МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №1 «СКАЗКА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
на тему:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
«КАК ЩЕНОК НАШЕЛ ДРУЗЕЙ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
КРЮЧИХИНА Е.А.
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Задачи:- уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы»;- учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин (ССК) с опорой на план и с помощью слов- подсказок логопеда;- учить детей обогащать повествование рассказа выразительными средствами русского языка;- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление детей;- стимулировать мыслительную и речевую активность;- учить детей работать сообща, помогать друг другу;- воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к животным.Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (1-4), рисунки-пиктограммы, мяч. Ход занятия
I.Интеллектуальная разминка
1.Припоминаем и называем детенышей домашних животных, затем слушаем стихотворение-загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул
Я чесал его за ухом
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
Рассматривание игрушечного щенка, называние частей его тела.
2. ЛИ с мячом «подбери действие»
Щенок- что делает?-играет, спит, лает, скулит, грызет.
3. ЛИ «подбери признак»- щенок какой- пушистый, ласковый, толстый, забавный.
II.Основная часть занятия
Вступительное слово: сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на 4-х картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.2. Беседа по содержанию каждой картины.
Картина 1- какое время года изображено на этой картине. Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит?
Картина 2-кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? что у них в руках? Почему девочки остановились? Почему щенок опустил голову? Что почувствовали девочки по отношению к щенку? как почувствовал себя щенок?
Картина 3- кого вы видите на этой картине? где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? что он делает? как смотрят девочки на щенка?
Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина 4- что делают девочки на этой картине? что делает щенок? почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как они смотрят на щенка?
Физкультминутка
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Хвостик закорючкой
Шерстка пестрая
Зубки острые.
Игра на внимание «Запомни и назови»-логопед предлагает детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем переворачивает картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к картинам.
Упражнение в договаривании предложениий с опорой на картины и выполнение двухступенчатой инструкции логопеда
Придумайте подходящий конец каждому предложению.
Наступила поздняя…..
Девочки сидели…..
Уже почти все листья…
Щенок сладко спал, а девочки….
Во дворе гулял…..
Щенок не знал, куда ему идти и сидел….
Щенок поел и сразу….
Подружки решили забрать….
Дома девочки…..
Две девочки увидели…..
Теперь у подружек появился настоящий…..
ДИ «Путаница»
Установление причинно- следственных связей смысловых ассоциаций и последовательности событий в рассказе по ССК.
Логопед говорит детям о том, что щенок поиграл с картинками и перепутал их порядок. Просит детей вспомнить, что было в начале этого рассказа. Логопед. Рассмотрите внимательно картины и продолжите мои предложения.
Припоминание предложений из упражнения 5 с опорой на правильно расположенные картины. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа в соответствии с повествовательным планом и картинами серии. Составление детьми рассказа по ССК по цепочке (принимают участие все дети). Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
Введение в предложения однородных членов, синонимов, эпитетов.Игра «Скажи по-другому» (на подбор синонимов). Дети по очереди называют слова, близкие по значению (синонимы), к каждой картине.Картина 1: Однажды пасмурным (хмурым, ненастным) днем... Щенок был грустным (расстроенным, печальным)... Дождь шел (моросил, капал, лил; лил как из ведра)...Картина 2: Девочки увидели (заметили, обнаружили, нашли, встретили, повстречали)... Щенок промок (промок насквозь, вымок, был весь мокрый)... Девочки щенка взяли (подобрали, забрали, привели домой)...Картина 3: Щенок кушал (ел, набросился на еду, подкреплял силы)... Щенок повеселел (обрадовался, был доволен, был счастлив, был на седьмом небе от счастья)...Картина 4: Щенок уснул (сладко спал, задремал, видел сны)... За щенком девочки ухаживали (заботились, кормили, оберегали его)...
Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных логопедом вариантов. Предлагается и несколько абсурдных названий для исключения их детьми по несоответствию содержанию ССК. Осенью во дворе. Как девочки нашли друга. Девочки и щенок. Как щенок нашёл друзей. Щенок на горке. Как щенок спал. Щенок и корова. И т.п.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задаёт детям различные вопросы: Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе отнеслись девочки к щенку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? И т.д.Логопед благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование связной устной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи - одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя:
Вниманию логопедов предлагается комплект, включающий серию из четырех больших сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», 2 набора маленьких сюжетных картин и соответствующие им пиктограммы (для индивидуальной работы логопеда или воспитателя с детьми) и конспекты комплексных подгруп-повых занятий по обучению детей с ОНР навыкам рассказывания. Обучение детей с ОНР рассказыванию по серии картин данного пособия логопед проводит с подгруппой детей на трех занятиях (подготовительном, основном и итоговом).
Цель подготовительного занятия состоит в проведении подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин. Логопед:
Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин имеет большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с ОНР, тем лучше и быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации, так как такие сложные психические процессы, как мышление, воображение, развиваются только на основе различных видов восприятий и ощущений.
При проведении занятий педагог может использовать различные современные средства обучения:
В ходе целенаправленного обучения дети постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развернутых, правильно составленных рассказов по восприятию. У детей формируются представления об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Все это подготовит ребенка с ОНР к связному изложению любых событий и самостоятельному творческому рассказу.
КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ
ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Подготовительные лексические упражнения
по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»
Цель: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин (ССК).
Задачи: расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по ССК; развитие произвольного внимания , зрительной и словесно-логической памяти, логического мышления; упражнение детей в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК; стимулирование мыслительной и речевой активности детей; воспитание бережного отношения, любви к живой природе.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» (№ 1-4), мяч.
Ход занятия
/. Интеллектуальная разминка
Логопед предлагает детям вспомнить и назвать детенышей домашних животных, а затем логопед просит детей внимательно послушать стихотворение-загадку Т.А. Шорыгиной:
Он забавный, неуклюжий, Прямо в нос меня лизнул, Напустил в прихожей лужу И хвостом слегка вильнул. Я чесал его за ухом, Щекотал ему живот, Стал он самым лучшим другом И теперь у нас живет. (Щенок)
Логопед просит детей объяснить, почему они так решили, а затем предлагает детям еще раз послушать это стихотворение, запомнить и назвать слова, которые помогли догадаться , что это стихотворение-загадка о щенке. Дети вместе с логопедом рассматривают игрушечного щенка, называют части его тела.
1. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери действие».
Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу, назвать отдельные действия (словосочетания), которые может выполнять щенок.
Щенок (что делает?) - играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается, грызет (косточку), лакает (воду)...
При затруднениях детей логопед использует вопросы-подсказки типа «что делает щенок с мячиком?» «с костью?»
2. Лексические игры с мячом. Игра «Подбери признак».
Выполняется аналогично, но дети, передавая мяч, подбирают слова-признаки.
Щенок (какой?) - пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый и т.д.
П. Основная часть занятия
1. Вступительное слово логопеда.
Логопед: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажете, что произошло и о ком эта история.
2. Беседа по содержанию каждой картины.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
и 4 картинами серии.
4. Рассказывание детьми по иепочке (принимают участие все дети).
Логопед дает детям установку на внимание: необходимо следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить*.
III. Подведение итогов занятия
Логопед задает детям различные вопросы: Чем занимались на трех заняти
ях? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнес
лись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным,
природе?
И т.д. ^ *
* Используя маленькие картинки серии «Как щенок нашел друзей», логопед и воспитатель закрепляют навыки рассказывания у каждого ребенка на индивидуальных занятиях.
Марина Черняева
Занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как щенок искал друзей»
Программное содержание : Учить составлению повествовательного рассказа по ССК с опорой на план. Развивать умение выстраивать сюжетную линию связно , последовательно описывать изображенное. Формировать представление о его композиции. Активизировать поиск образных средств выражения (эпитетами, синонимами, однородными членами предложения) . Упражнять в подборе вариантов, придумывании названия рассказа по данной ССК . Познакомить со схематичными рисунками пиктограммами к ССК. Развивать долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Упражнять в подборе слов противоположного значения (антонимов) . Стимулировать мыслительную и речевую деятельность детей. Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.
Оборудование : серия сюжетных картин «как щенок нашел друзей » , игрушка щенка, пиктограммы.
Дети сидят полукругом. Обращаюсь к детям : - Ребята вспомните, каких домашних животных вы знаете? (ответы детей) . А сейчас послушайте стихотворение-загадку :
«Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом,
И теперь у нас живет».
(Щенок )
Дети отгадывают загадку. Стук в дверь, на пороге появляется игрушка щенка. Здороваюсь с детьми от имени щенка, говорю : посмотрите ребята какой щенок , он веселый, забавный. Но знаете, что он не всегда был таким. А почему? Вы узнаете из интересной истории, нарисованной на 4 картинках о нашем щенке . Но щенок , немного поиграл с картинками и перепутал их порядок, нужно расставить картинки по порядку . Подумайте, что было в начале этой истории, что случилось со щенком, потом и чем все закончилось? (дети расставляют серию по порядку ) . Теперь давайте внимательно рассмотрим каждую картинку по порядку , и ответим на вопросы. Давайте посмотрим на 1 картинку , какое время года изображено на этой картине ? (осень) Почему вы так думаете? Кто изображен на картине ? Что делает щенок ? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему щенок такой печальный ? Почему щенок никуда не уходит ? Давайте рассмотрим 2 картинку , кого вы там видите? Как одеты девочки, что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок ? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? Кого вы видите на 3 картине ? Где находятся девочки и щенок ? Как выглядит щенок , что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине весящей на стене ? Рассмотрим 4 картину . Что делают девочки на этой картине ? А что делает щенок , почему он уснул? Почему они решили забрать щенка домой?
А сейчас ребята, послушайте мой рассказ по картине о щенке :
«Наступила поздняя осень. С деревьев облетели почти все листья, погода была сырая и холодная, шел косой осенний дождь. Во дворе, на дорожке сидел маленький щенок . Он был один и совсем не знал, куда ему идти и как найти дорогу домой. Щенку было холодно в такой осенний, дождливый, пасмурный день. Шерстка вся вымокла, щенку было очень грустно, печально. В это время две девочки возвращались домой через двор, но им было не так холодно, потому что они были одеты и от дождя их защищал зонт. Но вдруг девочки увидели сидящего на дороге маленького промокшего щенка. Он сидел весь вымокший, с опущенной головой и дрожал от холода, девочкам стало очень жаль малыша, и они решили забрать его домой. Подружки принесли щенка домой, обогрели, накормили. Щенок был такой голодный , что съел всю еду с большим удовольствием. девочкам, так понравился щенок , что они не могли им налюбоваться. Подружки очень любили животных, особенно собак, даже на стене в квартире висела картина с изображением собаки. Девочки так же позаботились о том, где щенок будет спать . Они постелили ему маленький, мягкий коврик, малыш улегся и уснул. Ему снились сладкие и добрые сны. Девочки сидели на диване и с лаской смотрели на своего питомца, оберегая его сон. Они радовались, наконец-то у них теперь появился настоящий маленький друг. Подружкам было теперь о ком позаботиться.
Ребятки, а давайте сейчас с вами немного отдохнем.
Физкультминутка :
Вот щенок наш Тузик ,
Тузик, Тузик хвост крючком
Закрутился он волчком.
Шерстка пестрая, зубки острые :
Гав! (2 раза)
Придумывание названия рассказу или подбор из предложенных вариантов.
Ребята, давайте попробуем придумать название рассказу . Я предложу вам несколько названий, а вы выберите которое вам больше понравится :
«Осенью во дворе»
«Как девочки нашли друга»
«Девочки и щенок »
«Как щенок нашел друзей »
Как вы думаете, какое название для этой истории о щенке самое удачное? Вот мы сегодня с вами будем учиться составлять рассказы по картинкам «Как щенок нашел друзей » . Давайте вспомним историю про щенка.
1. о чем рассказывалось вначале ? (щенок остался под дождем во дворе один)
3. что случилось потом? (забрали домой, накормили)
4. чем закончилась история про щенка? (щенок сытый уснул на коврике) .
Составление рассказов по ССК с детьми . Ребята, а сейчас выбудете рассказывать истории по картинкам о щенке . Рассказ должен быть кратким и интересным (в пересказе участвуют 5-6 детей) . Первый ребенок составляет полный рассказ по всему сюжету , последующие, по очереди по одной картинке . В процессе составления детьми сюжета выделяют слова эпитеты, употребляемые детьми в речи , поощряю их за рассказ .
Ребята, а знаете эту историю по картинкам о щенке , я изобразила по-другому. Давайте посмотрим, что на первом рисунке? (щенок под дождем ) . Что на втором? (девочки увидели щенка) . На третьем рисунке (подружки забрали щенка домой) . На четвертом (щенок спит на коврике ) . Ребята, теперь вы можете не только рассказать историю о щенке , но и сможете зарисовать е, и показать своим близким и друзьям .
Дети, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду бросать вам мячик, и говорить слово, а вы должны бросить мяч мне, и сказать слово противоположное по значению этому : холодно - жарко, большой - маленький, черный – белый, смелый – трусливый, узкий – широкий, добрый – злой, кислый – сладкий, твердый – мягкий, легкий – тяжелый, мокрый – сухой, короткий – длинный.
Скажите ребята, чем мы сегодня занимались на занятии ? Чему научились? Что понравилось в картинках ? Кого запомнили? (ответы детей) .
Занятие окончено .
Конспект
организованной образовательной деятельности по коммуникативному развитию в подготовительной группе.
Автор Пушкарева Ольга Александровна.
Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей».
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.
Задачи: развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания; составление рассказа по серии сюжетных картин с опорой на план и с помощью слова-подсказки воспитателя. Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами); стимулирование положительных эмоций детей. Воспитание бережного заботливого отношения к животным. Целевые ориентиры дошкольного образования: Имеет долговременную память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание. Составляет рассказ по серии сюжетных картин. Умеет составить повествовательный план рассказа по серии сюжетных картин и использовать его в своем рассказе. Бережно и заботливо относиться к животным.
Материалы и оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы для составления плана рассказа.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
Он забавный неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом, щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь, у нас живет. (Щенок).
1 часть. Рассматривание картин.
Вступительное слово воспитателя: Сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырех картинах. Рассмотрев картины, вы сами расскажите, что произошло и о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляются сюжетные картины. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы.
Картина № 1: Какое время года изображено на этой картине? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
Картина № 2: Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
Картина № 3: Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
Картина № 4: Что делают девочки на этой картине? А что делает Щенок? Почему он уснул? О чем говорят девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
У собаки мокрый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
2 часть. Обучение детей составлению повествовательного плана.
Воспитатель предлагает рассматривание каждой картины серии отдельно. Выделение в ней главной мысли. Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных воспитателем и выставление на доску соответствующей пиктограммы (схематичного рисунка).
Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем… Дети и собака. И т.д.
Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д.
Картина № 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка. И т.д.
Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике… Щенок прыгает. Девочки сидят на диване. И т.д.
Воспитатель делает вывод: Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине:
Щенок остался в парке под дождем (1).
Девочки увидели щенка (2).
Девочки кормят щенка (3).
Щенок уснул на коврике(4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
А теперь пользуясь этим планом рассказа, мы попробуем составить рассказ «Как щенок нашел друзей».
Заслушиваем 3-4 рассказа. Чей рассказ вам понравился?
3-я часть.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относиться к животным, природе?