Новые формы воспитательной работы. Нетрадиционные формы работы в начальной школе

26.07.2019

Ашигалиева Тогжан Тулешовна

учитель начальных классов

СОШ им. Ы Алтынсарина

Таскалинского района

Всем хорошо известно, что семья и школа составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Воздействие семьи и школы на развитие личности детей школьного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Педагогу также необходимо раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени школьного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания. Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания школьника.. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные.

Плюсы их вижу в следующем.Они:

Активизируют ребят;

Нетрадиционные формы ВР –одно из средств оптимизации воспитательного процесса

(из опыта работы)

В результате реформирования образования осуществляется качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы

Плюсы их вижу в следующем. Они:

Не сковывают учебный процесс;

Вносят разнообразие в школьные будни;

Активизируют ребят;

Я, как любой творческий учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия, сделать его увлекательным для них.

КТД (традиции)

  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Конкурс;
  • Проекты
  • Встречи выходного дня;
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Семейная гостиная (социальная);

А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить»,«Учимся прощать», «Учимся общаться». Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем, как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон. Семёнович Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива, традицией нашего класса стали КТД, как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников спортивно-игрового характера. Например, «Смотр строя и песни», «День именинника», «Выпускной в начальной школе».Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, в Город Чистоты и порядка. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела: «Трудовой десант» - акция «Школа-территория чистоты», «Посади дерево!», работа над проектом «Школьная клумба», «Цветымалышам», а через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек, мам и пап. Помним об учителях, которые сегодня на заслуженном отдыхе. Навещаем и поздравляем их. Делают это дети с огромным удовольствием.

В нашем классном коллективе уже есть традиционные Встречи выходного дня (библиотека, поход на лыжах, экскурсии). Эти дела сближают детей, доставляют им большую радость

Анализируя свою деятельность с детьми по проведению КТД, думаю, что мною уже заложено начало волонтёрского движения. Вижу результаты своей работы и в том. что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Даю возможность проявить их. Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Очень нравится детям, и уже есть определённый опыт работы в этом направлении,- проводить классные часы («Игры на перемене», «Знай и выполняй правила дорожного движения!», «Загадка, где ты?») Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практической конференции «Моя страна-мой Казахстан». Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Особое направление ВР-патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти. Мы взаимодействуем с Советом ветеранов (берём шефство-выращиваем рассаду цветов и помогаем, например, посадить цветы возле дома, разносим газеты, оказываем посильную помощь).

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий: будь то праздничный концерт, юбилей школы, фестиваль. Например, ученик 2 класса Крачковский Михаил

ребенок, который находится на учете по ПМПК постоянно участвует на районных, областных конкурсах песен среди инвалидов, является победителем многих различных конкурсов. 8 октября Миша участвовал в областном конкурсе песен, 21 октября 2014 года по телеканалу «Казахстан-Орал» Миша выступал по телевидению с песней «Если б не было школ!»

Использую активно ещё одну форму ВР –конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества, здоровье”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК.

Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе есть музей- «Музей трудовой и боевой славы» Я для себя открыла очень интересную форму работы (причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например, по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности. Например, при изучении материала о жизни наших знаменитых сельчан хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов (не только для своего класса). Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой, библиотечный час -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса.

Результат радует. Класс ежегодно побеждает в номинации «Самый читающий класс», есть и свои лидеры.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в школе. Например, «Мастер-класс» по вырезанию из дерева, интеллектуальная игра «Колесо удачи», «Мама, папа я- спортивная семья,» конкурс « Наши мамы», «Мы с папой-бравые солдаты». Особенно сближают «Семейные гостиные» Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, литературно-музыкальные вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации. Для того, чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать эту работу именно в начальной школе.

Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация.

Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимо, в первую очередь, когда учитель в начальной школе набирает первый класс. Для того, чтобы ребенок быстрее и легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать и проводить групповые индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в конце августа или в начале сентября. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения в детском саду или по рекомендации воспитателя дошкольного учреждения. Готовясь, к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать педагогу все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неформальной обстановке.

В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его любимые игры, увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече с родителями, можно предложить родителям заполнить, заранее подготовленную, анкету «Мой ребенок».

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше информации.

Чем больше классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления личности.

Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными или письменными. Письменные рекомендации будут весьма полезны для родителей первоклассников

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

А про себя могу сказать, что, не напрасно я тружусь и званием Руководитель классный я горжусь. За особую награду считаю слова благодарности от уже взрослых, но всё ещё моих учеников, особенно от тех «классных» деток, с кем пришлось нелегко. Но мы были вместе, а это главное.

Литература.

  1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001. - 253 с.
  2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. - Минск, 2003. - 259 с.
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. - 2000. - №7. - с. 15 - 19
  5. Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000. - 304 с.

МИНОБОРОН НАУКИ РОССИИ
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «,».
(,)

Курсовая работа

Нетрадиционные формы организации воспитательной работы с обучающимися

                  Выполнила: студентка ФМФ
                  2курса.
                  А. А.А.
                  Научный руководитель:
                  канд. пед. наук, доцент кафедры ТиМПО
                  М. О. А.
Новокузнецк – 2011

Введение:

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, которые, как известно, не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня.
Большой энциклопедический словарь дает определение понятия «форма» как способ организации, способ существования и выражения содержания, предмета, явления, процесса.
И.П.Подласый считает, что форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания людей. П.И.Пидкасистый относит к ним: массовые, групповые и индивидуальные. И.П.Подласый добавляет еще микрогрупповые формы. Существует классификация форм воспитания в зависимости от методов воспитания: словесные формы (лекции, диспуты, встречи, устные журналы и т.д.), практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.д.), наглядные формы (школьные музеи, тематические стенды и выставки и т.п.).
Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания воспитывающей деятельности, но и четкости, выразительности ее организационных форм. Недооценка форм, их однотипность снижают интерес детей к деятельности, порождают инфантильность, скуку.
Четкое определение сущности формы трудно уяснить без знания ее функций. Так, М.И. Рожков, П.В. Байбородова выделяют такие функции форм воспитательной работы, как организаторская (предполагает решение организаторских задач), регулирующая (обеспечивает регулирование отношений между детьми, между детьми и педагогами), информативная (направлена не только на сообщение каких-то новых знаний, но и на актуализацию уже имеющихся у детей).
Что касается классификации форм работы, то следует отметить, что она не универсальна. Это нормально, поскольку каждая из форм неповторима, имеет свое специфическое назначение, своеобразную методику организации и т.п. Поэтому говорят о кратковременных и продолжительных формах; о формах трудовой, эстетической, познавательной и других видов деятельности. Классификация зависит от того, какой признак положен в основу, - временной, деятельностный, способ влияния, результат и т.п.
Самая распространенная - классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой, Б.В. Титовой и др. Это - мероприятие, дело, игра. Иная позиция прослеживается в работах И.П.Иванова, И.П. Подласого, Н.Е. Щурковой, которые выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра. Мы в своей работе опираемся на следующую классификацию форм: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра, клубное занятие.

Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания - серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к групповым (коллективным) формам воспитания, достаточно эффективных при условии квалифицированного педагогического руководства.
Глава I. Формы организации воспитательной работы в школе.

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.

    С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
    Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
    Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
    Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

2.2. Тренинг

Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:
    небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)
    специально подобранная или разработанная система упражнений
    доверительность общения участников тренинга
    наличие обратной связи на занятии
    саморефлексия каждого участника тренинга
Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск.
Воспитательный тренинг - форма внеклассной работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.
Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

2.3. Праздник

Праздник -специфическая форма воспитания, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуются мероприятия, игры и т.п.
Праздник - яркое, отличающееся своей необычностью, сюрпризностью событие в жизни младших школьников. Вот почему они очень любят эту форму организации своей жизнедеятельности, с удовольствием в ней участвуют.
Есть очень меткое определение праздника (И.П. Иванов): "Праздник - своеобразный, полный неожиданностей, сюрпризов, экспромтов спектакль, который разворачивается в разных - обычных и необычных - условиях: на улице, в зале, на поляне и т.д.
Праздник - это активные отношения людей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах.
Праздник - это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное в каждом из них - это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах".

2.4. Игра

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра -это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра - это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело. Вот почему игра является для ребенка основным видом деятельности.
В воспитательной работе с младшими школьниками используется огромное количество игр и каждая из них выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. На некоторые из них важно обратить внимание педагогов:
    игра содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна; в этой деятельности без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;
    в игре ребенок не только познает окружающую действительность, но и стремится изменить ее, одновременно изменяясь и сам;
    игра, особенно ролевая, оказывает, по мнению Л.С. Выготского, огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно-потребностную сферу, преодоление "познавательного эгоцентризма" (господство в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения), развитие умственных действий, произвольного поведения и др.;
    игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей;
    в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;
    цель игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий
    всего коллектива;
    организация деятельности предполагает и ее разделение (одни-ведущие, другие-игроки, третьи-эксперты и т.п.); в процессе коллективной деятельности.

Заключение

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них для реализации определённого содержания в определённых условиях, которые, как известно, не остаются постоянными.
Формы работы с детьми должны быть гибкими, простыми, помогающими делать их жизнь радостной, интересной. Именно через них осуществляется процесс организации детской жизни.
В науке существуют различные подходы к определению сущности форм воспитательной работы, их функций, классификации.
Одни авторы под формой понимают выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и детей. Другие определяют ее как установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение соответствующих педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, которые обеспечивают внешнее выражение воспитательной работы.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:
    от цели воспитания;
    от цепи воспитания;
    от содержания и направленности воспитательных задач; от возраста учащихся;
    от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
    от особенностей детского коллектива и его традиций;
    от особенностей и традиций региона;
    от технических и материальных возможностей школы;
    от уровня профессионализма учителя.
В заключение можно сделать следующий вывод.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.Установлено, что эффективность развития творческого потенциала ребёнка зависит от формы организации воспитательного процесса.
Сущностными признаками формы воспитательной работы являются:
    участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие- либо точно установленные функции - организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;
    педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной
    формы (потенциал формы, ее содержательность);
    организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);
    набор актов, ситуаций, процедур; порядок действий (алгоритм); организация пространства.
Реализуя воспитательные функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с учащимися. Прежде всего они связаны с организацией разнообразной деятельности детей. Можно различать формы по видам деятельности - учебная, трудовая, спортивная, художественная; но способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные.
и т.д................. Нетрадиционные формы организации воспитательной работы.

Нетрадиционное воспитательное мероприятие - это воспитательное мероприятие, имеющее нетрадиционную форму и структуру проведения.
Эффективность нетрадиционных форм обечения, воспитания и развития хорошо известна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такую занятость, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.
Достоинства нетрадиционных форм воспитательной работы

не сковывают учебно-воспитательный процесс;
вносят разнообразие в школьные будни;
оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение;
активизируют ребят;
приближают учебно-воспитательный процесс к жизненным ситуациям.

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм

Элементы

Традиционная форма

Нетрадиционная форма

Концептуальная основа

Субъект -объективные взаимодействия в системе "учитель-ученик", изоляция уч-ся от коммуникативного диалога друг с другом.

Субъект - субъективные позиции, возможность интерактивного диалога между учащимися.

Цели

Формирование знаний, умений и навыков.

Развитие творческого потенциала

Наибольший объём информации, систематичность

Более глубокое изучение материала -меньший объём изучаемого материала

Процессуальная часть

Чёткая структура -однообразие, шаблонность

Внутренние источники мотивации, опара на самоуправляющие механизмы личности - большие затраты времени на подготовку

Организация учебного процесса

Низкий уровень самостоятельности, пассивность, отсутствие возможностей критического мышления

Разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления

Методы и формы учебной деятельсти уч-ся

Вербальные методы, преобладание монолога

Приоритет стимулирующей деятельности учителя

Методы и формы работы уч-ля

Контроль, временные рамки

Меньше контроля со стороны учителя

Усвоение материала

Предсказуемость, контролируемость - слабая обратная связь

Сильная обратная связь - трудности в прогнозировании и диагностики

Примерами форм нетрадиционной воспитательной работы являются:

тренинг;
конкурсы;
экскурсии и т.д.

Глава II. Содержание нетрадиционных форм организации воспитательной работы в школе.

2.1. Экскурсии



Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения.
Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.
Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. В этом отношении они выполняют следующие функции.

С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.
Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

2.2. Тренинг


Воспитательный тренинг является разновидностью группового тренинга, наряду с психологическим и учебным (педагогическим), и вбирает их основные черты:

небольшая группа участников (от 8 до 20 человек)
специально подобранная или разработанная система упражнений
доверительность общения участников тренинга
наличие обратной связи на занятии
саморефлексия каждого участника тренинга

Воспитательный тренинг - это форма специально организованных действий, в ходе которых решаются вопросы формирования у воспитанников определённых знаний, умений, отношений (к себе, людям, природе, труду, обязанностям и др.); повышения их познавательной активности; создания установки на творчество, на поиск.
Воспитательный тренинг - форма внеклассной работы, которая способствует воспитанию школьников, приобщению их к духовным общечеловеческим ценностям. Эта форма предполагает партнёрские отношения субъектов процесса воспитания, совместное продвижение к новым знаниям и уровню личностных отношений, качеств, установок.
Занятие в форме тренинга проводится под руководством ведущего. Участники располагаются на стульях по кругу, что способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия.

2.3. Праздник


Праздник -специфическая форма воспитания, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуются мероприятия, игры и т.п.
Праздник - яркое, отличающееся своей необычностью, сюрпризностью событие в жизни младших школьников. Вот почему они очень любят эту форму организации своей жизнедеятельности, с удовольствием в ней участвуют.
Есть очень меткое определение праздника (И.П. Иванов): "Праздник - своеобразный, полный неожиданностей, сюрпризов, экспромтов спектакль, который разворачивается в разных - обычных и необычных - условиях: на улице, в зале, на поляне и т.д.
Праздник - это активные отношения людей, их творческое участие в организации и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах.
Праздник - это комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное в каждом из них - это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах".

2.4. Игра


Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра -это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра - это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело. Вот почему игра является для ребенка основным видом деятельности.
В воспитательной работе с младшими школьниками используется огромное количество игр и каждая из них выполняет определенные функции, решает различные задачи, как общие, так и специфические. На некоторые из них важно обратить внимание педагогов:

игра содержит большие воспитательные возможности, так как всегда желанна; в этой деятельности без принуждения создается своеобразный климат, способствующий формированию положительных эмоций;
в игре ребенок не только познает окружающую действительность, но и стремится изменить ее, одновременно изменяясь и сам;
игра, особенно ролевая, оказывает, по мнению Л.С. Выготского, огромное влияние на психическое развитие ребенка: мотивационно-потребностную сферу, преодоление "познавательного эгоцентризма" (господство в мышлении ребенка своей непосредственной позиции и невозможность стать на другую позицию и признать существование других точек зрения), развитие умственных действий, произвольного поведения и др.;
игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков детей;
в игре ребенок приобщается к нравственным нормам взаимоотношений, постигает их, выполняя различные роли, подчиняясь определенным правилам;
цель игровой коллективной деятельности осознается детьми как единая, требующая объединения усилий
всего коллектива;
организация деятельности предполагает и ее разделение (одни-ведущие, другие-игроки, третьи-эксперты и т.п.); в процессе коллективной деятельности.

Заключение

История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них для реализации определённого содержания в определённых условиях, которые, как известно, не остаются постоянными.
Формы работы с детьми должны быть гибкими, простыми, помогающими делать их жизнь радостной, интересной. Именно через них осуществляется процесс организации детской жизни.
В науке существуют различные подходы к определению сущности форм воспитательной работы, их функций, классификации.
Одни авторы под формой понимают выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и детей. Другие определяют ее как установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение соответствующих педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, которые обеспечивают внешнее выражение воспитательной работы.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:
от цели воспитания;
от цепи воспитания;
от содержания и направленности воспитательных задач; от возраста учащихся;
от уровня их воспитанности и личного социального опыта;
от особенностей детского коллектива и его традиций;
от особенностей и традиций региона;
от технических и материальных возможностей школы;
от уровня профессионализма учителя.

В заключение можно сделать следующий вывод.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.Установлено, что эффективность развития творческого потенциала ребёнка зависит от формы организации воспитательного процесса.


Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания

Воспитательный процесс, как любое социально-пси­хологическое и культурологическое явление, имеет форму. Так как субъекты организованного процесса индивиду­альны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием пе­дагога (либо педагогического коллектива в качестве сово­купного субъекта), определяет неповторимость и своеобра­зие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересны наблюдения С.Д. Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Любую форму воспитательной работы, согласно Е.В. Титовой, можно отнести к одной из следующих больших групп: мероприятия, дела, игры. Первые и вторые, по ее мнению, различаются по субъекту организации деятельности (взрослые и дети).

Так, согласно определению Н.Е. Щурковой, воспитательное мероприятие – это отдельный единичный акт педагогического инициирования физической и духовной активности детей путем организации и проведения группового дела, содержание которого имеет социально-ценностный характер и в ходе протекания дела, благодаря ценностному содержанию, обретает личностный смысл для каждого ребенка. При этом необходимо отметить, что воспитательное мероприятие – это всегда «групповое дело» (группа что-то «делает»: поет, пьет чай, моет пол, читает стихи, слушает гостя, размышляет над вопросами жизни), поэтому тот, кому не по душе методический термин «воспитательное мероприятие», может использовать другой термин «групповое дело».

Дело – общая работа, важные события, осуществляемы и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Воспитательное дело – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. Главные отличительные особенности ВД – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.

Предложение рассматривать в качестве особой формы воспитательной работы игру также не вызывает возражений. Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры (воображаемая ситуация, роли, правила). Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад, продуктивная инновационная игра немыслимы без игровых атрибутов.

С. Д. Поляков, опираясь, на подход к классификации форм совместной деятельности Л.И. Уманского, выдвигает в качестве основания для их типологии характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» - каждая группа (или школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» - совместная деятельность группы школьников (или отдельных участников), совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» - соревнование между группами (отдельными школьниками), с использованием, например взаимообмена заданиями (классический пример - КВН).

«Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без целей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

По степени сложности ученые выделяют простые и составные формы воспитания . К простым формам относятся беседы, экскурсии, рассказы и т. д. К составным формам воспитания ученые относят уроки-конференции, уроки-КВН и т. д. Комплексные формы сочетают в себе простые и составные. К ним относятся дни открытых дверей, недели и т. д. Кооперативные формы характеризуются распределением функций между участниками.

Также все формы можно разделить на индивидуальные, групповые, коллективные (субботники, смотры).

Интересным представляется разделение форм воспитания на традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся классный час, так как он характеризуется закрепленным положением в распределении рабочего дня, беседы, экскурсии, КВН и другие. Нетрадиционных форм ученые выделяют более 200 видов. Многие из них представлены в книге Н.Е. Щурковой «Собрание пестрых дел»: «ринги», «конверты», «качели» и многие другие.

Л. В. Байбородова и М.И. Рожков предлагают для различения форм воспитательной работы два показателя: количественный (количество участников) и качественный (субъект организации и общественно значимый результат). Предложенный ими подход можно представить в виде таблицы:

Наибольший интерес представляют кратковременные (от 1 до 2 часов), массовые (не менее 15 участников) формы воспитательной работы, причем такие, где субъект организации может быть любым, как и предполагаемый результат.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравст­венного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из об­щих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.). Осмысление задач ВД - необходимое условие его эффек­тивности. Они должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не навязывайте им свою точку зрения, убедите детей принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. Пассивность - первый враг воспитательных дел. Присматри­вайтесь к поведению школьников, они сами подскажут, что нужно изменить. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и ши­рота маневра - их отличительные признаки. Стремитесь максималь­но использовать непохожесть классов, отдельных ребят. Проекти­руя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в другом. Шаблонный подход, трафа­ретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.



Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие де­ла воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение неже­лательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный ребенок более восприимчив. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно по­могло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружаю­щей действительности, - в этом один из важнейших путей повы­шения культуры воспитательной работы (Ю. А. Конаржевский).

Планируя ВД, педагог будет опираться на уровень подготовлен­ности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают ВД в формальное мероприятие.

По главным целям и назначению выделяются воспитательные де­ла: этические, социально ориентированные, эстетические, познава­тельные, спортивно-физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела - комплексная.

Социально ориентированные воспитательные дела . Их главная цель - формирование у школьников системы социальных отноше­ний: к обществу, закону, органам государственной власти, правопо­рядка и т. д. Стержневое качество, воспитываемое в таких ВД, - дисциплинированность. Именно через понятную даже младшим школьникам дисциплину - осознанную необходимость - соверша­ется постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений. Дисциплинированность проявляется в поступках и от­ражает сознательное выполнение общественных норм и правил по­ведения. Она не требует постоянного напряжения мысли, потому что это следствие привычки поступать в соответствии с уже сло­жившимся образом мыслей и действий. Благодаря такому отноше­нию ребенок находит верную линию поведения в различных ситуа­циях.

Воспитание дисциплинированности согласуется, прежде всего с правилами поведения, которые отражают, с одной стороны, мораль­ные принципы общества, с другой - специфику работы школы.

Определенный порядок жизни и деятельности школьников при­нято называть распорядком. Распорядок дня - это постоянно теку­щее ВД. Выполнение его требований - одно из основных условий эффективного воспитания: распорядок быстро вырабатывает ус­тойчивые привычки личности. Воспитанники привыкают к правиль­ному чередованию труда и отдыха, учатся определять объем рабо­ты, усваивают гигиенические требования. Соблюдение распорядка не только оказывает положительное влияние на физиологические функции организма, но играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований.

Этические воспитательные дела . Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям обществен­ной морали. Основные задачи нравственного воспитания: 1) форми­рование нравственного сознания: 2) воспитание и развитие нравст­венных чувств; 3) выработка умений и привычек нравственного поведения. Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что воз­никла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свя­то и нерушимо. С молоком матери дети должны впитывать истину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь не­допустимо. Сегодня большую тревогу вызывает возросшее число са­моубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, поте­ряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христи­анская мораль на протяжении веков учила - когда трудно, неуют­но, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.

Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личнос­ти. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культу­ры, воспитанности многих выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безгра­ничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответствен­ность, свобода и дисциплина нерасторжимые понятия. Послуша­ние в школе необходимо, это одно из условий плодотворного вос­питания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребе-

нок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.

Не утратили своего значения, а наоборот, стали еще важнее та­кие нравственные качества, как патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрез­вычайно актуальны в системе современного нравственного воспи­тания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи - далеко не пол­ный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивает­ся ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого чело­века: он деградирует духовно и физически. Идет процесс само­уничтожения. Нравственные критерии всегда должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.

Эстетические и физкультурные воспитательные дела. Эстетичес­кие (художественные) дела - общее название дел, доминирующая цель которых - формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению. Уже назывались главные задачи эстетического воспитания, в числе которых - формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Критерием эстетичес­кой воспитанности считается овладение эстетической культурой. Эстетическая культура как составная часть культуры духовной пред­полагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого не только в искусстве, но и в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.

Важнейший компонент эстетического восприятия - эмоциональ­ность. Характер ВД зависит от того, что выступает средством эсте­тического воспитания - природа, труд, человеческие отношения, искусство и т. д. Чрезвычайно большие возможности открывает природа. К. Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем мо­лодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение про­изведений искусства, посвященных природе, - традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы не­достаточно. Надо уметьвидеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время про­гулок, походов, работы на пришкольном участке воспитателю реко­мендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Учебный труд - основной вид труда школьников. Важно разви­вать в нем способность видеть прекрасное в этом труде, вызывать радость участия в нем, создавать эстетическую обстановку ежеднев­ной трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел - мир искусства . Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н. Г. Чернышевский). Художественный образ, принятый в искус­стве, в конкретной форме отражает типические явления окружаю­щей действительности. Он эмоционален и активен, в нем выражено отношение художника к изображаемому им явлению. Искусство сво­ей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю лю­дей и играет огромную роль в жизни общества. Воспитание средст­вами искусства всегда привлекательно и действенно.

Доминирующая цель ВД физкультурной направленности выте­кает из уже известных нам задач физического воспитания: 1) укре­пление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; 2) овладение физкультурно-спортивными знаниями; 3) выработка двигательных умений и навыков; 4) развитие двига­тельных качеств (силы, ловкости и т. д.); 5) воспитание нравст­венных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т. д.); 6) формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т. п.); 7) выработка привычки к систематическим заня­тиям физкультурой и спортом; 8) формирование гигиенических уме­ний и навыков. Такое разнообразие ВД позволяет решать в комплек­се задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Очень важна гимнастика перед занятиями (утренняя физзаряд­ка), которой начинается трудовой день в школе. Утренние физичес­кие упражнения на открытом воздухе повышают работоспособность, содействуют общему закаливанию организма. Полноценность ут­ренних физкультурных упражнений зависит от их систематичнос­ти и организации. Учитель физкультуры заранее составляет ком­плексы упражнений для учеников различных классов с учетом их подготовленности. При этом обязательно принимаются во внима­ние особенности школы и климатические условия. Основное содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упраж­нения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными упражнениями, специально подобранными иг­рами для всего класса.

К постоянным воспитательным делам относятся и физкультми­нутки (физкулътпаузы), во время которых выполняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособ­ность. При хорошо организованном и методически правильном про­ведении физкультпаузы положительно сказываются на учебно-вос­питательном процессе.

Экологические и трудовые воспитательные дела . Опасность над­вигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвра­тить только немедленной и кардинально улучшенной природоохран­ной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природо­охранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просве­щению - формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убежде­ние в необходимости безотлагательной помощи природе, стремле­ние хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее бра­ли. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная рабо­та в школе проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел. ВД - это форма организа­ции и осуществления конкретной деятельности воспитанников. По целям и назначению выделяются воспитательные дела: этические, социально ориентированные, эстетические, познавательные, спор­тивно физкультурные, экологические, трудовые и др. Выделение это условно, ибо цель любого воспитательного дела - комплексная.

Форма воспитательного процесса выполняет чрезвы­чайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме, воспитанник проживает удовлетво­рение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетво­рения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленитель­ность эпизода жизни переносится на объект - теперь пле­нительным для субъекта становится сам объект. Так, ис­пытав духовное наслаждение на конкурсе чтецов, один ре­бенок проявляет, любовь к стихам, пленяясь их мелодич­ностью, другой открывает для себя своих товарищей, удивляясь их талантам, третий обнаруживает ценность слова, вмещающего в себя бурю чувств.

У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творче­ские конкурсы на лучший проект реализации какой-либо идеи: проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т.д.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями:

² Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

² Форма должна быть изменчивой, но осу­ществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и неза­метно быть вытесненной чем-то принципиально иным.

Таким образом, форма, средство, метод и цель стягиваются в тугой педагогический узел. Если форма зависит от средства, а средство отбирается согласно методу, то сам метод проистекает из цели воспитания и задачи, постав­ленной на данный период работы с детьми.

Вопросы и задания

1. Что такое формы воспитания?

2. Перечислите три наиболее общие группы форм воспитательной работы.

3. В чем заключается характерное отличие воспитательного мероприятия от воспитательного дела?

4. Какие существенные признаки игры свойственны формам воспитания?

5. Какие классификации форм воспитания вам известны?

6. Назовите виды воспитательных дел.

7. Какие воспитательные дела относятся к социально-ориентированным?

8. Какие дела относятся к этическим?

9. Какие воспитательные дела относятся к эстетическим, физкультурным, трудовым?


Система форм воспитательной работы
Основные идеи темы

Понятие о формах воспитательной работы. Многообразие форм воспитательной работы и попытки их классификации. Требования к отбору форм воспитательной работы с воспитанниками. Технология проведения отдельных форм организации воспитания (беседа, диспут, игра, читательская конференция , собрание, устный журнал, кружки, научные общества, технические и гуманитарные центры, клубная деятельность учащихся, творческие мастерские, детские центры). Тенденция развития современных форм воспитательной работы. Нетрадиционные формы воспитания. Технология проведения беседы и диспута.
Основные понятия темы

Форма воспитательной работы, внешкольная воспитательная работа, внеклассная работа, методика проведения форм воспитательной работы, критерии отбора форм воспитания.
Методические указания по теме. Студент должен ознакомиться с многообразием форм воспитательной работы, условиями их выбора и способами организации. Ему необходимо овладеть умениями отбирать содержание и формы воспитания, адекватные педагогическим целям и задачам. Студент должен усвоить различные технологии организации и проведения форм воспитательной работы (беседы, диспута, конкурса, игры, собрания, устного журнала и т.д.).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую характеристику организационных форм воспитательной работы.

2. Раскройте специфику организаторских приемов и воспитательных средств.

3. Докажите обусловленность выбора форм воспитания задачами и содержанием воспитательного процесса.

4. Какие вы знаете традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы?

5. Определите требования к технологии проведения форм воспитательной работы.

СРС. Студентам предлагается проанализировать современные формы воспитательной работы в школе, наиболее популярные формы и жанры российского и регионального телевидения, воздействующие на формирование сознания, ценностных ориентаций и моделей подражания детей и молодежи.

НИРС . Студенты готовятся к обсуждению и защите реферативных работ. Экспертная комиссия из числа старшекурсников приглашается для определения лучших работ с последующей рекомендацией авторов к участию на факультетской научно-теоретической конференции студентов-исследователей.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Ознакомьтесь с некоторыми установками из мини-курса для учителей американского психолога Джеральда Джампольски:

1. С сегодняшнего дня я не выношу никаких категорических оценок.

2. Давать и получать – это по существу одно и тоже. Все, что я даю, так или иначе, возвращается ко мне.

3. Я освобождаю от осуждения себя и всех, кого я знаю.

4. Я отказываюсь от всех мыслей, которые причиняют мне боль.

5. В моей жизни ничего не происходит само по себе. Я получаю только то, к чему сознательно или бессознательно стремлюсь сам.

6. Для того чтобы почувствовать полную свободу, я освобождаюсь от мыслей о прошлом и будущем, и учусь жить только настоящим.

7. Вот список слов, употребления которых я стараюсь избегать:

Невозможно;

Не могу;

Если только;

Продумайте для себя жизненные установки, которые помогут вам жить в согласии с собой и окружающими.

Сущность формы воспитания в школе. Форма воспитания – внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранная форма реализации метода воспитания обеспечивает в конечной итоге эффективность всего воспитательного процесса в школе.

Форма воспитания может иметь различную модификацию в зависимости от целей, задач и методов воспитательной работы. Например, экскурсия может осуществляться как с целью ознакомления с достопримечательностями города, так и с целью закрепления какого-либо учебно-воспитательного материала.

Метод дискуссии (столкновение различных точек зрения, позиций, взглядов с целью выявления истины) может проводиться в различных формах воспитательной работы, каждый из которых отражает свои правила, условия и порядок проведения. Например, диспут как форма дискуссии предполагает наличие ведущих или организаторов, которые умело направляют обсуждение в русло заблаговременно выделенных, оглашенных через школьное радио или освещенных в классных стенгазетах , положений (вопросов) предстоящей дискуссии. При этом организаторам и ведущим диспута важно знать, что спорных положений, вокруг которых завязывается дискуссия, может быть не более пяти, иначе спор обретает расплывчатый характер. Суд как другая форма дискуссии предполагает наличие таких персонажей, как судья, прокурор, адвокат, присяжные и т.д. Значительно облегчают поиск истины (особенно с исторической точки зрения) справочные бюро, информбюро из числа педагогов или наиболее компетентных воспитанников класса, группы. Суд как форма воспитательной работы приобретает особенную актуальность при выработке у детей адекватной оценки исторических событий развития человечества, политических событий современности, нравственных ценностей современного общества.

Системно-структурный анализ формы воспитания. Системный анализ позволяет определить форму воспитания как совокупность актов, организаторских приемов (действий) и воспитательных средств взаимодействия между субъектами воспитания.

Под организаторскими приемами принято понимать действия, позволяющие решить конкретные организаторскиезадачи. К организаторским приемам можно отнести жеребьевку или свободный выбор, обязательные задания или задания по выбору, аукцион лучших идей или обсуждение всех предложений и т.д.

Организаторские приемы способствуют решению задач распределения поручений, порядка проведения, вовлечения игроков, размещения участников (круг, полукруг или в ряд), правильной оценки их действий и т.д.

Эффективность организаторских приемов усиливается благодаря приемам педагогического воздействия, стимулирующим активность и личностное отношение детей к участию в совместной деятельности.

К приемам педагогического воздействия можно отнести авансирование успеха, доверие, мнимое сомнение, увлечение и т.д.

Под воспитательными средствами понимаются предметы материальной или духовной культуры, окружающая среда или условия, используемые для достижения воспитательных целей.

Воспитательные средства могут быть прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) воздействия. К первым можно отнести организационные правила и условия, регулирующие поведение и деятельность участников (приветствия команд, условия выхода из игры, мажорный фон, поддержка болельщиков, «непререкание» с судьей). Ко вторым относятся элементы музыкального, художественного, иллюстративно-наглядного, светового оформления (музыкальные заставки и паузы, устные журналы, кино и видео сюжеты, дизайн, костюмирование).

Структурный анализ воспитательной формы позволяет выявить определенную логику и поэтапность организационных действий. Наиболее обобщенная структура любой формы включает в себя три неотъемлемых этапа:

Подготовка;

Проведение;

Однако многие формы обладают более сложной структурой, которая может включать в себя, например, предварительную подготовку, групповое планирование , коллективно-групповую подготовку, групповую рефлексию, коллективную оценку.

Классификация форм воспитания. В педагогике существуют несколько вариантов классификации форм воспитания. Одна из них разработана в логике деятельностного подхода, и подразделяется аналогично классификации методов воспитания на четыре группы:

Формы и методы формирования сознания личности ребенка;

Формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Формы и методы стимулирования поведения и деятельности;

Формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (Ю.К. Бабанский).

Значительный интерес представляет классификация форм воспитания, в основе которой лежит логика возрастания их воспитательных возможностей (Е.В. Титова). Данная классификация подразделяется на следующие группы форм воспитательной работы:

Мероприятия;

Основанием для подобного классифицирования являются: зависимость от целевой направленности воспитательной формы, объективные воспитательные возможности формы и позиции участников воспитательного взаимодействия.

Мероприятия , с точки зрения автора, представляют собой события или ситуации в коллективе, организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на детей. К видам данного типа форм можно отнести беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки и т.д. Мероприятия предпочтительны и целесообразны в случаях решения сложных просветительских, обучающих и организаторских задач, когда необходим высокий уровень компетентности педагогов или приглашенных специалистов.

Данная типология правомерно дополняется играми, наилучшим образом способствующими исполнению и отработке детьми индивидуально-значимых и социально-значимых ролей, обучению их действиям и привычкам общественно значимого поведения.

Таким образом, под играми понимается воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе в целях отдыха, развлечения или обучения. Игры отличаются многообразием видов: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, организационно-деятельностные и т.д.

Мероприятия и игры, как правило, проводятся кем-либо для кого-либо в целях воспитательного воздействия или взаимодействия. Вместе с тем они могут быть менее целесообразными, если дети в состоянии самостоятельно организовать творческое взаимодействие. В данных случаях эффективнее организовывать коллективные дела.

Дело трактуется как общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем. Дела характеризуются самой высокой деятельностно-созидательной позицией детей, опосредованным педагогическим руководством и гуманистической направленностью на развитие личности и коллектива. Некоторые формы данной классификации представлены на рис 13. Система форм воспитания Е.В. Титовой.

Особую значимость в данной типологии форм воспитательной работы имеют коллективные творческие дела, разработанные И.П. Ивановым. Они, с точки зрения большинства педагогов, обладают наибольшими воспитательными возможностями, так как предоставляют каждому ребенку шанс внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, интеллектуальные и т.д.), укрепить коллектив и коллективные отношения как основу личностного развития ребенка, эмоционально окрасить ситуации взаимодействия между субъектами воспитания. Таким образом, переход форм из одного типа в другой сопровождается не только усложнением их организации, но и возрастанием воспитательных возможностей форм воспитательной работы.

Воспитательный эффект используемых форм взаимодействия во многом зависит от профессионализма, компетентности и творчества воспитателей, организаторов и игротехников школы.

Воспитательная работа в школе, к сожалению, страдает от таких недостатков формотворчества, как стереотип отработанных и регламентированных форм и сценариев , предпочтительность готовых сценариев как результат репродуктивного подхода к педагогической деятельности, однообразие форм как следствие закостенелости педагогического мышления воспитателей.

Традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы. В школе сложилась определенная система традиционных форм воспитательной работы. Хорошей традицией стали, например, выступления агитбригад, КВН, конкурсы художественной самодеятельности, фестивали, трудовые операции. Наряду с этим, мы должны отметить, что школу всегда украшали нестандартные формы воспитательной работы. Например, замечательной педагогической находкой коллектива Павлышской школы В.А. Сухомлинского была такая форма семейного воспитания школьников, как «Яблоня матери». Достойным вкладом в копилку форм воспитательной работы московской школы № 825 В.А. Караковского стали такие мероприятия и дела, как ежегодное обращение к людям Земли, интеллект-аукцион, защита генеалогического древа семьи и др.

Практика показала, что оригинальные и нестандартные формы, обладающие безусловной притягательностью и привлекательностью для детей, с одной стороны, и большими воспитательными возможностями, с другой, впоследствии становятся доброй традицией в воспитательной работе школы. Далее наглядно представлены некоторые традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы в современной школе (рис. 14. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания).

Критерии отбора форм воспитательной работы. В основе отбора эффективных форм воспитательной работы в школе лежат следующие критерии:

Целесообразность (например, соответственно целям и задачам экологического воспитания: от экологии души человека к экологии его разума, от экологии души и разума человека к экологии окружающей его природы, от экологии природы к экологии ноосферы планеты, воспитательная работы школы наполнена такими формами, как зеленые и голубые патрули по очистке лесов и рек региона, участие в международных акциях гринпис, проведение Дня птиц, операций «Навстречу весне», «Золотая осень» и т.д.;

Разнообразие форм и приемов воспитательной работы;

креативность форм воспитательной работы, пробуждающих нестандартное, оригинальной решение проблем воспитательного взаимодействия;

Соответствие воспитательных форм психолого-физиологическим, возрастным, индивидуальным особенностям детей;

Соответствие форм особенностям развития коллектива и коллективных отношений;

Привлекательность и эмоциональная окрашенность форм воспитательной работы;

Последовательное усложнение форм воспитательной работы;

Постоянное усиление воспитательных возможностей формы.

Технология проведения беседы. В педагогике слово «беседа» обозначает как способ взаимодействия между субъектами воспитания, так и форму – внешнее отражение этого взаимодействия в конкретных временных, пространственных, организационно-процессуальных нормах и правилах (во сколько, где, с кем, в какой последовательности и т.д.).

Беседа как метод воспитания используется с давних времен. История донесла до нас со времен афинской школы сократическую беседу , со времен средневековья - катехизическую беседу, со времен советской педагогики – идейно-политические и нравственно-этические беседы, ныне широкое распространение получают различные варианты эвристической беседы. Как бы не менялись разновидности беседы, суть сохраняется неизменной – беседа была и остается одним из самых действенных методов воспитания. Этому способствует, прежде всего, заложенный в ней мощный психолого-педагогический потенциал воздействия на личность ребенка: максимальная доступность, убедительная аргументация, интенсивность, ассоциативность, экспрессивность, ясность выражений, широкие воспитательные возможности. Благодаря этому, беседа как метод выполняет разнообразные функции: информационную, мотивационно-побуждающую, контролирующую, коммуникативную, поисково-исследовательскую и т.д.

Технология проведения беседы как формы воспитательного взаимодействия включает в себя пять взаимосвязанных фаз (этапов) :

1. Начальная фаза беседы.

2. Фаза передачи информации.

3. Фаза аргументирования.

4. Фаза опровержения доводов слушателей и убеждение в правоте ваших мыслей.

5. Заключительная фаза беседы.

1. Задачи и средства начальной фазы беседы:

Установление контакта со слушателями (приемы мобилизации внимания, старт-приемы, установление глазного контакта для начала с двумя-тремя слушателями, психологическая пауза и т.д.);

Создание целесообразной атмосферы беседы (улыбка, интонационная выразительность, соответственная теме и возрасту слушателей тембральная окраска голоса и темпоритмика речи, сила голоса, мимика и пантомимика);

Привлечение внимания (адекватная темпоритмика: ускорение-замедление, увлекающая фраза, эффектный жест, психологическая пауза);

Пробуждение интереса (интригующий вопрос, интригующая деталь или предмет, необычная ситуация).

Ошибки первой фазы:

Пренебрежение аудиторией слушателей, обусловленные небрежной внешностью, тяжелой «шаркающей» походкой, усталым взглядом, вялой жестикуляцией, согбенной осанкой, «скучным» голосом;

Отсутствие новизны и полезности беседы, обусловленные начальными фразами: «Мне бы сейчас еще раз хотелось поговорить о …», «Если у вас есть терпение, то вы выслушаете меня …», «Если вы хотите, то я расскажу …»;

Проявление неуважения к слушателям, обусловленное фразами: «Давайте быстренько рассмотрим …», «Я тут вчера вспомнил, что мы с вами не поговорили о том, что …», «Сегодня мне вдруг пришло в голову, что …»;

Начало должно быть уверенным, бодрым, обещающим, интригующим;

Беседа должна начинаться с так называемого «Вы-подхода» - умения поставить себя на место слушателя, ответив себе на - вопрос «Что бы меня заинтересовало на его месте?». Постарайтесь избегать «Я-подхода», заменив старт-фразы «Я бы хотела …» на «Вы хотите …», «Я пришла к выводу о том …» на «Надеюсь, что вы пришли к выводу о том …», «Вы, конечно, об этом не знаете …» на «Вам было бы интересно узнать», «Хоть вы и не слышали …» на «Уверена, что вы уже слышали …» и т.д.

2. Задачи и средства фазы передачи информации:

Заинтриговать информацией (актуальность и содержательность информации, логичность изложения, техника задавания интригующих вопросов, использование интригующих «деталек», визуальное общение с аудиторией слушателей, эффекты неожиданности);

Убедить в полезности данной информации (умелая постановка закрытых и открытых вопросов, техника внушения полезности данной информации);

Передать необходимую информацию (глубокая профессиональная компетентность в обсуждаемых вопросах , техника поддерживания внимания слушателей);

Побудить к совместному диалогу в процессе обсуждения основных положений беседы (использование позиции «партнера» в общении, установление атмосферы доверия, техника постановки риторических вопросов, техника задавания комбинированных вопросов).

Ошибки второй фазы беседы:

Нелогичность рассуждения;

Дегрессия – уход от предмета обсуждения;

Использование большого количества «голых» фактов;

Отвлечение лектора на побочные элементы (шумы, звонки, поведенческие реакции слушателей и т.д.);

Неадекватная мимика и пантомимика;

Излишнее использование «критических» слов, выводящих из состояния равновесия: катастрофа, авария, трагедия, землетрясение и т.п.;

Тавтология (повтор мыслей, слов, фактов);

Интонационная и словесная невыразительность.

Концентрироваться только на той теме, которая обсуждается;

Соблюдать «рамки» передачи информации (не более пяти положений-вопросов по теме обсуждения). Информация за пределами этих положений, как правило, не усваивается;

Оставлять самый интригующий «кусок» информации на конец этой фазы;

Сопровождать информацию адекватной и подтверждающей мимикой и пантомимикой;

Стремиться от монолога к диалогу;

Обращаться по имени;

Максимально давать возможность высказаться слушателям;

Ставить вопросы для обдумывания: «Считаете ли вы … », «Правильно ли я поняла вашу мысль …»;

Использовать долю юмора, при необходимости - даже иронии.

3. Задачи и средства фазы аргументации:

Закрепить полученные знания, укрепить необходимые позиции (техника использования внушения и убеждения, техника сравнения);

Наглядно подтвердить излагаемую информацию (техника использования наглядности, ТСО, видео или киносюжетов; образные примеры, ситуации, сравнения).

Ошибки третьей фазы беседы:

Необоснованные выводы;

Отсутствие подтверждающей наглядности;

Некорректность цифр, сравнений, примеров;

Неубедительность доказательств.

Ясно излагайте факты и аргументы;

Насыщайте свои рассуждения «взлетами и падениями» (аргумент – концентрация внимания – спор – передышка – закрепление позиций – промежуточный вывод и т.д.);

Умейте ставить комбинированные и контрольные вопросы;

Используйте методику извлечения промежуточных выводов.

4. Задачи и средства фазы опровержения доводов слушателей, убеждения в правоте ваших мыслей:

Формирование правильного, достоверного мнения (техника опроса мнений, техника видимой поддержки, техника использования заблуждений и искажений, использование метода «да, но …»);

Расшатывание неправильных убеждений, установок, позиций (техника спора, техника внушения, диалогическое общение, техника использования авторитетного мнения);

Опровержение неправильных доводов, установок, представлений (техника дискредитации собеседника , использование приема «бумеранга», методика игнорирования, техника изоляции собеседника);

Убеждение в правоте истинных представлений, ценностей, убеждений, позиций или установок (техника убеждения и внушения).

Ошибки четвертой фазы беседы:

Приоритет монологического изложения;

Психолого-педагогическая позиция «Тетерев».

Умейте вызывать поддержку: «Можем ли мы считать подобное нормальным явлением …»;

Используйте методику извлечения правильных обобщений;

Используйте правильную темпоритмику повествования: беседа должна быть интенсивнее к завершению;

Умейте ставить «вопросы-капканы»;

Используйте методику сравнения, преувеличения, апелляции, альтернативы, заблуждения и т.д.

5. Задачи и средства заключительной фазы беседы:

Достижение цели беседы;

Обобщение и выводы по проблеме обсуждения;

Принятие решения;

Обеспечение благоприятного климата;

Стимулирование к последействию.

Ошибки заключительной фазы беседы:

Резкое и неподготовленное завершение беседы;

Отсутствие выводов и обобщений;

Выводы и обобщения делаются без участия слушателей;

Использование фраз-штампов типа «Благодарю за внимание», «Спасибо за проявленный интерес» и т.д.;

Отсутствие элемента последействия.

Отделите четвертую фазу от завершающей фазы беседы словами: «Давайте подведем итоги …», «Мы подошли к концу нашей беседы и …», «В завершении нашей беседы …» и т.д.;

Предоставьте возможность слушателям самим сделать выводы и обобщения;

Оставьте самый впечатляющий момент на конец беседы;

Завершите беседу на «фоне самого высокого накала» интереса, инициируя самостоятельный поиск интересующей информации;

Используйте технику инициирования активного последействия по типу КТД.
Технология проведения диспута. Диспут является одной из форм дискуссии, т.е. спора, обмена мнениями, нахождения правильного решения спорного вопроса, обсуждения различных позиций с целью выработки правильных представлений. Диспут – публичный спор, публичная защита позиций и мнений. Диспут как форму воспитательной работы рекомендуется использовать в средних классах, когда у детей актуальна потребность в самоутверждении, отстаивании своих позиций, формировании своей системы ценностей.

Актуальность и значимость темы;

Заблаговременное ознакомление с пятью основными вопросами (положениями, тезисами) спора в форме плакатов, карточек, приглашений, стенгазеты, записи на доске, устного объявления и т.д.;

Своевременное оповещение о проведении диспута в форме объявления, газеты, радиогазеты, пригласительных билетов и т.д.

Специальное оформление помещения (плакаты, выставки книг и статей, цитаты великих людей , иллюстрации и т.д.);

Тщательная подготовка ведущих, выступления которых не должны превышать 15 минут;

Строгий регламент выступлений на диспуте (первому выступающему отводится до семи минут, последующим – до трех минут, на справку – 1 минута;

Заблаговременная подготовленность 2-3 выступающих;

Заблаговременное ознакомление участников диспута со статьями, книгами, видеозаписями с ситуациями, сюжетами и фактами по избранной теме;

Использование игровых приемов диспута (наличие судьи, адвоката, прокурора, присяжных, справочного бюро и т.д.)

Установление доброжелательной атмосферы;

Соблюдение этикета спора;

Проявление искусства спора;

Установление информационных «рамок» диспута.

На обсуждение, как правило, выдвигается не более пяти спорных положений-вопросов. Например, диспут на тему «Поговорим о дружбе и товариществе» может содержать следующие вопросы: 1. Что такое дружба и чем она отличается от товарищества? 2. Какие качества разъединяют и какие объединяют? 3. Возможно ли, что ребята, проучась в одном классе одиннадцать лет, так и не стали товарищами? Почему? 4. Каждый ли человек может быть настоящим другом? А какой может быть? 5. Согласен ли ты со следующими обобщениями народной мудрости: «Друг спорит, а недруг поддакивает», «Старый друг лучше новых двух», «Друг познается в беде», «Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года».

Диспут на тему: «Какой Я? Какая Я?» также содержит не более пяти вопросов: 1. Какой ты человек, хорошо ли ты знаком с собой? 2. Знаешь ли ты свои достоинства и недостатки? 3. Чем ты себе нравишься, и чем нет? 4. Можешь ли ты правильно оценить свои поступки и без обиды выслушать справедливые упреки, замечания, критику в свой адрес? 5. Кто и что помогает тебе стать лучше?

Опытный педагог по мере введения диспута в систему воспитательной работы своего класса помогает детям вырабатывать правила диспута. Они могут оформляться в виде стихов, рисунков, шаржей и т.д. Предлагаем вашему вниманию несколько правил диспута:

Правила диспута:

Если остаешься, оставайся добровольно!

Если остался, говори!

Если говоришь, говори откровенно!

Закон 00 выполнять изволь! (В случае долгого ожидания начала диспута, происходит «эмоциональное перегорание» детей).

Если спорим, то лишь с тактом, а доказываем фактом!

Не нравиться – критикуй,

Критикуешь,– предлагай!

Если хочешь, – говори,

Помни лишь закон 3 – 3! (Каждый может выступать не более трех раз и не более трех минут).

В заключение приведем слова А.С. Макаренко о том, что воспитание – «дело простое, радостное и легкое», если оно обеспечивается целесообразно разработанной технологией форм воспитательной работы.