Цель:
Познакомить детей со строением и функцией пищеварительной системы, показать значение питания в жизни человека;
Закрепить знания о правилах питания, представление о здоровой пище;
Развивать познавательный интерес, мышечную активность, воображение детей;
Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни.
Предварительная работа:
Провести с детьми беседу о режиме питания;
Экскурсия с детьми на кухню детского сада;
Познакомить детей с основными группами полезных продуктов которые необходимо употреблять в пищу.
Развивающая среда:
Таблица «Строение пищеварительной системы»; таблица «Привила питания», продукты питания для игры.
Ход занятия:
Ребята, сегодня в детский сад принесли посылку. Эта посылка адресована нашей группе. Мы вместе посмотрим от кого она и что в ней находится.
Воспитатель читает адрес на посылке и от кого: доктор Айболит.
Дети с воспитателем отрывают посылку. В посылке халат, колпак и атрибуты, которые будут использоваться на занятии, записка.
Воспитатель читает записку: «Это волшебный халат, и колпак от доктора Айболита, оденьте это и произойдет волшебное превращение. А то, что еще находится в посылке, поможет узнать много нового и интересного. (Воспитатель одевает одежду и превращается в доктора «Здоровая пища».)
Здравствуйте, дети! Я, доктор «Здоровая пища». Все живые существа питаются. Как вы думаете, для чего необходимо питание?
(Ответы детей.)
Что бы ты рос здоровым и крепким малышом, тебе нужно хорошо и правильно питаться. Все, что мы едим на завтрак, обед, ужин и в перерывах между ними, мы называем продуктами питания. Назовите, какие продукты питания вы знаете? Какие у вас любимые продукты?
(Ответы детей.)
Все мы видим пищу на столе, в кастрюле, на полке в магазине, а что с ней происходит, когда мы ее съедим: Была и нет? ...
Я предлагаю совершить необыкновенное путешествие по внутренней передвижной «кухне», которая находится внутри каждого человека. Только ответьте мне сначала на такие вопросы:
Что такое кухня?
Есть ли она в вашей квартире?
(Ответы детей.)
А наша с вами внутренняя «кухня» состоит из нескольких комнат. И в каждой «комнатке» происходят удивительные приключения с продуктами, которые мы употребляем в пищу. На этой таблице нарисована наша внутренняя «кухня».
Отправимся же путешествовать из одной «комнатки» нашей внутренней «кухни» в другую вот с этим кусочком хлеба.
Я откусываю кусочек хлеба и он попадает в первую комнату (ротовая полость или рот), где находятся зубы, язык. Во рту кусочек хлеба смачивается слюной, и мы жуем его зубами. Пережеванный и увлажненный кусочек хлеба я проглотила. Он помчался как вагончик вот по этому тоннелю (показывает по таблице пищевод). Эту узкую вертикальную трубочку называют пищеводом.
(Повторить с детьми новое слово.)
Пища быстро проходит по пищеводу. Мышцы, которые находятся в стенках пищевода сокращаются волнообразно, вот так (дети совместно с педагогом совершают волнообразные движения рукой) и проталкивают размягченный продукт. Это похоже на то, как мы с вами выдавливает зубную пасту из тюбика (показать практическое действие с тюбиком пасты). Вот такие чудеса происходят с любой пищей во второй «комнатке» нашей внутренней «кухни» пищеводе.
А вот и третья «комнатка» в которую попадает наш кусочек хлеба. Это желудок (воспитатель показывает детям на таблице желудок).
В желудке происходит пищеварение. Желудок соки выделяет, «еду в кашицу превращает». Кстати, слово «желудок» произошло от слова «желудь» (в старину маленькие желуди называли желудками). У некоторых животных желудок по форме напоминает желудь. (Затем предлагается детям показать на себе местонахождение желудка: с левой стороны, там, где кончаются ребра).
Что же дальше происходит? А дальше превращенный в кашицу комочек хлеба попадает в извилистый коридор «кухни» тонкий и толстый кишечник. (воспитатель показывает на таблице нахождение тонкой и толстой кишки). Тонкий кишечник – это тонкая кишка. Длинна которой у взрослого человека около 5-6 метров. (Воспитатель показывает веревки соответствующей длины.)
Тонкая кишка внутри покрыта малюсенькими ворсинками, которые, как насосики, всасывают жидкую пищу, то что осталось от кусочка хлеба или другого продукта и кормит ею все наши клеточки. Каждая ворсинка тонкой кишки впитывает в себя все питательные вещества вот так (воспитатель выливает немного воды и кладет бумажную салфетку на эту воду).
Что произошло с водой? Правильно, она впиталась в салфетку. То же самое происходит в тонкой кишке. Куда же все ненужные организму вещества и воду отправляет дальше тонкая кишка? Вот в эту широкую, но короткую толстую кишку. Длина толстой кишки 1,5 метра (воспитатель показывает веревку соответствующей длины).
Она как хороший хозяин забирает в себя оставшуюся воду, а никому не нужные отходы с помощью мышцы выбрасывает из себя. Вот тогда возникает потребность сходить в туалет. Вот такая необычная «кухня» находится внутри каждого человека. Протяженность ее почти 8 метров, но она свернута так, что помещается целиком у каждого в животе. Все что мы едим, пьем, превращается в вещества, усваиваемы нашим организмом. А называется эта «кухня» система пищеварения.
Для того, чтобы ты рос здоровым и крепким надо употреблять разнообразную пищу, или как говорят правильно питаться.
Какая же пища полезна детям? Подойдем к этим таблицам.
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Это такие продукты питания: мед, гречка, изюм, масло подсолнечное. Другие продукты помогают строить организм и делают его более сильным: творог, рыба, мясо, яйцо. Фрукты и овощи содержат много витаминов и минеральных веществ, укрепляют здоровье, помогают организму расти и развиваться: ягоды, зелень, капуста, морковь, яблоки и др.
«Овощи – кладовая здоровья»
«Овощи и фрукты – полезные продукты»
Дети, я знаю, что все вы любите кушать овощи и фрукты. Может вы мне загадаете загадки об овощах и фруктах, а я попробую отгадать?
(Дети загадывают загадки.)
Я предлагаю вам игру, которая называется «Продукты питания». У меня на столе лежат разнообразные продукты питания, я предлагаю вам разложить их на три стола.
Первый стол под №1 продукты, без которых человек не может прожить (хлеб, молоко, яйца, фрукты, овощи, зелень, орехи, крупы).
Второй стол под №2 продукты, без которых человек может обойтись (конфету, вафли, печенье, рулет).
Третий стол под №3 продукты, которые вредны для здоровья (чипсы, киреешки, кока-кола).
(Выполняется игра.)
Немного отдохнем (физкультминутка по теме занятия)
Чтобы ваша внутренняя «кухня» под названием пищеварение хорошо работала надо соблюдать «Правила приема пищи»
(Дети с доктором «Здоровая пища» подходят к таблицам «Правила приема пищи».)
На этих таблицах изображены «Правила приема пищи». Объясните мне эти правила.
Правило первое: «Мы едим для того, чтобы жить». Как вы понимаете это правило? (Ответы детей.)
Человек должен есть столько продуктов, сколько ему необходимо для жизни, т.е. недоедание и переедание вредны для организма. Если ты ешь очень много, желудок переполняется, не успевает как следует переварить пищу. Если ты часто передаешь, желудок растягивается, становится как надувной шарик и болит. Можешь потолстеть. Если человек недоедает, то он худеет, становится слабым, быстро устает, потому что организму не хватает питательных веществ, которые находятся в продуктах питания.
Правило второе: «Во время еды не торопись». Плохо пережеванная пища хуже усваивается, может поранить стенки пищевода, желудка и кишечника.
Правило третье: «Никогда не ешь на ходу». Это просто опасно!
Правило четвертое: «Не ешь очень холодную и очень горячую пищу» горячей пищей ты обожжешься.
Правило пятое: «Старайся есть в определенные часы». Тогда твой желудок всегда будет готов к работе.
Молодцы, вы хорошо знаете правила приема пищи и выполняете их.
А еще я хочу вам дать совет: перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом – представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, ровным.
Мысленно поблагодарим всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова, пожелания гостям.
Когда они будут готовить пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
Дорогие мои дети, споем вместе мою любимую песенку: «Песенку здоровья».
Если очень захотеть взрослым всем и детям,
Можно жить и не болеть никогда на свете.
Мы хотим вам дать совет, как дожить до сотни лет.
Зарядкой заниматься, почаще улыбаться,
Конечно, закаляться, конфеты не жевать!
Морковку, кашу кушать, маму с папой слушать,
А вместо телевизора на улице гулять!
(С помощью двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита, дети пишут предложение «Будь здоров».)
А сейчас настало время снять волшебный халат и колпак.
Ой, ребята, а что здесь происходило?
А о чем мы с вами говорили, ничего не помню? Помогите мне вспомнить. - - Что вам больше всего запомнилось, понравилось?
А как вы думаете, то, что вы сегодня услышали, узнали от доктора Здоровая пища пригодится вам в жизни?
Я очень рада, что вы так хорошо все запомнили и надеюсь, что это в будущем вам пригодится. Вы будете выполнять правила, будете расти крепкими, здоровыми, умными детьми.
Используемая литература:
Цель:
- воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье ;
Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности;
Уточнить знания дошкольников о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия, продолжать учить осознанно подходить к своему питанию, уточнить знания о витаминной ценности продуктов;
Ознакомить со свойствами цветов во время цветотерапии;
Развивать познавательный интерес, мышление, воображение дошкольников.
Материал: солнышко с лучиками, стаканчики на каждого ребенка, салфетки, бутылочки на каждого ребенка, таз с водой, клеенка, полотенца на каждого ребенка, атрибуты для дыхательных упражнений, стаканчики с водой на каждого ребенка, цветные кружочки красного, оранжевого, синего и белого цвета по количеству детей, иллюстрации по теме.
Дети здороваются с воспитателем и друг с другом.
А знаете, вы не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, так как сказали «Здравствуйте. Желаем здоровья».
Дети, а вы знаете, где живет здоровье? А хотели бы узнать?
Рассказ воспитателем легенды «Где живет здоровье»
Скачать приложение
Воспитатель. - Дети, а вы чувствуете себя здоровыми?
Что значит быть здоровым? А как ты думаешь? А ты здоров? Почему?
Я, дети, открою вам маленькую тайну! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма.
1 практический опыт
Чтобы узнать о первом лучике нашего здоровья, я хочу показать вам фокус. Возьмите по бутылочке, загляните внутрь.
Что там лежит? А у тебя что там? Сейчас мы увидим, кто там прячется.
Один, два, три невидимка из бутылочки беги! - Опускайте бутылочки в воду.
Какой невидимка был в бутылочке?
Мы увидели воздух, который был в бутылке.
А сможем ли мы жить с вами без воздуха?
Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть ладонью рот и нос.
Что вы чувствуете? Почему мы не могли долго быть без воздуха.
Воздух богат кислородом - это чистый воздух! Давайте мы с вами наполним наш организм кислородом.
Дыхательные упражнения.
Поэтому чтобы быть здоровым, что нам нужно? (Воздух).
Вот мы и открыли первый лучик нашего солнышка.
Для того чтобы нам быть здоровыми, нам нужно также хорошо питаться.
А знаете ли вы, какие продукты защищают наш организм и защищают от злых вредных микробов и различных болезней? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Подбери продукты».
Зрение - витамин А - живет в оранжевых и красных продуктах (морковь, тыква, яблоко, перец).
Кожа - витамин Е в зеленых овощах, фруктах и зелени (петрушка, киви, капуста, зеленый лук).
Зубы - витамин С в кислых продуктах (лимон, апельсин, мандарин, квашеная капуста).
Кости - витамин D живет в молочных продуктах (сыр, молоко, сметана, мороженое).
Молодцы, вы знаете, какие продукты полезны.
А в каких продуктах больше всего витаминов?
В каком виде нужно употреблять продукты, чтобы в наш организм попало как можно больше витаминов?
Да, вы правильно сказали, что больше всего витаминов в сырых овощах и фруктах.
Что мы можем приготовить из этих овощей и фруктов?
Так, из овощей мы можем приготовить салат, а из фруктов можем приготовить сок и витамины останутся в этих продуктах и пользы будет больше.
Давайте мы насытим наш организм витаминами.
Воспитатель выжимает сок и дает детям попробовать.
Нравится ли вам сок? Является ли он полезным?
Поэтому следующий лучик нашего солнышка это... (полезная пища).
Прикрепляют второй лучик нашего солнышка.
Если мы с вами будем хорошо питаться, мы будем не только здоровыми, но и сильными.
Каких людей вы считаете сильными?
А ты сильный?
А где находится ваша сила? (Моя сила в мышцах)
Давайте проверим, как сильны ваши мышцы.
Физкультминутка для дошкольников .
Руки в стороны и вверх -
На носочки поднимитесь.
Голову вверх поднимите
На ладони посмотрите.
Руки в стороны разводим,
Опускаем плавно вниз,
Приседать мы начинаем,
Ноги вместе разминаем.
Раз присели - руки прямо.
Встали. И опять все повторили.
Продолжаем дружно-посмотри.
Наклон влево - раз, два, три!
Возвращаемся, и вправо.
Все выполняем хорошо.
Влево, вправо повернулись.
Вот разминке уж конец.
Кто старался молодец.
Так, а какой следующий лучик нашего солнышка? Да, правильно, это сила.
Давайте откроем еще один лучик нашего здоровья. Что вы видите на этом лучике? Да, это капля, а как может помочь нам капля быть здоровым?
Капелька это вода. Вода нам помогает закалять организм, в воде мы купаемся, умываемся, обливаемся холодной водой
2 второй практический опыт
А еще нам вода помогает зарядить наш организм разной энергией. Возьмите каждый из вас стаканчик с водой и один цветной кружочек любого цвета и поставьте свой стаканчик на этот кружок. Сейчас вода зарядится энергией от кружочка, а потом мы с вами зарядим свой организм. А пока мы узнаем, что означает каждый цвет кружочка, который вы взяли.
Красный цвет используют, когда вы устали он придает энергию.
Оранжевый - повышает аппетит.
Синий - имеет эффект сонливости, с ним легче засыпать.
Если человек выбирает белый цвет, то он нуждается в защите.
Вот и зарядилась наша вода. Давайте сделаем несколько глотков.
Что ты почувствовал, когда попробовал воду? А ты что почувствовал?
Нам с вами осталось открыть последний лучик нашего солнышка. Чтобы быть здоровым нам нужно не только хорошо есть, закаляться, дышать чистым воздухом, нам нужно беречь свое здоровье и здоровье близких.
Как мы можем это делать мы сейчас с вами и узнаем.
Дидактическая игра «Правильное поведение»
Дети по очереди открывают картины и описывают ситуации.
Мыть перед употреблением овощи и фрукты.
Соблюдать правила дорожного движения.
Не играть со спичками.
ВИТАМИНЫ УКРЕПЛЯЮТ ОРГАНИЗМ.
Ребята, сегодня в гости к нам пришел мальчик Петя Заболейкин. (Педагог показывает большую театрализованную куклу, Петя здоровается с ребятами)
Петечка, ты такой хороший мальчик, только почему-то фамилия такая у тебя странная – Заболейкин.
А мне нравится моя фамилия, потому что мне нравиться все время болеть. Я сегодня к вам пришел, а завтра заболею и буду сидеть дома. Потом на денек опять приду и снова заболею…
Ну, Петя, что-то непонятное с тобой твориться. Неужели тебе нравиться сидеть дома, пропускать интересные занятия, где ребята становятся умными, знающими? И вообще дома сидеть скучно, поиграть не с кем!
Ребята, а вы любите болеть? (ответы детей) А болеть это хорошо или плохо? А почему плохо?
Действительно, бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Если хочешь быть здоров запомни один секрет.
Какой секрет?
Если ты хочешь быть веселым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с разными микробами, не поддаваться никаким болезням – каждый день надо: заниматься зарядкой, гулять на улице, кушать побольше фруктов и овощей, а самое главное каждый день принимать витамины.
А что такое витамины? – спрашивает Заболейкин.
Садись, Петечка, рядом с детьми. Сегодня мы узнаем, что такое витамины. Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего теля. Если в пищи недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным…
Я расскажу вам, откуда берутся витамины
В почве притаилось несметное количество бактерий. Микробы – самые распространенные обитатели Земли. Они существуют везде и всюду: в воздухе, в почве, в воде…Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими почву и воздух. В природе витамины образуют в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи – источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый лист и погаснет, но не пропадет, с его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества, возникают и витамины. Количество поступающих в наш организм с пищей витаминов зависит от времени года. (Выставляется таблица, где около каждого Витамина изображен продукт).
Педагог демонстрирует иллюстрации.
Петя остаётся с детьми в группе, вместе с ними обедает, полдничает и ужинает.
На следующий день приносит в группу дидактическую игру “Полезные и вредные продукты”.
Правильная осанка - путь к красоте тела.
После того, как дети горбунов стали выполнять советы оловянного солдатика, произошло чудо!!! (педагог показывает иллюстрацию) Все дети выздоровели, стали красивыми, стройными, подтянутыми. А главное они перестали лениться.
Ребята, а давайте и мы, чтобы не забыть советы стойкого оловянного солдатика, нарисуем схематично все правила и запомним (дети каждый сам рисует схему и объясняет)
Выставка, наиболее удачных схем.
Для закрепления пройденного материала можно использовать в свободной деятельности дидактические игры: “Спортсмены”, “Подбери картинку”, “Составь схему упражнения”, “Найди пару”.
Валеологическое просвещение является важным элементом здоровьесберегающих технологий, практикуемых в учебно-воспитательном процессе детского сада. Миссия этого направления работы с детьми реализуется с помощью организации непосредственной образовательной активности, то есть занятий, а также проведения развлечений. Обратим внимание на методику осуществления валеологического воспитания в рамках уроков этого направления в старшей группе (дети 5–6 лет) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Для старшей группы миссией уроков, призванных поддерживать здоровье с раннего возраста, является:
Задачи организации валеологических занятий, как и в других группах, для детей 5–6 лет, группируются по областям валеологических знаний.
Область валеологической теории | Задачи |
Самопознание |
|
Эмоциональное состояние |
|
Основы безопасной жизнедеятельности |
|
В старшей группе задачей валеологического просвещения является получение малышами знаний о полезных для здоровья продуктах
Как и в любом виде образовательной деятельности на уроках валеологии педагог комбинирует приёмы четырёх методов.
Слово играет существенную роль в раскрытии сути областей валеологических знаний.
Этот приём особенно удачно вписывается в начало основного этапа занятия, когда педагогу необходимо донести до детей суть обобщающих категорий, классов объектов.
К примеру, в своей практике на занятии по теме «Витамины для здоровья организма» понятие «витамин» я разъясняю ребятам так: «Наш организм для того, чтобы быть в форме, требует поддержки витаминов. Эти вещества сами по себе в теле человека не вырабатываются, мы их получаем с пищей. Но если каких-то витаминов всё равно не хватает, и человек плохо себя чувствует, то ему врач прописывает эти полезные вещества в больших количествах в форме таблеток».
Традиционно объяснение подкрепляется наглядностью
Сопровождает взаимодействие детей и взрослого в любых методах и приёмах. Имея вопросно-ответную структуру, беседа помогает ребятам анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт, то есть воспитывает очень важное для старших дошколят качество личности: самостоятельность. В старшей группе вопросы валеологического просвещения поднимаются в познавательных и этических беседах. К примеру, познавательную беседу в рамках темы «Что помогает человеку быть здоровым», я выстраивают так:
Картотеку разговоров на темы валеологического содержания можно найти в статье «Валеологические беседы в ДОУ» .
Это интересно. На занятиях в старшей группе, как и в средней, практикуются беседы с представителями профессий, имеющими непосредственное отношение к сохранению здоровья человека (врачом, пожарным, полицейским и др.).
Беседы детей со специалистами - это эффективный способ подытожить полученные знания по теме
Традиционно эти приёмы используются для мотивации детей, чтобы настроить их на рабочий лад и, актуализировав опорные знания, ввести в тему занятия. В старшей группе на валеологических уроках стихотворения можно использовать и для подведения итогов изучения тематического блока. Так, завершая работу над темой «Сердце семьи», посвящённой воспитанию уважения к семейным ценностям, взаимоотношениям в семье, мы с детьми подводим итог занятия рифмовкой:
Загадки удобно использовать при обращении к опыту малышей перед началом рассмотрения новой темы. К примеру, перед тем как говорить о лекарственных свойствах растений, малыши угадывают названия трав:
Подсказками для отгадывания загадок могут быть картинки
Это приём может использоваться в двух вариантах: как оформление структуры занятия (например, когда малыши «попадают» в сказочный город «Доброздоровьено», где вместе с «мэром» города выясняют правила жизни жителей) или как способ актуализировать или обобщить знания малышей. Второй способ реализуется посредством сказкотерапии - использования сказочных сюжетов для освещения конкретного аспекта темы. Например, рассматривая вопросы здорового сбалансированного питания для детей, я предлагаю ребятам историю о Васе Заболейкине (в его роли выступает большая кукла). «Жил-был мальчик Вася Заболейкин. Больше всего на свете любил он шоколад, ситро и чипсы. Ел их постоянно, а каши, супы, фрукты и овощи всегда оставлял на тарелке нетронутыми. И вот однажды, когда Петя хвастался друзьям, что завтра в детский сад не пойдёт, потому что у него болит живот, а ребята, не слушая Петю, стали обсуждать игры, в которые им удастся поиграть завтра на празднике «День здоровья». Задумался Петя: если он заболеет, то пропустит такое веселье, и расхотелось ему болеть. А вот покушать, погулять было бы неплохо. Только вот голова кружится, тошнит и слабость одолели мальчика. И сказали ему ребята-друзья: «Если будешь вкусно и правильно питаться, то никакая слабость не страшна». Попросил Петя маму помыть ему овощей и фруктов, съел их и с новыми силами побежал играть с детьми».
Ничто так не привлекает внимание детей, как сказки
Педагог зачитывает литературные произведения по теме, формулируя вопросы для обсуждения по сюжету. Например, после чтения сказки «Мойдодыр» К. Чуковского вопросы могут быть такими:
Это интересно. С детьми старшего дошкольного возраста акцент в обсуждении делается на проблемные вопросы, которые помогают развивать критическое мышление малышей, а также формируют умение анализировать и делать выводы.
В старшей группе чтение самими детьми используется фрагментарно по мере того, как дети осваивают навык чтения. К примеру, малыши могут зачитывать короткие справки о пользе/вреде каких-либо продуктов или правила поведения в лесу, на воде, дома в отсутствии взрослых.
Чтение может использоваться для ознакомления детей с условиями игры
Наглядность сопровождает любой вид деятельности дошкольников. В контексте валеологических занятий этот метод представлен:
Наблюдение (совпадает с темой по валеологии) | Цели | Суть |
Наблюдение за работой светофора | Систематизировать знания сигналов светофора. | Педагог подводит детей к перекрёстку, показывает светофор и обращает внимание малышей на то, что такое большое количество легковых автомобилей, общественного транспорта не мешают друг другу. А всё потому, что они следуют строгим правилам, которые регулируются тремя сигналами светофора. В завершение наблюдения воспитатель спрашивает, для чего нужен светофор, и как он работает. |
Наблюдения за специальным транспортом («скорой помощью», полицейской машиной, пожарной машиной, почтовой машиной и пр.) |
| Педагог подводит малышей к проезжей части и предлагает определить назначение проезжающих мимо машин. Затем загадывает загадки, отгадки которых - названия спецтранспорта:
Завершается наблюдение обсуждением назначения специальных машин и роли водителя в их работе. |
Наблюдение за изменением погодных условий | Учиться подбирать одежду в соответствии с погодой за окном. | Дети наблюдают за погодой за окном, отмечая облачность, наличие или отсутствие осадков (рассматривая их на фоне стен соседних зданий), ветра (фиксируя колебания веток деревьев). На основании наблюдения малыши делают выводы о подходящей для выхода на улицу одежде. |
На занятиях по «теории здоровья» в работу также активно привлекаются валеологические газеты - стенгазеты, рассматривающие узкий аспект темы. Например, на тему «Игры на свежем воздухе для укрепления здоровья». Отличие стенгазеты от рисунка не только в размере - первая обычно создаётся на формате А1, но и способом использования материалов. Так, стенгазета может быть дополнительным источником информации: дети читают и запоминают информацию. Кроме того, рисунки выполняются сразу же по окончании занятия, а стенгазета требует многочасовой подготовки и оформляется с помощью родителей.
Это интересно. Поскольку в стенгазету могут включаться информационные блоки, работа с этим приёмом наглядности возможна в том случае, если дети умеют читать.
В композицию стенгазеты может быть введён сказочный персонаж, путешествующий от одного информационного блока к другому Обычно стенгазета выпускается не без помощи родителей Стенгазета может быть из наборов картинок-символов
Любое знание лучше усваивается, если оно имеет прикладной характер. Обычно под практическим методом понимаются такие приёмы освоения материала, как:
Эти творческие задания являются частью этапа обобщения материала занятия: дети рисую (лепят, создают) образы, связанные с валеологией (рисунки семьи, продуктов ЗОЖ и пр.).
Ещё одним важным приёмом практического метода на занятиях по валеологиии является самомассаж.
Дома родители также должны организовывать детям самомассаж
Это интересно. Такого рода массаж ручек очень важен: он помогает выработать навык, полезный для освоения письма.
Это интересно. Элементы самомассажа являются частью физкультпаузы на занятии.
Ещё один практический приём, активно используемый на занятиях по валеологии - опыты.
На занятиях по валеологии малыши учатся ухаживать за собой
Характер опыта (тема по валеологии) | Цели | Суть |
Опыт на чувствительность кожи | Учиться сравнивать температурные показатели воды в разных ёмкостях. | Педагог предлагает малышам пальцем определить температуру воды и расставить ёмкости от самой холодной к самой тёплой. |
Опыт на значение обоняния в жизни человека | Учиться определять продукты по запаху. | Дети с завязанными глазами по запаху определяют продукт питания: апельсин, чеснок, лук, банан, яблоко. Примечание: это задание следует с осторожностью предлагать детям-аллергикам. |
Опыт на установление необходимости слюны для установления вкусовых характеристик пищи | Убедиться, что «сухой» язык вкуса не чувствует. | Дети просушивают язык салфеткой, пробуют разные продукты (сыр, яблоко, банан) и убеждаются, что без слюны ощутить вкус нельзя. |
Опыт на определение способности желудка перерабатывать продукты | Показать процесс переработки веществ желудочным соком. | Педагог показывает малышам банку с водой и предлагает представить, что это наш желудок. Дети бросают в банку сахар и соль - продукты смешались и растворились в воде. Добавляют кусочек хлеба - он раскис. Затем взрослый кладёт на тарелочку бумажную салфетку и отливает чуть-чуть воды - жидкость впитывается. Педагог подводит малышей к выводу о том, что так и стенки нашего желудка растворяют и впитывают то, что мы кушаем. |
Приёмы этой группы представлены:
На занятиях по валеологии педагог, как правило, пользуется правилом «2 из 3»: в конспект урока вводится два вида игр из трёх.
Воспитанию уважения к ЗОЖ посвящены подвижные игры, которые проводятся на занятиях и вне их
Название | Цели | Ход игры |
Дидактические игры | ||
«На кого же я похож» |
| Дети приносят из дома семейные фотографии, ищут общие черты с родителями и другими родственниками. |
«Кто как родился» (лото) | Систематизировать знания детей о том, как рождаются живые существа. | Перед ребёнком три картинки, на которых изображены яйцо, икринка, бутылка с соской, и набор маленьких картинок с изображением насекомых, млекопитающих, земноводных и др., перевёрнутых изображением вниз. Малыш берёт маленькую картинку и совмещает её с большой, определяя, каким образом это существо родилось. |
Подвижные игры | ||
«Назови вид спорта» |
| Малыши играют в парах. Один берёт картинку и движениями, мимикой показывает тот вид спорта, который на ней изображён. Второй отгадывает. Затем партнёры меняются. |
«Не перепутай» |
| Дети становятся в круг. Педагог, стоя в центре, называет часть тела, дотрагиваясь при этом до другой. Малыши должны дотронуться до той части, которую педагог назвал. |
Театрализованные игры | ||
«Скорая помощь» |
| Малыш вызывает «скорую» для игрушки, получившей травму. |
«Полиция» | Дети «приезжают» на вызов к игрушке. Игрушка «объясняет», как это произошло. Игру можно усложнить «следственным экспериментом», «допросом» свидетелей. |
Наблюдения подкрепляются рассматриванием плакатов по теме
Занятия по освоению теории здоровья в старшей группе проводятся один раз в неделю, а цель определяется на целый месяц. При этом обычно проводятся интегрированные (!) уроки, то есть те, на которых раскрытие темы происходит в процессе вовлечения малышей в разные виды деятельности. Этот принцип построения уроков отражается в перспективном плане, который составляется педагогом на учебный год.
Месяц | Цели | Виды деятельности с целями |
Сентябрь |
| Дидактическая игра: «Умею - не умею» по типу «Съедобное - несъедобное». Цель: поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями. Рисование на тему: «Из чего сделан Я?». Цель: выяснить, как дети представляют себе своё Я, свой организм, свои органы. Чтение художественной литературы о чистоте: К.Чуковский «Мойдодыр», Агния и Павел Барто «Девочка Чумазая». Цель: закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки. |
Октябрь |
| Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики. Цель: подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Изодеятельность на тему прочитанных произведений. Выставка рисунков. Цель: выразить своё отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно. Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе. Цель: воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении. Досуг на тему: «Кожа - помощница». Цель: закрепить, углубить полученные знания, развивать логическое мышление. |
Ноябрь |
| Занятие «Скелет и мышцы». Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию - скелет нашего тела. Дидактическая игра: «Опасно - неопасно». Цель: развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков. Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», С.Маршака «Великан». Цель: воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость. Конструирование и лепка из книги Г.Юдина «Главное чудо света». Цели:
|
В перспективном плане оговариваются разные виды работы над конкретными темами по валеологии
Урок валеологии строится по такому же плану, как и другие виды НОД:
Этап | Содержание |
Вводный | - Ребята, мы с вами в течение дня занимаемся различными делами. Что мы делаем? (Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся). - Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест). - Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя). |
Основной | <… Миша, лёжа на печи Ел коржи и калачи. А во время передышки Ел вареники и пышки. Вскоре вся деревня Мишу Доставала через крышу. - Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта). - А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше? - Почему вы открыли рот и нос? (Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело). - Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут? (Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)…> |
<… Опыт: - Мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, - выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло? (Ответы детей). - Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше. - А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло? (Грудная клетка опустилась). - Ребята, куда же попадает воздух при вдохе? (Там есть лёгкие)…> |
|
Закрепление материала | <… - Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче? (Через нос, приложив платочек). - А ещё почему надо дышать носом? (Чтобы не заболеть, когда холодно). - А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос? (Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы)…> |
Заключительный этап | <…Педагог благодарит детей за работу. |
Заключительный момент может включать сюрприз, то есть поощрение участников занятия, например, конфетами, игрушками и пр
Показательные уроки призваны не только продемонстрировать уровень достижений малышей, но и показать степень методической подкованности педагога в выборе сочетаний методов и приёмов взаимодействия с детьми. При этом и структура, и хронометраж остаются неизменными. Основное отличие заключается в оформлении содержания: для открытого занятия педагог обычно использует сюжетную основу.
Этап | Содержание | |||||||||||||
Вводный | Воспитатель: - Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричёсанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: «Что случилось? Почему ты плачешь?». Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что возьму его с собой в детский сад, расскажу его историю детям в группе и они, т. е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история? (Ответы детей.)…> |
|||||||||||||
<… - Правильно, об этом мы читали в произведении «Мойдодыр». А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей). Воспитатель: - Ребята, а давайте расскажем нашему гостю, что нужно делать, чтобы больше с ним такого не происходило. Мы уже с вами знаем, о том, что чистая вода обладает целебными свойствами. Сегодня мы познакомимся с тем, как с помощью воды сделать чистым своё тело и как за ним правильно ухаживать. Вы помните как называется правильный уход за своим телом? (дети отвечают). Молодцы, помните: правильный уход за телом называется гигиеной…> |
||||||||||||||
Основной | <… Грязнулькин: - Я очень хочу научиться ухаживать за своим телом. Мне больше не хочется ходить грязным. Воспитатель. - Тогда давайте начнём наше занятие, и начнём его с того, как правильно ухаживать за своими зубами…> |
|||||||||||||
<… Ребёнок, показывает на плакате и рассказывает, как нужно чистить зубы. (Нужно намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щётку в рот, щетинками с пастой к зубам, и начать медленно чистить зубы, двигая щётку вверх и вниз, влево и вправо…> | ||||||||||||||
<… В. – А сейчас мы будем учиться правильно мыть руки. Ребёнок рассказывает стихотворение: «Моем рученьки»: Руки чтоб помыть, сперва Засучим мы рукава…> |
||||||||||||||
<…В. Вот мы и вспомнили наше первое правило защиты от микробов. Ты запомнил. Г. – Да! Мытьё рук с мылом. В. – Правильно! От простой воды и мыла У микробов тает сила…> |
||||||||||||||
Закрепление материала | <… Проводится игра «Апчхи»: дети делятся на две команды («Чихающие» и «Заражающиеся») которые расходятся на расстояние 5 метров друг от друга. Команда «Чихающие», произносят «Апчхи!», и кидают в противоположную команду теннисные шарики. Дети из команды «Заражающиеся» должны увернуться. Тот в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать»…> | |||||||||||||
Заключительный этап | <…Грязнулькин: – Спасибо вам ребята… Как чисто у вас в группе стало. И я тоже теперь всегда буду ходить чистым и аккуратным. Я сегодня очень рад! Что побывал я с вами, Здоровыми друзьями. Всем теперь я расскажу, О том как вы живёте. - А теперь побегу домой, чтобы поскорее навести там порядок, пока мама с работы не вернулась. В. – Вы сегодня молодцы ребята, и сами вспомнили, и другим рассказали, как нужно защищаться от коварных микробов. |
|||||||||||||
Проведение опытов развивает в детях самостоятельность Анализ занятия по валеологииМониторинг работы по валеологическому воспитанию осуществляется в двух форматах:
Со схемой анализа занятия, а также примером самоанализа можно ознакомиться . Анализ даёт возможность изучить эффективность используемых на занятии приёмов Досуговые мероприятия по валеологии в старшей группеКроме НОД, реализация целей и задач валеологического воспитания в старшей группе осуществляется через подготовку и проведение досуговых мероприятий, которые проводятся 1–2 раза в месяц. Обычно они приурочены к праздникам (к примеру, ко Дню защитника Отечества) или завершению изучения блока тем (например, о строении тела человека). Структура развлечения отличается от обычно занятия тем, что этап закрепления органично вписывается в основной. Кроме того, на 5–10 минут увеличивается хронометраж мероприятия, то есть до 35–40 минут. Среди практикуемых в детском саду форм проведения валеологических развлечений в старшей группе преимущество за:
Таблица: Миздренко Т.В. сценарий мероприятия валеологического досуга на тему «Путешествие в города здоровья» для старшей группы
Основная форма составления сценария досугового мероприятия для среднего и старшего возраста - театрализация Особое место в учебно-воспитательном процессе ДОУ отводится под осуществление задач технологий здоровьесбережения. Одной из форм их воплощения в жизнь является проведение валеологических уроков и досугов. В старшей группе эти формы образовательной деятельности направлены на систематизацию того, что уже изучено, а также наращивания новых знаний на существующую базу. Поделитесь с друзьями! |
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Программное содержание и задачи:
Цель: Создание мотивации детей на здоровый образ жизни.
1. Дать представления детей о микробах. Их полезные и вредные особенности.
2. Закрепить знания о значимости витаминов для организма человека.
3. Закрепить правила личной гигиены.
4. В опытах учить наблюдать, видеть причины – следственной связи, делать выводы.
5. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
6. воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение.
Предварительная работа: отгадывание загадок о здоровом образе жизни, беседа о простуде, выполнение упражнений для закаливания. Разучивание в стихотворной форме закалочки “Ледок”, самомассажа “Мыло”. Разработать опыт с водой.
Оборудование: Мультимедийный проектор, 2 вареных яйца, 2 колбы с водой, помеченные полосками, голубого и красного цвета, микроскопы, пипетка, снег, теплая вода. Шары надувные по кол – ву детей. Корзинка с фруктами и витаминами, витамины.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Подойдите, поздоровайтесь с душой и сердцем. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому, что вы сказали: “Здравствуйте!” Здоровья желаю.
(Проходят в зал к ширме, садятся на подушечки). Слайд 2 (За ширмой звонит телфон, вос – ль берет трубку, она выпадает из рук,из него выкатывается Фиксик. Он кашляет и чихает). Слайд №3
Вос-ль. Ой, ребята посмотрите, кто же это? (Ответы детей)
Вос-ль. - Что с тобой случилось Фиксик? Ты заболел?
Со мной приключилась большая беда.
Мороженое ел я помногу всегда -
И вот какая картина:
Ко мне привязалась ангина,
И кашель, и насморк меня одолели.
Если б вы знали, как они надоели.
Вос-ль. – Фиксик, да ты серьезно заболел! Ребята, давайте спасать Ф, а как мы сможем помочь ему? (ответы детей) Давайте наденем Ф. согревающий шарф и дадим выпить теплое молоко с медом, уложим в постель.
Ф. – Почему заболел Фиксик? (в организме человека есть полезные микробы и вредные, полезных больше, конечно, но в случае с Фиксиком, он простудился, и плохих микробов в организме стало больше.)
Вос – ль. А вы видели когда-нибудь микроба? Сейчас я вам попробую его нарисовать.
Не будь он таким вертлявым и малым,
Я бы его для вас поймала.
И вы бы увидали сами
Микробью мордочку с усами.
Узор пятнистый вдоль хребта,
Шесть быстрых ног и три хвоста.
Таков микроб, невидимый злодей.
Враг честных и простых людей.
Вос-ль – Вот, и попал наш Ф.в королевство микробов. (Слайд королевства) Слайд№4
А микробов там видимо-невидимо и самые-самые разные: есть микробы, которые любят грязь, есть микробы, летающие по воздуху и предающие простудные болезни.
Я знаю, что есть волшебный цветок “Цветок здоровья” Слайд №5, он растет только в волшебной стране.
Поможем мы Фиксику, найдем волшебный цветок? Тогда, давайте скорее отправимся в волшебную страну за ним. Но, чтобы нам не утомиться, нам необходимо подкрепиться. (Съедают волшебную витамину), голос: “Раздать летательные аппараты!” (воздушные шары), “В путь!!!” (Слайд 6) (анимац. неба, музыка.. Под музыку дети на воздушных шарах летят)
Вос-ль. Вот мы и прибыли в волшебную страну. Сайд №7, Слайд №8 (король микробов)
(Слайд короля микробов, озвучивание в микрофон). Внимание на монитор.
К.М. – Мы, микробы, существа могущественные, хоть и не видимые. Стоит нам пробраться в тело человека, сразу начинаем разбойничать и размножаться внутри, нас становится все больше и больше. А человеку всё хуже и хуже: он заболевает, его трясет, колотит, начинается чихание и кашель, поднимается температура. Вот и ваш друг Ф.попал в наше королевство.
Вос-ль. – Ребята, а как же микробы попадают внутрь человека? (Ответы детей.)
Посмотрите на микробов. Вот эти микробы любят грязь. Как вы думаете, руки у вас сейчас чистые? Давайте проведем небольшой опыт и проверим.
Опыт с волшебным яйцом. (Дети передают вареное очищенное яйцо друг другу)
Вос-ль. Яйцо стало каким? Почему?
Как же справиться с микробами, которые любят грязь? (Ответы детей) Конечно, нам помогут мыло и вода.
Самомассаж “Мыло”
Вос-ль. – От простой воды и мыла у микробов тают силы. Щелчок растворения, Слайд №9 страна
Вос – ль: – Ребята, а вы знаете, что микробы спасаются бегством от тех, кто зарядкой и спортом занимается. Какими видами спорта вы любите заниматься? (Ответы детей)
А еще чтоб не болеть и не простужаться,
Зарядкой надо по утрам всем людям заниматься.
Рассчитайтесь по-порядку, выходите на зарядку. (Зарядка) Слайд №10
Ребята, я знаю, что вы проводили опыт с водой Слайд №11 (фото опыта): наливали воду из-под крана и кипяченую воду. Она отстоялась. Давайте посмотрим, что же получилось. Капнем пипеткой из бокала с красной полоской с водой в один микроскоп, и в другой микроскоп из бокала с синей полоской.(вос – ль подводит к колбе с водой из под крана лупу с рисунком микробов, а на другую без микробов)
Рассматривают колбы с водой. Находите отличия. Какой вывод мы можем сделать? (Воду из-под крана пить нельзя, в ней живут микробы. Пить можно только кипяченую воду.)
Вос – ль: Чтобы быть здоровым надо не только соблюдать гигиену, но и употреблять витамины и полезные продукты. Слайд №12 (полезных продуктов)
Перед вами в корзине лежат, различные продукты питания (капуста, морковка, яблоко, лимон, шоколад, лук, чеснок, йогурт, сырок глазиров, творог, кириешки, попкорн, чипсы). Возьмите в руки только те продукты, которые вы считаете полезными. (Дети берут, по одному продукту, аргументируя свой выбор. Вывод.)
Вос – ль: Давайте положим все продукты в корзину. Какие хорошие помощники! Умете выбирать самые полезные и нужные продукты!
Вос – ль: – Если хочешь быть здоров, надо закаляться. Слайд № 13 страна.
А мы с вами разучим упражнения, которые закаляют наше горло.
Вос - ль: Ребята, подойдем к столу. (На столе стоят 2 чашки с теплой водой и холодным снегом, полотенце накрывает) Пусть ваши руки отгадают, что под салфеткой лежит? (Ответы детей) Давайте с вами будем закаливать наши ручки. (Дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой, затем со снегом, водят комочком по ладоням проговаривая стихотворение)
Мы научимся ледок.
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
(Дети вытирают руки.)
Вос - ль: “С молоду закалишься, на весь век сгодишься”
Вопрос: Почему необходимо закалятся? А вам нравится закаляться? Чем ещё вы закаляетесь? (Водой, прогулками на свежем воздухе, спим без маек.)
Вос – ль: – Ребята, посмотрите, мы нашли волшебный цветок. Слайд № 14
А вот, и наши летательные аппараты. Давайте скорей вернемся в наш зал и поможем Фиксику!
Слайд № 15 небо (анимац. неба, музыка. Под музыку дети на воздушных шарах летят).
Подойдем к Ф. Слайд № 16 подарим ему цветок здоровья.
Несколько советов дадим Ф. (Советы детей, что необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым)
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
Вот тогда все люди в мире долго-долго будут жить.
И запомните здоровье в магазине не купить.
Может, кто-то еще хочет добавить свое знание о здоровом образе жизни?
Фиксик: Спасибо, ребята, я выздоровел! Как здорово быть здоровым! Я вам приготовил подарок, давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (Вносит шпажки нанизанные кусочками фруктов). И угостим наших гостей.
Мне надо возвращаться. До новых встреч! Слайд №17
Вос – ль: До свидания, Фиксик.
Вос – ль: Ребята, пришло время возвращаться в группу, скажем гостям до свидания!