Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию на тему «Добрые слова. Конспект занятия образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» для старшего дошкольного возраста «Дом дружбы

23.06.2019

Вероника Беляева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Дружба»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию

в старшей группе

Тема: «Дружба»

Образовательная область : социально-коммуникативное развитие

Цель занятия : обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»:

Развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру

Умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других

Развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения

Формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,

Формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,

Закреплять умение участвовать в совместной игре.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.

Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»:

Обобщить знания детей по теме дружба.

Формировать умение из частей составлять единое целое.

Задачи образовательной области: «Развитие речи» :

Закреплять знания пословиц и стихов о дружбе

Задачи образовательной области: «Физическая культура» :

Закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :

Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами;

Формировать опыт рисования разного настроения людей.

Оборудование и материалы: кукла Незнайка, магнитофон, аудио-песня «От улыбки» И Шаинского, разрезные картинки, проектор, презентация слайдов, ватман, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Незнайку. Он сидел на крылечке и плакал. Я его спросила: «Почему ты плачешь, Незнайка?». А он сказал, что с ним никто не хочет дружить и он вообще не знает, что такое дружба.

Основная часть

Беседа на тему «Что такое дружба?»

Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т. д.)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

В: Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, Незнайке, какие мы дружные (дети встают на ковре). Я предлагаю вам сплести паутину добрых слов.

Кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? (ответ детей)

А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? (ответ детей)

У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Косте. Он обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот из вас, у кого оказался клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.

(Дети выполняют задание).

А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? (ответ детей)

Ребята, а вы знаете секреты дружбы? Давайте их разгадаем и расскажем Незнайке.

Первый секрет дружбы.

Хотите узнать первый дружбы секрет? (дети: да)

Тогда слушайте песенку.

Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет. Скажите, а с каким человеком приятнее общаться с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу.

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно, улыбка.

Второй секрет дружбы.

Показ картинки на слайде двух детей, один из которых помогает другому.

В: Как вы думаете, те, кто изображен, на этих картинках являются друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.

В: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3. Один за всех и все за одного.

4. Дружба – самое дорогое сокровище.

5. Дружба-дороже денег.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Третий секрет дружбы.

В: А теперь хочу узнать, как вы можете трудиться. Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку. Смотрите ребята, некоторые из вас отбирали детальки пазлов у других. Это правильно? Ответы детей. Но все же вы справились с заданием. Молодцы. А вы еще не догадались, что это за секрет дружбы. Тогда предлагаю решить задачки.

Проблемные ситуации

«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня.»

В: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)

Соблюдай правила.

Не смейся над товарищами.

Не жадничай.

Уступай.

Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).

Кто в нашей группе умеет мирно жить?

Кто умеет мириться?

«Мирилка»:

Давай мы не будем ссориться, никогда, никогда,

Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.

Хорошие слова? Не забывайте их!

А теперь вы догадались, что за третий секрет? Как назовем этот секрет? Мир.

Четвертый секрет дружбы

В: Ребята, послушайте стихотворение:

Уроки доброты

В доме рядом во дворе

Жили два зверька,

И на радость детворе

Милых два щенка!

Приносили им еду,

Кто и чем богат,

И у деток на виду

Ели всё подряд!

И улыбки у людей,

Стал добрей весь дом,

Было важно для детей

Поиграть с щенком!

Детский возраст и мечты,

Золотые дни,

Но уроки доброты

Помнили они!

В: Вы догадались, что за секрет дружбы? (ответы детей). Это доброта.

Каким надо быть по отношению к другу? (добрым)

Есть такая пословица – Доброе слово лечит, а злое убивает.

Пятый секрет дружбы

В: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

– Я вам сейчас расскажу историю. А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!

«В одном детском саду дружили две девочки Лиза и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Лизину куклу.

– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Лиза.

– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.

– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Лиза у Максима.

– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

– Не может быть! – воскликнула Лиза – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Лиза к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?

– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

– Не делай так больше Маша! – сказала Лиза – Друзья должны быть честными друг с другом!»

В: Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.

– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность.

Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Сегодня мы разгадали секреты дружбы, надеюсь мы помогли Незнайке и теперь он будет со всеми дружить и выполнять эти правила. Давайте вспомним их:

Доброта

Честность

Рефлексия:

В: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).

Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).

Заключительная часть

В: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно, вы помогали друг другу, как настоящие верные друзья. Давайте будем все дружить, и нашей дружбой дорожить! (Предложить детям крепко обняться, улыбнуться).

Рисование (проблемная ситуация)

(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)

Список использованной литературы

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе.

2. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя, Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраст. - М. 2007

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию на тему «Добрые слова»

Цели: закрепить умение использовать в речи детей вежливые слова, формировать у детей навык устанавливать хорошие,доброжелательные отношения с людьми;закрепить умение внимательно слушать, сосредоточить внимание на самом важном, запоминать основные идеи читаемого произведения.

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем с вами говорить о вежливости,о внимательном, заботливом отношении к взрослым, своим товарищам. Скажите, а что значит вести себя вежливо, культурно?

Дети, нужно здороваться и прощаться вежливо. Благодарить, не обижать тех,кто слабее тебя, помогать маме. Как вы думаете, когда можно сказать, что мы ведем себя культурно?

Дети: культурному человеку не нужно напоминать, чтобы он здоровался, помогал маме, он знает правила поведения и выполняет их.

Воспитатель : У вас есть такие друзья или знакомые,которые знают правила и являются вежливыми людьми? Расскажите нам о них.

Воспитатель выслушивает рассказы детей,обсуждает их, анализирует.

Послушайте стихотворение про Машу:

Маша знает слов не мало,

Но одно из них пропало

И оно-то, как на грех

Говорится чаще всех!

Это слово ходит следом.

За подарком, за обедом.

Это слово говорят,

Если Вас благодарят.

Воспитатель: Как вы думаете, какое слово забыла Маша?

Сегодня мы с вами поиграем в слова вежливости. Каждый из вас по очереди (по желанию) назовет вежливые слова и обращения и получит фишку, не повторяя предыдущего. Выиграет тот, кто больше назовет тому, кто набрал наибольшее количество фишек.

Физкультминутка «Вырастаем большими»

И.п.-о.с. Потягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием.

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу.

На два счета поднялись,

Три, четыре- руки вниз.

Воспитатель: А теперь давайте выучим стихотворение Н.В.Новоторцевой «Добрые слова».

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Парикмахеру, врачу:

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

Заучивание стихотворения и чтение наизусть 2-3 детьми.

Воспитатель : Прежде чем мы закончим занятие, я вам предлагаю решить вежливые задачки.

Воспитатель : Что бы ты сделал, если бы увидел, что взрослый уронил что -то?

Дети, вы хорошо усвоили добрые слова, не забывайте их.

МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад № 116 г. Орска «Ералашка»

Конспект образовательной деятельности

По социально – коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста «Кто такой настоящий друг»

Цель: формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.

Задачи:

  • расширять элементарные представления о том, какими качествами должен обладать друг;
  • развивать добрые, тёплые отношения между детьми;
  • развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
  • формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях
  • воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми.

Ход занятия:

Воспитатель: Помните, ребята, на прошлом занятии мы узнали, что хорошо, когда рядом есть друзья, Вместе играть веселее и интереснее.

А сегодня мы узнаем, кого можно назвать настоящими друзьями, какие они.

Предлагаю вам посмотреть кукольный спектакль «Настоящий друг».

Слон и божья коровка весело поют и танцуют

Как мы весело живём,

Дружно песенки поём.

Можем весело смеяться,

Пошутить, побаловаться,

И посмотреть иногда,

Ну, а драться – никогда.

Воспитатель: О чём это вы так весело поёте?

Божья коровка: О дружбе, о том, какие мы хорошие друзья.

Слон: Вот я – большой, значит я самый большой друг. Божья коровка – маленькая, значит она самый маленький друг. А вот и наша Машенька, мы её очень любим. Пойдём, Машенька, с нами гулять!

Воспитатель: и пошли они все вместе гулять. Слон начал хвастать.

Слон: Я самый большой друг, потому что я большой и сильный.

Божья коровка: (тихо, еле слышно) А я?

Слон (громко хохочет): Ты, какой же ты друг, ведь тебя почти не видно! Я дуну один раз, ты улетишь далеко – далеко, и больше не увидишь Машу.

Воспитатель: А рыжая собачка, полевой колокольчик и птичка – синичка, которых встретили друзья на лугу, промолчали. Они знали, что слон и над ними посмеётся. Однажды Маша пошла на речку, где жил злой крокодил. Он так хорошо притворялся бревном, что Маша села на него. Крокодил схватил Машу острыми зубами и потащил в речку.

Маша: Помогите, спасите!

Из – за ширмы выглядывает слон.

Воспитатель: Как хорошо, ребята, что слон рядом оказался, он сильный и сейчас поможет Маше.

Слон: Ну уж нет, лучше я притворюсь, что ничего не видел. Вдруг крокодил и меня схватит?

Воспитатель: Ребята, что же делать? Как помочь бедной Маше? Кто же её спасёт, ведь слон убежал, а остальные друзья далеко… (ответы детей)

Звенит колокольчик.

Воспитатель: Вот колокольчик звенит. Ребята, почему он звенит, как вы думаете? (ответы детей). Да это он зовёт на помощь остальных друзей! Давайте ему поможем! Дети хором зовут: «На помощь».

Воспитатель: Вас услышала божья коровка и полетела звать остальных. Посмотрите, как трудно ей лететь: мешает сильный ветер, она боится тёмной тучи. Давайте, ребята, подбодрим её, чтобы ей не было страшно. Что вы ей скажите? (ответы детей).

Воспитатель: Божья коровка прилетела к рыжей собаке.

Божья коровка: нужно помочь Машеньке – её схватил злой крокодил.

Воспитатель: Рыжая собачка побежала выручать Машеньку из беды.

Рыжая собачка: Гав, гав, отпусти Машеньку! Гав, гав, а то я разорву тебя на части! Отпусти сейчас же!

Воспитатель: Ребята, помогите собаке напугать крокодила!

Дети кричат: отпусти Машу! Крокодил пугается и убегает. Выходит слон и говорит: Маша, Маша! Я твой самый большой друг.

Воспитатель: Ребята, а что бы вы на месте Маши ответили слону? Почему слона нельзя назвать другом. Как его можно назвать? Поступают ли так настоящие друзья? Кто же настоящие друзья Маши? Почему? А вы хотели бы иметь настоящих друзей, таких, как они: чтобы и в беде не бросили, и в радости были рядом?

У вас есть такие друзья?

Давайте сейчас поиграем и узнаем, как поступают настоящие друзья?

  1. Игра « Поздоровайся с другом ласково».

Все встают в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и передавая мяч говорят: «Здравствуй, Дариночка», она обращается к следующему ребёнку: «Здравствуй, Вовочка» и т. д.

После игры все отмечают, что от тёплых слов стало радостней, веселей.

Давайте возьмёмся за руки, и глядя в глаза друг другу подарим свою самую добрую и приветливую улыбку.

Вывод: Когда дружишь с кем-то, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него.

1. Игра «В тесноте, да не в обиде».

На полу нарисовать 2 прямоугольника (красного и синего цвета) – это «автобусы» Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель кладёт в ладонь каждого ребёнка бумажный круг красного или синего цвета. По хлопку дети открывают глаза и направляются к прямоугольнику такого же цвета, как и их круг. Каждая команда должна уместиться в «автобусе» тесно прижавшись, друг к другу», и поддерживать товарищей, чтобы никто не выпал. Выигрывает команда, которая не распалась.

  1. Игра «Пересядьте все, кто…»

Воспитатель: Все мы очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи.

Предлагаю убедиться в этом. Воспитатель каждый раз переходит в разные места и

Предлагает подойти к нему всем, кто любит мороженое, … плавать в реке, .. играть, …

Рисовать, … помогать маме, …, ходить на лыжах, кататься на санках.

Вывод: У нас много общего, а значит, нам должно быть интересно вместе.

  1. Игра: «Я дрозд – ты дрозд»…

Дети разбиваются на пары пожеланию. Воспитатель включает музыку. Дети расходятся врассыпную, по окончании звучания музыки, дети находят свою пару и произносят слова:

Я – дрозд, ты – дрозд

У меня – нос, у тебя – нос

У меня гладкие, у тебя гладкие

У меня сладкие, у тебя сладкие.

Я твой друг, ты мой друг

Я тебя люблю.

Вывод: С другом много общего, с ним всегда велело и интересно.

  1. Игра «Подари подарок другу».

Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо» и т. п.

Вывод: Друзья делают друг другу подарки.

  1. Мы можем нарисовать своим друзьям солнышко, чтобы оно дарило им радость и тепло.

Я написала на листочке ваши имена. Возьмите листочек с любым именем и нарисуйте для этого мальчика или девочки солнышко.

(Дети рисуют, по окончании дарят рисунки друг другу).

В конце занятия дети приходят к выводу:

Настоящие друзья – это те, кто всегда рядом, с кем тебе хорошо вместе, интересно, кто всегда помогает в беде, с кем у тебя много общего.

В заключении воспитатель говорит детям:

А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся,

И какие же слова,

Говорим мы, уходя?...

(дети сами находят слова прощания)

Используемая литература:

  1. Я – Ты - Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников / сост: О. Л. Князева. – Москва «Мозаика – Синтез», 2003.
  2. Журнал Ребёнок в детском саду – 2006. - № 2 Стожарова М. Ю. «Секреты дружбы»;
  3. Журнал Ребёнок в детском саду – 2004. - № 4 Пенькова Л. А., Самофалова Т. И., Каратаева Г. М. «Изучаю себя, изучаю других».
  4. Журнал Ребёнок в детском саду – 2005. - №2 Стожарова М. Ю. Эмоциональное развитие дошкольников
  5. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников - М.: «Генезис», 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра: «Помоги Маше»

Появляется кукла. Она плачет, воспитатель спрашивает у детей, что могло её расстроить. После того, как дети выскажут свои предположения, воспитатель предлагает спросить об этом у куклы. Кукла объясняет: она расстроена тем, что с её волшебного цветка опадают лепестки, потому что каждый лепесток – это волшебное ласковое слово, а она все слова забыла.

Воспитатель говорит, что дети знают много слов – комплементов (добрые, приятные, ласковые слова), подбирает опавшие лепестки и передаёт их детям. Каждый ребёнок называет ласковое слово и приклеивает лепесток к цветку. Так постепенно дети собирают волшебный цветок и передают его кукле. Кукла благодарит детей за помощь и обещает всегда помнить волшебные слова – комплементы.

Вывод: волшебный цветок получился потому, что они (дети) все вместе очень старались.

Игра: «Помоги другу»

Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладывают крупные игрушки. Второму ребёнку из пары необходимо провести партнёра от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

Вывод: друзья друг другу помогают и в беде не бросают

Игра «Сбор яблок»

Выберете себе пару. Вы видите разбросанные на полу мячики «яблоки». Каждой паре, держась за руки, нужно собрать в свою корзину как можно больше яблок. Игра прекращается по команде «стоп! Или когда вы расцепите руки. В игру вступают две пары. Раз, два, три, начни!

(после проведения игры дети анализируют работу пар – эта пара мне очень понравилась, потому что дети не тащили друг друга в разные стороны, не расцепились, они работали дружно и слаженно).


Название: Конспект по социально – коммуникативному развитию в ДОУ «Наше настроение»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, социально – коммуникативное развитие, Разновозрастная группа от 3 до 6 лет

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 6» «Журавушка»
Месторасположение: город Вилючинск, Камчатский край

НОД по социально – коммуникативному развитию в
разновозрастной группе (старшей, подготовительной)
«Наше настроение».

Воспитатель: Чижова Татьяна Викторовна .

Цели: развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: пиктограммы – эмоции на каждого ребёнка, разрезные карточки с различными эмоциями.

Ход занятия.

1 . Ритуал приветствия с помощью мяча (дети сидя в кругу, передают мяч, желая доброго утра друг другу).

2 . Воспитатель : Ребята, когда я иду в детский сад, у меня всегда хорошее, радостное настроение, потому что я знаю, что снова увижу вас, ваши улыбки, красивые, лучистые глаза. Свое настроение я покажу с помощью вот такой карточки (пиктограмма – радость). А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? Свое настроение я попрошу вас показать с помощью карточек радости или грусти.

Дети выкладывают карточки и говорят, с каким настроением они пришли в детский сад.

Воспитатель: Я вижу по карточкам, что не у всех детей сегодня веселое настроение (педагог просит этих детей назвать причину грустного настроения ). Ребята, скажите, а как можно помочь детям, у которых грустное настроение, чтобы они стали веселыми.

(если все дети показали пиктограмму – радости, то воспитатель предлагает вспомнить случаи, когда дети приходили с грустным настроением.)

Воспитатель: А еще для того, чтобы у нас у всех ещё лучше стало настроение, я предлагаю игру «Зеркало». В нее вы можем даже играть дома со своими родными.

(Дети разбиваются на пары и повторяют движения друг друга, как в зеркале).

3. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас хорошее настроение, а какие мы с вами испытываем при этом чувства.

Дети: Чувства радости, веселья.

Воспитатель: Но не только чувства радости мы с вами можем испытывать, есть ещё чувства волнения, удивления, страха. А в каких ситуациях мы эти чувства испытываем (дети описывают различные ситуации из своей жизни, когда они испытывали эти чувства ).

И сейчас я предлагаю вам подойти к столам, на которых лежат разрезные картинки, собрать их и посмотреть, что у вас получилось. Но я попрошу вас не говорить, какую картинку с чувством вы сложили, а показать его с помощью мимики лица и положением рук.

(для младшего возраста ) (для старшего возраста )

Одни дети показывают, другие угадывают, и объясняют, почему они так думают.

4. Воспитатель предлагает детям вернуться в круг.

Воспитатель: От наших чувств зависит настроение, а ещё наше настроение зависит от того, как мы относимся друг другу, если заботливо и бережно – настроение бывает хорошие, если грубо и невнимательно – плохим. Давайте вспомним, что нужно делать для того, чтобы нам хорошо было вместе.

Дети: Нужно не обижать друг друга, не говорить грубых слов, не ссориться и т.д.

Воспитатель : Правильно, всё зависит от нас самих, как мы будем относиться к своим близким и друзьям, такое у нас и будет настроение, и есть три правила, если мы их будем соблюдать, они в этом помогут.

Правила зачитывают читающие дети.

— Старайся сам быть доброжелательным к людям.

— Будь всегда весёлым, не плачь по пустякам, не капризничай.

— Не ссорься, старайся помогать другим.

Конспект НОД по социально - коммуникативному развитию старших дошкольников.

« Ваши права, дети».

Воспитатель
дошкольного подразделения
ГБОУ СОШ № 2077

г. Москва
Кудряшова Е.Р

Цели. Дать детям знания о гражданских правах и обязанностях. В доступной форме познакомить ребенка с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, проживание в семье, право на гражданство.

Задачи :Закрепить понятие « семья».Воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим. Развивать умение детей рассуждать, делать выводы. Закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;продолжать развивать умение работать в группе;воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма

Материалы. Аудиозапись с плачем ребенка, символы (право на имя, право на гражданство, право на проживание в семье…), конвенция о правах ребенка, фотографии детей, генеалогические древа, свидетельства о рождении, манжетки с указанием даты рождения,изображения семьи, герба России, политическая карта мира.

Предварительная работа. Беседа с детьми на тему «Семья», рассматривание фотографий из семейных альбомов, знакомство с генеалогическим деревом, рисование генеалогического древа своей семьи.

Ход занятия.

Звучит аудиозапись с плачем ребенка.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кто это плачет?

Дети. Это плачет маленький ребенок.

Воспитатель. Да, с таким плачем рождаются все дети. Посмотрите и скажите - эти новорожденные чем-то отличаются друг от друга?

Дети. Нет, ничем не отличаются.

Воспитатель. Новорожденных детей трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет, есть только манжетки- бирки на руках. Когда вы родились, на вас тоже были такие вот манжетки. На них было написано имя вашей мамы и ваш номер. Вы бы хотели, чтобы вас всю жизнь называли цифрой, которая написана на вашей манжетке?

Ответы детей.

Воспитатель. А как вы считаете, зачем люди придумали имена? У каждого человека есть имя и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому то, мы называем его по имени.

Первое право, которым обладает каждый ребенок- это право иметь имя!

(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ- «право на имя»)

Когда ребенок рождается, родители выбирают ему имя, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке говорят - «У него доброе имя». Если предостерегают от плохого, то советуют - « Не губи свое имя». Это значит - не поступай плохо.

Каждое имя что то обозначает. (достаем из сундучка фотографии детей и называем значения имени) .

Физкультминутка. Эй, ребята, встаньте в круг! Вот как много стало рук!

Чьи же руки, подскажите, и ладошки покажите!

А теперь за руки взялись и по кругу пробежались!

Сделали поуже круг, крышу сделали из рук!

Получился дом имен, в этом доме мы живем!

А теперь, ребята, давайте обратимся друг к другу ласково, красиво. (дети, по кругу обращаясь друг к другу, придумывают ласковые имена).

Воспитатель. Молодцы, садимся на свои места….

Когда человек родился, ему дают имя и документ- свидетельство о рождении. Посмотрите - на документе изображен герб нашей страны - значит человек- гражданин России. Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, в которой родились. Вы - граждане России.

Ребенок имеет право на гражданство!

(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ- « Право на гражданство»)

В свидетельстве о рождении написано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца. Давайте теперь поиграем. Назовемся тем именем, которое у нас будет, когда мы вырастем!

Игра « Когда я буду взрослым или давайте познакомимся».

(дети по очереди встают и называются своим полным именем)

А еще в вашем свидетельстве о рождении записаны ваши родители. Ребята, как вы думаете- это хорошо или плохо- иметь родителей и для чего вам нужны родители?

Ответы детей.

Родители и дети - это семья. Дети имеют право жить в семье. А что такое семья, для чего она нужна? Семья- это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.

Вместе- мама, папа, я- называется семья.

По фамилии одной мама, я и папа мой.

Я спросил у муравья- для чего нужна семья?

Просто вместе легче жить, и работать и дружить.

На прошлом занятии мы с вами говорили о генеалогическом древе. Что это такое? Генеалогия- это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи. Вместе с вами мы составляли свое генеалогическое древо.

Это очень хорошо, когда мы помним свои корни- своих родственников – и тех, кто с нами и тех, кто уже умер. Все они - это одна большая семья. Корни дерева - наши бабушки и дедушки, ствол- наши мама и папа- а ветки- дети. Когда вы вырастете большими, у вас будут свои дети, вы нарисуете еще несколько веток - это значит что ваше фамильное дерево будет продолжать расти.

Семья должна быть дружной, заботливой, трудолюбивой, большой.

Вы имеете право жить в семье!

(воспитатель несколько раз повторяет эту фразу и вывешивает на доску символ « Право на проживание в семье»).

Семья – это самое главное в жизни человека, семья- это сложно, но счастливо жить одному невозможно!

Все мы должны знать свои права. 20 ноября 1989 года – 23 года назад многие страны и наша Россия в том числе подписали Конвенцию прав ребенка. Этот документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей. Это выживание, защита, развитие и участия в жизни общества.

Лишь появится ребенок- и начнет дышать едва,

У него уже с пеленок появляются права.

Он имеет право жить, развиваться и дружить!

Иметь просторный добрый дом,

Видеть тихий мирный сон,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить и быть любимым,

Он на свете не один!

Воспитатель . Ребята, посмотрите на карту мира. Как много стран, разных государств! Наша страна называется- Россия. Россия многонациональна, в ней проживают множество людей с разным цветом кожи, глаз и волос, они исповедуют разные религии и все имеют права. Право на гражданство, право говорить на родном языке, и право на ношение национальной одежды.

А какие права вы еще знаете? (ответы детей) .

Воспитатель. Итак, ребята, мы с вами поговорили сегодня о правах ребенка, познакомились с конвенцией прав самых маленьких жителей земли. Вам понравилось занятие? Теперь мы с вами знаем свои права!