Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьезное занятие, которому посвящено целое направление в психологии — песочная терапия. Выражая свои переживания в игре с песком, человек — и взрослый, и ребенок — постепенно освобождается от их груза и снимает напряжение. И сегодня любой родитель может побыть психотерапевтом для своего ребенка, просто играя с ним в устроенной дома песочнице. О том, как это сделать, рассказывает специалист в песочной психотерапии Ульяна Наумова.
Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка — это игра. В ней каждый малыш создает свой собственный мир, устраивает его так, как ему больше нравится. К этой игре ребенок относится очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции. Песок — это прекрасный материал для игр: он невероятно пластичен, сыпуч, его можно намочить и лепить из него разные формы, разрушать их и снова строить. Разделите с малышом приятные эмоции от игры — устройте дома песочницу. Это просто, ведь вам не понадобится ни специальных знаний, ни сложного оборудования. А для ребенка эта игра очень важна, как и то, что играть вы будете вместе. Начинать работу с песком можно с самого раннего возраста, когда малыш только знакомится с разными материалами и пробует их сыпать, смешивать и так далее.
Песок для игр может быть любым: речным, морским, главное — чистым. Его можно купить в зоомагазине или даже заменить на манную крупу. Песочницей послужит поднос прямоугольной формы или обычный контейнер размерами не меньше 50 на 70 сантиметров. Песочницу нужно заполнять песком на две трети. Вам также понадобится вода для смачивания песка и набор миниатюрных игрушек — фигурок животных и людей, которые не займут много места в песочнице. Этого достаточно для любой игры из этого списка.
Это очень простая и очень важная игра. Ребенку предлагается создать свой мир на подносе с песком. Пусть он строит как хочет, но соблюдает три ключевых правила: песок не высыпать, не бросаться им, постройки других не ломать, когда он играет не один.
Цель игры: дать возможность внутренним процессам выйти наружу, чтобы ребенок их увидел, смог осознать что-то важное для него.
Обращайте внимание на то, что и как строит малыш. Например, если он создает дом с толстыми стенами, это может означать стремление к безопасности, которой ему не хватает, желание укрепить свои психологические границы, чтобы их видели и не нарушали. Мощные стены песочного замка могут означать и то, что границы у ребенка не выстроены, и ему от этого некомфортно.
Часто, если малышу необходимы тепло и забота, в песочнице появляются свечи, очаг. А если в ней хаос, это может говорить о полном беспорядке во внутреннем мире ребенка или о скором начале изменений.
Очень важно внимательно наблюдать за игрой, спрашивать малыша, почему он создал именно такой мир, что для него означают эти постройки. Когда ребенок строит свой мир ежедневно, очень часто его поведение улучшается, сон нормализуется, тревожность и напряжение спадают.
Предложите ребенку поселить в песочнице семью зверей, построить город, в котором она живет, или просто создать мир семьи животных. Можно сначала поиграть в разных песочницах, когда каждый из вас строит город для своей семьи животных, а потом уже вместе. Важно, чтобы у вас было как можно больше фигурок животных. Выбор малыша будет более осознанным, если вы, читая ему сказки, обращаете его внимание на поведение и характер разных животных. Например: лиса хитрая, волк злой, медведь сильный.
Обратите внимание на то, каких животных выбирает ребенок, что говорит про них, если вообще говорит, как эти животные ведут себя на песочном поле, с кем общаются и многое другое. И если вас в игре малыш выбирает всегда зайчиком, а себя, например, волком, то задумайтесь, почему это так. Или просто спросите у ребенка: он знает и сможет объяснить! Играйте вместе с ребенком: так вы получите удовольствие и ответы на тревожащие вас вопросы.
Эта игра, направленная на развитие мелкой моторики, помогает снять напряжение. Можно проводить ее перед сном или занятиями, требующими сил, например, уроками. Чтобы включить в работу , ребенок сначала должен играть обеими руками по очереди, затем вместе. Его задача — оставлять на поверхности песка следы, а чьи именно, говорите вы. Покажите малышу, как надо оставлять следы: зайца — указательным и средним пальчиком, змейки — мизинцем, удава или мамы-змейки — ребром ладони, кошечки — большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе, и так далее. Придумывайте сказки про тех, кто оставил следы!
Вопреки агрессивному названию, эта игра проводится в мирных целях. Я рекомендую использовать ее и в случае назревающего конфликта, и когда дома все мирно и гладко. В некоторых семьях существует запрет на злость и выражение отрицательных эмоций, и у детей чувство гнева спрятано очень глубоко. Эта игра позволяет гневу проявиться, выйти наружу, хотя для этого иногда приходится играть очень много.
Играть в «Войну» удобно с мокрым песком, не манкой: она комкуется. Намочите песок, постройте из него горы, заборы, стены, препятствия, окопы, выберите игрушки, которые «поссорились» и «злятся друг на друга». И пусть малыш начинает сражаться: лепить бомбы, кидать их на игрушки, ломать постройки, причинять всяческие разрушения. Эта игра помогает ребенку не только , но и увидеть всю его разрушительную силу. Малыш учится не бороться со своими чувствами, а разрешать их себе. Не пугайтесь, если ребенок изо дня в день возвращается к этой игре, разрушая все новые песочные постройки. Значит, ему это пока нужно, и для вас это должно быть важно. Но настанет день, когда ребенок захочет построить мирный город. Тогда вы поймете, что он справился с гневом.
Эта игра направлена на снижение тревожности и . Ее суть — закапывание в песок различных предметов, например, игрушек или ракушек. Закапывая или засыпая предмет, ребенок может вдруг осознать свою силу над страхами. А когда он его раскапывает, то борется со своими переживаниями, расправляется с тем, что его тревожит.
Такой песок вовсе не обязательно покупать в магазине, можно сделать его самим, добавив воды и крахмала. А играть вы можете прямо на столе, без песочницы. Вам понадобятся формы для выпечки. Суть игры — делать фигурки из песка при помощи формочек, разрезать их ножом, раскладывать по кукольным тарелочкам. Игра направлена на развитие функциональности кисти руки — это важно для обучения письму, мышления, умения взаимодействовать с партнером — мамой или другим родственником.
Игру с кинетическим песком можно усложнить, добавив в нее миниатюрные фигурки и задав ей определенную тему. Например, вы заметили, что ваш малыш поссорился с кем-то на детской площадке и потому не в духе, увидел плохой сон и до сих пор напуган, грустит, потому что не хочет идти в школу или детский сад. Попросите его «вылепить» свой мир, когда он в таком состоянии, и вы увидите, как постепенно малыш будет успокаиваться и справляться с этими трудностями. Главное — будьте рядом.
Детям трудно . Поэтому во всех этих играх я рекомендую родителям задавать ребенку вопросы, делиться своими мыслями и переживаниями, побуждая к этому и малыша.
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка ».
Цель : Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, активизировать речь и обогащать словарь детей. Обучающие задачи: Познакомить детей со свойствами песка. Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать. Актуализировать интерес к работе с песком. Формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Разучить с детьми новую игру «Песчинки». Развивающие задачи: Развивать моторику рук детей. Обогащать словарный запас. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Воспитывающие задачи: Воспитывать чувства сопереживания, сострадания. Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность). Материал: большая детская песочница, набор формочек, совочки, лейки, салфетки.
Ход Воспитатель показывает детям песок: - Посмотрите, что у меня в руках? (Песок.) - Правильно. Это песок. Скажите, а вы любите играть с песком? (Ответы.) Давай те с ним немного поиграем и познакомимся с его свойствами. Но сначала давайте договоримся, что во время игры: - песок в рот не берём; - не трём глаза грязными руками; - песком не обсыпаемся. Подойдите к песочнице и потрогайте песок руками. - Какого цвета песок? (Коричневого). Воспитатель: мне приятно, я чувствую прохладу песка. А что, чувствуете вы (высказывания детей). Воспитатель: Ребята, вы слышите, звонит телефон, давайте узнаем, кто нам звонит?! Алло... (разговаривает с куклой Катей) Кукла Катя сказала, что у нее сегодня день рождения и, что к ней должны прийти гости, но гостей много и она одна не успеет приготовить на всех угощение. Давайте, поможем ей? Но прежде, чем приступить к работе, давайте рассмотрим наш песок и подумаем, что можно из него приготовить. (ответы детей) Опыт 1 «Сухой песок сыпучий» Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Дети рассматривают песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Предложить детям пересыпать песок из одной ладошки в другую. Подвижная игра «Песчинки» (повторяется 2-3 раза). Воспитатель: Давайте поиграем, становитесь все в круг. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Дети имитируют полёт песчинок). Ветер стих и песчинки опустились на землю. (Дети приостанавливают движение. присаживаются на корточки). Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.
Опыт 2 «Мокрый песок» Цель . Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Воспитатель: Ну а теперь пора приступать к работе, скоро гости придут, а у нас угощение не готово. У вас лежат формочки, давайте насыплем туда песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. Получились куличики (Ответы детей) Почему не получились? (Песок сухой) Что же нужно сделать, чтобы из песка можно было лепить? (предположения детей) Кто знает, что будет, если в песок налить воду (ответы детей) Давайте проверим. Воспитатель с помощью 1-2 детей поливает песок из лейки. Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый? (Мокрый) Правильно, этот песок сырой, мокрый. Посмотрите, мокрый песок также сыплется как сухой? (Показать детям). Конечно, мокрый песок не сыплется. Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку ещё раз совочком. Снимите формочку. Воспитатель: Молодцы! Какие красивые у вас получились куличики, они обязательно понравятся кукле Кате и ее друзьям! А что еще можно испечь для гостей? Пирожки: дети сгребают песок в горсть, прихлопывают ладошками, приговаривают вместе с педагогом: «я пеку, пеку, пеку, всем гостям по пирожку! » Воспитатель: «Ай, да чудо пирожок, так и просится в роток!» Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, теперь можно идти в гости? (ответы детей) Конечно, же на день рождения нужно приходить с подарками. Будим делать подарок для Катюши?
Опыт 3 «Песочная страна» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Материал : песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.
Воспитатель: Можно ли сухим песком рисовать? На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Воспитатель: А теперь отправляемся в дорогу(под песню из мультфильма « подарок для слона») (детей встречает кукла Катя, с угощением) Дети поздравляют ее с днем рождения, дарят подарки. Кукла Катя приглашает ребят танцевать.
Итог: Воспитатель: Ребята, давайте вспомним всё, что мы узнали о песке. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают. - Мы узнали, что песок сухой…(светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики). - Песок мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики). Молодцы, ребята!
ММО 12.12.17г.
Что такое кинетический песок?
Кинетический песок это такая субстанция, которая по виду и на ощупь, похож на обычный песок, но обладает великолепной пластичностью и отлично удерживает форму, которая со временем оседает и растекается, расползается, имеет определенную текучесть. Он чем-то похож на влажный песок, только вместо воды у него 2% связующее вещество (синтетическая силиконовая добавка E900 ), а остальное настоящий кварцевый песок.
Сейчас на рынке предоставлен широкий ассортимент товаров:
Песок рассыпается во время лепки, и сохраняет высокую пластичность. Кроме того, он не прилипает к пальчикам, и всё время остаётся как-будто влажным.
Свойства кинетического песка.
Свойства кинетического песка обладает целым рядом достоинств:
Цели и задачи при игре с кинетическим песком.
Лепка из кинетического песка чрезвычайно полезна детям первых лет жизни. В процессе игры с песком они пополняют багаж своих тактильных ощущений и развивают мелкую моторику пальчиков.
В нашей группе мы реализуем следующие цели :
Задачи:
Наши игры.
В нашей группе мы обычно играем с песком в утренние и вечернее время, когда детей не очень много. Так, как еще дети не очень придерживаются правил - играть аккуратно и нельзя выносить песок за пределы подноса. Коллеги, вы сами знаете, когда дети заигрываются, то забывают обо всем.
Мы просто играем и играем в игры:
Цель : знакомство со свойствами кинетического песка .
Давайте поздороваемся с песочком. Посмотрите, какой он? Как будто живой, посмотрите, как он убегает из моих рук. Давайте сожмем его в кулачке, разожмите, ой, что получилось?
Цель : продолжать знакомить со свойствами .
Для этой игры мы используем формочки для выпечки пирожных, формочки для печений и простые формочки для песка . Благодаря тому, что песок отлично держит форму, получаются настоящие кондитерские шедевры.
Цель : закреплять представление о свойстве кинетического песка - держать форму ; развитие сосредоточенности , концентрации внимания, аккуратности.
На песке с помощью отпечатков конструктора Lego, распределяем следы по всему подносу. Дети сосредоточенно нажимают на каждую кнопочку, вдавливая её.
Цель: Развивать зрительную память, умение называть игрушку, которой не хватает.
Воспитатель перед детьми раскладывает 3-4 игрушек. Спрашивает, про каждую игрушку, что это за игрушка, а затем ставит ширму и прячет одну игрушку под кинетическим песком. Кинетический песок поделен на три - четыре холмика.
Какой игрушки не хватает? Дети называют, какой игрушки нет.
А куда спряталась игрушка? Ищет под каждой горкой, что очень радует детей, когда находится она.
Игру можно усложнить:
Увеличить количество игрушек;
Ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю.
Заключение.
В нашей группе девочек -7, мальчиков - 15.
В среднем посещают детский сад 15-16 человек.
На данный момент Адаптация протекает:
А недавно у меня заговорил один ребенок, а я за него переживала больше всего.
Помогите мне сделать вывод. Мне не с чем сравнивать. Я хочу у Вас спросить. По этим данным, как идет у нас адаптация?
Кинетический песок – забава для взрослых и детей, стремительно набирающая популярность. Такое широкое распространение объясняется безопасностью продукта и разнообразием развлечений, в которые можно играть с его использованием. Для чего он необходим, и так ли хорош на самом деле? Остановимся подробнее на составе, видах, достоинствах и недостатках данного продукта. Также обратите внимание на фото товаров от различных фирм-производителей.
Кинетический песок - это уникальный материал для развития творческих способностей ребенкаСостав кинетического песка абсолютно безопасен. 98% вещества – обычный кварцевый песок, а оставшиеся 2% – силиконовый полимер, который не вреден и часто применяется в качестве пищевой добавки. За счет высокого содержания кварца, конечный продукт имеет песочный цвет и пористую вязкую консистенцию, отличную от натурального песка. Такая консистенция позволяет формировать из него разнообразные поделки.
Главным преимуществом кинетического песка является то, что он пластичен, гипоаллергенен и абсолютно безопасен для ребенка. Консистенция приятна на ощупь и позволяет сделать из продукта множество разнообразных фигурок. Изучив его подробнее и промониторив отзывы о чудо-игре, можно найти много других плюсов. Обратите внимание на некоторые преимущества, отмеченные родителями, которые уже поучаствовали в детских развлечениях с песком:
Недостатки состава обусловлены некоторыми его физическими свойствами:
Производитель обозначает лишь нижнюю границу для возраста при использовании продукта – три года. Однако это скорее способ подстраховаться, нежели предупреждение о реальной угрозе. Попадание мелких частичек песка в пищевод не сопряжено с опасностью. Под присмотром родителей играть с кинетическим песком можно уже с полутора лет. Следить нужно лишь за тем, чтобы в дыхательные пути малыша не попадали крупные кусочки продукта.
Верхняя граница возраста использования кинетического песка производителем не определена - играть можно всем. Игрушка подойдет как детям, так и взрослым.
Подросткам игры помогут в самовыражении и развитии фантазии. Для взрослых – это вариант антистресса. Яркое вещество, поддающиеся лепке, помогает избавиться от депрессии, а также снять усталость дома после рабочего дня.
Главными полезными функциями такого продукта для детей является:
Кроме того, игрушка нужна и для спокойствия родителей. Как уже отмечалось, в отличие от обычного песочка, в кинетическом не развивается патогенная микрофлора. По сравнению с обычной песочницей, игры дома абсолютно безопасны. Если не хотите лишать ребенка творческих радостей от лепки фигурок, но волнуетесь за его здоровье, нерассыпающийся кинетический песок – это то, что вам нужно.
Игры с использованием кинетического песка отличаются разнообразием способов и целей. Интерактивный досуг поможет как физическому здоровью, так и умственному. Вещество часто используют в составе комплексной терапии при лечении нарушений мелкой моторики или психосоматических заболеваний. Идеален песок и в качестве развивающей игры – он может помочь, например, выучить цвета или животных. Предлагаем вашему вниманию варианты игр:
Большой спрос на продукт вызвал повышение предложения. Сейчас на рынке представлен широкий ассортимент товаров. Запутаться в выборе очень легко. Мы подскажем, какой товар лучше приобрести. Представляем вашему вниманию ТОП-3 фирм-производителей, обладающих лучшим соотношением цена-качество и получивших наибольшее количество положительных отзывов от родителей:
Наибольшую популярность завоевал швейцарский Kinetic sand. Товар можно найти в любом магазине для детского творчества. Цена 1000-1500 рублей. Стоимость зависит от индивидуальных качество товара: цветовая палитра, размер и вес упаковки. В продаже можно найти песок в комплекте с наборами для детского творчества, включающими лопатки, фигурки и т.д. Как видите, товар достаточно дорогой, что объясняется наличием затрат на экспорт, а также популярностью бренда.
Космический (волшебный, магический) песочек – по сути, аналог швейцарского кинетического. Продукт уступает оригиналу лишь в цене. Космический песок можно встретить по стоимости от 500 рублей. Часто встречаются названия «кибернетический», «телескопический», «полимерный» - по сути, это один и тот же товар. Остальные качества полностью повторяют свой швейцарский прототип.
Пластичность, яркость – все на должном уровне, отличия от западного бренда отсутствуют. Как и в первом примере, встречаются большие наборы для лепки. Во сколько обойдется подарок, зависит от объема и количества фигурок (1000-1500 рублей).
Корейский синтетический игровой песок – самый дорогой в категории данных товаров для детей. Помимо кварца и полимера, он содержит в составе ароматические масла, дробленый ракушечник и другие нетоксичные вещества. Нижняя граница стоимости живого песка – 1500 рублей. От своих «коллег» он отличается легкой пушистой консистенцией и способностью к ароматической терапии. Цвет песка – белый, на ощупь он приятный и мягкий. Условия хранения прописаны в инструкции.
В наш хит-парад не вошел еще один вариант игрушки от фирмы Play Doh, который заслуживает внимание. Дело в том, что производитель преподносит продукт не как кинетический песок, а как массу для лепки (пластилин), хотя разница не велика. Состав прост и безопасен: мука, вода и соль. Некоторые родители-энтузиасты даже пытаются сделать такой пластилин в домашних условиях.
Пластилин обладает множеством плюсов:
Итак, если с фирмой-производителем все стало понятно, пришло время поговорить о цветах. Искусственный игровой песок выпускает как в однотонной гамме, так и в наборах по 5 и более цветов. С однотонным песком все ясно: это практичный и дешевый вариант. Если же для своего ребенка вы захотели приобрести именно разноцветный песок, то вам полезно будет узнать о плюсах и минусах такого приобретения. Начнем с плюсов:
Серьезный недостаток у цветного песка только один: возможность смешивания детьми всех оттенков в однородную массу грязного цвета. Дети бывают очень любопытны, поэтому любят лепить сразу из всех оттенков.
Если ваше чадо любит смешивать все оттенки, а следить за ним у вас нет времени, можно приобрести цветной песок, но выдавать его порционно: по одному или два цвета.
Кинетический песок не подвержен быстрому высыханию на открытом воздухе. Воздействие прямых солнечных лучей песок также воспринимает спокойно. В течение всего периода эксплуатации он сохраняет влажность и тягучесть. Продлить время его использования помогут простые правила, прописанные в официальной инструкции к товару. Итак, хранить и использовать песок нужно, соблюдая следующие правила: