Развитие ребенка 9 месяцев должен. Развитие девятимесячного малыша – навыки, привычки и умения. Каши из манной крупы

28.06.2020

К концу первого года жизни детей быстрыми темпами идет их социальное развитие, при этом совершенствуются основные навыки: действия с предметами, речь, первые шаги. Чтобы определить, правильно ли развивается малыш, родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. В этом возрасте увеличивается любопытство новорожденного к окружающему миру, которое подталкивает его совершать новые действия. Ребенок начинает подражать взрослым и другим детям, а также с удовольствием проявляет свое желание общаться.

Почти каждый девятимесячный ребенок активно ползает, и процесс передвижения представляет для него немалый интерес

Если к концу 8 месяца некоторым детям еще может требоваться помощь взрослого, чтобы сесть, то к 9 месяцам малыш должен уметь садиться самостоятельно. Если этого не произошло, следует обратиться к врачу, так как у ребенка могут быть неврологические нарушения, приобретенные им еще в период внутриутробного развития. Правильно развивающийся грудничок в этом возрасте хорошо ползает, причем может делать это по-своему: опираясь на ладони и колени или ягодицы. Некоторые малыши могут активно ползать назад.

Хватаясь за разные предметы, ребенок может пробовать встать. Родители нередко обнаруживают, что малыш, встав в кроватке, горько плачет. Это происходит потому, что ребенок пока научился только подниматься на ножки. Чтобы опуститься обратно, ему необходима помощь взрослого.

В 9 месяцев ребенок хорошо умеет поднимать мелкие предметы пальчиками. Родителям следует позаботиться о том, чтобы они были вне досягаемости грудничка. Оставленный без присмотра малыш может легко засунуть найденную бусину, горошину и т. д. в нос или в рот.


В возрасте 9 месяцев многие дети обожают играть в прятки

Психология ребенка в 9 месяцев

Малыш начинает внимательно наблюдать не только за лицами взрослых, но и за их действиями. Теперь он может подражать родителям, например, пытаясь «варить», как мама или «бриться», как папа. Следует поощрять самостоятельные действия грудничка: давать ему пить из чашки, предлагать ложку во время обеда, надевать и снимать головной убор. Ребенок узнает себя в зеркале и может отличить свое отражение от отражения других людей.

Малыш охотно повторяет звуки, имитирует голоса животных. Некоторые дети в 9 месяцев способны произнести несколько простых слов. Любимой игрой 9-месячного ребенка являются прятки. Теперь он может отыскивать маму, накрывшуюся платком, и прятаться сам. Также дети очень любят бросать на пол игрушку, ждать, когда ее поднимут, чтобы бросить вновь.


Навык сидения у девятимесячного ребенка уже хорошо развит: малыш сидит ровно, не теряя равновесия

Основные навыки 9-месячного малыша

К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:

  • легко садиться самостоятельно;
  • хорошо держать равновесие в положении сидя;
  • хорошо ползать, меняя направление;
  • вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
  • делать несколько шажков у опоры;
  • рвать бумагу, мять пластилин;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
  • по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами;
  • начинать игру самостоятельно;
  • листать книжку с толстыми картонными страницами;
  • показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
  • во время игры выбирать любимый предмет;
  • находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  • произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова;
  • оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).


Если хотите помочь ребенку правильно развиваться, чаще разговаривайте и играйте с ним

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Малышу исполнилось 9 месяцев, а это значит, что он станет проявлять все больше самостоятельности, инициативы и будет сам принимать решения в своих играх. Задача родителей в это время — обеспечить независимость младенца и его безопасность.


Физиологические параметры в 9 месяцев

  1. В норме рост будет 71-73 см. Ничего страшного, если малыш не попадает в этот диапазон, это — средний показатель. Но если рост ребенка значительно меньше, то стоит обратиться с этим вопросом к педиатру.
  2. Вес мальчиков в 9 месяцев составит 9,3-9,9 кг, а вес девочек — 8,8-9,8 кг. С прошлого месяца прибавка будет составлять около 500-700 гр.
  3. Окружность головы — 45,3-46,3 см, груди — 46,7-47,9 см.
  4. Зубы. Уже начинают появляться верхние крайние резцы.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  1. Понимать слова «нет» и «нельзя».
  2. Улавливать интонации, значения слов и понятий.
  3. Различать объем, вес, цвет, размеры и форму игрушек.
  4. Отзываться, если позвать его по имени.
  5. Запоминать названия разных вещей и смотреть в их сторону, если вы их называете.
  6. Если вы их спрячете, то он с интересом начнет их отыскивать.
  7. Теперь ему больше нравится возиться с игрушками, когда он сидит.
  8. Комплексные движения теперь не проблема для малыша — он с легкостью может собрать маленькие предметы двумя пальчиками (указательным и большим).
  9. Махать ручкой «пока-пока» или давать ее по просьбе.
  10. Если на пути его ползания окажется подушка или другой невысокий предмет, то малыш сможет залезть сверху.
  11. Делает первые попытки стоять самостоятельно, не опираясь на что-либо.
  12. Держась за перила кроватки, может переступать ножками, двигаясь бочком.

Чем хорош манеж?

Если ваш ребенок чрезмерно активен, а у вас много неотложных дел, в самый раз будет приобрести переносной манеж. В нем найдется место для малыша, чтобы ползать, да и вы всегда сможете приглядывать за своим чадом.

Манеж хорош тем, что не нужно покупать многочисленные заглушки на розетки, насадки на острые углы мебели. Тем более что не всегда в наших силах предсказать, где может таиться опасность.

Манеж должен быть легким, если вы хотите его переносить из комнаты в комнату. Кстати, в одном помещении вы сможете ставить его в разные места — так ребенок не заскучает от однообразия.

Прекрасным решением станет манеж, который можно сложить , если в нем нет необходимости.

Но, даже если малыш находится за «заборчиком», все равно нужен пристальный надзор за ним, так как ребенок может научиться передвигать манеж, куда ему заблагорассудится. А это уже может быть чревато негативными последствиями.


Распорядок дня

Сон

Малыш также продолжает спать ночью по 10 часов, дневной сон станет двухразовым — по 1,5-2 часа.Не бойтесь оставлять на ночь открытой форточку — если ребенок по-настоящему замерзнет, то он даст вам об этом знать. Если он крепко спит, значит, все нормально. А свежий воздух способствует лучшему кровообращению и хорошей работе мозга. Таким образом, малыш еще и закалится, и у него сформируется прекрасный иммунитет. Если ребенок раскрывается во время сна, то это может значить, что ему жарко. Но вот он проснулся и заплакал от холода, значит, переверните его спать на живот, тогда ему не так легко будет сбросить с себя одеяльце. До года матрас должен оставаться твердым, а подушку лучше не использовать.

Питание

Питание также остается пятиразовым — в 6:00, 10:00, 14:00, 18:00 и 22:00.

  1. Первое и последние кормления также составляет грудное молоко или молочная смесь по 200 мл.
  2. На второе кормление можно давать каши из различных круп, половинку желтка и фруктовый сок.
  3. В рацион уже входит мясной бульон с сухариком и мясное пюре на обед . Добавьте к этому овощное пюре и сок.
  4. На ужин полезно кормить малыша творогом, кефиром и фруктовым пюре. Так пища не будет очень тяжелой на ночь, и малыш будет хорошо засыпать. Общий объем пищи не должен составлять более литра или 1000 граммов в день.
  5. Последнее кормление в 22:00 не обязательно — если ребенок отказывается кушать, то не стоит проявлять насилия.

Каши не протирайте, просто хорошо их разварите. Это будет полезно для ребенка, так как научит его правильно жевать и проглатывать еду. Тем более что зубов у него стало больше, и с этой задачей он уже легко справится.

Мясные блюда смешивайте с овощными, если ребенок отказывается есть мясо в чистом виде. Консистенция у этого кушанья должна быть также крупитчатой, и она получится такой, если вы пропустите мясо дважды через мясорубку.

Свежий воздух

Не забывайте, как полезно для вашего малыша прогуливаться на свежем воздухе. По длительности такая прогулка может занимать 3-4 часа летом, а зимой — 2-3 часа. Старайтесь выводить свое чадо на улицу как можно чаще — до трех раз в день.

Не забывайте одевать ребенка в соответствии с погодой, и периодически проверяйте температуру его ступней под одеялком.

Купание

С девяти месяцев уже можно купать через день. Продолжительность водной процедуры остается 8-10 минут, а температуру воды можно немного снизить — до 35 С. Во время ополаскивания не забывайте о положительном эффекте закаливания, поливайте малыша водой с температурой 33 С. Не превращайте ванну для ребенка в испытание — купите ему резиновых уточек, наливайте в воду побольше пены для ванны, можно даже дуть в процессе мыльные пузыри. Позвольте ребенку наслаждаться процессом, играться и плескаться. Сделайте все, чтобы купание стало настоящей радостью.

Гимнастика

  1. Гимнастика должна быть ежедневным занятием для малыша. С 9 месяцев включите в нее несколько новых упражнений.
  2. Повороты туловища в положении сидя. Покажите ребенку его игрушку, а затем медленно отводите ее в сторону, так, чтобы ребенок начал скручиваться набок. Делайте это упражнение на каждую сторону по 4 раза.
  3. Берите малыша за руки и ходите с ним по комнате, будет достаточно трех подходов по минуте.
  4. Ребенок сидит в кроватке или манеже, поманите его игрушкой сверху, побуждая его встать, держась за перила. Повторите 3 раза.
  5. Если ваш малыш уже уверенно стоит на своих двоих, то можете попробовать поиграть с ним в мяч. Просто берете мячик в свои руки и подносите малышу с разных сторон так, чтобы он активно двигался и забирал у вас игрушку.


Игры и общение

Развитие мелкой моторики

В 9 месяцев малыш уже обладает «щипковым» захватом, то есть умеет брать предметы двумя и тремя пальцами. И как раз самое время, чтобы начать развивать мелкую моторику ребенка.

Начать можно с простых игр

Собрать орешки, горошинки или маленькие пуговички. Рассыпьте их на игровом коврике, и покажите ребенку, как их собирать и складывать в баночку или другую посуду. Лучше сидеть напротив малыша и внимательно наблюдать, чтобы мелкие предметы попадали куда надо, а не малютке в ротик.

Разрывание бумаги . Опять же, начните со своего примера, малышей часто очень воодушевляет такой вид дурачащегося взрослого. Это обычное на вид занятие научит ребенка более умело орудовать своими руками и пальчиками.

Перелистывание страниц в книге. Для малыша в 9 месяцев это занятие с простой книгой будет очень сложным, так что начать стоит с детских книжек, в которых картонные толстые страницы.

Рисование пальчиками. Купите специальные краски для рисования по телу, обязательно смотрите, чтобы они не были токсичными. Окуните пальцы малыша в разные краски и проведите ими по бумаге. Малыш тут же поймет, в чем толк и продолжит самостоятельно столь увлекательное занятие.

Срывание стикеров. Наклейте на шкаф в детской множество стикеров разных цветов. Научите малыша срывать их, ведь, чтобы захватить тонкий лист, ребенку придется изрядно постараться.

Перебирание бусинок . Дайте малышу поиграть с вашим украшением - перебирание маленьких жемчужинок благотворно скажется на развитии мелкой моторики.

Пирамидки. Купите малышу игру, суть которой заключается в выстраивании одного предмета на другой или вкладывания одного в другой. Такое занятие не только улучшит координацию движений ребенка, но и даст ему представление о разных формах и размерах предметов.

Формирование правильного произношения

Иногда родители допускают ошибку — они сюсюкают с малышом, мямлят. А когда ребенок произносит какое-то слово неправильно, то повторяют за ним. Этого нужно избегать.

Обязательно произносите слова четко и тщательно выговаривайте !

Если ребенок не выговаривает какое-то слово, то вам после каждой его ошибки нужно повторить это же слово с правильным произношением и ударением, иначе малыш запомнит неправильный вариант. А, как всем известно, переучивать намного труднее, чем обучать.

Запрещающие слова

Используйте возможность ребенка запоминать слова-запреты. Слово «нельзя» нужно говорить строго и предупреждающе.

Так же для обучения ребенка чистоте можно выделить подобное слово-запрет, например «фу-фу».

Первый год жизни малютки очень важен. В этот период интенсивно формируется характер, растет организм. Определенные особенности имеет и питание - темы, о которых проинформирует этот материал.

Время открытий

Малыш - это ежедневные улыбки, приколы и масса положительных эмоций. Почти годик - время обучений и новых открытий. Главная задача родителей в этот период - помогать малышу знакомиться со средой.

На таком этапе меняется мировосприятие крохи. Он с восторгом наблюдает за своим отражением в зеркале, воспринимает ваши слова и осознает себя как отдельную личность. Ребенку все сильнее нравится гулять и рассматривать предметы, больше и больше его интересуют игрушки. Следует отметить, что теперь он может самостоятельно и долго разбираться с новыми деталями.

Уроки хорошего поведения начинает воспринимать позже ребенок 8-9 месяцев. Развитие и питание в это время формируют его личность, предпочтения и вкусы, поэтому стоит контролировать свои слова, действия и эмоции при младенце. Конечно, повторить все, что вы сделали, малютка не сможет, но наиболее яркие картинки остаются в его памяти.

Маленький человек

Появляются выразительные эмоции. Ребенок может плакать не только от дискомфорта и боли, а и от обиды. Не чуждо ему и чувство ярости, если родители что-то категорически запрещают. Следует отметить, что и слово «нет» ваша радость понимает очень хорошо. Он сам пользуется им, усиливая свое нежелание, качая головой. Если крохе приятно, он улыбается.

Начинает показывать свой в 9 месяцев. Развитие, питание, уход - все это влияет на его вкусы. Какие-то блюда, игрушки и мелодии ему нравятся, к другим он равнодушен. Могут быть вещи, которые даже раздражают его.

Лексический запас увеличивается, и кроме обычных "мама" и "папа" малыш радует новыми словами. Часто даже не говоря, он все понимает и может выполнять такие простые команды, как принести машинку или показать кубики. Также ребенок умело имитирует голоса животных и звуки предметов, которые ему нравятся больше всего. Со временем лепет становится все более четким и приближается к нормальной осмысленной речи.

Уже полноценный, умный маленький человек - ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, важны, но не меньше внимания нужно уделять нравственному аспекту.

Творческий подход - залог счастья

С такого возраста движения малыша становятся плавными. Ему проще держать игрушки и изучать их. На ручках могут лежать сразу два предмета. Если игрушка в одной ладони, то другой кроха может щупать вещь. Младенец будет не только рассматривать штуковину, а и делать с ней что-либо: складывать, стучать или разбирать.

Здесь важно показать чаду, как правильно пользоваться предметом, ведь в таком возрасте малыш не просто переставляет все с места на место, а работает умственно. В его маленькой голове уже есть свои схемы и планы.

Самое время учить складывать кубики и пирамидки. Такие забавы особенно любит ребенок (9 месяцев). Развитие и питание неразрывно связаны, поэтому родители могут попробовать даже к таким делам подойти творчески.

Малыш пытается поесть самостоятельно? Пусть попробует. Дайте ему ложечку. Если ему нравится использовать руки, а не столовые приборы, не настаивайте. Упражнение от руки в рот учит координировать движения. Единственный минус таких практик - грязная одежда.

От забав к учебе - один шаг

Как новые игры, так и самостоятельность за столом развивают моторику. Итак, самое время покупать сынишке или дочурке новые игрушки: конструкторы, кубики и мозаику. Это предметы, которые полюбит ребенок (9 месяцев). Развитие, питание, что умеет малыш - все это знают продавцы в магазинах. Но при выборе товара сами обращайте внимание на рекомендуемый возраст. И даже если на упаковке указано, что данные предметы не представляют угрозы для здоровья крохи, лучше подобрать только крупные детали, которые ваша радость не сможет полностью засунуть в рот и проглотить.

Такой возраст - период сценок. Малыш лучше запомнит информацию, если ее подавать как игру. Организуйте домашний театр. Его актерами станут котики, собачки и машинки. Очень важно подобрать яркие цвета. Все герои должны разговаривать и проявлять эмоции: радость, сострадание, дружелюбие. Такое представление оценит ребенок (9-10 месяцев). Развитие, питание, интерактивные игры - все это поможет сделать из вашего дитя здорового маленького гения, поэтому к каждой сфере следует отнестись серьезно.

Для того чтобы понять, что ваше чадо растет нормально, необязательно быть педиатром. Стандартно дети поправляются на 500 граммов. Объем грудной клетки и головы должны увеличиться на 0,5 см. Появляются новые жесты и слова. Достаточно просто сравнить прошлую неделю с нынешней.

Но есть определенный список физических навыков, которые должен выполнять ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание, конечно, напрямую отвечают за организм, но бывают проблемы, корень которых спрятан глубже.

Каждая малютка, достигшая этого возраста, должна уметь самостоятельно садиться. Если чадо до сих пор делает это с вашей помощью, следует обратиться к врачу, который установит причину. Возможно, это неврологическое заболевание, что ранее не проявлялось. Педиатры установят причину проблемы и дадут существенные советы по дальнейшему развитию.

Учимся ходить

Куколке, которая не умеет садиться, будет трудно встать на ноги. Для такого действия нужна не только физическая подготовка, но и моральный настрой. Ребенок должен осознать сам процесс, задействовать основные группы мышц. Если ваше чадо пока только ползает и боится вертикального положения, волноваться не стоит. Крошка в таком возрасте должна активно лазать или передвигаться в позе сидя.

Очень хорошо, когда малыш, держа вас за руку, может самостоятельно пройти несколько шагов. Если ни одна из этих задач карапузу не под силу - время идти в больницу, где вам назначат лечение. Чаще всего это массажи, которые мама может проводить самостоятельно дома. Нуждается в таких процедурах почти каждый ребенок в 9 месяцев. Развитие и питание - еще два вопроса, ответ на которые может дать врач.

Обычно научить чадо садиться или стоять легко. Видите, что кроха тянет к вам руки - помогите ему. Ведь даже взрослый человек без тренировок не способен достичь результатов.

Расширяем меню

Основные правила очень просты. Сначала следует давать один продукт. Обычно стартуют с кабачка, цветной капусты или картофеля. Прежде чем перейти к чему-то новому, подождите неделю-две. Убедитесь, что кроха хорошо воспринимает еду. Начинают с чайной ложки и постепенно увеличивают до 150 грамм.

Овощные каши, нежирная свинина, телятина, гречка, рис, кукурузная крупа, творог - все это может смело есть ребенок (9 месяцев). Развитие и питание - процессы сугубо индивидуальные. Лучше давать новые блюда утром. Тогда мама может проследить, не вредит ли пища желудочку и не возникают ли аллергические реакции. Не забывайте и о фруктовых соках (начинают с яблок).

После каждого кормления следует давать грудное молоко.

Режим дня

Ест малыш 5 раз в день, через каждые 4 часа. Твердые блюда рекомендуют давать днем, а на ночь кормить грудным молоком. Ранее всю еду нужно было мелко перетирать. В этот период лучше положить на тарелку целые продукты. Фрукты и овощи стоит класть прямо в руки. Так будет развиваться жевательный рефлекс. Свои любимые блюда появляются, когда уже исполнилось девять месяцев ребенку. Развитие и питание ребенка - это его книга обучения. С каждой новинкой он познает мир.

Идеальное время для крохи, чтобы просыпаться с 6 до 7 часов утра. Если карапуз встает позже, то и уложить его вечером будет сложнее. Такие привычки младенец вырабатывает ранее, так что если ваш сбился, то изменить его будет непросто.

В общем сон должен занимать 14 часов в сутки. Из них 4 - в дневное время. Ночь для вашей куколки обязана продолжаться с 22 вечера до 6 утра. Дважды ребенок дремлет за день. Если сон в светлое время продолжается не более 30 минут, постарайтесь найти и устранить причины. Среди них могут быть громкие звуки или жара.

Покоряем новые трудности

Специалисты считают, оптимальный возраст, когда должен садиться на горшок ребенок - 9 месяцев. Развитие, питание, режим - все эти факторы влияют на данный процесс. Педиатры рекомендуют сажать дитя на туалет, как только проснется или через 20 минут после обеда. В этом возрасте формируется чувство гигиены. Мокрый и полный подгузник все больше раздражает младенца, зато нравятся сухость и комфорт. Как только ваша куколка поймет разницу и принцип действия, сразу же попросится на горшок. Но обычно такая наука затягивается до двух лет.

Задача мамы и папы сегодня - показать, что туалет ничем не страшен. Стоит посадить кроху на горшок, дать возможность познакомиться с новым объектом. Всего специалисты отмечают, что чем раньше и чаще приучать к гигиене, тем быстрее и качественнее будет результат.

Сейчас карапуз полностью зависит от вашей любви. Поэтому не ленитесь узнавать новую информацию и воплощать в жизнь практические советы специалистов.

Девять месяцев – этот возраст можно назвать этапом развития подвижности и в целом двигательной активности ребенка. Малыш осознает физическую независимость, самостоятельно перемещаясь с одного места на другое и исследуя недоступные ранее уголки. Сегодня мы расскажем о нормах развития детей данного возраста и о том, что необходимо для освоения и совершенствования дальнейших навыков младенца.

Рост и развитие ребенка в 9 месяцев

На девятом месяце жизни грудничок набирает 500 г веса, показатель роста увеличивается на 1,5 см. Расчеты окружности головы и груди в среднем становятся больше на 0,5-1 см.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному графику – это знают и родители, и педиатры. Но ориентироваться на средние данные физических показателей детей одного возраста все же необходимо, ведь именно так можно узнать, нет ли у малыша погрешностей в росте и каков темп развития ребенка в целом.

В таблице ниже указаны основные параметры физического развития 9-месячных детей.

Основные навыки: что умеет 9-месячный малыш

Ребенок на девятом месяце жизни уверенно стоит, опираясь на борт кроватки, стену или руку взрослого. Если младенец чувствует достаточную поддержку, то он делает несколько шагов. Самостоятельную ходьбу малыш еще не практикует и предпочитает добираться до нужного места ползком. Навык ползания ребенок к этому возрасту осваивает «на ура» – за крохой бывает трудно угнаться.

Важно! В 9 месяцев начинается период влечения к предметам, находящимся на высоте, поэтому родителям следует проявлять особую бдительность и убирать опасные вещи, находящиеся чуть выше роста малыша.

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев:

  • Самостоятельно садиться из любого положения. Сидя ребенок может провести 10-15 минут без труда, при этом дотягиваясь до предметов и притягивая к себе нужную игрушку.
  • Маленький непоседа пытается забраться на невысокие поверхности – диваны, стулья, кресла и т.д.
  • Находясь возле опоры, самостоятельно встает и делает маленькие шажки. В детских ходунках приседает, пытается подпрыгивать, без устали передвигается в них до 10 минут.
  • Активно использует в играх «щипковый» захват. Пытается подобрать двумя пальцами мелкие предметы с пола.
  • Физическое развитие ребенка также претерпевает изменения, у крохи начинают появляться первые молочные зубки (или продолжают расти), иногда одновременно прорезываются сразу несколько зубов.
  • Происходит активное развитие речи. Малыш произносит заветные слоги «ма», «па», «ба». Постепенно в речь ребенка входят новые звуки и даже короткие слова («на», «где» и т.д.).
  • Предметы в ручках держит крепко и уверенно, но и разжать пальчики младенцу в 9 месяцев еще трудно – он до конца осознает весь «механизм» процесса. Поэтому отобрать у малыша предмет, который он схватил, бывает крайне непросто.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Несмотря на то, что развитие у детей обоих полов проходит практически одинаково, можно заметить некоторые особенности в восприятии мира, играх, поведении у девочек и мальчиков даже в столь раннем возрасте.

  • Девочки вне зависимости от темперамента проявляют больше интереса к общению и эмоциям, чем мальчики. Сильному полу с младенчества больше интересны неодушевленные предметы, нежели люди.
  • Мальчики часто равнодушны ко звукам и голосам, нежели девочки. Именно поэтому словарный запас у женского пола пополняется быстрее, что благоприятствует раннему развитию речи.
  • Рассматривать предметы, активно играть и развивать пространственное зрение лучше получается у малышей мужского пола. У девочек более развито периферийное зрение, и они предпочтут игрушкам внимание и ласку.

Нейро-психомоторное развитие на девятом месяце жизни

Интеллектуальное и двигательное развитие ребенка в 9 месяцев также преподносит родителям много приятных поводов для гордости за своего малыша. Что же нового можно заметить в данный период?

  • Кроха уже успел запомнить свое имя, и если слышит его, то реагирует на него улыбкой, поворачивается в сторону взрослого, проявляет заинтересованность.
  • Младенец способен более ярко выражать свои эмоции – когда ему весело, он радуется и смеется; когда злится – проявляет обиду и даже гнев.
  • Постоянно показывает пальчиком на разные предметы: на те, которые бы хотел потрогать (просьба достать что-то), и на те, куда хотел бы забраться (просьба поднять к высокой полке, шкафчику).
  • Осваивает простые жесты «да» и «нет». Реагирует на просьбы взрослых –«иди к маме», «подними мячик» и т.д.
  • Делает попытки помочь маме при одевании – протягивает ручки, пытается просунуть ножки в штанину. Самостоятельно стягивает с себя головной убор.
  • Играет со взрослым в «прятки», при этом по голосу или шагам может понять, где находится прячущийся родитель.
Речь Кроха ежедневно тренируется в произношении целых цепочек слогов. Многие из них напоминают знакомые слова «мама», «баба». Ребенок стремится подражать взрослому, повторяя те слоги, которые уже появились в его лепете – «па-па-па», «ма-ма-ма» и др.
Слух При помощи слуховой памяти запоминает и выполняет просьбы и словесные «инструкции» – «поцелуй папу», «покажи маме ручку» и т.д. Под звуковую мелодию может изображать танцевальные движения.
Зрение Наблюдает за происходящим вокруг, обращает внимание на мимику и жесты взрослых. Реагирует на улыбку, понимает, когда мама сердится.
Эмоции Бурно (радостно) реагирует на появление мамы в комнате. Общается со взрослыми при помощь простых жестов, показывая ручкой на интересующую вещь или проявляя недовольство (машет головой).
Моторика Активно ползает, поочередно передвигая правую и левую пару конечностей. У опоры старается сразу принять вертикальное положение, встав на ножки. Вдоль опоры уверенно стоит и передвигается, придерживаясь одной рукой. Мелкие предметы в игре ребенок старается захватить двумя-тремя пальцами.
Игра Малыш с удовольствием играет одновременно с несколькими игрушками (предметами). Во время игры постукивает одним кубиком о другой. Отдает предпочтение игрушкам с музыкальным сопровождением. Если взрослый спрячет вещь, ребенок будет делать попытки её найти.

Навыки и умения ребенка в 9 месяцев (видео):

Режим дня девятимесячного ребенка

  • Средняя суточная потребность во сне у девятимесячных детей – около 14 часов. Количество периодов дневного сна не должно быть меньше двух, при этом дневной сон (в целом) составляет 4-4,5 часа, а на ночной приходится 9-10 часов в сутки.
  • Дети, находящиеся на грудном вскармливании, могут также продолжать просыпаться ночью и требовать грудь. Но эта потребность у малышей обусловлена не голодом, а потребностью быть рядом с мамой.
  • Часто младенцы в этом возрасте имеют проблемы со сном. Причиной этому служит переутомление днем, сбой в налаженном режиме. Приучайте ребенка вставать и ложиться спать в одно и то же время, и кроха начнет спокойно спать и набираться сил по ночам.

У грудного ребенка 9 месяцев режим дня мало чем отличается от содержания режима прошлого месяца жизни. Небольшие изменения можно понаблюдать в таблице ниже, где представлен вариант рационального режима дня девятимесячного малыша.

Время (в часах) Элемент режима
7.00 Пробуждение ребенка, гигиенические процедуры, гимнастика
7.30 Завтрак
8.00 Бодрствование, активные игры
9.00 Развивающие занятия, чтение с мамой, прослушивание музыки
11.00 Перекус
12.00 Прогулка на свежем воздухе, первый дневной сон
14.30 Обед
15.00 Бодрствование, игры, развивающие занятия, массаж
16.00 Прогулка на свежем воздухе, второй дневной сон
18.30 Перекус
19.00 Бодрствование, чтение с мамой, спокойные игры
20.00 Ужин
21.30 Вечернее купание, подготовка ко сну
22.00 Перекус, укладывание на ночной сон

Уход за малышом в 9 месяцев

За девятимесячным крохой уход основывается на тех же приёмах, что проводились взрослыми во все предыдущие месяцы, начиная с момента рождения. Это три основных компонента:

  1. гигиенические процедуры (умывание, подмывание, вечернее купание);
  2. легкая гимнастика;
  3. массаж.

На заметку! Проведение всех манипуляций по уходу должно по возможности осуществляться в одни и те же часы – именно так ребенка можно постепенно приучить к распорядку дня и наладить его режим.

Купание ребенка в 9 месяцев

Процедура принятия ванны в этом возрасте обычно уже налажена родителями, и малыш с удовольствием проводит время в воде. Если ребенок любит купаться, то можно позволить ему «плескаться» 20-30 минут, заинтересовывая кроху водными забавами: мыльными пузырями, корабликами, мячиками, резиновыми зверятами с брызгалками и чашками для переливания жидкости.

Совет! Дети, как правило, уже хорошо сидят к девяти месяцам, поэтому можно приобрести специальный стульчик или круг для ванны. Такие предметы обеспечат устойчивое положение и предотвратят случайное падение. .

Массаж в 9 месяцев

Укрепление мышц на данном этапе развития просто необходимо – малыш благодаря массажным процедурам совершенствует навык ползания и готовится к освоению ходьбы. Массаж может проводить мама самостоятельно. Достаточно лишь запомнить несколько основных моментов и приемов:

  • первые сеансы массажа длятся не более 10 минут. Ребенок должен быть спокоен, в хорошем настроении. Для расслабления можно включить спокойную мелодичную музыку;
  • начинать процедуру нужно с мягких поглаживаний ладонями частей тела малыша – рук, ног, спинки и животика. Руки массируются от ладони до плеча, ноги также от ступни до бедер;
  • животик легкими движениями массируется по часовой стрелке. Массируя спину, стоит запомнить, что позвоночник массажем затрагивать не нужно. Спинка малыша массируется вверх/вниз вдоль него, а также по направлению к бокам;
  • особенно важно уделить время ладоням и ступням крохи, массируя каждый пальчик отдельно, это благоприятствует развитию мелкой моторики;
  • завершается массаж нежными, почти невесомыми похлопываниями.

Гимнастика в 9 месяцев

Зарядка для девятимесячного младенца – неотъемлемая часть утренних процедур. Выполняется она до завтрака, в первые 10 минут после пробуждения и носит общеукрепляющий характер для здоровья ребенка.

Вот как выглядит комплекс гимнастических упражнений для «начинающих»:

  1. разминаем мышцы рук, предплечья: ребенок лежит на спине, взрослый сгибает и разгибает руки малыша в локтевых суставах, чередует со скрещиванием, затем делает круговые движения;
  2. разминаем мышцы ног: взрослый попеременно сгибает ножки ребенка в коленях, имитируя езду на велосипеде, затем сгибает и разгибает ножки одновременно;
  3. выполняются повороты в обе стороны со спинки на животик и обратно;
  4. присаживание и приподнимание тела ребенка за выпрямленные руки;
  5. ползания за предметом/игрушкой;
  6. покачивающиеся движения на фитболе в разных положениях тела – лежа на животе и лежа на спине.

Примерное меню младенца в 9 месяцев

К девяти месяцам пищеварительная система ребенка уже достаточно окрепла. Первый прикорм позади, кроха дорос до момента, когда впору оценить разнообразие новых вкусов и их сочетаний в продуктах питания. Объем и количество вырабатываемых ферментов для расщепления пищи увеличиваются с каждой неделей жизни, а вместе с ними лучше работают механизмы иммунной защиты организма.

Вот как выглядит примерное меню ребенка в девятый месяц жизни:

Прием пищи Что едим
Завтрак 90 г каши, 60 г измельченных фруктов, 100-120 мл грудного молока/смеси
Перекус 100-150 мл фруктового сока, 50 г пюре из отварных овощей или нарезанного кубиками сыра
Обед 60-90 г мясного пюре, либо йогурта или нежирного творога, 100 г овощного пюре, 100-150 мл грудного молока/ смеси
Перекус 100 г мелко нарезанного фрукта или детского йогурта, 1 детское печенье
Ужин 60-70 г отварного мяса в пюре, 60 г овощного пюре или риса, половина измельченного фрукта, 100-150 мл грудного молока/смеси
Перекус (перед сном) 150-200 мл кефира либо грудного молока/ смеси

Важно! Постепенно сокращается количество «молочных» кормлений. В 9-ый месяц жизни дети на грудном вскармливании получают материнское молоко 3-4 раза в сутки, а малышам-искусственникам становится достаточно 2-3 порций смеси в день.

Что едим?

В таблице перечислены основные продукты, которые составляют рацион ребенка в данный период жизни.

Продукт Размер порции
Кефир, детский йогурт, молоко (для варки каш) 150-200 мл в день
Мясные пюре (говядина, свинина, индейка, кролик) до 50 г в день
Рыба (треска, хек, пикша, лосось, минтай, форель) Начинаем давать с 1 ч.л., за 2-3 приема пищи доводим до порции в 50 г/день. До года давать рыбу не чаще 1-2 раз в неделю.
Овощи (брокколи, цветная капуста, кабачок, картофель, морковь, свекла, тыква) и каши (рисовая, гречневая, кукурузная, пшеничная, ячневая) до 180 мл в день
Фруктовые соки и пюре (яблоко, груша, персик, абрикос, слива) 80-90 мл в день
Нежирный творог (не более 3 %) не более 40 г в день
Желток 20-30 г в день
Детское печенье, сухарик 5 г

Вкусные и полезные рецепты для малыша

Режим питания девятимесячного ребенка предусматривает до 5-6 кормлений в день, включая перекусы. Старайтесь разнообразить повседневное меню своего чада. Помните, что правильно приготовленный прикорм – это источник питательных веществ для маленьких детей. Не знаете, что приготовить крохотному гурману? Предлагаем вам несколько рецептов для полноценной детской трапезы.

Картофельно-кабачковый салат

Вымойте и почистите 2 картофелины среднего размера. Нарежьте овощ на мелкие кубики, поместите в небольшую кастрюлю и налейте в неё воды на половину объема. Половину кабачка очистите, порежьте кусочками и добавьте к картофелю. Поставьте кастрюлю на средний огонь, доведите до кипения. После 5-7 минут кипения слейте воду, овощи разомните и остудите до комнатной температуры. Добавьте 1 ч.л. растительного масла (желательно – оливкового).

Филе трески с рисом

Вскипятите в кастрюле 1 л воды. В кипящую воду добавьте 1,5 ст.л. риса и маленькую часть (не более 4-5 см) очищенного стебля лука порея. Варите на медленном огне. Спустя 15 минут добавьте в кастрюлю 30 г охлажденного филе трески. Варите еще 7 минут, затем снимите с огня и слейте в отдельную емкость бульон. Смешайте рис с луком-пореем и треской, добавьте 2-3 ст.л. бульона и заправьте блюдо парой капель оливкового масла.

Овсяная каша на молоке с персиком

1 спелый персик вымойте, очистите от кожуры и измельчите с помощью крупной терки. Вскипятите 100 мл молока (жирностью не более 2,5%). В закипевшее молоко всыпьте тонкой струйкой 1 ст.л. овсяной крупы, предназначенной для варки. Добавьте натертый персик. Томите на слабом огне 3-5 минут, затем снимите с плиты и охладите до комфортного состояния (каша должна подаваться теплой).

Помогаем развиваться 9-месячному малышу

Младенцы в девять месяцев много времени проводят у мамы на руках. Непросто носить грудничка помногу часов в день, но до начала ходьбы ребенку необходимо быть «ручным» – как ни странно, это один из этапов правильного психического развития.

Мы предлагаем обратить внимание на несколько важных советов, которые помогут в игровой форме всесторонне развивать девятимесячного ребенка.

Развивайте речь

Чтобы малыш накапливал пассивный словарный запас, с ним необходимо ежедневно и помногу разговаривать. Не знаете, о чем беседовать с крохой? Начать можно с комментирования происходящего. «Машенька сейчас будет одеваться и идти с мамой на прогулку», «сегодня Машенька будет кушать кашку» и т.д. Читайте ребенку книжки с потешками, запоминающиеся сказки, стишки, в которых повторяются слова.

Учите малыша ползать

Бывают груднички, которые по тем или иным причинам не проявляют желания ползать, хотя полностью здоровы. Родители должны прилагать все усилия, чтобы научить ребенка ползать, это важный шаг к последующему освоению хождения. При попытках ползания создавайте его ножкам попеременную опору – так кроха с вашей помощью научится технике «перекрестного» ползания.

Стимулируйте мелкую моторику

Ежедневно делайте разминку для пальчиков. Давайте ребенку мять и рвать бумагу, показывайте, как можно её комкать. Заведите сенсорную коробочку с кусочками предметов разной фактуры и материалов (только чтобы были безопасными!). Пусть малыш познакомится с новыми тактильными ощущениями (губка – мягкая, пробка от бутылки – твердая и т.д.).

Поощряйте двигательную активность

Ребенку нравится передвигаться ползком и изучать все вокруг? Не сажайте его надолго в манеж. Отличным решением может стать раскладной домик с тоннелем. Малыш с удовольствием будет переползать в домик по тоннелю и обратно. Воплотить в жизнь такое развлечение можно и без траты лишних средств, смастерив крохе домик из картонных коробок.

Развивающие занятия для ребенка 9 месяцев:

Выбираем игрушки для крохи 9 месяцев

В девять месяцев малыш начинает осознанно получать удовольствие от первых игр, выражать свои эмоции и осваивать навыки общения. Развивать ловкость и моторные навыки ребенку помогут правильно подобранные игрушки. Итак, что желательно иметь в «арсенале» девятимесячному малышу?

Игрушки

Ребенок в девятимесячном возрасте все впитывает, как губка, поэтому важно окружать его полезными и нужными предметами. Приобретите фигурки домашних и диких животных. В игре называйте животное, и вкратце упоминайте, какие звуки оно произносит, чем отличается от других зверей. Пусть в вашем игрушечном мире будут несколько кукол, которых можно переодевать, укладывать спать, купать их. Постоянно проговаривая простейшие действия в игре, малыш запомнит их и в скором времени начнет воспроизводить сам.

Каталка

С каждым днем малыш, опираясь на опору, делает шаги и совершенствуется в ходьбе. Самое время приобрести игрушечную каталку на колесах, с возможностью опереться на неё. Дети в этом возрасте с удовольствием облокачиваются на такой предмет, позволяющий перемещаться по всей комнате. Будьте уверены, у крохи подобная игрушка вызовет большой восторг!

Книжки-игрушки

Издания с разноплановыми игровыми элементами развивают у ребенка зрение, слух, мышление и тактильные ощущения. Малыш учится вместе с такой книжкой осваивать множество действий – открывать и закрывать её, тянуть и дергать за вкладыши, прикасаться к разным фактурам, шуршать, звенеть и т.д.

Выбрать для изучения есть из чего, игровые книжки представлены сразу в нескольких категориях, например, картонные (с объемными фигурками, глазами, игрушками), резиновые (непромокаемые, с пищалками – брызгалками для ванной), текстильные (страницы с разной набивкой, блестящими и звуковыми вставками).

Развивающий центр

Этот предмет направлен на вовлечение в игру всех органов чувств младенца. Такой центр позволит родителям заметить, что умеет малыш на конкретный момент и чему научился спустя неделю. С тянущимися – выпадающими элементами тренируется координация движений, развивается мелкая моторика рук. Остановиться при покупке стоит на развивающих центрах с несколькими видами деятельности (не менее 5), позволяющими крутить предметы, мять, дергать, стучать, менять цвет. Такая игрушка потребует от ребенка в игре умственных и физических усилий, что положительно скажется на его развитии.