Как дорисовать волосы в фотошопе. Простой урок по рисованию волос в Adobe Photoshop

16.07.2019

Снова здравствуйте, друзья!

Сегодня у нас новая интересная тема - работа с волосами. Хватит с нас уроков, в которых рассматривается как добавить женским волосам объёма с помощью фотошопа - давайте рассмотрим пример с БОРОДОЙ ! Все же согласятся, что борода добавляет +100 очков к брутальности, так? Но есть загвоздка, практически у каждого мужчины есть места на лице, где не почти растёт щетина и из-за этого не получается отрастить выдающуюся бороду, о которой он всю жизнь так мечтал.

Выход есть! По крайней мере можно без проблем дорисовать недостающий "объём" на фотографиях:) Именно этому и будет посвящен наш урок.

Итак, приступим. Нам понадобится фото, где вы или ваш друг с бородой или небритостью, которую нужно немного подправить. В нашем случае мы планируем добавить немного волос у уголков рта, на щеках и подбородке:

Сразу же бросается в глаза то, что волосы далеко не всегда одного цвета. В большинстве своём они чёрные, но попадаются также коричневые и русые, которые к тому же по-разному смотрятся в зависимости от освещения. Но с этим мы справимся чуть позже, а сейчас нам надо создать один волосок , на основе которого мы будем строить все дальнейшие шаги.

Итак, создайте новый прозрачный слой и выберите инструмент Pen Tool , кликните правой кнопкой чтобы увидеть меню настроек. Параметры Size и Hardness выставьте на уровне 3px и 80% соответственно:

После чего попробуйте нарисовать волосинку, которая максимально похожа на все остальные:

Не бойтесь экспериментировать с толщиной или цветом, ваша основная задача - сделать идеальную волосинку.

Справились? Теперь создайте новый слой и разместите его между двумя уже существующими.

После этого выберите инструмент Rectangular Marquee Tool (M) и выделите прямоугольную область на новом слое позади волоска, после чего кликните на этой области правой кнопкой мыши и выберите Fill... Во всплывающей окне залейте область белым цветом:

Должно получиться вот так:

Теперь у нас есть волосинка на белом фоне, из которой мы сделаем кастомную кисть. Для этого вам нужно выделить белую область кликнув по среднему слою удерживая Ctrl (или любым привычным для вас способом). После этих манипуляций переходим в пункт меню Edit и выбираем Define Brush Preset как показано на скриншоте:

После чего вы увидите всплывающее окно, где будет небольшое превью, показывающее размер новой кисти. Там же можно дать ей название.

После того как вы успешно создали новую кисть - выберите Brush Tool . По умолчанию загрузится кисть с волоском, которую мы только что сделали. Сделайте новый прозрачный слой, на котором опробуйте кисть несколькими нажатиями левой кнопки мыши:

Но пока наша кисть еще не полностью готова. Нам предстоит её немного поднастроить, но сперва давайте удалим все слои - они нам больше не нужны, оставьте только бэкраунд с фотографией.

Удалили? Теперь создайте новый прозрачный слой чтобы потренироваться в настройке кисти. Перейдите в пункт меню Window и выберите пункт Brush , вы должны увидеть вот такое меню настройки:

В данном меню вы найдете просто мегатонны настроек и мы очень рекомендуем вам потратить время на то чтобы понять как та или иная настройка влияет на отображение кисти. Но конкретно сейчас нас интересует вкладка Shape Dynamics . Кликните на чекбокс рядом с ней, а потом кликните на саму категорию настроек. Установите параметр Size Jitter на уровне 100% - он отвечает за разброс длины и сделает так чтобы волосинки не были похожи друг на друга по длине:

Параметр Angle Jitter установите на уровне 8-10% . Это заставит все волоски находиться под разным углом по отношению друг к другу:

Параметр Roundness Jitter придаст еще больше уникальности вариациям, поставьте его на уровень 40%:

Далее активируйте и перейдите во вкладку Scattering и поставьте галочку в чекбоксе Both Axes . Уровень параметра Scatter можете выбрать на свой вкус, он отвечает за разброс текстур по области, но мы рекомендуем остановиться на 200-250%:

Дело приобретает серьёзный оборот, а кисть всё больше и больше начинает походить на волоски бороды. Но это пока не вся настройка. Вернёмся обратно на вкладку Shape Dynamics и рядом с Angle Jitter кликнем на Control , а в выпадающем меню выберем Direction как это показано на картинке:

Это нужно чтобы кисть "следовала за направлением" в котором мы рисуем, таким образом мы сможем добавлять волоски под любым нужным нам углом в любом нужном нам месте. Просто попробуйте обвести круг и поймёте, о чем идёт речь:

На данном этапе волоски следуют перпендикулярно движению, перейдите во вкладку Brush Tip Shape и поменяйте угол на 90 градусов - это заставит волоски двигаться параллельно:

Не устали? Еще немного:)

Переходим во вкладку Transfer , выключаем Control под Flow Jitter . А вот Opacity Jitter ставим на уровень 100% - это заставит некоторые волоски выглядеть не так насыщенно как другие и даст нам еще больше правдоподобности.

(то, что мы будем создавать)

Реалистичность – штука очень сложная, но если вы освоите методы ее достижения, то сможете вывести свои работы на качественно новый уровень.

На этом уроке по фотошопу я покажу вам как нарисовать четыре различные прически, варьируя текстуры и формы локонов. Кроме того, вы, шаг за шагом, научитесь добиваться максимальной реалистичности, подбирая правильные режимы наложения.

1. Изучите свои кисти
Не имеет смысла приступать к рисованию, не обеспечив себя самым необходимым инструментарием. Для цифрового рисования лично я использую графический планшет . В нем настолько много различных опций кистей, доступный онлайн, что иногда сделать выбор довольно сложно. Но в случае, если вы используете Adobe Photoshop CC , выбор значительно упрощается. При том, что нем есть все необходимые кисти.

Просто нажмите F5, чтобы открыть палитру кистей. Далее, открываете выпадающий список с наборами кистей, и выбираете нужную вам.

Жесткая круглая кисть, чувствительная к нажиму
Основная кисть, которую я буду использовать – чувствительная к нажиму, жесткая кисть с круглым наконечником. Она имеет размытие края и ее непрозрачностью можно управлять нажимом пера. Она вполне подходит для рисования набросков и текстуры волос.

Сухая кисть
Следующая кисть, которую мы будем использовать в работе – текстурная сухая кисть. Для достижения гиперреалистичного вида ваших изображений, иногда бывает полезным добавить немного зернистости и текстуры. Например далее в этом уроке мы, с помощью этой кисти, воссоздадим текстуру кудрявых волос.

2. Использование в фотографий в качестве образцов

Многие новички допускают классическую ошибку, когда приступают к рисованию не собрав, предварительно, достаточного количества фотографий, которые можно было бы использовать в качестве образцов, или, так называемых референсов. Наблюдая, как их почитаемые художники рисуют, как говориться, с ходу, они стараются поступать точно так же.

Реалистичность требует времени. Поэтому ни в коем случае не следует торопиться. Очень важно попытаться понять, почему тот или иной предмет выглядит именно так в реальном мире. Профессиональные художники тратят на рисование многие и многие часы, воссоздавая и изучая конкретную схему освещения. Поэтому они намного лучше знакомы общими принципами, чем большинство обычных людей.

В процессе урока, для наглядности, я буду использовать следующие четыре фото:

Обводить или не обводить?

Вокруг этого вопроса всегда было много споров. Знаю, с одной стороны это может выглядеть как некий обман, подделка. Но лучшего метода для практики и набивания руки пока еще не придумали. Поэтому, даже если в какой-то момент вы окажетесь готовы сдаться, почувствуете, что у вас ничего не получается, просто продолжайте обводить нужные вам контуры на фото. И очень скоро вы сможете создавать эскизы самостоятельно.

3. Понимание режимов наложения слоев

При работе в фотошопе рисование на слоях, установленных в различные режимы наложения, может сэкономить вам массу времени. Ниже описан метод, который применяю лично я каждый раз, когда рисую волосы. В каждом конкретном случае процесс может отличаться в деталях, но так или иначе, я всегда начинаю работу на слое в Нормальном режиме наложения.

Нормальный (Normal)
Задайте вашему документу разрешение 300 пикселей на дюйм. Подобного рода работу лучше выполнять на документах с достаточно высоким разрешением. Для начального наброска и нанесения базовых цветов всегда лучше использовать слой в режиме наложения Нормальный (Normal).

Мягкий свет (Soft Light)
Ваш рисунок чем-то вас не устраивает? Выглядящие совсем неестественно резкие черные линии вас раздражают? Чтобы линии наброска стали более мягкими или лучше сочетались с другими использованными в работе цветами, попробуйте режим наложения Мягкий свет (Soft Light). Поэкспериментируйте с Непрозрачностью (Opacity), и вы сможете заметить значительное улучшение в плане реалистичности.

Умножение (Multiply)
Каждый раз, когда вам нужно использовать очередной режим наложения, создавайте отдельный новый слой.

Слой, установленный в режим наложения Умножение (Multiply) лучше всего использовать для теней. При этом, вам не нужно кропотливо подбирать цвета, открыв палитру, а достаточно просто навести курсор на область, которую необходимо затенить, зажать Alt, и кликнуть. В результате будет взят образец цвета из этой области, и он автоматически будет умножен, выдавая затемненный результат.

Перекрытие (Overlay)
Данный режим наложения устойчиво ассоциируется у меня со светом. На поверхности слоя, установленного в режим наложения Перекрытие (Overlay), вы можете рисовать как теплыми, так и холодными цветами, имитируя естественное освещение. Однако, при работе с этим режимом, следует проявлять осторожность и не перестараться.

Линейный осветлитель (Linear dodge)
Слой в режиме наложения Линейный осветлитель (Linear dodge) лучше всего использовать, когда на прическу нужно наложить особенно яркие отсветы. И опять же, для получения вполне приемлемого результата, вам достаточно просто выбрать образец цвета при помощи инструмента Пипетка (Eyedropper Tool (E)).

Теперь вы, в общих чертах знакомы с методом, применяемым мной для рисования волос. Далее давайте попрактикуемся с различными прическами.

4. Как рисовать короткие прямые волосы

Шаг 1
Начнем с простейшей “боб”. Нарисуйте эскиз коротких волос, не забывая обозначить голову и верхнюю часть тела модели, а так же стараясь передать их динамику. Наложите несколько сплошных цветов на область кожи и прически, используя для этого отдельны слой. Установите этот слой в режим наложения Мягкий свет (Soft Light).

Шаг 2
Создайте новый слой и установите его в режим наложения Перекрытие (Overlay). Светло-желтым цветом наложите на прическу рассеянный свет, там, где солнечный свет мог бы касаться волос. В результате, темно-коричневый цвет на этих участках, изменится на более теплый оттенок.

Шаг 3
Создайте еще один новый слой и установите его в режим наложения Умножение (Multiply). Далее, взяв образец базового темно-коричневого цвета, наложите на прическу тени. Если прокрашиваемые области будут затеняться неравномерно, отмените действие, и убедитесь, что Жесткость (Hardness) используемой кисти равна 100%.

Шаг 5
Корректируем форму волос. За счет прорисовки самых тонких прядей, постарайтесь передать некоторую динамику. Затрите выборочные участки белым цветом или аккуратно сотрите их. Обозначьте синим цветом простенький воротничок.

Шаг 6
Создайте под всеми существующими слоями новый слой и залейте его нежно-голубым линейным градиентом.

Шаг 7
Наконец, создайте новый слой в режиме наложения Линейный осветлитель (Linear dodge). Наложите на прическу недостающие отсветы, используя для этого кисть размером 1-5 пикселей. По завершении, у вас должна получиться вот такая прическа с прямыми, короткими волосами:

5. Как рисовать прическу с прямыми волосами и челкой

Шаг 1
В следующей нашей прическе мы так же будем работать с прямыми волосами, но на этот раз поработаем еще и над челкой. Набросайте эскиз, обращая особое внимание на форму и расположение волос в области лба.

Даже если в вашем случае цвет волос должен быть еще более светлым, базовый цвет всегда нужно выбирать немного более светлый, чем тот, что вы рассчитываете получить в итоге. Итак, наложите базовый цвет на отдельном слое и установите его в режим наложения Мягкий свет (Soft Light).

Шаг 2
Теперь давайте добавим немного теней. Создайте новый слой и установите его в режим наложения Умножение (Multiply). Постарайтесь наложить достаточно мягкие тени, сквозь которые мог бы просматриваться базовый цвет.

Шаг 3
Прокрасьте теплым светом внешние края прически, создав для этого новый слой в режиме наложения Перекрытие (Overlay).

Шаг 4
Залейте фон красивым персиковым градиентом. Добавьте прическе больше деталей в виде тончайших локонов, используя для этого тонкую кисть и экспериментируя с цветами. Даже если прическа, сама по себе, прямая, отдельные отбившиеся локоны придадут ей динамику.

Шаг 5
Продолжаем работать над волосами. Если вы готовы накладывать свет, то создайте новый слой и установите его в режим наложения Линейный осветлитель (Linear dodge). Наложите финальные отсветы, и придайте характерное сияние области челки. Вот что должно получиться в результате:

6. Как рисовать волнистые волосы

Шаг 1
Так как здесь нам предстоит рисовать волнистые волосы, то я предлагаю вам внимательно изучить структуру завитков. Присмотритесь, как завитки и локоны переплетаются между собой и, в качестве практики, попробуйте нарисовать отдельные элементы прически с волнистыми волосами. В большинстве случаев волнистые волосы – это переплетение локонов в виде различных вариаций буквы S.

Шаг 2
Итак, наложите базовые цвета поверх созданного слоя с эскизом прически. Установите слой с эскизом в режим наложения Мягкий свет (Soft Light), и приступайте к наложению теней на отдельном слое, установленном в режим наложения Умножение (Multiply).

Шаг 3
В общий чертах, процесс во многом схож со случаем, когда мы работали над прической с прямыми волосами. Прежде чем переходить к наложению света на отдельном слое в режиме наложения Линейный осветлитель (Linear dodge), максимально закончите с тенями.

Шаг 4
Чтобы придать изображению законченный вид, наложите на фон линейный градиент. Далее, переключившись на кисть меньшего размера, детализируйте прическу, накладывая более яркие отсветы. Волнистые волосы всегда требуют заметно большего времени. Поэтому не поленитесь, поработайте над текстурой прически, а так же постарайтесь воспроизвести естественный беспорядок в виде отдельных прядей и локонов.

7. Как рисовать кудрявые, кучерявые волосы

Шаг 1
Последней, рассмотренной нами на этом уроке, прической станет прическа с кудрявыми волосами. Такая особенность волос свойственна некоторым народностям, она имеет ярко выраженную текстурность, и требует большего количество шагов, чем предыдущие прически.

Начните, как обычно, с создания эскиза при помощи жесткой круглой кисти.

Шаг 2
Наложите базовые цвета. Но на этот раз желтый цвет на прическу накладываем при помощи линейного градиента. Этот градиент поможет нам понять то, как наслаиваются друг на друга волосы. Установите слой с эскизом в режим наложения Мягкий свет (Soft Light).

Шаг 3
Приступая к работе над тенями, постарайтесь зрительно представить себе то, как волосы, слой за слоем, располагаются на голове. Цвет волос во многом зависит от пигмента. В моем случае на взятом за образец фото прическа выполнена в стиле “ombre”. Поэтому мне пришлось поэкспериментировать с различными цветами на отдельных слоях, установленных в режим наложения Перекрытие (Overlay) и Умножение (Multiply).

Шаг 4
Девушки, обладающие непослушными, кудрявыми волосами должны быть очень хорошо знакомы с текстурой прически. Для воссоздания такой текстуры, нам придется воспользоваться другими кистями.

Нанесите текстуру при помощи, упомянутой в начале урока, сухой кисти. Сухая кисть отлично имитирует, характерные для африканских народов, густые кудряшки. Разбрызгивать текстуру по прическе следует местами, неравномерно.

Шаг 5
Продолжаем совершенствовать завивающуюся текстуру волос. Природа кудряшек несколько отличается от рассмотренных ранее волнистых волос. Поэтому здесь следует использовать линии с плотно расположенными волнами.

Шаг 6
В завершение залейте фон розовым цветом и теплым оттенком наложите на прическу свет, чтобы она стала более выделяющейся. Для наиболее ярких спиральных прядей, выбивающихся вперед, используйте отдельный слой, установленный в режим наложения Линейный осветлитель (Linear dodge).

Заключение
Вот мы и закончили!
Изучение приемов реалистичного рисования – это довольно полезный опыт. Здесь вы узнали кое-что об освещении, текстурах и цветах, а так же о том, что вы можете создать с помощью фотошопа.

Надеюсь, этот урок, посвященный рисованию четырех различных причесок, вам понравился. Или вам понравилась какая-то одна из них? Удачи вам, и творческих успехов!

Многие из нас любят создавать фан арт, и конечно же, частенько не обходится без дорисовки каких-либо деталей внешности. Но не каждый человек может позволить себе планшет и без определенных навыков нарисовать руками нужный образ, а уж тем более, если речь идет о такой сложной детали как волосы. Иногда нас выручают специальные кисточки для Photoshop"а, и сегодня мы поговорим именно о них. Урок рассчитан на элементарные знания Фотошопа, но не требует специальной подготовки, поэтому подойдет даже новичкам.

Кисти

Для начала скачайте любые кисточки для Фотошопа из сети. Выбирайте волосы, которые сделаны в хорошем качестве, не разделены на отдельные волосинки (иначе с ними будет сложно работать) и, желательно, чтобы они имели природную форму и изгибы, а не смотрелись как солома. Я предлагаю набор кистей, которым пользуюсь сама. Скачать можно .

Определившись с кистями, установите их в папку с Фотошопом:
...\Adobe Photoshop\Presets\Brushes
А затем загрузите в программе, выбрав инструмент Brush Tool, зайдя в контекстное меню шаблонов и выбрав опцию Load Brushes.

Подготовка

Запустите Фотошоп и откройте изображение, с которым мы будем работать. Я возьму заготовку девушки из Симс 2 без прически, поскольку с таким скриншотом проще и удобнее работать – можно самостоятельно выбрать форму лба и линию роста волос.

Если на вашем персонаже будет короткая прическа, это не страшно – вы сможете полностью зарисовать ее новыми волосами. Определитесь с примерной формой прически: будут ли это развивающиеся локоны или обычная прямая прическа. Для примера я выберу динамическую прическу из кудряшек.
Для каждой пряди мы будем создавать новый слой, чтобы можно было работать с каждой из них по отдельности, не затрагивая остальные. Поэтому на каждом этапе не забывайте создавать новый слой и почаще сохраняться.

Создание локонов

Создайте новый слой в Фотошопе, как и оговаривалось выше. Возьмите одну из желаемых прядей в наборе кистей, выберите ее цвет и размер и нарисуйте неподалеку от того места, куда вы хотите ее прикрепить.

Сейчас наша прядь направлена вертикально и выглядит чуть крупнее, чем нам нужно. Поэтому я беру и подгоняю ее с помощью инструментов трансформации (Масштаб/Scale и Поворот/Rotate) так, как мне необходимо.

Как только прядь готова, можно создавать новый слой и переходить к следующей. На этот раз я выбираю другой тип локона, чтобы не было повторов и волосы смотрелись более натурально.

Снова выбираю инструменты трансформации, слегка уменьшаю, а затем поворачиваю прядь в нужном мне направлении.

Кроме этого, вы можете зеркально отображать пряди, чтобы они не выглядели одинаково, растягивать или сужать их с помощью того же масштаба, а также изгибать и расширять все в том же разделе трансформации. Это сделает локоны не похожими друг на друга, даже если они были взяты из одного шаблона кисточки.

Продолжайте создавать пряди на новых слоях и подгонять их под форму головы и направление движения.

Старайтесь чередовать разные типы локонов так, чтобы они не повторялись друг за другом, а смешивались с разными, тогда не будет видно повторов.

Также не бойтесь того, что на данном этапе видны резкие некрасивые границы волос на висках и на лбу персонажа, позже мы дойдем и до них.

Как только основная часть волос будет закончена, проверьте, нет ли между прядями лысых просветов и дыр. Если они присутствуют, их лучше замаскировать обычной кисточкой, к тому же волосы будут смотреться гуще.

Отрисовка лобной и височной части

Сейчас нам нужно определить линию роста волос, попробуйте нарисовать ее мысленно или же используйте вспомогательные линии на отдельном слое для собственной помощи. Не забывайте, что линия роста волос у человека не прямая, а имеет изгибы.

Сейчас у нас есть участки волос, которые выходят за линию, их нужно удалить резинкой, желательно крупной и с размытыми краями. Волосы над ухом тоже стоит поправить.

Теперь, чтобы дорисовать оставшуюся внутри лысину, мы используем одну из кисточек с волосами, тогда наши корни будут выглядеть натурально. Кисть берем покрупнее, где хорошо видны волоски. Опять же, не забывайте, что прядь на отдельном слое.

Снова подчищаем крупной резинкой с размытыми краями ту часть, которая вылезла за границы нашей вспомогательной линии.

Все чаще фотографии даже любительские подвергаются разнообразной коррекции, и иногда это даже не лишнее. Рассмотрим, как можно придать эффект объема волос и немного их подрисовать. Открываем изображение.

pedrosimoes7 / Foter / CC BY

Делаем его копию или снимаем блокировку со слоя. Чтобы создать дубликат слоя нужно зайти во вкладку «Слои» и выбрать «Создать дубликат слоя». Для того, чтобы производить любые изменения с основным слоем, необходимо снять с него блокировку. Для этого нажимаем дважды левой кнопкой мыши по замку на слое, как показано на рисунке.

Заходим во вкладку «Редактирование», выбираем «Марионеточная деформация».

При помощи данной функции нужно увеличить часть головы с волосяным покровом, но так, чтобы это не нарушило пропорций всего изображения и в частности лица.

В «Марионеточной деформации» есть специальные булавки, которыми мы закрепим ту часть головы и лица, которая не должна подвергаться изменениям. Особенное внимание уделите краям изображения, чтобы они не деформировались. Чем больше будет булавок, тем меньше искажений будет на закрепленной области.

Теперь нужно слегка раздвинуть область с волосами, сделав её шире. Для этого удерживая нажатой левую кнопку мыши слегка оттягиваем наружный край с волосами и ставим булавку. Чтобы не было ломанной кривой по линии волос, то нужно ставить меньше булавок.

Если булавка была установлена не в том месте, то можно её убрать нажав правой кнопкой мыши по булавке и в контекстном меню выбрать «Удалить булавку».

После проведенных изменений, нужно закрепить результат, нажав на иконке, как показано на рисунке.

После этого действия объем волос стал больше, но продолжаем и дальше обработку волос девушки. Берем инструмент «Прямоугольное лассо» и выделяем участок волос.

При помощи инструмента «Ластик» стираем края этого нового слоя, то есть границы волос вырезанного участка, чтобы не было видно резкого отличия между слоями изображений.

В итоге получилась прядь волос, которая слегка дополнила объем.

Таких прядок можно сделать сколь угодно много, если необходимо дополнить объем.

Но на этом манипуляции по коррекции объема волос не заканчиваются. Можно также прибегнуть к функции прорисовки волос. Для этого нам нужно соединить все слои изображения в одно и лучше всего сделать это следующим образом. Становимся в окне слоев на верхний слой, делая его активным. Далее при помощи инструмента «Прямоугольное выделение» обводим полностью изображение.

У нас получился новый слой со всеми изменениями в одном слое. Далее с помощью инструмента «Кисть» сделаем прорисовку. Выбираем нужный тип инструмента «Кисть», как показано на рисунке, задав минимальную жесткость и размер (диаметр) установив в пределах 3-5 пикселей. Непрозрачность кисти устанавливаем на 30 %.

Увеличиваем изображение, для этого нажав клавишу Alt прокручиваем колесико на мышке (скролинг) вверх. Далее определяем какой участок волос прорисовываем и удерживая нажатой клавишу Alt, левой кнопкой мышки нажимаем на тот участок изображения, цвет которого нам подходит для цвета кисти.

Тонкими линиями прорисовываем области волос, где есть граница цвета. Это придаст выраженности, хотя на первый взгляд эти манипуляции кажутся малозаметными.

При коррекции объема волос нередко прибегают к помощи специальных кистей, называемых «Волосы», которые можно скачать .

Загрузив эти кисти в Фотошоп, можно дополнить с их помощью недостающие прядки, если это необходимо или прикрыть дефекты коррекции.

Создаем новый слой, для этого во вкладке «Слои» выбираем «Новый» и далее «Слой». В этом слое рисуем инструментом «Кисть» пряди волос. Выбирая нужный цвет, согласно соответствия рисуем прядки тому участку волос, где она будет располагаться.

РЕЗУЛЬТАТ

, ) он не имеет четкого места в общем алгоритме обработки прически, поэтому может быть применен как в начале работы (после удаления выбившихся из прически волосков), так и в самом конце.

В этой статье мы рассмотрим особенности того, как выглядят волосы на фотографии и как правильно настроить кисть в фотошопе, чтобы рисовать целые «натуральные» пряди волос максимально быстро.

3 характерные особенности структуры волос

Внимательно посмотрев на «натуральную» (нерисованную) прядь волос, можно легко заметить три характерные особенности. Именно их нам предстоит воссоздать при рисовании - только так удастся добиться естественного результата.

Этими особенностями являются:

  1. Наличие текстуры волоса . Даже идеально ухоженные волосы ввиду своей гибкости и чешуйчатой структуры немного по-разному отражают свет по всей своей длине.
  2. Неравномерность цвета и яркости . Не существует двух одинаковых по цвету и яркости волосков. Какие-то будут чуть ярче, какие-то - темнее, одни будут отбрасывать тень на соседние, другие - бликовать. Эта черта особенно характерна для светлых или рыжих волос, но ее необходимо учитывать и при обработке причесок жгучих брюнеток - иначе при отрисовке прядей отдельные волоски быстро сольются в однотонное пятно.
  3. Неравномерность освещенности . Пряди волос никогда не бывают идеально прямыми, так или иначе они изгибаются (как минимум - «обтекая» овал головы). Таким образом, согласно закону падения и отражения света, где-то волосы будут бликовать, а где-то будут темнее.

Настройка кисти для рисования волос

Хорошая новость - правильная настройка и использование соответствующих типов кисти позволяет автоматически выполнять два из трех условий естественности! Рассмотрим эти настройки.

Тип и настройка кисти

Нам понадобится кисть типа Round Fan (Круглый веер) (красный) . Выбор типа кисти осуществляется через выпадающее меню (зеленый) , но так как нам понадобятся расширенные настройки кисти, имеет смысл сразу открыть меню Brush (Кисть) (фуксия) .

Рассмотрим настройки параметров ворсинок кисти:

  • Shape (Форма) - Round Fan (Круглый веер) . Такая форма кисти симметрична по форме, поэтому будет удобной для рисования в любом направлении даже на планшетах начальных моделей.
  • Bristles (Количество ворсинок) . Определяет, сколько волосков будет нарисовано за один мазок кистью. Следует избегать большого значения - при нем 1) волосы будут сливаться по цвету 2) идеальное повторение формы отдельных волосков будет смотреться неестественно и «выдаст» ретушера. Обычно для рисования прядей хорошо работает значение 20%. Для рисования единичных волос выберите 1%.
  • Length (Длина ворсинок кисти) . Чем длиннее ворсинки кисти, тем менее управляемо и предсказуемо они будут себя вести. Выберем минимальное значение - 25%.
  • Thickness (Толщина ворсинок) . Этот параметр определяет толщину ворсинок и, соответственно, толщину рисуемых волосков. При рисовании больших прядей на крупных портретах имеет смысл сначала немного увеличить это значение (для создания плотной «основы» пряди), а затем - уменьшить до минимума (для прорисовки тонких волос и придания естественности прядям).
  • Stiffness (Упругость/Жесткость ворсинок) . Аналогично длине ворсинок определяет, насколько управляемым будет поведение кисти при рисовке. Выберем 100%.
  • Angle (Поворот/Наклон кисти) . Этот параметр необходим художникам при использовании кистей сложной формы и обычно задается простым поворотом Art-перьев при использовании топовых моделей планшетов. Оставим значение по умолчанию: 0.
  • Spacing (Пропуск/Расстояние) . Определяет, как часто будет срабатывать кисть во время мазка. При больших значениях будет рисоваться пунктир, что для наших целей не подходит. Установим значение, равное 2%.

Примечание . К сожалению, мышью качественно отрисовать волосы практически невозможно. Необходим графический планшет, хотя бы самый недорогой.

По моему опыту могу порекомендовать модели Intuos Pro (для максимально удобной и эргономичной работы) или One by Wacom (для тех, кто хочет сэкономить). Размер M (средний). Это мое личное мнение, я не ставлю целью рекламировать продукцию фирмы Wacom.

Настройка параметров работы кисти

Текстура

Чтобы нарисованные волосы сразу обладали оптимальной текстурой, поставим галочку в поле Texture (Текстура) и настроим соответствующие параметры, как указано на скриншоте:

  • в выпадающем меню выберем тип текстуры, обведенный красным кружком;
  • Scale (Масштаб): 62%;
  • Brightness (Яркость): 6;
  • Contrast (Контраст): -20;
  • Галочка на Texture Each Tip (Использовать текстуру при каждом применении кисти);
  • Mode (Режим): Linear Light (Линейный свет);
  • Depth (Глубина): 21%;
  • Depth Jitter (Изменение глубины текстуры): 0%;
  • Control (Управление): Off (Выключено).

Изменение цвета

Для того, чтобы каждый новый волосок (или группа волосков, рисуемая за один штрих) был уникальным по цвету, поставим галочку в поле Color Dynamics (Динамика цвета) и настроим параметры изменения цвета следующим образом:

  • Apply Per Tip (Использовать при каждом применении кисти) - галочка НЕ стоит;
  • Foreground/Background Jitter (Степень изменения цвета от основного до фонового): 100%. Данный параметр определяет «коридор»/«поле» цветов, которыми будет рисовать кисть. В дальнейшем, чтобы задать эти цвета необходимо лишь при помощи пипетки (или вручную) выбрать пару основного и фонового цветов, кисть будет хаотично менять цвет в «коридоре» между этими параметрами, каждый раз «выбирая» новый цвет из получившегося градиента. Для наилучшего эффекта в большинстве случаев оптимальной будет пара из 1) темного и насыщенного и 2) яркого мало- или средненасыщенного цветов;
  • Hue Jitter (Изменение цветового тона), Saturation Jitter (Изменение насыщенности) и Brightness Jitter (Изменение яркости): 4%. Эти параметры дополнительно расширят вариативность выборки цветов, включая соседние цвета и оттенки из области вокруг нашего «коридора»;
  • Purity (Чистота цвета): 0%.

Остальные параметры

Также в меню Brush (Кисть) необходимо поставить галочки в поля Wet Edges (Мокрые границы) и Smoothing (Смягчение) - это обеспечит наилучшее наложение текстуры и придаст необходимую плавность рисовке.

Параметр Transfer (Перенос) определяет взаимосвязь непрозрачности кисти и силы нажатия на перо планшета. Для рисовки полупрозрачных и/или толстых волос его можно оставить включенным, при рисовке же максимально тонких волос и прядок будет удобнее его отключить.

Непосредственный размер (Радиус) кисти определяется ретушером, исходя из его собственных предпочтений и размеров портрета. Для максимальной эффективности также рекомендуется сочетать изменения размера кисти и параметра толщины ворсинок (Thickness), описанного выше.

Примечание . Для того, чтобы не запоминать все эти параметры, рекомендуется один раз настроить кисть и создать соответствующий пресет. Либо вы можете скачать .

Придание объема

Настроив кисть и задав соответствующую пару цветов, создадим новый слой (Ctrl+Alt+Shift+N) и нарисуем на нем плоскую прядь.

Если вы рисуете прядь с краю прически, для дополнительной естественности не забудьте нарисовать несколько «свободных», будто бы случайно выбившихся, волос.

Примечание . Единичные волоски также удобно рисовать аналогично настроенной кистью типа «Карандаш» с параметрами: Softness (Мягкость) - 0%, Shape (Форма) - Erodible Point (Разрушаемое острие).

Теперь, чтобы прорисовать объем только данной пряди и не изменять саму фотографию или (в нашем случае) фон, создадим еще один пустой слой и поставим его в режим обтравочной маски к предыдущему (Ctrl+Alt+G или Alt+Клик между слоями). В качестве режима наложения выберем Soft Light (Мягкий свет) или Overlay (Перекрытие).

Примечание . Если вы хотите сильно изменять объем пряди и использовать метод с использованием режимов наложения Color Burn (Затемнение основы) и Color Dodge (Осветление основы), как было описано в , потребуется создать пару пустых слоев и поставить в режим обтравочной маски (Clipping Mask) каждый из них.

На пустом слое прорисуем объем пряди в обычном режиме (обычной круглой черной и белой мягкой кистью с удобной для вас непрозрачностью). Следим, чтобы яркость нашей пряди соответствовала форме и яркости соответствующей части прически.