Исследовательская работа эколого-краеведческий путеводитель по населенному пункту поселку юловскому. Участие родителей в реализации проекта

21.09.2019

Все публикации Дошкольное образование Начальное образование Основное общее образование Среднее (полное) образование Среднее (проф.) образование Высшее образование Дополнительное образование

Автор публикации: Береснева Наталья Владимировна

Эколого - краеведческий календарь "По дорожкам с Единорожкой"


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39» муниципального образования «Лысьвенский городской округ» (МАДОУ «Детский сад № 39» МО «ЛГО»)Эколого – краеведческий календарьБереснева Наталья ВладимировнавоспитательВ 2017 году педагогами нашего детского сада был разработан эколого - краеведческий календарь «По городским дорожкам с Единорожкой» на 2018 год. Единорожка – это младшая дочь Единорога, который является символом нашего города. Вместе с Единорожкой мы знакомимся с историей и природными особенностями нашего города. Каждая страница в календаре хорошая помощь педагогам и родителям в экологическом образовании детей.Цель календаря данного календаря заключается в том, чтобы не только давать знания о природе, сезонных изменениях, но и развивать познавательный интерес к городу и его округу.Правила работы с нашим календарем очень простые. Календарь условно поделен на четыре эколога - краеведческие темы:Зимующие птицы (январь - март)Зеленый город: парки, скверы, цветники (апрель - май)Водоемы города (июнь - август)Подземная кладовая (сентябрь – октябрь) На каждой странице месяца есть повторяющиеся разделы и задания:- календарь погоды заполняется вместе с ребенком (условными обозначениями);- рубрики « Смотрим, слушаем, говорим», «Познаем и играем» - это подобранные рекомендации специалистов: картины местных художников, небольшие задания, экологические сказки и задачи.- Красная книга нашего края, экологический словарь и краеведческий материал. Календарь расскажет о трудностях, которые переживают птицы зимой, о настоящей гордости нашего города – водоемах, парках, а также о полезных ископаемых и самоцветах нашего округа. Календарь этот не простой, это календарь – клуб! Все, кто начнет домашнее экологическое образование, станут полноправными членами клуба «Единорожки».Каждые три месяца будут подводиться итоги, будем делиться впечатлениями и фотографиями. После каждой календарной темы – подарок детям (раскраски с заданиями и играми). Так же календарь можно будет использовать на специальных тематических занятиях по ознакомлению с окружающим миром, природой, знакомство с лексическими темами. Важно вызвать у детей положительное отношение к предметам и явлениям природы.Календарь природы подразумевает работу с родителями – это совместное выполнение заданий, семейные экскурсии в соответствии с маршрутом календаря, итоговые экологические праздники.С помощью календаря природы дети научатся наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года знакомится с природой родного края, а также с помощью заданий усваивать то, что происходит в растительном, животном мире, в деятельности человека. По результатам работы календаря, дети в конце года, научатся заполнять календарь погоды (условными обозначениями), расширят представления о природе городского округа, обогатятся положительными эмоциями во время выполнения семейных заданий. ЛитератураНиколаева С.Н. «Методика экологического образования дошкольников», 2-е изд. М. Академия, 2005Журнал «Обруч» №1, 2002, с.48

Организация: МБДОУ «ЦРР – Карагайский детский сад №3»

Населенный пункт: Пермский край, с. Карагай

Проблема взаимодействия с семьей становится особо актуальной на современном этапе. Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверия. Это требует от педагогов построения нового содержания и форм взаимодействия с детьми и родителями. Так появилась идея создания эколого-краеведческого календаря «Люби и знай свой край родной» на 2018 год, разработанного на региональном содержании.

Большую роль играет в эколого-краеведческом образовании изучение народного календаря во все времена года, привязанного к данной местности и данным природным и погодным условиям. Разработанный педагогический проект «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» для детей 5-6 лет по обогащению социокультурного опыта дошкольника в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) построен на народном календаре, годичном цикле труда русского народа. Народный календарь из поколения в поколение передавал народные знания о природе. Календарь дает ребенку возможность познать и увидеть удивительную красоту родного края. Все, что нас окружает: воздух, вода, солнце, растения, животные – тесно связаны между собой и человеком. Это большой дом, в котором мы живем и важно вызвать у детей желание изучать, любить и беречь этот дом. Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего края, к Родине.

Цели и задачи проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Цель: Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности ДОУ, оказание им помощи в нравственно-патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Задачи:

  • обогащать практический опыт родителей способами и методами активного взаимодействия с детьми дошкольного возраста;
  • содействовать формированию и поддержке у родителей позиции субъектности (собственной активности) как основного механизма воспитания и развития ребенка;
  • поддержать образовательные инициативы родителей как первых и основных воспитателей детей в развитии собственной психологической и педагогической компетентности;
  • содействовать развитию культуры детско-родительских отношений и партнерских отношений семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Проект реализуется в течение 2018 года в несколько этапов:

1 этап – организационный (знакомство родителей с положением о реализации проекта);

2 этап – основной (реализация проекта);

3 этап – рефлексивный (обобщение результатов, проведение итогового мероприятия «Круглый год к нам праздник идет»)

Участники проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Участниками проекта являются воспитанники, педагоги и родители воспитанников, также ими могут стать другие члены семей воспитанников детского сада и их заинтересованные друзья и партнеры.

Порядок реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной»:

Календарь располагается в приемной и включает: двустороннюю обложку, содержащую краткую аннотацию; общие рекомендации по использованию календаря с указанием возраста; описание системы используемых в календаре условных обозначений; описание 3 разделов календаря (каждый из которых рассчитан на 12 месяцев календарного года).

Календарь составлен и структурно оформлен по определенным разделам:

Раздел «О чем расскажет календарь» («календарная сетка» 12 месяцев 2018 года, с выделением конкретных дат/событий на основе народного календаря):

  • На 12 страницах раздела календаря представлена «календарная сетка» (365 дней 2018 года) в хронологической последовательности;
  • в календарной сетке цветом выделены даты/события, места (и объекты), туристические маршруты для детей, являющимися значимыми в соответствии с тематикой календаря (например в марте цветом выделены в календаре народные праздники: Василий-капельник (15 марта), Герасим-грачевник (17 марта), Сороки (22 марта).

Раздел «Интересные даты, события, места и объекты Карагайского района» (краткое описание выделенного содержания 12 месяцев 2018 года): на 12 страницах раздела Календаря (в каждом месяце) представлено краткое описание содержание выделенных дат, событий, мест и объектов, детских туристических маршрутов. Содержание описания понятно для всех участников образовательных отношений (дети и родители) в соответствии с их возрастными возможностями, отвечает требованиям логической последовательности изложения материала. Описание имеет иллюстративное сопровождение в виде рисунков, фото, соответствующих требованиям логической последовательности изложения материала.

Раздел «Путеводитель ВМЕСТЕ» (описание способов и форм совместного взаимодействия воспитывающих взрослых, и детей). Данный раздел состоит из двух взаимосвязанных частей: одна – предлагаемая детским садом для детей и родителей; вторая – проектируемая семьями воспитанников в логике интересных дат, событий, мест и объектов Карагайского района, праздничных традиций и креативных предложений.

Информационная часть календаря для родителей разрабатывается педагогами с учетом народного календаря и включает в себя следующие блоки:

«Маршрут выходного дня» – В этом разделе мы предлагаем посетить красивые места Карагайского района (ботанические памятники природы регионального значения «Боронятский бор», «Зюкайский обрыв», природный ботанический резерват «Карагайский лес», историко-природный комплекс «Графский бор», и Пермского края (архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Хохловка»), побывать на экскурсиях.

«Бабушкин сундучок» – Во время народных праздников наши предки готовили куклы-обереги. В «бабушкином сундучке» представлены технологические карты изготовления обрядовых кукол-оберегов. Эти куклы имели большое значение для наших предков, являлись частью культуры всего человечества. Как и любое действо, изготовление календарных народных кукол часто опиралось на различного рода важные даты (к зимним праздникам - кукла «Коляда», перед Троицей – кукла «Кукушка», на Покров - кукла «Десятиручка», и т.д.).

«Экспериментирование» – в этом разделе описаны опыты и эксперименты, которые можно легко и безопасно организовать дома («Выявление механизма образования инея», «Сделаем радугу в домашних условиях», «Растения пьют воду» и т.д.). Ребенку интересно исследовать мир, быть первооткрывателем. Он познает новое в знакомом и удивляется неизведанному. Так начинается экспериментирование.

«Развивалочка» – в данном разделе мы предлагаем вместе с детьми выполнить разные игровые задания и упражнения («Найди предметы на картинке», «Какая птичка улетела из домика?», «Назови живые и неживые предметы», «Что растет на дереве? и др.)

«Мастерилочка» – В этом разделе вам предлагается смастерить поделки, которые будут долго напоминать ребенку о прошедших праздниках (в канун праздника Зиновий-синичник» (12 ноября) предлагается смастерить с детьми кормушки для птиц, в праздник Спиридона-солнцеворота (25 декабря) – солнце).

«Семейные традиции» – из поколения в поколение передавались семейные традиции, потому что ничто так не сплачивает семью как традиции, которые являются определенными правилами поведения. Они помогают человеку быть понятым, проявлять заботу о других людях. Благодаря им в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Традиции русского народа очень богаты и о некоторых из них рассказывает календарь: во время святок можно нарядиться в необычные костюмы, разучить с детьми колядки и сходить в гости к друзьям и знакомым, отмечать Масленицу с играми и блинами – замечательная семейная традиция, а в праздник Сороки можно испечь булочки в виде птиц «жаворонков» и т.д.

Вторая часть календаря – вариативная, ее заполняют родители. За основу взяты сезонные, народные, всемирные, всероссийские государственные, районные праздники. Данная часть календаря содержит рубрики: «Любопытно…» (информация об истории и атрибутах народных праздников, стихи местных поэтов о природе родного края), «Есть идея!» (креативные идеи проведения праздника в семье), «Добро пожаловать» (желающие родители приходят в группу, рассказывают о праздниках, становятся участниками творческой мастерской, организатором викторины и других видов совместной деятельности), «Вместе интересно!» (родители делятся опытом организации семейного выходного: семейные чтения, прогулки на природу и по улицам родного села, экскурсии в музей и др.). Также во второй части календаря педагоги размещают анонсы совместных мероприятий детского сада и семьи (в соответствии с планом взаимодействия: собрания, праздники, соревнования, концерты, выставки, экскурсии и пр.), а также рекомендации для их подготовки.

По итогам реализации проекта «Детский эколого-краеведческий календарь «Люби и знай свой край родной» будут организованы мероприятия по рефлексии полученного опыта и определению дальнейших перспектив развития в следующих формах:

  • анкетирование всех участников проекта;
  • круглый стол;
  • итоговое познавательно-развлекательное мероприятие для детей и родителей «Круглый год к нам праздник идет».

Для поддержки активных участников проекта педагогами группы предусматриваются поощрения в виде Благодарственных писем.

Критериями результативности данного проекта является создание качественно новых отношений между родителями, детьми и педагогами:

  • повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения, раскрытие их творческого потенциала через активное участие в мероприятиях, проявление инициативы в организации и проведении мероприятий для детей;
  • повышение уровня и качества родительского общения через постоянный обмен опытом семейного воспитания с помощью рубрик календаря «Вместе интересно» и «Есть идея!»;
  • повышение уровня личного общения семей через организацию семейных прогулок и туристических походов.

Литература:

  1. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., изд. «Сфера», 2017.
  2. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников:/Николаева С.Р. и др. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.
  3. Сайт Карагайской межпоселенческой библиотеки – karalib.permculture.ru
  4. Сборник статей научно-практической конференции «Праздничная культура народов Прикамья». – Редакционно-издательский отдел МБУК «Карагайский краеведческий музей», 2016 г.

Календари природы как метод экологического воспитания детей

Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение, прежде всего, для эффективности самого наблюдения - ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. Поэтому ведение календарей развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Особое значение для экологического воспитания дошкольников имеют календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение, помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.

Особое значение имеет такой календарь-ширма, в котором фиксируются не только изменения объекта наблюдения (растения), но и условия, при которых эти изменения происходили, т. е. собственно экологические связи: зависимость состояния, роста и развития растения от факторов внешней среды. В этом случае связи в природе становятся наглядными: календарь помогает воспитателю продемонстрировать их детям. Для дошкольников это важно потому, что причинно-следственные связи они познают на уровне наглядно-образного мышления.

Руководителю семинара необходимо уделить специальное внимание «недельной методике ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы». Ее описание имеется в технологиях экологического воспитания детей всех возрастных групп.2 Главные особенности этой методики заключаются в следующем:

Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируются на одну неделю каждого месяца (отсюда название методики - «недельная»). Оптимальным вариантом являются вторая или третья неделя;

Одна неделя в месяц обязательных ежедневных наблюдений с детьми независимо от различных обстоятельств (плохой погоды, подготовки к празднику, медицинских мероприятий и пр.) позволяет воспитателю проводить данный цикл наблюдений интересно, разнообразными приемами, позволяет наращивать у старших дошкольников самостоятельность в видении и оценке природных явлений;

Наблюдения за природой являются экологическими, т. к. они сочетают в себе комплекс взаимосвязанных явлений: прослеживают зависимость сезонного состояния объектов живой природы (растений, животных, человека) от факторов неживой природы (погоды). Эта зависимость наглядно представлена в календарях природы;

Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируется день недели и погода, в конце недели изображается картина живой природы, отражающая состояние растений и животных участка в данную неделю данного месяца. В зависимости от возраста фиксация наблюдений осуществляется либо готовой картинкой, либо значками-пиктограммами и рисунком;

Фиксация наблюдений в календаре осуществляется детьми под непосредственным контролем воспитателя, который вначале показывает, обучает, а затем помогает и контролирует самостоятельные действия детей. Работа с календарем развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников;

Заполненный календарь природы (не менее трех месяцев) отражает сезонные изменения природы, ее экологическую закономерность - зависимость состояния растений и животных факторов неживой природы. Страницы календаря, представленные одновременно, - это наглядно-образная модель измеряющейся природы, которая позволяет формировать у старших дошкольников динамические, обобщенные представления о сезоне, помогает им понять закономерный характер изменений природы в каждый сезон.

Промежуток в три недели между спланированными наблюдениями позволяет: а) заметить детям яркие изменения в природе; б) возобновить интерес к наблюдениям у воспитателей детей, и поэтому осуществить их и работу с календарем качественно; в) сэкономить учебное время и использовать его для других педагогических мероприятий.

Тема «Календари...» рассматривается на семинаре в течение всего учебного года: в сентябре-ноябре - это знакомство с «недельной методикой наблюдений за сезонными явлениями природы», в январе - это обсуждение календарей наблюдений за птицами, в конце зимы - начале весны - это выращивание огорода на окне, цветочной рассады и ведение календаря наблюдений за растущим растением, летний период - это огородный календарь». Каждое теоретическое сообщение на семинаре сопровождается практическими заданиями для воспитателей. При этом они практикуются в следующих моментах: правильном изготовлении календарей для своей возрастной группы; в методике проведения наблюдений за объектами природы и фиксации их в соответствующих календарях; в использовании заполненных календарей на занятиях, формировании по ним у старших дошкольников обобщенных представлений о природе.

Руководитель семинара может также объявить конкурс на лучшее изготовление и использование календаря природы. При этом заключительным этапом конкурса обязательно должен быть открытый просмотр мероприятий с детьми, проводимых всеми воспитателями - участниками конкурса, чтобы в оценку входили не только внешний вид календаря, но и методика работы с детьми по его использованию.


Миколюк Ольга Федоровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

«Экологический календарь ненцев»

Салиндер Алма Ивановна воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда »

Экологический календарь

«Носинвадалва» - Ноябрь

«Нюдя пэвдей» - Декабрь

«Нгарка пэвдей» - Январь

«Лимбя цры’» - Февраль

«Яра иры» - Март

«Сие ниць’» - Апрель

«Ты ниць» - Май

«Мангты иры» - Июнь

«Ненянг иры’» - Июль

«Пилю” иры» - Август

«Вэба’ иры» - Сентябрь

«Хор” иры» - Октябрь

Беседа «Экологический календарь ненцев».

Цель: Воспитывать любовь к своей Родине, краю. Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.

Задачи:

Учить воспитанников любить и знать свой край;

Воспитывать бережное отношение к природе и ко всему, что нас окружает;

Обогащать словарный запас.

Ход занятия

Экологический календарь ненцев (тундровая зона Ямала).

Свой экологический календарь ненцы составили в далёкие времена, в общении с природой руководствуясь прежде всего принципами целесообразности, защиты и сохранения её богатств на долгие годы для человека, птиц, животных и зверей. По ненецкому экологическому календарю названия отдельных месяцев неоднозначны, в чём нетрудно убедиться беседуя с представителями разных регионов тундры и лесотундры. Календарный год у ненцев имеет традиционное деление на четыре периода: зима, весна, лето и осень. Каждый из них в старину рассматривался как целый год. И этому есть объяснение, принимая во внимание жизнь качующего народа, которому постоянно приходиться быть один на один с суровой природой. В ненецком экологическом календаре трудно назвать начало года, учитывая циклическую завершённость каждого периода. И всё же традиционно началом календарного года следует считать зиму.

«Носиндалва» - «Месяц начало охоты на песцов». Это начало календарного года у ненцев, точка отсчёта нового этапа жизни. значение этого слова включает в себя не только название месяца – ноября , но и весь период охоты. «Носиндолва» как традиционно сложившийся сезон охоты охватывает время с ноября до середины февраля. Наиболее распространённым видом охоты всегда был таларава – способ загона зверей в круг из запряженных легковых нарт (10 и более) на ровной площадке льда или в низине тундры. кроме таларавы, почти каждый мужчина ставил капканы и деревянные ловушки. охота за пределами сезона «носиндолва», когда мех становился некачественным, расценивалась как браконьерство. ненцы, имеющие достаточное поголовье оленей для ведения длительных перекочёвок, в декабре – январе переправлялись за обь для ведения торговых обменов с ханты, коми – зарянами и обдорскими купцами. В период «Носиндалва» люди заняты не только охотпромыслом – они выполняют много других практических дел. Прежде всего, опытные охотники и оленеводы передают накопленный опыт молодым.

«Нюдя пэвдей» - «Месяц малой темноты» (часть ноября и начало декабря ).

До наступления утренней зари по указу «компаса» – созвездие «Большой медведицы» – мужская колотушка старшины стойбища уже стучала по настилам – сиденьям (хан’ лата) ещё ненагруженных нарт. По древним преданьям, эти стуки были сигналом подъёма для всего стойбища. После первого завтрака разбирались в чуме постели, которые вместе с домашней утварью дети и взрослые складывали рядом с нартами, затем женщины аккуратно укладывали всё в нарты и надёжно упаковывали их для дальней кочевки. Разобрав по привычке умело и быстро чумы, перевязав укрытые нюками нарты с постельными принадлежностями и т. д. начинают сбор ездовых оленей. Общая протяжённость путей кочевий может измеряться десятками, сотнями километров. Как уже упоминалось начало перекочёвки за Обь, совпадало с наступлением «Месяца малой темноты». На помощь им всегда приходили извечные верные ориентиры в пути – отблеск солнечного света и лука, сугробы, образованные последним направлением ветра и другие приметы. Многовековой опыт оленеводов показывает, что в период «Малой темноты» олени как бы помогают хозяевам – они стараются находиться ближе к чумам, людям.

Незаметно подкрадывается и «Месяц большой темноты» - “Нгарка пэвдей” . Он охватывает часть декабря и января . Этот период издавна является временем забот об олене. Люди тундры встают очень рано в 5-6 часов. Верным ориентиром в просторах тундры служит Полярная звезда, которая в эти часы всегда ярко светит с левой стороны вечернего заката. А те, кто перекочёвывает в таёжную зону Ямала, «Месяц большой темноты» встречает в уютной, ягельной тайге, где оленям хватает ягеля. Здесь жителю тундры дел хватает до самого конца пребывания в тайге, до перекочёвки в родную тундру, до конца марта и начала апреля. (“Яра’ иры’” и “Сие ниць”).

Тайга щедро одаривала тундровиков строительным материалом для изготовления нарт, хореев, шестов для каркаса чума, циновок и пола для зимнего чума. Вековые ели манили детей и взрослых запахом ароматной серы смолы – “хадэ”, которая всегда служила целительным лекарством от зубных и желудочных болей. Из древесины обветшавших и трухлявых деревьев северяне издревле приготовляли нявэй – гигиенический порошок для обновления мездры кисов и рукавичек – нгоба из оленьих кампусов.

« Месяц большой темноты » пролетал как одно мгновенье: люди не успевали оглянуться, как на макушки высокий деревьев, на вершине уральских гор, а в тундре – наконец вертикально воткнутого в снег хорея уже садился круглый диск долгожданного солнца. Это означает, что наступил «Месяц орла» – “Лимбя’ иры” – февраль . Почему он так именуется? Давая такое название месяцу, ненцы рассуждали так: после долгой спячки солнце порхает над верхушками деревьев, гор и т. д. В такие дни олени спешат снять окостеневшие рога, а на их месте образуются наросты – яра.

В феврале и начале марта люди перекочёвывают в те места, где много ягеля, чтобы олень не был голоден и не уходил далеко от жилища хозяина.

Наступает месяц второго периода года – весны, который называется “Яра - иры” – месяц выпадения оснований старых рогов и появления молодых мора – пантов (март ). Другое название этого месяца говорит само за себя - «Месяц поворота года». «Чумы становятся на старые чумовища» . В это время года дети любят играть в ярколава – поимку “оленей” из только выпавших рогов. Во время зимних и весенних морозов олени всегда подвижны – признак самозащиты, они так тепло и энергию для жизни. Это время года благоприятно действует на больных и старых людей, которых покидает хворь. Они вместе с детьми все погожие дни проводят на свежем воздухе. В самый полдень солнечного марта можно услышать чириканье снегирей. Под весенними лучами солнца ликует и народ, ожидая обновления в природе, оленьем стаде…

Тундровой народ спешит по весне переправиться через широкую Обь к родным берегам – каждый знает, что вот – вот может разродиться любая важенка вдали от Ямала. Ннцам хорошо известно, что за “Яра’ иры” наступит “Сие ниць’ ” – «Месяц обманного отёла» (Апрель ).

Рождение первого оленёнка – это удивительное явление и торжество в семьях, в оленьем стаде: люди радуются ему, а олени удивлёнными глазами смотрят на него, даже ездовые олени норовят его понюхать. Хозяева тундры продолжают приучать к упряжке передовых хабтов, хабторок. Опытные пастухи дают уроки молодым в ведении хозяйства. Каким бы ни был “Сие ниць”, тундровики должны спешить к привычным местам стоянки в весеннюю пору в родном краю. Они по многим приметам знают, что скоро наступит “Ты ниць ” - «Месяц отёла оленей» (Май ). Уже можно услышать нгыера – конюка, прилетевшего к местам весеннего выпаса оленей. Чем питается эта ранняя птица в эту пору – известно только ей.

Ты ниць” – май многоголосистый. Этот месяц очень трудный для оленеводов, поэтому к предстоящему выпасу важенок в период массового отёла, оказанию им помощи в защите и выхаживании младенцев всё стойбище готовится заранее. Нагрузка на пастухов ложится огромная: в течении 20-30 дней в больших стадах ежесуточно рождается 20-40 оленят. Оленеводы выбирали места (для выпаса важенок), защищённые от ветра и т. д. “Ты ниць”, при всех сложностях работ и множестве забот об оленях, является радостным периодом в жизни тундровиков. Этот месяц имеет несколько дополнительных названий: “Ты” саполана” – “точно угадываемый оленями ”, “хохорэй иры” – «месяц прилёта первых лебедей» и др. В это время года тундра полна весёлого разноголосья – молодые оленята звонко голосят: “ав – ав - ав”! А их матери – оленихи призывно откликаются “о - о - о”! И куропатки постоянные жители тундры наполняют тундру своеобразным многоголосьем: “ Пе –пепе –пе! Кабэв, кабэв и т. д. Ня ‘ - вы ” - ня ‘ - вы ”.

Вновь и вновь человек Севера идёт навстречу трудностям во имя жизни на своей земле. В этом коротком сезоне года работы хватает всем. Мужчины заканчивают недоделки на новых нартах. Женщины готовят к лету и будущей зиме покрышки чумов и одежду. Вот теперь настало время уделять самое пристальное внимание птицам и оленятам позднего отёла. Наступили приметы последнего месяца весны – “Мангты” иры” – «Месяца гнездования птиц» (Июнь ). Он тоже имеет несколько названий: “Нядэ” иры” – «Месяц оленят позднего отёла», “Нявды” иры” – «Месяц незаконнорожденных оленят» от телеваженок, которые не должны были в этом году иметь потомство. Выживших оленят от такой важенки издавна рассматривали как дар природы, посланный кому – то из членов семьи на счастье и радость. Июнь – это время погожих дней. Все жители стойбищ их проводят большей частью вне чума, с утра до вечера – женщины просушивают зимние вещи и одежду, нюки, чинят их. После этого их вновь упаковывают на две нарты, установленные друг к другу задними концами полозьев. Вместе с вещами оставляют и не портящиеся продукты, хорошо провяленную рыбу, проваренный рыбий жир. Традиции не должны нарушаться до тех пор, пока существует качевой образ жизни и древнее рентабельное хозяйство – оленеводство. О конце весны и начале лета сигнализирует первый звук “скрипки” комара, который подсказывает, что начинаются тревожные дни и ночи для людей и оленей – наступает “Ненянг”, иры” - «Комаринный месяц» (Июль ). В первую же ночь этого месяца спокойный сон жителей стойбища вдруг прерывает сильный топот и рычание оленей, кружащихся у чумов. Дети и взрослые должны быстро вставать и разводить дымокуры, за короткий срок дым успевает отогнать комариную стаю, дать отдых оленям. Пастухам и всем жителям стойбища приходиться жить суетной жизнью, без отдыха в самую комариную пору месяца «Неняну иры». В эти же дни может добавится забот и рождение нядэко – оленёнка позднего отёла, в борьбе за жизнь такого оленёнка самое активное участие принимают дети и женщины. Наиболее сложный период своего младенчества слабый оленёнок проводит в чуме и поэтому для него первый этап испытаний и проверки на выживание – период гнуса – является не таким опасным. Этот период календарного года является крайне опасным, трудным и ответственным для всех. Природа подвергает людей и животных решительным испытаниям: маленькое на вид существо – комар может причинить жестокое страдание, о чём сложено немало легенд и рассказов очевидцев. Однако мудрая природа решает всё разумно: сильным дарит жизнь, слабых превращает в прах. В конце июля и в начале августа наступает ветреная прохладная погода: в течении 70-ти дней получают отдых люди и олени. Но вскоре животное, выжившее в комариную пору и победившее её стихию, вступают вместе с человеком в новую борьбу. На смену комарам приходят оводы и мошкара. И месяц август называется “Пилю иры” – «Месяц оводов». В это время олени не находят покоя: на их гладкие спины и рога садятся, похожие на лепестки тундровых цветов, бархатисто – жёлтые оводы. С наступлением “Пилю иры” в тундру погожие, тёплые и ласковые дни. Стоят последние долгие и светлые дни года: рано по утрам вместе с ранней зарёй встают хозяйки стойбища и принимаются за работу – выделку шкур, берутся за шитьё одежды и обуви для зимы. Сначала шьётся одежда и обувь для мужчин и детей, а уж потом и себе. С наступлением полнолуния в августе животные успевают полностью вылинять – снять со шкуры прошлогодние ворсинки. В конце августа овод доживает свои последние дни. Однако время испытаний на прочность и выносливость всего живого ещё не пришло. Кроме оводов оленей и людей одолевают самые маленькие насекомые – мошкара – нибярё. Мошкара, хотя и не велика размерами, но постоять за себя может. Не зря о ней сложен миф о том, как самый великий повелитель верхнего мира – Нум’, посылающий на землю невзгоды и болезни, решил отправить к людям самого маленького «зверька» – мошку, которая может неистовствовать на земле долго, до настоящих заморозков перед зимой. Наконец наступают сильные заморозки, предвестники первого снега – начало зимы. Теперь оленям становится спокойно и просторно в тундре. Только перелётным птицам здесь неуютно, поэтому они собираются большими стаями и улетают в тёплые края.

Наступает “Вэба’ иры” – «Месяц листопада» (Сентябрь ). Он стеллит на землю разноцветные, нарядные ковры увядающей растительности тундры. Этот период северяне называют временем закладки корней – основ новой жизни: растение прочнее и глубже пускают в почву свои корни, а у людей места летних кочёвок, стоянки сёрець’ и чумовища будут отдыхать до новых встреч в следующем году весной и летом.

Близится брачный месяц “Хор” иры” – «Месяц быков» (Октябрь ). В это время года пора подрезать передние ответвления рогов у сильных быков, чтобы не изувечили друг друга. В это время можно и провялить мясо для питания во время долгих кочёвок к местам стояния для зимних нарт. Спокойный выпас с редким обращением к помощи собаки, использование свиста и обычных настораживающих окриков («Кохов – кохов», «хэй хать - хэй хать», «хэхэй – хэхэй»), а также поимки без нервозности помогают животным набирать вес, способствуют поддерживанию брачных отношений между ними. Оленеводы рассказывают случаи, когда при неосторожном окарауливании и неумелом пользовании помощью собак может выявиться группа молодых хоров, которые отделяют от стада важенок и уводят далеко за пределы пастбища. Это случается, как правило, к концу брачного месяца – очень опасного периода. Его в народе называют таналуй – угонный. В конце октября брачный гомон прекращается и не слышно звуков улетающих на юг птиц. На душе печально и радостно от того, что всё это вновь повторится…

Кончается октябрь – ” Хор’ иры” – «Месяц любви оленей и добрых надежд людей». А впереди «Носиндалва» – “Месяц, с которого начинается новый круг жизни, Новый год по ненецкому экологическому календарю».

Литература:

1.Няруй Н.В., В. М. Сэрпиво «Ненцы уроки предков» Научно методическое пособие для родителей и педагогов, С-П, 2003г.

2.ОкотэттоЕ. Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. С -П., 2002г.

3.Рудченко Л.И. «Технология» 1 класс для преподавателей поурочные планы.

4.Самойлов Е.Н. «Сказки народов Севера», филиал издательства «Просвещение» 2002-134с.

5.Издательство «Учитель - АСТ» 1и 2 части. Волгоград 2005г.

6.ФришманИ.И. «Методика работы педагога дополнительного образования», М: Академия,2001г.