Формирование иммунитета у ребенка. Критический возраст: когда иммунитет ребёнка слабее всего

16.08.2019

Глава 2. Основная часть

2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета

2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Глава 2. Основная часть


2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 « 5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.


В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь».
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • изучить и проанализировать материал по теме;
  • рассмотреть механизм действия иммунитета;
  • выяснить причины ослабления иммунитета;
  • найти пути повышения иммунитета;
  • детский иммунитет;
  • проанализировать и систематизировать полученные сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  • Нездоровый образ жизни
  • Загрязнение окружающей среды
  • Появление новых вирусных бактерий
  • Частые бактериальные и вирусные инфекции
  • Неправильное питание
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс.

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3.

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста.

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Иммунная система ребенка очень отличается от иммунной системы взрослого человека, поэтому очень важно знать ее особенности и критические периоды развития, это поможет избежать многих заболеваний и сохранит здоровье ребенка. В этой статье пойдет речь об особенностях строения и функционирования иммунной системы детей разной возрастной категории.

Формирование иммунной системы в эмбриогенезе

Процесс закладки органов иммунной системы начинается на 4-6 неделе беременности, образуется фетальная печень, которая выполняет иммунную функцию на внутриутробном этапе жизни. Затем происходит закладка всех органов иммунной системы: костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов. В первом триместре беременности формируется подавляющее большинство органов иммунитета, основные органы начинают свое формирование в самом начале гестации, когда женщина еще не подозревает о наступившей беременности. Поэтому в этот период будущей маме чрезвычайно важно избегать воздействия негативных факторов: рентгеновского излучения, вирусных и бактериальных инфекций, необоснованного приема лекарственных препаратов. Прием некоторых медикаментов допускается, но это необходимо согласовывать с акушером-гинекологом, наблюдающим беременность.

Строение иммунной системы у ребенка

Органы иммунной системы ребенка можно разделить на центральные и периферические. К центральным органам иммуногенеза относятся костный мозг и тимус (вилочковая железа). К периферическим органам - селезенка, лимфатические узлы и особые скопления лимфатической ткани (пейеровы бляшки, групповые фолликулы).

В центральных органах иммуногенеза происходит непосредственно созревание иммунных клеток (иммуноцитов), у детей раннего возраста развита вилочковая железа, где активно происходит иммуногенез, в то время как у взрослого человека тимус находится в состоянии инволюции и практически не определяется. В костном мозге происходит образование и созревание всех клеток иммунной системы, а так же идет гемопоэз.

В периферических органах иммунной системы происходит дальнейший рост иммунных клеток и их дифференцировка на субпопуляции. В лимфатических узлах, которые располагаются вдоль крупных кровеносных сосудов и внутренних органов содержатся зрелые лимфоциты, осуществляющие строгий иммунный контроль. Лимфатические узлы одни из первых реагируют на проникновение чужеродного агента ивозникновение воспалительного процесса, они увеличиваются в размерах и становятся болезненными, что регистрируется лечащим врачом во время осмотра ребенка. У детей до 3-х летнего возраста может быть в норме увеличены лимфатические узлы 1-2 групп. Если это не является признаком наличия хронического очага инфекции в этой области тела, то не требуется никаких лечебных мероприятий.

Особое значение имеют лимфоидные фолликулы и пейеровы бляшки, они располагаются вдоль кишечника, их количество сравнительно площади кишечника достаточно велико и позволяет осуществлять иммунный контроль. Нормальный биоценоз кишечника обеспечивает активное функционирование пейеровых бляшек, что не позволяет многим чужеродным агентам попасть в кровеносное русло посредством всасывания из кишечника.

Функции иммунной системы

Иммунная система обеспечивает чрезвычайно важные функции организма :

  1. Защита от инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибов и простейших). Выработка специальных белков - иммуноглобулинов позволяет осуществлять борьбу с чужеродными агентами и вырабатывать длительно персистирующий иммунитет.
  2. Иммунологическая память. Данная функция позволяет организму «запоминать» инфекционного агента и воспроизводить иммунный ответ по уже заготовленной заранее схеме. На этом принципе основана работа поствакцинального иммунитета.
  3. Иммунологическая толерантность. Данная функция иммунной системы обеспечивает «терпимость» иммунной системы к собственным тканям и клеткам организма, что предотвращает развитие аутоиммунных заболеваний, когда антигеном выступают собственные клетки организма человека.
  4. Поддержание нормальной микрофлоры. Нормальный биоценоз позволяет осуществлять защитные свойства слизистых оболочек. Особое вещество лизоцим обладает бактерицидным свойством и позволяет слизистым оболочкам выполнять барьерную функцию по отношению к болезнетворным микроорганизмам.
Критические периоды развития иммунной системы

После рождения ребенка иммунная система продолжает дальнейшее активное формирование, в котором выделяют несколько критических периодов развития :

Необходимость наблюдения за состоянием здоровья ребенка подразумевает оценку правильной работы иммунной системы в первую очередь. Самым простым рутинным методом исследования работы иммунной системы является клинический анализ крови . По общему анализу крови (количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ) можно сделать вывод о наличии воспалительного процесса в организме, оценить реактивность иммунитета. Для каждого возрастного периода соответствуют свои референтные пределы нормы каждого показателя крови, это должно обязательно учитываться при интерпретации полученных данных. Для детей до 3 лет характерно преобладание в периферической крови лимфоцитов, это является особенностью функционирования иммунной системы ребенка.
Оценка лейкоцитарной формулы позволяет делать вывод о состоянии защитных сил организма, об их реакции на инфекционный агент. Существует два понятия в оценке иммунной системы по лейкоформуле: сдвиг лейкоцитарной формулы влево и сдвиг лейкоцитарной формулы вправо.

Сдвиг лейкоцитарной формулы влево представляет собой увеличение количества молодых форм лейкоцитов (палочкоядерных нейтрофилов), что свидетельствует о хорошем ответе организма на инфекцию, об активном процессе борьбы. Сдвиг лейкоформулы влево сопровождает большинство заболеваний у детей и является прогностически благоприятным критерием.

Сдвиг лейкоцитарной формулы вправо означает повышение процента зрелых и старых форм нейтрофилов с сегментированным ядром. Повышение их количества означает об истощении иммунных сил, такое возникает при длительно протекающих, тяжелых инфекционных заболеваниях.

Напряженность иммунитета к определенным инфекциям может выявить анализ крови на иммуноглобулины класса М и G. Антитела класса М указывают на наличие острого инфекционного процесса в организме, а антитела класса Gвыявляют хроническую инфекцию или поствакцинальный иммунитет.

В некоторых случаях показано проведение иммунограммы – специального исследования, позволяющее оценить качественные и количественные признаки гуморального и клеточного иммунитета, системы комплемента и интерферона. Иммунограмма позволяет выявить наличие первичного (врожденного) или приобретенного иммунодефицита, исходя из ее результата, становится возможным подобрать ребенку адекватную схему лечения.

Важной задачей родителей является позволить иммунной системе ребенка формироваться в нужном направлении, немного помогая правильным уходом за ребенком, особенностями питания и закаливанием организма. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для формирования иммунной системы у ребенка важно производить первое прикладывание к груди непосредственно сразу после рождения ребенка в родильном зале, продолжать грудное вскармливание до достижения ребенком возраста полтора-два года. При частых инфекционных заболеваниях, особенно протекающих в тяжелой форме, выраженных аллергических реакциях следует своевременно обращаться к иммунологу для проведения обследования ребенка и назначения адекватной иммунной коррекции.

Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.

Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.

Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.

Врожденный иммунитет

Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.

Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.

Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.

Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.

Приобретенный иммунитет

В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.

В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.

Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.

Иммунитет у новорожденных

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.

Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой , потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.

На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда .

Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Второй период в развитии

Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.

Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.

Третий период

Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.

Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.

Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.

Четвертый период

Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.

Пятый период

Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее - с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.

Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.

Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.

Видео

Нормальная работа иммунной системы избавляет организм от множества проблем. Чем же отличается иммунитет младенцев, как распознать слабость иммунной системы и как ее укрепить?

Что такое иммунитет

Способность организма защищать себя от вторжения микробов и биологически активных веществ извне, а так же контролировать процесс регенерации на клеточном уровне, называется иммунной системой или иммунитетом. При ослабленных защитных функциях, человеческий организм часто подвергается различным заболеваниям и находится в зоне постоянного риска.

Особенности иммунитета у новорожденного ребенка

Иммунная система новорожденных еще не сформированная. На свет малыши появляются чистыми, практически стерильными. Проходя родовыми путями, младенец покрывается естественным способом защитным набором бактерий, которые первое время будут помогать адаптироваться к окружающей среде кожному покрову и слизистым оболочкам. На материнские бактерии у малыша еще в утробе выработалась иммунная защита, благодаря обмену веществ через плаценту.
Важную роль в работе иммунитета играют иммуноглобулины. То есть специфические антитела, что противостоят микробам. При рождении у младенца уже присутствуют иммуноглобулины класса G. Они «держат оборону» первые несколько месяцев жизни. Поэтому новорожденные не так часто болеют до полу года. Дальше с молоком матери, в детский организм попадают антитела группы А, защищающие пищеварительную и дыхательную системы.
Свои иммуноглобулины класса А у детей начнут вырабатываться после 5-летнего возраста. Поэтому очень важно своевременно вакцинировать малышей и вскармливать их грудным молоком. Вакцина дает возможность иммунной системе выработать антитела до того, как в организм попадет инфекция, а значит защищает от тяжелого заболевания и нежелательных последствий. Кроме вакцины и грудного молока, иммунную систему младенца укрепляют прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, водные процедуры.

Неспецифический иммунитет

Неспецифическим называют врожденный иммунитет. Важную роль играет наследственность. Передается потомкам не только способ защиты организма, но и предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Неспецифической устойчивостью обладают:
  • Естественные антибиотические вещества, содержащиеся в слюне, слезах и крови.
  • Кожа и слизистые оболочки.
  • Специальные клеточные элементы именуемые микро-и макрофагами.
  • Вещества, которые способствуют делению бактерий в организме.
  • Система, что состоит из белковых клеток. Ее называют комплиментарной. Основная функция — ликвидация антител.
В неспецифической защите организма принимают непосредственное участие фагоцитоз и лейкоциты.

Специфический иммунитет

Специфической функцией защиты организма считается приобретенный иммунитет. Он начинает работать при первых контактах с микробами, введении вакцины и после перенесенных заболеваний. Усовершенствуется на протяжении всей жизни. Центром формирования приобретенного иммунитета является костный мозг. Отличительные особенности специфического иммунитета в том, что при первом контакте с микроорганизмами, создается некий «внутренний каталог», другими словами, запоминается информация о микробах и в следующий раз сработает сформированный защитный барьер.
Выделяют несколько видов специфического иммунитета:
  • Гуморальный (участвуют В-лимфоциты).
  • Активный (вакцинация, перенесенные инфекционные заболевания).
  • Пассивный (ввод иммуноглобулинов другого человека или животного).
  • Клеточный (при участии Т-лимфоцитов).
  • Врожденный пассивный (через передачу антител от матери к ребенку).
При специфической защите, вырабатывается механизм противодействия только тем микробам, с которыми организм уже контактировал.

Физическая иммунная защита

К веществам, играющим роль защитной функции относятся:
  • Сера в ушах. Защищает от инфицирования слуховой канал.
  • Сальные железы. Выделяют жир и защищают таким образом кожный покров.
  • Слизь, что находится в органах дыхания. Во время попадания инфекции начинает обильно выделяться.
  • Слезы защищают слизистую глаз.
  • Внешний защитный слой кожного покрова — эпидермис.
  • Флора в кишечнике. При преобладании «хорошей», организм получает все питательные вещества.
  • Кислота в желудке или желудочный сок. Большинство бактерий и патогенных микроорганизмов боятся кислую среду.

Кроме упомянутых веществ, в органах дыхания присутствуют специальные волоски, что носят название — реснички. При вторжении бактерий, выталкивают слизь и тем самым освобождают от болезнетворных микроорганизмов дыхательные пути.

Признаки детского иммунодефицита

На ослабленную иммунную функцию указывают такие признаки:
  • Наличие хронических форм заболеваний.
  • Отсутствие аппетита.
  • Плохая активность ребенка, быстрая утомляемость.
  • Аллергические реакции.
  • Проблемы с кишечником.
О слабости иммунной системы у ребенка могут свидетельствовать частые простудные заболевания с осложнениями.


Лечение проблем иммунной системы Ослабленный заболеваниями детский организм нужно не столько лечить, сколько закалять и укреплять. Начните с посещения иммунолога. Возможно понадобятся специальные препараты. Хотя, скорее всего он посоветует:

  • Откорректировать питание. Увеличить количество полезных продуктов и ограничить потребление сладостей, чипсов, газировки и т.п.
  • Заниматься спортом.
  • Больше пребывать на свежем воздухе.
  • Своевременно делать прививки.
  • Пораньше ложится спать и просыпаться в одно и то же время.
  • Чаще делать влажную уборку в комнате.
  • Научиться правильно обливаться прохладной водой или принимать контрастный душ.
Без преувеличения можно сказать, что иммунная система играет ключевую роль для нормального функционирования не только детского, но и взрослого организма. С самого рождения нужно заботиться о ней, и тогда любые заболевания нестрашны.

Анатомо-физиологические особенности, резервные возможности.

Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе роста ребенка и развития его иммунной системы выделяют “критические” периоды, которые являются периодами максимального риска развития неадекватных или парадоксальных реакций иммунной системы при встрече иммунной системы ребенка с антигеном.

Первый критический период - это период новорожденности (до 29 дней жизни). В этот период постнатальной адаптации становление иммунной системы только начинается. Организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком. Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока.

Второй критический период (4 - 6 мес.жизни) характеризуется утратой пассивного иммунитета, полученного от матери, в связи с катаболизмом в организме ребенка материнских антител. Способность к формированию собственного активного иммунитета у ребенка развивается постепенно и в этот период ограничивается преимущественным синтезом иммуноглобулинов M - антител без формирования иммунологической памяти. Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.

Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным: преобладает синтез иммуноглобулинов M, а синтез иммуноглобулинов G страдает недостаточностью продукции одного из наиболее важных для антибактериальной защиты субкласса G2. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA. Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.

Пятый критический период - подростковый возраст (у девочек с 12 - 13 лет, у мальчиков с 14 - 15 лет), когда пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов (в том числе, андрогенов) служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета. В этом возрасте резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему. Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.

В каждом из этих периодов для ребенка характерны анатомо-физиологические и регуляторные особенности иммунной системы.

При рождении в крови ребенка преобладают нейтрофилы, часто со сдвигом лейкоцитарной формулы влево до миелоцитов. К концу первой недели жизни происходит выравнивание количества нейтрофилов и лимфоцитов - так называемый “первый перекрест” - с последующим нарастанием количества лимфоцитов, которые в последующие 4 - 5 лет жизни остаются преобладающими клетками среди лейкоцитов крови ребенка. “Второй перекрест” происходит у ребенка в возрасте 6 - 7 лет, когда уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов и лейкоцитарная формула приобретает вид, характерный для взрослых.

Гранулоциты новорожденных отличаются пониженной функциональной активностью, недостаточной бактерицидностью. Функциональная недостаточность нейтрофилов новорожденных детей в какой-то степени компенсируется большим количеством этих клеток в крови. К тому же гранулоциты новорожденных и детей первого года жизни отличаются от гранулоцитов взрослых более высоким уровнем рецепторов для IgG, необходимых для опосредованного специфическими антителами очищения организма от бактерий.

Абсолютное количество моноцитов крови у новорожденных выше, чем у детей более старшего возраста, но они отличаются низкой бактерицидной активностью и недостаточной миграционной способностъю. Защитная роль фагоцитоза у новорожденных детей лимитируется недоразвитием системы комплемента, которая необходима для усиления фагоцитоза. Моноциты новорожденных отличаются от моноцтов взрослых более высокой чувствительностью к активирующему действию гамма-интерферона, чем компенсируется их исходная низкая функциональная активность, т.к. гамма-интерферон активирует все защитные функции моноцитов. способствуя их дифференцировке в макрофаги.

Содержание лизоцима в сыворотке новорожденного превосходит уровень материнской крови уже при рождении, уровень этот нарастает в течение первых дней жизни, а к 7 - 8-ому дню жизни несколько снижается и достигает уровня взрослых людей. Лизоцим является одним из факторов, обеспечивающих бактерицидность крови новорожденных. В слезной жидкости новорожденных содержание лизоцима ниже, чем у взрослых, с чем связана повышенная частота конъюнктивитов у новорожденных..

В пуповинной крови при рождении ребенка общий уровень гемолитической активности комплемента, содержание компонентов комплемента С3 и С4, фактора В составляют около 50% от уровня материнской крови. Наряду с этим уровень компонентов мембранатакующего комплекса С8 и С9 в крови новорожденных едва достигает 10% уровня взрослых. Низкое содержание фактора В и компонента С3 в крови новорожденных является причиной недостаточной вспомогательной активности сыворотки крови при взаимодействии с фагоцитирующими клетками. С этим связаны выше описанные дефекты фагоцитарной активности гранулоцитов и моноцитов новорожденного. Примерно к 3-му месяцу постнатальной жизни содержание основных компонентов комплемента достигает уровней, характерных для взрослого организма. В условиях неспособности к выработке эффективного специфического иммунитета у детей раннего возраста основная нагрузка в процессах очищения организма от возбудителей падает на альтернативный путь активации системы комплемента. Однако у новорожденных система активации комплемента по альтернативному ослаблена из-за дефицита фактора В и пропердина. Только ко второму году жизни окончательно созревает продукция компонентов системы комплемента.

В крови новорожденных содержание естественных киллеров значитель ниже, чем у взрослых. Естественные киллеры детской крови отличаются сниженной цитотоксичностью. О снижении секреторной активности естественных киллеров новорожденного косвенно свидетельствует ослабленный синтез гамма-интерферона.

Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям.

После рождения иммунная система ребенка получает сильнейший стимул быстрого развития в виде потока чужеродных (микробных) антигенов, поступающих в организм ребенка через кожу, слизистые дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, активно заселяемые микрофлорой в первые часы после рождения. Быстрое развитие иммунной системы проявляется увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- и В-лимфоцитами. После рождения ребенка абсолютное количество лимфоцитов в крови резко повышается уже на 1-й неделе жизни (первый перекрест в формуле белой крови). Физиологический возрастной лимфоцитоз сохраняется на протяжении 5 - 6 лет жизни и может рассматриваться как компенсаторный.

Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых. Функциональная активность Т-лимфоцитов новорожденных имеет свои особенности: высокая пролиферативная активность клеток сочетается с пониженной способностью Т-лимфоцитов реагировать пролиферацией на контакт с антигенами. Особенностью Т-лимфоцитов новорожденных является присутствие в их крови около 25% клеток, несущих признаки ранних стадий внутритимической дифференцировки Т-клеток. Это свидетельствует о выходе в кровоток недозрелых тимоцитов. Лимфоциты новорожденного обладают повышенной чувствительностью к действию интерлейкина-4, чем предопределено преобладание у них дифференцировки Th2.

У новорожденного тимус полностью сформировани в течение первого года жизни достигает максимальных размеров (Рис.3-6). Напряженное функционирование тимуса, в котором проходят созревание все Т-лимфоциты, сохраняется в течение первых 2 - 3 лет жизни. В эти годы в тимусе идет постоянная пролиферация тимоцитов - предшественников Т-лимфоцитов: из общего количества 210 8 тимоцитов 20-25% (т.е. 510 7 клеток) заново образуются ежедневно при их делении. Но только 2-5% (т.е. 110 6)из них в виде зрелых Т-лимфоцитов ежедневно поступают в кровь и расселяются в лимфоидных органах.. Это значит, что 5010 6 (т.е. 95-98%) тимоцитов ежедневно погибают в тимусе, а выживают лишь 2-5% клеток. Из тимуса в кровоток и в лимфоидные органы поступают только такие Т-лимфоциты, которые несут рецепторы, способные распознавать чужеродные антигены в комплексе с собственными антигенами гистосовместимости. Такие зрелые Т-лимфоциты отвечают на распознавание антигена пролиферацией, дифференцировкой и активацией защитных функций в ходе специфического иммунного ответа. Быстрое нарастание массы тимуса в первые 3 месяца жизни продолжается более медленными темпами вплоть до 6 - летнего возраста, после чего масса тимуса начинает снижаться. С двухлетнего возраста начинает снижаться и продукция Т-лимфоцитов. Процесс возрастной инволюции тимуса ускоряется в пубертатном периоде. В течение первой половины жизни истинно тимическая ткань постепенно замещается жировой и соединительной тканью (Рис.3-6). Из этого следует, что свою основную функцию формирования пула Т-лимфоцитов тимус успевает осуществить в первые годы жизни.

В первые годы жизни на фоне максимальной напряженности процессов созревания Т-лимфоцитов в тимусе происходят, в основном, первичные контакты организма с антигенами патогенных микроорганизмов, что ведет к формированию клонов долгоживущих Т-клеток иммунологической памяти. В течение первых трех лет жизни проводится плановая вакцинация детей против всех наиболее опасных и частых инфекционных заболеваний: туберкулеза, поломиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори. В этом возрасте иммунная система организма отвечает на вакцинацию (убитыми или ослабленными возбудителями, их антигенами, их обезвреженными токсинами) выработкой активного иммунитета, т.е. формированием клонов долгоживущих Т-клеток памяти.

Существенным дефектом Т-лимфоцитов новорожденных является пониженное количество на них рецепторов для цитокинов: интерлейкинов 2, 4, 6, 7, туморнекротизирующего фактора-альфа, гамма-интерферона. Особенностью Т-лимфоцитов новорожденных является слабый синтез интерлейкина-2, цитотоксических факторов и гамма-интерферона. У новорожденных снижена активность мобилизации Т-лимфоцитов из кровяного русла. Этим объясняются ослабленные или отрицательные результаты Т-зависимых кожно-аллергических проб (например, туберкулиновой пробы) у детей раннего возраста. В отличие от этого, быстрое нарастание уровней провоспалительных цитокинов (туморнекротизирующего фактора альфа, интерлейкина-1) в крови новорожденных при развитии сепсиса свидетельствует, о раннем созревании механизмов продукции и секреции провоспалительных цитокинов.

Абсолютный и относительный лимфоцитоз в крови детей вплоть до препубертатного периода отражает процесс накопления клонов лимфоцитов, имеющих специфические рецепторы для распознавания разных чужеродных антигенов. Этот процесс завершается, в основном, к 5 - 7 годам, что проявляется изменением формулы крови: лимфоциты перестают доминировать и начинают преобладать нейтрофилы (Рис.3-7).

Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на любую инфекцию, на любой воспалительный процесс выраженной и стойкой гиперплазией (лимфоаденопатией). При рождении ребенка он имеет мукозно-ассоциированные лимфоидные ткани (МАЛТ), потенциально способные реагировать на антигенные стьимулы. Для детей первых лет жизни характерен ответ на инфекции гиперплазией МАЛТ, например МАЛТ гортани, с чем связывают повышенную частоту и опасность быстрого развития отека в области гортани у детей при инфекциях и аллергических реакциях. МАЛТ желудочно-кишечного тракта, у детей первых лет жизни остается незрелой, с чем связан высокий риск кишечных инфекций. Низкая эффективность иммунного ответа на инфекционные антигены, поступающих через слизистые, у детей первых лет жизни связана также с запаздывающим созреванием популяции дендритных клеток - главных антиген-презентирующих клеток МАЛТ. Постнатальное развитие МАЛТ у детей зависит от системы вскармливания, вакцинации, перенесения инфекций.

По количеству В-лимфоцитов в крови новорожденных и их способности к пролиферативному ответу на антигены не было выявлено существенных отличий от В-лимфоцитов взрослых. Однако их функциональная неполноценность проявляется в том, что они дают начало антителопродуцентам, синтезирующим только иммуноглобулин M и не дифференцируются в клетки памяти. С этим связаны особенности синтеза антител в организме новорожденных - в их кровяном русле накапливаются только иммуноглобулины класса M, а иммуноглобулин G в крови новорожденного имеет материнское происхождение. Содержание иммуноглобулина G в крови новорожденного не отличается от уровня этого иммуноглобулина в крови матери (около 12 г/л), все cубклассы иммуноглобулина G проходят через плаценту. В течение первых 2 - 3 -х недель жизни ребенка уровень материнских иммуноглобулинов G резко снижается в результате их катаболизма. На фоне очень слабого собственного синтеза иммуноглобулина G ребенка это ведет к снижению концентрации иммуноглобулина G между 2-м и 6-м месяцами жизни. В этот период резко снижена антибактериальная защита организиа ребенка, т.к. IgG являются главными защитными антителами. Способность к синтезу собственных иммуноглобулинов G начинает проявляться после 2-месячного возраста, но лишь к препубертатному периоду уровень иммуноглобулинов G достигает уровня взрослых людей (Рис.3-8).

Ни иммуноглобулин M, ни иммуноглобулин A не обладают способностью к трансплацентарному переходу из организма матери в организм ребенка. Синтезированный в организме ребенка иммуноглобулин M присутствует в сыворотке новорожденного в очень небольшом количестве (0,01 г/л). Повышенный уровень этого иммуноглобулина (свыше 0,02 г/л) свидетельствует о внутриутробной инфекции или внутриутробной антигенной стимуляции иммунной системы плода. Уровень иммуноглобулина M у ребенка достигает уровня взрослых к 6 годам. На первом году жизни на различные антигенные воздействия иммунная система ребенка отвечает продукцией только иммуноглобулина M. Способность к переключению синтеза иммуноглобулинов с Ig M на Ig G иммунная система приобретает по мере созревания, в результате чего в предпубертатном периоде в крови устанавливается баланс разныхъ классов иммуноглобулинов, характерный для взрослых и обеспечивающий антибактериальную защиту и кровяного русла, и тканей организма.

Иммуноглобулин A в крови новорожденных либо отсутствует, либо присутствует в незначительном количестве (0,01 г/л), и лишь в значительно более старшем возрасте достигает уровня взрослых (после 10 - 12 лет). Секреторные иммуноглобулины класса А и секреторный компонент отсутствуют у новорожденных, а появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Характерные для взрослых уровни секреторного иммуноглобулина A в секретах слизистых достигаются к возрасту 2 - 4 года. До этого возраста местная защита слизистых, зависящая, в основном, от уровня секреторного IgA, у детей остается резко ослабленной. При грудном вскармливании недостаточность местного иммунитета слизистых частично компенсируется поступлением секреторного иммуноглобулина A с молоком матери.

Несмотря на раннее начало формирования элементов иммунной системы в онтогенезе(на 40-ой день беременности) к моменту рождения ребенка его иммунная система остается незрелой и неспособной обеспечить полноценную защиту организма от инфекций. У новорожденного слабо защищены слизистые респираторного и желудочно-кишечного трактов - входные ворота большей части инфекций. Недостаточность защиты слизистых, связанная с поздним началом синтеза иммуноглобулина А и продукции секреторного IgA, на протяжении всего детского возраста остается одной из причин повышенной чувствительности детей к респираторным и кишечным инфекциям. Ослабленная противоинфекционная защита организма ребенка усугубляется в периоды снижения уровня защитного IgG в кровяном русле (между вторым и шестым месяцами жизни). В то же время, в первые годы жизни ребенка происходит первичный контакт с большинством чужеродных антигенов, что ведет к созреванию органов и клеток иммунной системы, к накоплению потенциала Т- и В-лимфоцитов, способных в дальнейшем отреагировать защитным иммунным ответом на попадание в организм патогенных микроорганизмов. Все четыре критических периода детства - период новорожденности, период утраты материнских защитных антител (3 - 6 мес), период резкого расширения контаков ребенка с внешним миром (2-й год жизни) и период второго перекреста в содержании форменных элементов крови (4 - 6 лет) являются периодами высокого риска развития инфекций в детском организме. Неполноценность и клеточного, и гуморального иммунитета делает возможным развитие хронических рецидивирующих инфекций, пищевой аллергии, различных атопических реакций и даже аутоиммунных заболеваний. Индивидуальные особенности развития и созревания иммунной системы в период детства определяют иммунный статус взрослого человека. Именно в детстве, в период расцвета функций тимуса формируется специфический противомикробный иммунитет и соответствующая иммунологическая память, которой должно хватить на всю последующую жизнь.

Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела - секреторные IgA и IgG. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских IgG, ранее поступивших через плаценту. Резервные возможности защиты организма ребенка связаны с повышенным количеством циркулирующих в организме лейкоцитов, чем частично компенсируется их функциональная неполноценность.

Факторы риска.

Выше описанные признаки незрелости иммунной системы ребенка первых лет жизни свидетельствуют о несовершенстве противоинфекционной защиты. Поэтому инфекции представляют собой важнейший фатор риска для иммунной системы детей. Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них - маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами. У детей первых лет жизни выявлена неспособность к полноценному иммунному ответу на полисахаридные антигены, широко распространенные у патогенных бактерий (Streptococcus pneumonie, Klebsiella pneumonie). Недостаточность местного иммунитета слизистых у детей приводит к возможности проникновения через эти входные ворота микрорганизмов - возбудителей респираторных и кишечных инфекций. Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов. Именно в связи с дефектностью клеточных механизмов защиты на протяжении всего периода детства сохраняется высокая степень риска заболевания туберкулезом в связи с широкой циркуляцией возбудителя туберкулеза. Чувствительность ко многим инфекциям резко возрастает у детей после 6 месяцев жизни, с момента утраты пассивного иммунитета - антител, полученных от матери. Риск развития инфекций в детском возрасте на фоне недоразвитой иммунной системы связан не только с опасностью для жизни ребенка, но и с опасностью отдаленных последствий. Так, многие неврологические заболевания взрослых людей этиологически связаны с перенесенными в детстве инфекциями: корью, ветряной оспой и др., возбудители которых не удаляются из организма в связи с низкой эффективностью клеточного иммунитета у детей, длительно сохраняются в организме, становясь у взрослых пусковыми моментами развития аутоиммунных заболеваний, таких как рассеянный склероз, системная красная волчанка.

Таблица 3-3.

Факторы риска, влияющие на иммунную систему детей,

ФАКТОРЫ РИСКА

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Инфекции

Специфическая вакцинация. Грудное вскармливание

Недостаточность питания

Грудное вскармливание. Конструирование детских пищевых смесей. Сбаллансированные детские диеты.

Приобретение повышенной чувствительности к антигенам окружающей среды, аллергизация

Предупреждение пренатальных контактов с аллергенами. Рациональное детское питание.Комплексы витаминов и микроэлементов. Грудное вскармливание

Экологическое неблагополучие

Рациональное детское питание. Комплексы витаминов и микроэлементов.

Психоэмоциональные стрессы

Разъяснительная работа с родителями, воспитателями, учителями. Комплексы витаминов и микроэлементов.

Чрезмерная инсоляция (УФ-облучение)

Строгое соблюдение режима дня, ограничение времени инсоляции детей

Постепенное заселение слизистых ребенка микроорганизмами способствует созреванию его иммунной системы. Так, микрофлора воздухоносных путей контактирует с МАЛТ респираторного тракта, микробные антигены захватываются местными дендритными клетками и макрофагами, которые мигрируют в региональные лимфоузлы, секретируют провоспалительные цитокины, что способствует повышению продукции гамма-интерферона и дифференцировке Th1. Проникающие через желудочно-кишечный тракт микроорганизмы являются основными двигателями постнатального созревания всей иммунной системы ребенка. В результате в созревающей иммунной системе устанавливается оптимальный баланс Th1 и Th2, ответственных за клеточный и гуморальный иммунный ответ.

По мере созревания иммунной системы ребенка, совершенствования механизмов специфического иммунного ответа повышается степень риска чрезмерного реагирования его иммунной системы на контакт с антигенами окружающей среды и развития аллергических реакций. Даже пренатальный контакт плода с вдыхаемыми матерью пыльцовыми аллергенами приводит к последующему развитию у новорожденного атопических реакций и заболеваний. Высокий риск развития атопических реакций у детей первых лет жизни связан с преобладанием у них дифференцировки Th2, контролирующих синтез иммуноглобулина E и повышенную секрецию гистамина базофилами и тучными клетками. Низкий уровень секреторного IgA на слизистых у детей способствует беспрепятственному проникновению аллергенов черзе слизистые респираторного и желудочно-кишечного тракта. Особенностью атопических реакций у детей первых лет жизни можно считать более высокую частоту пищевой и более низкую частоту пылевой/пыльцовой аллергии по сравнению со взрослыми. У детей нередко проявляется аллергия к коровьему молоку (2 - 3% детей в индустриально развитых странах). Коровье молоко содержит более 20 компонентов белковой природы, а многие из них способны вызвать синтез иммуноглобулина Е. Широкое распространение такой аллергии затрудняет искусственное вскармливание детей, заставляя искать адекватные заменители (например, соевые продукты).

Перенесенные инфекции оказывают стойкое неспецифическое действие на характер иммунного ответа ребенка на другие антигены. Например, среди детей, перенесших корь, вдвое снижена заболеваемость атопией и аллергией к домашней пыли по сравнению с детьми, не болевшими корью. Вирус - возбудитель кори вызывает системное переключение на дифференцировку Th1. Микобактерии, в том числе вакцина BCG, тоже являются активаторами Th1. После вакцинации детей вакциной BCG кожно-аллергическая туберкулиновая проба (показатель активного клеточного иммунного ответа) у них становится положительной и дети, имевшие до ревакцинации симптомы атопии, утрачивают их. В отличие от этого, вакцинация коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (АКДС), индуцирующей Th2-опосредованный ответ, не только не оказывает защитного действия от атопии, но может повышать частоту Th2-опосредованных атопических заболеваний у детей.

Фактором риска, влияющим на иммунную систему ребенка, является недостаточностью питания матери в период беременности или самого ребенка. . Между недостаточностью питания и инфекциями у детей отмечена взаимосвязь: с одной стороны, низкий социальный статус родителей, плохое питание ребенка способствуют ослаблению иммунной системы и повышению чувствительности к инфекциям, с другой стороны, инфекции ведут к потере аппетита, развитию анорексии, нарушению всасывания, т.е. к ухудшению питания. В связи с этим недостаточность питания и инфекции рассматриваются как два взаимосвязанных важнейших фактора, определяющих экологический фон заболеваемости детей, особенно в развивающихся странах. Показана прямая корреляция инфекционной заболеваемости детей в развивающихся странах со степенью отставания их массы тела от возрастной нормы, с которой коррелирует и низкая эффективность клеточного иммунитета.

Фактором риска для иммунной системы детей является стресс. Стрессогенной для ребенка первого года жизни является длительная разлука с матерью. У детей, рано лишенных материнского внимания, выявлены дефекты клеточного иммунитета, которые сохраняются на протяжении первых двух лет жизни ребенка.. Для детей дошкольного возраста важнейшими являются социально-экономические условия жизни семьи, которые могут стать для них причиной психосоциального стресса. Стресс, как правило, сопровождается временным угнетением механизмов иммунитета, на фоне которого резко повышается чувствительность ребенка к инфекциям. У детей, проживающих на Крайнем Севере, выявлено угнетение факторов неспецифической защиты (фагоцитирующих клеток, естественных киллеров), изменение соотношения в сыворотке крови отдельных классов иммуноглобулинов: повышение уровня иммуноглобулина M, снижение содержания иммуноглобулинов G, сниженное содержание секреторного иммуноглобулина A в слюне и снижение напряженности специфического противоинфекционного иммунитета, формирующегося в ответ на вакцинацию.

Стрессогенным фактором для детей является воздействие света через зрительную систему на определенные зоны мозга или через кожу. Видимый свет (400-700 nm) может проникать через слои эпидермиса и дермы и воздействовать непосредственно на циркулирующие лимфоциты, изменяя их функции. В отличие от видимой части спектра облучение ультрафиолетовыми лучами UV-B (280-320 nm), UV-A (320-400 nm), действуя через кожу, способно угнетать иммунологические функции. В наибольшей степени выражено угнетение ультрафиолетовым облучением механизмов клеточного иммунитета, продукции отдельных цитокинов и факторов роста. Эти данные заставляют рассматривать инсоляцию как один из факторов риска, влияющих на иммунную систему детей.

Одним из надежных методов активизации иммунной системы и профилактики инфекций у детей является вакцинация. Для обеспечения пассивного иммунитета новорожденного в первые месяцы жизни достаточно эффективна вакцинация беременных женщин: против столбняка, дифтерии, гепатита В, стафилококка, стрептококка. Новорожденных детей в течение первого года жизни вакцинируют против туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, полиомиелита с последующей ревакцинацией на протяжении всего периода детства и подросткового периода.

Повышение резервов иммуной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием . Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита, вызванного Haemophilus influenzae. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. На фоне грудного вскармливания повышается иммунный ответ детей на вводимые вакцины. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических заболеваний и аутоиммунного заболевания - целиакии. Один из компонентов грудного молока - лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя трнскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка (Рис.3-9).

Очень сложной является задача конструирования детских пищевых смесей, способных заменить грудное вскармливание не только по пищевой ценности, но и по стимулирующему действию на иммунную систему ребенка. Планируется вводить в такие смеси необходимые цитокины и ростовые факторы, полученные с помощью генноинженерных технологий.

Рациональное детское питание является одним из универсальных способов поддержания правильного развития и созревания иммунной системы и предупреждения инфекций и других заболеваний у детей, например, последствий стрессорных воздействий на иммунную систему ребенка. Молочнокислые продукты, содержащие живые молочнокислые бактерии, служат безопасным источником антигенов, которые действуют на уровне МАЛТ желудочно-кишечного тракта, способствуя созреванию антиген-презентирующих клеток и Т-лимфоцитов. Использование нуклеотидов в качестве пищевых добавок ускоряет созревание иммуной системы у недоношенных новорожденных. В качестве пищевых добавок для ослабленных детей рекомендованы: глютамин, аргинин и омега-3 жирные кислоты, способствующие установлению баланса клеточных и гуморальных механизмов иммунного ответа. Введение цинка в качестве пищевой добавки используется для нормализации массы тела и иммунологических функций у детей. В сыворотке недоношенных новорожденных концентрация витамина А (ретинола) значительно ниже, чем у доношенных, что является основанием для использования витамина А в качестве пищевой добавки для первых. Комплексы витаминов и микроэлементов рекомендованы для постоянного применения детям первых лет жизни, что способствует созреванию их иммунной системы (Табл.3-3).

Детям с выраженными проявлениями иммунодефицитов применяют заместительную терапию. Например, пытаются восполнить недостаток иммуноглобулина G введением донорского иммуноглобулина. Однако введенный донорский IgG имеет еще более короткий полупериод циркуляции в организме ребенка, чем материнский IgG. Профилактика инфекций при нейтропении у детей связана с использованием препаратов ростовых факторов: Г-КСФ и ГМ-КСФ, которые стимулируют миелопоэз, повышают количество и активность фагоцитирующих клеток в крови ребенка.