Детский алкоголизм — причины, признаки и последствия. Детский алкоголизм — особенно опасная зависимость с тяжелыми последствиями

19.07.2019

Детский алкоголизм - наиболее распространенное , тяжелое и трудноизлечимое заболевание нашего времени. В последние десятилетия употреблять спиртные напитки в раннем возрасте стало «бичом» в обществе. Подростки, стараясь выглядеть взрослее в глазах сверстников, начинают прием алкоголя. Низкие моральные устои, реклама в СМИ, доступность спиртных напитков провоцируют детский алкоголизм.

Среди детей популярны легкие , слабоалкогольные напитки, по вкусу напоминающие сладкую газировку. Содержание алкоголя в них не велико, вкус приятен. Ребенок вновь и вновь покупает такие коктейли, не замечая начинающейся алкогольной зависимости.

Есть знакомый или близкий алкоголик? Действовать нужно решительно! Если ты не поможешь через силу, то ему никто не поможет.

Под детским алкоголизмом понимают психологическую и физическую зависимость, которая тяжело воздействует на растущий и формирующийся организм. Наиболее тяжелым последствием употребления алкоголя в раннем возрасте - полная деградация и летальный исход. Те дети и подростки, которые употребляют спиртные напитки часто становятся зависимыми намного быстрее, чем взрослые. Стать алкоголиком больной может даже за месяц, если хотя бы раз в неделю впадает в состояние тяжелого опьянения.

Последствием детского алкоголизма - быстрые изменение внешнего и внутреннего состояния организма:

  • прекращается или замедляется рост организма;
  • запускаются деградирующие процессы;
  • разрушается психическое здоровье, внутренний мир;
  • нарушается работа органов и систем организма;
  • меняется внешность;
  • замедляется половое развитие.

Дети и алкоголь – страшное сочетание. Принимать спиртное ребенку опасно - дитя превращается в зависимого в разы быстрее, чем человек старшей возрастной категории. Организм детей еще не сформирован на 100%, и нарушить его работу токсическими веществами легко.

Диагноз алкоголикам ставят, если есть нескольких факторов, присутствующих у малыша или подростка. Первый внешний признак проблемы - отсутствие рвотного рефлекса при употреблении сверх нормы спиртного, неспособность контролировать себя в дозировках напитков (больной не чувствует, что ему скоро станет нехорошо от выпитого). Возникают такие признаки, как частичные провалы в памяти утром, проявления абстиненции в тяжелой форме и частые запойные периоды.
Часто алкоголизм развивается у подростков и детей от 11 до 14 лет. Преобладают среди них пивные алкоголики. Объясняется это тем, что из-за рекламы и общественного мнения, дети не считают пиво опасным продуктом. Но, даже небольшие количества пенного напитка способны довести детей до такого страшного диагноза. По мере развития болезни меняется поведение ребенка – из доброго превращается в агрессивного, делает неоправданные поступки: грубить, убегать из дома, порой перестает мыться, посещать школу.

Причины детского алкоголизма

Детский алкоголизм – явление, широко изучаемое наукой психологией. Причины у детского алкоголизма обычно скрываются в различных социально-педагогических факторах, отношении родителей и атмосфере в семье. Нередко отец и мать в силу каких-либо причин не уделяют достаточного внимания детям, и они становятся предоставленными самим себе. Бывает и обратная ситуация, когда родители оказывают сильное моральное давление на подростка, и алкоголь он использует как возможность забыть об этом и немного расслабиться.

Иногда юные алкоголики просто копируют поведение взрослых, и, если в семье часто употребляют спиртное, то малыш считает это вполне нормальным. Порой подростки за счет распития горячительных напитков пытаются завоевать авторитет среди сверстников или хотят дружить со старшими ребятами, пытаясь самоутвердиться таким образом. А есть дети, которым просто некуда девать свободное время, они ищут возможность развлечься и чем-то заняться.

В последнее десятилетие появилась тенденция, когда в развитии алкоголизма становится виновна именно мать малыша, которая употребляла спиртное во время беременности. Алкоголь в этом случае оказывает сильное влияние на плод, приводя к необратимым изменениям в развитии. Наличие характерных внешних признаков, видя которые стоит задуматься и обратиться к врачу: у детей-алкоголиков нередко изменена внешность, присутствуют отклонения в строении лица и тела и т.д ..

Алкоголизм подростка имеет еще одну причину - генетическую предрасположенность. Если для родителей употребление спиртного стало систематичностью, есть вероятность, что ребенок переймет этот синдром. Даже бывший алкоголик рискует, что у его детей будет повышен риск развития алкогольной зависимости. Но, многое будет зависеть и от юного человека, моральных ценностей, его отношения к жизни, социальных условий развития.

Детский алкоголизм - последствия:

  • нарушения работы желудка и кишечника;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • снижение защитных функций;
  • разрушение центральной нервной системы;
  • отмирание клеток головного мозга.

Алкоголизм - разновидность наркомании, страшной и губительной болезни, способной привести к серьезным последствиям. Детская зависимость практически не лечится, поэтому важно не допустить этого заболевания.

К мерам профилактики относится соблюдение социальных, внутрисемейных и воспитательных требований. В семье, которая воспитывает малыша или подростка, должны быть мир и согласие, стабильность, материальный достаток. Важно уделять ребенку время, интересоваться увлечениями, уважать мнение, считаться с ним. Отличный вариант, если ребенок будет с пользой проводить свой досуг в кружках и секциях, иметь хобби.

Важно интересоваться, с кем дружит ребенок , из каких семей сверстники, чем они увлекаются. Следует доносить детям, что алкоголь неспособен решить или устранить проблемы, а банка пива в руках не сделает человека лучше или краше для других. Но, если у ребенка появились малейшие признаки алкогольной зависимости, нужно немедленно обращаться к врачам и лечиться. Пытаться решить проблему самостоятельно не получится - требуется квалифицированная помощь наркологов, психологов, а иногда и психиатров.

(2 голоса : 5 из 5 )

Детский алкоголизм (под детьми мы имеем ввиду лиц, не достигших 18 летнего возраста) – это острая проблема практически всех современных развитых государств. Уже давно не секрет, что злоупотребление спиртным намного опаснее для детского организма, чем для взрослого, поскольку он еще не окреп и находится на активном этапе развитии. Тем более, ребенок по сравнению со старшими намного быстрее привыкает к крепким напиткам. Алкоголизм может нанести растущему организму непоправимый вред, который выражается как в физической, так и в душевной неполноценности. У детей, регулярно употребляющих алкоголь, а ребенку достаточно напиваться 3-4 раза в месяц, нарушается функция роста, происходит деградация личности, возникает тяжелая форма зависимости от алкоголя, наблюдаются психические нарушения, происходит разрешение внутренних органов, задерживается половое развитие, причем происходит это все гораздо быстрее, чем у взрослого человека. Дети спиваются гораздо стремительней, чем взрослые. Никогда нельзя забывать о том, что алкоголизм — одна из разновидностей токсикомании.

Существует мнение, что в небольших дозах алкоголь может оказывать полезное влияние на человеческий организм. Возможно, так оно и есть, но вся беда в том, что нам подчас очень тяжело установить грань, когда польза переходит во вред, а «можно» в «нужно».

Почему дети становятся алкоголиками?

Психологи выделяют основные причины детской зависимости:

недостаток внимания родителей;
чрезмерная опека родителей;
побег от проблем в семье, школе, коллективе;
пример злоупотребляющих родителей;
желание самоутвердиться, почувствовать себя взрослым;
влияние плохой компании;
обилие свободного времени.

Это то, что касается подростков. Но, каким бы ужасным нам это не казалось, наркологам иной раз приходится наблюдать и младенческий алкоголизм. Он возникает у совсем маленьких детей. У большинства из них привычка к алкоголю вырабатывается еще в то время, когда они находились в утробе матерей — пьющие женщины, будучи «в положении», «делятся» выпитым спиртным со своими еще не родившимися младенцами. Алкоголь способен проникать через плаценту в кровь плода, в результате возникает так называемый фетальный алкогольный синдром.

1. аномалии в развитии челюстно-лицевой области: удлиненное лицо; недоразвитие (гипоплазия) скуловой дуги, недоразвитие подбородка, нижней челюсти; низкий лоб; косоглазие, узкие глазные щели, опущение верхнего века в результате паралича мышц; маленький носик, седловидного типа, укороченная спинка носа; укороченная верхняя губа, «заячья губа», неправильное строение нёба — «волчья пасть»;

2. возможен уплощенный затылок, маленькая голова;

3. низкая масса тела ребеночка при рождении;

4. нарушения физического развития ребенка: непропорциональное телосложение, задержка в росте или, наоборот, рост слишком высокий в соответствии с весом;

5. неправильная, деформированная форма грудной клетки, укороченные стопы, неполное разгибание ручек в локтевых суставах, нарушения расположения пальцев рук и ног, недоразвитие тазобедренных суставов;

6. патологии нервной системы, в частности: микроцефалия — недоразвитие мозга новорожденного или отдельных его частей, которое может стать причиной неврологических и интеллектуальных расстройств; «spina bifida» — в переводе, «открытая спина», проще говоря, неполное заращение или не заращение спинномозгового канала;

7. различные аномалии развития внутренних и внешних органов, наиболее часто — около половины деток — пороки развития сердца, генитально-анальные нарушения, аномалии половых органов и суставов.

Нянечки, работающие в детских домах, подмечают, что даже при отсутствии выраженного алкогольного синдрома дети от пьющих матерей более беспокойны, чем от непьющих, при этом один только запах алкоголя влияет на них успокаивающе, они перестают плакать. Младенцы могут родиться уже с зависимостью от алкоголя! Естественно, такие дети находятся в группе риска в плане развития у них алкоголизма в более старшем возрасте.

В России детский алкоголизм уже стал привычным явлением. Очень часто в России спиртные напитки используются в качестве лечебных средств, когда ребенок заболевает простудным заболеванием. Еще недавно при помощи спиртного слабым, истощенным, страдающим рахитом детям возвращали аппетит, спокойный сон и укрепляли организм. Кроме того, для повышения аппетита использовали портвейн, черемуховую наливку и кагор применяли при поносе, малиновую настойку – при простудах, а «рябиновкой» спасались от глистных инвазий. Универсальным лекарством от всех болезней считается водка. В отдаленных деревнях, где у населения единственный способ развлечения это пьянка, 10-летние дети уже во всю употребляют самогон, причем в количествах, вызывающих опьянение, а подростки пьют уже наравне со взрослыми.

В городах картина несколько иная. Здесь подростки от 16 до 18 лет часто подсаживаются на пиво. Ритуал потребления пива усиленно насаждается как обязательный атрибут «крутости», продвинутости, современности. Пиво, преподносимое производителями как совершенно невинный напиток, на самом деле тоже относится к алкоголю. 0,44 грамма пива это то же самое, что 50 грамм водки в пересчете на этиловый спирт, а подростки способны выпить за вечер 5-6 бутылок пива, то есть фактически стакан водки. При этом, не придавая значения всей серьезности «молодежному» напитку, они могут пить его каждый день, а что такого, пиво же не водка! Врачи предупреждают о том, что пивной алкоголизм опасней водочного именно потому, что его жертвы легкомысленно относятся к пиву, не осознавая всех его свойств.

С каждым годом растет число детей, которым ставится диагноз «детский алкоголизм».

Для установления диагноза «алкоголизм» в России определяют наличие у больного нижеперечисленных симптомов:

отсутствует рвотная реакция на приём большого количества алкоголя
потеря контроля над количеством выпитого
частичная ретроградная амнезия
наличие абстинентного синдрома
запойное пьянство

Вместе с этим снижается и средний возраст несовершеннолетних, которые злоупотребляют алкогольными напитками – с 14 до 11 лет. В основном это пивные алкоголики.

Социум, в котором растет ребенок, также очень важен. Ведь причины детского алкоголизма часто вызваны общением в неправильной компании, куда попадают несовершеннолетние, которые не пребывают под строгим родительским контролем. Именно такие «дети улицы» и распространяют детский алкоголизм.

Неправильное воспитание в семье – это очередные причины детского алкоголизма. Среди них стоит выделить безнадзорность и гиперопеку. Если со стороны родителей отсутствует какое-либо внимание и контроль, ребенок предоставлен сам себе, попадает в хулиганистую среду и спивается из-за многочисленных проблем, которые его, брошенного, окружают с раннего детства. Гиперопека сердобольных родителей, которые удовлетворяют все прихоти своего любимого чада и потакают ему, не дают несовершеннолетнему, выращенному в тепличных условиях, самостоятельно справляться со стрессами и невзгодами. Его все детство и юность лишали необходимости бороться с какими-либо трудностями. И когда он сам на сам сталкивается с ними, то совершенно не готов к подобным жизненным испытаниям и поэтому использует алкоголь, как средство, которое создает видимость благополучия.

За последние годы причины детского алкоголизма пополнились и пагубным влиянием телевидения и кино. Кроме того, сегодня не запрещена реклама алкогольных напитков. Умело снятые ролики призывают попробовать спиртное и пережить небывалые ощущения, получить невероятное удовольствие, окунуться в приятную атмосферу. Такая пропаганда сильно воздействует на неокрепшую детскую и подростковую психику, что в свою очередь и развивает детский алкоголизм.

Профилактика детского алкоголизма заключается в том, что ее нужно начинать с формирования полноценной, здоровой семьи, в которой все ведут трезвый образ жизни и совершенно счастливы. Профилактика детского алкоголизма должна быть и в учебных учреждениях. Ведь именно в школьном возрасте дети любят пробовать все новое и неизведанное. Формирование полноценной, здоровой семьи.

Профилактика детского алкоголизма включает и такие факторы защиты:

— благополучная семья;
— достаток;
— постоянное медицинское наблюдение;
— проживание в благополучном районе;
— принятие общественных норм;
— высокая самооценка и преобладание положительных качеств характера над негативными.

Профилактика детского алкоголизма заключается в устранении факторов риска и усилении факторов защиты.

Перспективы преодоления алкоголизма, которым страдает ребенок, весьма утешительны, если заболевание рано диагностировано или проводится ранняя и комплексная профилактика. Дети должны быть заняты учебой и разными секциями, находится под строгим наблюдением родителей. А со стороны властей необходимо усилить контроль над продажами спиртного среди несовершеннолетних и запретить рекламу алкоголя. Осознание глобальности и опасности проблемы поможет преодолеть детский алкоголизм

Азбука воспитания

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.

Детский алкоголизм - одно из самых страшных проявлений нездоровья современного общества. Это понятие трактуется наркологами, как проявление наличия симптомов характерных для алкогольной зависимости до наступления 18 лет. Говорить об этом явлении начали в последние пару десятилетий. Определенные нормы запретов и профилактики алкоголизма, действовавшие в постсоветское время, сдерживали рост числа зависимых от алкоголизма. Падение «железного занавеса», появление более доступного алкоголя, увеличение видов спиртных напитков и пропаганда «свободной» жизни сказались на увеличении пьющего населения и, что самое страшное, стали толчком для развития этого явления в детской среде. Эта волна раскрепощения в настоящее время, буквально, накрывает российскую молодежь и подростков. Дети с еще несформированными моральными устоями не готовы противостоять этому злу, особенно когда рядом нет взрослых.

Отметим, что согласно имеющейся статистики медучреждений и правоохранительных органов, детский алкоголизм стремительно «молодеет». В настоящее время зафиксированы случаи сформированности устойчивого пристрастия к алкоголю у детей 10-14 лет. Известны даже случаи, когда признаки зависимости от алкоголя определяются у трех-четырех летних малышей.

В этой связи и госструктуры и общественные организации пытаются выявить истинные причины детского алкоголизма, среди них:

  • стремление самоутвердиться, показать свою взрослость в коллективе при помощи спиртного;
  • проблемы в семье, школе;
  • избавление от негативных эмоций, связанных с неудачами в учебе, непониманием в семье или от проблем в общении со сверстниками;
  • влияние сверстников;
  • слабохарактерность, которая не позволяет отказать предложение «поддержать компанию»;
  • распитие неизвестных спиртосодержащих напитков;
  • пример пьющих родителей;
  • наличие свободных карманных денег.

По мнению психологов, перечисленные причины детского алкоголизма, конечно, имеют место, однако они и раньше существовали, но такой озабоченности как в настоящее время они не вызывали. Именно поэтому специалисты считают, что детский алкоголизм развивается по причине падения контроля со стороны родителей, отсутствия заботы и понимания с их стороны. Не менее важной причиной, вызвавшей развитие этого явления, стало изменение государственной политики. Лозунги о том, что нужно быть лучше всех, успешнее и прочее вызывают не только стремление достигать высот, но и негативные, упаднические эмоции – ведь не все имеют возможность выдерживать условия жесточайшей конкуренции, с которыми дети и стараются справиться при помощи доступного для них средства – алкоголя.

Усугубляют ситуацию экономические отношения. Прилавки буквально изобилуют всевозможными слабоалкогольными коктейлями, мало отличающимися по вкусу от лимонада или какого другого сладкого газированного напитка. Сознательный ход производителей сделал их популярными не только среди взрослых, но и среди детей. Довольно часто коктейли воспринимаются, как обычная прохладительная вода. Именно поэтому у детей происходит формирование неправильного понятия об алкогольной продукции.


Влияние алкоголя на детский организм

То, что детский алкоголизм – это опаснейшее и практически неизлечимое заболевание, уже не является секретом. Его опасность заключается в необратимом разрушении психики ребенка и его организма. Специалисты утверждают, что особенности возрастного развития не позволяют детям сопротивляться даже эпизодическим употреблениям спиртного. Такие дети обычно не могут найти свое место в обществе, у них сложные отношения со сверстниками, родителями, учителями и другими людьми.

Употребление спиртосодержащих напитков негативным образом воздействует на формирование эндокринной и сердечно-сосудистой систем организма. Наибольший вред алкоголь наносит нервной системе ребенка.

Регулярное употребление подобных напитков вызывают нарушения нормального развития сердца и сосудов, работы выделительной системы, синтеза гормонов и психологического восприятия мира. Кроме того, употребление алкоголя детьми вызывает проблемы, связанные с нарушением:

  • обеспечения слаженной работы всего организма;
  • функционирования нервной системы;
  • работы ЖКТ и выделительной систем (отказ почек);
  • работы печени (развитие цирроза);
  • деятельности головного мозга.

В силу недостаточного развития растущего организма детский алкоголизм развивается значительно быстрее.

Пагубное влияние алкоголя на детский организм объясняется медиками еще и тем, что в организме ребенка содержится меньшее количество гормонов и ферментов, способных расщеплять спирт. Не позволяет противостоять и несформированность ЦНС. Любые спиртосодержащие напитки наносят непоправимый вред таким психическим процессам, как:

  • память;
  • интеллект;
  • мыслительная деятельность (аналитическое, абстрактное, логическое мышление);
  • развитию адекватных эмоциональных реакций.


Алкогольная интоксикация у детей

Согласно данным медстатистики данное явление характерно именно для детского возраста. Связано это с тем, что состояние опьянения у детей развивается более стремительно. Особенности детского организма могут спровоцировать такие процессы, как:

  • Резкое повышение артериального давления
  • Резкое снижение сахара в крови
  • Повышение температуры тела
  • Снижение числа лейкоцитов в крови.

Вследствие возникновения этих изменений наступает так называемое «оглушение», в некоторых случаях дети впадают в кому.

Нередкой реакцией детского организма на принятие алкоголя становится появление судорог. В особо сложных случаях отравления появляется бред. У детей, употребляющих спиртные напитки, может сформироваться абсистентный синдром.

Особенности детского организма провоцируют у детей, употребляющих алкогольные напитки на постоянной основе, развитие таких психических расстройств:

  • гиперактивность;
  • отсутствие инициативности;
  • нервозность;
  • вялость, лень;
  • перемежающие периоды излишней активности и полного бездействия.

Таким образом, ухудшение здоровья и нарушение психического состояния являются обычными последствиями употребления спиртного в детском возрасте.


Лечение и предупреждение детского алкоголизма

Детский алкоголизм – это социальная болезнь, лечением, которой следует заниматься в масштабах целого государства. Данные статистики говорят о том, что проблемы, связанные с ростом количества детей, принимающих алкоголь, не решаются, принятых мер в настоящее время недостаточно. Формальность деятельности государственных органов не позволяют взять ситуацию под контроль. Именно поэтому основная роль в борьбе с этим злом ложится на семьи детей. Только грамотный подход со стороны близких является залогом успеха в лечении ребенка от алкогольной зависимости.

По мнению психологов и наркологов, в тех случаях, когда родителям не удается наладить контакт со своим ребенком, излечить зависимость невозможно. Для родителей, стремящихся, во что бы то ни стало, спасти отпрыска, специалисты рекомендуют:

  • Принимать участие в жизни детей
  • Вникнуть в его проблемы
  • Оказывать поддержку
  • Постараться облегчить душевные страдания
  • Убедить в необходимости лечения
  • Обратиться за квалифицированной помощью.

Опыт профессионалов показывает, что на эффективность лечения в основном влияют особенности взаимоотношений в семье. Дети, как никто другой чувствуют неискренность отношений и понимают, действительно ли родителей интересует их жизнь. В тех случаях, когда ребенок не находит поддержку в семье, он стремится найти помощь в другом месте, в котором то ему и помогают найти средство от всех проблем.

Личный пример отказа от алкоголя и поддержка самых близких людей – это самый сильный стимул, который способен помочь ощутить почву под ногами, почувствовать свою значимость и изменить жизнь в лучшую сторону. Родители ни в коем случае не должны отмахиваться от ребенка, если его интересы не соответствуют их, или они излишне заняты какими-либо делами. Первое средство, способное удержать ребенка, — это неподдельная заинтересованность родителей его жизнью.

Не последнее значение в лечении детского алкоголизма имеют такие факторы, как:

  • ранняя диагностика алкогольной зависимости у детей;
  • при необходимости обращение в стационар;
  • участие родителей в лечении и оказании психологической поддержки;
  • спортивные занятия;
  • адекватный здоровый отдых;
  • доверительные беседы с родителями и специалистами;
  • применение растительных препаратов с учетом противопоказаний по возрасту;
  • контроль исполнения законодательства относительно запретов на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним и рекламных кампаний, несущих пропаганду употребления алкогольной продукции (трюки, используемые рекламодателями, направленные на привлечение внимание именно этой аудитории).

Совершенно иная ситуация в пьющих семьях. Для детей пьющих родителей характерно наличие врожденного алкоголизма и характерных психических отклонений. Организм такого ребенка с рождения требует алкогольной подпитки. Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок и его врожденная предрасположенность, не оставляют ребенку шансов.

По мере взросления у таких детей проявляется устойчивая тяга к спиртному, к легкому образу жизни. Дети из обычных семей стараются не общаться с детьми из пьющих семей, что еще больше усугубляет ситуацию. Согласно данным статистики у пьющих матерей в 90% случаев дочери повторяют образ жизни матери. Именно поэтому каждая женщина, сделавшая выбор в пользу алкоголя должна задуматься о том, каким образом это отразится на судьбе ее детей.

Вам также может быть интересно

Алкогольная зависимость, возникающая в подростковом возрасте. Имеет определенные отличия от алкоголизма у взрослых. Наблюдается быстрое развитие компульсивного влечения и формирование физической зависимости. Из-за недостаточной психической и физической зрелости пациентов подростковый алкоголизм сопровождается быстрым возникновением и прогрессированием тяжелых соматических, психопатологических и интеллектуальных расстройств. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, осмотра, беседы с подростком и его родителями. Тактика лечения определяется индивидуально, ведущая роль отводится психокоррекционным мероприятиям.

Общие сведения

Причины подросткового алкоголизма

Подростковый алкоголизм формируется под влиянием целого ряда биологических и психосоциальных факторов. Отмечается наследственная предрасположенность – у детей алкоголиков зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания , токсикомания) возникают в 3-4 раза чаще по сравнению со сверстниками - детьми непьющих родителей. При этом у сыновей алкоголиков подростковый алкоголизм диагностируется гораздо чаще, чем у дочерей. Исследователи предполагают, что эта особенность – результат наследственности, связанной с полом ребенка.

Повышенное влечение к алкоголю и другим психоактивным веществам у подростков нередко возникает после черепно-мозговых травм . Вероятность развития подросткового алкоголизма также повышается при наследуемых акцентуациях характера и психопатиях . При каждой акцентуации выявляются свои типичные причины употребления алкоголя. Подростки эпилептоидного типа принимают спиртное «чтобы отключиться», дети шизоидного типа – чтобы упростить общение со сверстниками и заглушить постоянные внутренние противоречия. Толчком для развития подросткового алкоголизма у истероидов и гипертимов становится желание привлечь внимание и повысить собственный статус в глазах группы. Астеники используют спиртное, как способ ухода от конфликтов, депрессивные подростки – как «лекарство» для нормализации настроения.

К числу психосоциальных факторов, увеличивающих вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки , чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей.

Дефекты воспитания усугубляются влиянием сверстников. Подросток испытывает потребность «завоевать» место в группе, повысить свой социальный статус. При попадании в асоциальные компании это оборачивается выпивкой, приемом наркотиков, кражами и другими подобными действиями. Определенное влияние на развитие подросткового алкоголизма оказывают обусловленные переходным возрастом неустойчивость самооценки, повышенная чувствительность к стрессам, тревожность и импульсивность. Факторами, непосредственно влияющими на развитие подросткового алкоголизма, являются потребность детей получить удовольствие, уменьшить тревогу и страх, облегчить общение со сверстниками, испытать необычные ощущения и не быть «белой вороной».

Особенности подросткового алкоголизма

Впервые подростки обычно употребляют алкоголь в компании сверстников. В последующем прием спиртного становится своеобразной групповой потребностью. Пока подросток не в своей компании – желание выпить отсутствует. Как только он попадает в привычную среду – активируются соответствующие стереотипы поведения. Развитию подросткового алкоголизма способствует возникновение своеобразных представлений о «хорошем времяпрепровождении». Наряду с беседами, спорами, прогулками, прослушиванием музыки и посещением ночных клубов выпивка начинает восприниматься, как неотъемлемый элемент нормального общения. Многие специалисты рассматривают этот этап, как период формирования групповой психической зависимости, предваряющий развитие подросткового алкоголизма.

Этап формирования личной психической зависимости сглажен и практически не отслеживается из-за преобладания яркой эйфории, отсутствия внутренних противоречий и однозначной положительной мотивации к употреблению спиртного. Особенно быстро подростковый алкоголизм развивается у больных психопатией. Уже после нескольких приемов алкоголя возникает компульсивное влечение, однако, в отличие от компульсивного влечения у взрослых, оно также проявляется только при контакте с группой. Появление компульсивного влечения соответствует началу алкоголизации. Эпизодическое употребление алкоголя быстро сменяется регулярным, подростковый алкоголизм прогрессирует, развивается физическая зависимость.

У подростков быстрее, чем у взрослых, возникает анозогнозия (отрицание алкоголизма), исчезает способность контролировать количество выпитого. При подростковом алкоголизме в короткие сроки формируется алкогольное мировоззрение: «без спиртного – не жизнь», «возможность выпить – свидетельство благополучия» и т. д. Уже на этапе возникновения компульсивного влечения появляются психопатологические расстройства. Больной подростковым алкоголизмом становится злобным и агрессивным или безвольным, вялым, безынициативным.

При этом изначально существующие акцентуации и особенности личности «смешиваются» с проявлениями подросткового алкоголизма, образуя сложную специфичную картину, что иногда приводит к переоценке тяжести психической деградации. При изменении условий жизни (прекращении контакта с группой, смене обстановки и т. д.) и адекватной психологической коррекции на ранних стадиях подросткового алкоголизма большинство психических нарушений становятся менее выраженными или исчезают.

После формирования физической зависимости психопатологические проявления становятся более стойкими. При воздержании у больных подростковым алкоголизмом развивается абстинентный синдром , который также отличается от аналогичного состояния у взрослых алкоголиков. У взрослых первыми признаками абстиненции являются дисфория и расстройства психики, у подростков – вегетативные нарушения. Выявляется брадикардия , снижение АД, бледность кожи и слизистых, отсутствие потливости. При усугублении подросткового алкоголизма в период абстиненции на первый план выходят психические изменения – дисфория, истерические реакции или депрессивные расстройства. В отличие от взрослых, у подростков не бывает истинных запоев . Долго сохраняется тошнота и рвота при употреблении большой дозы алкоголя. Алкогольные психозы при подростковом алкоголизме развиваются крайне редко.

Последствия подросткового алкоголизма

Алкоголь крайне негативно влияет на интеллект, психику и тело подростка. Этанол нарушает образование новых нейронных связей, которые в норме должны активно формироваться в детстве и в юности. При подростковом алкоголизме снижается способность к обучению, ухудшаются процессы усвоения новой информации и переработки ранее полученных данных. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, возникает соответствующее представление о социальных нормах, формируется установка, допускающая неумеренное употребление спиртных напитков, асоциальное поведение и т. д.

Пациенты, страдающие подростковым алкоголизмом, попадают в неблагоприятную социальную среду. Одни подростки отказываются от дальнейшего обучения и выбирают низкооплачиваемый неквалифицированный труд, другие начинают воровать и попадают в колонии для несовершеннолетних. Даже при раннем лечении подросткового алкоголизма это обстоятельство нередко оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Пациенты, ставшие членами асоциальных компаний и преступных группировок, часто возобновляют употребление спиртного после лечения, снова вступая в контакт с привычным окружением.

При подростковом алкоголизме страдают все органы и системы. Нарушается деятельность внутренних органов; повышается вероятность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, дыхательной и мочевыводящей систем. У зависимых подростков чаще повышается артериальное давление, развивается тахикардия и наркологи принимают характерные для подростков имитационные формы поведения (нарочито демонстративное пьянство, достижение глубокого опьянения «как у взрослых», опохмеление при отсутствии абстиненции) за симптомы подросткового алкоголизма.

Однако такую гипердиагностику нельзя считать необоснованной или вредной, поскольку алкоголизм у подростков развивается стремительно. Ранняя постановка диагноза предотвращает дальнейшую алкоголизацию и защищает пациентов, уже начавших регулярно употреблять алкоголь, от развития тяжелой зависимости. Больных изолируют от привычной компании собутыльников. Смена условий жизни и режима дня, а также изменение привычной активности способствуют разрушению характерных для подросткового алкоголизма патологических установок и паттернов поведения.

Лечение тяжелых стадий алкоголизма у подростков часто оказывается неэффективным из-за упорной анозогнозии, отсутствия критики к собственному поведению и интенсивной патологической тяги к спиртному. Использование имплантов , аверсивных препаратов и других подобных методик обычно не приносит желаемого результата. Наилучший эффект лечения подросткового алкоголизма наблюдается при проведении психологической коррекции в условиях специализированного реабилитационного центра и длительной изоляции от привычного круга общения. Психотерапию сочетают с учебой, трудотерапией и занятиями спортом.