайте поможем Даше собрать бусы».

Педагог берет бусину и надевает ее на шнурок. Затем предлагает детям сделать то же самое. Малыши по очереди берут бусинки и с помощью взрослого или самостоятельно нанизывают их на шнурок, который держит взрослый.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает получившиеся бусы, хвалит их за совместную работу и надевает бусы на куклу. От имени куклы благодарит малышей.

Более старшим детям можно предложить чередовать бусины по цвету. При этом воспитатель сам называет цвет бусин, например: «Витенька, принеси, пожалуйста, красную бусинку. А теперь, Анечка, принеси зеленую бусинку…» (Шнурок может держать кто-нибудь из детей.)

Бусы можно сделать для любой мягкой игрушки (большого тигра, медведя, бегемота и пр.), для кого-нибудь из детей (например, в день его рождения, для малыша, впервые пришедшего в группу) или для воспитателя.

К играм с предметами можно также отнести совместное рисование.

«Ходим в гости по дорожкам»

Для этой игры понадобятся ватман, краски разных цветов и фломастеры таких же цветов.

Воспитатель закрепляет на столе лист ватмана и расставляет рядом баночки с красками. Затем подзывает к себе нескольких детей и предлагает им поиграть в интересную игру.

Педагог помогает малышам встать вокруг стола с ватманом так, чтобы напротив каждого из них находилась баночка с краской, и говорит: «Посмотрите, это лужайка (показывает на лист бумаги). Сейчас я на этой лужайке нарисую домики, в которых вы будете жить». Воспитатель подходит к ребенку, берет фломастер, соответствующий цвету его краски, и схематично рисует дом, комментируя свои действия: «Вот этот зелененький домик для Сенечки, а рядом с ним (подходит к следующему ребенку) в красненьком домике живет Женечка». И так далее, пока у каждого ребенка на общем листе не появится домик: «Вот теперь у каждого есть свой домик. Вам нравятся ваши домики? А не скучно вам жить одним? Давайте ходить друг к другу в гости. А для того чтобы не заблудиться, нарисуем дорожки к домикам».

Воспитатель подходит к малышу и спрашивает: «Алена, к кому ты хочешь пойти в гости?» Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый помогает ему, например: «Давай пойдем в гости к Сене». Он берет руку Алены в свою, опускает ее пальчик в баночку с краской и рисует им дорожку к домику Сени. Затем предлагает ребенку продолжить дорожку самому.

Педагог помогает малышам нарисовать дорожки. Когда дети закончат рисовать, он говорит: «Теперь мы сможем ходить в гости друг к другу и никогда не заблудимся».

Если малыши захотят продолжить рисование, а все дорожки будут уже нарисованы, можно предложить им ходить пальчиками по уже нарисованным дорожкам. Пусть дети окунут в краску указательный и средний пальцы и «шагают» ими по своим дорожкам. Действия детей можно сопровождать словами: «Кто это приходил в гости к Алене? Так это же следы Женечки, ведь они желтые! А вот Наденька идет в гости к Сенечке, у нее красные следы!..»

«Веселая лужайка»

Воспитатель заранее рисует карандашами на листе ватмана речку, луг, деревья и небо. Затем закрепляет ватман на столе, расставляет баночки с красками и подзывает к себе детей. «Смотрите, какую красивую картину нарисовал художник, – говорит педагог. – Но, кажется, он что-то забыл. На лужайке должны расти цветочки, в речке плавать рыбки, а на деревьях сидеть птички. Давайте все это нарисуем».

Воспитатель опускает палец в баночку с краской и начинает рисовать точки на реке: «Вот какие рыбки плавают в нашей речке. Сашенька, помоги мне нарисовать рыбок». Педагог помогает ребенку опустить палец в банку с краской и нарисовать точки на «воде».

Затем он обращается к другому ребенку: «Катюша, а давай мы с тобой нарисуем на полянке цветочки». Следующему малышу педагог предлагает нарисовать птичек на ветках.

В верхнем углу листа воспитатель рисует солнышко и просит детей подрисовать ему глазки. Потом вместе с ребятами он изображает тучки на небе, из которых идет дождь, грибы, которые выросли после дождя. Не нужно препятствовать, если дети захотят нарисовать что-нибудь еще.

В процессе работы воспитатель обращает внимание малышей на то, что рисует сверстник, хвалит каждого и предлагает помощь, если у детей что-то не получается.

В конце занятия взрослый вместе с детьми рассматривает рисунок и хвалит детей: «Вот какую красивую картинку мы нарисовали все вместе!» Он прикрепляет рисунок на стенд и показывает его другим детям.

«Дружные ладошки»

Воспитатель закрепляет на столе ватман и предлагает малышам встать вокруг него так, как они захотят. Затем предлагает ребятам показать друг другу ладошки: «Где у наших деток ладошки?» Дети рассматривают свои ладошки, ладошки малышей, стоящих рядом, ладони воспитателя.

«Давайте посмотрим, как наши ладошки умеют дружить друг с другом, – предлагает воспитатель. – Моя ладошка хочет подружиться с Юрочкиной ладошкой». Педагог кладет ладонь на ватман и обводит ее цветным карандашом или фломастером. Затем карандашом другого цвета обводит ладошку Юры и говорит: «Вот какие дружные ладошки у нас получились. Кто тоже хочет подружиться?»

Когда ладошки всех детей обведены, воспитатель говорит: «Ах, какая длинная, разноцветная гирлянда из ладошек у нас получилась, потому что все детки хотят дружить!»

В следующий раз можно нарисовать на ватмане желтый круг и предложить детям подрисовать к нему лучики из ладошек – получится солнышко, которое согреет всех своим теплом.

«Большой портрет»

Для занятия понадобятся большие листы картона, фломастеры, карандаши или цветные мелки.

Воспитатель предлагает малышам нарисовать портрет кого-нибудь из детей: «Давайте попробуем нарисовать большой портрет. Кто хочет, чтобы его нарисовали в полный рост?» Малыша, который захотел иметь такой портрет, педагог просит лечь на картон, расставив в стороны ручки и ножки. Он обводит контур ребенка мелом, просит его встать и показывает малышам «портрет».

Портрет можно дополнить деталями. Педагог рассматривает с детьми контур фигуры и спрашивает: «Чего не хватает на этом портрете?» Дети с помощью воспитателя называют части лица и детали одежды. Затем взрослый подводит ребенка, портрет которого рисуют, к зеркалу и предлагает ему рассмотреть свое отражение: «Миша, какого цвета у тебя глазки, волосики, рубашечка, шортики? (Остальные дети могут помогать ему отвечать.) Миша, хочешь мы все это нарисуем?» Если ребенок соглашается, воспитатель советуется с детьми, каким цветом нужно нарисовать детали лица и одежды. Дети вместе с педагогом раскрашивают рубашку, шорты, носочки, туфельки.

По ходу рисования воспитатель спрашивает у Миши, похож он на себя или нет. Нужно постараться нарисовать портрет так, чтобы он вызвал у ребенка положительное отношение. Если же он не понравится малышу, можно сказать: «Миша, если тебе не нравится твой портрет, пусть это будет портрет какого-нибудь другого мальчика».

Затем можно нарисовать портреты других малышей (по желанию детей) и сравнить их по росту, цвету одежды и другим деталям.

Из книги Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет автора Щеткин Анатолий Васильевич

Игры Игра «Угадай, кто я»Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу.Водящий хлопает

Из книги Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста автора Смирнова Елена Олеговна

Совместные игры с несколькими партнерами Освоив игры в парах, дети приобрели первый опыт общения со сверстником. Задачей следующей группы игр является расширение круга общения ребенка, приобретение навыков совместной игры с несколькими партнерами. Решать эти задачи

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Игры Ласковое прикосновение Вашему малышу понравится, если вы проведете по его животику или спинке перышком или кусочком мягкой материи. Слегка подуйте на его личико, животик. Покажите ребенку разноцветные платочки – яркие цвета мгновенно притянут внимание вашего

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Игры В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим младенцем, вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие.«Ку-ку!» С 4-х месяцев младенцы уже любят играть в игры-забавы. Обычно самой первой для них такой игрой бывает игра в «ку-ку»,

Из книги Французские дети всегда говорят «Спасибо!» автора Антье Эдвига

Игры В этом возрасте дети любят игры, связанные с произнесением разных звуков и слов. Для ребенка игра – не просто развлечение, но и наука.«Говорящие зверюшки»Произносите звуки, подражая животным и объясняя ребенку: утка произносит «кря-кря», собака лает «гав-гав», овечка

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Игры В этом возрасте дети с удовольствием слушают детские стишки, помогающие им понять значение простых слов и фраз. Продолжайте их читать своему малышу, по ходу объясняйте значения слов.Познакомьте ребенка с основными цветами и назовите ему окружающие вас предметы.Ваш

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Игры Важность игры для ребенка В раннем детстве все свободное время ребенка занято игрой. Дети играют с удовольствием, воодушевлением, так, словно они имеют дело с настоящими, а не вымышленными предметами. Именно в игре малыш приобретает самые важные и нужные для него

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Игры Бакалейный магазин Расстелите на полу большое одеяло и посадите на него малыша. Дайте ему разные емкости и то, что можно рассыпать (чечевицу, манку, кукурузу, маленькие камешки, цветной песок, ракушки). Покажите ему, как нужно насыпать, высыпать, смешивать, и

Из книги автора

Игры Теперь предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений, трудовых функций. Таким образом возникает сюжетно-ролевая игра. Научите малыша объединять игровые действия простым сюжетом. Например, «Мама

Из книги автора

Игры Игры с пальчиками интересны детям, и они с удовольствием их выполняют. И вашему малышу они наверняка понравятся. Но не давайте ему слишком большую нагрузку. Лучше начните с малого, а затем постепенно добавляйте упражнения. Предложите крохе изобразить с помощью

Из книги автора

Для детей старше четырех лет – игры с предметами Старшие дошкольники уже способны сами разыгрывать кукольный театр и не только с куклами, но и собственными ручками. Для этого всего лишь надо разукрасить кончики пальцев фломастерами и приделать смешные колпачки и

Из книги автора

Из книги автора

Игры с предметами

Из книги автора

Из книги автора

Ассоциация слов с предметами Ребенок начинает соединять то, что слышит, с тем, что видит, понимая, что все в его ширящемся мире имеет название.Ассоциация слов с картинками. Слова делают просмотр книг и картинок более увлекательным. Не за горами тот день, когда малыш

Статья по педагогике. Совместная игра воспитателя с детьми раннего возраста как культурная практика

Данная статья предназначена для начинающих воспитателей, работающих с детьми раннего возраста (2-3 года) и будет интересна педагогам дошкольного и дополнительного образования. Эту методику я использую в своей работе
* * *
Жизнь детей 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Ребенок быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, телепередачи, выезжает за границу на отдых, ходит с семьей в кафе, ориентируется в марках автомобилей и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
В современных условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у детей самостоятельности и творчества. В основу решения задач ФГОС ДО положен культурологический подход в педагогике. Это диалог двух культур: личностной культуры ребенка и педагогической культуры педагога, воспитателя. Реализация культурологического подхода происходит путем освоения детьми культурных практик.
В качестве ведущей культурной практики выступает игровая деятельность. Еще издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются дети, предоставленные самим себе, называют игрой.
Если говорить о раннем дошкольном возрасте, то очевидная культурная практика – это совместная игра воспитателя с детьми, которая направлена на освоение игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
А виды и формы работы с детьми это сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Малыши повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми.
Ведущую роль осуществляет воспитатель. Воспитатель – прежде всего старший друг, наставник, партнер, помощник. Поэтому наша задача – развивать и поддерживать в детских играх любознательность, живой интерес, инициативу.

Сюжетно-ролевая игра для малышей имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания, игра для них – форма познания окружающего мира.
Сюжетно-ролевая игра имеет 3 структурных компонента: сюжет, содержание и роль.
1) Сюжеты ролевых игр разнообразны. Условно их делят на: бытовые, производственные, где отражается профессиональный труд людей и общественные
2) Содержание ролевых игр меняется в зависимости от глубины представлений детей о деятельности взрослых. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается детьми с помощью роли, которую он на себя берет.
3) Роль – это главный компонент игры. Роль уже появляется у детей раннего возраста. На третьем году жизни у малыша растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый.
Дети раннего возраста играют недолго 5-10 минут. Но эти минуты бесценны для развития детей. Прежде, чем начать игру, я устанавливаю с малышами эмоционально-положительный контакт. Показываю игровые действия, руковожу игрой, но мягко и ненавязчиво. А затем наблюдаю за игрой детей, проявляю интерес к их действиям, поощряю, радуюсь тому, как малыши хорошо играют.
В своей работе с малышами я выделяю несколько этапов или уровней развития сюжетно-ролевой игры.
На первом этапе основным содержанием игры являются действия с предметами. Действия детей однообразны, часто повторяются. Самостоятельная игра кратковременна. Начинаю вести работу по развитию игровых умений. Сначала провожу специальные игры, которые носят обучающий характер. Такие игры рассчитаны на совместную игру воспитателя и детей, показ игровых действий с игрушками и предметами заместителями. Здесь я выступаю инициатором проведения игры: начинаю игру, продумываю ее ход и диалог между персонажами. Стараюсь вовлечь малышей в игру, вызываю их на разговор, добиваюсь максимальной активности детей. Обучающие игры провожу и индивидуально, и фронтально.
На втором этапе развития сюжетно-ролевой игры основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Одну и ту же игру повторяю многократно. Начинаю объединять детей в небольшие группы.
На третьем этапе уже подключаюсь к игре как партнер – носитель дополнительной информации. Стараюсь использовать тематику игр, интересующую каждого малыша. Детский интерес помогает расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей, привлекающие детей, позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать речь детей.
На четвертом этапе ближе к трем годам жизни дети начинают сами объединяться в группы. Л.С.Выготский подметил, что в раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли. И объединение детей в этом периоде в сюжетно-ролевой игре получает новое качество. Они начинают понимать, что всем вместе можно сделать игру веселой и интересной. На этом этапе я стараюсь научить детей взаимодействовать друг с другом.
Для развития самостоятельной игровой деятельности, творческого воображения неоценимую помощь оказывают игры-инсценировки и игры драматизации. В них мы с детьми разыгрываем сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в сюжетно-ролевую игру. Использую игры-инсценировки и игры драматизации по знакомым детям произведениям: сказкам, стихам, потешкам. В таких играх мое участие, как педагога, проявляется в разыгрывании сказочного сюжета, показе пользования ролевой речью, звукоподражании, втягиванием малышей в игру, подсказывании реплик, объяснении действий, создании таинственности.
Такую работу я включаю и в занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой. Это своего рода предварительная работа, где мы читаем с детьми художественные произведения, рассматриваем с ними иллюстрации, показываем повадки животных и птиц. И затем малыши используют все это в самостоятельных играх. А для того, чтобы самостоятельные игры детей стали увлекательными, творческими, продолжительными, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть игровой позицией.
Успешность сюжетно-ролевой игры зависит и от организационной деятельности воспитателя. Во-первых, нужно создать предметно-игровую среду для детей. Во-вторых, осуществлять игровую деятельность последовательно и систематически, а не от случая к случаю. В-третьих, воспитатель должен активно использовать методы и приемы обучения детей игровым действиям.
Полученные навыки наши малыши демонстрируют и на различных мероприятиях, проводимых в нашей группе, и развлечениях.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является формой организации детской жизни, средством формирования и развития детского творчества, начала общественных и личностных качеств.
В сюжетно-ролевой игре развивается произвольное поведение, произвольное внимание и память. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие малыша. Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение в развитии воображения и творчества. Игра оказывает огромное влияние на развитие речи малыша и на развитие общения в период раннего возраста. В игре складываются и другие виды деятельности малышей, которые потом приобретают самостоятельное значение, например: рисование, лепка, конструирование. В сюжетно-ролевой игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых.
И здесь важная роль, внесение творчества, создание интереса, конечно же, принадлежит воспитателю. Только опытный воспитатель, знающий и учитывающий индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой дети могут реализовать себя и с желанием участвуют в игровой действительности.
Таким образом, совместная игра воспитателя с детьми как культурная практика именно в раннем возрасте помогает детям самообучаться, развиваться и уметь находить ответы при помощи взрослых. Тем самым помогает подготавливать детей к дошкольному периоду самостоятельной творческой деятельности.