Большинство родителей волнует вопрос успеваемости детей. И очень часто мамы или папы жалуются своим знакомым, что их чадо никак не хочет учиться. Как же в таком случае поступить взрослым? Что сделать учиться? Это все одни из самых распространенных вопросов, которые стоят перед родственниками школьника.
Для начала необходимо выявить причину, по которой ребенок не хочет познавать азы определенной науки. Психологи выявили, что данная проблема может иметь самые простые решения. К примеру, ребенок просто не хочет ходить в школу, так как конфликтует с одноклассниками или не находит общего языка с учителем. Если же причины кроются в другом, то следует обратить внимание и на мотивацию ученика.
Часто школьник прекрасно справляется с одной наукой, получает по ней только положительные отметки, а другая никак ему не дается. К примеру, ребенок не хочет учить русский язык, биологию или математику. В данном случае родителям рекомендуется, в первую очередь, поговорить об этом с учителем. Каждый человек индивидуален и имеет определенные склонности и интересы. Кому-то легко даются естественные науки, а кто-то более расположен к гуманитарным. И ломая голову над тем, как заставить ребенка учиться, взрослые не учитывают, что ребенку может просто трудно понять азы данной науки, зато он прекрасно рисует или с легкостью решает задачи по физике. Не стоит слишком сильно давить на школьника, если он не проявляет интереса к определенному предмету.
В последней ситуации наилучший способ - сильная мотивация. Но ни в коем случае это не должна быть оценка или сравнение с другими детьми, которые более успешны в этой науке. Если родители считают, что именно данный предмет пригодится школьнику в последующем, следует привести ему веские аргументы по этому поводу. Не менее сильной мотивацией может стать и поощрение за успехи. Это немаловажный момент того, как помочь ребенку учиться. Однако не обязательно поощрение должно быть материальное. Для детей (особенно младших школьников) очень важна похвала родителей. Следовательно, психологи рекомендуют отмечать даже малейшие успехи ребенка, хотя бы в устной форме.
Игровая форма занятий делает их интересными и увлекательными. В такой форме можно объяснять новые темы или закреплять полученные знания. Особенно это важно в начальной школе, когда наряду с учебной, все еще остается игровая.
Говоря о том, как заставить ребенка учиться, следует упомянуть и желание некоторых родителей отдать малыша сразу на несколько секций и в различные кружки, помимо основных занятий в школе. Объясняется данный момент хорошими мотивами взрослых сделать из своего чада разносторонне развитую личность. Но в некоторых случаях можно добиться противоположного эффекта. Ребенок иногда просто не в силах справляться с такой нагрузкой, и его организм, а также он сам, сознательно или нет, испытывает нежелание учиться. В таком случае успеваемость падает, а взрослые не могут понять причину этого.
Слишком сложный материал, который плохо объясняет учитель, также может являться причиной того, что у школьника пропадает мотивация к учебе. Для того чтобы избежать этого, родителям следует внимательно отследить, что именно является причиной отрицательного отношения к занятиям.
Нужно сказать, что вопрос "Как заставить ребенка учиться?" формулируется взрослыми неправильно. Школьника необходимо правильно мотивировать на то, чтобы он занимался. Если это получится, родители избавятся от многих проблем и ссор со своими детьми. В некоторых случаях причиной плохой успеваемости может служить что является индивидуальной особенностью ученика. Для профилактики этого следует чаще менять виды деятельности, а также, что довольно важно, установить и соблюдать для школьника режим.
Будем говорить откровенно, что мало кому из детей очень нравится ходить в школу. Ведь там нельзя веселиться, шуметь. Всюду строгие преподаватели, требующие выполнять разные сложные задания и соблюдать дисциплину, потому что это якобы главная обязанность школьника. Из-за того, что ребенок постоянно это слышит, для него школа превращается в настоящую пытку, где нужно сначала полдня просидеть на скучных уроках, а дома еще и домашнюю работу делать. Но хуже всего в этой ситуации приходится родителям, от которых учителя требуют влияния на детей, а дети, в свою очередь, на это только обижаются и начинают все делать им назло. В этой статье мы попробуем разобраться, можно ли ребенка заставить учиться.
Большинство детей просыпаются каждое утро без настроения только потому, что им надо идти в школу. Почему так происходит? Ведь родителям кажется, что в школе так интересно, можно столько нового узнать, пообщаться с друзьями. Но на самом деле в глазах ребенка поход в школу не выглядит столь радужно.
Мы выделили несколько основных причин, из-за которых ваше чадо может проявлять нежелание учиться в школе:
Дети в своем поведении руководствуются только тем, что заложено в них природой. Поэтому всем родителям нужно, прежде всего, задуматься, стоит ли заставлять ребенка учиться. Лучше помочь ему разобраться, для чего нужно ходить в школу, чтобы у него сформировалось правильное восприятие. Далее мы расскажем вам, как это можно сделать.
Под словом «заставить» мы понимаем определенные хитрости, которые будут мотивировать ребенка ходить на учебу в школу. Ни в коем случае речь не идет о психологическом давлении на ребенка, или того хуже — физическом наказании. Все это — пережитки прошлого, от которых желательно всем современным родителям отказаться, если они хотят, чтобы их дети росли счастливыми и успешными людьми.
Что же нужно делать и как себя вести, чтобы ребенок сам захотел ходить в школу и выполнять домашнее задание:
Поверьте, даже если вы прочитаете сотню книг, как заставить ребенка учиться, ничего из этого не поможет вам, потому что все дети – это индивидуальности, к которым нужно искать особый подход, чтобы из них выросли успешные люди.
Когда у вас получится заинтересовать ребенка ходить в школу, вам можно будет уже подумать о том, как его замотивировать учиться хорошо. Попробуйте что-то из нижеперечисленных рекомендаций:
Если все, о чем мы вам рассказали, не помогает вам справиться с проблемой, это значит, что вам нужно обращаться за помощью к квалифицированному специалисту. Но постарайтесь сделать все от вас возможное, ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами.
Всем хочется, чтобы ребёнок с радостью шёл в школу, без проблем выполнял домашние задания, получал хорошие оценки... На практике же происходит далеко не у всех. И часто не только для ребёнка, но и для родителей школьные годы становятся тяжёлой ношей. Как изменить ситуацию, рассказывает психолог, мама двоих детей Юлия Самойлова.
Требуя от детей хороших оценок, родители упускают более значимые моменты. Главное, выйдя из стен школы, ребёнок должен чувствовать себя эмоционально и физически здоровым, психологически сильным и уверенным. А кроме того, имел в арсенале такие качества как внимательность, самостоятельность, умение выполнять работу качественно и в срок. А хорошие оценки приложатся - как следствие развития всего этого. Поэтому именно в этом направлении и нужно помогать ребёнку.
Ребёнок ничего не успевает: в школе ловит ворон, дома выполнение задания растягивается на 3-4 часа... Ругать ребёнка за рассеянность бессмысленно, нужно научить организованности. И давайте оговоримся сразу: данная задача не школы и учителей (хотя они тоже вносят свою лепту), а родителей. Вот здесь-то главную роль и играют домашние задания. По сути для ребёнка оно имеет совершенно уникальное значение. Это дело, которое он обязан исполнять самостоятельно, отвечать за него! Поэтому важно овладеть «техникой» выполнения домашнего задания, она поможет ему хорошо учиться, а впоследствии успешно работать!
Приучить к режиму дня. Установите напоминалки в мобильном телефоне. Как показывает практика, следить самому за часами на стене сложнее. А если в этот момент ребёнок занят чем-то интересным, то вряд ли вспомнит, что пришло время делать уроки. Наиболее оптимальное время для выполнения домашних заданий - 16 часов. В этот период начинается второй пик умственной активности (первый приходится на утренние часы). А до этого времени ребёнок должен несколько часов погулять.
Спланировать выполнение домашних заданий. Некоторые родители считают, что выполнять домашнюю работу нужно начинать с самых сложных заданий. Это ошибка! Если начать с самого сложного задания, которое вызывает негатив у ребёнка, то постепенно в его сознании домашние задания будут ассоциироваться со сложностями, поэтому он будет оттягивать их выполнение. Начинать делать домашнее задание необходимо с любимого предмета. Это создаст нужный учебный настрой и будет своеобразной умственной разминкой. Далее следует переходить к более сложному предмету, потом к самому сложному и напоследок оставить простой предмет. При этом, планируя домашние задания, надо выяснить у ребёнка, какой предмет он сам считает лёгким, а какой сложным.
Тренировать умение долго заниматься каким-то видом деятельности. В свободное от уроков время играйте с ребёнком в шашки, шахматы, лото, домино. Приучайте собирать конструкторы по типу «лето», учите собирать большие пазлы. Выделяйте на это время. Такие занятия формируют умение сосредотачиваться.
Стремление к знаниям есть у каждого ребёнка. Но у одних оно находится в развитом состоянии, а у других - в подавленном. Независимо от того, хорошо учится ваш ребёнок или слабо, не стоит забывать о мотивации к учёбе. Родители могут как усилить её, так и снизить неправильными действиями.
Следуйте утверждению «знание - сила». Не принижайте интеллектуальную сферу. Дети очень внимательно прислушиваются к тому, что говорят взрослые между собой. Разговоры на темы вроде: «Вот учился, учился, а что толку, на рынке торгует», лучше вести не в присутствии ребёнка. От того, что кто-то из ваших знакомых или вы сами не смогли воспользоваться знаниями, чтобы устроиться в жизни, знания не становятся менее ценными. Почаще приводите примеры успешных людей, которые при помощи хорошего образования и знаний смогли достичь многого. Уже с младших классов нужно объяснять, в каких сферах деятельности может пригодиться тот или иной предмет.
Используйте для познавательного интереса любимую тему. У каждого ребенка есть свои интересы. Кто-то увлечён собаками, кто-то - динозаврами, кто-то - машинками. Нередко родители считают эти увлечения бесполезными и даже ругаются, когда ребёнок тратит на это время. Поведение родителей разрушает познавательный интерес. Поощрять нужно стремление ребёнка к любым новым знаниям. Не отмахивайтесь раздражённо от вопросов, покупайте книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы.
Не вешайте ярлыки! Одна из больших ошибок родителей - это разговоры на тему, как правило, при детях: «Мой сын типичный физик, а дочка лирик». Практика показывает, что в начальной школе у 60% детей способности к точным и филологическим наукам одинаковые. А мы таким образом создаём предпосылки к тому, что ребёнок запишет предмет в нелюбимые, станет хуже успевать по нему.
Не ругайте за плохие оценки! Отрицательная оценка - враг интереса и творчества. И уже само по себе наказание для ребёнка (даже если он не показывает этого). Нужно понимать, что причины для плохих оценок могут быть самые разные: от банального забыл принести на урок учебные пособия, до непонимания темы, конфликтов с учителем и проблем в семье (например, ребёнок может получать плохие оценки, чтобы привлечь ваше внимание). Ваша задача установить первопричину и заняться её устранением. Ругать его - делу не поможет, а только снизит мотивацию. Ошибкой является и требование высших оценок по всем предметам. Поберегите ребёнка, позвольте ему самому определить предел своих сил и любимые предметы. Как правило, их не более трёх.
Хвалите ребёнка. За любой, даже маленький успех. А если обучение идёт с трудом, воспитывайте у него веру в свои силы, высказывая предвосхищающую оценку, например: «Ты всё правильно делаешь!», «Я знаю, у тебя всё получится!» Хвалите не за оценку, а за конкретное достижение.
Учиться - это большой труд. Но родители, забыв о своём опыте, часто его недооценивают. Им кажется, писать в прописи - пустяк, выучить таблицу умножения и того проще... Как специалист, могу сказать, что тот труд, который выполняет ребёнок за год, можно сравнить с работой шахтёра. Поэтому ребёнок испытывает постоянное напряжение. Задача родителей организовать атмосферу дома таким образом, чтобы снять его.
Начните день солнечно. «Вставай немедленно, опоздаешь, вставай, кому говорю...» Наверняка многие помнят своё пробуждение под такие слова и под громкий звонок будильника. Между тем день, начавшийся таким образом, уже мешает настроиться на позитивную волну, а, кроме того, такое пробуждение неполезно для здоровья. Ибо первая реакция на слишком громкие звуки - учащение пульса...
Между сном и бодрствованием есть ещё промежуточное просоночное состояние. И переход из сна в него, а потом к окончательному пробуждению должен быть достаточно мягким. Чтобы разбудить ребёнка, погладьте его, тихонько позовите, включите негромкую музыку. Можете на время заняться домашними делами. А минут через пять позовите уже погромче. Эта пятиминутка позволит ребёнку настроиться на предстоящий день.
Заведите волшебный мешок. В его роли могут выступать обычные разноцветные пакеты для мусора. Каждый день после школы обсуждайте с ребёнком его настроение. Если он обижается, злится, расстроен, то пусть сложит весь негатив в волшебный мешок (проговорив проблемы в него) и выбросит его. Этот приём учит ребёнка обозначать свои эмоции и не зацикливаться на них. Можно сшить второй волшебный мешок, но уже мешок радости, удачи, смеха. В него складывать каждый день маленькие сюрпризы (конфету, фрукт, красивую тетрадь и так далее), смешные анекдоты.
Слушайте хорошую музыку. То, что музыка меняет наше эмоциональное настроение, известно всем. Дети не исключение. Наоборот, они ещё более чувствительны. Поэтому пусть хотя бы час в детской звучит хорошая музыка. В её выборе прислушайтесь к ребёнку, это может быть и классика, и песни из мультфильмов. Главное, чтобы они дарили заряд позитивного настроения.
Р. S: И просто чаще обнимайте своего ребёнка. Младшим школьникам это нужно, как и детсадовцам. Мамина ласка - тот самый волшебный ключик, который помогает пережить сложности и поверить в свои силы! Совсем нетрудно лишний раз позвонить ребёнку, не спрашивая об уроках, а сказать, что вы скучаете. А когда он придёт домой, посидите вместе спокойно и поговорите на отвлечённые темы.
Эта тема волнует каждого родителя. Все семьи так или иначе встречают проблему мотивации к учёбе. В рамках нашего проекта “Подросток: инструкция по применению” мы решили узнать из первых уст о том, как решить этот вопрос.
Немного о мотивации к учёбе - почему я хочу рассказать о ней
Часто родители не знают, как заинтересовать ребенка учебой? А когда
заинтересовать не получается, появляется вопрос о том, как заставить ребенка учиться в школе.
Когда я сказала маме, что пишу эту статью, мама попросила меня дать ей ее почитать, когда я закончу. Ей давно интересно, как заставить моего брата учиться. Мама перечитала кучу статей о том, как повысить мотивацию к учебе у подростков, но не было ни одной такой, какая бы давала действенные советы о том, как поднять мотивацию к учебе. Поэтому я попытаюсь написать именно такую статью. Сейчас, от лица этого самого подростка, которого нужно заинтересовать учебой, я расскажу, что об этом думаю.
Иногда родители спрашивают, во сколько же лет лучше отправлять ребенка в школу? В 5, как поступают многие занятые и современные мамы; в 6, по стандарту; или в 7, как раньше? Причиной такого вопроса часто становится то, что родители боятся ответственности, причем не своей. Психологи отвечают, что нужно сделать это только когда он будет готов. Одна моя одноклассница пошла в школу в 8 лет. Когда она шла в школу, то она не была готова. И даже сейчас, спустя 9 лет, не думаю, что она готова. Что я подразумеваю под словом “готов”? Заинтересован и смотивирован. Перед поступлением в школу, очень важно объяснить сыну (дочери), зачем это нужно, что он(а) от этого получит, почему это интересно и т.д. Когда этого нет, то и желания учиться тоже нет. И тогда приходится заставлять. Я всегда училась с радостью, была отличницей, на все олимпиады отправляли именно меня. Так что, когда через 3 года после начала моего обучения, в школу пошел мой брат, все были просто в шоке от того, что он крайне незаинтересован. Конечно, вопросы о том, как заинтересовать ребенка 2 класс и как заинтересовать ребенка 3 класс - совершенно разные. И ответы на эти вопросы сильно отличаются.
Но теперь, анализируя, хочется вынести несколько общих правил по поводу того, как стоит относиться к нежеланию ребенка учиться.
Мотивация для учебы в школе - это выбор между “заставлять” и “мотивировать”
Выбирать Вам.
Если же Вы все-таки выбрали заставлять, то задумайтесь, так ли это полезно и будет ли это иметь плоды?
Кто угодно, а особенно подросток, воспримет это принуждение как лишение свободы, а, как известно, свобода входит в перечень главных ценностей у человека. Очень часто словами “троечник”, “отличник”, “хорошист” оценивают не усилия детей, а их самих. Это больно, но это так.
Заставлять не стоит, однозначно. Нужно помочь, послушать, подумать над проблемой.
Если Вы выбрали мотивировать и не знаете, как это сделать правильно, то эта часть для вас.
Когда я начала писать эту ее, то спросила у своего друга, что он думает по этому поводу. Он ответил, что старания нужно поощрять, т.е. дарить подарки за успехи. Мне бы хотелось поспорить с ним по этому поводу, потому что на подарок за каждую хорошую оценку никаких денег не хватит, но часто для родителей этот способ кажется самым простым и надежным.
Мое же видение заключается в том, что нужно учить маленького человечка учиться самому, без подарков и обещаний, потому что лучшим поощрением всегда будет результат и, очень возможно, успех.
В новом 21 веке все меняется буквально каждую минуту, и, если раньше для успеха было достаточно отучиться 10 лет в школе и 4 в университете, то сейчас учиться приходится постоянно. Профессии нового века - программист и копирайтер, - требуют постоянного получения новых знаний.
Хотите успеха для Вашего ребенка? Стараться придется в первую очередь Вам. На эту тему пишут много, я изучала советы специалистов, и вот какие выводы могу сделать:
Мотивация на учебу школьника - вещь тонкая. Важно заинтересовать, заставить взглянуть с другой стороны, показать плюсы того или иного занятия.
Все эти упражнения помогут Вам развивать творчество и привить ему интерес к учебе.
Я читала автобиографию Нестеровой пару лет назад, и там было несколько страниц о том, как в средней школе она не делала уроки в принципе. То есть, в школе она училась, и все запоминала, а вот дома не делала ничего. Невольно я вспомнила и себя. Как скрещивала пальцы, лишь бы не проверяли домашнее задание, как получала двойки, как выкручивалась, но, все-таки, домашние задания не делала. Что это? Однозначно лень.
Если стоит вопрос: “Как заставить ребенка делать уроки?”, то ответ на него: “Очень просто.” Тут в ход идут принуждения, постоянная проверка и так далее. К сожалению, на своем горьком опыте скажу, что ничего кроме этого Вам не поможет. Нужно, чтобы ребенок хотел учиться. Потому что мотивация ребенка на учебу в школе - это ещё не все. Главное - желание. Нужно научить его быть самостоятельным, объяснить что и зачем нужно. Хорошо, если ребёнок пройдёт специальные и сможет сам выполнять домашние задания.
Научить учиться ребёнка проще и приятнее чем заставить!
Тяжело заставить учиться, а вдвойне тяжело - заставить учиться хорошо. В теории, абсолютно каждый человек может учиться, и даже учиться хорошо. На практике же, это не всегда так. Все зависит от нагрузки, качества подачи материала, количество времени, которое уходит на занятия. Нет одного правильного ответа на вопрос, о том, как помочь ребенку учиться хорошо. Помните, что не все талантливые и умные дети учатся хорошо, и не все отличники талантливы и умны.
Что делать?
Если заинтересовать ребенка 2-3 класса в учебе ещё легко, то мотивация к учебе подростков - штука посложнее.
Учтите, подросток знает, что ему нужно высшее образование, что он хочет хорошо сдать экзамены, чтобы потом работать. Но иногда бывает лень. Часто с толку сбивает количество предметов, которые нужно учить, при том что, как любят говорить подростки, “это мне в жизни не пригодится”. Это уже проблемы образовательной системы, но тем не менее.
Вопросы типа: “О чем ты вообще думаешь на уроках?”, - риторические.Вспоминайте, о чем думали вы в средней-старшей школе. Внушить подростку, что учиться надо, вообще очень тяжело. И сколько раз Вы бы не повторили, что без учебы не будет работы, без работы - денег, он будет так думать только если поймет это сам.
Несколько идей, чтобы мотивировать подростка к учебе:
Так же проблема может быть связана с тем, что подростку сложно учиться. Тут тоже стоит не прибегать к насилию, а помочь. Можно пройти , научить учиться, видеть цели,не бояться контрольных, быстро запоминать информацию. Потому что учиться правда бывает сложно!
Когда вчерашний школьник становится студентом, родители уже не так серьезно следят за учебой. Мол “твоя жизнь, хочешь - учись, не хочешь - работай”. Возможность не ходить на лекции распускает студентов, которые счастливы отдохнуть от школы, но ещё не научились самодисциплине. Отсутствие мотивации к учебе у студентов - дело распространенное, потому что сейчас всем известно: диплом - это просто документ. Никто не идёт работать по профессии, а учиться в ВУЗе нужно только для того, чтобы родители не переживали.
Мне кажется, здорово, когда подростку и ребенку помогают увидеть свою цель, понять зачем ему учиться и прилагать усилия. Хорошо, когда подросток осознанный, и всё сам понимает. Но это бывает далеко не всегда. А слушать родителей тоже бывает тяжело… Поэтому для этой задачи хорошо подходят курсы по. Потому что когда ты находишься компании других ребят, вместе с ними думаешь о своих целях и будущем тебе не хочется сопротивляться. Тебе действительно хочется стать лучше!
В заключение
Мотивация - вещь, без которой невозможно ни в школе, ни во взрослой жизни. Как найти мотивацию для учебы, если он сам не хочет ничего делать? Важно научить искать ее, ради его собственного успеха в будущем.